Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?

Занимаясь воспитанием ребенка, каждый родитель ставит перед собой задачу взрастить в нем полноценного члена общества, морально зрелую и гармоничную личность.

Задача, которую мы, родители, должны исполнить, сложна, поскольку имеет ряд противоречивых аспектов. К примеру, где быть строже, а где дать чаду волю.

Не каждый и не всегда видит грань между свободой ребенка и полной вседозволенностью.

Что мы формируем в растущем человеке, когда позволяем ему все: программируем его на счастье или калечим будущее? Для чего нужны рамки и что произойдет, если не ребенку на них не указать? А главное, чем опасна свобода в воспитании? Давайте разбираться.

В плену двух крайностей

Советская закалка наших родителей оставила психологический отпечаток и на нас, их детях.

Большинство представителей старшего поколения выросло в атмосфере строгости, при дефиците тактильного контакта и на принципах сурового воспитания.

Вбивание в голову ребенка прописных истин посредством отцовского ремня являлось обычной практикой. Что же касается объятий и поцелуев, старшие были на них чаще скупы, чем щедры. Проявление нежности считалось излишним.

Чтобы не повторить ошибок бабушек и матерей, современные родители ударились в другую крайность. Они решили позволять своим отпрыскам все. Баловали, исполняли все капризы, игнорировали даже самые незначительные наказания. Но положительного результата так же не достигли.

Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?

Современные специалисты в сфере психологии считают, что обе тактики заведомо провальные. При воспитании ребенка не нужно примерять на него отточенную модель и пытаться втиснуть в рамки ее принципов. Ребенка необходимо чувствовать.

И понимать, где нужно пригрозить пальцем, а где помочь расправить крылья. Психологи отмечают, что воспитание детей по методу вседозволенности намного опаснее авторитаризма, так как здесь отсутствует контроль и предсказуемость результата.

Вседозволенность в воспитании ребенка: ее мотивы и проявления

Когда ребенка любят слепо и сотворят из него кумира – это не забота. Это вседозволенность.

Если весь жизненный уклад семьи подчинен маленькому диктатору, все переворачивается вверх дном, а родителям отводится скромная роль обслуживающего персонала.

Так выглядит классическая картина модели воспитания, основанной на принципе вседозволенности. Но она может проявляться и в других формах. Рассмотри типичные родительские ошибки, допускаемые в формате воспитания по принципу «Можно все!».

Эгоцентризм: классика жанра

Диктатура ребенка проявляется уже с раннего возраста. Чувствуя вседозволенность, он смело переступает через родительское «нельзя». Манипуляции становятся неотъемлемой частью его поведения.

Именно эти дети устраивают истерики в общественных местах, требуют новогоднюю елку в августе и подснежники среди зимы. При этом «лупят» мам и бабушек лопаткой, не брезгуют колкостями и полностью игнорируют всякую критику.

В свое оправдание родители заявляют, что не хотят воровать у чада счастливое детство.

Согласитесь, титанические усилия в угоду ребенку очень изматывают. А малыш со временем требует все больше и больше, поскольку перестает ценить хорошее отношение. Для него норма, когда все прихоти исполняются по первому щелчку.

Непоследовательность

Отсутствие системы правильной реакции на детское поведение – это еще одно проявление вседозволенности. Непоследовательный родитель сегодня идет на поводу у своенравного чада с мыслью, что завтра накажет его по полной программе.

При отсутствии жизненного опыта ребенку сложно разделять понятия «можно» и «нельзя». Поэтому, нужно показать, что в семье присутствуют четкие правила. С вашей стороны важно самим соблюдать их, держать свое слово, в том числе и приводить угрозы в исполнение.

Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?

Услужливость

В страхе потерять любовь ребенка некоторые родители буквально покупают его расположение. Чаще такая вседозволенность наблюдается в семье, где родился единственный поздний и выстраданный ребенок. Чадо очень быстро осознает свою власть.

Для такого ребенка характерно вымогать игрушки в обмен на хорошее поведение. Манипуляции родительской любовью не прекращаются до старости. Меняются лишь игрушки.

Проявит ли «золотой» любимчик свою благодарность, будучи взрослым? Скорее нет, чем да.

Психологи уверены, что торговаться с ребенком и подкупать его нельзя. Запросы всегда будут только расти, а ваш авторитет обесцениваться. Поэтому ограничения следует озвучивать очень четко и не отступать от них. Так, ребенок поймет, что он зависит от вас, а не наоборот.

Безразличие

Невнимание к детям проистекает от отсутствия у родителей интереса к судьбе малыша. Это типичная ситуация для неблагополучных или многодетных семей, где дети предоставлены сами себе.

Их жизненные принципы формируются на основе собственных эмоций и незрелого искаженного восприятия реальности.

Последствия воспитания в условиях вседозволенности будут непредсказуемы, а будущее ребенка окажется под угрозой.

Разумеется, никому не дано знать, как сложится жизнь детей. Но, вашей задачей является дать ему четкое представление о морально-этических нормах поведения, сформировать качества, которые помогут в дальнейшем жить полной жизнью и быть успешным.

Меняем вседозволенность на свободу выбора

Здоровой альтернативой вседозволенности является свободное воспитание. Между этими понятиями лежит целая пропасть, хотя грань на первый взгляд кажется незаметной.

В чем отличие? Свободное воспитание формирует в детях осознание ответственности и права выбора, которым каждый обладает с рождения. Важно, что отныне последствия слов и дел отпрыска становятся целиком его заботой.

Это понимание формирует в нем взрослого человека, который впредь семь раз подумает, прежде, чем отрезать. Сначала это может показаться непривычным. А смена поведения родителей приведет его в негодование, и может стать поводом для истерики.

Но, преодолев критический порог, вы сделаете верный шаг на пути к моральному взрослению ребенка.

Принципы свободного воспитания

Важно, чтобы малыш чувствовал ответственность за свои поступки. Это базовый фактор свободного воспитания. К примеру, если он съест яблоко, предварительно не помыв его, это грозит ребенку расстройством желудка.

Если ребенок знает, что яблоко нужно помыть и намеренно не моет его, ограничьтесь предупреждением. Пусть последствия станут сугубо его заботой.

Скорее всего, малыш одумается, помоет яблоко, поскольку вы уже не давите на него, а больной живот ему не нужен.

Кроме того, родителям необходимо создать внутри семьи четкую иерархию. Так, ребенок осознает, что находится на родительском содержании, а значит, должен выполнять задачи, которые ему под силу. Это элементарное самообслуживание, посильная помощь по хозяйству и уважение старших.

Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?

Наличие семейного кодекса – один из важных аспектов свободного воспитания. Он является тем ограничителем, который не дает ребенку включить режим диктатора. Правила существуют для того, чтобы он мог видеть границы дозволенного.

Озвучивая их, вы упрощаете жизнь маленькому человеку, не посягая на его свободу. И никогда не отступайте от озвученных принципов.

Если дадите слабину хотя бы раз, ребенок обязательно воспользуется этим, и вернуть его в рамки окажется сложнее, чем вы думаете.

Несколько дельных советов родителям «золотого» чада:

  • Не допускайте торговаться с отпрыском. Для него это мощный рычаг манипулирования. Правила диктовать должны вы, а не маленький диктатор. Поощрения за хорошее поведение и успехи в школе, никто не отменял. Они являются сильной мотивацией для новых достижений. Но, покупать игрушку, чтобы чадо перестало биться в истерике, нельзя.
  • Прекратите тотально жертвовать собой в угоду детям. Есть вещи, которые они уже могут делать без вашей помощи. Занимаясь домашними делами, привлекайте детей выполнять посильные задания вместе с вами.
  • Обожание, граничащее с фанатизмом – это серьезный перекос в отношении с дитем. Отпрыск не должен находиться в центре вашей вселенной, отодвигая на дальний план остальные аспекты вашей жизни. Это одинаково губительно, как для него, так и для вас.

И главное: вложите в детей такие понятия, как «сострадание», «участие», «забота». Ему важно понимать, что в общении с близкими необходимо не только брать, но и давать.

Равноценный обмен эмоциями, добрыми делами, знаками внимания формирует в ребенке зрелую личность, человека, который позаботится о родных, придет на помощь в трудную минуту и даст стареющим родителям опору, в которой когда-то нуждался сам.

Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?

Что такое свободное воспитание – плюсы и минусы

Первым, кто заговорил о свободном воспитании, был философ Жан-Жак Руссо. Он утверждал, что ребёнок может расти счастливым, только когда наслаждается своей свободой, самостоятельно определяет лучшее для себя.

Идеи свободного воспитания также не давали покоя А. Ниллу, К. Н. Вентцелю, Р. Штейнеру, А. Макаренко и многим другим педагогам. Но так ли эффективны теории либерального отношения к детям – давайте разберемся вместе.

Особенности свободного воспитания

Свободное воспитание – предоставление маленькому человечку полного права выбора.

Читайте также:  Дети на курорте: омрачит ли отдых ротавирус?

Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?

При этом должны отсутствовать родительские наставления и критика, запрещается слово «нельзя». Если ребёнок поступает неправильно – значит он так захотел, и вы не в праве его ругать и наказывать. Также вы не должны выполнять за малыша то, что он делает самостоятельно: кормить, одевать, убирать игрушки.

Но не нужно путать либеральную позицию с попустительством.

Концепция свободного воспитания не означает безразличия к занятиям крохи. Наоборот, вы должны заблаговременно выстроить приемлемые рамки поведения, которых и будет придерживаться ребёнок.

Цель такого подхода – взрастить в чаде полноценную гармонично развитую личность. Для этого нужно прививать элементы самоорганизации с ранних пор.

Но есть одно «но»: многие родители тотально попадают под влияние детей и позволяют собой манипулировать. Это самая распространённая ошибка, «ломающая» всю методику воспитания.

Не нужно подчиняться ребёнку, позволяя собой командовать. Ваша задача – быть авторитетом, помогая крохе верно осознать свою позицию. Естественно воспитывать сможет не каждый.

У таких вольных взаимоотношений много сторонников и злопыхателей. Одни полагают, что такой подход портит характер и поведение ребёнка, другие же уверены в положительном влиянии. Свободное воспитание имеет свои «за» и «против». Давайте рассмотрим обе стороны этой концепции.

Преимущества гуманистических направлений

Теория свободного воспитания имеет ряд плюсов:

  1. Отсутствие стереотипов. Становление детской личности происходит без влияния чужих убеждений (часто ложных) и мыслей. Маленький человечек не знает «стадных чувств», он видит мир по-своему и формирует личную позицию.
  2. Доверие. Тёплая семейная атмосфера с отсутствием критики и принуждения порождает в ребёнке искренность, формируя доверительные отношения.
  3. Самостоятельный выбор. Дитя само определяет режим дня, свои увлечения и предпочтения. Вы не должны давить и заставлять. Это позволяет крохе в будущем быстрее и легче осознать своё жизненное предназначение.
  4. Отсутствие комплексов. У ребёнка не возникает мыслей о неполноценности либо о неправильном поведении, ведь его безоговорочно любят. Он уверен в правильности своих поступков и слов, наслаждается своей идеальностью.
  5. Открытость окружающему миру. Дети общительны, коммуникабельны, с охотой выражают собственные мысли, идеи. Любят принимать участие во всевозможных соревнованиях, конкурсах. В будущем ребёнок с лёгкостью поднимется по карьерной лестнице и завоюет общественное признание.
  6. Творческая жилка. Отсутствие запретов и навязывания родительского мнения позволяют самореализоваться. Малыш быстро осознаёт, что ему ближе, свободно совершенствуя заложенные природой задатки.
  7. Индивидуальность подхода. Малютка воспринимается как неповторимый уникальный индивид. Взрослые должны прислушиваться к мнению своего чада.
  8. Отсутствие принуждения. Это подразумевает не наставлять, не поручать, не критиковать, не наказывать. У крохи зарождается любовь к окружающим, так как он не видит насилия и жестокости.
  9. Эмоциональная стабильность. Здоровая психологическая атмосфера порождает корректное становление детской психики. Ребёнок не испытывает стрессов, страхов, нервозности.

Вольное воспитание способствует повышению самооценки, а возможность высказать свои мысли и самостоятельно принять решение увеличивают собственную значимость, достоинство.

Такие дети легко добиваются успеха, ведь у них сомнений и внутренних преград.

Недостатки естественного подхода

  • Либеральный стиль воспитания имеет множество «слабых» сторон, погрешностей.
  • Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?
  • Недостатки:
  1. Избалованность. Отсутствие запретов ведёт к бесконтрольному баловству. Дети переходят все грани, даже не подозревая об этом (ведь его не ругают). Настоящая проблема возникает в детском саду, когда малыша начнут критиковать и воспитывать по-иному.
  2. Отсутствие требовательности к себе. Когда от детей ничего не требуют, они не осознают, чего от них хотят. А нормы и правила позволяют крохе сориентироваться во «взрослом» мире и понять, как себя вести.
  3. Трудности в социализации. Свободно взрослеющий индивидуум воспринимает как должное любовь и обожание к себе, ведь он не испытывал ничего другого. Когда он сталкивается с сопротивлением, отторжением и непринятием, начинает замыкаться в себе, развиваются первые комплексы.
  4. Отсутствие ответственности. Малыши поступают как им заблагорассудится, и при этом не несут никакой ответственности. Родители всегда стабильно терпеливы и не требовательны. Но когда от детей начинают требовать в школе – они не знают, как выполнить задачу (ведь это не входило в их планы).
  5. Завышенная самооценка. Если чадо находится наравне с родителями, он переоценивает свою значимость, становится ложно уверенным в собственных возможностях. Ребёнка не будут принимать в социуме, он ощутит разочарование и безысходность.
  6. Падение родительского авторитета. Равноправие порождает вседозволенность. Малыш может начать унижать вас, но вы ведь не в праве его наказывать.

Либеральные взаимоотношения трудно реализовать даже в современном социуме. Вы можете практиковать этот стиль некоторое время в домашних условиях.

Но в детских учреждениях образования, куда ребёнок неизбежно попадёт, практикуются совсем иные методы воспитания. Педагоги не станут поощрять высокомерия и нежелания выполнять требуемое, что вызовет бурю негодования в малыше.

Тонкости либерального подхода по Вентцелю

Если вы всё же решились на вольное воспитание, можете ознакомиться с любопытными идеями К. Н. Вентцеля – знаменитого пропагандиста естественного воспитания. Основная идея, которую нёс гуманист, – уважение детской личности.

  1. Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?
  2. Вначале 20 века педагог даже организовал Дом свободного ребёнка, в котором к детям относились как к товарищам, и помогали только в случае их просьбы.
  3. Автор теории естественного воспитания утверждал, что удовлетворение желаний ребёнка способствует его гармоничному душевному развитию.
  4. Исходя из этого, педагог ставил к воспитательному процессу такие задачи:
  • породить в ребёнке желание получать новые знания;
  • делать акцент на самовоспитании и самообразовании – чтобы дети изучали то, что им интересно;
  • формировать у малыша нравственные ценности, опираясь на собственный опыт;
  • создавать социум свободных личностей на основе самоуправления.

Педагог настаивал, чтобы дети сами себя обслуживали, умели ухаживать за животными, свободно занимались трудом, искусством, игрой.

А взрослые должны лишь удовлетворять их любознательность и предоставлять им нужную информацию.

Профессор полагал, что только через вольные взаимоотношения можно построить дружелюбное и толерантное общество.

Вентцель протестовал против школьной модели образования, он предлагал отменить календарное планирование и программы уроков. Гуманист вообще отрицал пользу от школы. Он стремился развиться в детях инициативу и творчество, не осознавая, что переоценивает маленьких личностей, идеализируя их.

Заключение

Поймите, что невозможно подобрать единый метод воспитания для всех детей, будь то свободный стиль либо авторитарный. Каждый малыш имеет свой темперамент и амбиции – необходима индивидуализация.

Чтобы понять, какой воспитательный стиль вам ближе, изучите своего малыша, его поступки и действия. Возможно наилучшим вариантом станет совмещение подходов, ведь метод «кнута и пряника» ещё никого не подводил.

Свободное воспитание: плюсы и минусы

В 21 веке возобновился интерес к воспитанию детей свободой. По всей Европе и в ряде городов России открываются развивающие центры, сады и школы по этой методике.

Одни считают, что свободное воспитание портит детей, другие — что расширяет границы возможностей ребенка. Принимая ту или иную сторону, хорошо бы ознакомиться с обеими. Порой результат превосходит ожидания, а иногда на исходе получаем далеко не то, что хотелось бы. Рассмотрим сильные и слабые стороны либерального воспитания.

Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?

Читаем также: Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения

Плюсы

  • Отсутствуют шаблоны и стереотипы. Нет уравниловки, навязанной модели поведения: что и как должен делать. Ребенку не прививают стадного чувства «Быть как все!». На него не воздействуют общины, индивидуумы с ложными убеждениями и субъективными оценками. У маленького человека формируется личная позиция, видение мира и собственное мнение.
  • Доверительные отношения. В семье, где нет принуждения, а слабости и недостатки воспринимают как особенности характера, царит дружеская атмосфера, теплые отношения и полное доверие. Здесь нет секретов, недопонимания и обид.
  • Свобода выбора. Ребенок сам определяет режим дня и досуга, сколько ему кушать и когда ложиться спать, чем заниматься и какие кружки посещать. Нет давления. Малыш свободен в своих предпочтениях и выбирает собственный путь развития. Таким людям в будущем проще найти свое предназначение в жизни, ведь они с детства приобретают опыт самостоятельных решений. Знают свои склонности и чего хотят.
  • Открытость и коммуникабельность. Дети, воспитанные свободой, открыты миру. В любой ситуации чувствуют себя уверенно. Имеют обширный словарный запас и не стесняются выражать собственную точку зрения. Активно участвуют в выступлениях, диспутах, соревнованиях. Достаточно амбициозны и инициативны, что не остается незамеченным. Им будет проще завоевать признание общества и пробиться по карьерной лестнице.
  • Развитие творчества. Это возможность самореализоваться. Снятие границ и запретов, ликвидация навязанного выбора позволяет в полной мере раскрыться способностям. Ребенок самостоятельно определяет свои увлечения и интересы, открыто проявляет творчество. Свободно развиваются задатки заложенные природой.
  • Ответственность. Свобода выбора обязует детей с раннего возраста нести ответственность за неправильное поведение и ошибки. Ребенок учится взвешивать решения, думать наперед, видеть последствия, решать проблемы самостоятельно. Это бесценный опыт. В будущем он не станет перекладывать вину на плечи другого, не впадет в депрессию при малейшей неудачи и найдет выход из любой ситуации.
  • Индивидуальный подход и уважение. Каждый малыш воспринимается как уникальная личность. Взрослый прислушивается к мнению и желаниям маленького человека. Методы воспитания и воздействия на ребенка подбираются индивидуально, учитывая особенности характера.
  • Нет насилия. Ребенка ни к чему не принуждают. Воспитание свободой предполагает отсутствие каких-либо наказаний, наставлений, поучений. У малыша формируется положительное отношение к окружающим его людям. Не видя жестокости и насилия, он сам не станет ее проявлять.
  • Здоровая психика. Положительный психологический климат и дружеская атмосфера создают благоприятную почву для нормального развития детской психики. Ребенок огражден от запретов, криков, наказаний. Его не тревожат агрессия, нервозность, страх. Малыш растет эмоционально уравновешенным.
  • Высокая самооценка. Участие в семейных делах, возможность высказывать личное мнение повышает чувство собственного достоинства, значимости. Развивается здоровая самооценка. Такие дети уверены в себе, целеустремлённы, нацелены на успех. У них отсутствуют внутренние запреты и преграды. Именно этот фактор позволяет продвигаться вперед и добиваться успеха.
Читайте также:  Аритмия и беременность: что делать?

Минусы

Воспитание свободой несет в себе существенные преимущества. Однако, как и любая система, она имеет погрешности. С какими же проблемами может столкнуться ребенок и какие трудности ожидают родителей, решивших воспитывать чадо либеральным стилем?

  • Баловство. Поскольку многое позволено и практически нет запретов, малыши часто вырастают избалованными. Если внутри семьи родитель и ребенок смогли найти некий компромисс, то вне дома возникают проблемы. В детском саду, в школе, где установлена дисциплина и определенные нормы поведения, ребенка может встретить жесткая критика и нетерпимость к его шалостям.
  • Нет требовательности к себе. На самом деле, дети любят правила и требования. Для них это своего рода маячки, по которым они ориентируются в мире взрослых и серьезных людей. Зачастую малыши, воспитанные свободой, не умеют быть требовательными к себе и от этого страдают. Столкнувшись с запретами и строгостью, они не понимают, чего от них хотят. Реальная действительность может вызвать в них агрессию.
  • Сложности в общении. Свободная личность привыкает к тому, что близкие люди воспринимают его таким, каков он есть. Для ребенка это естественно. Он убежден, что весь мир должен принимать и любить его. Выслушивать детские доводы и рассуждения, считаться с мнением. Ожидая особого к себе отношения, ребенок сталкивается с сопротивлением, испытывает трудности в общении.
  • Завышенная самооценка. Малыш наравне со взрослыми — это может сыграть злую шутку. Уверенность без труда перерастает в самоуверенность. Переоценивание собственных возможностей нередко приводит к краху в начинаниях. Результат — отсутствие признания обществом, непонимание, разочарование, депрессия.
  • Не всем подходит. Есть дети, которым правила просто необходимы. Они плохо чувствуют границы «хорошо-плохо». Дезориентация приводит к баловству, капризам, детским истерикам, непониманию. Поскольку нет одинаковых детей, насколько оправдано применение «свободного» метода воспитания для всех без исключения?
  • Родители — не авторитет. Родителям тяжело поддерживать авторитет в глазах малыша. Равноправие взрослого и ребенка стирают границы дозволенного. Ведь дети и балуются, и дерутся, значит и со взрослым так вести себя можно: не слушаться, кривляться, ударить. Однако ругать и наказывать ребенка — не соответствуют методу свободного воспитания. Договориться по-хорошему не всегда получается. Как быть?
  • Дорого. Частные сады и школы, работающие по данной методике, стоят дороже обычных. Нанимать воспитателя на дом тоже недешево. Можно воспитывать дошкольника самостоятельно, но тогда придется пожертвовать доходом одного из родителя.
  • Трудно реализовать. Отсутствие или удаленность специализированных учебных заведений затрудняют реализацию данного метода. Допустим, дошкольника воспитывать могут родители. Но далее ему предстоит пойти в школу. Учебные заведения государственного образца работают по другой методике. Специализированных школ недостаточно. Самостоятельно в полной мере реализовать свободное воспитание смогут лишь те родители, в округе которых функционирует «школа свободного стиля».

Нужно понимать, что единого для всех малышей метода воспитания быть не может.

Помимо того, что дети разного пола, они еще отличаются по типу темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики, плюс их всевозможные комбинации.

Невозможно создать универсальный способ решения задачи. Как нельзя придумать книгу, которую бы читали все, фильм, который бы удовлетворял интересы всего общества.

Скромным и застенчивым требуется больше свободы, шустрые холерики нуждаются в правилах, шалунам необходимы границы. Поскольку дети разные, то и метод, и приемы воспитания будут отличаться.

Читаем также: Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения

Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания? Вам также может понравиться

Последствия свободного воспитания для ребенка и методы их предотвращения. Можно ли растить ребёнка без запретов и контроля?

Он же ребенок – в чем опасность свободного воспитания?

Свободное воспитание направлено на развитие самостоятельности ребенка, однако оно не способствует становлению личности. В большинстве случаев такой метод воспитания практикуют родители, которым всё равно с кем их ребенок проводит время и чем он занимается. Свободное воспитание можно встретить как в неблагополучных, так и в материально обеспеченных семьях, в которых отсутствует духовная связь с ребёнком. Иногда такой метод практикуют интеллигентные семьи, где родители — очень образованные люди, уверенные, что лишь путем воспитания без запретов можно вырастить свободного и счастливого человека.

Последствия свободного воспитания для ребенка

В семье для ребёнка главный регулятор свободы действий — родитель, который в силу своих убеждений позволяет всё. В обществе же контроль над ребёнком осуществляют посторонние люди — учителя, полиция.

Существуют также социальные нормы и законы, которые нельзя нарушать, даже если родители не против.

В голове ребёнка происходит когнитивный диссонанс, потому что он привык действовать по своему усмотрению, а теперь сталкивается с многочисленными запретами и ограничениями.

Ребёнок становится капризным и тревожным. Он теряется в океане жизни, потому что не видит ориентиров, не отличает хорошее от плохого. Ситуация неопределённости порождает внутреннюю тревогу и неуверенность в себе.

Это состояние усугубляется ещё и тем, что ребёнок столкнулся с ним будучи неподготовленным — ещё вчера было можно, а сегодня уже нельзя. Ребёнок не понимает почему так происходит и не знает что делать в этой ситуации.

Как предотвратить последствия свободного воспитания?

В первую очередь следует научиться говорить ребёнку «нет», вводя ограничения, необходимые для жизни и личности. Если ребёнок уже достиг подросткового возраста, начинать нужно с малого.

Можно вводить лёгкие бытовые правила, которые нужно обязательно соблюдать, выполнять какой-либо ритуал. Например, каждую субботу мыть посуду за всей семьёй, убирать вечером комнату.

Необходимо начать с немногочисленных ограничений, но обеспечить контроль их выполнения. В случае необходимости нужно поддерживать ребенка.

Исправление такого типа воспитания подчиняется простым алгоритмам действий — родители должны понять, что не всегда нужно принимать позицию ребенка там, где его интересы сталкиваются с интересами школы, других детей или общества. Последствия могут оказаться дороже пренебрежения.

Последствия свободного воспитания детей

С каждым годом все больше родителей делают выбор в пользу свободного воспитания. Этот педагогический подход известен миру уже около трех столетий и считается наиболее естественным. Но последствия свободного воспитания детей не всегда радуют.

Почему так происходит и как это предотвратить? Чтобы избежать ошибок, родителям нужно понять основные принципы свободного воспитания детей.

Что такое свободное воспитание

Суть педагогического метода – позволить малышу следовать своим желаниям, не останавливая его критикой и строгими запретами. Считается, что так он в полной мере сможет раскрыть свои способности.

Ему позволяют самому решать, когда кушать, спать, заниматься. Слова «должен» и «надо» исключают из обращенной к малышу речи. Родители становятся его друзьями, а не наставниками.

Обучение происходит путем развития у детей интереса к процессу, а не с помощью принуждения. Очень важен индивидуальный подход.

Ругань и физические наказания не допускаются даже при серьезных проступках. Основным средством искоренения нежелательных наклонностей становятся беседы, объясняющие последствия тех или иных поступков, и переключение чада на более полезные занятия.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

Практикуя этот подход, родители нередко допускают ошибки. Первая из них – путать свободу с попустительством и вседозволенностью.

Читайте также:  Контрацепция при грудном вскармливании – что выбрать?

Важно помнить, что метод не подразумевает безразличия к поведению детей и их поступкам. С ранних лет малышу нужно прививать нормы морали, учить его самоорганизации и правильному взаимодействию с окружающими.

Вторая ошибка – позволять крохе собой командовать. Недопустимо во всем потакать малышу и делать вместо него то, с чем он вполне справится сам. Родители не должны терять авторитет в глазах детей и становиться их марионетками.

Негативные последствия

Что может произойти, если свободу выбора заменяют попустительством и вседозволенностью? Наиболее вероятные последствия:

  • Ребенок не сможет нормально адаптироваться в социуме. Если родители не привили ему общепринятых норм морали и поведения, рано или поздно он все равно столкнется с реальностью, в которой посторонние люди не станут делать скидки на его воспитание. В итоге ему будет очень сложно понять, откуда взялось столько запретов и ограничений.
  • Возрастет уровень тревожности. Если взрослый не является для малыша авторитетом, он не чувствует себя в безопасности, становится неуверенным и капризным.
  • Ребенок становится манипулятором. Попустительство и потакание любым прихотям развивает в детях желание добиваться своего любой ценой, шантажируя родителей и окружающих.

Отдаленным последствием является формирование личности, неспособной понимать чувства других людей. Повзрослев, такие дети становятся неуправляемыми и нередко имеют проблемы с законом.

Как их предотвратить?

Предотвратить нежелательные последствия свободного воспитания детей поможет выставление четких рамок поведения. Малышу нужно донести общепринятые правила взаимодействия с окружающими, научить отличать хорошие поступки от плохих, привить бытовые навыки.

Дети не должны быть предоставлены сами себе. Взрослый находится рядом с ними как друг, но в то же время, защитник и наставник.

Очень важно, чтобы ребенок смог почувствовать последствия своих поступков. Нельзя поддаваться детским капризам и исправлять ситуацию, прежде чем он над ней задумается – собирать разбросанные игрушки, покупать новые взамен сломанных по первому требованию и т. д.

Свободное воспитание детей – педагогический метод, позволяющий сформировать гармонично развитую и уверенную в себе личность. Но чтобы этого добиться, нужно уделить малышу много внимания, найти к нему подход.

Воспитание – это всегда большой труд. Не стоит надеяться, что дети «как-нибудь сами справятся» или «жизнь их всему научит». Без постоянного контроля свободное воспитание превратится в попустительство, и даст совсем не те результаты, на которые рассчитывают родители.

Яна Семич,
специально для Mama66.ru

Почему нельзя в строгости воспитывать ребёнка. К чему приводит жёсткое воспитание

  • — Как проводились исследования.
  • К такому мнению пришли ученые Питтсбургского университета, изучившие прямые и косвенные последствия строгого воспитания в формировании поведения ребенка.
  • В ходе такого исследования выяснилось, что подростки, чьи потребности не удовлетворяются близкими людьми, в первую очередь родителями, ищут подтверждения своей значимости у других.

Ученые отобрали 1482 участники, по которым они наблюдали в течение девяти лет.

В исследовании принимали участие дети разного возраста, расы, из разных социальных слоев и городов. Главной задачей детей было сообщать о проявлениях вербальной или физической агрессии к ним со стороны родителей.

При этом ученые собирали информацию об общении участников исследования со сверстниками, их склонность к преступности, сексуальное поведение и успехи в учебе. Результаты показали, что последствия строгого воспитания значительно печальнее, чем считали родители.

— К чему приводит строгое воспитание ребёнка.

Сторонники строгого воспитания считают, что прививают своим чадам дисциплинированность, уважение, определенную самостоятельность, аккуратность. Однако, как оказалось в ходе исследования, такая манера воспитания только вредит.

Опрашиваемые, которые заявляли о родительской агрессии, к концу исследования были более склонны подчиняться авторитету сверстников, проявляли рискованное поведение и рано начинали половую жизнь. В свою очередь это приводило к низкой успеваемости.

Давайте попробуем подробнее разобраться в том, к чему может привести такой способ воспитания. И чего не стоит делать, чтобы воспитать социально полноценно и психологически здорового ребенка.

— Отсутствие самодисциплины и ответственности у детей.

Жесткие рамки в воспитании дают лишь временный эффект и не позволяют взять ребенку ответственность за свои поступки. К тому же, никому не нравится тотальный контроль, появляется внутренний протест. Поэтому ребенок и начинает делать «назло», умышленно отстраняться от родителей и делать то, чего не позволяют.

Лучший способ — это разговор о том, к каким последствиям может привести определенное поведение или поступки. Если ребенок все же не послушал, сломал, разлил или потерял что-то, не стоит сразу кричать!

Нужно объяснить, почему так произошло и дать возможность исправить положение самому ребенку: дать тряпку, чтобы вытер сам разлитое или нашёл потерянную вещь.

— Несамостоятельность и безынициативность детей.

Послушный ребенок действует только по указаниям. Это приводит к нехватке самостоятельности и нежелание проявлять минимальную инициативу и участие в собственной жизни.

Из таких детей не получится ни лидера, ни самодостаточной личности — ведь ваше чадо, даже во взрослом возрасте, будет искать человека, который скажет, что и как нужно делать.

Чтобы избежать этого, дайте ребенку больше свободы! Пусть сам выбирает, чем он хочет играть — красками или пластилином, какую книгу хочет читать далее. Предлагайте малышу самостоятельно выбрать место прогулки или варианты возможного досуга.

— Склонность к агрессии и депрессии.

Агрессия и депрессия появляются потому, что авторитарное воспитание подразумевает неприятие родителями определенных аспектов психики ребенка и нежелание помочь ему, при возникновении сложных эмоций и чувств. Дети остаются наедине со своими эмоциональными импульсами, вследствие чего, чувствуют себя одинокими.

Прежде всего, нужно интересоваться предпочтениями ребенка и участвовать в происходящих событиях в жизни вашего малыша, а дальше — подростка.

— Подверженность чужому влиянию.

Когда ваш ребенок маленький, проще и удобнее, чтобы он со всем соглашался и не настаивал на своих желаниях. Однако, он становится старше и тогда послушание перерастает в слабохарактерность. Такой подросток соглашается на любые правила игры, пойдет с кем угодно и куда угодно, только потому, что боится сказать «нет».

Будьте внимательны к желаниям своего малыша. Не нужно категорически протестовать или наказывать его за неповиновение — аргументировано объясните, почему его желание осуществить невозможно. Если вы сомневаетесь, то попросите малыша объяснить вам, почему его просьба должна быть выполнена.

Таким образом, ребенок научится аргументировать и отстаивать свою собственную точку зрения. — Ребенок начинает врать.

Если ребенок постоянно воспитывается по принципу «делай то, что я говорю», в нём просыпается протест. Такие дети склонны попадать в неприятные ситуации и начинают врать родителям, чтобы избежать определенных наказаний, ссор или неприятных разговоров.

Лучшим способом предупредить возникновение такого поведения — это аргументировано доказать ребенку, почему ваш вариант целесообразен. Но если все же родителям не удалось убедить отпрыска, то лучше принять его предпочтения.

— Низкая самооценка ребенка.

Строгость родителей, даже если она в определенных случаях обоснована, заставляет ребенка задуматься над тем, достаточно ли он хорош, чтобы быть вашим ребенком. Ведь, когда его так часто ругают, осуждают, указывают, значит, с ним что-то не так. Все это приводит к низкой самооценке. В таком случае ребенок будет делать все, чтобы только заслужить вашу любовь и уважение.

В первую очередь дайте понять, что любовь не нужно заслуживать, вы и так его любите, цените, и гордитесь им. Ребенок, чувствуя вашу поддержку, будет пытаться достичь большего.

— Гиперкомпенсация ребенка.

Очень часто послушные дети в подростковом возрасте «уходят в отрыв». Они подвергаются дурному влиянию, заводят вредные привычки — все это попытка компенсировать дефицит свободы в детстве.

Дайте ребенку больше свободы, позволяйте гулять, проводить время наедине со своими мыслями и делами, чтобы его личность могла комфортно развиваться, не упираясь в рамки родительских запретов.

Психологи отмечают, что оптимальной стратегией воспитания является «авторитетное воспитание» или «ограничения с соучастием». То есть происходит установление определенных границ, но с соучастием.

Дети придерживаются границ только тогда, когда они установлены с любовью. Необходимо установить разумные пределы и озвучить свои ожидания. Это нужно делать с любовью и безусловной поддержкой.

Сочетание ограничений и соучастия — золотая середина, которая поможет правильно воспитать ребенка и достичь максимальных результатов самому ребенку во всех сферах жизни.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector