Нужен ли ребенку репетитор?

Репетитор в началке — абсурд?

Нанимать репетитора в начальной школе — это полный абсурд. Так полагают большинство родителей из числа тех, кто отправляет своих детей в первый класс. К концу второго многие из них уже не считают это чем-то из ряда вон выходящим, а в 4-м классе репетиторы есть более чем у половины класса. С чем это связано?

— В первом классе мы учились у молодого неопытного педагога. Отметки нам не ставили, — рассказала мама ученицы начальной школы Ольга Владимировна из Подмосковья. — Раньше я тоже одобряла безоценочную систему, боялась, что плохие отметки негативно скажутся на психике ребенка.

В начале второго класса выяснилось, что по русскому языку Маша программу первого класса почти не усвоила и начала получать «тройки» и «двойки», пришлось заниматься дополнительно. Потом я узнала, что как минимум 8 человек из нашего класса тоже посещают репетиторов.

Нагнать программу мы смогли только через полтора года.

Оксана Лунина из Калуги уже заранее копит деньги на репетитора для ребенка к 4-му классу: «Я считаю, что в 1–3-х классах программу освоить не сложно, а вот к 4-му классу нужно заниматься усиленно. Именно в этот период лучше уже определиться, по какому предмету у ребенка есть способности.

В вузы сейчас бешеный конкурс, и чтобы поступить на бюджет, нужно готовиться буквально с начальной школы. За бесплатные места огромная конкуренция, а в большинстве школ дают лишь поверхностные знания.

В 5-м классе мы будем поступать уже в специализированную физико-математическую школу, а там огромный конкурс и без репетиторов не пробьешься».

У педагогов своя позиция.

«На самом деле все просто: учитель занимается с ребенком наравне с другими учениками, по общей программе для всех. И если твое чадо, откровенно говоря, «дерево» и не способно усвоить материал, то ищи репетитора.

Но самое интересное в том, что репетитор не несет никакой ответственности за результат.

А вот учитель из-за плохих показателей класса карается санкциями со стороны администрации», — считает Василий, молодой учитель из Омска.

«Утром наблюдаю такую картину: перед гардеробом единицы первоклашек сами переобуваются, остальных же обслуживают родители. Так же и с домашним заданием, дети привыкают его делать вместе с родителями. А когда у тех силы кончаются, они нанимают репетиторов», — говорит педагог Юлия Владимировна из Сургута.

Педагог-психолог Ульяна Косорова считает, что учитель и плохая школьная программа не всегда являются виновниками отставания детей в начальной школе.

— Очень часто родители думают, что их ребенок плохо учится, потому что учитель непонятно объясняет материал. В реальной ситуации мы видим, что одни дети в классе хорошо усваивают материал, а другие — плохо.

Почему такое происходит? Во-первых, есть некоторые физиологические причины. В последнее время все чаще встречаются так называемые гиперактивные дети.

Это школьники с синдромом дефицита внимания, неврологическими и поведенческими нарушениями, которые развиваются в детском возрасте. Процессы возбуждения у них доминируют над процессами торможения.

Говоря простым языком, они не могут сконцентрироваться и пяти минут, что уже говорить о целом уроке. Причины такого поведения обусловлены генетическими факторами или ранними органическими поражениями нервной системы, последствия которой могут сохраняться до подросткового возраста.

Второй причиной плохой успеваемости ребенка может быть негативная обстановка в семье. Например, развод родителей, смерть любимого питомца, переезд. Особенно следует отметить, что многие мамы слишком опекают своих детей.

Они буквально ходят по пятам за ними: помогают с уроками, решают за них задачи, как будто без них ребенок не справится. Такой школьник не приучен к самостоятельности, и на уроке без маминого локтя он теряется. Со временем ему начинает нравиться такая пассивная роль — он просто ленится.

Часто факторами, которые влияют на плохую успеваемость, могут служить плохие отношения с одноклассниками, отсутствие симпатии к учителю, кроме того, ученику может быть просто не слышно учителя с задней парты или не видны записи на доске.

Поэтому, прежде чем нанимать репетитора, выясните, нужен ли он вам на самом деле. Возможно, успеваемость можно улучшить другими способами.     

Нужен ли ребенку репетитор? Геннадий Черкасов

Педагог не ценою красен

Родители выделяют три основные причины, по которым они нанимают репетиторов в средней школе: подтягивание слабого ученика, подготовка к поступлению в сильную школу и к сдаче государственных экзаменов в 9-х и 11-х классах.

Чаще всего дополнительные занятия требуются ученикам, которые отстают от всего класса в изучении одного или нескольких предметов, проще говоря, не тянут школьную программу.

Правда, в некоторых случаях подобное случается, когда родители переводят ребенка в более сильную школу, объективно не рассчитав его силы.

— Весь 3-й и 4-й класс я сама постоянно занималась с сыном, чтобы он поступил в престижную математическую гимназию, — рассказывает Алена из Москвы. — В конечном итоге большими трудами нам удалось в 5-м классе пробиться в учебное заведение. Вот только поступить туда оказалось проще, чем учиться.

Нахватав приличное количество «двоек» и «троек» по математике, нам пришлось обращаться к репетитору. Педагог оказался порядочным, он сразу сказал, что мой сын не математического склада и не потянет сильную программу нашей школы. Но я не поверила, а зря, в конце концов в 7-м классе нам все равно пришлось сменить учебное заведение.

Сейчас сын учится в школе с биологическим уклоном и с программой вполне успешно справляется самостоятельно.

Одним из самых популярных репетиторов нашего времени уже не первый год остается учитель английского языка. К помощи этого педагога прибегают не только слабые ученики, но и круглые отличники. И причина этого — в глобальной проблеме с преподаванием иностранных языков в наших школах, которая тянется еще с советских времен.

В большинстве учебных заведений английский преподается на крайне низком уровне, поэтому тем, кто хочет выучить язык, нужно заниматься дополнительно, по сути, все 11 лет. Цены на услуги иностранцев в Москве варьируются от 500 до 5000 рублей в час, в среднем родители платят 1000–1500 рублей за занятие.

Для достижения хорошего результата нужно приглашать педагога не реже 2 раз в неделю. Помимо иностранных языков в первой тройке по популярности оказались и преподаватели русского языка и математики.

Это тоже весьма предсказуемо, так как многие родители нанимают репетиторов, чтобы подготовить свое чадо к поступлению в престижную школу или к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. А математика и русский язык обязательно требуются и в том и в другом случае.

Нужен ли ребенку репетитор? Геннадий Черкасов

Ситуация с репетиторами, готовящими в востребованные школы столицы, на данный момент сложилась весьма неоднозначная. Цены на услуги педагогов различаются на порядок, и несведущему родителю будет очень сложно разобраться, кроется ли за высокой ценой реальное качество подготовки.

— К сожалению, с помощью Интернета хорошую рекламу себе сейчас ухитряются делать люди, которые реально подготовить ребенка просто не могут, — объясняет учитель математики одной из топовых московских школ. — Я занимаюсь подготовкой детей в 5-й класс, беру 2,5 тысячи рублей за полтора часа.

В этом году ко мне пришла девочка, она целый год занималась у репетитора, который брал 5 тысяч рублей за занятие в группе из 4 человек. Этого реально способного ребенка он ничему не научил, в прошлом году экзамены в выбранную школу она завалила.

Конечно, я тоже не могу гарантировать поступление всем детям, но поступивших среди моих учеников достаточно много. Насколько мне известно, в ряде топовых школ есть учителя, занимающиеся репетиторством, которые непосредственно участвуют в приеме экзаменов.

Расценки у них достаточно высоки, доходят до 10 тысяч за одно индивидуальное занятие, но они реально помогают в поступлении. Правда, таких людей мало, поскольку подобные действия администрации школ, естественно, категорически не одобряют.

По мнению бывалых родителей, дети которых уже учатся в престижных школах, самый надежный выбор репетитора — это извечное сарафанное радио.

Для успешной подготовки нужно выйти на родителей учеников, успешно сдавших экзамены в определенную школу, и попросить контакты их преподавателя.

Делать все нужно заблаговременно, большинство востребованных педагогов набирают учеников на следующий учебный год еще в апреле-мае.

Есть также альтернативный вариант: многие мамы и папы уверены, что для поступления в хорошую школу совершенно необязательно тратить деньги на репетитора, а можно подготовить ребенка самому.

— Сейчас очень много возможностей для самостоятельной подготовки, — говорит мама 7-классницы из Медведкова. — Например, по математике можно записаться на очные или дистанционные курсы, где учат решать олимпиадные задачи.

Дистанционка стоит всего 1,5–2 тысячи в год, и ездить никуда не нужно.

Кроме того, на сайте каждой школы можно найти варианты вступительных задач и общие требования к знаниям поступающих и дальше уже готовиться по этим материалам.

Проблема глазами репетитора

У репетиторов свой взгляд на вещи. Любовь Ивановна из Подмосковья — педагог с 40-летним стажем работы в школе — не ожидала, что в солидном возрасте станет репетитором, которого рвут на части.

— Причиной резкого увеличения обращений к репетиторам я считаю недостаточное количество часов для изучения предмета в школах. Ну и, конечно, кадровый голод в регионах и низкие зарплаты учителей, которые лишены мотивации к работе.

Не каждый сегодня будет работать на совесть, если с телевизора транслируются другие ценности. А профессия учителя перестала быть престижной.

Еще одна распространенная причина — это амбициозность родителей: многие из них хотят, чтобы их ребенок был лучшим, в то время как способности у их детей, скажем, средние.

Особенно такая тенденция прослеживается у тех родителей, кто сам учился на 2 и 3, но в жизни чего-то достиг. Те же, кто был отличником, относятся к учебе своих же детей менее скрупулезно. Хотя генетический фактор никто не отменял: от осинки редко рождаются апельсинки.

— Кто к вам приходит чаще всего — отличники или двоечники?

— Ко мне обращаются ребята с разным уровнем знаний. Но тут есть один секрет. Из троечника отличника сделать очень тяжело. Я всегда рекомендую родителям слабых учеников заниматься большее количество часов.

Но часто они могут позволить себе только ограниченное число занятий. В такой ситуации результата не будет. А вот с «четверки» на «пятерку» вытянуть ребенка легко. Поэтому репетиторы с именем стараются не брать троечников и двоечников.

Читайте также:  10 способов борьбы и профилактики послеродовой депрессии

Только отличники смогут создать хорошую репутацию.

Нужен ли ребенку репетитор? Геннадий Черкасов

— Что главное в работе репетитора?

— Главное, конечно, хорошо знать свой предмет и постоянно развиваться в нем. Программа сейчас более сложная, чем 20 лет назад. Чтобы решить некоторые задачи, мне самой иногда нужно хорошенько подумать. Когда ребенок приходит, я вначале его тестирую и сообщаю родителям о его уровне знаний. Золотых гор не обещаю.

Но когда они сдают экзамены, конечно, очень переживаю. Ведь их отметка — это и моя отметка. Однажды мой ученик хотел получить «пятерку», а сдал на «четыре», но сообщил, что сдал на высший балл. Только потом я выяснила, что он получил «четыре». Мальчик, видимо, не хотел меня расстраивать, это очень меня умилило.

    

— Репетитором в наше время может стать практически каждый, насколько велика конкуренция в этой области?

— Когда я работала учителем начальных классов в школе, даже подумать не могла, что для таких маленьких детей потребуются репетиторы. Сейчас ко мне приходят дети начиная с 6 лет на занятия по подготовке к школе.

Я живу в небольшом городе, поэтому тут не чувствуется большой конкуренции среди репетиторов.

Тут школы сегодня испытывают кадровый голод — лучшие учителя нашего региона едут в Москву на заработки, и меня, несмотря на солидный возраст, каждый год зовут вернуться в школу.

Хочу отметить, что 100% гарантии на поступление в престижные школы не дает даже очень хороший репетитор. Во многом это лотерея, допустим, на экзамене ребенок растерялся и не смог решить то, что прекрасно знает. То же самое может произойти на ЕГЭ и ОГЭ.

У меня были случаи, когда сильные ученики показывали на экзаменах более низкий результат, чем слабые, риск есть всегда. Ребенок должен не только хорошо знать программу, но и быть психологически готов к испытаниям, кому-то это дается легче, кому-то нет.

   

Школьная пора: нужен ли ребенку репетитор

Работа, готовка, уборка, стирка… Мы часто не успеваем заметить, когда ребенку нужна помощь в учебе.

Родители настолько заняты, что составляют мнение об одаренности своего школьника, исходя из оценок в его дневнике.

Но появление «двоек» совсем не означает, что ребенок стал глупее. На то есть много других причин: отвлекаемость во время подготовки домашнего задания, желание привлечь внимание родителей, банальная лень или потеря интереса к учебе.

Как понять, когда действительно требуется помощь репетитора, а когда это просто временные трудности или желание отпрыска быть, как все?

Мама Алина рассказывает: «Однажды мой сын сам принес свой дневник, чтобы показать неуспеваемость по большинству предметов. На мой вопрос, откуда всё это взялось у отличника в прошлом, он с серьезным видом сказал: «Мне нужен репетитор, я не понимаю».

При детальном расспросе оказалось, что практически у всех детей в классе есть репетиторы, и наличие такового считается признаком достатка и «крутости».

Хорошо, что ребенок всё мне рассказывает, и я смогла объяснить ему, что умным и трудолюбивым детям репетитор не нужен – он лишь уменьшит его стремление к знаниям и снизит планку успеваемости».

  • Читай также: Мамы UAUA.info обсуждают, как выбрать репетитора
  • Нужен ли репетитор?
  • Научите ребенка воспринимать получаемую информацию, анализировать её, а если останутся непонятные моменты, он не должен бояться подойти к учителю, чтобы тот еще раз объяснил материал, или подсказал, где найти ответы на все интересующие вопросы.
  • Нанимая репетитора, родители тем самым воздействуют на подсознание ребенка, дают установку: он может не слушать учителя на уроке, потому что потом репетитор поможет заполнить пробелы в знаниях, или можно не делать домашнее задание самостоятельно, ведь все равно идти к репетитору.

В итоге получается, что в школе – одни требования к изучению материала и оформлению работы, у репетитора – другие, и ученик просто не понимает, как ему поступать. Так может появиться неуверенность в ответах или выполнении домашнего задания, а там и до нелюбви к предмету недалеко.

Нужен ли ребенку репетитор?

С другой стороны, хороший репетитор поможет ребенку расширить его знания в определенной области, направит его работы на различные конкурсы и подготовленные для олимпиады. Все похвальные листы и грамоты можете сложить в папочку или повесить в детской на стену, чтобы ученик почувствовал своё первое и весомое преимущество перед одноклассниками.

Светлана Манжалевская, психолог: «Если ребенок отстал по иностранному языку, тогда есть причина нанимать репетитора. Если же вы хотите нанять учителя по вокалу, а у сына или дочки ничего не получается и желания нет, тогда это мучение для ребенка, а не необходимость.

Нужно следить, как он делает уроки: если двойка получена из-за того, что школьник не сделал домашнее задание, потому что играл на компьютере, то репетиторство будет пустой тратой денег и времени. Причиной для занятий с репетитором не должна быть лень, как ученика, так и его родителей.

Дополнительные занятия необходимы только, если ребенок действительно не успевает по какому-то предмету».

Когда репетитор необходим

Если Ваш ребенок планирует стать филологом или Вы придумали для него высшее образование за границей, тогда репетитор по иностранному языку ему понадобится. Школьных знаний в таком случае будет недостаточно.

В младших классах ученику не нужны репетиторы по нескольким предметам – его организм и так подвержен усиленным нагрузкам. Чем больше у него будет репетиторов, тем меньше останется желания делать что-то самостоятельно, в этом случае – учиться.

Мама-форумчанка Нонна считает так: «В первых классах ребенку вообще не нужны репетиторы. Ну что, мы сами не сможем помочь ему получить знания? Предметы у младшеклассников – это далеко не высшая математика.

До пятого класса можно учиться, вообще не напрягаясь.

Английский мы с мужем знаем хорошо, я еще и французским владею практически в совершенстве, поэтому о репетиторе мы начнем задумываться уже в средней школе, и то, если наш Сережка начнет отставать».

Нужен ли ребенку репетитор?

Как выбрать репетитора

Родителям нужно с особой тщательностью отнестись к выбору человека, который будет учить ребенка. Профессионал своего дела, не вызывающий доверия или не умеющий работать с детьми, может раз и навсегда отбить охоту к учебе и развить массу комплексов у Вашего ученика.

Хороший репетитор должен любить детей, любить свой предмет, у него должен быть опыт работы. Желательно увидеть рекомендации от других родителей, отзывы о работе. Но важнее всего – контакт с вашим ребенком, ведь знания у любимого преподавателя всегда даются легче.

Не стоит доверять тем репетиторам, которые обещают провести интенсивный курс обучения в короткие сроки. Если Вам обещают, что за считанные дни ребенок из отстающего превратится в маленького гения, прощайтесь с таким человеком. Помните, что слишком дорогие «тарифы» не обязательно означают хорошие знания.

Не нужно нанимать репетитора на две недели, чтобы «подтянуть» одну тему. Такая временная мера может подойти, если ребенок пропустил несколько уроков из-за долгого отсутствия. С иностранными языками так не пойдет: эффективность будет тогда, когда полученные знания будут постоянно шлифоваться.

И еще: успехи ребенка зависят от его желания учиться, и если этого желания нет, то все попытки будут напрасными. Поэтому помогите своему школьнику полюбить получать знания.

Анастасия Пономаренко, психолог: «Поощряйте все познавательные увлечения ребенка. Если ему нравится химия, купите энциклопедию по химии, музыка – отправьте в музыкальную школу.

Отвечайте на все его вопросы, таким образом, формируя у школьника установку, что процесс познания нового – это интересно, и вы это поощряете. На плохие оценки бурно не реагируйте, обсуждайте, что у него не получилось, не сравнивайте с другими детьми, которые лучше учатся.

Хвалите за получение хороших отметок, помогайте делать уроки, но именно помогайте, а не делайте за него».

Помните, что наши дети нуждаются в нашем внимании и помощи. Если у малыша что-то не получается, вполне вероятно, что Вы и сами сможете ему подсказать, как исправить ситуацию. Вы ведь точно сильны в программе младшей школы!

Успехов в учебе! 

Читай также: Ребенок и школа: как привить желание учиться

Нужен ли ребенку репетитор?

Нужен ли ребенку репетитор?«Быть или не быть…» Слова из известного монолога шекспировского Гамлета нередко всплывают в памяти многих, если не сказать, практически всех родителей с наступлением нового учебного года. Действительно, когда после долгих каникул домашние видят в дневнике своего отдохнувшего и повеселевшего за лето чада совсем не те оценки, которых ожидали, они начинают задумываться, не пригласить ли репетитора. Так нужен ли репетитор ребенку?

Конечно, репетиторство — распространенное явление современной жизни. Но оно имеет как положительные, так и крайне отрицательные стороны.

В положительном смысле репетиторство можно рассматривать в определенных случаях. Например, когда нужно «сомкнуть ножницы в программе», то есть помочь ребенку быстро и в сжатой форме освоить пропущенный учебный материал.

Обычно подобные ситуации возникают при переезде из одного города в другой, при смене учебного заведения или же после продолжительной болезни, в течение которой ребенок не мог полноценно учиться. В подобных случаях вполне уместно прибегнуть к помощи репетитора.

Однако следует помнить, что репетитор в таком случае приглашается на определенное время (скажем, на один месяц или на одну четверть) и для решения вполне конкретной задачи: наверстать упущенное, разъяснить несколько тем по тому или иному предмету.

В дальнейшем, когда поставленная задача выполнена, с репетитором лучше расстаться. Это важно сделать, если мы не хотим выработать у ребенка определенную зависимость.

Дело в том, что «подводных камней», то есть отрицательных моментов, у репетиторства немало. И если они не всегда заметны для родителей, то всегда очевидны для постоянно работающих с ребенком учителей. Бывает, что к услугам репетитора начинают прибегать чуть ли не с начальных классов.

Как правило, сначала это бывает один предмет, например, английский язык. Проходит несколько занятий — оценки по английскому выправляются, но тут начинает «западать» математика — появляется репетитор по математике. Далее — то же самое происходит с русским, в последующих классах — с физикой, химией и так далее.

Ребенок «обрастает» репетиторами, как снежный ком. Но ожидаемых результатов нет.

Почему так происходит? Прежде всего, потому, что регулярные занятия с репетитором парализуют самостоятельность ребенка, развивают безответственность и потребительское отношение к жизни. В самом деле, зачем на уроке работать, слушать, пытаться понять, записывать, спрашивать, если после урока придет Мариванна и «разжует» пройденный им материал.

Читайте также:  Является ли тошнота непременным атрибутом беременности?

Да, именно тот учебный материал, мимо которого он «прошел» в школе. Ведь, имея репетитора, можно расслабиться, развлечься с телефоном, поболтать с соседом по парте. А раз валял дурака на одном уроке, скажем, на английском, то и на следующем за ним, скажем, на математике, сосредоточиться трудно. Полученные двойки уже не пугают. Их дома легко объяснить.

Стоит сказать волшебные слова: «Не понял» — и добросовестные родители бросаются на поиски следующего репетитора. Проходит месяц, другой, третий — и график учебной работы у такого школьника постепенно смещается на вторую половину дня — на посещение репетиторов. Естественно, что время школьных уроков теперь уже с полным моральным правом — расходуется по собственному усмотрению.

И справедливого родительского гнева можно не страшиться: ребенок устает, ведь после школы — еще и репетиторы.

Кроме того, существует еще одна — и, похоже, более серьезная опасность. С появлением репетитора (или репетиторов) у многих детей развивается самая настоящая психологическая зависимость. Привыкнув к тому, что рядом постоянно сидит человек-помощник, они становятся абсолютно беспомощными, когда остаются один на один с заданием на контрольной.

Ребенок растерян, не может понять смысл задания, волнуется, не может справиться с элементарным примером. И это мы видим сплошь и рядом — не только в младших классах, но и в среднем, и даже в старшем звене.

Перед нами предстает этакий инфантил, боящийся любых вопросов и проверок, и не то что заданий повышенного уровня сложности или олимпиадного уровня, а так называемых базовых. К тому же неуверенный в себе, мнительный, ищущий в любом вопросе какой-то подвох. Более того — не приученный брать на себя ответственность ни за свои оценки, ни за свои знания, ни за свое будущее.

В нем — часто даже к старшим классам — так и остается несформированным сознание того, что трудности в получении знаний (или хотя бы оценок) — это его проблема, а не родителей, не учителей и не директора школы.

Есть и еще одна опасность в репетиторстве. Репетитор может оказаться просто-напросто некомпетентным, будь то онлайн-курсы для школьников или домашний педагог. Прекрасно зная сам предмет, он может не владеть специальными технологиями подготовки, скажем, к ЕГЭ или ОГЭ.

А в этом деле достаточно много маленьких, но неприятных сюрпризов, вроде нестандартной формулировки вопросов и не совсем корректных заданий. Или же репетитор может оказаться не совсем порядочным человеком.

Ведь он, в конечном счете, заинтересован не в результате: чем дольше длятся трудности в обучении ребенка, тем дольше есть необходимость в его услугах.

Каков же вывод? Он очевиден. Если вы пригласили к ребенку репетитора, это вовсе не означает, что можно успокоиться: теперь-де все будет хорошо. Не будет. Ситуацию с учебой в школе (а бывает, что и далее) надо держать под контролем постоянно. И лично.

По крайней мере, до тех пор, пока у ученика не появится осознанное отношение к процессу учебы, пока у него не выработается ответственность за свои учебные результаты.

И чем скорее это произойдет, тем лучше будет для всех: для родителей, для учителей, а главное — для самого ребенка.

Нужен ли ребенку репетитор

Сидеть в школе за партой или дома за домашкой, когда можно заняться чем-то более увлекательным, — мука для многих школьников. Такой же эффект имеют и занятия с репетитором.

Некоторые родители нанимают репетитора, чтобы сделать из ребенка отличника по всем предметам. Но эта идея может перегрузить и травмировать ребенка, отбив желание учиться. Репетиторы онлайн-сервиса YouDo.

com объяснили, когда дополнительные занятия действительно необходимы и объяснили, как заинтересовать ребенка обучением.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Когда приглашать репетитора

Дополнительные занятия с педагогом нужны не только старшеклассникам для подготовки к экзаменам. Репетитор полезен, если у ребенка проблемы с чтением или письмом, он меняет школу или выходит в класс после домашнего обучения.

«Трудности с чтением и письмом нужно решать сразу. Неверно думать, что со временем эти навыки разовьются. Они станут только хуже. Дети нервничают и комплексуют, теряют мотивацию к учебе. Ведь родители бесконечно ругают и упрекают их за неуспеваемость», — говорит преподаватель Анжелика Новгородова, которая занимается с детьми от 6 до 14 лет.

Проявление лени в учебе — тоже повод организовать дополнительные занятия с педагогом. Скорее всего, ребенок что-то пропустил или не усвоил, и теперь тяжело самому разбираться дальше.

Когда ребенок меняет школу или переходит с домашнего обучения, репетитор помогает догнать одноклассников по программе. «Если новая школа сильная, а ребенок недостаточно хорошо подготовлен, он неизбежно начнет „проседать“. Это демотивирует», — поясняет Анжелика Новгородова.

Дополнительные занятия требуются не только отстающим, но и отличникам. «Успешное выступление на олимпиадах помогает набрать баллы для поступления в лучший вуз. Подготовка к олимпиадам обычно выходит за пределы школьной программы», — объясняет репетитор Оксана Синицина.

Как организовать дополнительные занятия

Дополнительные занятия должны быть четко спланированы и проходить по определенной программе, составленной учителем.

Готовиться к выпускным экзаменам нужно минимум за год. В медицинские вузы со сложными экзаменами по химии и биологии, Оксана советует готовиться с начала десятого класса.

Анжелика помогает успешно сдать экзамены девятиклассникам, которые затем идут в колледж. Своим ученикам она тоже советует начинать подготовку не за год, а раньше: «ЕГЭ, на мой взгляд, — вещь „техническая“. Нужно просто отрабатывать тесты, чтобы успешно их сдать. С ОГЭ (или ГИА) сложнее, поэтому и времени нужно больше».

В дополнительных занятиях, как в спорте, важна регулярность и чередование с отдыхом. Репетиторы советуют заниматься не чаще двух-трех раз в неделю, чтобы материал успевал усваиваться. Анжелика не дает своим ученикам домашних заданий: «Дети в школах сейчас перегружены. Все, что необходимо выучить, я стараюсь рассказывать на занятиях».

Дополнительные занятия лучше проводить, когда ребенок хотя бы немного отдохнул после учебного дня, поел и расслабился. «Желательно, чтобы репетитор занимался с учеником в дни, когда у него минимальное количество уроков», — считает Оксана.

Если ребенок отказывается от занятий

Репетиторы отмечают, что дети обычно не любят дополнительные занятия. Если ребенок не рвется учиться сверхурочно, знайте: это нормально. Фразы «ты не поступишь» и «будешь сидеть дома, пока не выучишь» не подействуют. Мотивировать ребенка учиться может преподаватель, который с ним занимается.

«Как психолог могу сказать, что пробудить интерес к учебе помогают только нестандартные формы обучения, когда ребенок сам усваивает, а не зубрит материал. Формат „задал-спросил“ не работает совсем.

Детям до 10 лет лучше давать материал в игровой форме. Подросткам до 14 лет лучше заниматься в группах, в этом возрасте важно общение. Старшеклассникам нужен индивидуальный подход», — рассказывает Оксана.

Анжелика показывает ученикам элементарные вещи, которые они не могут сделать. Это задевает их самолюбие. Затем сразу же объясняет, как это делается, и доказывает, что они это тоже могут. «Детям нравится такой подход, они чувствуют в себе силы двигаться дальше», — объясняет суть метода преподаватель.

Где искать репетитора

Выбирая репетитора родители обычно полагаются на рекомендации знакомых. Если школьные учителя вызывают доверие, заниматься можно и с ними.

Поступающим в вузы лучше записаться на групповые подготовительные занятия для абитуриентов, которые ведут университетские преподаватели. Они понимают, что нужно знать и уметь для поступления. Свободные места на таких курсах быстро заканчиваются, поэтому о записи на них стоит подумать заранее.

Хорошего репетитора можно найти и через сервисы в интернете. Ресурсы Upstudy, Repetitors.info и YouDo.com позволяют выбрать преподавателя с подходящим опытом, большим количеством отзывов и приемлемыми ценами на уроки.

Перед тем как искать репетитора, определите, зачем он ребенку (а не вам). Эту задачу вы и должны озвучить преподавателю. Чем конкретнее будет задача, тем продуктивнее получится сверхурочная учеба. Если у ребенка горят глаза после занятий — вы выбрали хорошего педагога.

Нанимать ли репетитора? 5 причин за и 3 против

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
                                                                                                                                                             Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского.

Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки.

На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels.

Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы.

Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая.

Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости усваивания материала ребенка, если навыки чтения и письма развиваются слишком медленно — школа вряд ли сумеет помочь с подобными проблемами. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, могут начать отставать даже самые способные дети.

Читайте также:  Развитие органов дыхания у ребенка: интересные факты

Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической, особенно если это произойдет в начальной школе. Отставание также ведет за собой целую плеяду психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения и обид.

Дополнительная проблема заключается в том, что в западных школах, например, при плохой успеваемости ребенок попадает в группу («сет») детей с таким же низким уровнем успеваемости и отсутствием интереса к учебе, что создает своего рода порочный круг.

Порой единственным выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя.

Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые.

Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и подбор правильной литературы для дополнительного чте-ния или разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.

Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.

Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Другой основной причиной привлечения репетитора является подготовка к вступительным тестированиям, экзаменам и интервью в топовые школы и вузы, конкурс в которые порой исчисляется даже десятками кандидатов на одно место.

Чтобы получить это заветное место, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники».

Так, например, в работе с текстами нужно будет и провести грамотный анализ, и провести параллели, и правильно структурировать свой ответ. Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере.

Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.

Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в вашу желаемую школу, которых он подготовил. У него наверняка имеется сеть контактов, которые также могут помочь вам в процессе поступления своими консультациями и советами. В таких случаях репетитор-специалист по подготовке к вступительным экзаменам станет неоценимым помощником не только самим детям, но и родителям.

Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Мы уже затронули этот аспект ранее – репетитор является не просто учителем, который диктует правила или механически решает задачи вместе с вашим ребенком, это человек, который не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок.

Хороший репетитор окончил престижные школу и университет – он сам проходил через огромную академическую нагрузку, знает о тайм-менеджменте, дисциплине и важности позитивного настроя.

Занятия – это также и персональные отношения, дружелюбный репетитор, который искренне заботится об успехе вашего ребенка, всегда поддержит его советом или ободряющей историей, расскажет о своем опыте, научит его какого-нибудь трюку или «примочке», которой он может впечатлить учителей и одноклассников. В лице такого учителя ребенок получит живой пример, ролевую модель и «ментора», который будет говорить с ним на одном языке.

Чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы

Это общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, что, конечно же, не может не расстраивать.

Несмотря на это, подобные споры принципиально важны для развития ребенка, поскольку это демонстрирует их индивидуальность и стремление быть независимыми.

Порой трения возникают, когда от ребенка требуется, например, сделать что-то дополнительно к домашнему заданию или читать в дополнение к основной программе.

В таких случаях может помочь репетитор, который избавит от многих неприятных ситуаций. Да, возможно перед приходом учителя у ребенка возникнут возражения, но редкий ребенок будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком, коим является репетитор.

Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком.

Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.

Чтобы поднять академические интересы вашего ребенка на новый уровень и помочь определиться с профессией

Мы уже обсудили выше роль репетитора и отметили, что роль эта не ограничивается лишь обучением. В некоторых ситуациях он может предоставить ребенку информацию, которую он не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы.

Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить свой предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка.

Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему встречу, посвященную литературе 19 века с выпускником Кембриджа по английской литературе? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя Пулитцеровской премии.

Аргументы «против»

Получился довольно убедительный список причин за, не правда ли? Однако есть и причины против — почему занятия с репетитором могут быть не самой лучшей идеей?

У вашего ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения

Любой, кто когда-либо страдал от бессонницы, знаком с термином «гигиена сна». Наличие хорошей гигиены сна означает своевременное выключение телевизора, поддержку правильной температуры в спальной комнате и использование спальни строго по назначению, не устраивая из нее домашний офис, например.

Помимо гигиены сна, существует также и гигиена образования, когда родители тщательно следят за факторами, которыми могут влиять на работоспособность ребенка в школе.

Регулярные приемы пищи и полноценный, качественный сон крайне необходимы для хорошей академической успеваемости ребенка; ребенок просто не способен хорошо заниматься, если он испытывает чувство голода, усталости или даже истощения. Важен режим дня, выполнять домашнюю работу желательно в одно и то же время каждый день.

Если ребенок растет в билингвальной среде, нужно обеспечить ему оптимальную среду для восприятия обоих языков — решить, на каком языке слушать радио по утрам или смотреть телепередачи, а также настраивать электронные гаджеты на желаемый язык.

Никакой репетитор не сможет помочь, если детям не читают и если они не читают сами вообще — в этом случае роль родителей заключается в том, чтобы выделить определённое время для занятий с ребенком ежедневно и обеспечить основу непосредственно академических занятий.

Если вы задумались о занятиях с репетитором, спросите себя — что можно сделать для того, чтобы самому исправить ситуацию? Быть может, если вы организуете строгий режим и распорядок дома с чтением по вечерам и решением математических задач по утрам, эти проблемы решатся сами собой без вложения каких-либо дополнительных денег.

Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется

С учетом сильной нагрузки и стремлением родителей устроить детей в хорошие школы и университеты, им, конечно, можно простить чувство беспокойства за успеваемость своих чад.

В то же время очень важно не перегружать детей – можно окружить ребенка учебниками и учителями, но его уставший мозг просто не воспринимает такие объемы информации.

Многочисленные исследования показывают, насколько важно свободное время и игры для правильного умственного развития ребенка, и порой лучший способ помочь ребенку — попросить их заниматься чуть меньше, а не наоборот.

Плохое поведение и низкие оценки в школе могут быть показателем усталости, а не признаком отсутствия способностей или несносного характера поэтому любой родитель, который подумывает о репетиторстве, должен задуматься – возможно, ему нужно немного «настоящего детства» и побольше свободного времени для игр и забав. Отдохнув, ваш ребенок будет готов к покорению новых вершин.

Также очень важно, чтобы родители всячески поощряли своих детей за хорошую работу в школе и любые, даже самые маленькие успехи. С помощью таких положительных стимулов вы только мотивируете их на дальнейшие усилия и успехи. При этом шантаж и угрозы, особенно в агрессивной форме, могут иметь обратный эффект.

Ваш ребенок еще слишком мал

Учитывая тот факт, что в некоторых школах Лондона введены экзамены 4+, у многих молодых семей может возникнуть соблазн начать готовиться с репетиторами к вступительным испытаниям с раннего возраста, даже в три года.

Однако, с педагогической точки зрения, попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес.

Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в столь раннем возрасте.

Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.

В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, им необходимо это понять (удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией).

Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернанта или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте.

Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector