Неспортивный ребенок: что делать маме?

Неспортивный ребенок: что делать маме?

Воспитание детей — очень ответственный и чрезвычайно важный период, который некоторым родителям дается нелегко. Порой дети никак не идут на контакт с самыми близкими для них людьми, плачут, портят вещи и ведут себя просто невыносимо. Причем сказывается это на настроении не только родителей, но и самого ребенка. Что ж, мы решили найти объяснение плохому поведению ребенка, выяснить, как исправить эту ситуацию и предупредить конфликты в будущем. А помогала нам в этом нелегком вопросе врач-психиатр, психотерапевт Клиники МЕДСИ на Ленинском проспекте Кристина Вирт.

Почему дети себя плохо ведут

Во время беседы с нашим изданием доктор пояснила, что дети не знают, как устроен мир, какие правила поведения в нем установлены, и не хотят их придерживаться. Такое поведение вызывает у взрослых бурю эмоций, и это вполне объяснимо. Но не стоит ругаться, ведь главная задача взрослого в этом случае — доходчивое и спокойное объяснение ребенку смысла всех правил приличия.

«Дети могут использовать плохое поведение для того, чтобы привлечь внимание. И действительно, хорошее поведение воспринимается взрослыми как само собой разумеющееся, тогда как ребенок, который кричит, портит вещи, обзывается, обязательно получит хоть и негативную, но реакцию взрослых.

Другой причиной нарушения поведения может быть физическое неблагополучие ребенка — усталость, недомогание. Тогда он может быть капризным, раздраженным.

У некоторых детей, особенно 4–10-летнего возраста, некоторые психические расстройства могут проявляться в первую очередь симптомами нарушения поведения».

Но бывает и такое, что ребенок слушается только одного из родителей. Такая ситуация многих ставит в тупик и порой даже сильно обижает. Поэтому мы решили поинтересоваться у доктора, как поступать в таких случаях. По ее словам, дети могут вести себя плохо с одним из родителей или другим взрослым, поскольку чувствуют от этого человека безусловную любовь.

«Таким образом он как бы снимает напряжение, например после детского сада, где вынужден был долгое время следить за своим поведением. Другой причиной может быть нарушение взаимодействия с этим родителем. Тогда следует работать над улучшением детско-родительских отношений».

Как бороться с плохим поведением ребенка

Доктор рассказала, что с точки зрения поведенческой терапии существует несколько способов сформировать у ребенка правильное поведение. Конечно, она поделилась своими знаниями с нашей редакцией:

• первым способом является положительное подкрепление. Его смысл в том, что если поведение приводит к положительному результату, то оно будет повторяться в будущем. Следовательно, необходимо поощрять то поведение, которое родители считают приемлемым. А это значит, что необходимо хвалить ребенка, бурно выражать свою радость, если он сделал то, что нужно;

• вторым способом является имитация. Она заключается в том, что, если чье-либо поведение приводит к нужному результату, наблюдающий со стороны будет его повторять. Особенно хорошо имитация работает с детьми.

Поэтому, чтобы научить ребенка чему-либо, покажите ему это на своем примере, прочитайте об этом в сказках, рассказах, обсудите правильность или неправильность поведения героя, расскажите, как нужно было поступить;

• третий способ сформировать у ребенка нужное поведение — это «разбить» целевое поведение на этапы и «наградить» выполнение первого этапа.

Когда этот этап закрепится, необходимо перестать поощрять ребенка и возобновить поощрение при выполнении им уже следующего этапа. Продолжать, пока ребенок не начнет проявлять то поведение, которое необходимо.

Этот способ хорошо применять для обучения ребенка какому-либо навыку: одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки.

Неспортивный ребенок: что делать маме?

Что делать в случае манипуляции

Манипуляция — всем известный и довольно неприятный психологический прием. Дети его используют неосознанно. Однако даже с этой чертой в их поведении, по словам врача, можно бороться.

«Удовлетворяя манипуляцию, мы подкрепляем манипулятивное поведение. Следовательно, логично, что в следующий раз ребенок будет сообщать о своих желаниях именно таким образом.

Прекратив выполнять его желания, родители вызовут на некоторое время усиление манипулятивного поведения, но со временем это пройдет.

Помимо этого, следует подкреплять малейшие попытки ребенка получить желаемое другими способами».

Устанавливаем контакт с детьми

Как мы говорили ранее, на плохом поведении история порой не заканчивается, поскольку дети перестают идти на контакт с родными. По словам эксперта, характер каждого ребенка уникален, поэтому каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но все же она дала несколько советов, как можно исправить ситуацию.

«Одним из способов является работа через мотивацию. Например, жетонная система, когда выдаются «жетоны» за правильное поведение и ребенок получает вознаграждение за определенное их количество, составление письменного договора о правилах поведения каждого члена семьи. Ну а в общем, это всегда поощрение правильного поведения и отсутствие подкрепления упрямого поведения».

Она подчеркнула, что не стоит затягивать с походом к психологу, если воспитание ребенка превратилось в пытку из-за его поведения. Наоборот, доктор поможет выявить причину, найти решение и разрешить конфликт между родителями и ребенком.

Повышенная нервная возбудимость у ребенка: что делать родителям непоседы?

Неспортивный ребенок: что делать маме?Легко возбуждающийся, непоседливый, неуравновешенный ребенок… В течение нескольких лет проблемы с такими детьми были поводом для опросов и страстных дискуссий. В результате к нашим дням выработалась тенденция (на наш взгляд, несколько поспешная) считать такое поведение патологическим (см. «Гиперактивность»), хотя вовсе не всегда легкая возбудимость говорит об имеющейся патологии.

Конечно же, существуют проблемы поведения, возникающие с определенной частотой, повторяющиеся, и они действительно требуют обращения к специалисту, но только в том случае, когда нестабильность существенна, не поддается контролю, сопровождается агрессией и продолжается долго.

Чаще же всего речь идет об ответе на события вокруг: может быть, ребенок реагирует подобным образом на какие-то проблемы в семье? А иногда так проявляется скрытая депрессия: у детей она нередко выражается именно в повышенной подвижности — малыш нуждается в движении для того, чтобы бороться с печалью внутри.

Чрезмерная подвижность вкупе с легкой возбудимостью могут быть также просто чертой характера: одни дети более непоседливы, чем другие.

Какие аспекты необходимо принимать во внимание?

Если ребенок кажется вам излишне активным, в какие-то моменты демонстрирует это особенно явно — например, во дворе, где гуляет группа, — но это не отражается ни на чем, включая процесс обучения, можно особенно не тревожиться.

Дети, которым удается сдерживаться во время занятий, дома могут быть более непоседливыми и более возбужденными.

Совсем маленькому ребенку необходимо двигаться. Помните, обращаясь к крохе, что эпизоды, когда вы требуете от него внимания, должны быть короткими — их продолжительность всегда зависит от возраста малыша.

Занимаясь с ребенком, чередуйте типы его деятельности: после периода физической активности, когда ребенок, хорошенько подвигавшись, израсходует энергию, должен иметь место период более «тихий», позволяющий малышу сосредоточиться.

Будьте внимательны к качеству сна своего ребенка: ни один усталый ребенок не может усидеть на месте, усталость приводит к легкой возбудимости.

Не является ли чрезмерная подвижность вашего малыша отражением жизни в семье? Если все дело именно в этом, подумайте о том, как сделать семейную атмосферу более спокойной.

Конечно, это нелегко, потому что ребенок своим поведением и сам провоцирует стрессы у взрослых, тем не менее именно здесь лежит одна из главных проблем возбудимости и психической нестабильности: они усиливаются из-за реакции, которую вызывают у окружающих, — стало быть, здесь можно говорить о чем-то вроде самовозбуждающейся системы.

У вас ощущение, будто ребенок «бесится» нарочно — чтобы вы на него накинулись

Да, «беситься» для ребенка — один из способов привлечь ваше внимание, когда ему кажется, что вы отдаляетесь, становитесь менее для него доступны.

— Главное в подобных случаях — не наказывать! Прежде всего надо попробовать разобраться, чем вызвано такое поведение ребенка.

— Подумайте, что в вашем методе воспитания можно смягчить или изменить, разнообразить.

— Находите время для ребенка, пытайтесь расшифровать, какие сигналы он вам посылает, формулируйте его просьбы четко, недвусмысленно, спокойно и — показывая, что осознаете их значимость.

— Предлагайте малышу спокойные виды деятельности, выбирая те, что интересны именно для него. Детский психиатр Стенли Гринспен* называл этот вид занятий с детьми «временем на полу», потому что никто — ни родители, ни педагоги — не гнушается тем, чтобы сесть рядом с малышом на землю и заняться там чем-то важным для него.

— Устраивайте «свидания» с ребенком, необязательно очень уж продолжительные, но такие, когда вы на самом деле полностью в его распоряжении. Подобный ответ на неуправляемость сына или дочери поможет им ввести перевозбуждение, только и имевшее целью привлечь к себе внимание мамы, в русло нормальной в вас потребности.

Однако всего этого не всегда достаточно, чтобы помочь чрезмерно возбудимому ребенку.

Ребенок по-настоящему страдает — точно так же, как вы, даже если вам кажется, будто это не так, даже если кажется, будто именно он за все ответственен. На самом деле чаще всего он пленник собственного поведения.

Бесполезно, даже вредно множить наказания: в конце концов малыш вас возненавидит или станет избегать, боясь оставаться с вами наедине. Надо проконсультироваться у специалиста, и вам помогут.

— Консультация в любом случае станет этапом, который позволит выйти из замкнутого круга, в котором вы с ребенком оказались.

* Стенли Гринспен (1941-2010) — выдающийся детский психиатр, один из крупнейших в мире специалистов по коррекции детских эмоциональных нарушений. В России издана его книга «Ребенок-тиран. Подход к детям пяти «трудных» типов».

Очень хорошие советы. Еще есть хороший препарат Эдас-111, нам его назначил педиатр. Ребенок после его приема стал намного спокойнее и спать стал лучше.

Беспокойный ребенок. Что делать?

Конечно, каждая мама любит своего ребенка таким, какой он есть.

И для нее важно, чтобы он был любознательным, веселым, активным.

Читайте также:  Усовершенствование техники чтения у детей 6-7 лет

Но что делать, если вы замечаете, что он слишком активен, беспокоен, часто капризничает, не может долго усидеть на одном месте, сосредоточиться, долго засыпает, проявляет тревожность и порой бывает неуправляем…

А в более старшем возрасте беспокойства могут носить уже другой характер: стрессы в школе, ребенку трудно сосредоточиться, страдает успеваемость.

Все это нельзя оставлять без внимания! Попробуем разобраться в этом вопросе.

Причины, которые могут влиять на эмоциональное состояние и активность ребенка, и что с этим делать?

Состояние мамы: тревожность, гнев, раздражительность. На ребенке это отражается очень явно. Ведь духовная связь между матерью и ребенком гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд.

Эта незримая связь присутствует не только в младенчестве, но и в гораздо более позднем возрасте.

Поэтому маме тревожного, непоседливого ребенка, в первую очередь, стоит обратить внимание на свое эмоциональное состояние и предпринять какие-то меры в борьбе со стрессом.

Активные игры с бурными эмоциями. Особенно, если в игре участвуют взрослые, которые тоже бурно выражают свои эмоции – с выкриками, репликами, эмоциональными жестами и т.д.

Только взрослый очень легко перейдет из состояния игры в состояние спокойствия, а вот у ребенка такой навык быстрого переключения эмоций еще не сформировался. По этой причине ему может понадобиться больше времени, чтобы успокоиться.

Поэтому старайтесь все подобные игры и мероприятия проводить в первой половине дня, чтобы это не повлияло на сон.

Нахождение в обществе таких же активных детей. Как правило, активность ребенка рядом с таким же активным товарищем удваивается. И если вы знаете о своей проблеме, то в такой коллектив ребенка лучше не водить.

Нехватка определенных гормонов в организме. В состоянии покоя, бездвижности выработка некоторых гормонов замедлена, поэтому неосознанно ребенок вынужден двигаться, чтобы запустить выработку этого гормона. Определить это может тоже только врач. Для этого, скорее всего, придется сдать анализы.

Активный или гиперактивный

Если вы родитель очень активного ребенка, то здесь опять же для многих встает вопрос: неусидчивость, невнимательность, чрезмерная, на ваш взгляд, активность – что это? Гиперактивный характер или гиперактивность как синдром (полное название СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Различить это и определить точно, норма или диагноз, поможет только специалист.

В выявлении этого синдрома есть много особенностей, например: посмотрите, как ведет себя ребенок дома и в коллективе (например, в детском саду).

Если его активность одинакова везде: мешает другим людям, на него поступают постоянные жалобы от других родителей, он одинаково шумный как дома, так и в других местах – то это может быть одним из признаков синдрома гиперактивности. Потому что синдром не поддается контролю и, если ребенок не может себя сдерживать, то он не сдерживает себя везде.

В этом случае есть повод обратиться к специалисту. А если же поведение ребенка дома и в коллективе отличается (шумный он только дома), то можно просто поддержать его нервную систему с помощью специальных детских успокаивающих безрецептурных средств.   

Как помочь успокоиться ребенку?

С 3-х летнего возраста ребенку можно принимать, например, детский успокаивающий витаминный комплекс в форме мармеладных мишек «Бэби Формула Мишки Спокойствие» от компании «Эвалар».

В их составе глицин (редко где можно найти его в виде мармеладок, как в этом препарате), антистрессовые элементы магний и витамин В6, усиленные успокаивающими экстрактами мелиссы и мяты. Они способствуют поддержанию нервной системы ребенка при повышенных нагрузках, оказывают успокаивающее действие, помогают уменьшить возбудимость и тревогу.

Когда ребенок бодрствует, они способствуют повышению концентрации внимания и усидчивости. А ночью помогают нормализации сна. Такой эффект обеспечивается за счет сбалансированного подбора компонентов.

Их большое преимущество в том, что в виде вкусных мармеладных пастилок дети будут принимать их охотнее.

«Бэби формула Мишки Спокойствие» предназначены для детей с 3 лет для курсового приема. Они выпускаются по международному стандарту качества GMP из ингредиентов высокого качества, без ГМО, искусственных красителей и ароматизаторов.

Где купить?

А также спрашивайте в аптеках!

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ

Требовательный ребенок. Ребенок с высокими потребностями

    1. Повышенная интенсивность реакций.
      Такие дети очень глубоко чувствуют, поэтому все реакции обострены. Малейший дискомфорт порождает крик. В целом можно сказать, что все эмоции у требовательного ребенка ярко выражены: гнев, радость, интерес, удивление и т.д. А поскольку мать постоянно на связи с ребенком, она истощается от такой интенсивности переживаний.

      Когда ребенок счастлив, всем вокруг достанется этой радости, когда high needs baby злится, он самый ужасный и невыносимый на свете. И да, именно такие дети устраивают истерики в магазине, если мама что-то не купила. И вовсе не по причине «плохого воспитания».

    2. Гиперактивность.
      В данном случае это не диагноз (хотя многие родители могут думать о своем ребенке именно так).

      Требовательный ребенок не сидит на месте и даже во время кормления и переодевания может сучить ногами, выгибаться. Часто такие дети не переносят пеленания. Малыш активно изучает окружающий мир, и родителям просто необходимо спрятать все возможные опасные предметы в доме.

      Например, у меня висели защитные покрытия на кнопках духовки и стиральной машины, замки на большинстве ящиков на высоте до пояса, потому что Егор открывал и вытаскивал все, что мог. Требовательный ребенок может также бесстрашно исследовать пространство на улице, чем прибавляет седых волос родителям.

      Огромный плюс этого – естественная любознательность, которая со временем сослужит отличную службу в плане познавательного развития.

    3. Этот пункт доктор Сирз обозначил просто как «слив». Слив родительской энергии.
      Буквально: ребенок требует постоянной включенности, сопричастности к себе.

      Мне понравилась цитата: «Младенцы берут у вас необходимое им топливо, не задумываясь, что они оставляют в бензобаке матери». Однако и здесь доктор говорит о том, чтобы родители не отчаивались, ведь вся вложенная в чадо энергия пойдет на пользу его развития. Постепенно ребенок начнет «потреблять» меньше.

    4. Частое прикладывание к груди.


      Требовательного ребенка крайне сложно приучить к режиму кормления, поэтому оптимально делать это часто и по требованию. Сирз упоминает о том, что ребенок использует мать как соску, для успокоения (кстати, мамы таких детей часто говорят о том, что ребенок не признавал пустышку).

      И в контексте кормлений по требованию Сирз вспоминает теорию привязанности, что дети в примитивных культурах, которых носят в слинге с постоянным доступом к груди, меньше плачут и вырастают более стрессоустойчивыми. От себя скажу, что не все high needs baby являются «сисечниками», мой ребенок с роддома отказался от груди. Некоторые предпочитают сОски особой формы и т.д.

      Дети с повышенными потребностями и в еде капризны и избирательны.

    5. Неумение ждать и принимать альтернативу.
      Такой ребенок часто громко орет и плачет, если его потребность не удовлетворяется мгновенно. Причем Сирз приводит высказывания матерей, что если заставить ребенка ждать, то он «развалится», «дезинтегрируется», после чего будет очень долго приходить в себя.

      То есть вариант «приучить ждать» здесь не сработает. Ребенок реально истощается от постоянного крика. Но терпеливый родитель (который “В РЕСУРСЕ”) постепенно сможет научить ребенка выражать свои потребности социально приемлемым способом, а затем и научить отсроченному удовлетворению потребностей.

      При условии выработки грамотной педагогической стратегии требовательный ребенок может стать лидером, который не следует слепо чужим идеям, а критически относится к информации и вырабатывает свою собственную точку зрения.

      Одна из задач родителя – научить ребенка осознавать собственные потребности и удовлетворять их без ущерба для других; уметь относиться с эмпатией к окружающим и учитывать их интересы.

    6. Особенности сна.
      Родители часто замечают, что ребенок спит мало, может рано отказываться от дневного сна.

      Сон ребенка очень чуткий, причем ребенок часто нуждается в особых условиях для засыпания (ритуал, укачивание, соска, определенная игрушка и т.д.). Именно этих детей приходится часами укачивать с грудью во рту, прыгая на фитболе.

    7. Неудовлетворенность.


      Ребенок часто не находит успокоения, капризничает, причем стандартные способы для младенцев не помогают или помогают частично и ненадолго. Мать чувствует себя при этом неудачницей, ведь с ребенком вечно что-то не так.

    8. Непредсказуемость.
      В дополнение к пункту 7: то, что работало вчера, сегодня уже не работает. Сюда же относятся перепады настроения.

      Любое мероприятие с таким ребенком – как игра в русскую рулетку. Зато не скучно, как шутят некоторые.

    9. Повышенная чувствительность.
      Здесь Сирз описывает особенности сенсорной переработки информации. Например, один ребенок не переносил звук блендера, к слову, у меня Егор тоже не переносил, когда работает миксер, блендер, пылесос и подобное, со временем это прошло.

      Для меня это скорее указание на возможное объяснение поведения таких детей. Они плохо переносят физический дискомфорт, вмешательство в личное пространство. Кроме того, требовательные дети могут обладать повышенной рефлексией и чувствительностью к эмоциональному фону окружающих. Это может накладывать отпечаток на возможности адаптации.

    10. Ручной ребенок.


      Часто эти дети требуют постоянного ношения на руках. Спать, гулять – на руках у мамы. Отказ от слингов и колясок, от сна в своей кроватке. Маме редко удается побыть с собой, спокойно поесть и помыться, удовлетворить свои базовые потребности.

    11. Неспособность к автономности.
      Такой ребенок хочет постоянного общения, включенности в свои дела.

      Он не может играть один, самостоятельно засыпать.

    12. Болезненность сепарации.
      Требовательный ребенок с трудом привыкает к посторонним и отпускает маму. Он чувствует очень высокую тревогу сепарации, страх при попытках разделения с матерью. По заметкам Сирза, отлучать от груди такого ребенка лучше ближе к 2 годам, т.к. раньше будет чрезмерно болезненно для ребенка. Также оптимально включать его в регулярное общение с другими людьми (например, водить в детский сад) ближе к 3.5 годам.

    Спасибо, что живая. К сожалению, в нашем обществе любят критиковать матерей: не так воспитала, не так кормила, не так на горшок посадила и вообще плохая мать. В случае с high needs baby особенности поведения ребенка не связаны с тем, что мама якобы сделала что-то не так. Ребенок просто таким родился. И история о том, что родительница передала свою тревогу ребенку (некоторые психологи так могут считать) тоже не состоятельна (непонятно, что первично, материнское истощение или ее тревога, курица или яйцо).

    Для любой матери крайне важно восполнять собственный ресурс, ведь ребенку она нужна живой, здоровой и желательно основную часть времени в хорошем настроении.

    Нейропсихолог Александрова О.А. 

    Для записи на прием психолога звоните по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте. Наши специалисты имеют высокую квалификацию и обязательно вам помогут!

  • Вижу, что с ребенком жестоко обращаются родители. Я могу вмешаться? Как ему помочь? Инструкция — Meduza

    Постоянно слышите подозрительные детские крики из соседней квартиры? Идете по улице и видите, как ребенка наказывают шлепками? Многие из нас оказывались в такой ситуации и не очень понимали, как поступить. Звонить в опеку, отчитать незнакомого взрослого человека или вообще вызвать полицию? «Медуза» вместе с благотворительным фондом «Сохраняя жизнь» и юристом «ИНГО. Кризисный центр для женщин» Галиной Ибряновой составили инструкцию о том, как помочь (и не навредить) ребенку, который столкнулся с жестоким обращением в семье.

    Эта статья — часть нашей программы поддержки благотворителей MeduzaCare. В сентябре 2020 года она посвящена детдомам, опеке и усыновлению. Все материалы можно прочитать на специальном экране.

    Я вижу, как с ребенком плохо обращаются в публичном месте. Кричат на него, раздают шлепки и вообще ведут себя довольно грубо. Что делать?

    Если к ребенку применяют насилие, безучастным оставаться нельзя, но действовать нужно с холодной головой и по ситуации. Ругаться с родителями и читать им лекции о воспитании детей не имеет смысла.

    Во-первых, это не изменит их отношения к ребенку; во-вторых, есть шанс, что это вызовет еще большую злость. Решили вмешаться? Сначала спросите у родителя: «Чем вам можно помочь?» Это снизит уровень агрессии и переключит внимание.

    Возможно, человеку нужна помощь и поддержка.

    А если я все время слышу подозрительные детские крики из соседней квартиры?

    То же самое. Сначала предложите помощь. Возможно, молодые родители не справляются с новыми обязанностями или у матери случилось эмоциональное выгорание. Бывает, что агрессию проявляет отец, так что помощь нужна и ребенку, и матери (о том, что делать в таких случаях, читайте в другой нашей инструкции).

    Я попробовал «по-хорошему», но это не помогло. Кажется, ребенку и правда грозит опасность. Как поступить?

    Согласно 56-й статье Семейного кодекса РФ, став свидетелем жестокого обращения с ребенком, вы обязаны сообщить об этом в органы опеки. Думаете, что жизни и здоровью ребенка угрожает опасность прямо сейчас? Звоните в полицию. В отличие от социальных служб она работает круглосуточно.

    Где найти номер телефона органов опеки?

    На сайте администрации города, района и так далее.

    А что если я ошибаюсь и никто никого не бьет? Меня привлекут к ответственности за ложный донос?

    Обращаясь в полицию, вы сообщаете о том, что видите, слышите или думаете. Слышите крики, детский плач и подозреваете неладное? Скажите: «Здравствуйте, я слышу, что этажом выше громко кричит и плачет ребенок, кажется, его бьют». Или: «Я в торговом центре.

    При мне родители бьют ребенка. Кажется, его жизни грозит опасность». Ребенка не изымут из семьи, полагаясь только на звонок, ведь вы, как гражданин, не можете проводить следственные действия.

    За ложный донос вас привлекут к ответственности, только если вы кого-то намеренно оболгали.  

    Как органы опеки поймут, что ребенка нужно изъять из семьи?

    Доказывать вину родителей или других взрослых органы опеки будут, принимая во внимание не только ваши показания. Для этого (кроме свидетельских показаний) суд рассмотрит показания ребенка, его рисунки, дневники, записи, осмотрят жилище и так далее.

    А что если мы находимся в общественном месте и я вообще не уверен, что вместе с ребенком его родители?

    Подозреваете, что ребенок находится со взрослым не по своей воле? Попытайтесь проверить свои предположения и обращайтесь в полицию.

    Что делать, если органы опеки не реагируют на мои обращения?

    Если вы знаете о регулярном жестоком обращении с ребенком, а полиция и опека бездействуют, нужно обращаться на горячую линию «Ребенок в опасности» Следственного комитета (8-800-200-19-10). Звонить в СК нужно в самых крайних случаях — когда вы уже предприняли другие попытки прояснить ситуацию и уверены в том, что ребенку угрожает опасность.

    Вы можете помочь фонду «Сохраняя жизнь»

    Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей

    В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.

    Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.

    Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.

    В чем суть расстройства

    Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

    • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
    • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
    • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

    В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

    Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

    Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

    У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

    Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

    Проявления заболевания

    При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. 

    Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

    Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

    Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

    Симптомы неврастении у детей:

    • повышенная нервная истощаемость;
    • рассеянность;
    • неуверенность в себе;
    • нарушение концентрации, внимания;
    • недовольство, капризность;
    • суетливость;
    • возбужденное состояние;
    • приступы агрессии;
    • слабость;
    • быстрая утомляемость;
    • нарушение режима сна. 

    При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

    Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

    Причины неврастении

    Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

    Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают.

    Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами.

    День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

    Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

    Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

    Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

    Триггерами развития неврастении также выступают:

    • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
    • социально-бытовые проблемы;
    • ошибки воспитания;
    • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
    • эмоциональная психологическая травма;
    • сильный испуг;
    • наследственные заболевания;
    • недосыпание;
    • сниженный иммунитет;
    • частые инфекции дыхательных путей;
    • приобретенные физические травмы;
    • расстройства пищеварительной системы. 

    Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

    Лечение  

    Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

    Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

    Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. 

    Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

    • гештальт-терапия;
    • гипноз;
    • БОС–терапия;
    • групповые или семейные сеансы;
    • игровая терапия. 

    Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

    • не каждому ребенку суждено стать отличником
    • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
    • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

    С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

    Какие еще бывают неврозы

    Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

    Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

    Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

    • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
    • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
    • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
    • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
    • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
    • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
    • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
    • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
    • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

    Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

    Влияние на организм

    Этапы формирования заболевания:

    1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
    2. Нарастание внутреннего конфликта.
    3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
    4. Стрессовые ощущения.
    5. Нервно-психическое напряжение.
    6. Истощение психофизиологических ресурсов.

    Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

    Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

    Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

    Сдержите гнев! Что такое синдром детского сотрясения?

    Почему нельзя трясти и подбрасывать ребёнка? К каким последствиям могут привести подобные действия?

    О синдроме детского сотрясения (синдроме встряхнутого ребёнка), о том, когда его можно получить, мы поговорили с детским неврологом «Клиники Эксперт» Тула Юлией Александровной Эбергард.

    — Юлия Александровна, что такое синдром детского сотрясения? Почему и как он возникает?

    — Синдром детского сотрясения, или синдром встряхнутого ребёнка, – это совокупность симптомов, свидетельствующих о повреждениях головного мозга и сосудов головного мозга. Синдром возникает у детей при определённых видах травмы (чаще всего это поступательно-колебательные движения, которые возникают при тряске ребёнка).

    — В каких ситуациях ребёнок может получить синдром детского сотрясения?

    — В большинстве случаев причиной синдрома детского сотрясения является недостаточно бережное отношение к ребёнку со стороны родителей и/или ухаживающих за ним. Это встряхивание, жёсткие укачивания и иногда подбрасывания вверх. И редкий случай, но это тоже описано, когда ребёнок в результате дорожно-транспортных происшествий получает травму, если ехал не в автолюльке.

    — Дети какого возраста находятся в группе риска?

    — По данным литературы, этому синдрому чаще всего подвержены дети до 1,5 лет. Это связано с анатомическими особенностями ребёнка: размер головы относительно поверхности тела больше, слабый мышечный корсет шеи (ребёнок не может удерживать голову в пространстве), особенность строения черепа и мозговых сосудов.

    — Какие симптомы у синдрома встряхнутого ребёнка и когда они проявляются?

    — В зависимости от тяжести синдрома детского сотрясения и полученных повреждений симптомы могут быть разными. Чаще всего возникает рвота, срыгивание, необоснованное беспокойство ребёнка.

    Очень грозные симптомы – нарушение дыхания, когда ребёнок бледнеет, и утрата сознания. В любом случае нужно обращаться к врачу. Признаки синдрома встряхнутого ребёнка могут возникать непосредственно сразу после травмы.

    При этом нет внешних повреждений, черепная коробка цела. Т. е. повреждения, кровоизлияния возникают именно внутри головного мозга.

    — Как диагностируется синдром детского сотрясения?

    — Во-первых, ребёнка осматривает офтальмолог. Кровоизлияния в сетчатку глаза – характерный симптом, с высокой вероятностью подтверждающий факт синдрома детского сотрясения.

    Для диагностики также применяется нейросонография (УЗИ головного мозга), которая показывает гематомы, и в тяжёлых случаях проводят РКТ (рентгеновскую компьютерную томографию, также известную как КТ) или МРТ головного мозга.

    — Какой врач лечит синдром встряхнутого ребёнка?

    — Невролог. А в совсем тяжёлых случаях, если есть гематомы, требующие оперативных вмешательств, подключается нейрохирург.

    — Как лечат синдром детского сотрясения?

    — Лечат в зависимости от того, что нашли. По факту это черепно-мозговая травма. Просто вопрос, какой степени тяжести. Если это разрывы и кровоизлияния, то проводится длительное неврологическое, гемостатическое лечение (остановка кровотечений).

    Понимаете, синдром так назвали с целью показать механизм получения травмы. Фактически при этом происходит далеко не сотрясение головного мозга, а более тяжёлые вещи: либо ушибы головного мозга, либо гематомы. Часто это приводит к летальному исходу.

    — Расскажите подробнее, какие могут быть последствия? Можно ли полностью вылечить синдром детского сотрясения?

    — Вылечить полностью этот синдром довольно сложно. Но на что мы всегда надеемся? Головной мозг ребёнка (и здоровый, и повреждённый) до двух лет очень активно развивается. Т. е. в этом возрасте даже окончательно не ставятся диагнозы аномалий развития головного мозга, не делаются прогнозы, потому что головной мозг до двух лет способен на практически полную компенсацию.

    Если вовремя диагностировать синдром и начать лечение, то прогнозы, как правило, хорошие. Исход зависит от тяжести полученных повреждений. Проблема в том, что очень часто родители вовремя не обращаются за медицинской помощью, и диагностика происходит тогда, когда уже развились судороги.

    Впоследствии, при тщательном сборе всей клинической картины, выясняется, что имело место такое воздействие на ребёнка.

    Инвалидизация при получении синдрома детского сотрясения – до 30–40 % с исходом в эпилепсию, в двигательные нарушения.

    — Как можно предотвратить синдром детского сотрясения?

    — Можно перенять опыт зарубежных стран, в которых каждому родителю при выписке из роддома показывают на специальном манекене, что происходит с головным мозгом ребёнка при тряске. Т. е. надо говорить о последствиях, чтобы избежать этих моментов.

    Активно пропагандировать использование автолюлек при перевозке детей в машине, а также рассказывать о том, что в семье все должны помогать друг другу. Не надо оставлять уставшую маму наедине с ребёнком, если она с ним не справляется, не может его успокоить обычным способом. Нужно дать ей отдохнуть.

    От того, что ребёнок просто поплачет, последствий будет гораздо меньше, чем если мама в отчаянии и усталости начнёт его трясти с силой большей, чем нужно для его успокоения.

    — Что ещё вы могли бы посоветовать родителям и всем тем, кто работает с детьми?

    — Каждый взрослый человек должен понимать, что его ребёнок – это только его ответственность, и обращаться с ним нужно бережно. Это необходимо прежде всего для себя самого и для своего спокойствия.

    Все члены семьи, родственники должны помогать маме, чтобы она имела возможность отдохнуть, успокоить свою нервную систему. И если ребёнок очень беспокойный, имеется необходимость в постоянном его укачивании, то нужно понимать, что это тоже не совсем нормально.

    Обычно здоровый младенец, которого ничего не беспокоит, не требует такого пристального к себе внимания. Т. е. лучше обратиться к специалисту. Тем более сейчас их масса, и педиатрическая помощь представлена достаточно широко. Есть горячие линии по грудному вскармливанию, по уходу, кормлению, по обращению с ребёнком.

    Специалисты дадут советы, как максимально избежать дискомфорта в уходе за ребёнком.

    • Беседовала Марина Воловик
    • Записаться на приём к врачу-детскому неврологу можно здесь
    • Редакция рекомендует:

    Вам назначили УЗИ. Что необходимо знать перед исследованием? Когда КТ незаменима? Можно и нельзя в МРТ

    1. Для справки:
    2. Эбергард Юлия Александровна

    В 2008 г. окончила педиатрический факультет Ивановской государственной медицинской академии. 2009 г. – интернатура по специальности «Неврология». 2014 г. – интернатура по специальности «Детская психиатрия». В настоящее время – детский невролог в «Клинике Эксперт» Тула.

    Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector