Наш малыш. Второй год жизни

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Наш малыш. Второй год жизни

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Наш малыш. Второй год жизни

  • Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
  • Физические навыки
  • Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Наш малыш. Второй год жизни

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь. 

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Наш малыш. Второй год жизни

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно. 

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Наш малыш. Второй год жизни

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Читайте также:  Не дай себе опуститься: выпадение внутренних органов

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов.

Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес.

Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

  1. Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
  2. Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
  3. Статья на нашем канале Яндекс Дзен

Психологическое развитие ребенка на втором году жизни

Психологическое развитие младенца от рождения до года

Стоит ребенку освоить хождение, как мамы начинают паниковать, запрещая крохе приближаться к шкафам и тумбочкам. В реальности второй год жизни младенца вовсе не должен доставлять родителям столько беспокойства. Достаточно понимать особенности развития детской психики, чтобы правильно реагировать на поведение малютки и незаметно корректировать его, одновременно вырабатывая полезные привычки.

Психология детского рисунка: тесты и интерпретация.

Эмоциональные особенности ребенка второго года

В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях.

Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы.

Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.

Свобода движений позволяет деткам общаться друг с другом. При этом каждый из них ведет себя, отталкиваясь от собственных желаний. Такое эгоцентричное поведение связано с тем, что карапуз не может поставить себя на место другого, не имеет способности к сопереживанию.

Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики.

В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.

Наш малыш. Второй год жизни

После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.

Влияние прямой походки на развитие малыша

На втором году жизни кроха осваивает прямую походку, позволяющая ему приближаться к предметам, которые раньше он мог видеть только издалека. Благодаря этому, развивается пространственное мышление ребенка, он начинает оценивать расстояния и запоминать новые места.

Когда малютка начинает ходить, у него появляется гораздо больше возможностей для познания окружающего мира.

Поэтому маленькому исследователю так важно открыть каждый шкаф, выдвинуть все ящики, вытащить аккуратно сложенные вещи, чтобы внимательно их изучить. Незнакомые предметы манят кроху, вызывают у него сильную эмоциональную реакцию.

В результате возникает непреодолимое желание дотянуться до «запретного плода», прикоснуться к новому предмету, что-то с ним сделать.

Наш малыш. Второй год жизни

Все эти процессы подчинены детскому любопытству, но из-за неумения надолго сосредотачивать внимание на одном предмете, малыш быстро теряет интерес и с жадностью переключается на следующий объект.

С одной стороны, такое поведение злит и раздражает родителей, заставляя их поддерживать неусыпный контроль.

С другой стороны, мама может легко отвлечь свое чадо от плохих мыслей, прекратить плач, если предложит ему любимую игрушку или новое, увлекательное занятие.

Не запрещайте крохе проводить активную исследовательскую деятельность. Он пока не может понять причины запрета, потому будет продолжать познавать мир вокруг себя, а вам останется лишь злиться на его неповиновение. Лучше обезопасьте свой дом, чтобы малыш мог вволю изучать незнакомые предметы, не рискуя получить травму.

Чем активнее вы будете развивать физические способности своего чада, тем больше у него будет возможностей для познания мира, а значит, и для психологического и интеллектуального развития.

Почаще затевайте подвижные игры, учите малютку прыгать, преодолевать препятствия и проползать под ними, играйте в прятки и используйте мяч. Не забывайте хвалить каждое достижение, чтобы ребенок ощущал каждую свою победу. В ожидании маминой похвалы, он будет активнее развивать новые навыки и способность.

Насмехаться, выказывать свое неодобрение ошибками малютки, напротив, нельзя, это может отбить у него желание к дальнейшему развитию.

Совершенствование предметной деятельности

Годовалые детишки уже умеют подражать маме, повторяя ее действия со своими игрушками и куклами. Становясь старше малыши учатся «переносить» действия на другие предметы, то есть освоенные ими навыки уже не связаны с конкретными предметами и ситуациями. Дети начинают использовать их для других объектов.

На втором году жизни малыш начинает осваивать функции окружающих предметов, учится использовать их. Он орудует ложкой и чашкой, надевает и снимает простые предметы одежды. При этом огромное значение имеет совместная деятельность со взрослым, ведь ребенок перенимает те навыки, которые ему демонстрируют родители.

  • Для начала нужно дать предмету название и пояснить своему чаду его функцию.
  • Затем можно постепенно объяснять и показывать принципы использования того или иного объекта.
  • Чтобы закрепить правильную привычку, регулярно хвалите малютку за правильно выполненные задания.

Наш малыш. Второй год жизни

У деток старше года начинают вырабатываться навыки, которые они пронесут с собой через всю жизнь, поэтому так важно прививать им хорошие привычки. В этом возрасте кроха может самостоятельно проводить ежедневные гигиенические процедуры, а со второго полугодия его можно приучать к горшку.

При этом главное показывать чаду хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш убирал за собой игрушки и поддерживал детскую в порядке, показывайте ему, что вы всегда возвращаете вещи на их места и регулярно делаете уборку.

Помните, что невозможно научить ребенка полезным привычкам, если вы сами ими не обладаете.

Для ускорения психологического развития крошки, предлагайте игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Во время этих занятий малыш будет осваивать различия в размере объектов, их цвете и форме. Обязательно демонстрируйте, как нужно обращаться с игрушками, чтобы строить из них башни и собирать пирамидки. Совместная деятельность со взрослыми значительно ускоряет развитие ребенка.

Автономная и активная речь малыша

Второй год жизни крохи — это период активного освоения речи. До полутора лет ребенок использует автономную речь, которая состоит из малопонятных слогов и слов, непохожих на взрослую речь.

Малыш использует понятные только ему и близким родным слова, которые никак не связаны друг с другом, ведь он пока не умеет строить предложения.

Важно не переходить на детский язык, а приучать ребенка к правильному построению фраз, в противном случае могут проявляться задержки в его психологическом развитии.

Примерно в возрасте 18-24 месяцев происходит резкий переход на полноценную речь. Малютка начинает использовать правильные слова, расширяется его словарный запас, появляются первые предложения из 2-3 слов.

В развитии ребенка речь выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет общаться с мамой и другими взрослыми, озвучивать желания и жалобы.

Во-вторых, речь полностью изменяет мышление малыша, который учится речевому мышлению и открывает для себя новые возможности. В-третьих, связывая свои действия с речью, ребенок учится действовать осознанно.

Читайте также:  Развивающие игры для детей своими руками

Благодаря речи малыш может лучше управлять своим вниманием, одновременно развивается и его память.

За второй год жизни малыш должен освоить множество новых навыков, включая прямую походку и активную речь. Интенсивное освоение окружающего пространства — это естественный процесс для ребенка, который не должен вызывать гнев родителей. Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.

О специфике детской психики в возрасте от двух до трех лет мы поговорим в нашей следующей статье Психологическое развитие ребенка на третьем году жизни

Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет

Второй год жизни ребенка

2380 Наш малыш. Второй год жизни

До двух лет ребенок становится тяжелее на 2-3 кг и вырастает на 8-9 см. Средний рост составляет 87-90 см. Отношение к ребенку сохраняйте такое, которым оно было весь первый год его жизни. Будьте уверенны: ваш малыш оценит его.

  1. Присутствие. Ребенку необходимо на протяжении большей части дня ощущать присутствие любящего его человека.

  2. Живой голос. Следите за тем, чтобы голоса, которые звучат по радио и телевизору и записанные на кассеты или диски, не вытеснили живого голоса. Язык записаный на магнитофон, и живой язык должны звучать попеременно.

  3. Жизненное пространство малыша. Не ограничивайте его 1 м2. Позволяйте малышу играть в самых неожиданных местах (в кухонном шкафу), но под вашим надзором.

  4. Поощряйте любопытство ребенка. Выработайте такую систему поведения, которая бы стимулировала любопытство малыша и не позволила бы ему превратиться в вашего тирана, ребенок должен понять, что всегда найдет у вас поддержку, даже если придется иногда подождать своей очереди.

Сон

Всем детям нужна разное количество времени для сна. Это факт, с которым нужно смириться. Напряженный, возбудимый ребенок намного позднее заснет, чем более спокойный. Некоторые дети спят крепче чем другие. Также их меньше беспокоит шум. Помните, если вы нервничаете, это передается ребенку в виде общего напряжения, и малышу намного сложнее будет заснуть.

От 12 до 18 месяцев

Несмотря на то, что ваш ребенок стал уже совсем большим, ему, как и раньше, необходимо так же много спать. Малыш должен спать 13-14 часов в сутки. С них 11 часов ночью, остальное время — днем.

В 12 месяцев малыш все еще будет иметь потребность в двух дневных снах, но до 18 месяцев он может быть готов до одного полутора-двухчасового дневного сна — режим, которого он может соблюдать до четырех-пяти лет. Переход от двух дневных снов до одного может быть трудным.

Рекомендуется чередовать дни с двумя дневными снами с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько ваш малыш спал накануне ночью. Вы можете также попробовать в с одним дневным сном укладывать ребенка спать раньше.

От 18 до 24 месяцев

Отныне ваш малыш должен спать от 10-12 часов ночью, и должен быть двухчасовой послеобеденный сон. Некоторые дети не могут обойтись без двух более коротких дневных снов к своему двухлетию, однако с этим не следует бороться.

Много детей в этом возрасте привязаны к какому-то предмету: игрушки, одеяла, материнский шарф, и такая благосклонность может быть настолько сильной, что без этого предмета малыш чувствует пустоту. Эта вещь должна быть с ребенком всегда и везде, или может быть нужна ему только ночью.

С ней малыш ощущает себя более защищенным от печали и одинокости, словно это часть матери, которая дает ему ощущение собственной безопасности. Сосание пальца, которое беспокоит родителей, служит подобный цели — заполнить пространство, дать ребенку что-то свое, за что он может зацепиться, и, возможно, напоминает ему о материнской груди или бутылочке с молочком.

С какой бы нежностью и любовью ребенка не укладывали в постель, он воспринимается им как уголок одинокости, и для ребенка в этом возрасте характерна привычка брать с собой в постель разные предметы. Отход к сну — это разлука и для матери, и для малыша. Забирая с собой любимую игрушку, ребенок учится оставаться наедине и преодолевать чувство одинокости.

Кроме того, ребенок сможет представлять себя матерью или отцом, который забирает с собой всю свою семью.

В этом возрасте ребенку начинают нравиться мультфильмы. Сейчас детки особую любовь проявляют к мультику Маша и Медведь. Мультфильм Маша и медведь все серии посмотреть онлайн вы сможете вместе с вашим малышом. Обращаем ваше внимание, что просмотр телевизора для ребенка  вэтом возрасте следует ограничивать до 20 минут в день.

{social}

Второй год жизни ребенка – первое полугодие

Наш малыш. Второй год жизни

Физическое развитие

На втором году жизни малыша темпы его роста несколько замедляются – своего активного развития требует уже умственная сфера. Что касается увеличения массы тела, то этот показатель в среднем достигает 30-50 г за неделю или около 1-1,5 кг за полугодие.

Вспомним, что за весь первый год малыш приобрел в массе до 7 кг! Иногда вашу тревогу может вызывать тот факт, что за месяц малыш “совсем” не “набрал массы”.

Если ваш ребенок – “сгусток энергии”, то своей подвижностью, резвостью, игривостью он, безусловно “расплачивается” и тем количеством энергии, которое закладывается для увеличения массы тела. Ничего патологического в этом не ищите. Время догонит свое.

И масса тела, особенно ее увеличение с месяца в месяц, не имеет такого существенного значения, если малыш чувствует себя хорошо, интересуется окружением, “растет” в психологическом и социальном планах, хорошо ест и спокойно спит.

Рост малыша увеличивается за первое полугодие второго года жизни на 3-5 см, причем теперь этот процесс постепенно замедляется. Иногда на протяжении нескольких месяцев его показатель может не изменяться, что также соответствует индивидуальному темпу развития вашего малыша.

Иногда родители спрашивают, не маловато ли белковой еды получает ребенок, поскольку он “почему-то” не растет. Если вы кормите малыша согласно его возрастным потребностям (об этом можете узнать у своего врача), то здесь дело не в питании, а в наследственности. Очевидно и вы, будучи таким же ребенком, имели похожие темпы роста.

Да и рост родителей также бывает разным. Поэтому, казалось бы, малыши одного возраста, а уже со своими особенностями в росте.

Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, вместе с весом и ростом специалисты всегда оценивают и пропорциональность тела. Например, считается, что окружность груди является большей от окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу.

Чем меньше ребенок, тем большая у него голова и более короткие конечности.

И действительно, давайте обратим внимание: едва лишь ребенок поднимается на ноги, тело его сразу кажется непропорциональным – с большой головой, плохо развитыми ручками, кривенькими ножками, узенькими плечиками и грудью и большим животиком.

Но успокойтесь, этот “гадкий утенок” у вас на глазах, вместе с приобретением навыков ходьбы, постепенно “расцветет”. Через год-два тренировок в хождении ситуация существенно изменится: фигура станет достаточно стройной, с относительно длинными ногами и руками, коротким туловищем и пропорциональной головкой.

Но есть в этом периоде жизни и свои трудности. Малыш, который научился ходить, бегать и преодолевать препятствия, со свойственным человеку любопытством может попасть в разные опасные ситуации.

Если вы оставите табуретку возле тумбочки с телевизором, он может забраться не только на табуретку, но и на телевизор.

Когда забудете переносную лестницу возле полки с книгами, малыш может подняться и на нее, конечно, подвергая себя опасности не только падения с высоты, но и нервного стресса от внезапного испуга. Поэтому не оставляйте ребенка в одиночестве, особенно в таком возрасте.

Позаботьтесь о здоровье

На втором, а активнее всего третьем году жизни происходит окостенение позвоночника и конечностей, хотя в полном объеме этот процесс занимает более длительный период. Но уже с раннего возраста, начиная с двухлетнего возраста, необходимо следить за осанкой детей, достаточным объемом их движений.

У однолетнего ребенка проходит совершенствование сердечнососудистой и дыхательной систем, в частности, замедляется частота пульса (от 140-160, как было у новорожденных, до 120-125 ударов за минуту), увеличивается объем крови, которая выбрасывается из сердца с одним сокращением, расширяется объем легких и замедляется частота дыхания (в норме частота дыхания в возрасте 1-1,5 года составляет 30-35 дыхательных движений за минуту). Такое постепенное совершенствование систем организма одновременно приводит и к вероятности легкого нарушения функций.

Много забот приносит родителям и прорезывание зубов. До одного года у малыша появляется обычно 8 зубов, до года с половиной их количество удваивается – добавляется 4 резца и 4 коренных, а до двух лет добавляется еще 4 передних зуба.

Полностью прорезывание так называемых молочных зубов завершается лишь в 2,5 года. Обычно дети переносят этот процесс болезненно, с расстройствами сна, нарушением аппетита, становятся капризными.

И здесь нужно быть особенно деликатным и выдержанным, перетерпеть эти пару дней, пока боль не стихнет. Можно также порекомендовать, только, конечно, если малыш способен это выполнить, полоскание полости рта теплым раствором шалфея.

Если не помочь ребенку в эти тяжелые дни, а наоборот, кричать, стыдить и наказывать за капризы и плач, то расстройства сна и аппетита могут стать у него постоянными и даже перерасти в нервные заболевания.

Необходимо учитывать некоторые особенности возраста однолетнего ребенка. С одной стороны, малыш уже тянется к самостоятельности, а с другой – как бы осознает свою полную зависимость от взрослых, в первую очередь, от матери. Поэтому часто могут возникать даже казусы.

Например, ребенок только что по требованию мамы выполнил те или иные действия, но когда с такой же просьбой обращается к нему незнакомый человек, у малыша ничего не получается. Он еще чрезвычайно тесно связан со своими воспитателями, то есть с вами.

Но такое будет продолжаться недолго.

“Ложку за папу, ложку за маму…”

Питание в возрасте от года до полутора также имеет некоторые особенности. Чем они обусловлены? У малыша после первого года жизни происходит последующее развитие и совершенствование центральной нервной системы, все разнообразнее становятся вкусовые восприятия.

Своего развития достигает вторая сигнальная система, поэтому у ребенка уже может формироваться рефлекторная фаза секреции желудочного сока (на запах пищи). Наличие зубов также “помогает” разнообразить меню.

Развитие жевания позволяет вашему малышу осуществить и гимнастику для челюстей, и наслаждение для желудка.

Читайте также:  Как пережить ремонт с ребенком?

К году с половиной режим питания, то есть количество приемов еды, остается таким же, как и во втором полугодии жизни – 5 раз. Суточный объем еды для детей от 1 до 1,5 года составляет в среднем 1000-1200 мл.

Что же касается разделения суточного рациона на протяжении дня, здесь также есть свои особенности. При пятикратном питании малыша пища по калорийности (то есть энергетической ценности, которую она несет) должна распределяться следующим образом: первый завтрак – 20%, второй завтрак – 10-15%, обед – 30-35%, полдник – 10-15%, ужин – 20%.

Практически, малыш может есть все, что и взрослые члены семьи. Постепенно переходите в питании малыша от употребления перетертых продуктов к еде кусочками. Наступило время предоставить преимущество сырым, не протертым овощам и фруктам. Острые и экстрактные вещества (майонез, кетчуп, чеснок, лук, редиска, петрушка и т.п.

) также вводите в питание постепенно, в небольших количествах, чтобы не вызывать отвращения к этим продуктам. Да, есть люди, которым с детства не понравился, скажем, лук, и они “обходят” его всю жизнь. Желательно ограничить употребление сладостей (конфеты, шоколад, мороженое) и мучных изделий.

Хотя сахар является необходимым в питании ребенка, но его количество не должно превышать 50 г в сутки. Всем известно, что избыточное употребление сахара приводит к снижению аппетита и способствует в последующем развитию паратрофии и ожирения.

Из кондитерских изделий можно предложить малышу мармелад, повидло, варение или фруктовые карамельки. Если ребенок хорошо переносит мед, давайте понемножку и его. Но запомните, что кондитерских изделий ребенку стоит употреблять не больше 10-15 г в сутки. И лучше всего их давать как приправы к кашам, запеканкам, блинам и т.п.

Не приучайте ребенка к сладостям! Поговорите со своими друзьями и родственниками, чтобы они не приходили к вам в гости с конфетами или шоколадом для малыша. Шоколад и шоколадные конфеты не только не очень полезны, а просто вредны для детей раннего возраста (до трех лет жизни).

Они не только аллергизируют малышей, но и вызывают возбуждение нервной системы – дети становятся раздражительными, плохо спят, капризничают. Лучше принимать в подарок фрукты или какую-нибудь интересную игрушку.

Что касается мучных изделий, – предоставляйте преимущество хлебу из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Именно такие продукты особенно богаты на витамины группы В и растительные белки.

Старайтесь, чтобы малыш приучился есть сам, пользуясь ложкой, вилкой и чашкой, умел самостоятельно сидеть за столом, хоть и в специальном креслице.

Уже в это время могут появиться капризы, связанные с едой. Чтобы их избежать, не стоит фиксировать внимание ребенка на том, что он не съел, например, порции каши. Лучше заменить ее другим блюдом.

Попытки преувеличить возможности ребенка, принуждая съедать всю порцию еды, положенную ему на тарелку, определенную по вашему личному решению, часто приводят лишь к нервному срыву, появлению невротического заболевания – анорексии (отказы от еды), которое впоследствии неблагоприятно отразится на развитии высшей нервной деятельности с возникновением расстройств сна.

Спи, мой маленький, спи…

У однолетнего ребенка ночной сон должен составлять 10-12 часов. Кроме того, в течение первого полугодия некоторые дети нуждаются во сне еще два раза в день по 1,5-2 часа.

Много родителей сталкивается с проблемой вечернего засыпания – дети укладываются спать иногда лишь после прикрикивания на них, часто они возбуждены и не могут сразу заснуть. Здесь ученые предлагают следующую схему.

Необходимо выработать свой ”ритуал” подготовки ко сну: сначала это гигиенические мероприятия, потом – переодевание в ночную одежду, особенный разговор с малышом и, наконец, желание ему ”Спокойной ночи”.

После этого малыш должен привыкнуть, что вы отойдете от его кроватки и пойдете в свою комнату. В случае необходимости, этот ”ритуал” повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет.

Можно также проявить свою инициативу, напевать под собственную мелодию лучшие детские стихотворения. Это не только помогает спокойному засыпанию, но и снабжает ребенка информацией для осмысления жизни.

Посеешь привычку – пожнешь характер

В раннем возрасте, который длится от года до трех, в психике ребенка закладывается основной фундамент будущего “умного” существования. И все это будет происходить при вашей существенной помощи. Именно через взрослых малыш открывает для себя весь окружающий мир, учится общаться, познает новые вещи и людей, начинает осознавать свое собственное ”я”.

В этом возрасте формируются первые симпатии к другим, способность любить, доверять. Иногда появляются проявления самостоятельности, настойчивости, а то и упрямства. Такому росту и расширению сферы познания малыш обязан… ходьбе. Ведь перед ним открылся целый мир.

Замкнутое пространство кроватки уже не ограничивает его, а все вокруг такое интересное и новое!

Если вы решили начать воспитание малыша, то приготовьтесь, что иногда вас будет ожидать разочарование, только вы ни в коем случае не раздражайтесь. У вашего ребенка доминирующая роль познания реализуется через зрение.

Скажем, если вы попросите малыша подать вам определенную вещь, которая находится достаточно вдалеке от него, то он сначала обязательно пошагает в направлении, которое вы указали. Но если вдруг на траектории движения появится что-то другое “любопытное”, то это непременно отвлечет внимание ребенка.

Он переключается на новую доминанту, и ваша просьба сразу забывается. Это нормально! И не считайте такую ситуацию дефектом воспитания или проявлением непослушания. Все будет прекрасно, только немного позже.

Еще один момент, который всегда тревожит родителей, – капризность ребенка. Интересуясь всем на свете, малыш путешествует по вашему дому и вдруг замечает, что почему-то в одну комнату его не пускают. Какая реакция? Вероятно, сначала это будет попытка все же туда попасть – силой отворить двери.

Если это не срабатывает, тогда – требовательный крик. Не помогло. Дальше следуют плач, шумиха, а временами и настоящая истерика. Как будем вести себя? Одни родители (или бабушки с дедушками, что бывает чаще) бросаются к запрещенному уголку и открывают ребенку пространство для освоения.

Другие – настаивают на своем, не пуская малыша. Как поступить лучше? Решать вам конкретно в своей семье. Но, наверное, не стоит воспитывать в собственном доме тирана. Малыш должен знать, что есть границы дозволенного. Только никогда не применяйте силу.

Лучше воспользуйтесь способностью ребенка переключаться, попробуйте отвлечь внимание от запрещенного места.

Понимают однолетние дети и необходимость навыков гигиены. Их уже можно приучать к горшку, но делать это нужно спокойно, ненавязчиво. Главное, чтобы ребенок правильно воспринимал ваши требования. Он уже и сам начинает предчувствовать наступление этих потребностей.

Сначала весь напрягается, словно застывая в одной позе, лицо может краснеть или, напротив, бледнеть, часто дети начинают плакать, говоря, что они хотят “пи-пи” или “кака”. И не всегда поначалу им удается удержаться.

Это необходимо учитывать и не наказывать малыша за первые неудачи.

Важно, чтоб он чувствовал наступление потребности в мочеиспускании или опорожнении, ведь иногда сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки у детей формируются с опозданием, следовательно, появление навыков также запаздывает. До 2,5 лет такое запаздывание не должно волновать родителей.

Поговори со мной

Ваш малыш уже привык к тому, что вы много и часто разговариваете с ним. После того, как ему исполнился год, каждое ваше слово, каждая фраза, сказанная вами, приобретают особое значение.

Ведь именно период от одного до трех лет является определяющим для всего последующего психического развития ребенка, а особенно – развития речи.

Если в этот период малыш не будет слышать родного языка, не будет иметь возможности практиковаться в произнесении сначала отдельных слов, фраз, а позже – небольших предложений, то в дальнейшем это может проявиться трудностями в школьной учебе.

Ребенок уже знает отдельные слова. Называет вещи своими именами. У него формируется словарь понятий.

Причем, из огромного количества значений одного слова он выбирает далеко не все, а лишь отдельные свойства, наиболее характерные для данного предмета, чаще всего те, с которыми впервые познакомился (например, собака – это только Бобик, который живет дома, и никакой другой).

Только когда малыш будет намного старше, он выучит и поймет, что собака – это животное на четырех лапах, мохнатое, которое умеет гавкать и т.п. Причем, таким словом можно называть всех похожих животных.

Ребенок имеет уже большой опыт познания мира: достаточно четкие представления о родителях, еде, окружающем мире, игрушках. Он последовательно учится связывать образ предмета с определенным сочетанием звуков, которые неоднократно произносят родители.

Поэтому очень важно, чтобы родители, разговаривая со своим ребенком, употребляли слова так, как принято в литературном языке.

“Детский язык” и ласкательно уменьшенные названия наподобие “биби”, вместо “машина”, “цаца”, а не “игрушка”, что употребляются родителями, во-первых, не облегчают малышу понимания сказанного (как иногда ошибочно считается), а во-вторых, – препятствуют формированию активного, правильного словаря ребенка, которым придется общаться с другими людьми. Ведь, овладевая языком, малыш изучает полностью новые для себя слова и позже, если он усвоит именно такие названия предметов, его придется переучивать.

И так ребенок в этом возрасте знает в среднем от 30-40 до 100 слов, но употребляет их достаточно редко. Малыш уже достаточно хорошо понимает язык взрослых. После года с половиной резко растет объем его как активного, так и пассивного словаря.

До двух лет ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы, свои и чужие действия.

Однолетним детям для их языкового и интеллектуального развития уже можно показывать рисунки несложного содержания, приучать к осмыслению ситуаций, изображенных на них, к выражению словесно их прямого и скрытого значения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector