На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Если вы собираетесь посетить выставку со своей семьей, обязательно изучите правила поведения в музее для детей и взрослых. Это позволит избежать неудобных случаев, даст возможность познакомиться с миром искусства в комфортной и спокойной обстановке, не одергивая никого из близких.

Почему музей требует особого поведения?

Люди понимают, что в музее установлены особые правила поведения. Это знают все, кто хотя бы раз посещал это учреждение культуры. 

Во-первых, в музее не принято громко разговаривать. Беседа отвлекает экскурсовода, мешает экскурсантам и людям, изучающим экспонаты с научной точки зрения. 

Во-вторых, в музее не приветствуются игры и беганье по залам. Это связано с тем, что  существует возможность уронить витрину или экспонат, повредить музейное имущество или сбить с ног других посетителей.

В-третьих, в музее имеются предметы, которые не рекомендуется трогать, брать в руки, использовать в качестве подставки для сумки или сидения. Экспонаты, которые можно брать в руки, обычно имеют специальную маркировку.

Это основные правила, которые принято соблюдать безоговорочно. Есть еще некоторые  частные особенности, которые вводятся в музеях индивидуально.

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Например, к таким относится фото и видеосъемка. Она разрешена не во всех экспозициях или разрешена с ограничениями. 

Ограничения могут быть связаны со следующими аспектами:

  • Многие экспонаты нельзя фотографировать со вспышкой, но если вы выключите ее, смотрители музея вам разрешат это сделать. Дело в том, что при кратковременном ярком свете особо ценные подлинные предметы могут портиться и деформироваться.

К таким экспонатам относятся бумажные документы, предметы из ткани, глины, других ветхих материалов. Конечно, вряд ли от одной вспышки предмет сильно пострадает и изменит внешний вид, но ведь проходимость музеев достаточно высока.

И если предмет фотографируют с включенной вспышкой хотя бы 10 раз в день, вероятность его деформации увеличивается в разы.

  • Некоторые экспонаты имеют авторские права и требуют разрешения самого автора на съемку. Например, предметы изобразительного искусства. Во избежание копирования, использования фотографий в иных целях, авторы ограничивают фото и видеосъемку в экспозиционных залах.
  • Музей может запретить фотографирование предмета в том случае, если его изображение еще никогда и нигде не было опубликовано. Так как право первой публикации музейного экспоната из фондов и информации о нем принадлежит самому музею, до этого времени доступ к съемке будет ограничен.
  • Экспонаты имеют важное стратегическое значение или обладают секретностью. К этому критерию могут относиться чертежи и схемы, планы зданий, предметов техники, оружия военных объектов, заводов и т.д.

Находятся подобные вещи в экспозициях военных, мемориальных, ведомственных музеев, экспонируются на тематических выставках (например, к юбилею выдающейся личности, предприятия). 

Нередко на такие выставки накладываются полные ограничения фото и видеосъемки.

  • Запрет фотографирования накладывается в религиозных музеях, расположенных в храмах. Некоторые музеи не разрешают съемку профессиональной фото и видеотехникой, но не возбраняют фиксацию на мобильный телефон.

Все эти требования лучше изучить заранее и идти на экскурсию подготовленными. Если забыли почитать правила посещения, спросите в кассе или у смотрителя, можно ли производить съемку и на каких условиях. Так вы избежите не только замечаний, но и вероятных требований удалить отснятый контент и покинуть экспозицию.  

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Правила поведения на выставке: что еще следует знать

Правила поведения на выставке в целом идентичны главным правилам музея. Требования могут отличаться только в зависимости от характера экспозиции и принадлежности экспонатов. 

Взрослые люди, бывавшие на выставках и знакомые с элементарными правилами их посещения, осведомлены о том, что не принято делать в музее, а что разрешается. Детям же эти правила должны прививаться с раннего возраста.

Любая выставка может дать ребенку новые знания и разнообразит внутренний мир. Ребенок становится частью социокультурного пространства, начинает осознавать, что помимо игрушек и обучения есть предметы истории, искусства, культуры, которые имеют ценность. 

Посещая музей, дети взаимодействуют с окружающим миром и другими людьми, получают опыт социального и культурного общения.

Конечно, есть некоторые критерии для посещения музея ребенком. Если выставка соответствует возрасту малыша, будет ему понятна и интересна, смело покупайте билет. Если же сомневаетесь, что экспозиция подходит для маленьких, повремените или выберите другую выставку. 

Например, всем детям будет интересна выставка игрушек, мальчикам будет комфортно в военном музее, а девочкам на выставке кукол. Археологическая же экспозиция, наполненная фрагментами глиняной посуды или древними украшениями не вызовет у детей интерес.

Если такая выставка станет первой в жизни ребенка, в следующий раз с большей вероятностью он откажется от похода в музей, так как станет считать, что все музеи одинаковы, поэтому там одинаково скучно.

Все ваши доводы: «Посмотри, как жили древние люди, у них костер разводился прямо в доме на полу, а носили они шкуры животных», не смогут повысить интерес ребенка. Костер в доме на полу? Ну что, плохо, не повезло им, этим древним людям. Носили шкуры животных? Ну и что, значит, не было у них ничего лучше.

Даже если вы скажете детям, что древние люди жили без телефона и компьютера, им это ничего не даст. Их бабушки и родители тоже в большинстве своем росли и жили без популярных гаджетов, но ведь это ни о чем не говорит…

Ориентироваться следует и на интересы малыша. Родители знают, что нравится ребенку, что вызывает интерес. Старайтесь совместить походы в музей и увлечения. Если ребенок увлекается конструированием, сводите на выставку роботов, если любит собирать гербарий – запишитесь в краеведческий или биологический музей. 

Тщательно выбирайте для ребенка его первый музей, поход в него может или навсегда отбить желание посещать эти учреждения, либо вызовет интерес и малыш станет проситься на выставку в другой день.

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

В каком возрасте ребенка можно вести в музей?

Опять же все зависит от уровня развития ребенка. Если малыш любознателен и активен, первый культурный поход можно совершить в возрасте трёх-четырёх лет. 

Классический музей и его содержимое для детей в этом возрасте еще не совсем понятно. Поэтому можно выбрать для посещения детскую выставку с веселым экскурсоводом интерактивной программой. 

Ориентируйтесь на выставки с практической значимостью. Выбирайте те, которые предлагают творческие задания и мастер-классы. Посетив такую экспозицию, ребенок сможет чему-то научиться и что-то узнать.

Выставки, имеющие чисто развлекательный характер, не учат детей знаниям и навыкам. Они направлены на расслабление и игру, но этим, собственно, они тоже полезны. 

Но главным условием и критерием выбора экспозиции для посещения с ребенком дошкольного возраста должно быть условие, что ему там будет интересно.

Взрослые нередко ориентируются на себя в выборе учреждения культуры. Им интересна выставка восковых фигур, они идут туда с детьми, не учитывая важных факторов:

  • Персонажи, представленные на выставке, не знакомы ребёнку, поэтому не интересны. Политики, актеры, музыканты, исторические деятели – персонажи не для детей. 

Рассказ экскурсовода также не привлечет детского внимания, ведь «тётя или дядя» будут рассказывать непонятно про кого. Не нужно акцентировать внимание малыша на повествовании гида, это не приведет к желаемому результату. 

Тетя и дядя, возможно, рассказывают очень интересно и увлекательно. Все дело в том, что интересно это только взрослому, а ребёнку нет. Не нужно стыдить детей за то, что они не слушают. Поставьте себя на их место: если вам неинтересно, будете слушать? Скорее всего, тоже нет. 

Вам же по сути все равно, что «Однажды на Луне родился необычный малыш, и так далее». Так же и ребенку все равно, что «царь Иван IV был жестоким, за это и получил прозвище «Грозный».

  • Реалистичный вид восковых фигур может напугать маленьких детей. Некоторые персонажи выставки изображены агрессивными, уродливыми, поэтому посещение выставки может стать стрессом для ребёнка.

Читайте еще:   Разговорчивый ребенок

Если найдете выставку восковых фигур с персонажами сказок и мультфильмов – да, смело посещайте ее. Не говорите малышу: «Да что там смотреть, ты их по телевизору всех видел, это неинтересно!».

Это ваша точка зрения, она идет вразрез с детской. Пока эти персонажи составляют внутренний мир ребёнка, они для него важнее фигуры Петра Великого или Ивана Грозного, какими бы выдающими эти деятели не были. 

Не выбирайте для первого похода большой музей. Дети младшего возраста быстро устают, теряют внимание и начинают капризничать. Они через полчаса захотят пить, есть, станут проситься в туалет.

Выбирайте камерную экспозицию, осмотр которой не займет более 30-40 минут. Так ребенок сможет запомнить увиденное и услышанное, а музей не покажется скучным.

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Как подготовиться к первому посещению музея с ребенком?

  1. Выберите экспозицию для посещения. Поговорите с малышом и расскажите, что хотите сводить его в музей. Объясните суть этого учреждения и поясните, для чего оно необходимо и почему туда идут посетители. Постарайтесь заинтересовать ребенка.

  2. Покажите малышу сайт музея и интересные фотографии экспозиции и экспонатов. Спросите, хочет ли он увидеть эти предметы вживую и узнать, для чего они предназначены?
  3. Расскажите детям о правилах поведения на выставке.

    Объясните, почему там не бегают и не играют, не трогают предметы и не мешают работе экскурсоводов.

  4. Не берите в музей много вещей. Достаточно взять воду, салфетки и фотоаппарат (в случае, если можно фотографировать). Игрушки, еду, животных на выставки не берут, объясните ребенку, почему.

  5. Во время посещения выставки разговаривайте с ребенком. Если не заказываете экскурсию, объясняйте сами, что за предметы представлены в экспозиции, из чего они сделаны и для чего предназначены. После посещения выставки повторите с малышом то, что увидели и запомнили.

Договоритесь, что после посещения музея пойдете в любимое детское кафе, где угоститесь мороженым или десертом, а заодно обсудите первые музейные впечатления.

Вернувшись домой, пересмотрите фотографии с выставки вместе с другими членами семьи. Попросите малыша рассказать, что увидел и запомнил, какой экспонат понравился больше всего и чем удивил.

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Правила этикета в общественных местах

Перед тем, как начать водить ребенка по учреждениям культуры, расскажите ему правила этикета в общественных местах. Разговаривайте с малышом на его языке и в соответствии с его уровнем развития и возрастом. 

Расскажите, какие места называются общественными, почему там принято вести себя спокойно и учтиво. Всегда показывайте ребенку пример: здоровайтесь с сотрудниками музея, спрашивая о чем-то, говорите слова «пожалуйста» и «спасибо», не машите руками и не тычьте пальцами в стекла витрин. 

Не стоит также перебивать экскурсовода, спорить с ним на повышенных тонах, садиться на антикварные стулья в экспозиции и надевать старинные шляпы себе на голову…

Помните, культура развивается в семье, а не в культурном учреждении, а главный пример поведения детям подают родители. Готовьтесь к посещению музеев и выставок заранее, выбирайте те, которые интересны детям, объясняйте, как следует себя вести.

С ребенком в музей: как подготовиться и что надо знать

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Расскажите о том, когда вы впервые пошли с ребенком в музей, где это было и что было за место? Почему выбрали именно его?

Честно говоря, это совсем не вдохновляющая история! Первый раз мы побывали со старшим сыном в музее, когда ему было 8 месяцев, и это был Музей Соли в маленьком прибрежном городе в Испании. Почему этот музей? Просто потому, что там не было другого.

Младший побывал в музее в свои три недели, на выставке «Армения глазами Мандельштама». Детям в таком возрасте все равно, так что это был исключительно мой интерес.

Как часто вы ходите в музеи с детьми сейчас? С двумя сложнее?

Примерно каждые две недели на короткий промежуток времени – полчаса-сорок минут, чтобы старший не устал и не начал капризничать. Да, с двумя однозначно сложнее, и это немного сковывает и уменьшает число наших походов.

Как вы считаете, каков оптимальный возраст для первого похода в музей при условии, что ребенок растет в обычной семье без искусствоведческого образования?

Если это поход для мамы, то хоть с рождения. Если именно для ребенка, то с двух лет, заранее его подготовив.

Какой музей лучше всего выбрать для первого посещения? Естественно-научный, художественную галерею, краеведческий?

Опять же зависит от возраста, пола, интересов, возможностей родителей. Если малыш еще в коляске, то нужно выбирать музеи, где есть условия для комфортного нахождения – лифты, кафе, комнаты матери и ребенка.

Как подготовить ребенка к походу в музей? Что ему рассказать?

Если говорить о музеях в общем, то стоит рассказать доступным языком о том, что такое музей, какие у него функции. В то же время не забыть обсудить правила поведения, запреты и другие нюансы. Когда выбран конкретный музей, то можно почитать книги по теме.

Допустим, если в Зоологический, то почитать сказки о животных, просмотреть детские энциклопедии. Другой способ – игры: если мы собрались в Рыцарский зал Эрмитажа, можно построить замок из «Лего» или картона, поиграть в принцев и принцесс.

Мультики и документальные фильмы тоже пригодятся.

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Как родителям подготовиться к посещению музея, что почитать?

Сейчас много хорошей литературы. Например, «Как говорить с детьми об искусстве» Франсуазы Барб-Галль. Особенно мне импонирует вторая часть, где автор рассматривает современное искусство.

Вообще, прежде всего стоит самим понять и полюбить музеи и искусство, прежде чем прививать это ребенку. Дети многое воспринимают через родителей и тонко чувствуют фальшь.

Что делать, если сотрудники музея отказываются пускать родителей с коляской? Или просто не пускают в музей с ребенком? Есть ли какие-то законные основания у таких отказов?

Да, есть. Если коляска может повредить экспонаты или паркет, то с ней вас не пустят. Частные музеи вольны творить что хотят, поэтому не пустить могут кого угодно, не только ребенка.

Как справляться с ребенком, если он бегает по залам и не проявляет интереса к экспонатам? Стоит ли отказаться от посещения музеев и подождать, пока малыш подрастет?

Это актуальный для меня вопрос. Сейчас у Роберта (старший сын Сати – прим. НЭН) период, когда ему интереснее побегать и подергать. Сконцентрироваться он может максимум на одну минуту. Это нормально. В таком возрасте нужно учитывать такие базовые потребности ребенка, как голод, дневной сон, желание постоянно двигаться.

Однако в возрасте 4-5 лет ребенок уже вполне способен воспринимать информацию, если она подана доступно и увлекательно. Дело лишь в том, привычна ли ему атмосфера музея, насколько он часто там бывает и знает ли он, как себя вести в подобных местах. С каждым разом будет чувствоваться прогресс.

А если музейные работники просят вас увести ребенка с выставки, когда он, например, разбуянился? Уходить? Вступать в диалог? Как быть?

Моя позиция – уходить. Мы ведь должны уважать и остальных посетителей. Но если замечание неоправданно (например, смотритель возмутился тем, что вы кормите грудью, тихо сидя в углу на скамейке), то стоит проигнорировать и не позволить его личным претензиям испортить вам настроение.

Есть ли какие-то лайфхаки по кормлению детей в музеях? И грудью, и едой. Что нужно знать?

Едой лучше не кормить в залах, так как даже незначительные крошки могут привести к распространению бактерий и нежелательных насекомых. Можно сделать это в фойе или кафе до или после просмотра экспозиции.

Что касается кормления грудью, могу лишь поделиться собственным опытом. Я кормлю в залах на скамейках или стульях для смотрителей (можно попросить уступить на пару минут). Не думаю, что адекватные сотрудники могут на это отрицательно реагировать.

Что вообще лучше всего взять с собой, если мы идем в музей с ребенком?

Воду, перекус, легкую кофточку на случай, если в музее будет холодно (а так часто бывает). Карандаши и альбом для творчества, маленькие книги, открытки с изображениями экспонатов, которые можно поискать в залах.

Как правильно рассказывать ребенку об экспонатах, что отвечать на его вопросы? Особенно на неловкие.

Главное – это доступность. Не нужно употреблять высокопарные фразы. Попробуйте понять, как он это видит, можно даже присесть – вы будете удивлены, что с его роста все видно совсем по-другому!

Нет универсального рецепта. Если не знаете достоверно, придумайте небылицу, свяжите с эпизодом из жизни ребенка. Дети любят всякие истории. А когда он запомнит тот или иной экспонат, можно будет дома почитать поподробнее.

Как вы относитесь к детским музейным программам, квестам?

Конечно, положительно! Я сама писала квесты по музеям Санкт-Петербурга для одной компании. Это замечательный способ увлекательно, задорно, с азартом провести время и узнать много нового! Отличная альтернатива скучным экскурсиям.

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

С помощью чего, помимо музеев, прививать детям любовь к искусству?

Книг, альбомов, творчества. Все взаимосвязано и взаимодополняет друг друга.

Какие, на ваш взгляд, музеи в России и мире можно назвать самыми кидс-френдли и самыми интересными для детей?

Вы знаете, на Западе в принципе большинство музеев кидс-френдли, даже если изначально они не детские. Что касается российских, то такие крупные музеи, как Эрмитаж, Русский, Пушкинский, Третьяковская галерея, Дарвиновский, потихоньку начинают приспосабливаться к маленьким посетителям.

Есть множество детских центров при музеях, студий для творчества, компаний по организации экскурсий для самых маленьких.

Это замечательная тенденция! Я не беру в расчет развлекательные места типа Сказкиного Дома, Имаджинериума, Экзотариума, Музея Эмоций и так далее – они называют себя музеями, но не являются таковыми в классическом понимании слова.

Нравится ли вам идея детских музеев, интерактивных выставок?

Да, идея хорошая! Однако хотелось бы, чтобы и при классических музеях были специальные интерактивные комнаты с копиями экспонатов, которые можно будет трогать, перемещать, пробовать на вкус.

Памятка для родителей В МУЗЕЙ С РЕБЕНКОМ

  • В МУЗЕЙ С РЕБЕНКОМ
  • Дорогие родители!
  • Выходной день лучше всего провести  с ребенком в музее, где вы можете открыть ему мир красок, пробудить эстетические чувства, вместе с ним пережить прекрасные минуты наслаждения.
  • Помните!
  • Создать интерес к музею необходимо задолго до его посещения:
  •  — рассказать о музее, о правилах поведения в нем;
  • — заранее ознакомить ребенка с репродукциями картин;
  • — рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением музеев;

— задать дошкольнику вопросы: «Хотел бы ты увидеть подлинники картин, узнать. Какой музей находится в нашем городе?»

  1. Посещение музея и подготовка к этому событию должны создавать у ребенка праздничное настроение (праздничная одежда, соответствующий эмоциональный настрой).
  2. В первое посещение музея надо дать ребенку возможность рассмотреть внешний вид здания, его парадную лестницу, украшения в залах, обратить внимание на множество картин, на поведение людей в музее, дать возможность ему спокойно пройтись по залам.
  3. Родители должны располагать необходимой информацией, чтобы ответить на любой  детский вопрос.
  4. Спросите у вашего ребенка, что ему особенно понравилось при первом посещении музея.
  5. В дальнейшем можно ограничиться детальным внимательным рассмотрением двух-трех, картин в одном зале.
  6. Пробуждайте у ребенка желание рассказать об увиденном старшим и младшим в семье, своим ровесникам.
  7. Дорогие родители!
  8. Систематическое посещение музея вместе с ребенком позволит вам приобщить малыша к искусству, научит его видеть красоту окружающего мира, создать доброжелательные и доверительные отношения в семье.
  9. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Михневский центр развития ребенка – детский сад «Осинка» Ступинского муниципального района
  10. Памятка для родителей
  11. В МУЗЕЙ С РЕБЕНКОМ

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Подготовила воспитателб группы:

«Антошка»

Каминская С.В.

Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят развить в своем ребенке заложенное природой и расширить его кругозор, что поможет маленькому человеку обрести собственное видение мира.

Знакомство с музеем можно начать, когда ребенку исполнится 4-6 лет.

Расскажите своему ребенку о том, что музей – это место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа предметы (культуры, быта, истории, искусства).

Ценные предметы в музее – это экспонаты. Обьясните малышу, что с экспонатами его познакомит экскурсовод- человек, который расскажет подробно о предметах, картинах, ответит на вопросы. Помогите ребенку понять, что музеи бывают разные. Названия их зависят от экспонатов, которые в них находятся.

  • Музей, коллекционирующий произведения художественного искусства называется художественный.
  • Предметы истории хранятся в историческом музее.
  • Про животных и растения нам расскажут в музее природы(зоологическом музее).
  • Увидеть разную технику можно в техническом музее.
  • В литературноммузее нам покажут предметы, которые принадлежали знаменитым людям.
  • Мемориальныемузеи посвящены выдающимся историческим событиям, государственным, общественным и военным деятелям.
  • Краеведческие музеи собирают, сохраняют, изучают исторические памятники.

Во всех музеях экспонаты находятся в выставочном зале – это помещение, комната, в которой расположены для показа предметы. Выставочных залов в музее может быть не один, а несколько. В каждом отдельном помещении располагают экспонаты, рассказывающие об одном времени, эпохе, об определенных явлениях и объектах природы, исторических событиях. Эти помещения, залы называют…. Тематические

Правила поведения в музее!

Самое мучительное для ребенка – смириться с тем, что в музее ничего нельзя трогать руками, особенно, если экспонаты находятся не в закрытых витринах, не отгорожены, а здесь, рядом.

Поэтому заранее объясните ребенку, как вести себя в музее, а главное – почему именно так.

Приведите простой довод: каждый день в музее бывают сотни посетителей и, если каждый из них дотронется до картины (скульптуры), что от нее останется через несколько дней?

Также необходимо напомнить ребенку, что в музее нужно не только смотреть самому, но и давать другим людям такую возможность. Поэтому нельзя кричать и бегать. Пусть ребенок еще дома изобразит вам, как он будет ходить в музее, «тихо, как мышка», не шуметь, ничего не трогать.

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

С колясками в музей: как молодые мамы организовывают свой досуг — мк

Основательница проекта, мама двоих детей Юлия Шибанова решила сделать музеи доступными для родителей с маленькими детьми.

И тем самым помочь мамам свободно посещать интересные места и не чувствовать себя в социальной изоляции. Ведь часто родители просто не решаются выйти в свет, опасаясь причинить неудобство окружающим.

Экскурсоводы, которые встречают группы, с пониманием относятся к детям и к особенностям их поведения.

Затея оказалась очень востребованной — после экскурсий организаторы получают много отзывов, в которых мамы благодарят за возможность посетить долгожданную выставку с младенцем на руках. «МК» поговорил с Юлией о том, почему сегодня такие экскурсии необходимы. Также мы обсудили, как повысить в обществе терпимость к маленьким детям и их родителям, которые хотят жить полной и насыщенной жизнью.

«Не все музеи рады видеть таких посетителей, как мамы с маленькими детьми»

— Юля, как появилась такая идея — организовать экскурсии в музеи специально для мам с малышами?

— Мне было очень скучно во втором подряд декрете. Хотелось какой-то деятельности, с детьми не связанной, но при этом без отрыва от них. Я стала думать, чем могла бы заниматься. Поняла, что нужно делать что-то, что я люблю. А я люблю живопись, архитектуру, выставки. Так появился мой проект «Материнство в искусстве».

— С какими проблемами сегодня сталкивается мама с ребенком в культурных учреждениях?

— Во-первых, это недоступность. В большинстве музеев множество лестниц и труднодоступных мест. Уже подумаешь несколько раз, идти ли с коляской туда, где эту коляску придется носить на себе.

Справедливости ради надо сказать, что современные музеи думают обо всех категориях посетителей, в них есть пандусы и лифты, а также комнаты матери и ребенка! Например, это Музей русского импрессионизма и Институт русского реалистического искусства. Во-вторых, реакция сотрудников часто непредсказуема. Не все рады видеть таких посетителей, как мамы с маленькими детьми, у себя в музее.

Возраст ребенка при этом не важен: младенцы могут кричать, а дети постарше — трогать экспонаты, например. Из-за этого руководство уже на этапе согласования экскурсии нервничает. В-третьих, другие посетители. Не один раз бывало такое, что даже при лояльности экскурсовода, я слышала шепот вслед нашей группе: «Ну куда они с колясками притащились?! Просто кошмар».

Группа мам с детскими колясками действительно несколько более громоздкая, чем обычный коллектив. Некоторым посетителям это каким-то образом мешает. Хотя, например, мы не будем стоять у картины в галерее целый час, закрывая ее от других посетителей.

Еще проблемой может стать элементарное отсутствие условий, чтобы ребенка переодеть. Туалеты в музеях в основном не оснащены пеленальными столиками.

Хотя вот в Третьяковской галерее есть дамская комната, которая подойдет и мамам с малышами.

А я лично сталкивалась с этой проблемой в той же Третьяковке несколько лет назад, когда пришла на выставку с 8-месячной дочкой, и ничего подобного там тогда не было.

— Получается, что мамы с маленькими детьми избегают таких мест, как музеи, потому что могут банально стесняться? Например того, что ребенок может помешать другим?

— Да, в основном мамы стесняются и не хотят своим присутствием создавать проблемы кому-то.

Многие после экскурсии пишут мне, что в одиночку никогда бы не отважились пойти, а вместе с группой таких же девушек было классно и не страшно.

Ну и плюс я стараюсь выбирать kids-friendly места (то есть пространства с доброжелательным отношением к родителям и детям. — «МК»). К счастью, их становится все больше.

— Сложно ли было привлечь внимание аудитории?

— С этим мне очень помогли мои знакомые девушки. У меня много знакомых, которые напрямую общаются с моей целевой аудиторией. Это акушерки, доулы (помощницы при беременности и родах. — «МК»), консультантки по грудному вскармливанию. Они рассказали о моей затее, за что я очень им благодарна! Первая группа набралась достаточно быстро, это очень воодушевило меня.

— Где была первая экскурсия? Насколько сложно было договориться с музеем?

— Первый раз мы отправились в Третьяковскую галерею. Изначально идея проекта была такая — экскурсии только для мам с младенцами и с определенной тематикой: материнство в искусстве.

Я обратилась к своим знакомым экскурсоводам Третьяковки с просьбой разработать такие экскурсии. Оказалось, что у одной из гидов подобная программа уже есть — она называется «Искусство женского рода».

А ее коллега составила новую экскурсию, специально для нас.

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей В Музее русского импрессионизма. www.instagram.com/moms.in.art

«От экскурсоводов ждем лояльности и понимания»

— Какие моменты обязательно нужно обговорить с музеем на стадии организации, чтобы сотрудники понимали специфику группы мам с детьми?

— Мы обговариваем длительность экскурсии — не более полутора часов, оптимально — один час. Какие-то специфические правила поведения — например, в картинные галереи в залы нельзя проходить с рюкзаком за спиной, в ботсад «Аптекарский огород» нельзя с детскими самокатами и пр.

И, конечно, я предупреждаю, что маленькие сопровождающие мам могут немного пошуметь. Экскурсоводов это смущать не должно, мамы успокоят малыша.

Один раз была довольно нервная организация, когда экскурсионное бюро музея либо от недостатка опыта работы с подобными посетителями, либо, наоборот, из-за негативного опыта в прошлом, либо еще по каким-то причинам предоставляло мне неверную информацию.

Говорили: «Не пустить мы вас не можем, но имейте в виду — у нас нет пандусов и очень маленькие залы». Но, по отзывам моих знакомых, которые посещали это место именно с детьми в колясках, доступная среда там есть. Мне пришлось съездить в этот музей, чтобы убедиться в этом самой. Оказалось, что там действительно есть и пандусы, и лифты, и даже комната для пеленания…

На экскурсию в музей: 7 советов для родителей Фото предоставлены героями материала.

— Нужно ли учитывать время и день недели, чтобы мамам было удобно добраться до места встречи без толп?

— Конечно! Практически на все свои экскурсии я езжу сама со своими детьми. То есть я такая же мама, мне знакомы сложности транспортировки. Основная часть экскурсий у нас проходит в будни в первой половине дня.

Это позволяет избежать как часа пик в общественном транспорте, так и избытка посетителей в музее. И мамам это удобнее, ведь именно будни в декрете — это «день сурка», на выходные обычно у всех есть какие-то планы.

— Каким должен быть экскурсовод, который соглашается провести экскурсию для мам с детьми?

— От экскурсоводов я жду лояльности и понимания. Ну и интересной экскурсии, конечно же! В каких-то музеях у меня есть знакомые экскурсоводы, в каких-то нет. Но, как правило, если экскурс-бюро музея положительно реагирует на мой запрос, то и экскурсовод заранее проинформирован и настроен дружелюбно. С этим у нас никогда не было проблем.

— А какие гиды и в каких музеях произвели на вас с группой наилучшее впечатление?

— Оксана Мельничук из Третьяковской галереи всегда невероятно доброжелательна к нашим группам! И рассказывает потрясающе. Марьяна Скуратовская из Музея русского импрессионизма. Наши экскурсоводы по городу: Майя Либерзон, Наталья Самошилова. Ян Кондрусевич из музея-заповедника «Коломенское». Татьяна Шинтарь из усадьбы Ф.И.Шаляпина.

Еще очень запомнились экскурсоводы, которые водили нас по недавней выставке Фриды Кало и Диего Риверы. В «Аптекарском огороде» нам проводит экскурсии Алексей Викторович Смирнов, с виду он строгий, но преображается, когда начинает рассказывать. А знания о растениях у него энциклопедические, слушать очень интересно.

В общем, нам всегда попадаются прекрасные люди и настоящие фанаты своего дела, которые увлекают своим рассказом всех.

— Как обычно ведут себя сотрудники при виде такой многочисленной группы с колясками и малышами? Удивляются, пытаются помочь, просят держать детей подальше от экспонатов?

— Персонал ведет себя по-разному, но в основном доброжелательно. Очень запомнились сотрудники ЦВЗ «Манеж», куда мы сделали три экскурсии по выставке Фриды Кало. Они встречали нас очень радушно. В ИРРИ тоже отнеслись гостеприимно. Да, впрочем, везде.

В больших музеях, таких как Третьяковская галерея, сложнее, так как там гораздо больше персонала — и все сотрудники не могут быть в курсе всех групп, которые собираются их посетить. Именно в Третьяковке у нас возникла однажды ситуация, когда с колясками оказалась вся группа — десять человек.

А до этого были в основном мамы с малышами в слингах. В итоге специально для нас открыли огромный лифт, который предназначен для перевозки картин.

Нам довелось пройти служебными коридорами самой известной в стране картинной галереи, прокатиться на огромном служебном лифте, а потом возникнуть посреди одного из залов на глазах изумленной публики!

А сотрудники Еврейского музея и Центра толерантности на время экскурсии для мам совершенно бесплатно пригласили деток от 4 лет в игровую комнату, чтобы дети не скучали на взрослом мероприятии. Это было очень приятно и действительно помогло многим мамам, у которых с собой были и младенцы, и тоддлеры (дети от полутора до трех лет. — Авт.

), чувствовать себя более расслабленно. Конечно, когда в группе есть дети старше 3–4 лет, то персонал музея во время нашей экскурсии находится в некотором напряжении, так как дети могут нечаянно дотронуться до экспонатов. Но конфликтов не было, в основном очень вежливо просят мам смотреть за детьми.

Да и сами родители перед походом в музей озвучивают детям правила поведения.

«Мамы готовы отправиться на экскурсию, даже когда на улице -20 градусов»

— Какие экскурсии получили наиболее многочисленный отклик?

— Первые экскурсии, которые все были в Третьяковской галерее, собрали множество положительных отзывов. Большой популярностью пользуются городские прогулки, особенно когда прекрасная погода. Есть экскурсия на смотровую площадку одного из небоскребов «Москва-Сити», она тоже очень популярна.

А еще была совершенно сумасшедшая прогулка с гидом по Никольской улице и ее окрестностям, которая закончилась на Красной площади. Это было перед Новым годом, на площади перед ГУМом была красочная ярмарка, а с нами гуляла одна прекрасная девушка-фотограф, и мы устроили на ярмарке фотосессию.

Почему эта экскурсия была сумасшедшей? Да потому что на улице в тот день было около -20 градусов! Но было очень здорово, мы много смеялись и веселились. Еще раз в месяц в выходной день проходят детские экскурсии для ребят от 5 лет в разные музеи Москвы, они тоже получают большой отклик.

— Случались ли в ходе ваших экскурсий ситуации, рядовые для мам с детьми, но нештатные для музеев? Когда дети начинали баловаться, плакать, им требовалось сменить подгузник и пр.?

— Конечно, практически во время любой экскурсии дети периодически плачут. Иногда несколько малышей сразу. Но не припомню никаких проблем, ведь, как правило, мамы в такие моменты успокаивают малышей. У всех нас есть с собой целый арсенал средств для этого.

Бывало, что в «Аптекарском огороде» кто-то из детей забегал на газон, а там категорически нельзя ходить по ним. Я обязательно предупреждаю об этом перед каждой экскурсией туда.

Но тоже никаких скандалов не было, экскурсовод просто напоминает об этом правиле, и мы следим за детками с удвоенной силой.

— Насколько я знаю, вы также ходите на пешеходные экскурсии с детьми в колясках и вне их. Удобно ли это, ведь на улице приходится еще внимательней следить за разбегающимися детьми?

— Экскурсоводы специально составляют маршрут так, чтобы на пути у нас было минимум лестниц и прочих препятствий. Что касается детей постарше, за которыми, казалось бы, на улице нужно следить с удвоенной силой, то это не всегда так.

Если в группе несколько детей постарше, то они мгновенно знакомятся и начинают общаться и играть, не отходя, как говорится, от кассы. Ну и гуляем мы не по оживленным улицам, типа Тверской, а по бульварам, пешеходным зонам, переулкам, паркам, подальше от машин, в общем. Городские прогулки вообще востребованы сильнее всех прочих.

Ведь это так классно: и ребенок гуляет, и мама при этом не скучает на детской площадке, а слушает интересную экскурсию.

«Если мы будем друг друга уважать, то всем будет гораздо спокойнее и приятнее»

— Изменилось ли за последние годы в нашем московском обществе отношение к мамам с маленькими детьми в общественных местах — кафе, музеях, метро? Проявляют ли люди чуткость, стараются ли помочь?

— Да, отношение людей меняется. В общественном транспорте мне многие помогают с детской коляской. Просто улыбаются детям. Едкие комментарии можно услышать либо от пенсионеров, либо от совсем молодых людей, которые еще не представляют, что такое дети.

Все больше кафе делают детские зоны или хотя бы приносят маленьким посетителям карандаши и раскраски, почти в любом общепите есть детское меню. В метро появилась служба помощи маломобильным пассажирам, которая и мамам с колясками помогает.

Пандусов стало чуть больше, но все равно еще, к сожалению, их недостаточно для комфортного передвижения по городу.

— Надо ли объяснять людям, что не стоит раздражаться на активных детей и их родителей? И как самой маме избежать чувства вины и неловкости?

— Если честно, я думаю, словами об этом не рассказать. Это же эмпатия, она либо развита у человека, либо нет.

Нужно просто жить, не стесняться. Ни одна мама не мечтает оказаться в центре негативного внимания, никто не заставляет детей специально досаждать окружающим. Поэтому если ребенок, например, громко плачет, на то есть причина: устал, проголодался, жарко, холодно, еще миллион вариантов. Да, дети часто создают определенный звуковой фон.

Но почему взрослым можно обсуждать громко по телефону свои дела в автобусе, а если малыш захныкал, то это недопустимо? Почему взрослые мужчины позволяют себе материться в общественном месте, а смех ребенка воспринимается как что-то из ряда вон выходящее? Мама с ребенком, конечно, отличается от обычных граждан как потенциальный источник громких звуков. А еще коляски занимают место. Всем было бы удобнее, если бы они сидели дома и гуляли только во дворе. Но это странная логика. Еще обществу мешают пенсионеры, например: они медленно ходят, им нужно уступать место в транспорте и т.д. Люди с физическими особенностями тоже могут помешать, ведь инвалидная коляска занимает много места. И так далее.

В обществе существует много очень разных людей. И если мы будем друг друга уважать, то всем будет гораздо спокойнее и приятнее. У меня лично всякое бывает.

Бывают дни, когда мне все помогают перемещаться по городу с коляской и 6-леткой. А бывает, что дают непрошеные советы или вовсе хамят.

Меня все меньше это задевает, так как я точно знаю, что никому ничего плохого не делаю, а если у кого-то какие-то тараканы в голове — это не моя забота.

— Главное, стараться не сильно из-за этого расстраиваться.

— И не надо откладывать интересную жизнь на будущее, когда дети вырастут. Ничего противозаконного мама с ребенком в музее не делает, поэтому чего стесняться? А в компании легче, вот для этого и существует наш проект. И может быть, мы своим присутствием в общественных местах сделаем людей более лояльными.

По крайней мере, когда мама, ведущая активную жизнь, станет обыденной картиной, то уже не будет вызывать негативной реакции. Кстати, ситуация за последние пять лет меняется к лучшему. Когда моя старшая дочь была совсем маленькой, я не видела столько мам с малышами в городе вне детских площадок и парков, как сейчас.

Сегодня молодые мамы становятся активнее и увереннее, это очень здорово!

Посмотреть расписание ближайших экскурсий и записаться можно в Инстаграме проекта www.instagram.com/moms.in.art

Рекомендации для родителей «Как подготовить ребёнка к первому посещению музея»

Рекомендации для родителей «Как подготовить ребёнка к первому посещению музея»На экскурсию в музей: 7 советов для родителей

Для чего нужны музеи? Чтобы знанья нам давать, Посещая их, мы будем Обо все на свете знать: Быт, религия, искусство И история Земли, Открываются музеи, Чтоб узнать мы все могли.

С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Этот вопрос вызывал и вызывает немало дискуссий.

В наше время, даже в самых маленьких городках есть краеведческие музеи.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

  • научно-просветительские;
  • исследовательские;
  • учебные;

В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.

Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности.

Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми.

Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

  • Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ваш малыш будет воспринимать подобные мероприятия. У каждого человека свой круг интересов, разным людям интересны разные вещи, поэтому вести ребенка надо туда, где ему будет действительно интересно. Обязательно подстраивайтесь под интересы ребенка.
  • Учитывайте его природные склонности и таланты. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Ваша задача – так заинтересовать и настроить ребенка, чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям надо исходить из интересов ребенка: « Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о твоих любимых животных». Или: «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей, где можно познакомиться с ними поближе».
  • Малыш должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это.
  • Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание: большое оно или маленькое, что его украшает. При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.
  • Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.
  • Заранее объясните ребенку, как вести себя в музее, а главное – почему именно так. Что в музее ничего нельзя трогать руками, особенно, если экспонаты находятся не в закрытых витринах, не отгорожены, а здесь, рядом. Приведите простой довод: каждый день в музее бывают сотни посетителей и, если каждый из них дотронется до картины (скульптуры), что от нее останется через несколько дней?
  • Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.
  • Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.

Словом, отнеситесь к посещению музеев творчески – польза от этого будет огромная не только для ребенка, но и для всей семьи. И пусть лучшей наградой вам станет вопрос ребенка: « А в какой музей мы пойдем в это воскресенье?»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector