Мигрень: осложненные формы у детей

ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко»

Отделение медицинской реабилитации для детей с нарушением функции ЦНС

врач-невролог Сущевская Юлия Александровна

Мигрень… При этом слове одним вспоминается описание прокуратора Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» М.А.

Булгакова: « О боги, боги, за что вы наказываете меня? Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения…».

Другим же представится типичная картинка из рекламы: женщина или девушка, со страдающим выражением лица, принимающая волшебную таблетку – и боль сразу проходит.

Однако мигрень бывает не только у взрослых, достаточно часто она встречается и у детей, чем очень пугает родителей.

Для начала выясним, а что вообще за заболевание мигрень и чем она отличается от остальных видов головных болей?

Следует сказать, что все головные боли, и у взрослых, и у детей, делятся на 2 большие группы: первичные и вторичные.

Первичные головные боли не связаны с наличием какого-либо нарушения структуры мозга, вторичные головные боли, напротив, возникают при органической патологии головного мозга (опухоли, инсульты, кисты), шеи (остеохондроз шейного отдела позвоночника), системных заболеваниях и инфекциях (ОРВИ, грипп, менингит и т.п.). Мигрень относится к первой группе, а это значит, что нарушения структуры мозга (но не его функции!) при этом заболевании нет.

Для мигрени характерна наследственная предрасположенность – то есть при наличии мигрени у родителей и других родственников, ее вероятность у ребенка повышается.

Данное заболевание обусловлено неправильной реакцией рецепторов в сосудах и клетках головного мозга, их взаимодействия, в ответ на различные типы раздражителей окружающей среды и стресс.

Раздражители, или триггеры, у каждого ребенка с мигренью индивидуальны, но можно выделить основные группы:

  • психологические (стрессы, сильные эмоции, резкая перемена настроения)
  • гормональные (менструации и овуляции у девочек)
  • факторы окружающей среды (яркий свет, изменение погоды)
  • пищевые (определенные продукты питания, напитки)
  • лекарственные (нитроглицерин, гормональные препараты)
  • другие факторы (переутомление, недосыпание/пересыпание, голод, авиаперелеты, повышение температуры тела).

При воздействии на ребенка с наследственной предрасположенностью какого-либо из перечисленных факторов или их комплекса, возможно развитие мигренозного приступа.

Каковы симптомы мигрени у ребенка?

Боль при мигрени локализуется в лобно-височной области, около глазниц, реже — в теменной области. У детей 10-12 лет, подростков и взрослых характерна боль в одной половине головы, причем сторона может меняться от приступа к приступу.

У детей помладше возможна двухсторонняя головная боль. Приступы мигрени могут начинаться в любое время суток, но чаще начало приступа отмечается днем или вечером.

Головная боль при мигрени высокой интенсивности, «нестерпимая», характерно пульсирующая, но у детей также бывает давящая, распирающая или ломящая.

Мигрень: осложненные формы у детей

Помимо головной боли для приступа мигрени характерны боязнь света, звуков, тошнота и, реже, рвота; иногда приступ могут сопровождать боли в животе. После рвоты, как правило, отмечается облегчение общего состояния, и ребенок обычно засыпает. После сна приступ, как правило, прекращается полностью. В межприступном периоде дети с мигренью практически здоровы.

Нередко за 20-60 минут перед приступом у ребенка появляется так называемая аура: «мушки» или вспышки света, светящаяся линия или пятно перед глазами, выпадение полей зрения с одной стороны; реже – односторонняя слабость или неприятные ощущения: покалывания, ползания «мурашек» (это явление называется парестезии) в конечностях, речевые расстройства. Изменения, возникающие в период ауры, полностью обратимы и исчезают при развитии непосредственно мигренозного приступа. Иногда аура может «оборваться» и не перейти в приступ.

  • Средняя продолжительность приступов у большинства детей с мигренью без ауры составляет 2-3 часа, у большинства детей с мигренью с аурой приступы значительно короче, до 1 часа.
  • Что же делать, если Вы подозреваете, что у Вашего ребенка приступ мигрени?
  • В первую очередь, необходимо убедиться в том, что у него нет инфекционного заболевания – измерить температуру тела, осмотреть кожу и слизистые оболочки на предмет наличия сыпи, гнойничков.

Мигрень: осложненные формы у детей

При отсутствии эффекта от вышеописанных мер возможен вызов «Скорой помощи».

Если же приступ прошел, необходимо как можно раньше обратиться к врачу-неврологу самостоятельно. Вы должны вспомнить как можно больше подробностей приступа и то, что предшествовало ему в течение нескольких часов.

Для классической формы мигрени, возможно, не понадобится никаких дополнительных обследований.

В случае сомнений, врач назначит обследование ребенку, а также, в любом случае, — профилактическое лечение специальными препаратами.

Кроме того, дети в силу развивающейся нервной системы, очень хорошо реагируют также и на немедикаментозное лечение: психотерапию, иглорефлексотерапию, физиотерапию.

Какие меры следует применять в качестве профилактики приступов?

Помимо точного выполнения назначений Вашего врача, необходимо избегать факторы, которые «запускают» мигрень у Вашего ребенка. Должна быть спокойная эмоциональная обстановка в семье и детском коллективе, полноценный ночной сон и дневной отдых.

Следует ограничить зрительную нагрузку в виде игр на компьютере, планшете и смартфоне, просмотра телевизора до 1-1,5 часов в день. Если ребенок посещает спортивные секции, то делать это необходимо разумно, под тщательным контролем.

Оптимальное время продолжительности физических упражнений – 20-30 минут в день.

Следует избегать или ограничить ряд продуктов, которые могут спровоцировать приступ мигрени: соленые и острые блюда, продукты с глутаматом в качестве консерванта, помидоры, киви, сыры длительной выдержки, колбасы, шоколад, некоторые орехи, газированные напитки, чай, кофе. Для подростков необходимо объяснить вред курения и употребления алкоголя.

Мигрень: осложненные формы у детей

Прокуратор Понтий Пилат в романе Булгакова не обладал знаниями, которые могли бы ему помочь в борьбе с мигренью, поэтому мы можем ему лишь сочувствовать.

А в современном мире в наших силах помочь больному мигренью, зная ее причины и имея в арсенале современные методики лечения: уменьшить частоту и интенсивность приступов, «контролировать» мигрень, что поможет Вашему ребенку жить, совсем не отличаясь от других детей.

Мигрень у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение в Челябинске и Екатеринбурге

Мигрень у детей

Мигрень у детей это приступы сильной головной боли, как правило, с одной стороны в лобно-височной области, которые имеют склонность к повторению.

Некоторые авторы, считают что головная боль, а в частности мигрень имеет наследственный характер.

Очень часто мигрень у детей развивается именно в подростковом возрасте, но может появляться в 6 или даже 5 лет. 21 век это век технологий, которые зачастую приносят нам и нашим детям много проблем. Постоянные компьютерные игры, просмотр фильмов ужасов, чтение книг на электронных носителях не только снижают зрение и развивают неврозы, но так, же могут быть провокаторами мигрени.

Мигрень: осложненные формы у детей

Причины мигрени у детей

Причины мигрени у детей психическое или физическое переутомление, стресс, избыток или дефицит массы тела, высокая зрительная нагрузка, изменение атмосферного давления, нарушение сна и питания (продукты, содержащие большое количество тирамина – красное вино, сыр и шоколад и т.д.).

У девочек подростков мигрень может развиться на фоне предменструального синдрома (ПМС). Мигрень у детей может иметь более 160 причин, но всегда связана с провокаторами или триггерами.

Причины мигрени у детей могут иметь и наследственный характер, связаны с нарушениями нервной системы, эндокринных органов.

Мигрень у детей симптомы

Когда болит голова у ребенка, мы даже не предполагаем, что это может быть мигрень.

У детей симптомы это обязательная боль с одной или двух сторон, тошнота или даже рвота, светобоязнь, нарушение зрения и речи, пелена перед глазами или мелькание мушек, головокружение, появление онемения в конечностях, мурашек по коже и т.д. Может возникать с аурой (предвестники мигрени) или без нее.

Аура может быть зрительной, чувствительной. Например, ощущение вспышек света, искорки, пятнышки или ощущение мурашек по телу, онемения.

Мигрень: осложненные формы у детей

Лечение мигрени у детей

Самый задаваемый вопрос: «Мигрень у детей как лечить?».

Врач педиатр обязательно после осмотра малыша должен направить на консультацию к неврологу для исключения заболеваний нервной системы.

Лечение мигрени у детей очень трудоемкий и длительный процесс, так как причин много и комплексного подхода, к сожалению нет. Лечение мигрени у детей может быть затруднено по причине непереносимости лекарственных средств, возрасте и особенностях организма ребенка. Мигрень у детей как лечить многие врачи даже и не знают, но начинать всегда нужно с коррекции уже имеющегося состояния.

Читайте также:  6 примеров высочайшей любви к ребенку

Облегчение боли, устранение сопутствующих симптомов мигрени являются залогом успеха.

Причина может быть не найдена на протяжении всей жизни ребенка. Врач педиатр порекомендует понаблюдать за малышом, с чем связана головная боль. Лечение мигрени у детей сводится к устранению провокаторов, которые развивают головную боль и сопутствующие симптомы. Если вашему ребенку выставлен диагноз мигрень, как лечить такое состояние должен знать каждый.

Успешно применяются в устранении симптомов у ребенка методы физиотерапии. Они оказывают положительный эффект в снятии боли и других симптомов мигрени.

Совершенно безболезненные процедуры помогут вашему ребенку адаптироваться в жизни.

профилактика сводится к уменьшению умственной и физической нагрузки, правильному питании, созданию положительной домашней обстановки, а главное никаких стрессов.

AAN, AHS обновили руководства по мигрени у детей и подростков

Американская академия неврологии (AAN) и Американское общество по изучению головной боли (AHS) опубликовали обновленные руководства по неотложному лечению и профилактике мигрени у детей и подростков.

Основные положения

  • Подтверждена эффективность приема некоторых нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) и триптанов для облегчения боли при мигрени. Например, парацетамол и ибупрофен рекомендуются детям и подросткам, а триптаны в основном только подросткам.
  • Эксперты отметили с высокой степенью уверенности, что у подростков, использующих суматриптан/напроксен перорально и назальный спрей золмитриптан, больше шансов избавиться от головной боли спустя 2 часа, чем у тех, кто принимает плацебо.
  • Никакие виды неотложного лечения не оказали успешного воздействия при тошноте и рвоте, вызванными мигренью.
  • Некоторые триптаны (например, суматриптан/напроксен, золмитриптан) оказывают небольшой положительный эффект на связанные с мигренью фонофобию и фотофобию.
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) вместе с амитриптилином способны в большей степени уменьшить ограничение жизнедеятельности, связанное с мигренью, и частоту приступов, чем прием этого же препарата наряду с повышением осведомленности в отношении головных болей.

В целом руководства по лечению острой формы мигрени у детей и подростков сосредоточены на важности:

  • раннего начала терапии;
  • выбора способа применения лекарственных средств, основанного на индивидуальном подходе к каждому отдельному приступу мигрени;
  • предоставлении рекомендаций по обусловленным образом жизни факторам, включая чрезмерное использование препаратов и избегание ситуаций, способных спровоцировать мигрень.

Кроме того, согласно тексту руководств, клиницисты должны принимать решения по поводу методов профилактики мигрени, включая обсуждение нехватки доказательств в поддержку фармакологического лечения, совместно с пациентами и лицами, оказывающими уход за ними.

В обновленные руководства не вошли препараты, содержащие антитела против кальцитониноподобного пептида (CGRP), которые продолжают привлекать большое внимание при лечении мигрени у взрослых. Помимо этого, инъекции ботулинического токсина, которые также продемонстрировали эффективность во многих исследованиях с участием взрослых, не оказали такого же воздействия на детей и подростков.

Головные боли у детей: формы и типы

Головные боли (ГБ) у детей, как и у взрослых, являются одной из наиболее часто встречаемых жалоб. Поэтому в докладе экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «ГБ и общественное здоровье» в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики ГБ у детей».

Вызывать ГБ могут быть как относительно доброкачественные состояния, так и довольно серьезные заболевания, сопровождающиеся поражениями центральной нервной системы (ЦНС). В большинстве случаев ГБ у детей обусловлены доброкачественными причинами с преобладанием первичных форм ГБ – мигрени и головной боли напряжения (ГБН).

Среди вторичных ГБ чаще встречаются внечерепные вирусные или бактериальные инфекции.

Но даже ГБ относительно доброкачественного характера могут существенно влиять на повседневную активность ребенка, приводить к трудностям обучения, затруднять социальные контакты и занятия спортом, а также негативно воздействовать на жизнь всей семьи.

Нередко тяжесть и влияние ГБ на ребенка недооцениваются родителями и могут восприниматься ими, как нежелание учиться или выполнять домашние поручения, что усугубляет ситуацию и приводит к запоздалому визиту к врачу.

Несвоевременность и неадекватность терапии способствуют переходу болевого синдрома в хроническую форму.

Разнообразие причин ГБ часто ставит перед врачом сложные задачи дифференциального диагноза, поиска точной причины ГБ и выбора оптимальной терапевтической тактики.

В диагностике причин ГБ важное значение имеют анамнестические сведения, прежде всего оценка временного паттерна ГБ по характеру которого выделяется пять типов ГБ у детей.

  1. Острая интенсивная ГБ: любой однократный эпизод ГБ без указаний на наличие ГБ в анамнезе. Причиной такой ГБ может быть как состояние, не связанное с патологией ЦНС (острые респираторные вирусные и бактериальные инфекции верхних дыхательных путей), так и воспалительные заболевания ЦНС (менингиты и энцефалиты, сопровождающиеся повышением внутричерепного давления), внутричерепные кровоизлияния, а также это может быть первый приступ мигрени.
  2. Острая рецидивирующая (или эпизодическая) ГБ: стереотипные ГБ, разделенные периодами отсутствия ГБ. Наиболее частая причина такой ГБ с высокой интенсивностью у детей – это мигрень и ее варианты. В случае повторяющихся ГБ слабой или умеренной интенсивности можно предположить дебют эпизодических ГБН. Редко такой тип ГБ может быть и при вторичных ГБ – при состояниях, сопровождающихся периодическим повышением артериального или внутричерепного давления, или являться проявлением эпилептических приступов.
  3. Хроническая прогрессирующая ГБ: увеличение частоты и интенсивности ГБ во времени является наиболее угрожающим из паттернов ГБ и свидетельствует о прогрессировании серьезного заболевания ЦНС. Возможные причины – это объемные образования и состояния, вызывающие нарастание внутричерепного давления (опухоль мозга, абсцесс, туберкулома, нейроцистицеркоз, хронический менингит, субдуральная гематома, аневризмы и сосудистые мальформации, гидроцефалия).
  4. Хроническая непрогрессирующая ГБ: постоянная ГБ без изменения характера и степени интенсивности. Этот тип наблюдается при хронических ГБН, хронических тригеминальных вегетативные цефалгиях, хронических заболеваниях придаточных пазух, зубов, нарушениях сна (сонные апноэ), мальформации Арнольда-Киари, доброкачественной внутричерепной гипертензии и хронической (персистирующей) посттравматической ГБ.
  5. Смешанная ГБ: на фоновую хроническую ГБ накладывается острая рецидивирующая ГБ, чаще это бывает мигрень, но появление другого типа ГБ при хронической форме всегда требует исключения ее симптоматического генеза.

Постановка диагноза ГБ основывается на особенностях клинической картины с применением диагностических критериев Международной классификации расстройств, сопровождающихся головной и лицевой болью. В МКГБ-3 представлены три раздела: 1. первичные ГБ (мигрень, ГБН, пучковая или кластерная ГБ, другие первичные ГБ); 2. вторичные ГБ; 3.

краниальные невралгии, центральные и первичные лицевые боли, и другие ГБ. При постановке диагноза оцениваются жалобы, анамнез, семейный анамнез, течение ГБ, провоцирующие и облегчающие факторы, другие особенности ГБ, обязательна оценка неврологического статуса.

При подозрении на вторичный генез ГБ назначаются дополнительные исследования: методы функциональной диагностики, нейровизуализации, лабораторные исследования и консультации смежных специалистов.

Мигрень: патология, не признаваемая у детей

Заключение экспертизы, проведенной в 1998 году Национальным институтом здоровья и медицинских исследований, хорошо иллюстрирует проблематику мигрени у детей. Приведем ее основные положения:

  • мигрень часто встречается у взрослых, но также и у детей: более шести миллионов взрослых (от 10 до 15% популяции) поражены во Франции, но и тысячи детей также являются ее жертвами;
  • она остается заболеванием, часто нераспознаваемым в медицине. Из-за своего полимфорфизма ее нельзя отнести ни к какой медицинской специальности. Так, гастроэнтерологи усматривают мигрень при тошноте и рвотах или при «печеночных кризах», офтальмологи — при нарушении зрения, отоларингологи — при «хронических синуситах». Педиатры ее знают плохо и, более того, они не знают что она бывает у детей;
  • это заболевание, недостаточно преподаваемое врачам. Еще совсем недавно она занимала ничтожно мало места в преподавании медицины и формировании различных специалистов занимающихся ею. Это маргинальное положение усугубляется отсутствием интереса врачей к этому заболеванию имеющему репутацию «капризного» и «инкурабельного»;
  • она инвалидизирует, обязательно заставляет прилечь в значительном числе приступов вызывающим неработоспособность. Между кризами часто наблюдается плохое самочувствие связанное с плохим самоимиджем, с поведением обусловленным избеаганием встречи с вызывающими фактрами, бескопокойством ожидания криза из-за его непредсказуемого характера. Существенная значимость этих социальных и экономических потерь в настоящее время хорошо определены ;
  • к ней продолжает сохраняться безразличие, ее не воспринимает всерьез значительная часть врачей, хотя она вызывает большой интерес у значительной части населения;
  • ее лечение могло бы быть значительно улучшено, так как в настоящее время имеется большой выбор терапевтичесих методов.
Читайте также:  Коварный вирус Эпштейна-Барр: чем он может навредить ребенку?

ХОРОШО ЗАКОДИРОВАННАЯ СЕМИОЛОГИЯ Тяжелая инвалидизирующая головная боль, частые нарушения пищеварительного тракта, избавление во сне .

В 1988 году International Headche Society (IHS) опубликовало классификацию головных болей с диагностическими критериями мигрени.

Единственное, что отличает ребенка до 15 лет от взрослого — это более короткая длительность приступов (два часа вместо четырех наиболее коротких) и фронтальная или билатеральная локали-зация головных болей, в отличие от унилатеральности, наблюдаемой у взрослых. За исключениям этих двух исправлений, семиотика идентична таковой у взрослых.

По крайней мере пять приступов соответствующих критериям B,C и D
Приступы длительностью от 2 до 48 часов
Головные боли имеющие по крайней мере две из следующих характеристик:

  • Унилатеральная локализация
  • Пульсируемость
  • Умеренной или тяжкой интенсивности
  • Ухудшение при физической активности
Во время головной боли наличие по меньшей мере одного из следующих состояний: Тошнота или  рвота Фотофобия или фонофобия
Исключение анамнезом, проведением клинического или нейрологического обследования и иногда дополнительных методов обследования одного из органических заболеваний которое могло бы быть причиной головных болей.

Схематически, мигрень — это тяжелая головная боль развивающаяся по стереотипному течению приступа, с часто выраженными проявлениями со стороны пищеварительного тракта (тошнота, или иногда рвота). Часто отмечаются пульсирующий характер, фонофобия и/или фотофобия.

В 10-15% случаев ей предшествует аура определяемая как фокальное нейрологическое нарушение различного проявления в зависимости от пораженной зоны головного мозга: нарушения зрения (фосфены, скотомы, размытая зона), сенсориальные нарушения (парестезии, унилатеральное онемение), моторные нарушения (снижение мышечной силы), нарушения речи (афазия). Во время приступов мигрени интенсивность боли значительна и дети прекращают всякую активность. Иногда этому сопутствуют абдоминальные боли и головокружения. Сон часто оказывается спасительным. Социальная инвалидизация вполне реальна. Дети, страдающие мигренью, значительно чаще пропускают школьные за-нятия.

  1. Головные боли напряжения
  2. Диагностические критерии головной боли напряжения (International Headache Society )

Головные боли напряжения более часты у взрослых, чем у детей, и соответствуют банальной головной боли, часто появляющейся в конце рабочего дня. Она менее сильная и мало влияет на активность пациента. Она часто связана со «стрессом»; при этом обнаруживается или психологическое напряжение, или напряжение мышц шеи. Головная боль напряжения часто ассоциирует с истинными приступами мигрени, эти смешанные картины являются источником диагностических ошибок; семиологический анализ должен при этом концентрироваться на приступах наиболее тяжелой интенсивности. Номинация головных болей психогенными, часто применяемая в педиатрии, кажется не обоснованной, так как часто несет пренебрежительный (уничижительный) или дисквалифицирующий оттенок.

По меньшей мере 10 эпизодов соответствующим критериям B, C и D
Головные боли длительностью от 30 минут до 7 дней
  • Головные боли имеющие по крайней мере две из следующих характеристик:
  • Билатеральная локализация
  • Ощущение давления (не пульсирующего)
  • Интенсивность легкая до средней
  • Никакого ухудшения при физической активности
  1. Отсутствие двух следующих характеристик:
  2. Тошнота и рвота
  3. Фотофобия и фонофобия
Исключение анамнезом, проведением клинического или нейрологического обследования и иногда дополнительных методов обследования одного из органического заболевания, которое могло бы быть причиной головных болей.

Мигрень четко дифференцируется от других типов головных болей Хроническая повседневная головная боль (идиопатическая) резистентная ко всем обычным анальгетикам значительно реже встречается у детей.

Наиболее часто она появляется в связи с семейной патологией или депрессивным состоянием. Головная боль, вызванная и усиливаемая применением медицинских препаратов, хорошо известна у взрослых, но она также может иметь место у детей и подростков.

Она появляется в контексте повседневного и продолжительного приема анальгетиков без какого-либо достигаемого реального обезболивающего эффекта.

Головные боли при внутричерепной гипертензии обычно имеют окципитальную локализацию, с усилением ночью или утром при пробуждении, сопровождаясь рвотой en jet, нарушением поведения и беспокойством, и быстро приводят к альтерации общего состояния с исхуданием. Необходимо искать нейрологические или окулярные нарушения.

ВЫЗЫВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Обычно обнаруживается множественные вызывающие факторы: сенсорные стимулы (жара, шум, сильный свет, холод, запахи); интенсивные занятия спортом, но также и мелкие сотрясения (шоки) головного мозга (катание с горки, сотрясения), наблюдаемые на уроках физкультуры; голодание (гипогликемия) — это фактор, который надо всегда искать задавая вопрос: «у тебя болит голова, когда тебе очень хочется есть?»; школьное давление: большое число детей с мигренью указывает на уменьшение количества приступов или их исчезновении во время школьных каникул, но наличие другого запускающего фактора (жара) может маскировать (скрывать) это улучшение; противоречия, сильные эмоции, экситации (компьютерные игры, волнующий фильм); недостаток сна, а также его избыток (праздники, уик-энд); пищевые продукты очень редко являются причиной, шоколад, единственно, может стать причиной у ребенка.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Мигрень — это хроническая головная боль наиболее часто встречающаяся у ребенка. Ее частота составляет от 5 до 10% , согласно различным сериям наблюдений придерживающихся применяемых диагностических критериев и соответствующих возрастных групп.

Эпидемиологические данные касающиеся детей шести и десяти лет обучающихся в Париже соответствуют таковым международной литературы. До пубертата отношение полов составляет 1; после пубертата соотношение становится 3-4 девочки на одного мальчика.

Наблюдение в течение 40 лет за когортой из 73 де-тей страдающих мигренью показало значительное улучшение с возрастом, так как у 62% мигрень прошла, когда они стали молодыми взрослыми.

Среди же таковых, оставшихся с мигренью во взрослом возрасте, у 46% мигрень продолжалась и после возраста 50 лет.

  • КОМОРБИДНОСТЬ
  • ДИАГНОСТИКА
  • МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
  • Лечение приступа 

Нарушения транспорта, bruxism, атопия часто встречаются у детей страдающих мигренью. Данные остаются противоречивыми в отношении возбудимости и депрессии; после восьми лет наблюдения была выявлена существенная корреляция между усилением головной боли и трудностями психического порядка. Влияние психосоциальных факторов стало объектом контролированного исследования, которое не выявило различий между детьми страдающих мигрень и здоровых. И наоборот, у детей с головной болью напряжения родители чаще находились в разводе. Тем не менее, в нашем консультационном опыте мы наблюдали большое количество детей с проявлениями беспокойства и возбуждения, при том, что в своем большинстве они не отличались хорошей школьной успеваемостью. Некоторые рекуррентные синдромы детства рассматривались как прекурсоры или эквиваленты приступа мигрени: пароксистические обмороки, абдоминальная мигрень, рекуррентные боли в конечностях. Клиническое течение и лечение циклической рвоты и абдоминальной мигрени имели большой сходство с мигренью. Диагностика мигрени в основном клиническая. Имаженерия не должна стать систематической. Она оправдана в следующих случаях: дети младше шести лет, аномалии при проведении нейрологического обследования, модификации или утяжеления приступов, смена настроения, низкая школьная успеваемость, аномалии кривой роста, признаки внутричерепной гипертензии. Как только диагноз поставлен важно убедить ребенка и его родителей в доброкачественной природе мигрени. Необходимо просто описать состояние современных знаний о мигрени, ее эволюцию, ход лечения. Три основных вопроса, которые необходимо решить при обращении ребенка к врачу по поводу головной боли, касаются идентификации причины, облегчения боли и отсутствия опухоли головного мозга. Ведение дневника боли позволяет уточнить семиологические признаки, вызывающие факторы. Важно всегда напоминать, что мигрень не является «психологическим заболеванием», чтобы ребенок не использовал ее симптомы для прогула школьных занятий. Дети страдаюшие мигренью очень редко обращаются к специалисту. Три основные причины выдвигаются родителями детей, страдающих мигренью, чтобы не обращаться к врачу — это незнание диагностики, фатализм перед лицом мигрени, страх перед манипуляцией. Несмотря на очевидную и длительную симптоматику, только 10% детей ставится диагноз мигрени.

Препарат Путь введения Разовая доза Максимальная суточная доза
Ибупрофен Per os 10 mg/kg 3-4 раза
Ацетилсалициловая кислота Per os 10 -15  mg/kg 25-59 mg/kg
Парацетамол Per os 10 mg/kg 60 mg/kg
ректально 30 mg/kg 60 mg/kg
Диклофенак ректально 1 mg/kg 3 mg/kg
Дигидроэрготамин назально 2 sprays 4 sprays
Суматриптан назально 1 sprae 2 sprays

Первые рандомизированные исследования с плацебо были проведены в Финляндии: 54% детей страдающих мигренью получали существенное облегчение на втором часу получая только одну дозу 15 mg/kg парацетамола орально; у 68% детей с мигренью тот же результат достигался при оральной дозе ибупрофена в 10 mg/kg.

Парацетамол обладает более быстрым действием, но полное исчезновение приступа (в течение двух часов) происходит в два раза чаще при приеме ибупрофена.

Тем не менее, существуют некоторые существенные отклонения по оценке эффективности приступов у детей, так как многие стараются заснуть, так как очень часто восстановление происходит во сне. Лечение приступов должно начинаться как можно раньше.

У ребенка, однако, должна иметься возможность получить лечение приступа в школе и для этого должен быть предоставлен специфический сертификат.

В случае рвоты или интенсивной тошноты, следует безотлагательно использовать назальный путь; мы эмпирически предписываем для приема назальным путем дигидроэрготамин, суматрипан детям с весом 35 кг или в возрасте 11 лет.

Читайте также:  Детская аллергия или астма?

Продукты, содержащие опиоиды, кодеин, трамадол или декстропропоксифен, следует назначать исходя из риска потенциального привыкания, развивающегося при хроническом применении.

Продукты, содержащие кофеин, становятся все более продуктами злоупотребления.

  1. Базисная терапия
  2. Нефармакологическое лечение
  3. Фармакологическое лечение
  4. Основное лечение

Многие исследования и мета-анализ показали превосходство методов использования релаксации, наиболее часто ассоциированые с biofeedback в отношении фармакологического лечения. Польза от релаксации определяется в течение десяти лет после первоначального обучения. К сожалению, очень трудно добиться пользы у де-тей от этого типа лечения при отсутствии профессиональных форм. Этот метод лечения рассматривается только после неудачи нефармакологических видов лечения. Было проведено очень мало качественных исследований по его эффективности, как фундаментального лечения. Применяемые продукты пришли из взрослой практики: пропранолол, амитриптилин, флюнаризин, пизотифен, тразадор. Вторичные эффекты, особенно неприятные для подростков, (набор веса, сомнолентность) могут отмечаться при применении большинства лекарственных препаратов на основании флюнаризина и пизотифена. Во Франции разрешение на продажу этих препаратов не включает показания к лечению мигрени.

Препарат Путь Суточная доза
Propranol per os 2-4 mg
Flunarizine per os 5 mg
Amitriptyline per os 10-30 mg
Trazodone per os 1 mg/kg

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мигрень у детей — довольно частое заболевание, недооцениваемое и плохо диагносцируемое.

Отсутствие биологических маркеров, применение специфической имаженерии, еще довольно частое, низводит ее до психологического уровня, синусита, нарушения зрения, нарушения пищеварительного тракта. Первая консультация ребенка, страдающего мигренью, требует времени.

Простые мероприятия (раннее начало правильно дозированного лечения, четко сказанный диагноз) позволяют в преоблдающем большинстве случаев быстро и эффективно уменьшить страдания ребенка.

КЛЮЧЕВЫЕ ПУНКТЫ МИГРЕНИ У ДЕТЕЙ

  • В отличие от взрослых, мигрень более часта, чем головные боли напряжения
  • Головная боль билатеральная и приступы по длительности короче, чем у взрослых
  • У большинства детей картина смешанная в совокупности мигрени и головных болей напряжения; эта ассоциация может дезориентировать врача, мало знакомого с головными болями у детей. Большинство детей требует проведения дифференцировки между «маленькими головными болями» и «тяжелыми приступами», и именно в последних должен проводится семиологический анализ характеристики мигрени.
  • Вызывающие факторы не являются причиной мигрени, генетический и семейный характер которой достаточно определены.
  • Мигрень не является психологическим заболеванием, даже если вызывающие факторы оказываются психологическими (школьное давление, выяснение противоречий) и часто во время школьных каникул отмечается улучшение. Школьный стресс часто вызывающий множественные кризы, часто остается плохо интерпретируемым как лечащим врачом, так и родителями.
  • Для многих детей с аутентичными мигренями, ставится единственно диагноз «синусит» или «нарушения рефракции или конвергенции».
  • При проведении основного лечения релаксация и biofeedback оказываются основными видами лечения наиболее регулярно эффективными. Фармакологическое лечение должно применяться при второй интенции.
  • Ибупрофен должен предпочитаться при лечении приступов и назначаться как можно раньше. Ректальный или назальный пути введения применяются при невозможности использования орального пути.

Источник: D. Annequin, B. Tourniaire, C. Dumas La migraine, pathologie meconnue chez l'enfant.// Arch Pediatr.// 2000; 7: 985-90.

Перевод с французского — Ю.М.Богданов

Головная боль у детей

Головная боль (цефалгия) — это любые неприятные ощущения, возникающие в области от бровей до затылка. Это одно из немногих страданий, знакомое практически любому. На приеме у невролога каждый пятый пациент жалуется на головную боль.

Долгое время считалось, что цефалгия у детей, особенно младшего возраста, встречается редко. На самом деле это не так. Просто малыши не могут описать свои ощущения при головной боли, а более взрослые дети не любят жаловаться на нее и даже скрывают этот факт от родителей.

Наиболее частыми причинами цефалгии у детей становятся умственные, физические и эмоциональные нагрузки, вегето-сосудистая дистония, мигрень, травмы головы, воспалительные заболевания в области головы и шеи. Стоит обратить внимание на то, сколько времени проводит ребенок около компьютера или телевизора. Длительная нагрузка на органы зрения и слуха может спровоцировать головную боль.

Нередко цефалгия возникает у ребенка, который проводит длительное время в душном помещении или нерегулярно питается. Кстати, дети, которые не посещают детский сад, чаще подвержены болевым ощущениям. Это связано с тем, что родители не всегда придерживаются режима дня для ребенка в условиях семьи, в то время как в детском саду присутствует своевременное питание и дневной сон.

Иногда сильная и особенно внезапная головная боль может сигнализировать о проблемах заболевания головного мозга или центральной нервной системы. Также цефалгия может свидетельствовать об эмоциональных или психологических проблемах, либо о вирусном заболевании: ангина, простуда, грипп.

Родители должны помнить, что жалобы на головную боль субъективны, их трудно проверить. Существуют «феномены боли», позволяющие судить о наличии и характере болевого синдрома. Необходимо проанализировать, как ведет себя ребенок с жалобами на цефалгию.

При жалобах, которые заслуживают внимания, снижен фон настроения, ослабевает интерес к окружающему, ребенок стремится прилечь. Отмечается серьезное выражение лица, иногда сдвинутые брови, складки над переносицей. Иногда возникает плач или стон.

Бросается в глаза бледность или покраснение лица, темные круги под глазами, холодеют пальцы рук.

Головная боль у младенцев проявляется общим беспокойством, нарушением сна, отказом от еды, срыгиваниями «фонтаном», повышением температуры. В тяжелых случаях возникает монотонный «мозговой» крик.

В 1-2 года дети вместо жалоб на головную боль говорят об усталости, хотят полежать. У них могут краснеть белки глаз, появляется зевота. Дети от 3 до 7 лет уже могут различать цефалгию и описывать ее.

В наше время школьники постоянно испытывают нагрузки и переутомление. Среди всех видов цефалгии у подростков в 80% случаев и чаще встречается головная боль мышечного напряжения. Дети жалуются на чувство «стягивания» вокруг головы, ощущается напряжение и болезненность мышц скальпа, возникает дискомфорт при расчесывании волос.

В 12-13 лет начинается гормональная перестройка в организме ребенка, влияющая на работу его сосудов и психоэмоциональное состояние, что может провоцировать развитие сосудистой головной боли. Выявляется большая зависимость от изменения погодных условий.

Возможной причиной повторяющихся приступов головной боли может быть мигрень. Вероятность мигрени у ребенка тем выше, чем больше подвержены ей его взрослые родственники. Приступ может спровоцировать голод, некоторые продукты питания, например сыр, шоколад. Головная боль сопровождается тошнотой, в тяжелых случаях — рвотой, появляются «пятна» перед глазами, светобоязнь.

Для уточнения характера цефалгии у многих детей возникает необходимость в проведении лабораторных и инструментальных исследований, что позволяет исключить объемные образования головного мозга, наличие сопутствующих заболеваний.

Лечение

В настоящее время для лечения цефалгии помимо лекарственной терапии используется широкий спектр лечебных методов и воздействий. Объем лекарственной помощи определяется врачом в каждом конкретном случае.

Лечение эпизодических головных болей у детей необходимо начинать с коррекции режима и питания, создания комфортных условий для сна. Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе. Из спортивных дисциплин отдается предпочтение занятиям плаванием, ушу, каратэ, йогой. Для детей эмоционально лабильных, впечатлительных рекомендуются занятия с психотерапевтом релаксацией, обучение аутотренингу.

Альтернативой медикаментозной терапии могут стать физиотерапевтические методы лечения.

В детских клиниках «ПроМедицина» для лечения головных болей успешно используются методы транскраниальной микрополяризации (при цефалгии после травм головы) и внутритканевой электростимуляции на аппарате Герасимова (при мигрени, сосудистой головной боли). Детям с вегето-сосудистой дистонией показана иглорефлексотерапия, массаж, лечебные ванны.

В большинстве случаев головная боль у ребенка носит доброкачественный характер, но не нужно забывать о том, что в отдельных случаях головная боль становится проявлением серьезного заболевания. Именно поэтому важно не оставлять без внимания даже редкие жалобы ребенка. Родительская тревога зачастую бывает объяснима и оправдана.

Автор статьи: врач — невролог высшей категории Тухфаева Светлана Геннадьевна

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector