Мигрень: чем опасна для детей

Мигрень: что это такое?

Мигрень — это заболевание, главным симптомом которого являются сильные приступообразные головные боли. Они локализуются в одной половине головы. От обычной головной боли, мигрень отличается характером боли и отсутствием каких-либо органических причин, ее вызывающих.

Мигрень: чем опасна для детей

Причины возникновения

Причины до сих пор изучаются, но ученые выявили, что предрасположенность к заболеванию передается по наследству, по женской линии. Именно поэтому мигрень у женщин регистрируется значительно чаще, чем у мужчин. Наследуются особенности функционирования нервной системы, которые становятся причиной появления головных болей при определенных обстоятельствах.

У детей и подростков мигрени обычно связаны с переутомлением, которое возникает при больших нагрузках в школе.

Другой частой причиной мигрени являются гормональные изменения, происходящие в период полового созревания, поэтому так часто регистрируются подростковые мигрени.

Но предрасположенность сама по себе может никак себя не проявлять без воздействия определенных факторов, так называемых триггеров. Их можно разделить на 4 группы:

  • Психологические причины мигрени: умственные, эмоциональные избыточные нагрузки, стрессы.
  • Физиологические: нарушения сна, утомление, изменения гормонального фона.
  • Пищевые: доказано, что тирамин, который содержится во многих продуктах (кофе, шоколад, орехи, сыр, какао, копчености, цитрусовые), может провоцировать развитие болей при мигрени. Мигрень и алкоголь также тесно связаны. Вино, шампанское и другие слабоалкогольные напитки часто становятся причиной мигрени.
  • Внешние факторы: резкие запахи, яркий свет, громкие звуки, перепады атмосферного давления, нахождение в душных помещениях.

Причины мигрени у мужчин и женщин могут быть связаны с особенностями гормонального фона. У женщин значительно чаще возникают ситуации, провоцирующие развитие боли, многие ученые объясняют более высокую частоту мигреней у женщин именно этим фактом.

Признаки мигрени.

Мигрень: чем опасна для детей

Главный симптом мигрени — это сильная пульсирующая головная боль. Обычно она носит односторонний характер и локализуется в лобно-височной области, но может быть и другое расположение очага боли. Помимо боли есть и другие симптомы:

  • Тошнота или рвота, снижение аппетита;
  • Повышенная чувствительность к свету, звукам, вкусам, запахам;
  • Головокружения;
  • Сонливость;
  • Раздражительность вплоть до агрессии.

Длительность приступа индивидуальна: он может продолжаться от 2 до 72 часов. Симптомы мигрени у мужчин и женщин не имеют существенных отличий. Разница состоит только в частоте приступов — у женщин они обычно более частые. Различают мигрень с аурой и без нее.

Приступ мигрени может начинается внезапно и с предвестниками. Аурой называют комплекс нейропсихологических симптомов, которые предвосхищают появление боли, становясь первыми признаками мигрени, или развиваются одновременно с болевым синдромом.

Они обусловлены спазмом сосудов головного мозга, который происходит на начальной стадии развития приступа.

Виды мигренозной ауры:

  • Зрительная — вспышки, «туман», блики, искажения, выпадение полей зрения;
  • Слуховая — шум в ушах, слуховые галлюцинации;
  • Сенсорная — изменение вкуса, обоняния;
  • Афатическая — нарушение речи;
  • Двигательная — затруднение движений конечностей, в том числе ходьбы;
  • Вестибулярная — головокружения, могут быть падения из-за потери равновесия.

Как лечить мигрень?

Лечение мигрени включает в себя два подхода:

  • помощь во время приступа;
  • профилактические мероприятия для снижения интенсивности и частоты приступов.

Как снять боль при приступе мигрени?

Мигрень: чем опасна для детей

При появлении первых признаков мигрени необходимо исключить по возможности все внешние воздействия, которые провоцируют боль. Универсальной рекомендацией является помещение больного в тихое темное помещение с открытыми окнами.

Уменьшить боль можно при помощи немедикаментозных средств: точечный массаж активных точек, холодные компрессы на лоб, массаж шейно-воротниковой зоны. Иногда пациентам хорошо помогает прохладный или, наоборот, теплый душ, ванна.

Таблетки от мигрени можно принимать уже при первых признаках ауры или болях. Существует несколько групп лекарственных препаратов, которые назначаются при мигрени. Выбор препаратов зависит от формы заболевания, особенностей его течения. Самолечение недопустимо! Только врач может грамотно назначить препарат, который поможет именно тебе!

Мигрень: чем опасна для детей

Что еще можно сделать, чтобы помочь себе?

Регулярные занятия спортом и поддержание себя в форме существенно улучшат самочувствие.

Целесообразно избегать предрасполагающих факторов и причин, поэтому имеет смысл знать все возможные провокаторы. Постарайтесь исключить хотя бы некоторые из них, даже если прочие причины сложно выявить или их никак нельзя избежать.

Можно ли вылечить мигрень?

Не существует методов полного излечения от мигрени. Тем не менее, у большинства людей с мигренью, с возрастом приступы становятся реже.

Гривицкая Татьяна Викторовна невролог УЗ «10-я городская детская клиническая поликлиника»

Чем опасна мигрень у детей

Мигрень у детей – серьезное заболевание, которое довольно трудно диагностировать, потому что дети не могут подробно описать характер возникающей боли и свое состояние.

Мигрень: чем опасна для детей

Мигрень у детей может спровоцировать угнетенное настроение

Причины возникновения болезни

Атакам мигрени чаще всего подвержены девочки, в основном, в период полового созревания.

К обстоятельствам, при которых появляется мигрень у детей, относятся:

  • наследственная предрасположенность (чаще по женской линии);
  • негативная эмоциональная обстановка в семье;
  • нахождение за компьютером, телевизором и другими гаджетами в течение долгого времени;
  • изменения гормонального фона;
  • ненормированный режим сна;
  • психоэмоциональное перенапряжение, большие физические нагрузки;
  • употребление в пищу продуктов с высоким содержанием тирамина;

Часто влияние оказывают условия окружающей среды: изменение атмосферного давления, перемена погоды, адаптация к новому климату.

Симптоматика

Главный характерный признак мигрени – головная боль. Она развивается с одной стороны головы. Атака мигрени может длиться от 40 минут до нескольких дней.

При обычной форме заболевания проявляются следующие симптомы:

  • мучительные головные боли в одной половине головы, могут отдавать в глаз, челюсть;
  • вялость, сонливость;
  • состояние раздражительности, плаксивость;
  • болезненная реакция глаз на яркое освещение;
  • тошнота, рвота;
  • потеря аппетита;
  • раздражение при громкой музыке и шуме.

Особенности развития и протекания мигрени усложняют процесс ее диагностирования, что затрудняет последующую терапию.

Разновидности заболевания 

Существует несколько форм мигрени: 

Простая форма мигрени

Данная разновидность недуга сопровождается резко появляющейся головной болью, усиливающейся при резких запахах, шуме или при воздействии источника света. Часто наблюдаются болевые ощущения в животе, головокружение, рвота.

Иногда мигрень протекает в легкой форме.

Мигрень с аурой 

Приступу мигрени может предшествовать аура – изменение зрении, чувствительности, вкуса.

Чаще всего с аурой бывает офтальмологическая (глазная) мигрень: яркие световые вспышки, пятнышки в глазах, разноцветные искорки.

Дети жалуются на плохое зрение, нечеткое очертание предметов и их расплывчатость. Иногда аура проявляется в изменении чувствительности во рту, руках и других частях тела.

Абдоминальная мигрень 

Такой формой недуга чаще всего страдают дети от 5 до 10 лет. Особенность этой болезни – резкие боли в животе и голове. Приступ осложняется частыми рвотными позывами, усиленным потоотделением, диареей.

Мигрень: чем опасна для детей

Абдоминальная мигрень сопровождается болями в области живота

Чем опасна болезнь 

Заболевание провоцирует подавленное состояние у ребенка. Эту форму мигрени часто путают с кишечной инфекцией, аппендицитом и другими хирургическими патологиями ЖКТ. Дети могут ошибочно госпитализироваться в стационар, при этом по результатам исследований органов брюшной полости изменения не обнаруживаются.

Лечение 

Мигрень требует своевременной терапии, которая заключается в устранении резких болей и первоначальных проявлений болезни.

Клинические рекомендации специалистов 

Невролог назначает терапию для снятия болевых приступов. Специалисты рекомендуют родителям понемногу приучать детей сосуществовать с недугом. Хроническая мигрень полностью не вылечивается, однако, в этом случае невролог прописывает лекарства для профилактики болевых приступов.

В промежутках между приступами необходимо соблюдать режим, придерживаться правильного питания, избегать провоцирующих факторов, посещать психолога.

Облегчение атаки заболевания

Чтобы устранить сильные боли, ребенка следует уложить в постель в прохладной, проветриваемой комнате. Необходимо создать спокойную обстановку, на лоб наложить холодный компресс, сделать легкий массаж висков и затылка. Для облегчения головной боли можно использовать препараты, снимающие мигрень.

Чтобы облегчить протекание мигрени у детей, следует уделять внимание не только терапии, но и профилактике болезни. Необходимо соблюдать режим сна и отдыха, а также придерживаться правильного питания.

Также рекомендуем почитать: почему болит голова у ребенка

Как помочь ребенку во время приступа мигрени?

Да, бывает! Более половины взрослых людей указывают на то, что первый приступ мигрени у них произошел в детстве – в возрасте до 15 лет. При этом у многих детей мигрень может начаться даже в возрасте младше 5 лет. Поэтому на самом деле мигрень у детей встречается намного чаще, чем принято считать.

Мигрень у детей протекает в целом так же, как у взрослых. Однако у детей боль чаще двусторонняя. Если у вашего ребенка периодически возникает рвота или боль в животе, которым невозможно найти объяснение – это может быть началом мигрени. Обязательно упоминайте о таких симптомах на приме у врача.

Ваш ребенок жалуется на головную боль?

Мигрень: чем опасна для детей

Если ваш ребенок жалуется на головную боль, постарайтесь успокоить его, скажите, что «скоро все пройдет». Но если это происходит в первый раз или головная боль отличается от обычной (например, более сильная), начните искать ее причину. Никогда нельзя просто думать, что ваш ребенок жалуется на головную боль, чтобы привлечь к себе внимание или получить возможность не делать что-то. Видя ваше недоверие и раздражение, ребенок испытывает напряжение и ему труднее справиться с болью. Нельзя игнорировать новую головную боль. Вы ведь знаете своего ребенка лучше, чем его учителя или друзья. А головная боль может быть очень пугающей для него, а в ряде случаев (хотя и очень редко) опасной для здоровья.

Как определить, что у ребенка мигрень?

У детей во время головной боли чаще всего портится настроение, они испытывают тошноту, головную боль, часто одностороннюю. Иногда приступу может предшествовать аура.

Если головная боль возникла в первый раз или приступы начались лишь недавно, а также, если головная боль изменила свой характер (стала более интенсивной, появилась рвота, нарушение зрения), обязательно обратитесь к педиатру или, что лучше, к детскому неврологу. Будьте готовы предоставить врачу следующую информацию:

  • Как долго длится головная боль?
  • Как часто это происходит?
  • Не замечали ли вы, чем вызываются приступы?
  • Где локализуется боль и какова она по характеру?
  • Есть ли какие-нибудь сопровождающие симптомы (например, повышенная чувствительность к свету, тошнота)?
  • Каким образом можно прекратить приступ?

Если головная боль случается часто, начните вести дневник. Если у вас есть результаты каких-либо обследований вашего ребенка, возьмите их с собой на прием к детскому врачу-неврологу.

Как лечить мигрень у детей?

Обратите, пожалуйста, внимание, что детей нельзя лечить так же, как взрослых. Большинство препаратов (как обезболивающих, так и предназначенных для профилактики мигрени) не тестировались у детей, а некоторые из них вообще запрещены.

Поэтому, пожалуйста, соблюдайте осторожность. Например, детям до 12 лет нельзя давать аспирин. Вместо этого для обезболивания используется парацетамол (ацетаминофен, панадол) или ибупрофен (нурофен, миг).

Для уменьшения тошноты можно принимать метоклопрамид (церукал, реглан). Никогда не давайте детям какие-либо лекарства просто потому, что ими обычно пользуетесь вы! Для лечения мигрени у вашего ребенка все рекомендации и рецепты должен выдать врач.

Обсудите все лекарства, которые вы даете или планируете давать своему ребенку, с педиатром или детским неврологом.

Проинформируйте учителей в школе и школьную медсестру о том, что ваш ребенок страдает мигренью. Это поможет ему избежать непонимания со стороны персонала и других учеников. Кроме того, если помните, лекарства для купирования приступа мигрени действуют лучше, если принимаются в самом начале приступа.

Читайте также:  Гастроэнтерология и болезни детей

Если у вашего ребенка приступы мигрени обычно интенсивные, сопровождаются тошнотой или рвотой, то принимать лекарства ему необходимо. А сделать это проще, если учитель или медсестра вовремя подскажут ему, что нужно принять лекарство.

Иногда ребенку достаточно просто отдохнуть в темной нешумной комнате, а для этого вам нужно заручиться поддержкой школьной медсестры. Не привлекайте к головной боли слишком много внимания вашего ребенка, не нужно делать из него инвалида.

Постарайтесь не создавать такую ситуацию, в которой для ребенка становится ясно, что он получает ваше безраздельное внимание и может не заниматься нежеланными делами (не делать уроки, не помогать вам по дому), только если у него болит голова.

Расскажите ему, что такая головная боль безопасна и скоро пройдет, что нужно принять лекарства или полежать некоторое время в тишине, и вскоре он опять сможет играть и заниматься обычными делами.

Итак, во время приступа мигрени у ребенка:

  • Постарайтесь избежать приема лекарств.
  • Организуйте ребенку возможность отдыха в темной тихой комнате.
  • Дайте ребенку поесть (можно что-нибудь сладкое) и попить.
  • При необходимости дайте половину или целую таблетку парацетамола или ибупрофена. Эти препараты существуют также в виде суспензии.
  • Если приступ все же разворачивается и появилась сильная тошнота, можно принять Церукал.
  • Комбинированные анальгетики (Пенталгин, Каффетин) разрешены к приему у детей старше 12 лет
  • Единственный триптан, который разрешен для приема у детей, это Имигран в виде спрея.
  • Если вам приходится давать вашему ребенку обезболивающие чаще двух раз в неделю, обсудите возможность профилактики мигрени с вашим педиатром.
  • У детей приступы учащаются под воздействием тех же провокаторов, что и у взрослых. Поэтому в случае частых приступов, постарайтесь выявить триггеры приступов у вашего ребенка.

Соблюдение следующих правил жизни с мигренью может очень помочь вашему ребенку:

  1. Приложите все усилия, чтобы наладить режим сна – ребенку желательно ложиться спать и вставать примерно в одно и то же время каждый день, включая выходные.

  2. Организуйте ребенку возможность занятия спортом, фитнесом, гимнастикой, так как это снижает уровень стресса, тревоги, улучшает настроение и позволяет контролировать вес (все эти факторы являются факторами риска учащения приступов мигрени).

  3. Ребенок должен питаться регулярно и не пропускать приемы пищи потому, что снижение уровня глюкозы в крови может привести к развитию приступа мигрени. Постарайтесь организовать так, чтобы ваш ребенок ел больше свежих продуктов, не содержащих консервантов и химических добавок.

  4. Постарайтесь снизить количество кофеина, которое получает ваш ребенок. Желательно не превышать одной чашки газированных напитков в день.
  5. Убедитесь в том, что ваш ребенок пьет достаточно, особенно в летнее время.
  6. Если приступы мигрени все равно остаются частыми, сделайте акцент на нелекарственных подходах.

    Детям может оказаться очень полезной методика биологической обратной связи, а также релаксационные техники.

В случае необходимости, для урежения приступов мигрени можно принимать препараты магния.

Если боль частая и ребенок вынужден принимать обезболивающие препараты чаще 10 дней в месяц, обратитесь к врачу, чтобы вовремя справиться с этой ситуацией. Некоторые препараты для урежения мигрени, которые используются у взрослых, разрешены для приема и детям. Как родителю, вам нужно выполнить очень важную функцию – обучиться самому и обучить ребенка правилам управления его мигренью. Мигрень – это доброкачественное заболевание, и она не должна становиться серьезной проблемой для вашего ребенка.

В нашей клинике ведет прием детский невролог (детский невропатолог)

  • Мигрень: чем опасна для детейМихайлова Светлана АнатольевнаНевролог, кандидат медицинских наук

Клинические рекомендации: Мигрень у детей

 Название: Мигрень у детей.

Мигрень: чем опасна для детей Алгоритм ведения пациента с Мигренью  МКБ 10:  G43,0, G43,1.  Год утверждения (частота пересмотра):  2016 (пересмотр каждые 3 года).  ID:  КР169.  URL:  Профессиональные ассоциации:  • Всероссийское общество неврологов.  Утверждены.  На Балтийском Конгрессе по детской неврологии 2016.  Согласованы.

 Научным советом Министерства Здравоохранения Российской Федерации__ __________201_ г.

 • Всероссийское общество неврологов.

 ХЕГБ — хроническая ежедневная головная боль.  НПВС — нестероидные противовоспалительные средства.  БОС — биологическая обратная связь.  5-НТ-1 — 5-гидрокситриптамин-1.  ГБ — головная боль.  ОСВ — околоводопроводное серое вещество.  ХМ — хроническая мигрень.  ВАШ — визуально-аналоговая шкала.  ДПГДВ – доброкачественное пароксизмальное головокружение детского возраста.  МРТ – магнитно-резонанстная томография.

 ЭЭГ- электроэнцефалография.

 Мигрень. Одна из наиболее распространенных форм первичной головной боли и проявляется повторяющимися приступами головной боли, которые часто сопровождаются сопутствующими симптомами (тошнотой, рвотой, фото — и фонофобией).  Головная боль (ГБ).

Это мучительное и лишающее возможностей нормально функционировать состояние, возникающее в случае немногочисленных типов первичной головной боли, таких как мигрень, головная боль напряжения и кластерная головная боль.  Триггерные факторы. Факторы, которые могут вызвать приступ мигрени. С английского языка trigger переводится как спуск (пуск).

Триггерные факторы часто путают с причинами мигрени.  Сенситизация. Это состояние, при котором постепенно снижается сила стимула, необходимая для получения ответа, а амплитуда ответа повышается.  Аллодиния. Это боль вследствие воздействия раздражений, обычно её не вызывающих. Термические или механические повреждения часто приводят к аллодинии в месте повреждения.

Аллодинию следует отличать от гипералгезии, то есть повышенной болевой чувствительности на раздражители, обычно вызывающие боль.  Аура. Комплекс очаговых неврологических симптомов, возникающих непосредственно перед или в самом начале мигренозной головной боли.  Гомонимные зрительные нарушения.

Это патологическое состояние, при котором человек воспринимает только одну половину (левую или правую) поля зрения, а граница, разделяющая видимую и выпавшую половины, проходит через центральный вертикальный меридиан.  Дизартрия (из тд;-греч.

δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.  Гипоакузия. Снижение остроты слуха.  Атаксия.

Это нервно-мышечное расстройство моторики, которое характеризуется нарушением координации движений, а также утратой равновесия как в покое, так и при ходьбе.  Парестезия. Это специфический вид нарушения чувствительности, который сопровождается субъективными ощущениями покалывания, жжения, ползания мурашек. Является следствием раздражения чувствительных нервных волокон.

 Пароксизмальное состояние. Это обобщенное понятие, которое включает в себя судорожные и бессудорожные пароксизмы эпилептического и неэпилептического характера.

Пароксизмальное состояние — это припадок (приступ) церебрального происхождения, проявляющийся на фоне видимого здоровья или при внезапном ухудшении хронического патологического состояния, характеризующийся кратковременностью, обратимостью возникающих расстройств, наклонностью к повторениям, стереотипностью.  Хроническая мигрень характеризуется очень частыми приступами головной боли, возникающими как минимум 15 дней в месяц на протяжении не менее 3 месяцев. При этом у ребенка должны быть в анамнезе эпизодические приступы мигрени.  Мигренозный статус диагностируют в том случае, когда приступ интенсивной головной боли (или несколько следующих друг за другом приступов) продолжает­ся более 72 часов (исключая время сна). Мигренозный статус, как правило, является показанием для госпитализации.

 Мигрень представляет собой одну из наиболее распространенных форм первичной головной боли и проявляется повторяющимися приступами головной боли, которые часто сопровождаются сопутствующими симптомами (тошнотой, рвотой, фото- и фонофобией) [1].

 Головная боль (ГБ) чаще локализуется в одной половине головы по типу гемикрании, сторонность боли может меняться от приступа к приступу. Головные боли при мигрени отличаются значительной интенсивностью.

Продолжитель­ность приступа варьирует от 1—2 часов до нескольких суток.

 Большое значение в возникновении мигрени имеют наследственные факто­ры. Механизм наследования до сих пор не ясен. Наследуется, по-видимому, не сама болезнь, а предрасположенность к определенному типу реагирования цент­ральной нервной и сосудистой систем на различные типы раздражителей.  Для многих пациентов характерно наличие триггерных факторов, которые могут провоцировать приступы мигрени. Выявление триггерных факторов мо­жет помочь ребенку и его родителям значительно уменьшать частоту приступов мигрени путем изменения образа жизни при избегании или устранении наиболее важных и частых триггеров. Однако у некоторых пациентов триггерной является совокупность факторов, провоцирующих приступы мигрени в каждом конкрет­ном случае.

 Триггеры приступа мигрени [2]. Психологические Стрессы. Позитивные и негативные эмоции Изменения настроения Гормональные факторы Менструация. Овуляция. Факторы окружающей среды Яркий свет. Громкий шум. Сильные или резкие запахи (духи, курение, моющие средства).

Погодные условия (ветер, изменения погоды, сильная жара/холод). Диета, продукты питания, напитки Шоколад. Сыры. Помидоры. Киви. Орехи. Лук. Чеснок. Алкоголь. Продукты, содержащие глютамат. Лекарственные препараты Резерпин. Нитроглицерин. Эстрогены. Другие факторы Недосыпание/пересыпание. Голод. Гипогликемия.

Гипертермия. Усталость. Авиаперелеты. .

 Мигрень относится к первичным головным болям и считается формой нейроваскулярной ГБ, при которой первичные изменения в нервной системе приво­дят к вторичному расширению кровеносных сосудов и, соответственно, к боли и дополнительной нервной активации [3]. Патофизиология боли при мигрени имеет неврологическую основу, а не первичные сосудистые на­рушения [4].  Известно, что первичные головные боли могут проявляться типичными эпи­зодическими приступами, возможны хронические ежедневные или почти еже­дневные ГБ. Описаны ремиссии — как при эпизодических, так и при хрониче­ских ГБ.  Первоначальные исследования механизмов мигрени были сфокусированы на краниальной вазодилятации как источнике боли [3].  Механизмы периферической тригеминальной активации, локализация и физиология вторых тригеминоваскулярных нейронов и механизм кортикальной распространяющейся депрессии являются другими интенсивно изучаемыми об­ластями при мигрени.  Исследования с использованием ПЭТ показывают, что ростральные отделы ствола мозга, особенно контралатеральное околоводопроводное серое вещество (ОСВ) среднего мозга — значимые структуры в патофизиологии мигрени.  Эти данные подтверждают, что области ствола мозга играют кардинальную роль в инициации или завершении приступа мигрени. Мигрень, вероятно, явля­ется результатом дисфункции ствола мозга и/ или диэнцефальных ядер, которые вовлечены в сенсорную модуляцию краниоваскулярных афферентов [3].  Приступы ГБ при мигрени могут различаться у разных людей, изменяться от атаки к атаке [5]. Такая вариабельность может частично объ­ясняться дисфункцией ионных каналов в аминергических ядрах ствола мозга, которые в норме модулируют сенсорный поток и обеспечивают нейрональный контроль краниальных сосудов. Высвобождение кальцитонин-ген-связанного пептида вызывается периферической тригеминальной активацией. Возникаю­щая в результате боль может рассматриваться как нарушение перцепции обыч­но безболезненных афферентных стимулов от краниоваскулярных структур, что, возможно, вызвано развитием периферической или центральной сенситизации [6].  Сенсорные нейроны менингеальной оболочки имеют сходство с ноцицептивными нейронами других областей нервной системы, обладают хемосенситивностью и сенситизацией.  Сенситизация — это состояние, при котором постепенно снижается сила стимула, необходимая для получения ответа, а амплитуда ответа повышается [7].  Выделяют периферическую и центральную сенситизацию. Субъективно сенситизация проявляется в виде гипералгезии и аллодинии.  При мигрени развитие периферической сенситизации (интракраниальных ноцицепторов менингеальных оболочек и кровеносных сосудов, а также пер­вичных болевых нейронов в узле тройничного нерва) в приступе ГБ связано с выделением провоспалительных медиаторов, экстравазацией белков плазмы при дилатации церебральных и менингеальных сосудов. Интракраниальная ме­ханическая стимуляция также способствует развитию периферической сенси­тизации.  Этим объясняется усиление ГБ в приступе мигрени при кашле, наклонах и рутинной физической активности, что связано с небольшим повышением внутричерепного давления и легкой механической стимуляцией интракраниальныхноцицепторов. [7].  Считается, что пульсирующая боль является следствием в основном периферической сенситизиции, а аллодиния и повышенная чувствительность кожи головы — в основном центральной сенситизации.  Периферическая сенситизация приводит к развитию центральной сенситиза­циитригеминальных нейронов второго порядка. Экспериментальными данными показано, что сенситизация этих центральных нейронов может продолжаться до 10 часов [8]. При центральной сенситизации структуры, во­влеченные в периферическую сенситизацию, уже обладают спонтанной активно­стью даже в отсутствии периферической стимуляции.  При длительном возбуждении тригеминальные нейроны второго порядка начинают отвечать на подпороговые стимулы болевой импульсацией. В результате активируются и сенситизируются нейроны третьего порядка (таламические ней­роны).  При длительности приступа мигрени более 4 часов аллодиния развивает­ся у 80% пациентов, зона распространения аллодинии превышает болевые зоны и может захватывать противоположную половину головы и верхние конечности [9]. Предполагается, что этот феномен отражает сенситиза­цию нейронов третьего порядка, к которым стекаются импульсы от тригеминаль­ных нейронов второго порядка.  Кожная аллодиния определяется как ощущение боли при нанесении неболе­вых стимулов на неповрежденную кожу. В 60—75% случаев у людей, страдающих мигренью, развивается центральная сенситизация (второго тригеминального нейрона), которая проявляется кожной аллодинией во время приступа [8]. Восновефеноменааллодиниипредполагаетсямеханизмцентраль­нойсенситизации, тд; сенситизация вторых тригеминальных нейронов в хвоста­тых ядрах [10].  Центральная сенситизация, вероятно, играет роль в снижении ответа на лече­ние триптанами и в прогрессировании мигрени [11].  Повторяющиеся эпизоды центральной сенситизации могут лежать в основе перманентного нейронального повреждения ОСВ, что приводит к нарушению процессов модуляции боли, к снижению эффективности профилактического ле­чения и прогрессированию мигрени.

 Частота аллодинии, выявляемой во время приступа ГБ, значительно выше у пациентов с ХМ (66%) и при мигрени с аурой (65%), чем при мигрени без ауры (41%) [12].

 Эпидемиологические исследования головной боли у детей раннего возраста значительно затруднены из-за невозможности для детей четко описать свою боль и вспомнить особенности ассоциированных симптомов.  При использовании критериев мигрени у детей по Vahlquist и Hackzell[13] оказалось, что в возрасте 7 лет распространенность миг­рени колеблется от 1,2 до 3,2% (у мальчиков чаще, чем у девочек). В возрастной группе от 7 до 11 лет распространенность мигрени выше и колеблется от 4 до 11 % с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. У детей старше 11 лет и подростков распространенность мигрени находится в пределах от 8 до 23% (у девочек чаще, чем у мальчиков) [14, 15,16].  Применение критериев Международной классификации головных болей первого пересмотра (1988) на примере 2165 детей в возрасте от 5 до 15 лет по­казало, что распространенность мигрени имеет место в 10,6% случаев, причем в 7,8% случаев дети имели мигрень без ауры и 2,8% случаев — мигрень с аурой [17].  Дополнительные исследования с использованием этих же критериев обнару­жили, что распространенность мигрени у детей составляет от 6,1 до 10,6% [18, 19, 20].  У подростков в возрасте 15—19 лет распространенность мигрени оказалась намного выше — 28%, причем 19% пациентов имели мигрень без ауры и 9% — миг­рень с аурой [21].

 При использовании критериев Международной классификации головных бо­лей второго пересмотра (2004) у детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет установлено, что распространенность мигрени составила 14,5% [22].

 В настоящее время для классификации разных форм мигрени пользуются Международной классификацией головных болей второго пересмотра (МКТБ II) 2004 г.  Согласно МКГБ-II (2004), в зависимости от клинических проявлений и тече­ния приступа, у детей различают мигрень с аурой и мигрень без ауры.  Диагноз разных форм мигрени ставят исключительно на основании клиниче­ской картины, для чего применяют диагностические критерии Международной классификации головных болей второго пересмотра, опубликованные в 2004 г. Дополнительные методы исследования можно применять для дифференциаль­ной диагностики или для выявления вторичных форм головных болей.  Международная классификация мигрени (2004 год).  Мигрень.  • Мигрень без ауры.  • Мигрень с аурой.  • С типичной аурой.  • С длительной аурой.  • Семейная гемиплегическая.  • Базилярная (мигрень основной артерии).  • Мигренозная аура без головной боли.  • С острым началом ауры.  • Офтальмоплегическая.  • Ретинальная.  • Детские периодические синдромы, которые могут быть предшественниками или сочетаться с мигренью.  • Доброкачественные пароксизмальные головокружения у детей.  • Альтернирующая гемиплегия у детей.  • Осложнения мигрени.  • Мигренозный статус.  • Мигренозный инсульт.  • Мигренозные расстройства, не удовлетворяющие критериям, перечисленным в разделе 1 (Вероятная мигрень).

 Хроническая мигрень характеризуется частыми приступами головной боли, возникающими как минимум 15 дней в месяц на протяжении не менее 3 месяцев. При этом у ребенка должны быть в анамнезе эпизодические приступы мигрени.

 Мигренозный статус диагностируют в том случае, когда приступ интенсивной головной боли (или несколько следующих друг за другом приступов) продолжает­ся более 72 часов (исключая время сна). Мигренозный статус, как правило, является показанием для госпитализации.  Персистирующая аура без инфаркта характеризуется сохранением симптомов ауры более 7 дней в отсутствие инфаркта по данным нейровизуализации.  Мигренозный инфаркт головного мозга характеризуется возникновением на фоне приступа с аурой и стойкой неврологической симптоматикой, соответствующей, обычно. Проявлениям ауры. Критериями такого диагноза являются, сохранение симптомов ауры более 60 минут; многомесячный (многолетний) анамнез характерных приступов мигрени с аналогичной (но более кратковременной) аурой; подтверж­дение инфаркта мозга методами нейровизуализации; отсутствие других заболева­ний, способных вызвать аналогичные симптомы.  Мигрень рассматривается как триггер эпилептического припадка, если эпилептические припадки, вызываемые (запускаемые) мигренью, возникают во вре­мя или в течение часа после мигренозной ауры.  Мигрень без ауры (ранее обозначалась как простая мигрень) — самая частая форма мигрени у взрослых и у детей.  Мигрень — хроническое заболевание, которое проявляется эпизодическими приступами головной боли с характерными сопутствующими симптомами.  У некоторых пациентов за несколько часов или даже суток до приступа могут возникать предвестники головной боли (продромальная фаза), некоторые симп­томы могут появляться после приступа (после приступная фаза). Продромальные и после приступные симптомы включают гиперактивность или, наоборот, сниже­ние активности, депрессию, желание употреблять определенные продукты, пов­торную зевоту и тд; Продромальные и после приступные симптомы не являются симптомами мигренозной ауры [24].

 Таким образом, у детей с разными формами мигрени в течении приступов прослеживается определенная фазность: продромальный период, период ауры, фаза головной боли, пост приступный период [1].

 • Рекомендуется у детей с ГБ тщательный сбор анамнеза, детальное общеклиническое и неврологическое тестирование [1,3,12,17, 23].  Уровень убедительности рекомендаций А, у ровень достоверности доказательств.

Головные боли напряжения у детей

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует.

Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока.

И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями.

Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов.

Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование».

Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой.

Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят.

Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может.

Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение.

И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание.

Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии.

Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный.

Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает.

Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд.

И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний.

Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати.

Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов.

А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин.

А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая.

Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль.

Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание.

Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни.

В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца.

И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли.

Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии.

Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами.

Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита.

Рвоты могут быть у детей.

Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли.

Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка.

Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах.

Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать.

И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде.

Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема.

Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки.

Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет.

При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит.

И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты.

А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский.

Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом.

Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка.

Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен.

Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли.

Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии.

Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector