Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Дневник мамы первоклассника — это история одной из мам, чей ребенок в этом году пошел в первый класс. Каждый месяц Инна Буйлук, PR-директор OSDGroup, будет рассказывать о том, как проходят будни ее сына Кирилла, а также,  что представляет собой жизнь первоклашек и их родителей в одной из киевских школ. 

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Подготовка к первому классу

Подготовка к школе началась со дня принятия решения идти в первый класс. В нашем случае этот день настал после того, как мы прошли тестирование и познакомились с учителем.

Рассматривая вопрос готовности ребенка к школе, нужно было учитывать физическую, эмоциональную и интеллектуальную подготовку.

Так как с третьей составляющей у нас все более-менее хорошо, разгрузила сына от интеллектуального труда на летний период. Убрала подальше все книги и кружки, связанные с обучением.

Тренировки по борьбе на лето оставили. Это, прежде всего, физическое состояние тела и развитие координации движений.

Также в летний график включили занятия с логопедом. У ребенка есть проблемы со звуком «р». По этому поводу пришлось посетить ортодонта. Подрезали уздечку под языком. Короткая уздечка оказалась причиной плохой артикуляции. Пробовали ее растянуть с логопедом, но не получалось. На данный момент буква «р» уже прорезается, но еще неидеально. Работаем.

Из-за состояния здоровья ребенок не посещал детский сад. Соответственно, у сына есть пробел в умении договариваться со сверстниками, играть с ними  в игры и т. д. Мой ребенок — не командный игрок. Он лидер. Учитывая этот фактор, летом стали выводить его на детские площадки чаще, чем обычно.

Старались утром и вечером играть во дворе, в парках и в других местах, где есть много детей. Так сын учился общаться и взаимодействовать с себе подобными. К концу лета уже стали видны первые результаты. Сын начал понемногу играть в командные игры, принимать правила и пробовать разрешать конфликтные ситуации, если что-то не поделили.

Читай также:  Проверяем знания первоклассника

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Закупки к школе 

Кроме эмоциональной и физической подготовки ребенка, был еще один вопрос, с которым предстояло разобраться  — закупить форму, канцелярию и другие «нужности». Сейчас понимаю, что мамы деток постарше, уже не так трепетно относятся к закупкам, как мамы первоклашек.

Я лично начала покупать форму вначале лета. Начала с закупки рубашек. Их я купила много, зная, что мое дитя, когда кушает, сильно пачкается. До конца июля у меня уже весь комплект формы был куплен. В августе закрыла вопрос с рюкзаком и канцелярией.

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе Параллельно родители в классе делали ремонт. Здесь хочу отметить, что к моему удивлению, никаких взносов в фонд школы у нас нет. За желание делать ремонт в классе ответственны только родители. Споры были. Без них, наверное, не бывает. Кто-то из родителей хотел отдать детям все самое лучшее и самое дорогое, а кто-то хотел сэкономить.

Читай также: Тестируем детские часы с GPS-трекером: отзыв папы

Первый урок

Первый урок в нашем случае состоялся 29 августа. Урок — знакомство. Детей завели в класс. Познакомили с учителем. Каждый представился и немного рассказал о себе. Детей сводили в туалет. Показали, куда ходить мальчикам и куда девочкам в случае необходимости. Как мама считаю, что этот жест был очень правильным и нужным.

С первого урока мой ребенок вышел довольным. Говорит, когда представлялись, он решил пошутить. Пошутил удачно, так все детки засмеялись и даже учитель. Дети рассказывали, чем они занимаются, и какие кружки посещают. А мой шутник сказал, что зовут его Кирилл, и он любит кушать конфеты. Все. Больше он ничем особо не занимается .

При том, что на самом деле, ребенок более 2 лет изучает английский, занимается борьбой, учится в музыкальной школе, снимается в кино, в рекламе, в сериалах. Ну, в общем, выделиться решил нестандартным путем.

До первого звонка нам пришлось побывать в школе еще раза два. Сыну поручили читать стишок на линейке, и нужно было посещать репетиции. Что, считаю, очень хорошо для ребенка. Первого сентября он уже немного осознавал и понимал, куда он идет, и что его ждет на линейке.

Также обратила внимание на его эмоциональное состояние. Каждый раз, когда собирались в школу и шли со школы, с лица не сходила улыбка. Ему все нравилось. Во время репетиций он познакомился с девочкой Ирой из своего класса. А утром первого сентября заявил, что «скорее всего, Ира будет той девочкой, которая ему будет нравиться».

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Первое сентября

Пришел долгожданный день. Мое чадо идет в первый класс! Несмотря на праздничное настроение, с утра покатились слезы. Волнение, радость, гордость, и, наверное, непонимание, как все же быстро летит время.

Дальше волнительные сборы, дедушки, бабушки, звонки всех родных. Поехали. Немного спешили на линейку. У ребенка ответственная миссия и опаздывать нельзя. Успели. Приехали вовремя.

Кирилла, как просили организаторы линейки, сразу отвела ко входу в школу, где происходили все поздравительные активности.

Сама ушла к родителям нашего класса, так как стоять возле детей, читающих стихи, запретили. 

Во время линейки ребенка особо не видела. Только слышала, когда читал стих. Мероприятие прошло довольно быстро. Порадовало отсутствие различных чиновников и депутатов с поздравительными словами.

Правда, когда 11 класс пришел за нашими первоклашками, чтобы отвести их в школу, начался какой-то хаос. Родители стали бежать зачем-то за малышами. Как будто их не в школу вели, а непонятно, куда и зачем. Поэтому я только мельком увидела, как мое дитя завели в школу.

Так он ушел в новый этап своей жизни. Этап длиною в 11 лет. Есть у меня мысли по поводу хом-скулинга и по поводу сдачи нескольких классов экстерном. Но пока рано об этом говорить. Пускай пробует. Учится. Находит новых друзей. А дальше разберемся.  

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе  

Весь день ребенок был на эмоциональном подъеме. Эмоции захлестывали. Он радовался большому количеству детей. А с девочкой Ирой ходил за руку, бегал вместе с ней, сидел вместе за одной партой. А после уроков еле уговорили его пойти домой . Согласился только тогда, когда мы пообещали, что завтра он снова встретится с Ирой.

Со школы ушли примерно в 12:00. Дальше обед в ресторане, еще один первый звонок (в этот раз в музыкальной школе), дневной сон, а вечером встреча с режиссером для финального выбора актера на главную роль. Ребенок прошел в шорт-лист в составе трех человек. Слова на кастинг учили по дороге. Весь день спешили, куда бы ни ехали. Правда, везде успевали.

И вдруг вечером на кастинге у ребенка появились сопли. Шок. Неожиданно. Сильный эмоциональный подъем вполне мог вызвать такую реакцию организма. Второго сентября вместо школы педиатр. Простуда оказалась в легкой форме. Подлечились и вернулись в строй.

Читай также: 10 особенностей школьного образования в Финляндии

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Коммуникация с одноклассниками. Первая неделя

В один из первых учебных дней, собираясь утром в школу, ребенок заявил, что скорее всего будет жениться на Ире (однокласснице), когда они оба вырастут. На вопрос кто так решил, ответил, что Ира так сказала.

В общем, первые дни школы принесли в жизнь ребенка первую любовь.

 Все перемены «парочка» проводит вместе, в столовой кушают вместе, когда учитель выстраивает класс по парам, мой кроме Иры в пару ни с кем становиться не хочет.

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Успел уже обзавестись несколькими друзьями. Правда пока не знает всех одноклассников по имени. На мои вопросы, с кем сидел за одной партой сегодня (их часто пересаживают), заявил, что кроме него в классе 30 детей и что он не обязан запоминать каждого, как кто выглядит и как их зовут.

Кроме приятного, было и не очень приятное. Случился первый конфликт с одноклассницей. Детей помирили. С первого сентября в лексиконе ребенка появилось слово «блин». Употребляет его довольно часто в ситуациях с негативным подтекстом. Вначале пыталась не реагировать. Но сейчас уже делаю замечания.

Читай также: Без цензуры: что делать, если ребенок матерится

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе  

Контакт с учителем

Впервые ребенок познакомился с учителем на родительском собрании в июне. Тогда сын заявил, что лучше бы это была девочка, но пускай уже будет мальчик . Наш учитель — молодой мужчина, который недавно закончил институт Драгоманова, с небольшим опытом преподавания (кажется два года после ВУЗа).

Читайте также:  Острый бронхиолит у детей грудного возраста

До 1 сентября ребенок еще раза два видел преподавателя, когда заходили в школу на репетицию школьной линейки. Сын остался довольным своим учителем после первого урока, когда тот отреагировал на его шутку и засмеялся со всеми детками.

Тем не менее, с первых дней учебы, на просьбы Станислава Геннадиевича подойти и показать, как правильно держать карандаш, ребенок категорически не подпускал его к себе. Фраза «Я сам!» — наше все.

Где-то на третий день, придя домой, сын сказал, что оставил учителю печенье, которое не доел. Хотел сделать ему приятно. И к концу первой недели уже разрешил показывать ему лично, как правильно держать карандаш. УРА!  

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Обучение и нагрузка

Пишем карандашом. Домашних заданий как таковых нет. Учитель каждый день говорит, что делали на уроках и если ребенок не успел что-то сделать в классе, то дома желательно доделать. На выходные вообще ничего не озвучил.

Даже того, что делали в классе. Говорит, что в пятницу нужно забрасывать портфель в самый дальний угол до понедельника. Оценок нет. Видела в тетради ребенка обведенную букву зеленой пастой, слова «молодець» и «гарно».

Пока моему ребенку сложно физически. Днем после школы ложится спать. Режим выровняли. Вечером укладываемся к 21:00. При этом ребенок держит себя в тонусе только первых два урока. Дальше разболтанный. На третьем уроке уже теряет интерес к обучению и больше играется, отвлекается.

После первого урока физкультуры умудрился потерять носок. Несколько раз забывал букварь в школе и курточку. Возможно, сказывается наше отсутствие опыта посещения детского сада. Детки, которые ходили в сад, менее эмоционально относятся к коллективу. Готовы физически быть в школе целый день (уроки+продленка). Мой ребенок пока к таким нагрузкам не готов. Будем адаптироваться постепенно.

Инна Буйлук, PR-директор рекламного холдинга OSD Group,

Мама первоклашки 

Инна Буйлук, PR-директор рекламного холдинга OSD Group,

Мама первоклашки 

Как проводить уроки в первом классе, чтобы заинтересовать детей: практические советы

Порой учителя не знают, как проводить уроки в первом классе, чтобы детям не было скучно. Чтобы найти оптимальный формат, придётся экспериментировать с подходами. Но когда решение будет найдено, интересно станет не только ученикам, но и самому педагогу, ведь новые открытия всегда пробуждают массу положительных эмоций.

Использовать разные форматы

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Первоклашки — это вчерашние детсадовцы. Им сложно включиться в серьёзный учебный процесс. Поэтому многие вещи можно донести до сознания в форме игры. Конечно, превращать каждый урок в развлечение не получится. Но можно чередовать форматы, особенно если учитель заметил, что дети устали, а их внимание рассеивается.

Для лучшего запоминания желательно использовать наглядные пособия, тем более что распечатать карточки и плакаты сейчас можно прямо в школьном кабинете.

К примеру, для счёта можно использовать не стандартные пособия с изображением фруктов, а картинки с блоками из «Майнкрафта». Благодаря узнаваемым образам материал лучше закрепляется, а ученик получает от урока удовольствие.

Также в процессе обучения используют интерактивные материалы, например, короткие обучающие видео. В интернете есть масса бесплатных роликов.

Давать возможность высказаться

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Учитель в классе главный. Это незыблемое правило. Однако и маленьким детям хочется высказаться. Во время урока неплохо бы устраивать пятиминутки, когда первоклассники могут выразить своё мнение по проходимой программе.

Чтобы не сорвать урок, следует чётко регламентировать время обсуждения. В противном случае есть опасность, что учитель не справится с потоком высказываний и не выполнит учебный план.

Подойти творчески к домашним заданиям

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

К сожалению, порой инициатива учителя доставляет много головной боли родителям. Педагоги, желая развить креативность подопечных, дают тем непосильные для их возраста задания: сделать поделку из природных материалов, нарисовать рисунок красками, сделать аппликацию. В большинстве случаев домашнюю работу придётся выполнять и без того загруженным родителям.

Поэтому детям в начальной школе лучше давать простые, но творческие задания: придумать короткую историю (устно), вспомнить сказки, в которых есть числа, перевести англоязычное название любимой игры на русский язык.

Благодаря такому подходу дети будут с нетерпением ждать нового урока, чтобы поделиться своими находками. Главное, избегать формальностей и чрезмерных нагрузок. А поделки лучше делать в классе под руководством учителя.

Импровизировать

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Даже при тщательной подготовке к уроку всё может пойти не по плану. К примеру, дети не в настроении или тема для них скучная. Опыт помогает находить выход из любых ситуаций. Менять последовательность блоков можно прямо на ходу.

При объяснении можно использовать примеры из жизни: так детям проще понять сложные вещи. К примеру, ученикам нужно рассказать про важность доброты и взаимовыручки. Можно донести до них информацию на примере героев сказок, а можно рассказать жизненную историю, как чья-то поддержка помогла в трудной ситуации. Примеры можно брать как из своей жизни, так и из СМИ.

Воспитать в детях ответственность

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Не каждый урок можно превратить в тематическую игру или обсуждение. Порой приходится выполнять монотонную работу: писать в прописях по чёрточкам, работать над ошибками.

Чтобы ученики проще переносили скучные части урока, стоит объяснить детям, что их труд на уроке — это работа. Родителям тоже не всегда хочется что-то делать, тем не менее им приходится заниматься и неинтересными вещами. В качестве поощрения можно пообещать поход всем классом в кино на выходных или поездку на пикник на каникулах.

Быть доброжелательной личностью

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Ни одному ребёнку не захочется слушать невыразительную речь и смотреть на погруженного в свои проблемы педагога. Умение отвлекаться от забот — хорошее качество учителя. Нужно лишь взять за правило оставлять все неприятности за порогом школы. Преподаватель умеет удивлять и интриговать, объяснять сложное простыми словами.

Если учитель создаст в классе атмосферу счастья, то любая, даже самая неинтересная, тема будет вызывать живой отклик у школьников. Хороший педагог всегда первый помощник в учебных и внеурочных делах.

Загруженность на работе убивает в педагоге все творческие начинания. Но у учителя начальных классов есть преимущества перед коллегами — один класс, который он ведёт целых 4 года.

Уже в первые недели после знакомства учитель видит всю картину целиком: какие дети ему достались, в чём сила и слабость каждого первоклассника, что их вдохновляет, а что утомляет.

Благодаря наблюдательности и гибкости педагог может находить оригинальные подходы к организации учебного процесса.

Первый раз в первый класс. Советы начинающему учителю начальной школы

Не так давно молодая учительница начальной школы попросила членов сообщества Педсовета помочь ей рекомендациями: как себя вести с детьми, с родителями, как завоевать авторитет. Наши бывалые педагоги не подвели и дали разумные советы.

Мифы о подготовке уроков с ребенком в первом классе

Совет 1

Прежде всего знайте, что с тех пор, как в Вашей трудовой книжке появилась запись о том, что Вы приняты на работу, Вы сами приобрели новый статус, и теперь должны выстраивать собственную систему работы согласно своим предпочтениям, и с учётом ФГОС, конечно. 

Что Вы хотите от родителей? Что вы ожидаете от учеников? Какие требования предъявляете к ведению дневника, тетрадей? Что рекомендуете, а на чём настаиваете? Если вы во время педпрактики посещали уроки учителей,  примените что-то, что Вам понравилось.

С детьми не заигрывайте, любите их так, чтобы они этого не замечали. 

Совет 2

Помните, что войдя уверенно в класс, вы становитесь партнерами с учениками, с родителями. С детьми не надо сюсюкать, а надо разговаривать на равных, как со взрослыми. Всегда их нацеливать на развитие, приобретение знаний и на успех!

С родителями у вас одна цель — сделать детей успешными. Чтобы этой цели достичь, надо с родителями смотреть «в одну сторону» Но не вы с ними, а они с вами.

Чтобы у вас это получилось, нужно быть уверенной в своих словах перед родителями, показать им свою компетентность учителя, познакомить их со своими требованиями: дети не должны опаздывать, должны самостоятельно готовить портфель вечером, а родители — контролировать и т.д. 

Читайте также:  Свечи, клизмы, кремы: применение лекарств у детей

Совет 3

Вы для малышей — бог и эталон. Сложно советовать, «какие слова» произносить. Увидев своих малышей, вы их обязательно подберете сами.

Чтобы Вам было легко и комфортно с детьми и родителями, советую сразу вовлекать мам и пап во внеурочную деятельность. На первом же собрании скажите, что только вместе вы сможете дать детям не только образование, но и развивать их.

Родители ждут, что Вы их привлечете к деятельности, только вот сами вряд ли сделают первый шаг. 

Совет 4

Ничего не бойтесь, будьте уверены в себе, последовательны, энергичны. Не требуйте на уроке «идеальной дисциплины». Помните, урок — это частичка жизни ребёнка. Живите с детьми полной жизнью. В общении с родителями своих учеников помните, что их дети — самое дорогое в жизни. Будьте тактичны. Находите нужные слова.

Совет 5

Во время беседы с родителями обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию. Хочу напомнить слова известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».

Совет 6

Не стоит бояться обращаться за советом к своим коллегам по работе. Попробуйте, в первую очередь в той параллели, в которой Вы будете работать найти себе учителя для консультаций, помощи в организационных вопросах.

Обязательно побеседуйте с заместителем директора, о так называемых «местных» устоях, традициях, привычном режиме школы. Хорошо бы выслушать мнения учителей школы разных поколений.

Тех, кто работает давно, тех, кто как и Вы, только, недавно пришёл в школу со студенческой скамьи и учителей, которые имеют опыт работы в нескольких школах.. Лучше, чтобы это были беседы «по существу».

Подготовьте вопросы заранее, и старайтесь не отходить от нацеленного плана. И, главное, будьте уверены в беседе с родителями. Изучите свои должностные обязанности, и придерживайтесь принципа «Не навреди». 

Совет 7

Самое главное — не суетитесь! Сдержанно, спокойно и уверенно встречайте родителей и учеников. Чтобы не забыть последовательность действий, сделайте памятку и положите под стекло на стол. Чтобы преодолеть волнение, начните принимать валериану в таблетках. Она имеет накопительное действие.

Не бойтесь учеников. Они это почувствуют. Старайтесь не повышать голос, как бы Вам не хотелось. Я успокаиваю расшумевшийся класс маленьким, но очень звонким колокольчиком, который всегда у меня на столе.

С его помощью завожу учеников в класс за 3-5 минут до звонка и сообщаю, что надо попить или сходить в туалет тому, кто забыл. Старайтесь увидеть любую ситуацию глазами ребенка, который так же, как и Вы пришел в первый класс. Ему страшно так же, как и Вам. У него нет опыта, он многое не умеет.

Сначала выдвигайте требования к себе, а потом можете требовать с ученика и организованность, и ответственность.

Первое занятие "Школа будущего первоклассника"

ЗАНЯТИЕ № 1.

I. Организационный момент

Придумано кем-тоПросто и мудро,При встрече здороваться.– Доброе утро!

— Сегодня вы первый раз сели за парты в школе. Пусть вы пока ещё не ученики. Но у нас будут проходить настоящие уроки. Вы будете учиться сидеть за партой, писать, читать.

II. Игра “Настроение”

 — Нарисуйте, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?(Дети рисуют ротик на смайлике и прикрепляют на лучик. Свое настроение креплю в серединку, и получается солнышко.)

— Я хочу видеть вас весёлыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая, весёлая улыбка. Давайте поделимся хорошим настроением — пошлём его воздушным поцелуем друг другу.

– Сегодня 1-е занятие и мы начнем его со знакомства.

III. Знакомство детей друг с другом.

Меня зову……Я работаю в школе учителем (….рассказ)

1-й ребёнок называет имя, все хором его повторяют.(возможно о себе рассказывает)

Далее по цепочке игра продолжается.

IV. Правила в школе.

  • — Скажите, для чего вы идёте в школу. (Слушаем ответы дошкольников)
  • — Вы пришли в школу, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много друзей
  • Игра — Я буду называть, для чего ходят в школу, если верно, то вы хлопнете в ладоши, а если неверно топнете ногами.
  •    В школу ходят, чтобы играть.
  •    В школу ходят, чтобы дружить.
  •    В школу ходят, чтобы бегать.
  •    В школу ходят, чтобы решать задачи.
  •    В школу ходят, чтобы  кричать.
  •                   В школу ходят, чтобы  думать.
  •    В школу ходят, чтобы читать.

— Ребята, вы, конечно, знаете. Что в каждой игре есть правила. А как вы думаете, в школе есть правила или каждый может делать то, что ему вздумается? 

— Когда дети приходят в школу, что они делают при встрече со взрослыми и друг с другом? (ответы детей — здороваются).

  1. Правило N 1 .В школе «здравствуй» говорят
  2. И с улыбкой дарят взгляд!

-Что надо сделать ученику до звонка на урок?-А когда звонок прозвенит, где  каждый ученик должен ждать прихода учителя?

Правило N2.До звонка ты приходиИ порядок наводи!По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят.

Что надо делать ученикам, чтобы узнать новое и многому научиться на уроке? Как обратиться к учителю, если хочешь что-то спросить?

Правило N 3.Друга зря не беспокой,Береги его покой.На уроке тишина,Руку поднимай тогда,Если хочешь отвечать

Или важное сказать.

Если ученик отвечает на вопрос учителя, можно ли ему подсказывать? (ответы детей).

Правило N 4.На уроке ждут ответ -Кто-то знает, кто-то нет,Отвечает только тот.

Кого учитель назовет.

— Как в школе называется комната, где учатся дети?.

  • — Как в школе называется стол, за которым сидят дети?
  • Парта — это не кровать,
  •  И на ней нельзя лежать.
  •  Ты сиди за партой стройно
  •  И веди себя достойно.
  • — Кто может показать, как правильно сидеть за партой? (рассмотреть плакат)
  • IV. Работа с буквами и звуками
  • Загадка:

Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их разгадает.(буквы) 

— Прочитайте: А У О И Б Ы

— Какая буква лишняя? Почему? Что знаете про гласные звуки?

  1. Какая буква получится, если у буквы Б убрать верхнюю палочку? (Мягкий знак)

  2. Какая буква получится, если у буквы Б убрать маленький полукруг? (Буква Г)

  3. Какая буква получится, если верхнюю палочку буквы Б перевернуть в обратную сторону? (Твердый знак)

  4. Какая буква получится, если верхнюю палочку убрать, а ее перевернуть с ног на голову? (Буква Р)

  1. – Вот какая наша буква-озорница.
  2. — Придумайте слова ,которые начинаются на Р(в середине Р)
  3. — У кого имя на Р?
  4. Физ. Минутка

Игра «Поезд» Дети изображают вагоны, ведущий — паровоз. Паровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливаясь на каждой станции — у вагонов, собирая детей в поезд.

Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков «чух-чух», «ту-ту-ту»: тише — медленнее; громче — быстрее.

Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция? » Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок.

-Вот мы приехали на станцию «Класс». Прошу занять свои места.

V. Математика

Паровозик (рисунок)

из каких геометрических фигур состоит этот паровоз?сколько их? (10)на какие группы можно разбить фигуры? (по цвету: красные и синие; по размеру: большие и маленькие; по форме: треугольники, круги, прямоугольники)сколько красных фигур? (5)сколько синих фигур? (8)сколько прямоугольников? (4)

на какие части можно разбить прямоугольники? (красные и синие; большие и маленькие).

Нарисуем три вагона. Заштрихуем их по-разному.

  • Пальчиковая гимнастика
  • «Замок»
  • -Нарисуйте 3 кружка.
  • -Первый раскрасьте в красный цвет.
  • -А 2 и 3 раскрасьте так, чтобы жёлтый был между красным и зелёным.
  • (далее после выполнения идёт проверка).
  • -Кто умеет считать? (хором счет прямой и обратный)
  • -Какое число на 1 больше, чем 3,5,8?
  • -Какое число следует за числом 2,4,7,9?
Читайте также:  Быть или не быть семейному образованию?

-А кое число меньше 3 или 4?7 или 2?Какое больше 5 или 9?

Задачи в стихах

Внуку Шуре добрый дедДал вчера семь штук конфет.Съел одну конфету внук.

  1. Сколько же осталось штук?(6)
  2. Четыре спелых грушиНа веточке качалосьДве груши снял Павлуша,
  3. А сколько груш осталось?(2)

У нашей кошки пять котят, В лукошке рядышком сидят. А у соседской кошки — три! Такие милые, смотри! Помогите сосчитать, 

  • Сколько будет три и пять?(8)
  • VI.Рефлексия

Упражнение «ХЛОПКИ«. ( Дети стоят в кругу).

— А теперь мы будем хлопать: я первая делаю хлопок в ладоши, затем … (имя ребенка слева от педагога) стоящий рядом — повторяет хлопок и т.д. по часовой стрелке. Хлопаем по очереди, нельзя хлопать одновременно.

(Затем подхожу к любому ребенку и, с этого места, начинаются хлопки и т.д.)

Давайте похлопаем все вместе! Мы сегодня хорошо позанимались, большое спасибо! До свидания!

Особенности работы с первоклассниками

  • Особенности работы с первоклассниками.
  • Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
  • Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности уровень «школьной зрелости».

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе.

Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя.

И те, и другие требуют различных форм доброжелательно и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п.

Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится.

Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя — поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.

Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу — стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи активность.

Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.).

Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать («открыли кассу букв», «нашли кармашек для данной буквы», «убираем ее», «закрываем кассу.

»).

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность действий.

Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

Причем, формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», т.е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже было подчеркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника.

В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться — основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр — ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игры с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные).

Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов — этических, сенсорных, практических и др.

При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую; необходимо сохранять гровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если, то.) и игровое действие.

Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным.

Необходимо помнить, сто использование только демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату: внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на наглядно- образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector