Миф о «хороших родителях»

Мы часто задаемся вопросом «Насколько я хороший родитель для ребенка?» И вопрос возникает не просто так. Каждому хочется иметь качества хороших родителей. Неправильный подход к воспитанию и отношениям с детьми может возвести неразрушимую стену непонимания и ненависти.

  • Нормально ли ненавидеть мать?

Главное отличие хорошего и плохого родителя в том, кто для них ребенок. Первые видят в дочери или сыне человека и личность. Вторые видят в ребенке что угодно, но только не личность. Плохие мама и папа воспринимают его как наследника/продолжателя рода, версию собственной жизни 2.0, воплощение своих амбиций и несбывшихся мечт.

Плохие родители относятся к ребенку как к игрушке для чесания собственного эго. Ничуть не лучше заводить детей  для исполнения обязанности перед обществом, то есть по принципу «все рожают, и мы тоже должны».

Удивительно, но, развивая качества хороших родителей в себе, мамы и папы влияют на поведение ребенка. Оно меняется в лучшую сторону. Не зря говорят: хочешь изменить мир — начни с себя.

Миф о «хороших родителях»

Плохие родители

Наверное, понятие «плохие родители» — не совсем корректное.

Кто такой плохой родитель? Тот, кто делает зло ребенку, или кто не справляется с мама-папиными обязанностями? И в том, и в другом случае условно плохие родители вряд ли делают это намеренно.

Скорее всего их принципы и нормы ниже обычного, или родители просто не знаю как действовать. Тогда плохой родитель сам плохо воспитан, или него недостаточно знаний.

Многие родители не осознают, что дают плохое воспитание ребенку. Необдуманные слова и действия могут нанести эмоциональный и психический вред детям. Или из-за своей занятости родители не предают особого значения воспитанию ребенка.

  • Мне не нравится быть мамой. Кто нибудь еще чувствует это?

Качества плохих родителей

Отличить плохих родителей можно по их поведению. В одних и тех же ситуациях плохие и хорошие родители будут вести себя по-разному.

Приказы без поддержки

Плохие родители только раздают указы. «Ты должен получать самые высокие оценки», «должен вставать раньше». Они не поддерживают ребенка. Разница в том, что хорошие родители сказали бы приятные слов.

«Ты умный и сообразительный, и всё сможешь»«Давай я тебя разбужу пораньше, чтобы не опоздать в школу и получить пятерки». Развивайте качества хороших родителей — помогайте ребенку, а не только требуйте.

  • 5 золотых фраз, которые нужно говорить ребенку каждый день????❤️

Плохие родители не подпускают ребенка к себе

Вы когда-нибудь замечали, что ребенок постоянно пытается привлечь внимание или всеми способами отвлекает родителя от дел? Это говорит о том, что ему не хватает тепла или эмоционального общения. Возможно и то, и другое попросту отсутствует в отношениях. Задумайтесь!

  • Как недолюбленный ребенок ведет себя во взрослой жизни

Плохие родители не верят ребенку

Вы внезапно обнаружили, что любимая ваза разбита, а ребенок сваливает вину на соседского кота. Знакомо? Вспомните про качества хороших родителей и поверьте ребенку. Даже если описанная ситуация кажется невероятной, ребенок может быть прав и невиновен. Если конечно нет прямых доказательств обратного.

Недоверие в таких ситуациях кладет новый кирпичик в стене между родителем и ребенком. Просто представьте, как обидно, когда вас обвиняют и наказывают в том, к чему вы не причастны! Наверняка вы  тоже сталкивались с такими ситуациями в своей жизни.

Еще один важный вопрос о хороших родителях и плохих родителях здесь — почему родитель не верит ребенку.

Он хочет признать, что воспитал лгуна? Если так, то стоит серьезно задуматься о поведении, и не ребенка, а родителя прежде всего. Дети никогда не врут на зло. Ребенок боится реакции взрослого.

Возможно, стоит пересмотреть методы наказаний, а также научить ребенка ответственности за свои поступки.

Плохие родители публично наказывают и бьют ребенка

Бить ребенка плохо само по себе. Это однозначно качество плохих родителей. Донести информацию всегда можно спокойно. Наказания должны быть справедливыми, а не жестокими. И уж точно не стоит кричать.

Агрессивный подход приводит к тому, что ребенок замотивирован страхом. У него нет понимания, почему нельзя делать те или иные вещи. А значит, ребенок обязательно повторит поступок, когда никто не будет видеть и не накажет.

Еще хуже, когда крики и оры происходят на публике. Неважно перед кем родитель ругает ребенка,  перед семьей или незнакомыми людьми. Такое «воспитание» наносит психический ущерб и развивает в детях лишь страх, неуверенность в себе. «Разбор полетов» должен происходить только наедине. Даже спокойное обсуждение ошибки ребенка лучше отложить до дома.

Миф о «хороших родителях»

Плохие родители не уважают чувства ребенка

Важные качества хороших родителей — умение уважать чувства ребенка и его мнение. С сыном или дочью нужно считаться независимо от возраста. Родители не обязаны понимать и соглашаться, но принимать и уважать мнение ребенка нужно всегда. Только так можно вырастить личность. К тому же, несогласие — повод для дискусси. В обсуждении ребенок научится выражать чувства и формулировать мысли.

Чем сказать, лучше показать

Если родитель никак не может добиться от ребенка помощь по дому, стоит изменить тактику. Вместо того, чтобы постоянно говорить «помой уже пол!» или «вымой наконец посуду!», лучше показать пример.

Дети всегда, вольно или невольно, ведут себя как родители, даже если не хотят этого. Иногда, один раз помыв посуду самостоятельно, родитель добьется от ребенка большего, чем напоминаниями по 10 раз на дню.

Агрессивное и неподобающее поведение

Если ребенок использует ругательства, бьет одноклассников, то причину стоит искать прежде всего в действиях родителей.

Когда в семье используются ругательства, неважно в чей адрес, ребенок будет считать это обычным поведением. И не надо объяснять, что это неправильно, или что он еще не дорос до таких словечек.

Это все бесполезно, если мам и папа, представляющие для ребенка всех женщин и мужчин в мире, позволяют себе острые и неприличные слова.

  • Как отучить ребенка ругаться матом?

То же самое касается и агрессивного поведения. Лучший способ избежать фраз «ваш ребенок бьет одноклассников» от классрука, это не допускать насилия в семье. Дети смотрят на родителей и учатся «нормам» поведения.

Плохие родители не дают детям выбирать 

Иногда родители решают за детей буквально любой вопрос. Ребенок не решает ни какую одежду носить, ни какую еду есть и даже с кем дружить. Плохие родители не дают выбирать хобби. Диктатура и принуждение — качества плохих родителей. Бессмысленные и беспощадные. Почему?

Не давая выбора, родители мешают личности ребенка развиваться. Малыш не может понять, что ему нравится и не нравится. У такого ребенка никогда не будет мнения. Несогласие с выбором родителей становится равным неправильному ответу. собственное мнение ребенка становится неправильным и плохим. А там уже и низкая оценка вместе с неуверенностью в себе бегут добить малютку.

В другом случае ребенок становится неуправляемым. Пытаясь сохранить свое мнение, ребенок кричит и сопротивляется. А чем дальше родитель заходит в повсеместном контроле, тем более капризным становится ребенок. Плач, крики и «нехочухи» появляются в знак протеста даже в самых незначительных вещах. Мелочи вроде выбора кружки для чая сопровождаются настоящим представлением с кучей эмоций.

Но то, где плохие родители видят капризность и вредность «невыносимого» ребенка, хорошие родители смогут разглядеть отчаяние и отстаивание собственного границ, мнения. Развивая качества хороших родителей, мама и папа заметят, что и поведение ребенка улучшилось

Миф о «хороших родителях»

Хорошие родители

Такие родители стремятся воспитать настоящего человека. Мама и папа не винят детей в своих промахах, не прибегают к бессмысленному насилию. Хорошие родители держат себя в руках и уважают личность сына или дочери.

Качества хороших родителей

Столкнувшись с трудностями, хорошие родители принимают совсем не те решения, к каким склоняются плохие мама и папа. Трудные моменты проживаются вместе всей семьей, и она становится только крепче.

Хорошие родители проявляют любовь

Мама и папа не просто говорят, что любят, но также часто обнимают и целуют ребенка. Хорошие родители внимательны и уделяют время ребенку. Провести время вместе — еще один способ показать любовь.

У хороших родителей найдется пара будних вечеров для игр с ребенком, помощи с домашним заданием, трудных задачек по математике, прогулок в парке. А болеть на соревнованиях за ребенка — приоритет номер один.

Хорошие родители всегда держат себя в руках

Ну или почти всегда. Ведь никто не идеален. Нужно стремиться сохранять спокойствие. «Взрываться» при ребенке недопустимо. Умение владеть собой и сохранять осознанность в любой ситуации — необходимые качества хороших родителей. Изобретено множество способов научиться контролировать себя и свои эмоции:

Самый простой и быстрый — сосчитать до 10. Сохраняя самообладание, родитель показывает, что любую ситуацию можно решить без негативных эмоций.

Читайте также:  Лучшие источники белков для ребенка 5 лет

Хорошие родители дают ребенку независимость и автономность

Очень важное качество хороших родителей — умение дать свободу, сохраняя рамки воспитания. В отличие от плохих родителей, хорошие знают где дать ребенку выбрать самостоятельно, откинув собственные предубеждения и предпочтения.

Необходимо понимать, что ребенок — это отдельная личность. И ее мнение может абсолютно не совпадать с родительской. Выбор хобби, блюда на ужин или кроссовок в магазине позволят ребенку сформировать мнение.

Миф о «хороших родителях»

Хорошие родители уважают и любят друг друга

Родители становятся примером того, как должны общаться мужчина и женщина. Ребенок видит, как мама и папа относятся друг к другу, и будет также относиться к будущему мужу или жене. Поэтому лучше, если пример будет хорошим.

Как минимум в семье не должно быть насилия, а лучше и ругани. Когда родители уважительно разговаривают между собой и с ребенком, он растет спокойным и благоразумным. И именно эту модель поведения ребенок будет использовать создавая в будущем семью.

Хорошие родители занимаются саморазвитием

Дети берут с родителей пример. Поэтому привить ребенку нужные качества одновременно просто и сложно. Просто — потому что нужно лишь самим начать читать, вежливо разговаривать, заниматься спортом и помогать другим. Сложно — потому что на это не всегда хватает сил и времени.

Хороший родитель способен обеспечить семью

Не только личные качества хороших родителей делают их ценным примером. Перед тем как заводить семью, стоит подумать о финансовой стороне вопроса. В семье без денег ребенок не будет счастлив и здоров.

Необходимо обеспечить хотя бы базовые потребности в еде, обучении и одежде. Но удовлетворив естественные потребности, родитель все еще не сможет назвать себя хорошим.

Родить и накормить — еще не дать жизнь в полном смысле слова.

Хорошие родители защищают детей

Это качество хороших родителей подразумевает прежде всего отстаивание интересов ребенка там, где он сам в силу возраста еще не способен. В общение со сверстниками вмешиваться не стоит, а вот при возникновении конфликтов со взрослыми нужно разбираться.

Речь не о том, чтобы слепо верить ребенку отрицающему вину, а о том, чтобы быть непредвзятым и не предавать ребенка. Если ребенок действительно не виновен или сделал ошибку случайно, не нужно нападать на него.

Малыш только учится жить. Отношение родителя формирует представление ребенка о мире.

Если мама или папа несправедливы, категоричны и агрессивны, выросший во взрослого малыш никогда не будет чувствовать себя в безопасности.

Воспитание детей – это сложный, многолетний и трудоемкий процесс. Мама и папа должны развивать в себе качества хороших родителей, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и вырос в достойного взрослого.

Как стать хорошим родителем..

Миф о «хороших родителях»
Миф о «хороших родителях»

Вы помните, когда ваш ребенок был малышом и времяпровождение с ним утомляло вас? Возможно, вы с нетерпением ждали, когда же он немного повзрослеет, и вы не будете так уставать? Я тоже испытывала эти чувства, а потом мой малыш превратился в подростка… И хотя я безумно люблю её такую, но и безумно скучаю за исписанными карандашом стенами и конфетными поцелуями.

Многие внешние факторы, такие как влияние ровесников, телевидение и журналы, вносят свою лепту в мировидение ребёнка. А работа порой забирает все свободное время, которое вы могли бы посвятить чаду. Но если постоянно следовать некоторым вещам, можно преодолеть все эти факторы и стать хорошим родителем для вашего ребёнка…

Распорядок дня.

Если правильно построить день, у ребёнка не будет возникать сложностей с тем, что и когда нужно делать.

Итак, перед сном…

Ребенок умывается, чистит зубы и готовит одежду на завтрашний день. Намного проще пришить оторвавшуюся пуговицу или заменить рубашку или блузку на чистую с вечера, чем делать это с утра. Кроме того, соберите ребёнку, (да и себе тоже), завтрак в школу, проверьте его ранец. Если ваша семья завтракает дома, накройте с вечера стол, сделайте бутерброды или подготовьте сухой завтрак.

Утро

Когда наступает утро, вам уже не нужно носиться по дому с мыслями, за что хвататься и что делать. Завтрак в школу и на работу собран, одежда поглажена. Вам остаётся только достать из холодильника бутерброды или подогреть молоко, одеться и без паники, нервов и излишней спешки выйти из дома.

После школы или сада

Это время предназначено для обеда, работы по дому и выполнения домашнего задания. Особенно это важно, если вас нет дома в это время.

Ребёнок знает, что от него требуется, и тогда вечером вы всего лишь проверяете то, что попросили его сделать. А вечер посвящаете общению.

Если же вы домохозяйка, вы можете попросить ребёнка помочь вам, а потом провести сэкономленное свободное время с ним или уделить себе.

Времяпровождение с ребёнком

В зависимости от возраста ребёнка, выберите определенное занятие, будь то чтение книги, какие-то игры или помощь с уроками. Не советую смотреть телевизор, ведь в этом случае теряется взаимосвязь с малышом.

Времяпровождение с чадом обязательна, если вы решили стать хорошим родителем.

Если вы постоянно говорите ему «Торопись!», «Перестань!», «Почему ты так сделал», ребёнок просто замкнется и не ответит вам, если вы в следующий раз скажете что-то хорошее.

Обязательно выделяйте время, хотя бы просто чтобы посидеть, обнявшись. Если у вас не один ребёнок, составьте график общения с детьми. Интересуйтесь их проблемами, давайте советы.

Ужин

Ужинайте, по возможности, всей семьёй. За ужином каждый из вас может поделиться событиями прошедшего дня. И чем раньше вы начнёте приучать ваше чадо к совместным ужинам, тем большего результата в общении вы достигнете.

  • А вот что о хороших родителях говорят другие сайты:
  • Основные концепции воспитания детей: как стать хорошим родителем
  • Как стать хорошими родителями
  • Как стать «хорошими» родителями?
  • Как быть хорошим родителем и вырастить успешных детей?

О "хороших родителях" и "плохих привычках" | минская светлана: о психологии и психиатрии просто и понятно

Почти любой из нас «знает», откуда растут ноги у недостатков и пороков, как у самих себя, так и у других. Родители. Не так воспитали, не тот пример подали. Но вот по части хорошего это «правило» работает не у всех. Все же многие интуитивно чувствуют, что хорошее копируется по каким-то другим законам, не таким, как плохое. И это верно.

Давайте разберемся, как работают примеры окружающих? Так ли уж автоматически они копируются?

Все мы знаем по себе и видим у других, что вредные привычки формируются быстрее полезных, и это вполне объяснимо, если понимать сам механизм формирования тех и других.

Что мы называем плохими привычками, будь то переедание, сладости, психоактивные вещества или «лень»? То, что позволяет прям здесь и сейчас избавиться от стресса и получить быстрое удовольствие без приложения усилий.

Если это единичные эпизоды, мы относимся к этому снисходительно, к этому прибегает каждый из нас. О привычке речь пойдет тогда, когда это станет систематическим способом преодоления стресса, это раз, и два – единственным.

Основное здесь – стресс и быстрое удовольствие, а «пример родителей» – дело второстепенное. Иначе откуда бы у «хороших родителей» получались «плохие дети»?

А вот для приобретения привычки полезной как раз и нужны усилия, что само по себе для нетренированного человека вызывает стресс, а не снимает его. И удовольствие здесь – отложенное. Оно будет еще только когда-то, а сейчас нужно трудиться или как-то еще себя преодолевать.

И все же, почему тогда мир не упал до сих пор в пропасть, а дети все же копируют хорошее? Почему у «плохих родителей» вырастают «хорошие дети», равно, как и наоборот? Однако если нет прямой связи, это не означает, что ее нет вообще.

Связь есть, но она иная, и здесь так же играет роль получение удовольствия.

Я расскажу вам про два принципа, которые вам помогут поощрять и воспитывать полезные привычки. А неполезные тогда даже и подавлять не придется, они сами уйдут в тень или им не найдется места.

Принцип первый – идентификация.

Обратите внимание, кого дети охотнее всего копируют, если речь не о ближайшем окружении? Киногероев, кумиров, артистов, одним словом тех, на кого больше всего хочется быть похожим, или, как говорят психологи, с кем хочется идентифицироваться.

Идентифицироваться – это значит хотеть испытывать те же эмоции, что и объект для подражания. Заметили? Не «делать так же, как он», а «чувствовать то же, что и он».

Не «делать хорошо и не делать плохо» (хотя и это тоже играет роль, но не первую для ребенка, у которого мораль и совесть еще не сформированы), а чувствовать такое же воодушевление, подъем сил, удовольствие и драйв.

А теперь представим себе две ситуации, две семьи. Обе пусть будут семьями врачей, например. В первой родители обсуждают свою работу, спорят, делятся чем-то интересным, рассказывают истории и поясняют по ходу ребенку какие-то моменты.

Читайте также:  Как лечится желтуха у новорожденных в родильном доме?

Не специально, а так, между строк. А во второй – приходят с работы уставшими и недовольными, интереса нет, хочется скорее переключиться на телевизор и меньше всего хочется говорить о работе.

Легко додуматься, в которой из них ребенок вероятнее всего пойдет по родительским стопам.

Принцип второй – удовольствие в процессе, а не от результата.

Давайте признаем, что мы все гедонисты и хотим удовольствия. Но ребенок, в отличие от нас, прогнозировать пока не очень-то умеет, и плохо понимает, что такое удовольствие полезное, а что наоборот. Поэтому пугать его какой-то там впереди плохой работой, если не будет хорошо учиться, бесполезно.

У него еще не сформирована функция прогнозирования так, как она сформирована у здорового взрослого. Для него, например, «через год» – такая же абстракция, как для нас «в очень отдаленной перспективе».

Мало кто из нас способен работать сегодня на эту самую перспективу «неизвестно когда, и будет ли вообще?».

Поэтому ребенок должен начать получать удовольствие сразу. Нет, не от результата, а от процесса. Я уверена, вы это и сами практикуете, просто не осознаёте. Вот нужно вам пойти учиться чему-то скучному, но полезному. Или спортом заняться.

Что вы делаете? В первом случае постараетесь найти там компанию, вместе веселее. Или прогуляетесь потом в новом месте после учебы, в кафе зайдете. Во втором – купите себе красивую спортивную форму и будете слушать любимые песни во время тренировки.

Вы сами себе организуете побочное, не связанное с результатом удовольствие уже сейчас, а заодно предвкушаете отдаленное вознаграждение.

Как это можно перенести на ребенка? А это хорошо знают грамотные и талантливые педагоги, которые превращают учебу в игру. Они увлекают детей не оценками и не похвалой (это всё внешняя мотивация, она работает, но недолго), а обещанием удовольствия и интереса прямо сейчас. Просто прочитать учебник по астрономии – скучно, а сходить в планетарий – интересно и полезно, запоминается лучше.

А как у вас получалось увлечь ребенка и создать внутреннюю мотивацию? Хочется ли ему подражать вам? Если да, как у вас это получилось?

Дорогие родители! Если вы хотите помочь своему ребенку-подростку в преодолении проблем, но не знаете, с чего начать, я приглашаю вас на бесплатный вебинар, где вы составите свой индивидуальный план по работе с вашим ребенком и получите поддержку себя как родителя.

Чтобы забронировать свое участие в вебинаре

RAW или JPEG, что лучше?

Главная » Боли » Роль положительного примера родителей в воспитании детей. Родители — пример для подражания ребенка

На развитие личности ребенка значительно влияет семья, семейные отношения. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, помогает жене по хозяйству, предупредительный, чувствует ответственность за воспитание детей. Велика в семье роль матери. От неё зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим.

Нравственные качества матери более всего влияют на формирование общения в семье. Именно мать служит дочери примером быть деликатной, терпеливой, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство. Правильно поступают те родители, которые активно включают детей в жизнь семьи, приучают к обязанностям, которые потребуются им в будущей семейной жизни.

Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью. В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и «мужскую» работу.

Если вы наблюдали за детьми, то знаете, что до школы мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помогать матери и стряпать, и мыть посуду.

Но если в семье начинают с ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками, то уже к школьному возрасту в мальчике воспитывается презрение к «девочкам» и их занятиям. Надо обучать мальчиков наравне с девочками всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой, мытьем посуды, пылесосить, участвовать в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. п.

Оценивая действия ребенка, недостаточно сказать ему: «Молодец» или «Неправильно» , следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении.

Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, но станут требовать этого от ребенка, то им не удастся воспитать у него привычки к аккуратности. Следует определить, обсудив с ребенком, какие обязанности по дому он будет выполнять.

На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком, обучая его рациональным приемам. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели.

Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата. Детям старшего возраста (5-6 лет) уже доступны для понимания разнообразные знания о растительном и животном мире, о явлениях в природе.

Общение ребенка с природой не должно ограничиваться либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно – оздоровительными мероприятиями (загорание, купание, игры на природе). Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, уметь замечать, оценивать и беречь красоту природы.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же выбрасывают их, рассматривают букашку, а потом раздавливают ее и пр.) И родителям здесь нельзя оставить без внимания подобные детские поступки.

Побродите вместе с ребенком, понаблюдайте, просто поглядите вокруг себя, посидите на пригорке, послушайте пение птиц или журчанье ручья. Рассказывайте детям об охране природы, о растениях, которые подлежат защите. Приобщайте ребенка к уходу за растениями, к труду в огороде, на даче. Бывая за городом на природе, не бросайте сами мусор. Помните, что дети подражают вам и повторяют ваши действия. Поэтому ваш пример должен побуждать детей к нравственному отношению к природе, способствовать не только познанию ребенком природы, но и затрагивать нравственные чувства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Личный пример родителей в нравственном воспитании детей.

Предварительный просмотр:

Личный пример родителей в нравственном воспитании детей.

На развитие личности ребенка значительно влияет семья, семейные отношения. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери.

У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, помогает жене по хозяйству, предупредительный, чувствует ответственность за воспитание детей. Велика в семье роль матери. От неё зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим.

Нравственные качества матери более всего влияют на формирование общения в семье. Именно мать служит дочери примером быть деликатной, терпеливой, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство. Правильно поступают те родители, которые активно включают детей в жизнь семьи, приучают к обязанностям, которые потребуются им в будущей семейной жизни.

Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью. В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и «мужскую» работу.

Если вы наблюдали за детьми, то знаете, что до школы мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помогать матери и стряпать, и мыть посуду.

Читайте также:  Почему родителям полезно изучать детскую психологию?

Но если в семье начинают с ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками, то уже к школьному возрасту в мальчике воспитывается презрение к «девочкам» и их занятиям. Надо обучать мальчиков наравне с девочками всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой, мытьем посуды, пылесосить, участвовать в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. п.

Оценивая действия ребенка, недостаточно сказать ему: «Молодец» или «Неправильно» , следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении.

Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, но станут требовать этого от ребенка, то им не удастся воспитать у него привычки к аккуратности. Следует определить, обсудив с ребенком, какие обязанности по дому он будет выполнять.

На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком, обучая его рациональным приемам. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели.

Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата. Детям старшего возраста (5-6 лет) уже доступны для понимания разнообразные знания о растительном и животном мире, о явлениях в природе.

Общение ребенка с природой не должно ограничиваться либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно – оздоровительными мероприятиями (загорание, купание, игры на природе). Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, уметь замечать, оценивать и беречь красоту природы.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же выбрасывают их, рассматривают букашку, а потом раздавливают ее и пр.) И родителям здесь нельзя оставить без внимания подобные детские поступки.

Побродите вместе с ребенком, понаблюдайте, просто поглядите вокруг себя, посидите на пригорке, послушайте пение птиц или журчанье ручья. Рассказывайте детям об охране природы, о растениях, которые подлежат защите. Приобщайте ребенка к уходу за растениями, к труду в огороде, на даче. Бывая за городом на природе, не бросайте сами мусор. Помните, что дети подражают вам и повторяют ваши действия. Поэтому ваш пример должен побуждать детей к нравственному отношению к природе, способствовать не только познанию ребенком природы, но и затрагивать нравственные чувства.

Не зря наши предки говорили: «Яблоко от яблони недалеко падает»! Как бы мы ни утверждали, что ребенок – самостоятельная личность, дети перенимают многие черты характера и манеру поведения взрослых, которые их воспитывают.

Ученые много лет ломали голову над тем, что больше влияет на будущую личность ребенка: гены родителей или среда, в которой малыш вырос и получил воспитание? В итоге психогенетики пришли к выводу, что большее влияние на характер ребенка оказывает все же не генетика, а родительский пример.

Как общаться с другими людьми? Когда и кому нужно говорить правду, а кому можно и соврать, потому что «так надо», «так будет лучше»? Как прощать близких, которые намеренно обидели или случайно задели? Как отличать плохое от хорошего, добро от зла? Где границы дозволенного? Что важнее: семья или работа, деньги или общение? Ответы на все эти и многие другие вопросы дети находят в нашем поведении. Мы можем сколько угодно говорить о том, как надо себя вести, но они все равно будут себя вести так, как делаем это мы.

Если мы сами не идеальны

Конечно, многие родители стараются быть для своих детей образцом для подражания. Но все прекрасно понимают, что идеальных людей нет. Как быть, если вы не хотите, чтобы ваши вредные привычки унаследовал ребенок? Психологи утверждают: найти в себе силы и признаться чаду в своей «слабости».

Например, не скрывать, что вы курите, закрываясь в кухне и придумывая нелепые истории: «с улицы пахнет». Правда, смолить демонстративно перед носом ребенка, рассказывая ему при этом, что он-то не должен курить, тоже никуда не годится.

Идеальный вариант – признаться ребенку в том, что вы давно приобрели эту вредную привычку, и никак теперь не можете с ней расстаться, потому что это очень тяжело.

И что вы бы очень хотели, чтобы ребенок избежал в этом вопросе вашей малоприятной участи.

Найдите в себе силы признаться чаду в своей слабости

Самой же распространенной является ситуация, когда кто-то из родителей не может сдержать своего раздражения и гнева и кричит на ребенка. Чтобы малыш в будущем не выбрал такой же метод «воспитания» для своих детей, надо обязательно извиниться перед ним после вспышки гнева.

Желательно признаться, как сильно вы на самом деле его любите и что совсем не хотели на него кричать, но в данной ситуации вы с собой попросту не совладали. Ничего страшного, если ребенок будет знать, что иногда родители ведут себя неправильно и даже «плохо», но что они борются со своими «драконами» и способны извиниться и признать сбои ошибки.

К слову, это очень хороший пример для подражания – признавать сбою неправоту и просить прощения. Очень полезный навык для взрослой жизни.

Быть честными и открытыми – это первый шаг. Теперь важно проверить, насколько мы добры к миру и окружающим нас людям. Если на дороге вас окружают «козлы», «придурки», «недоумки», «чайники» и прочие малоприятные личности, то ребенок будет уверен, что мир враждебен, и вскоре такие определения начнут получать его одноклассники.

Если на хамство в магазине или в автобусе вы в ответ выдаете трехэтажное ругательство, а потом с чувством полной своей правоты объясняете ребенку, что поставили на место хама, то такой «урок дипломатии» выйдет боком. Когда-нибудь ваш ребенок так же ответит при вас чужому взрослому, и вам будет очень стыдно за свое «яблоко».

Показывайте детям пример верной дружбы

Не отвечайте хамам, благодарите тех, кто оказал вам пусть даже мелкую услугу, цените успехи других, восхищайтесь достижениями ваших родных и близких, показывайте детям пример верной дружбы, пронесенной сквозь года. И тогда ваши кровинушки вырастут без комплексов, без зависти и злости и будут успешны как в личной жизни, так и в работе.

Сокращаем дистанцию

Когда ваши дети отдаляются от вас, загораживаются экранами компьютеров и мобильных телефонов, пора признаться себе: вы заигрались в игру под названием «взрослый». А значит, пора отодвинуть в сторону хлопоты, быт, работу, проблемы и стать на время большим ребенком.

Сбросьте всю важность и позвольте себе быть смешными, играть в догонялки, снежки, хохотать, драться подушками, щекотать друг друга, играть в «морской бой» или танцевать вечером под любимую мелодию. Позвольте вашему внутреннему ребенку выйти наружу и установить глубокую эмоциональную связь с вашим собственным ребенком.

Эти минуты вы будете помнить всю жизнь, а впоследствии вашему ребенку будет легко установить душевную связь и со своими детьми.

Мыслите позитивно

От вашего взгляда на жизнь зависит тот мир, в котором будет жить ребенок. Если вы видите только тупиковые ситуации, неудачи, плохих людей, неразрешимые проблемы, то и ребенок будет взрослеть, глядя на мир сквозь такую же призму и укрепляя собственное недоверие к нему.

Исповедуйте детям позитивное мышление

Гораздо продуктивнее (хотя и сложнее!) научиться самому и научить детей жить, исповедуя позитивное мышление. Научите младшее поколение тому, что хорошие мысли притягивают хорошие события и хороших людей. Жизнь полна прекрасных возможностей, и если верить в себя и не бояться действовать, то можно добиться всего, о чем мечтаешь.

Родителям на заметку:

  • Ребенок, окруженный критикой, учится обвинять.
  • Ребенок, окруженный насмешками, учится быть недоверчивым.
  • Ребенок, окруженный враждебностью, учится бороться.
  • Ребенок, окруженный позором, учится чувствовать вину.
  • Ребенок, окруженный терпением, учится быть терпеливым.
  • Ребенок, окруженный похвалами, учится быть уверенным.
  • Ребенок, окруженный честностью, учится быть справедливым.
  • Ребенок, окруженный безопасностью, учится вере.
  • Ребенок, окруженный одобрением, учится уважать себя.
  • Ребенок, окруженный симпатией и дружбой, учится находить любовь в этом мире.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector