Кто на новенького: адаптация школьника в коллективе

Приход в класс нового ученика волнителен не только для него и его родителей, но и для класса, а особенно – для учителя. Ведь от него зависит, хорошо ли примут «новенького» дети или нет. Ниже будут рассмотрены практические рекомендации педагогам: как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя неотъемлемой частью коллектива, быстрее адаптировался к новой среде.

Кто на новенького: адаптация школьника в коллективе

 Giftpundits .com

Уровни адаптации 

Придя в новый коллектив, ученик переживает следующие фазы:

  • изначально дети присматриваются к ученику;
  • далее находится один или несколько учеников, которые берут на себя разъяснительную функцию;
  • затем происходит общее мнение класса о пришедшем;

В результате прохождения всех фаз ребенок становится либо отшельником, либо интегрируется в «механизм». Многое здесь зависит от личностных качеств ученика, а также действий учителя относительно ситуации. 

Понятно, что группа детей, которые сплотились за годы совместного времяпрепровождения, будет с осторожностью взаимодействовать с «чужим» человеком. Ученику также будет нелегко влиться в единый, слаженный «организм». Потому возможно несколько исходов поведения:

  • в ученике станут преобладать такие качества, как стеснение, замкнутость;
  • новоприбывший всеми силами пытается показать, что он уже часть коллектива и знает обо всех «фишках»;
  • старается сохранять спокойствие, относиться ко всем нейтрально, сдержанно;

Как бы себя не позиционировал ученик и остальная часть класса по отношению к нему, вмешательство педагога при этом обязательно.

Кто на новенького: адаптация школьника в коллективе

ufa-room .ru

Как классный руководитель может помочь?

Какой бы характер ни был у новичка, ему сначала сложно адаптироваться, даже если его поведение этого не показывает. Напыщенность, высокомерие – защитная реакция, за которой скрывается страх, смущение.

Классный руководитель в первую очередь должен организовать индивидуальную и групповую беседу.

В процессе общения нужно ознакомить ребенка с общим уставом, рассказать о принципах работы в классе, познакомить с ребятами, их внеурочной деятельностью, охарактеризовать класс в целом.

При этом нужно сказать, что в классе иногда случаются непонимания, столкновения, но для решения возникающих проблем всегда можно обратиться к преподавателю. Последнее нужно сказать в процессе индивидуальной беседы, а дальнейшие обращения ученика к нему нельзя разглашать.

Также нужно настроить новичка на учебный процесс, нацелить на коммуникацию с классом, доброжелательность и дальнейшую общую деятельность. Человека нужно подобающе представить перед коллективом, сказать пару хороших слов о нем, рассказать о предыдущих успехах, попросить класс относиться к новенькому с пониманием.  

Что делать учителю после знакомства ученика с коллективом?

После знакомства классному руководителю нужно воспользоваться наблюдательной тактикой: посмотреть, как дети будут взаимодействовать с новичком, если будут заметны черты «дедовщины», следует пресечь их немедленно.

Очень полезно будет провести с классом несложный тренинг, который поможет новенькому быстрее интегрироваться. Для этого учащиеся должны сесть в круг, вместе с ними садится и новенький, рассказывая немного о себе.

Далее каждый из класса произносит свое имя и высказывает пару добрых слов в адрес новоприбывшего. Важно произносить все это от чистого сердца. Затем ему все пожимают руки, что на подсознательном уровне обозначит принятие в свое общество.

Подобные манипуляции заметно разрядят обстановку, будут способствовать созданию дружеских отношений в классе.

Кто на новенького: адаптация школьника в коллективе

 Buro Millennial

Вероятно, в первые дни прибывший не будет вести себя активно, даже если ранее это было ему присуще. Это нормальный процесс, вызванный потребностью в адаптации. Поэтому сначала лучше его не вызывать к доске и не опрашивать.

Важно не допустить отделения новичка от коллектива, даже если при этом не будет ссор. Обязательно нужно пообщаться с классом, выяснить, почему так происходит, что тому способствует. В качестве профилактики можно загрузить класс общей деятельностью: убраться в классе, сделать общий плакат для классного уголка и т.д.

Анкетирование учеников

Рекомендуется узнать у прибывшего его интересы, цели, предметы, которые нравятся и не очень. Полезно провести опрос в виде анкет для каждого ученика, чтобы больше узнать обо всех из класса. После анкетирования проводится сопоставление результатов, чтобы понять, кто из остальных «подходит» новенькому больше. Затем можно рассадить учеников по партам, исходя из результатов теста. 

Кто на новенького: адаптация школьника в коллективе

 Zun Zun / pexels .com

Можно на базе анкеты создать условия общего времяпрепровождения. Это может быть поход в кинотеатр, на ледовый каток и др. 

Важно взаимодействие с родителями новичка на постоянной основе, несмотря на то, как проходит внедрение их ребенка в общность класса. Родители должны рассказать педагогу о предыдущих успехах ребенка, имел ли тот сложности с одногодками, узнать о его сильных сторонах.

Какие могут быть проблемы с новеньким?

Адаптационный период длится от двух недель до нескольких месяцев. Период сугубо индивидуален, в зависимости от личных характеристик. Если новичок сам не хочет идти на контакт со сверстниками, ему может понадобиться помощь психолога, который с помощью различных видов тестирования сможет определить, в чем заключается подобное поведение, и что за ним скрывается.

Часто в классе объявляется лидер, мнению которого подражают. Если тот дал установку «враждовать», то класс пойдет у него на поводу. В таком случае нужно провести индивидуальную беседу с таким человеком.

Ему нужно донести, что быть новым человеком в коллективе очень сложно, и никто от этого не застрахован. Чем младше дети, тем легче им сдружиться.

Но это, скорее, статистика, нежели аксиома: всегда бывают исключения из правил.

Если учитель грамотно подойдет к решению вопроса, привлечет родителей, психологов (если требуется), одноклассников, они общими силами помогут ребенку внедриться в новую среду обитания. Чем быстрее он привыкнет к классу, тем быстрее удастся ему раскрыть свой потенциал, найти новых друзей.

Новенький в классе: как помочь ребенку влиться в коллектив

Кто на новенького: адаптация школьника в коллективеКто на новенького: адаптация школьника в коллективе

детский и семейный психолог

Переход в новый класс многие дети воспринимают остро, и родители беспокоятся, замечая, что ребенок не может привыкнуть к новому коллективу.

О проблемах в отношениях с одноклассниками свидетельствуют внезапно появившаяся замкнутость, агрессивность, бессонница и потеря аппетита, повышенная утомляемость и снижение успеваемости.

Ученик может отказываться рассказывать о школе или отвечать односложно, переводя тему, некоторые дети просто не хотят посещать новый класс и просят перевести их обратно, начинают часто болеть.

Причин для смены школы или класса может быть множество: переезд, конфликт с учителем (учениками, администрацией), желание обучаться в профильной школе или сменить неподходящую для уровня развития ребенка программу и др. Но в любом случае ребенок может столкнуться с непринятием в новом коллективе, нарушающим процесс его нормальной социализации.

Подводные камни

С какими же трудностями может столкнуться новичок в классе, чем они обычно вызваны и как родителям помочь ребенку в этот нелегкий период?

1. Настороженность друг к другу

Иногда кажется, что класс не принимает новенького. Однако судить об этом можно лишь спустя пару месяцев с момента его прихода, когда процесс адаптации в норме заканчивается.

На первых порах вполне естественна некоторая настороженность детей, ведь класс и новичок должны присмотреться друг к другу. Объясните ребенку, что одноклассникам тоже необходимо приспособиться к нему.

Понаблюдайте за тем, что вы и ваше окружение говорите на тему новой школы или класса, как реагируете на сложности.

Постарайтесь создать вокруг ребенка атмосферу уверенности и благополучия, не спешите бурно реагировать, если вам покажется, что его обижают одноклассники или недооценивают учителя.

Научите ребенка уважать чужую свободу: другие дети не обязательно должны хотеть идти на контакт, помогать, делиться и играть с ним, но это не означает, что они плохие или недолюбливают его. Возможно, на данный момент они просто не готовы к новым знакомствам.

2. Отстраненность, стеснительность или неадекватное поведение новенького

Новичку бывает сложно первому проявить инициативу из-за страха показаться навязчивым или стеснения.

Иногда недостаточный уровень социального развития ребенка приводит к тому, что он абсолютно теряется в новой обстановке или начинает привлекать к себе внимание агрессивным, задиристым или «клоунским» поведением.

Обычно одноклассники сами проявляют активность в знакомстве с новичком, но, если новенький слишком замыкается и отстраняется от класса или его реакции отталкивают детей, родителям нужно помочь ему влиться в коллектив.

Прежде всего, научите ребенка улыбаться и не бояться просить помощи. За фразой «Помоги, пожалуйста» можно завести разговор и начать дружбу, ведь другим приятно почувствовать себя значимыми и нужными, а у ребенка будет повод продолжить знакомство, отблагодарив за помощь.

Подскажите ребенку, как зарегистрироваться в соцсети, популярной у детей в новом классе. Какое бы ни было ваше отношение к интернет-общению, сегодня это неотъемлемая часть жизни, к тому же так детям будет намного легче узнать друг друга, понять нормы и правила в коллективе и начать общаться.

В новом коллективе ребенку вновь нужно находить свое место, и особенно тяжело приходится, если он привык быть лидером. Ведь в новом классе уже есть свои заводилы, инициаторы, старосты и т.д., и попытки перетянуть на себя лавры первенства вызовут негатив и отторжение.

Предложите ребенку немного подождать и показать свои лидерские задатки в той ситуации, когда классу потребуется помощь.

С другой стороны, новички, особенно в средней школе, часто избираются на роль «жертвы», поскольку дети в этом возрасте самоопределяются, переживают кризис подросткового возраста, симптомом которого нередко бывает жестокость по отношению к более слабым.

Помочь своему ребенку занять положение «принятого» в классе можно, приняв ненавязчивое участие в жизни класса. Организуйте интересное мероприятие для всех одноклассников, которое позволит вашему ребенку повысить свой статус в их глазах. Это может быть экскурсия к вам на работу, проведение какого-либо праздника на вашей или нейтральной территории, где вы выступите приглашающей стороной.

Читайте также:  Дефицит витамина d при беременности: влияние на зубы у детей

4. Снижение успеваемости

Плохие оценки при переходе в новый класс — закономерное явление.

Стресс и стеснение, вызванные адаптацией, влияют на успеваемость, ведь все силы ребенка, вся его энергия сейчас направлены не на учебу, а на привыкание к коллективу, учителям и нормализацию взаимоотношений с новыми одноклассниками.

Педагогу тоже нужно время, чтобы узнать потенциал новенького, а ребенку — подстроиться к манере преподавания на новом месте. Поэтому не судите ребенка строго в первые месяцы за его неудачи, лучше сфокусируйте его и свое внимание не на оценках, а на знаниях.

Конечно, при переходе ребенка в новый класс ему необходима помощь и поддержка родителей, однако процесс адаптации можно существенно облегчить, если заранее подготовиться к этому волнующему событию.

1. Создайте интересный образ ребенку

Чтобы привлечь интерес одноклассников к новичку, обеспечьте его особенными школьными «фишками»: интересной канцелярией, технологичным рюкзаком, модными часами и т.п, (но не перестарайтесь — см пункт 3).

Обдумайте вместе с ребенком, какую жизненную историю можно предоставить классу и как ее рассказать так, чтобы привлечь внимание, но не перейти на хвастовство или противостояние.

Возможно, это будут смешные случаи из жизни «на старом месте», увлекательные моменты из семейных путешествий или рассказы о хобби ребенка.

2. Научите не стремиться нравиться всем

Объясните ребенку, что он не должен пытаться понравиться всем, поскольку это просто невозможно. Расскажите, что в классе могут существовать разные группы, придерживающиеся разных взглядов, а ему лишь надо определиться, кто из одноклассников ближе ему самому ближе «по духу», с кем ему интересно, и именно с ними стараться подружиться.

3. Научите «не быть выскочкой»

Дети не любят тех, кто слишком выделяется, пытается показать свое превосходство. Поэтому постарайтесь, чтобы одежда, гаджеты и другие аксессуары ребенка, по возможности, соответствовали среднему уровню класса.

Кроме того, высокие умственные способности новичка тоже могут быть причиной неприятия. Поэтому объясните ребенку, как правильно показывать свои знания, не опережая и не подставляя одноклассников.

Например, не стоит дополнять ответ ученика без просьбы учителя, а вот желание вызваться к доске на сложную для одноклассников тему, скорее всего, вызовет положительный отклик класса.

4. Будьте в курсе событий

Постарайтесь заранее познакомиться и поговорить с учителями, рассказав им об особенностях вашего ребенка, его предпочтениях или проблемных моментах, а заодно выясните основные моменты нового места: какой дресс-код, как проходят перемены, какие правила существуют в классе и школе. Чем больше вы узнаете, тем лучше сможет подготовиться ребенок. Чтобы лучше понимать, как обстоят дела в классе, какая складывается атмосфера, вы можете войти в родительский комитет.

5. Научите доверию

Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих школьных делах, сами будьте с ним откровенны и искренни, с детьми младшего школьного возраста больше разговаривайте о похожих сюжетах сказок, фильмов, книг. Важно, чтобы общение было непринужденным, а ситуации понятны ребенку, но не связаны с ним напрямую.

Адаптация в новом коллективе — это сложный процесс для ребенка, но поддержка и участие родителей помогут школьнику справиться с ситуацией за короткое время. Если же вы замечаете, что ребенок слишком болезненно переживает переход в новый класс, а симптомы дезадаптации лишь усугубляются со временем, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться в причинах и как можно быстрее их устранить.

Больше полезных и интересных материалов для родителей школьников — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Свой среди чужих, или как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Это не всегда так. Дети могут присматриваться к новичку прежде, чем вступить с ним в тесный контакт. Новенькие вначале находятся под протекцией учителя, что может сковывать одноклассников в желании как-то проявить себя по отношению к новому другу.

Настоящее неприятие ребенка может произойти лишь в том случае, если школьник проявит себя с нехорошей стороны, начнет задирать других, насмехаться.

Приучите ребенка к объективному восприятию окружающей действительности. Не только он приспосабливается к новому классу, но и класс тоже приспосабливается к нему.

Ребенок не умеет наладить контакт

Новички не знают, как наладить контакт со сверстниками и держатся в стороне. Это нормальное явление, поскольку лишняя навязчивость может отпугнуть друзей.

Общение между детьми сводиться к уровню рабочих отношений: «Передай, пожалуйста, дневник», «Одолжи ручку». Весь коллектив или группы детей сами проявляют интерес к новичку.

Они первыми идут на контакт и вовлекают ребенка в общеклассную жизнь.

Если же класс отторгает ребенка, нужно обратиться к школьному психологу для дальнейшего разбора причин, которые привели к данному исходу.

Почитать в тему:

Борьба за лидерство

В устоявшемся коллективе уже есть свои лидеры и заводилы, которые составляют классное самоуправление.

Перейдя в новый класс, не стоит сразу заявлять свои намерения перетянуть на себя лавры первенства. Нужно пытаться органично смотреться в коллективе и предлагать свои услуги по мере возможности.

Также не стоит забывать, что всеми процессами в классе должен руководить учитель. Если у вашего ребенка есть лидерские качества, он обязательно их заметит и направит в нужное русло.

Не знаете, как определить роль школьника в коллективе? Тогда читайте нашу статью.

Кто на новенького: адаптация школьника в коллективе

Плохая успеваемость

Ребенок много душевных и физических сил тратит на то, чтобы успешно влиться в коллектив, привыканием к новому учителю. У него не остается энергии на учебу.

Все учителя по-разному преподают один и тот же предмет. Чтобы привыкнуть к новому педагогу и его манере, тоже нужно определенное время. Не судите ребенка слишком строго за его неудачи.

Адаптация длится до 2 месяцев. Если ситуация продолжается, это повод посетить педагога или классного руководителя для выяснения причин плохой успеваемости.

Далее вы узнаете, что нужно сделать, чтобы ребенка приняли в новый коллектив.

Всем привет, я новенький! Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Ситуация, когда ребенок попадает в новый коллектив – школу, кружок, спортивную секцию – случается довольно часто, а для кого-то и не раз. Новый коллектив – всегда стресс, поскольку заставляет человека так или иначе напрячься, чтобы адаптироваться максимально комфортно для себя.

Детский психолог Наталья Толмачева и сервис “Где мои дети” рассказывают, что должны сделать родители, чтобы процесс адаптации ребенка в новом коллективе прошел безболезненно.

 
Наталья Толмачева
В зависимости от возраста, для ребенка будут значимыми разные аспекты жизни нового коллектива.

Адаптация младшеклассника

Если ребенок перешел в новый класс в начальной школе, имеет смысл лично пообщаться с новой учительницей, поскольку под ее контролем ребенок будет проводить большую часть времени в школе. От того, как будут выстроены отношения именно с ней, часто зависит его успешность или неуспешность в учебе.

Родителям важно найти подход к учительнице. Попросите ее о помощи, обговорите невозможность обсуждения промахов и ошибок вашего ребенка при всем классе, а только лично.

Адаптация старшеклассника

Если речь идет о старшей школе, то для ребенка более значимыми будут отношения не с учителями, а с одноклассниками. И здесь важно помочь наладить коммуникацию с ребятами в классе, если ребенок испытывает трудности с этим.

Что делать?

1. Не накладывайте свой опыт

Первое, что важно сделать родителю, чтобы помочь ребенку пройти это испытание – это отделить свои личные страхи и тревоги от страхов и тревог ребенка.

Возможно, у вас был неудачный опыт вхождения в новый коллектив. Но это не значит, что ребенок непременно столкнется с теми же трудностями. Здесь уместным будет правило золотой середины: не стоит тотально контролировать школьную жизнь ребенка, упорно выясняя, кто и что конкретно сказал и сделал, но и не стоит полностью отгораживаться от этого, надеясь на то, что он сам во всем разберется.

2. Понаблюдайте за ребенком

Постарайтесь проследить, насколько изменилось его поведение после того, как он пошел в новую школу? Стал ли он чаще плакать, отмалчиваться, закрываться у себя в комнате? Забросил ли любимую компьютерную игру и постоянно спит или, наоборот, играет в нее часами, не отвлекаясь даже на обед?

Если хотя бы на один вопрос вы отвечаете положительно, стоит внимательнее отнестись к стрессу, испытываемому ребенком в процессе адаптации к новому коллективу.

3. Пообщайтесь с ребенком

Просто поговорите с ним. Не ограничивайтесь стандартным: «Как дела в школе?» Спрашивайте более развернуто, например:

«Я заметила, что ты стал каким-то грустным, не улыбаешься, не делишься со мной новостями. Может быть ты расскажешь мне, что тебя тревожит?»

В каждодневных беседах за чашкой чая оставьте место не только для позитивных вопросов (но и для них тоже), но и для подобных:

«Скажи, что сегодня тебя расстроило в школе? Из-за чего ты сегодня переживал? Что тебе было сделать трудно? Кто из ребят сегодня говорил или делал что-то обидное для других ребят? Кого сегодня ругала учительница и за что? Что ты думаешь по этому поводу?»

4. Проявите участие и поддержите

Прежде всего, нужно понимать, что ребенок нуждается в поддержке.

К сожалению, в нашем обществе поддерживать не принято, а принято обесценивать («Да что такого-то, пошел в новый класс, что, тебя там съедят что ли? Чего ты трусишь, ты же мужик! Ну-ка, перестань стонать, не позорь меня, не маленький уже..» и тп). Самый распространенный вариант обесценивания: «Не переживай, все обойдется».

Поставьте себя на место ребенка: вы приходите в новый коллектив, на вас все смотрят, вас оценивают, над вами подсмеиваются (особенно, если вы не похожи на остальных), про вас шепчутся, вам нужно найти подход к разным начальникам (учителям). Вам нужно узнать много новых гласных и негласных правил уже сформированного коллектива. Вам надо вписаться каким-то образом в это целое, а пока что вы по умолчанию аутсайдер.

Читайте также:  Является ли наличие детей залогом счастья?

Поддержка – это разделение с ребенком его эмоций. Покажите, что вы понимаете его, что он не одинок в своих чувствах, и что вы испытывали то же самое.

Хорошими словами поддержки будут: «Я понимаю, что тебе сейчас нелегко. Любой на твоем месте переживал бы. Это нормально. И я, и папа – мы все проходили через это (здесь будет хорошо рассказать про свой опыт).

Это действительно сложный этап, скажи, чем мы можем тебе помочь?»

Совет от “Где мои дети”

Если ребенок все же не идет на контакт, но вы подозреваете, что у него есть проблемы, можно привлечь для разговора с ним другого взрослого, которому он доверяет (вашего друга, тренера, психолога).

Если и в этом случае ребенок отказывается открыть вам свои переживания, воспользуйтесь лайфхаком:

Установите себе и ребенку приложение “Где мои дети” и послушайте звук вокруг его телефона, когда он будет в школе.

Вы сможете слышать все, что происходит в радиусе 1-2 метров вокруг ребенка.

Так у вас появится возможность точно выяснить, с чем связаны его переживания, будь то плохие отношения со сверстниками, издевательства со стороны старшеклассников или же конфликты с учителями.

Кто на новенького: адаптация школьника в коллективе

Методические рекомендации по адаптации новеньких детей в классе "Советы новичку"

Советы новичку

Помни: жизнь состоит из перемен. Большинство из них происходят к лучшему, поэтому не стоит их бояться

  • Никогда не бойся задавать вопросы.
  • Если ты чувствуешь себя одиноким и потерянным, подумай, чтопредпринять. Составь список мест, где могут собираться твои сверстники. Запишись в какой — нибудь кружок.
  • Никто не может прочесть твои мысли. Если ты будешь всегда стоять в стороне и молчать, то окружающие могут принять твою робость и нерешительность за высокомерие.
  • Не расстраивайся, если какая-то компания не примет тебя с первого дня. Продолжай попытки, и обязательно найдутся те, кто захочет с тобой подружиться.
  • Поговори об этом с родителями и с теми, кому ты доверяешь. Таким человеком может быть и твой новый учитель. Он поймет тебя и посоветует, как лучше справиться с возникшими проблемами.
  • Учись знакомиться. Если ты с кем-нибудь подружишься, попроси его познакомить тебя с другими ребятами. Чем шире круг общения, тем больше вероятность скорее найти друзей. Жизнь так устроена, что мы находим друзей везде, куда бы ни переехали.
  • Если человек переживает большие перемены в жизни, не замыкайся и не выбирай заговор молчания и упрямства. Откройся навстречу новым людям, изучай новую обстановку и не допускай, чтобы твоей жизнью управляло беспокойство.

Процесс приспособления к новому

Известно, что процесс включения новичка в коллектив может вызывать определенные трудности: новичку нужно привыкать к сложившимся в данном классе традициям, формам и содержанию коллективной деятельности, симпатиям и антипатиям

Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю, в другой кабинет, здесь все не так, как было в его прежнем классе. Новая школа, новый класс — ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто, а проблемы приживания в незнакомом коллективе могут привести его к сильнейшему нервному стрессу.

Мы имеем дело с так называемой учебной дезадаптацией ребенка – нарушением приспособленности к пребыванию в учебном заведении , что чаще всего случается именно тогда, когда ребенок попадает в незнакомый ему коллектив. Учебная дезадаптация обусловлена взаимодействием самых различных факторов: биологических, возрастных, психологических и даже социальных. Признаки этого явления совпадают с признаками сильного стресса:

  • заметное снижение работоспособности ребенка;
  • высокий уровень напряженности сердечнососудистой системы;
  • изменение функционального состояния центральной нервной системы;
  • ощутимый спад учебной активности;
  • резко возросшая утомляемость.

Случается, что на новом месте дети становятся раздражительными, грубят близким, замыкаются в себе, потому что чувствуют себя потерянно. Многим трудно привыкнуть к новой школе. Невольно ребенок сравнивает новую окружающую обстановку с прежней, и все кажется ему чужим и враждебным.

Нередко возникают проблемы при знакомстве с одноклассниками: в новой обстановке дети становятся робкими и нерешительными. Их беспокоит, что о них подумают окружающие. Первое время на новом месте дети быстро утомляются. И это не удивительно: масса впечатлений, незнакомых имен и названий.

Зачастую дети не принимают ''новеньких» не потому, что те: чем-то плохи, а лишь желая продемонстрировать монолитность уже «спевшегося» коллектива. Это своего рода проверка: выстоит новичок — примем его в свои ряды, не выстоит — обзовем хлюпиком и дружно отвернемся.

И дело здесь вовсе не в жестокости детей, не в их эгоизме. Это всего лишь своего рода игра «Испытание новичка». Ведь и на взрослого человека, пришедшего в незнакомый коллектив, какое-то время смотрят с опаской, не зная, можно ли ему доверять.

Так чего ж удивляться детям, желая знать, можно новенького «в разведку брать» или нельзя, они просто устраивают ему экзамен

Как могут помочь педагоги

Отношение к новичкам со стороны старожилов, как правило, бывает настороженным, иногда — враждебным, редко — доброжелательным. Сами новички также пребывают в состоянии повышенной тревожности. Снять эту тревожность, помочь новичку влиться в сложившееся сообщество может классный руководитель.

Для выполнения этой задачи мало просто сообщить о том, что в классе будет обучаться новый мальчик или новая девочка, что их зовут Максим или Настя, что они вместе с родителями приехали из Иркутска или Бишкека. Познакомить класс с новичком, а новичка с классом нужно более обстоятельно.

И этому можно посвятить весь первый классный час. Самый нерациональный способ такого знакомства — официальный. При этом способе новичку предоставляется, например, 10-15 минут, чтобы он подробно рассказал о себе, а затем столько же времени о классе рассказывает, например, староста. Более продуктивный способ знакомства — игра.

Игра — это тот вид деятельности, который позволяет снять напряжение, тревогу, агрессию, скованность, так как в игре поведение любого человека становится естественным.   По большому счету, для вхождения новичка в коллектив класса годится любая игра: от жмурок до футбола.

В начальных классах, вероятнее всего, и следует, пойти по такому пути: поиграть в «третий лишний», «ручеек» или «арам-шим-шим»

  Некоторые педагоги считают, что не надо заострять внимание на проблемах нового ученика: новичок сам привыкнет, постепенно вольется в коллектив. Но это совсем не правильно.

Педагог может помочь новичку преодолеть трудности адаптации, сделать так, чтобы дети решили, что новичок достоин их внимания и дружелюбного расположения. Учитель может создать условия для того, чтобы дети сами приняли новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать.

И тогда ребенок, который пришел в новый класс сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива. Дружный коллектив учащихся теплее принимает новичка. Учитель может убедить ребят, что новичку тяжело, ему нужна помощь и поддержка.

Никто еще не знает новичка, его положительных качеств, поэтому следует попытаться узнать его поближе, подружиться с ним, не делать поспешных выводов о новеньком.

  • С помощью специальных игр, упражнений, занятий взрослые в школе могут в значительной мере смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации нового ученика в классе, а также научить одноклассников проявлять понимание и сочувствие новенькому.
  • Что делать родителям

Когда ребенку приходится адаптироваться к новой среде, к новым географическим реалиям, новому окружению — одноклассникам и учителям— ему особо требуется поддержка родителей. Родители могут заметить перемены в поведении своего ребенка.

Если ребенок прежде всегда откровенничал о том, что происходит в школе, рассказывал о педагогах, обо всех ребятах, приводил одноклассников в гости, после уроков, бросив портфель, мчался гулять — ни на обед невозможно было его дозваться, ни за уроки засадить, а тут вдруг его как подменили: гулять не идет, за учебниками сидит допоздна, о классе, об учителях — ни слова, значит, у ребенка налицо признаки депрессии. Не следует рассчитывать, что все уладится само — собой. Не нужно забывать, что легкая депрессия может перейти в глубокую. А затяжной стресс, каковым глубокая депрессия и является, способен подтолкнуть ребенка на самые неожиданные шаги: алкоголь, наркотик, криминал, даже, самоубийство. Что бы этого не случилось с детьми — необходимо следить за их поведением, настроением, эмоциями. Даже отсутствие аппетита и нежелание смотреть по телевизору любимый мультфильм или сериал могут свидетельствовать о том, что ребенок нуждается в помощи. Прежде всего — в помощи родителей!

На что ориентировать новенького

Большое значение для привыкания ребенка к новой обстановке имеют личностные особенности самого новичка, его «открытость классу», умение установить контакт с новыми людьми.

Дети любят тех, кто занят делом, с кем интересно общаться, кто интересуется другими, а не только собственной персоной.

Если ученик интересуется учебой, творческой деятельностью, физической культурой — с ним будет интересно общаться; а значит, он быстрее найдет друзей.

Есть сложности в характере, которые мешают человеку легко приспособиться к коллективу.

Терпение и терпимость — это главное. Способность не раздражаться, не отвечать обидчикам оскорблением на оскорбление, умение разумно пойти на компромисс — вот то, что должен помнить ребенок во время конфликта со своими сверстниками.

Нельзя всегда и во всем соответствовать ожиданиям окружающих, нужно, считаясь с чужим мнением, все же оставаться самим собой — не потерять индивидуальность.

Школьные проблемы разрешимы — они своего рода подготовка ко взрослой жизни. Ведь после школы придется не один раз быть новичком — в вузе, в армии, на работе. Так что любое отчуждение — явление временное, важно не впадать в депрессию и сохранять веру в себя.

Читайте также:  Свою родословную должен знать каждый

Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к другим людям — родителям, учителям, близким друзьям.

Если же проблема не разрешается так скоро, как хочется, не следует пренебрегать помощью школьного (или любого другого) психолога.

У специалистов имеется много различных тестов, позволяющих определить, какие сложности в характере человека мешают ему легко приспособиться к коллективу, и методик, которые дают возможность скорректировать общение и прекратить конфликты

Список литературы:

  1. С. Казакова. Новичок в классе. Школьный психолог №29, 2002

  2. По материалам журнала «Мир семьи» Александра Лунина

  3. Рабочая книга школьного психолога. И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М.

  4. Симмонс К. Стань самим собой, — СПб:Питер.Пресс!>;-1997

Адаптация ребёнка в новом коллективе

  • Адаптация ребёнка в новом коллективе
  • (Памятка родителям)
  • Золотые правила воспитания для родителей:
  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несете именно вы.

Возрастные особенности младшего подростка

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению «худшего»;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации

  • удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
  • ребёнок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Некоторые проблемы пятиклассников

  • В письменных работах пропускает буквы.
  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
  • С трудом решает математические задачи.
  • Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
  • Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
  • Не умеет работать самостоятельно.
  • С трудом понимает объяснения учителя.
  • Постоянно что-то и где-то забывает.
  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Признаки возникшей дезадаптации школьника

  • Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Усталый, утомлённый вид ребёнка.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный ночной сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

Рекомендации родителям пятиклассников

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.

Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм.

Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.

Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

Здоровье

Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме.

Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.

Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.

Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.

Адаптация

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.

Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению.

Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью.

Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector