Кризисы в психологическом развитии ребенка

Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.

Календарь кризисов

Возрастных кризисов у детей пять:

  • новорожденности – в 6-8 недель;
  • раннего детства – в 1-1,5 года;
  • 3-х лет – между 2 и 4 годами;
  • 7-лет – между 6 и 8 годами;
  • пубертатный – в 12-14 лет.

Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.

Кризис новорожденности

Кризисы в психологическом развитии ребенкаФизиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Кризисы в психологическом развитии ребенкаПсихология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Кризисы в психологическом развитии ребенкаЧто делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Кризис первого года жизни

Кризисы в психологическом развитии ребенка Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.

Кризисы в психологическом развитии ребенка Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Кризисы в психологическом развитии ребенка Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Кризис 3 лет

Кризисы в психологическом развитии ребенка Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Кризисы в психологическом развитии ребенка Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Кризисы в психологическом развитии ребенка Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис 7 лет

Кризисы в психологическом развитии ребенка

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы.

Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших.

В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Подростковый кризис

Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.

Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность.

Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников.

Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.

Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.

Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.

Кризисы в психологическом развитии ребенка

Недопонимание между родителями и детьми может возникнуть в любом возрасте. Но давно уже отмечено, что есть периоды, когда конфликты в семье случаются чаще, и носят схожий характер. Это так называемые кризисы развития ребенка, редкий малыш сможет их миновать. Рассмотрим их поподробнее.

Малыш старше года

Кризисы в психологическом развитии ребенка

В первый раз родители могут обратить внимание на то, что с крохой происходит что-то странное, когда малыш перешагнет возраст полутора лет. До этого все проблемы с ним носили преимущественно бытовой характер — одеть, накормить, вывести гулять, проследить, чтобы не схватил что-то опасное. И вот основные навыки уже отработаны, малыш знает, как нужно попадать рукой в рукав куртки, как натянуть шапочку, как пользоваться ложкой во время обеда. И вдруг по непонятной причине кроху как подменили. Он становится капризным и плаксивым, расстраивается по неизвестной причине, хочет все делать сам, но когда получает вожделенную свободу действий, только рыдает, не добившись результата. В итоге обед остается вылитым на стол и не съеденным, выход на прогулку так и не состоялся, настроение у всех ужасное. И так — каждый день. Малыш заболел? За что-то обиделся на родителей? Что происходит?

Происходит первый кризис развития ребенка — малыш осознал себя отдельной личностью. Раньше он в большей части выступал объектом действий родителей, а не самостоятельным субъектом. Его кормили, одевали, вывозили гулять в коляске.

Но с расширением области действий (кроха научился ходить, и может идти в любую сторону, он научился общаться, у него появились друзья, он освоил множество игр на площадке) малыш все больше осознает свою индивидуальность. Он постепенно понимает, что сам может решать многие вещи.

Это очень важный прорыв в развитии ребенка — раньше у него просто не могло быть такого опыта, да и нервная система не настолько была развита, чтобы осилить самостоятельность. Ребенок все чаще пытается делать что-то сам. Но тут его подстерегает разочарование — многие вещи он еще не может делать сам чисто физически.

А какие-то самостоятельные действия приносят вовсе не тот результат, который хотелось бы. Самостоятельно справиться со своей бурей негативных эмоций малыш не может, вот и начинает рыдать — все плохо, а что именно — сказать не могу. Как в такой ситуации могут помочь родители? Только проявляя терпение и понимание.

Ребенок не капризничает, он вправду не может справиться с ситуацией. Нужно показывать ему возможные выходы из ситуации и ждать, пока он дорастет до возможности ими воспользоваться — это будет уже очень скоро.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии ребенка

Дети против рамок

Кризисы в психологическом развитии ребенка

Следующий кризис знаком почти всем родителям, и так и называется — «кризис 3 лет». Название получено от возраста, в районе которого с самым идеальным ребенком почти неизбежно происходят перемены, приводящие в ужас родителей и особенно сторонних наблюдателей. Малыш начинает прямо-таки беситься, он как будто специально перестает слышать родителей, нарушает все давно известные и вроде бы понятные ему правила. Вам случалось в магазине, на детской площадке или в любом другом месте увидеть ребенка, который в истерике валится на пол и размахивает ногами? Скорее всего, ему года 3-4.

Почему так происходит? Это развитие ребенка в области эмоционально-волевой сферы достигло того уровня, когда ему уже мало слов мамы и папы, ему нужно во всем убедиться на своем опыте.

Нельзя прыгать в луже? А может, все-таки можно? А если я попробую вот так, то что? Родители отказались купить шоколадку — а если я громко закричу? А если я упаду и не встану с места? А если я так долго кричать буду — может они уступят? Это касается всего — одевания на улицу, выбора блюд во время еды, времени возвращаться домой с прогулки. Поэтому рецепт для родителей может быть только один — не поддаваться. Малыш пробует этот мир — и родительские нервы в первую очередь. Недопонимание между родителями и детьми может возникнуть в любом возрасте. Но давно уже отмечено, что есть периоды, когда конфликты в семье случаются чаще, и носят схожий характер. Это так называемые кризисы развития ребенка, которых редкий малыш сможет миновать. Рассмотрим их поподробнее.

Развитие ребенка на пороге школы

Кризисы в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет остался позади, вот и школьные годы настали, и снова родители не могут вздохнуть спокойно. Вроде ребенок уже не малыш, он успешно занимался на подготовительных занятиях, психолог подтвердил его готовность к школе — и что же вдруг можно увидеть? Раньше девочка могла полдня раскрашивать картинку, теперь ей сложно потратить 10 минут на прописи, раньше мальчик с удовольствием помогал по дому, а теперь его не уговоришь собственную рубашку повесить в шкаф. Учителя жалуются — паясничает на уроках, отвлекается, не может сосредоточиться на предмете. И дома — удивительно! — пару лет назад отказавшийся от дневного сна ребенок снова начал проситься поспать в середине дня. Что за откат в прошлое?

На самом деле никакого отката не происходит, развитие ребенка идет своим чередом. Просто взрослым с высоты жизненного опыта сложно бывает вспомнить, как тяжело им самим давались первые школьные годы. Дело тут не в сложности школьной программы, и не в длине урока, а в глобальном перестроении всего образа жизни ребенка.

Раньше ведущей для него была игровая деятельность, даже те же занятия в детском саду все равно имели больше развлекательное направление. А теперь нужно по-настоящему работать — прикладывать усилия, чтобы сделать дело, которое от тебя требуется, даже если не очень хочется, и не вполне понятно, для чего это нужно.

Такие изменения сами по себе являются чрезмерной нагрузкой для нервной системы школьника. Он устает не от учебной нагрузки, а от нового уклада жизни. Это и в самом тяжелое испытание. Нужно поддержать ребенка, помочь ему оптимальным образом организовать свой день, найти время для по-настоящему любимого дела, а главное — для отдыха.

Скоро ребенок втянется в рабочий график, и жизнь пойдет своим чередом.

До свидания, родители

Последний детский кризис знаком всем — это переходный период, который так и называют, трудным возрастом. Известны его симптомы — вчерашний ребенок стал подростком, он спешит во взрослую жизнь и хочет самостоятельности.

Авторитет родителей тает на глазах, принимаются опрометчивые решения и совершаются поступки, которые могут быть чреваты самыми неожиданными последствиями.

Что тут можно посоветовать? Так происходит процесс сепарации — дети подрастают и должны вскорости покинуть родительский дом, чтобы начать свою самостоятельную жизнь. Так работает природный инстинкт, и бороться с ним бесполезно.

Что же можно сделать? Родители могут попытаться остаться друзьями со своими детьми и сохранить свою важность в их глазах, вместо того, чтобы начинать активное противостояние. Иногда очень сложно удержаться от резких движений и категоричных поступков. Иногда сильнее оказывается страх за ребенка.

Очень важно в это время понимать — всегда лучше быть рядом с ним и иметь возможность подсказать, как действовать в критический момент, чем превратиться во врага, которого лучше держать на расстоянии. Этот контакт дорогого будет стоить в будущем, которое наступит уже совсем скоро, когда ничто, кроме доброй воли, не удержит выросшего ребенка рядом с родителями.

Тут возникнет вопрос — если все взросление малыша суть сплошные кризисы — то когда же жить? Ответ на этот вопрос кроется в его же формулировке. Кризис — только слово, на самом деле, это просто вехи развития ребенка.

Подобная формулировка была избрана, чтобы подчеркнуть, что настало новое время в жизни малыша, и старые методы воспитания уже не работают, родители должны искать новые. Пока это произойдет, пройдет много времени, нужные приемы найдутся не сразу, будет потрачено определенное количество душевных сил.

Но ведь так и происходят процессы развития всего на свете, переходя на качественно новые ступени. Так что если у малыша замечаются признаки кризиса определенного возраста, значит, все в порядке, развитие ребенка идет по правильному пути.

Антикризисные меры

Психолог Светлана Мерченко о том, как помочь ребенку преодолеть сложные возрастные периоды

Про кризисы развития детей слышали, пожалуй, все современные родители. То и дело кто‑то вздыхает: «У нас кризис трех лет» или «У нас подростковый возраст». Что же это значит? Возрастные кризисы — это такие периоды в развитии человека, при которых происходят резкие психические изменения.

Еще вчера ваш школьник был вполне себе милым и покладистым, а сегодня вдруг стал спорить, противоречить, расстраиваться по пустякам, утрированно реагировать на любые замечания в свой адрес, и вы понимаете — вот оно, началось! Здравствуй, подростковый возраст! Однако проходит какое‑то время — год, два, три, и вы замечаете, что ребенок вернулся «в свои берега». Но при этом стал другим, более независимым, ответственным, самостоятельным. Кризис миновал, а результаты его ­­остались. Возрастные кризисы встречаются на всем протяжении процесса взросления: как у детей дошкольного возраста, так и у подростков, поэтому особенно важно знать их отличительные черты и значение.

«Штормовые» периоды

О кризисах развития писали и Зигмунд Фрейд, и Лев Выготский, и другие известные ученые. В их трудах есть много общего (например, возрастные этапы кризисов) и принципиально разного.

Но оставим тонкости профессионалам — родителям важнее знать главные особенности каждого кризиса, чтобы помочь своему ребенку пережить эти непростые ­­периоды.

В таблице ниже кратко описаны основные возрастные кризисы у детей.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:

ВозрастПредмет конфликтаБлизкое окружениеИсход кризиса
0—1 год Стоит ли доверять этому миру? +Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение +Доверие к людям, позитивное отношение к себе
Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» Недоверие к людям, недоверие к себе
2—3 года Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) +Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях +Автономия, стремление управлять собой
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность
4—5 лет Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? +Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание +Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола
Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу
6—11 лет Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? +Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания +Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей
Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями
12—18 лет Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? +Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир +Идентичность, внутренняя целостность
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость
Читайте также:  Можно ли при беременности тренироваться и заниматься фитнесом?

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем. Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым.

Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру.

Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит».

Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы.

Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Кризис 2–3 лет

«Самостоятельность или неуверенность?»

Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить.

Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача — научить ребенка управлять не миром, а собой.

Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное ­время.

Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» — это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь.

Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями.

Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень ­мало.

Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем.

Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства.

Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом ­периоде.

Кризис 4–5 лет

«Что значит быть мальчиком или девочкой?»

В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов.

Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» — все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой — это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик — это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и ­терпеливый?

Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам.

Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама».

Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола.

Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих ­нормах.

В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина».

Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем.

А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, — у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало — всего лишь быть ­счастливыми.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения. Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим.

Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка.

Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение.

Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно.

Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому.

Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей.

А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики.

В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности.

В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит.

Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей.

Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах. Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай.

Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы.

От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Всё можно исправить

Кризисы в психологическом развитии ребенка

Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим ­выводом».

Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь. Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ­ключе.

Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый.

Читайте также:  Беременность и роды у женщин позднего репродуктивного возраста

Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё ­возможное».

Возрастные кризисы у детей

                 Возрастные кризисы у детей

            Разделение дорог – именно так переводится греческое слово krineo, от которого и образовалось понятие кризис, что значит поворотный  пункт, революционный прыжок в развитии, тяжелый, но очень полезный, если он пройден правильно.

Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей. На долю периода детства приходится львиная доля возрастных кризисов, что вполне объяснимо. Ведь детство само по себе – это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен.

Общая и нервно-психическая реактивность ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто весьма бурными и резкими.

Принято выделять 5 основных кризисных периодов: кризис новорожденности, кризис раннего детства, кризис 3 лет, кризис 6-8 лет, пубертатный кризис.

           Кризис новорожденности. Рождение – это, конечно, кризис, ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.

Крик новорожденного – это его первый вдох, здесь еще нет никакой психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к вне утробной – прежде всего перестройка 47 всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную, и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена.

Происходящие требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря в весе в первые дни после рождения. После первого вдоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Некоторые ученые полагают, что ребенок рождается с готовым механизмом питания.

Нет, ребенок должен научиться сосать.

          Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения.

Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации.

В этот период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает ни какими способами взаимодействия с взрослыми.

        Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие с взрослым.

         Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшие психическое развитие ребенка есть, прежде всего, развитие средств его общения с взрослыми.

          К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту, он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижений приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он неразрывно  связан раньше.

Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть.

Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота.

Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

         Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них – сфера предметной деятельности.

Здесь резко вырастает самостоятельность активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, и главное – стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения с взрослыми.

В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми, наблюдается неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым. И, наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе.

Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляются и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

           К трем годам  у ребенка появляются и свои собственные  желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. Желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.

Критическим этот возраст является по тому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

         Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли.

Он начинает сравнивать себя с взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Л. С.

Выготский считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

        К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так как ходил раньше.

Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту.

Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В этот период происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7 летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

        Как отмечал Л. С. Выготский, главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает и чувствует и переживает дошкольник.

Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

           В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой.

По ее данным, на 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их.

Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать, он никак не реагирует, как бы игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляются непослушание, споры с взрослыми, возражения по всяким поводам.

        В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи, или стремится к выполнению «взрослых» обязанностей.

Он может пространно по-взрослому рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, при этом его логическая аргументация имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

        У детей появляется интерес к внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемую одежду под предлогом «я не маленький».

        Негативные проявления в поведении ребенка в этом возрасте (как и во всяком другом) переходном периоде является лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector