Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?

В возрасте трех лет маленький человечек начинает понимать, что он отдельная от родителей единица, и старается всеми способами показать этому миру свою значимость. Кризис 3 лет у ребенка – это сложный для родителей и самого малыша период. Длиться он может от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время ребенок заметно меняется – становится упрямым, своенравным и старается всеми своими действиями доказать, что правда всегда на его стороне.

Причины кризиса 3 лет

Кризис трех лет переживают абсолютно все дети на Земле. Но одним он дается легко и проходит практически незаметно, в то время как другим приходится переживать все этапы взросления сложнее.

Главная причина наступления кризиса – стремление к самостоятельности. Это сложный переломный момент в жизни ребенка.

И от того, получит он эмоциональную поддержку от родителей или нет, зависит его длительность и интенсивность.

Кризис трехлетнего возраста у ребенка проявляется особенно жестко, если в отношениях со взрослыми присутствуют:

  1. Гиперопека. Чрезмерная забота о ребенке дает малышу понимание что он сам ничего делать не может и не должен. Ребенок старается всеми силами доказать родным, что он уже взрослый и самостоятельный, а в ответ получает негатив и агрессию. Дети, которых слишком опекают родители, переносят кризис 3 лет длительно и сложно.
  2. Авторитаризм. Подавление воли ребенка и стремление во всем контролировать его действия, устанавливая жесткие нормы и правила, приводит к тому, что малыш всеми силами начинает сопротивляться и открыто бунтовать.
  3. Темперамент. Тип нервной системы ребенка оставляет свой след, и малыш с темпераментом меланхолика или холерика будет куда сложнее переживать кризис 3 лет у ребенка, чем тот, у кого другая нервная организация.
  4. Состав семьи и отношения внутри нее. Если ребенок находится в спокойной обстановке и не подвергается лишнему стрессу, то кризис проходит незаметно и не оставляет следов на неокрепшей психике. Но если дома напряженная обстановка, и малыш постоянно находится в стрессе, то кризис трехлетнего возраста у ребенка будет долгим и сложным.

Кризисные периоды в жизни ребенка

Кризисные периоды развития ребенка делятся на 5 больших отрезков:

  • кризис новорожденности (с 2-х месяцев до 1 года);
  • кризис 1 года – раннего детства (от 1 года до 3-х лет);
  • кризис 3 лет – дошкольный период (с 3-х до 7 лет);
  • кризис 7 лет – школьный возраст (с 7-8 и до 12 лет);
  • кризис 13 лет – пубертат (с 13 до 17 лет).

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?

Суть кризиса трех лет

Кризис трех лет у ребенка считается самым сложным периодом в жизни. В это время малыш находится между ранним детством и возрастом дошколенка, он должен совершить большую эмоциональную работу для правильного перехода.

Этот период знакомит кроху с новым значимым персонажем в его жизни – своим «Я». Малыш начинает понимать, кто он такой и как этим «Я» управлять.

Он наконец осознает себя как отдельную от мамы субстанцию и старается проявить самостоятельность.

Всегда ли проявляется кризис 3 лет?

Кризис трехлетнего возраста – это обязательная веха взросления ребенка. Другое дело – интенсивность его прохождения.

Мягче этот период будет протекать тогда, когда родители будут учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и склад нервной системы.

В это время важно не стараться загнать кроху в навязанные обществом рамки, а дать самостоятельно пройти сложный путь от раннего детства до дошкольного периода.

Некоторые дети легко перешагивают эту финишную черту и обретают новые личностные навыки:

  • осознание своего «Я»;
  • рассказы о себе в первом лице;
  • появление самооценки;
  • появление личностных качеств – воли и настойчивости.

Кризис 3 лет у ребенка – признаки

Симптомы кризиса трех лет проявляются в следующих поведенческих чертах:

  1. Ребенок старается всеми доступными средствами добиться желаемого результата и довести начатое дело до конца без посторонней помощи. Важно уважать его личное пространство и давать возможность заканчивать действие самостоятельно.
  2. Малыш старается получить одобрение от близких взрослых. Кризис 3 лет у ребенка характеризуется особой демонстрацией своих достижений. Ребенок не только старается сделать что-то самостоятельно, но еще и получить положительную оценку. Поэтому, когда ребенок показывает вам пусть даже незначительные результаты, всегда хвалите его и высоко оценивайте старания.
  3. Дети становятся очень обидчивыми и плаксивыми. Постарайтесь беречь чувства крохи и всегда обращать внимание на его переживания. Во время кризиса — это особенно важно и ценно.

Основные симптомы кризиса 3 лет у ребенка

То, как проявляется кризис 3 лет у детей, зависит от ребенка, но существует 7 основных симптомов, описанных еще советским психологом Л.С. Выготским:

  • упрямство;
  • своеволие;
  • негативизм;
  • строптивость;
  • протесты;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?

Возрастные рамки кризиса трех лет индивидуальны, и точно предугадать, когда период начнется и закончится, невозможно. Средняя продолжительность варьируется от нескольких месяцев до года. В самых неблагоприятных прогнозах врачи прогнозируют период равный 2 годам. Опять же, важно понимать, что все зависит от нервной системы ребенка и той обстановки, в которой он находится.

Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка?

Чтобы ответить на вопрос, как пережить кризис 3 лет у ребенка, важно понять, что такое поведение ребенка – вовсе не дурная наследственность или избалованность.

Малыш взрослеет и начинает стремиться к независимости.

В это время он проходит первый переломный момент в попытке стать личностью и важно поддерживать его проявления и давать уверенность в том, что мама с папой не отвернуться, как только ребенок станет не так удобен.

Кризис трех лет – советы родителям

Кризис трех лет советы пережить помогут только тогда, когда родители действительно этого захотят и наберутся терпения:

  1. Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не старайтесь делать все за него, наоборот, привлекайте кроху к домашним обязанностям и разрешайте самостоятельно принимать решения – ошибаться, падать, вставать и вновь ошибаться. Просите ребенка помочь помыть посуду (пластиковую), протереть пыль или убрать игрушки. Но ни в коем случае не подпускайте кроху к потенциально опасным занятиям – электрическим и раскаленным приборам.
  2. Наберитесь терпения. Чрезмерная эмоциональность родителей показывает, что малыш может на них действовать через крик или слезы. Как только ребенок понимает, что манипуляции не действуют, он начинает искать другие «рычаги».
  3. Уменьшите число запретов. Постарайтесь начать уступать в мелких спорах. Ребенок должен четко понимать, что категорически запрещено – важные правила безопасности и социальные нормы за нарушение которых можно поплатиться здоровьем. Все остальное – не так значимо и может быть обговорено.
  4. Дайте ребенку возможность выбирать. Для кризиса трех лет характерны упрямство и негативизм, малыш старается делать все наоборот и поэтому так важно дать ему возможность совершать выбор. Ребенок должен прийти к пониманию, что он самостоятельный и несет ответственность за свое решение. Вы можете лишь предложить несколько вариантов и ждать ответ «босса».

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?

Что делать если у ребенка истерика?

Чтобы предупредить вспышку эмоций во время кризиса 3 лет у ребенка, необходимо с ним постоянно разговаривать и договариваться.

Малыш итак переживает нелегкое время, на прохождение которого тратит много физических и эмоциональных сил, постарайтесь помочь ему больше выговаривать свои эмоциональные состояния и тогда ему будет куда проще объясняться без вспышек. Но что делать, если истерика набирает обороты?

Как успокоить ребенка при истерике и что делать необходимо:

  1. В разгар истерики не стоит пытаться объяснить малышу что он не прав. Стоит дождаться, пока он придет в себя, а после обсудить его эмоции (обязательно проговорив состояния), а затем обстоятельно объяснить, почему вы считаете такое поведение недостойным и плохим. Расскажите ребенку о своих чувствах, даже если они негативные – так он будет учиться выражать свои эмоции словами.
  2. Во время истерики у ребенка в 3 года постарайтесь его обнять и дать понять, что мама всегда рядом. Любой малыш во время истерики хочет, чтобы его пожалели. Если с первого раза кроха не дает себя обнять, стоит немного подождать и попробовать снова. Объятия способны стабилизировать нервную систему и подарить чувство защищенности.
  3. Истерику в общественном месте правильнее всего оставлять без внимания. Как только ребенок поймет, что «зрителям» не интересны его эмоциональные терзания, он сразу встанет с пола, отряхнется и пойдет дальше делать свои дела.

Кризис 3 лет у ребенка: консультация для родителей

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?

Процесс становления личности человека от рождения до взрослости – череда сменяющих друг друга кризисов и периодов «покоя». Каждый пережитый кризис – это ступенька к новому возрастному уровню, к новым знаниям и умениям.

Один из самых сложных этапов детства – переход от раннего возраста (1-3 года) к дошкольному (3-6 лет). Эта ступень в развитии малыша порой становится настоящим испытанием для мам и пап. Поэтому каждой семье известен термин «кризис 3 лет у ребенка».

Интересный факт! Закономерный кризис трех лет переживают и новая семья, и новая фирма. Развитие любой психологической структуры подчиняется одним и тем же законам. Первые два года уходят на накопление информации, а в середине третьего начинается поиск новых горизонтов.

Желание быть самостоятельным

Самостоятельность – нормальное и естественное желание в возрасте около 3 лет. Еще недавно чадо робко делало первые шаги и с трудом держало равновесие на широком бордюре. И вдруг малыш изменился, обрел уверенность в себе и стал капризным, строптивым, непослушным. Его главный аргумент против любых родительских возражений – «я сам

Читайте также:  Фитотерапия в стоматологии: растения на страже здоровья полости рта

Детям трудно понять, что в мире что-то может быть невозможно. Они стремятся все проверить и убедиться лично. Стремление быть самостоятельным впервые возникает обычно около 2 лет, но может проявиться и раньше, и немного позднее.

Собственное «я» формируется в личности не сразу, не в один момент, и довольно важно, чтобы взрослые общались с ребенком правильно. В 2,5-3 года уделите внимание возрастной психологии:

  • Если в этом возрасте ребенок все еще говорит о себе в третьем лице, пора поработать над собой и перестать произносить фразы вроде «Мы заболели».Особенно это касается мамочек. Малыш нуждается в отделении его личности от взрослого. Физически это уже произошло в момент рождения, психологически происходит в период кризиса 3 лет.
  • Если ребенок все еще ругает себя, благодарит и уговаривает так, будто общается с посторонним человеком, стоит подтолкнуть его к осознанию «я». Попробуйте вместе совершить открытие перед зеркалом: «Вот же я! (отражение). И это тоже я! (реальность)».

Трехлетка может стать очень конфликтным. Его «жуткий гнев» то и дело направляется в адрес старших! Но это не от того, что у него дурной характер или психологические проблемы. Наоборот, маленький человек развивается!

Созревание личности трехлетки

Преодоление кризиса укладывается в возрастные рамки 2-4 года. Пиковый момент приходится на достижение 3 лет. Ребенку необходимо осознать собственные силы.

Первое, что делает малыш на этом пути, – изучает возможности своего тела: прыгает, лазает, принимает разные позы, манипулирует предметами взрослого мира, активно познает технику и электронику, осваивает первый настоящий (трехколесный) велосипед.

Парадокс возраста. Воля заставляет детей совершать проступки и нарушать дисциплину. Но применить волю осознанно, чтобы, например, прекращать плакать по желанию взрослого, им тяжело.

Нормально развивающиеся дети испытывают удовольствие от своего волеизъявления. Они противопоставляют собственные потребности и требования взрослых открыто и как будто назло. Упрямство – негативная, но необходимая форма поведения.

Преодолев столкновение интересов, человечки учатся своим первым компромиссам.

Важно! Подавайте хороший пример! Маленький человек упрямо старается делать то же, что разрешено взрослым. Любые попытки объяснить, что это «нельзя» или «плохо», наталкиваются на логичный вопрос: «А почему тебе можно, а мне нет?!»

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?

Источник воли: причины кризиса

К 3 годам ребенок уже довольно многое умеет делать самостоятельно, но до сих пор не осознавал своей практической самостоятельности. Он начинает формулировать свои желания через «я». Впервые возникает очень ценное психическое образование – воля, которой начинают подчиняться эмоции.

Происходят и другие, взаимосвязанные, процессы становления психики. Их можно применять для управления поведением во время кризиса:

  • Заканчивается половая идентификация. Мальчики и девочки уже строго идентифицируют себя и друг друга. А мама с папой впервые взывают к воле раскапризничавшегося мальчика фразой «Ты же мужчина! Ты сильный! Мужчины не плачут», а для девочки – «Как некрасиво! Ты же девочка».
  • Умение сравнивать себя с другими оформляется в понятиях «хуже» и «лучше», а при сравнении своего поведения с эталонным – «можно» и «нельзя». Если у ребенка есть представление о правильном поведении и последствиях неправильного, то воздействовать на него намного легче.
  • Уже почти сформированная игровая деятельность и навыки рисования, лепки, конструирования помогут родителям прорабатывать возрастные проблемы без долгих нотаций и телесных наказаний (шлепнуть по попе – не единственный метод!).
  • На основе темперамента формируется характер. От врожденных свойств нервной системы зависит сила проявления кризисных симптомов. Один ребенок может быть более агрессивным или капризничать активнее, чем другой.

Посмотрите видео мамы 3-х детей, психотерапевта, специалиста по семейной и детской психологии Елены Данилюк, в котором она очень подробно объясняет все особенности кризиса 3 лет.

Кризисные симптомы

Хотите наверняка диагностировать у своего чада кризис 3 лет? Ответьте «да» или «нет» на несколько вопросов о поведении и взаимоотношениях. Чем больше ответов «да», тем более вероятно, что пора изменить стиль воспитания дошкольника.

Экспресс-тест

  1. Возникает ли у вас ощущение, что ребенок как будто назло выводит из себя родителей, нарушает правила, действует поперек существующих запретов, перепроверяет границы личного пространства взрослых?
  2. Возникают ли у ребенка капризы и истерики на ровном месте, сопровождающиеся фразами: «Не хочу», «Не буду», «Хочу другое»?
  3. Часто ли вы сталкиваетесь бескомпромиссными «Я сам» и «Не трогай, это мое»?
  4. Случались ли рыдания в магазине с требованием «Хочу эту игрушку!» (падать на пол при этом необязательно, достаточно просто ныть)?
  5. Убегает ли ребенок от вас на улице так далеко, что не в состоянии вернуться самостоятельно или не реагирует на зов?
  6. Бывает ли, что малыш остро и с обидой реагирует на запреты либо игнорирует их и даже не пытается переставать нарушать правило по требованию?
  7. Часто ли ребенок отказывает вам в выполнении каких-то простых просьб?
  8. Часто ли в целом вы сталкиваетесь с отрицанием, даже если предложенное раньше было приятно ребенку?
  9. Проявляет ли ребенок агрессию по отношению к взрослым в конфликтных ситуациях (кидает или ломает игрушки, рвет книги, говорит грубости, пытается хамить и драться, бить или кусать взрослого)?
  10. Замечали ли вы за своим трехлеткой проявления деспотизма или ревности, которые ранее не были ему свойственны?

7 достоверных признаков

Кризис периода «Я сам!» хорошо изучен.

Удалось выявить основные его признаки и выработать универсальные тактики, как вести себя родителям. Необязательно проявятся все симптомы одновременно, некоторые могут и вовсе никогда не возникнуть. Это так называемое семизвездие кризиса 3 лет.

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?

Все дети разные, но закономерности их психологического развития едины во всем мире. На этом и строится теория семизвездия. У ребенка кризис, если в возрасте 2,5-3,5 года ярко проявляются ранее не замеченные поведенческие особенности:

  1. Негативизм. Ребенок в любой ситуации действует поперек мнения старших, поступает наоборот.
  2. Упрямство. Он упорно отстаивает свое мнение даже по самым незначительным вопросам, с радостью вступает в спор и борется до конца.Важное замечание! Не путайте упрямство и настойчивость. Первое – временные негативные проявления в поведении. Второе – положительная черта характера дошкольника. Отличить их просто: по предмету спора. Упрямство может касаться самых обыденных вещей, настойчивость – только принципиально важных.
  3. Строптивость. Своеобразное сопротивление всему устоявшемуся, появление сомнения по поводу любого утверждения старшего.
  4. Своеволие. Ребенок утверждает, что он достаточно взрослый, чтобы делать взрослые дела наравне со старшими, да еще и действовать по собственному плану! Имеет значение развитость самооценки.
  5. Бунтарство. Конфликтность и агрессивность активизируются по любому незначительному поводу, буквально на ровном месте.
  6. Обесценивание. Все, что раньше казалось незыблемым и ценным, вдруг перестает быть важным.

    Ребенок больше не признает старых правил, не любит свои старые игрушки, не дружит с прежними друзьями.

  7. Деспотизм. Малыш стремится захватить власть над младшими и старшими, подчинить мир своей воле через манипуляции, ревность, капризы и настойчивые требования.

Если сына или дочь стало трудно переубеждать, настаивать на своем, прежние воспитательные модели не работают, а выработать новые не получается, лучше обратитесь к педагогу или психологу за родительской консультацией.

Останавливать сопротивление во время кризиса нельзя. Научный подход учит преодолевать кризисный этап, приобретать опыт. Помогать детской психике побеждать возрастные трудности — задача родителей. Это требует постоянной сосредоточенности и контроля, но продлится недолго.

Какие из этих 7 симптомов чаще всего проявляются у вашего ребенка?

Психология кризиса 3 лет у ребенка: что делать родителям

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?Обычно к 3 годам ребенок уже умеет ходить. Он знает довольно большой набор слов и может самостоятельно обозначить свои потребности. Правда, в этом же возрасте наступает не очень приятный период, а именно – кризис 3 лет. Важно знать, как пройти этот период, и что делать родителям, чтобы ребенок спокойно перешел в новый этап своей жизни.

Понятие кризиса у трехлетних малышей

Трехлетний ребенок – это уже маленький человек. Он достаточно автономен, может делать собственные умозаключения, понимает обозначения предметов окружающего мира, знает простые факты, природные явления.

К трем годам дети уже обладают многими базовыми навыками:

  • могут четко определять собственные потребности и излагать мысли;
  • быстро впитывают слова, имеют неплохой словарный запас;
  • знают примитивные понятия о «хорошо» и «плохо», понимают, что можно, а что – нельзя;
  • ребенок понимает свою половую принадлежность.

В этом моменте дети начинают осознавать собственную автономность. Они уже могут обособить себя как человека, который существуют вместе с родителями. Ребенок понимает, что есть некая свобода действий. Он не обязан всегда и во всем следовать инструкциям взрослого. Кроме этого, его поведение напрямую зависит от психологического климата в семье, прямого отношения родителей к нему.

Все эти факторы прямо или косвенно влияют на прохождение кризиса 3-х лет. Ребенок протестует. Его реакции – это психический ответ, который он не в силах осмыслить. Причины появления детского бунта могут носить разный характер:

  1. Темперамент. Это фактор, который нельзя спрогнозировать или откорректировать. Большинство психологов склонны считать, что предрасположенность к тому или иному типу темперамента заложена на уровне генетики. Если ребенок гиперактивен, не может справиться с проявлениями собственной психической деятельности – его кризис 3-х лет будет проходить в довольно острой форме.
  2. Гиперопека + авторитарное воспитание. Многие родители, особенно мамы, не могут принять тот факт, что их чадо – это самостоятельный человек, которому нужно учиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно. Они ограничивают его в играх, прогулках, не дают выполнять элементарные действия. Родители не понимают, что дошкольный возраст – это база, в которой закладывается основы психики, а также поведенческие схемы. Юная психика идет в протест.
  3. Проблемы с психическим здоровьем у родителей. Речь не идет о патологических отклонениях. Достаточно наличия одного родителя-невротика в семье. Страхи, фобии, тревога у папы или мамы, могут спровоцировать реакцию протеста у ребенка. Таким образом он защищает себя от невротического родителя.
  4. Конфликты между родителями. Частые выяснения отношений между двумя взрослыми и очень близкими людьми наносят вред психике ребенка. Он начинает бунтовать.
Читайте также:  Дети в школе: как помочь ребенку полюбить учебу?

С первым фактором справится сложно, так как влиять на темперамент довольно проблематично. Оставшиеся три легко поддаются коррекции, если родители реально задумываются над будущим своих детей.

Интересно! Для родителя детский бунт может стать «маркером» проблем внутри семьи. Часто взрослые стараются не замечать или маскировать конфликты. Не всегда они быстро решаются. Трехлетний ребенок реагирует бунтом на конфликтную ситуацию, потому что по-другому просто не может. Должно пройти время, чтобы он научился выражать свое недовольство другим образом.

Кризис 1 года у ребенка возрастная психология, Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология.

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?В чем проявляется: симптомы

Стоит отметить, что кризис 3-х лет проходит у каждого ребенка по собственному сценарию. Однако во всех его проявлениях есть очень четкие и понятные черты.

Они могут сочетаться, быть более яркими или, наоборот, невыраженными. Нужно вовремя подметить изменения в поведении ребенка, чтобы помочь ему пройти данную стадию взросления.

Информация! В возрастной психологии кризис 3-х лет носит символичное название «Я сам/а». Ребенок чувствует личную автономность, у него обостряется чувство собственного достоинства. Маленькая дочь или сын начинают разрушать все правила, которые раньше выполняли без единого каприза. Многих родителей подобная ситуация ставит в тупик.

Основные симптомы и проявления:

  1. Негативный ответ. Ребенок отказывается выполнять какие-либо просьбы взрослого. Он не следует указаниям, даже в том случае, когда ему самому выгодно выполнять это. На любые запросы со стороны родителя идет один ответ – «нет».
  2. Строптивость. Чадо начинает ломать устоявшийся режим и распорядок. Ребенок меняет не только установленные правила, но и собственные привычки. Право на делать «как хочу» отвоевывается с криками и истерикой.
  3. Настойчивость в степени упрямства. Малыш стоит на своем, даже при демонстрации явной выгоды, очевидных фактах, которые не соответствуют детскому взгляду на вещи «здесь и сейчас». Свою точку зрения ребенок будет доказывать плачем, в острых случаях – истерикой.
  4. Полное своеволие. Ребенок выполняет какую-либо задачу только по собственному разработанному алгоритму. Он не берет в учет подсказки родителей, воспитателей или других взрослых.
  5. Протест и бунт. Яркий эмоциональный отказ на любую, даже очень незначительную просьбу со стороны взрослого. Особенно ярко бунт проявляется, когда за ребенка что-либо решили без его мнения.
  6. Обесценивание. В некоторых случаях чадо начинает обесценивать вещи и людей, которых ранее любил и ценил. Под гнев и немилость подпадают: игрушки, личные вещи, родители, родственники, любимые ранее лакомства.
  7. Установка своих правил или деспотизм. Ребенок начинает «качать права». Ставит свои условия и требования к родителям и другим взрослым. Он требует беспрекословного выполнения и полного послушания. Если взрослые идут в отказ, начинается бунт, истерика и крики.

Каждый из этих пунктов может носить более выраженный характер. Стоит заранее понимать, что таким образом дети учатся справляться с проявлениями внешнего мира. И только родители могут помочь ребенку пройти кризисный период.

Важно! Часто взрослые считают, что трехлетний ребенок – это чуть ли не полноценный человек, который должен сам пройти все этапы взросления. Ему не нужно помогать, все образумится как-нибудь само.

На крайний случай, есть воспитатели в детском саду. Родители не меняют подход к ребенку, не корректируют климат внутри семьи. Дети некорректно проходят через кризисную стадию.

Позже, во взрослом возрасте, они испытывают трудности в коммуникации и собственной реализации.

Советы родителям от психолога

Взрослому важно понять, что кризис – это нормальное состояние человека. От того, как будет проходить данный период, зависит будущее ребенка. Его способность быть активной и самостоятельной личностью. Отсюда можно вывести 4 совета:

  1. Любой возрастной кризис – это обязательное условие для формирования психики человека. Его не нужно бояться, но стоит быть готовым к любым проявлениям в поведении ребенка.
  2. Именно в дошкольном возрасте закладывается большинство поведенческих схем, которыми будет пользоваться ваше чадо во взрослой жизни. Нужно сделать такие условия, чтобы ребенок понимал, что его любят, но не обесценивают как человека, который существует отдельно от родителей. Такой подход повысит шансы на самореализацию в будущем.
  3. Наблюдайте за проявлениями кризиса ребенка. Нужно работать точечно с разными выпадами в свою сторону. Не стоит применять одну авторитарную схему для попытки контроля действий.
  4. Контролируйте микроклимат в семье. Ребенок не должен видеть постоянные склоки и ругань. Умение сдержать эмоции в нужный момент – это признак взрослой и самостоятельной личности.

Есть и более конкретные советы, которые касаются установки дополнительных рамок в поведении взрослых, чтобы ребенок не уходил в истерику или протест.

Интересно! Выделите один день для выяснений отношений, общих претензий или недосказанности с супругом(ой). Отдайте ребенка родителям на пару часов, отведите в сад или на прогулку под присмотром родственника или друга. За это время решите все спорные моменты в ваших отношениях. Либо обсудите личные проблемы «на берегу», когда ребенок находится в детском саду.

Кризис 3-х лет: как матери сохранить себя?Как вести себя родителям

  • Как только у ребенка появляются первые признаки кризиса, стоит сразу настроиться на другой тон в общении с ним.
  • Это не всегда просто, так как личный авторитет большинства родителей считается для них самих непререкаемым и беспрекословным.
  • Что стоит делать, если ребенок начал бунтовать:
  1. Спокойствие и терпение. Помните, это обычный этап в жизни маленького человека, когда у него формируются психика. Он просто пока не научился реагировать иначе. Ему также тяжело, как и вам. Не нужно пытаться прогнуть малыша под свою волю.

    Тем более не уместно кричать и срываться в собственную истерику.

  2. Просто поговорите и выясните, почему он так хочет. Спросите о том, что чувствует ваше чадо. Вполне возможно, что ребенка что-то тревожит. Простой разговор о детских чувствах, пару объятий и улыбка на лице взрослого, может снизить протест до ноля.

  3. Немного манипулируйте. Например, можно дать псевдо-выбор. Озвучьте ребенку две альтернативы, где оба варианта будут отличаться от протестных действий в положительном ключе. Обязательно укажите, что ему нужно сделать собственный выбор.Сделайте так, чтобы малыш почувствовал важность своего решения.

    Это переключит его с неправильного действия.

  4. Пытайтесь найти компромисс. Если ребенок чего-либо требует, просто согласитесь выполнить его условия, но при этом он должен выполнить ваши. Например, что ему дадут конфету, если истерика или бунт закончится здесь и сейчас. Ребенок выполнил условия – родитель дал конфету.

    Обязательства сорваны, награды не будет. Такую схему можно использовать при острых протестах на пустом месте. Это закрепит положительную поведенческую схему.

  5. Не стоит полностью идти на поводу у ребенка. Напоминайте ему о правилах, с которыми он соглашался ранее. Будьте последовательны и спокойны.

    Правила должны работать на всех членов семьи. Они существуют без привязки к отдельному человеку. Например, если нужно мыть руки перед едой – это делают все члены семьи.

  6. Сократите слово «нельзя». В этом возрасте заперт на что-либо воспринимается детской психикой как сигнал к протесту.

    Установите запреты только на те действия, которые могут нанести существенный вред самому ребенку, взрослым, домашним животным. Дорогие предметы быта, цифровую технику и прочие хрупкие предметы стоит складывать подальше или повыше. Ребенок просто не сможет остановиться, когда ему захочется поиграть вашими вещами.

    В противном случае — получите протест, бунт и истерику.

Конечно, одними правилами личного поведения не всегда получается достичь нужного эффекта. Чтобы помочь ребенку пройти сложный этап быстрее, стоит воспользоваться специальными играми, в которых можно откорректировать повседневные действия малыша.

Важно! Известный советский психолог Л. С. Выготский подчеркивал важность кризиса 3-х лет. Он отмечал, что в это время очень важна поддержка родителей. Нужно отмечать положительные успехи подрастающего человека, давать позитивную оценку конструктивной деятельности. Только так выросший ребенок станет волевой, активной и самостоятельной личностью.

Коррекционные игры: помогаем преодолеть кризис

Во время игры ребенок может посмотреть на себя со стороны. Он начнет понимать механику взаимоотношений взрослых. Кроме этого, игра может закрыть потребность ребенка совершать «важные дела». Это перенаправит бунт и протест в конструктивное и созидательное русло.

Игры:

  1. Поход в магазин. В этой игре роль продавца исполняет ребенок, покупатели – родители или старшие сестры и братья, личные игрушки — товар. Сначала дети неохотно «продают» собственные игрушки. Им сложно отдавать свое. Со временем они понимают, что это только игра, и любимый предмет вернется в их владение. Но здесь же начнет формироваться понимание, что отдавать что-то личное не всегда просто. И не каждый раз запрет нужно сопровождать протестом.

Вторая вариация игры – непослушная кукла. Возьмите меховую игрушку, куклу, фигурку или солдатика. Пусть он будет играть роль капризного ребенка в магазине.

Вы будете управлять игрушкой, капризничать, протестовать, а ребенок должен будет успокоить бунтаря. В этот момент важно спрашивать, почему игрушка так себя ведет. Ребенок увидит себя со стороны.

Только не нужно прямо намекать, что вот эта игрушка похожа на одного мальчика или девочку. Это просто игра, а не ассоциация с негативным поведением малыша.

  1. Игра «важное дело!». Огласите ребёнку, что сейчас нужно сделать очень важное дело, которое по силам только одному человеку. Дайте на выбор несколько ответственных дел (лепка, рисование, строительство из кубиков). Пускай ребенок чувствует свою значимость. По окончанию процесса обязательно спросите, почему это дело такое важное. Похвалите ребенка за труды и усидчивость.
  2. Любая совместная деятельность. Это может быть простая игра или лепка. Дети очень любят делать что-либо вместе с родителями. Сделайте ребенка мастером, сами возьмите роль подмастерья. Четко выполняйте его указания во время игры. Но не уходите далеко от выполнения поставленной задачи. Это позволит ребенку почувствовать собственную важность, а также натренирует усидчивость.

Главное – не забывайте хвалить ребенка, если он совершает позитивные действия.

Заключение

Кризис 3-х лет — это важный этап на пути взросления каждого человека. Не нужно его бояться, или относиться к нему, как к чему-то страшному. Если уметь чувствовать своего ребенка, разговаривать с ним, то все может обернуться только в положительную сторону.

Полезная информация для родителей "Кризис 3-х лет"

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени ( до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

Почти у всех родителей наступает такой момент, когда их ребенок начинает делать все наоборот: игнорирует просьбы, разбрасывает только что собранные игрушки, кричит или даже пытается ударить.

Это свидетельствует о том, что у ребенка наступил кризисный возраст.

В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года, кризис  3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис( 10-11 лет). Хронологические границы кризисов достаточно условны. Форма, длительность, острота протекания зависят от индивидуальности, социальных условий, особенностей воспитания в семье.

Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка.

Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он.

Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым.

Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно.

Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.

Так возникает кризис трех лет.

Продолжительность протекания кризиса зависит от выбранной модели воспитания родителей, особенностей психического развития ребенка и его личности. Поэтому, если  взрослые сможете достойным образом вести себя с капризным малышом, то кризисный период будет протекать менее болезненно.

Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы:

  • «негативизм» – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз. Когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро»…

2) «упрямство» – это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал».

Например, ребёнок просит в магазине купить очередную машинку, принёс домой, поиграл 10 минут и больше к ней не возвращается.

  • «строптивость» отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против образа жизни, против тех правил, которые были раньше.

       Например, «ребенок не дает маме помочь надеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет ее именно туда, куда хочется именно ему.

На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику». Он часто отказывается от любого предложения взрослого: «не хочу, не буду, не надо».

Такая капризность ребенка – пока единственная для него возможность потребовать признания своей значимости, уважения от других.

4) «своеволие» проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет. «Я сам».

5) «протест – бунт» — поведение ребёнка носит протестующий характер. «Как — будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими».

6) «обесценивание» — в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности к вещам, людям. Например, ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые не принято говорить в доме, рвёт книжки, ломает игрушки, хотя раньше этого не делал.

  • 7) «деспотизм» — редко наблюдается, и чаще проявляется в семье с одним ребёнком.
  • Таким образом, «кризис трёх лет» — это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опёки, которые сложились в раннем возрасте.
  • Все эти особенности появления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность.
  • Типичные ошибки родителей, которые могут наблюдаются  в этот кризисный период у ребенка:
  • Типичная ошибка родителей заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации. Нехорош также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Т.е. должны быть четкие требования и правила к ребенку у всех членов семьи.
  • Вторая ошибка – неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот излишняя мягкость и уступчивость.
  • Также плохими советчиками родителям становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, при этом советы могут быть противоположны – от «не обращай внимания» до «ломай и заставляй делать всегда по-своему».
  • Неуверенность мамы в своих силах, её желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.
  • Также к совершаемым родителями ошибочным действиям относятся напрасные наказания, обвинения и «срывы» на ребенка, непоследовательность в действиях: то родители настаивают на чем упорно, то уступают во всем.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса 3 лет у ребенка:

  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение.  Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ.  Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.
  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. 
  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения. 
  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.
  • Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал. 
  • Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.  

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector