Кормление грудью с точки зрения психологии

Кормление грудью с точки зрения психологии

Покормить грудью легче и быстрее — еда для ребенка всегда с собой, чем покупать смесь, кипятить бутылочки и соски, насыпать смесь, перемешивать, остужать, и т.д. Сохранить ребенку здоровье при естественном вскармливании гораздо легче.  Однако по статистике только треть матерей в нашей стране кормят грудью более 3 месяцев. Отсутствие  молока для некоторых матерей не трагедия — ведь многие дети благополучно выросли и без материнского молока…

Маме может показаться, что малышу не хватает молока, и он не наедается. Чаще всего симптом недоедания матери считают плач малыша. Однако известно, что бывают периоды спада лактации. И если в этот период не прекращать грудное кормление, а наоборот, чаще прикладывать ребенка к груди,  молока будет  больше.

Сработает принцип спроса и предложения, когда молока будет вырабатываться столько, сколько высасывается ребенком. Количество молока зависит от  двух гормонов — пролактина и окситоцина. Выделение молока зависит от окситоцина, а за выработку молока отвечает гормон пролактин: его количество зависит от сосательной активности ребенка.

Пролактин заставляет клетки молочной железы вырабатывать молоко. Когда малыш начинает сосать грудь, через некоторое время количество пролактина начинает расти. Выработка окситоцина зависит от эмоционального состояния матери — именно поэтому чувство тревоги и эмоциональные переживания сказываются на количестве молока.

Чтобы определить, хватает ли ребенку молока, необходимо заметить, сколько пеленок он мочит в день, если  не менее 6 при этом прибавляет в весе, спокоен и доволен, то всё в порядке. Специалисты ВОЗ изучали эффект от напитков, по мнению многих мам, улучшающих лактацию.

Однако исследователи определили, что эффективность этих напитков невысока: больше играет роль психологический настрой и вера в то, что они помогают.

Еще одной причиной, по которой мамы не кормят грудью, заключается в том, что женщины просто не умеют кормить грудью! Учиться им, увы, не у кого. Впервые увидев новорожденного, женщина не знает, как его прикладывать к груди. Проблемы с грудным молоком чаще всего вызваны всего-навсего с отсутствием информации о правильной организации грудного вскармливания.

В таких случаях необходима помощь консультанта по грудному вскармливанию или  более опытной кормилицы, успешно выкормившей своих собственных детей. Исключительно грудное вскармливание в наибольшей степени зависит от психологической поддержки, получаемой кормящей матерью от окружающих.

 Лучше всего дела с грудным вскармливанием обстоят в тех странах, где после выписки из роддома, в котором маму обучают всему необходимому, женщину направляют в местную группу материнской поддержки, куда она может обратиться с любым вопросом или проблемой, связанной с грудным вскармливанием.

 В нашей стране существует Межрегиональная Общественная Организация «Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию и групп поддержки кормящих матерей» основанная для того, чтобы помогать всем мамам, желающим кормить грудью.

Целями Организации являются: пропаганда, распространение и поддержка естественного вскармливания, распространение рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения по кормлению грудью, информационная и методическая поддержка консультантов по естественному вскармливанию, содействие развитию сети консультантов и групп поддержки кормящих матерей по всей России.

В Иркутске формируются такие общественные группы материнской поддержки при поликлиниках города. Группа объединяет несколько матерей, имеющих положительный опыт ухода за ребенком и грудного вскармливания более 1 года.

В задачи такой группы входит консультирование по телефону молодых мам, столкнувшихся с проблемами при уходе за новорожденным и грудным вскармливанием, организация встреч для обмена опытом и поддержки. Такая форма работы групп имеет большое значение для увеличения продолжительности грудного вскармливания, для расширения образования молодых родителей и оказывает эффективную помощь медицинским работникам.

Процесс грудного вскармливания является не только средством обеспечения младенца идеальной пищей, но и элементом перинатальной психологии, связанным с неразрывным телесным, зрительным, речевым и психическим контактом «мать — дитя», приносящим радость и успокоение.

Полноценное грудное вскармливание младенца формируется из положительного, осознанного отношения женщины к материнству, и  в этом отношении важную роль играет ее эмоциональное состояние. При свободном вскармливании ребенок получает 10–12 и более кормлений в сутки и проводит у груди матери более 6 часов.

Кормление грудью способствует  развитию интеллекта малыша — к такому выводу пришли эксперты из Королевского колледжа Лондона (Великобритания), университетов Дьюка (США) и Отаго (Новая Зеландия).

Рассмотрев эффекты жирных кислот, содержащихся в женском молоке, ученые обнаружили, что эти кислоты способствуют познавательному развитию на ранних стадиях жизни человека.

Помимо известных биологически активных факторов в составе молока следует отметить недавно открытые — в частности, опиоиды, имеющие прямое отношение к поведению и интеллектуальной деятельности ребенка, и «факторы роста нервов» в регуляторных белках молока, осуществляющие межнейронную связь между периферической и центральной нервной системой.

Положительное влияние грудного вскармливания на нервно-психическое развитие детей и интеллекта в дошкольном возрасте было отмечено ещё в 1929г. C. Hoeter. В конце XX века P.

Rodgers обследовал более 5000 детей и выявил, что к 15 годам дети, получавшие естественное вскармливание, в большинстве тестов на определение нервно-психического развития  имели явные преимущества перед детьми на искусственном вскармливании.

Кроме того, те, кто в грудном возрасте находился исключительно на грудном вскармливании хотя бы 3 месяца, имели более высокие способности к обучению и социальной адаптации. Исследователи из Дании и США получили убедительные данные в поддержку гипотезы, согласно которой грудное молоко способствует умственному развитию ребенка.

Эти выводы базируются на результатах тестирования более трех тысяч молодых жителей Копенгагена обоих полов. Средний коэффициент интеллекта респондентов, получавших материнское молоко лишь на протяжении первого месяца жизни, оказался несколько ниже 100 пунктов.

Если ребенок питался грудью в течение двух-трех месяцев, этот показатель составлял 101,7 пункта, четырех-шести месяцев — 102,3 пункта, а при грудном вскармливании до 7- 9 месячного возраста — уже 106 пунктов.

Немаловажным эффектом продолжительного грудного вскармливания без прикорма является закрепление эмоционально-положительного отношения к процессу кормления и к общению, на основе формирования стойких нейроэндокринных реакций в организме матери.

Прекращение кормления грудью в младенческом возрасте выступает для ребенка стрессовой ситуацией в связи с разрушением физического и психологического «убежища», любви и защиты.

Ребенок, растущий на естественной пище, привыкает к  тому, что когда ест, прижимается к теплому мягкому телу, привыкает к сильным и надежным рукам матери.

При таких условиях ребенок спокоен, правильно развивается и легко адаптируется к новым условиям жизни вне материнского организма.

Кроме того, кормление грудным молоком в полной мере способствует развитию у малыша способности дарить и принимать любовь. А это очень важно для того, чтобы он стал счастливым взрослым.

Для женщины  естественное вскармливание ребенка является наилучшим и почти единственным путем формирования материнского чувства.

Жупиева Евгения, психолог по  сопровождению семей с детьми раннего возраста

Грудное вскармливание глазами психолога. Психологическая помощь маме, налаживающей грудное вскармливание

Очень много сейчас пишется о проблеме грудного вскармливания, о том, что все меньше женщин кормят грудью своих малышей. Общество, разрушив традиционно большие семьи, отправив женщину из семьи на производство, сделало «слабый пол» более сильным, но вместе с тем менее приспособленным к материнству.

Современная молодая женщина, ждущая или уже родившая своего первенца, оказывается в центре некого ажиотажа вокруг темы грудного вскармливания.

С одной стороны, родная мама, вздыхая, говорит: «Ты знаешь, дочь, ведь у меня было совсем мало молока, и у тебя, наверно, не будет…»

  • С другой стороны, врач женской консультации или педиатр с профессиональной уверенностью заявляет, что залог здоровья ее ребенка — в ее руках, а точнее — в ее груди, ведь грудное молоко так полезно для растущего организма.
  • С третьей стороны, пропагандисты грудного вскармливания очень эмоционально борются за естественное питание для малыша и против всех искусственных смесей, и слушая их, некоторые молодые женщины, которые не смогли кормить грудью, испытывают чувство неполноценности.
  • Наконец, с четвертой стороны, лучшая подруга, у которой малышу больше года, говорит, что смесей огромный выбор, покормить из бутылочки могут и папа, и бабушка, а маме совершенно необязательно быть привязанной к малышу все 24 часа в сутки.

Высказывания каждой из сторон вызывают в женщине разные чувства — то тревогу и неуверенность, то радость и надежду. Мне как психологу очень хочется поддержать эту молодую маму и сказать ей: «В любом случае — будешь ли ты кормить ребенка грудью или нет — только ты сможешь быть для него самой лучшей мамой. Главное, чтобы, наряду с заботами и тревогами, в твоем материнстве было много радости!»

Действительно, психологические исследования говорят, что самые благополучные дети вырастают у мам, которые, ухаживая за младенцем, получали от этого удовольствие. Мне не хотелось бы, чтобы у читательниц этой статьи сложилось мнение, что я против грудного вскармливания.

Я — за, уже только потому, что это естественно, а у того, что естественно, всегда прочные основы. Но у любой агитации (в данном случае — исключительно за грудное вскармливание) всегда имеется оборотная сторона — любое действие в конечном итоге ведет к противодействию.

Без сомнения, уже в прошлом веке большое количество людей выросло и без грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие способы испытывать физическую близость с матерью, что как раз и является основой здорового развития личности.

Вместе с тем, я сожалею каждый раз, когда мать не смогла кормить ребенка грудью, просто потому, что считаю: и мать и ребенок что-то теряют, не пережив этого опыта. Я говорю не о болезнях, а о таких вещах как богатство личности, сила характера, способность испытывать счастье, а также способность восставать и бунтовать.

Итак, грудное вскармливание естественным образом удовлетворяет потребности новорожденного и ребенка первого года жизни. Зная эти потребности, мама может удовлетворить их и в условиях искусственного вскармливания. Какие же это потребности?

Для начала давайте вспомним о том, чем отличается внутриутробная жизнь от жизни новорожденного с точки зрения сытости. Когда малыш находился в животике у мамы, к нему непрерывно поступали питательные вещества. Даже если женщина временами плохо питается (по причине токсикоза, например), к плоду все равно поступают необходимые вещества из запасов ее организма.

После рождения, а точнее — после того как из плаценты перестанет поступать кровь к малышу, он через некоторое время начинает испытывать дискомфорт. Малыш еще не знает, что этот дискомфорт называется голодом, и ему от этих ощущений очень тревожно: ведь он не знает, может ли его что-нибудь спасти.

И вот он получает мамину грудь, высасывает несколько капель молозива и понимает, что он спасен. Голод уходит, дискомфорт сменяется комфортным состоянием.

Но вот малыша понесли обрабатывать, взвешивать, пеленать — снова новые ощущения, снова страшно! Вернули к маме — вот она, грудь, так чудесно пахнет мамой. Малыш снова берет сосок в рот, сосет, успокаивается.

И вот малыш сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно, — ведь для него все эти ощущения пока новые и дискомфортные.

А еще маленький ребенок совсем не может ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как только ему это необходимо. И если мама рядом, если она дает грудь каждый раз, как малыш забеспокоился, то через некоторое время (от нескольких дней до 3-4 месяцев) ребенок начинает доверять маме, ведь основная психологическая задача первого года жизни — формирование базового доверия к миру.

Да, во время такого простого действия, как кормление грудью, закладывается способность взрослого человека переживать сложные и тяжелые события своей жизни, верить, что они закончатся, обращаться за помощью к другим людям.

Еще одна способность, которая формируется во время кормления малыша, — это способность получать удовольствие от процесса и от достижения цели.

Читайте также:  На улице мороз? Вот удача: осваиваем зимние забавы с детьми!

Вот маленький ребенок, он голодный, напряжение растет: сначала он просто беспокоится, потом начинает плакать и в конце концов громко кричит. Но вот мама дала грудь. Сначала малыш сосет быстро, жадно, судорожно сглатывая.

Потом, когда проходит ощущение голода, сосание становится более медленным, на рожице малыша появляется выражение удовольствия — и вот малыш наелся и отвалился от груди. Какое блаженство!

И для ребенка, и для его мамы это — высший момент нежности и эмоциональной близости, к которому хочется возвращаться в течение всей жизни.

Однако некоторые мамы недооценивают это состояние, начинают сразу тормошить малыша, отвлекать его или отвлекаться самим. И как часто в нашей жизни мы видим людей, которые не умеют получать удовольствие от своих дел, будь то домашняя работа или профессиональная деятельность, а достигнув какой-либо цели, тут же отвлекают себя новыми делами — вместо того, чтобы насладиться достигнутым.

Еще одна потребность ребенка — потребность в телесном контакте. В мире животных существует такой факт: если, например, кошка тщательно не вылижет своих котят после рождения, они умрут от недостатка телесного контакта.

Так и новорожденный, и даже подросший ребенок нуждается в прикосновениях, поглаживаниях, в ношении на руках. Малыш получает это в достаточном количестве, когда мама пеленает его и кормит грудью, потому что если ребенок не находится круглые сутки в памперсах и не вскармливается из бутылочки, его так или иначе приходится часто брать на руки и трогать.

Но вот случаются не очень приятные моменты — малыш кусает грудь: мягко прикусывает ее или, крепко уцепившись за сосок, треплет ее, как рассерженный щенок. Что это такое?

Это первая агрессия ребенка по отношению к маме. Какая она незначительная по сравнению с той, что маме придется перетерпеть от своего растущего и взрослеющего ребенка!

Пережить эти укусы бывает сложновато, особенно если ребенок первый, и мама не знала, что так может быть. И тем не менее, ойкая, морщась и нежно сердясь, женщина переживает эти нападки и не отбирает у малыша грудь.

Таким образом, он получает еще один важный опыт — мир не рушится оттого, что я на него злюсь, мама принимает и любит меня в любом состоянии. Доверие к миру укрепляется и появляется чувство благодарности дающему.

Мы рассмотрели основные психологические потребности ребенка первого года жизни, и в основном речь шла о той ситуации, когда мама кормит малыша грудью. Что можно посоветовать мамам, которые — в силу тех или иных причин — вскармливают малыша искусственно?

Практически то же самое.

Почаще берите малыша на руки, кормите из бутылочки, держа ребенка у груди, по крайней мере в первые месяцы кормите не по расписанию, а тогда, когда малыш забеспокоится, не прерывайте телесного контакта сразу после кормления — пусть кроха понежится еще какое-то время у вас на руках. Если вы заметите, что малыш злится на бутылку, яростно грызет соску, не забирайте ее. Если бутылка случайно разобьется на глазах у малыша, быстро принесите новую.

И еще один момент: если ребенка кормят из бутылки, женщину может посетить мысль, что ребенок не так уж в ней и нуждается, ведь бутылку может дать любой: папа, няня, бабушка. Совет: не злоупотребляйте этой возможностью в первые 6-8 месяцев, потому что в это время любой ребенок нуждается в том, чтобы о нем заботилась именно мама.

Психологические причины проблем с грудным вскармливанием

На вебинаре «Методика психологического сопровождения женщин на этапе грудного вскармливания» Елена Бертова рассказала, какие психологические причины могут приводить к проблемам с грудным вскармливанием и как специалисту помочь женщине их решить.

Елена Павловна Бертова – психолог, специалист в области перинатальной психологии, преподаватель Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров им. профессора В.А. Ананьева, преподаватель Института практической психологии «Иматон», автор программ подготовки к родам.

«Если физиологических причин, почему грудное вскармливание не сложилось, нет, будем разбираться в психологических причинах:

Низкая самооценка женщины, отсутствие веры в себя

Эти вещи не берутся просто так во время беременности или грудного вскармливания. Эта ситуация не решена у женщины по жизни. Она уже в беременность и грудное вскармливание пришла с низкой самооценкой.

Когда девочка растёт, и за неё всё время решают, чего она хочет – кушать, гулять, этого мальчика любить или другого, то, конечно, самооценка будет страдать. Будет неуверенность в собственных силах.

И такая женщина, придя к беременности, будет искать «маму» в лице врача-гинеколога, врача-педиатра. И эта «мама» будет лучше знать.

Когда ко мне приходят на консультацию, я иногда в разговоре спрашиваю: «Могу ли я задать вам глупый вопрос? Вопрос глупый, поэтому, пожалуйста, дайте мне глупый ответ.

А если бы у этой ситуации – из области фантастики – была бы выгода, то она в чем?».

И женщина может ответить, что, пока у неё температура из-за лактостаза и она плохо себя чувствует, приедет мама и будет заниматься ребёнком, ведь мама лучше знает.

Здесь всё перемешено: низкая самооценка, недоверие к себе, инфантильная позиция, отсутствие сепарации, желание поддержки, которую человек не чувствует.

Отсутствие адекватной поддержки со стороны семьи, медицинского персонала

Относительно грудного вскармливания я всегда говорю, что родные должны занимать две позиции: либо поддерживать, либо молчать. И просвещение, обучение медицинского персонала психологии беременных и рожениц – это очень здорово.

Защитой здесь является разделение ответственности: в консультировании мы занимаемся не воспитанием, мы выстраиваем партнёрские отношения, если это психология. В медицине больше детско-родительских отношений.

Отсутствие адекватной информации. Мифы о грудном вскармливании

Мифов о грудном вскармливании великое множество: наследственный фактор, размер груди, пустое молоко, изменения фигуры, невозможность кормления после кесарева сечения и т.д, и т.п.

ВЕБИНАР: Методика комплексной дородовой подготовки

Участвовать

Хочу подробно остановиться на наследственном факторе. Что это такое? В медицине мы часто можем встретить такие фразы: «У вас наследственность плохая», «У вас в роду такое заболевание есть».

Когда мы слышим, что у нас плохая наследственность и есть определённое заболевание, это повышает нашу силу духа или мы чувствуем безысходность? Наследственный фактор к кормлению грудью никакого отношения не имеет.

Если мама грудью не кормила, это не означает, что женщина не может кормить. Причём же женщина может вскармливать одного ребёнка, но не вскармливать другого.

Я сталкиваюсь с таким фактором, что сложно быть счастливее собственных родителей, особенно мам. И если не выстроены грамотные, нормальные отношения, то разве может женщина кормить ребёнка грудью, если мама не кормила? Мама не причём, вопрос отношения женщины к маме.

Наследственный фактор в психологии, для меня, – это выстраивание правильных отношений. Если отношения выстроены правильно: родители дают энергию, дети берут, дети не встают на позицию родителей по отношению к маме и папе, тогда наследственный фактор не будет срабатывать.

Если женщина говорит вам на консультации, что мама не кормила грудью, поисследуйте её взаимоотношения с мамой, поговорите, что там происходило и какие у них сейчас отношения.

Неправильная организация грудного вскармливания

Неправильная организация в виде режима – это незнание женщины. Ей могли сказать: «Не бери ребёнка лишний раз на руки, три часа выдерживай межу кормлением», а её сердце разрывается на части, потому что ребёнок плачет. И из инстинкта самосохранения её тело будет заканчивать грудное вскармливание.

Трещины сосков – это неправильное прикладывание ребёнка к груди. Оно может возникать из-за того, что женщина не позаботилась о себе, кормит в неудобной позиции. А может быть, она боится приблизить ребёнка к себе, у нее есть ощущение, что она чем-то ему может навредить.

Неоднократно у меня были клиентки, которые использовали силиконовые накладки для груди, которые предохраняют сосок от ребёнка. У женщины много тревоги и страха: она боится, что ей опять будет больно. С медицинской точки зрения, к любому соску можно приложить ребёнка.

За выброс молока отвечает гормон окситоцин, который подавляется адреналином, гормонами стресса. И в любой ситуации лактостаза я спрашиваю: «А что было вчера?». И как правило, женщина говорит: «Ничего, всё как всегда». А я продолжаю спрашивать, что всё-таки было, кто что сказал.

И выясняется, что произошла ситуация, которая повлияла на выброс молока. Разбор этих ситуаций облегчает симптомы. Лучший способ борьбы с лактостазом – лёд на 20 мин, прикладывание ребёнка и льда к груди каждые три часа, чтобы прошёл отёк, и нормализация эмоционального состояния.

Инфантильная материнская позиция

Под инфантильной материнской позицией я подразумеваю ситуацию, когда женщина сама не выросла.

Инфантильную позицию мы можем встречать на разных этапах: с этим могут быть связаны и бесплодие, и проблемы с вынашиванием, и проблемы в родах, и проблемы в грудном вскармливании.

Это может проявляться в нежелании соблюдать диету, в уверенности, что мама лучше знает. А если ребёнка женщина отдаёт своей маме, то грудное вскармливание или бутылочки лучше?

Когда мотив рождения ребёнка – «Родители внуков хотят», то женщина рожает для них, тогда и грудное вскармливание не будет поддерживаться.

Неадекватный ситуации приоритет

Если женщина очень увлечена работой, учёбой, каким-то проектом, грудное вскармливание ей мешает и, конечно, не будет поддерживаться. Женщина может расставить приоритеты: «Да, я работаю, но я сцеживаю и передаю ребёнку своё молоко».

Важно, чтобы женщина определилась, как ей удобнее работать – с грудным вскармливанием или без него. Она должна признаться себе честно: работа важнее или ребёнок.

Мы даём ей понять, что она не будет плохой ни в том, ни в другом случае, она имеет право на это решение и это желание.

Неразрешенные конфликты с мужем

Бывают такие мотивы зачатия: «Хочу, чтобы ребёнок скрепил наши отношения» или «Хочу удержать мужчину». А появление ребёнка – очередной кризис семейных отношений, вся семья должна перестроить свои роли.

Но, если отношения были не выстроены, как поможет ребёнок, как он улучшит микроклимат в семье? Никак. Трещина в семье станет больше. И на такие конфликты мы можем выходить на консультациях по грудному вскармливанию.

Например, это может быть навязывание чувства вины и манипулирование: «Посмотри, до чего ты меня довёл! Даже грудное вскармливание закончилось!».

Отсутствие опыта преемственности

Когда семьи многодетные, дети растут и видят, что мама вскармливает грудью. И где-то в подсознании отпечатывается, что так правильно. Если ребёнок растет один, он этого не видит. У девочки, допустим, есть пупс из магазина, а он идёт в наборе с соской и бутылкой, и это тоже откладывается.

Я не претендую, что этот фактор решающий. Скорее речь идёт о том, что в жизни много факторов, которые складываются и потом приводят к проблемам с грудным вскармливанием. 

Перфекционизм

Перфекционизм – это убеждение, что идеал может и должен быть достигнут. В патологической форме – убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Женщин-перфекционисток довольно много, эта проблема не взялась при грудном вскармливании, но она будет «убивать» его. Миф, что существует идеальное материнство, очень культивируется, и женщины в интернете, в соцсетях видят великолепные картинки счастливых мам и счастливых малышей. И люди начинают сравнивать себя с показной жизнью.

Читайте также:  Нарушение речевого развития у детей

Женщинам хочется успевать уборку, стирку, готовку, спорт, отдых. И я всегда им говорю: «Подождите. Первый месяц познакомьтесь с ребёнком, привыкнете к нему. Берите помощь, если вам помогают».

Наладить грудное вскармливание – важный приоритет.

Но перфекционистке невыгодно грудное вскармливание: она всё остальное не успевает! Перфекционизм будет разрушать женщину, потому что она не совершена». 

Психологические аспекты пищевого взаимодействия матери и младенца

И. А. Тишевской, Р. Ж. Мухамедрахимов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПИЩЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА Характеристика современного состояния проблемы

Согласно современным представлениям, благополучность психологического развития ребенка в младенческом и раннем возрасте в значительной мере определяется качеством его взаимодействия с ближайшим социальным окружением и в первую очередь с матерью [1-8].

Самым первым и регулярным видом взаимодействия матери и младенца является грудное вскармливание, в процессе которого не только происходит взаимная «подстройка» матери и ребенка с определением характерной для данной пары интерактивной последовательности и степени симметрии между поведением партнеров [9], но и формируются их репрезентации друг о друге [8-11]. Несмотря на признание важности грудного вскармливания, в отечественной науке изучение его до настоящего времени остается прерогативой медицины и физиологии, а успешность практической работы оценивается чаще по продолжительности грудного вскармливания и по показателям физического, но не психического развития ребенка.

  • Одной из актуальных проблем изучения психологических факторов, влияющих на пищевое поведение младенца во время грудного вскармливания и пищевое взаимодействие матери и ребенка, сегодня является выяснение механизмов связи психологических и физиологических аспектов взаимодействия и их комплексное влияние на последующее развитие ребенка.
  • Целью представленного аналитического исследования является определение роли и взаимосвязи психологических и физиологических регуляторов пищевого поведения младенца, что позволит оптимизировать комплексную оценку взаимодействия матери и ребенка во время грудного вскармливания и улучшить качество данного вида взаимодействия в процессе раннего вмешательства.
  • Объектом исследования являются матери и их грудные младенцы, предметом исследования — физиологические и поведенческие регуляторы поведения матери и ребенка в ситуации кормления грудью, а также возможное влияние качества взаимодействия матери и младенца в ситуации кормления грудью на формирование типа привязанности у ребенка.
  • Обсуждение
  • Психофизиологические основы изменения активности ребенка в процессе взаимодействия

В первые месяцы жизни физиологическое состояние ребенка не только определяет его поведение, проявляясь в различных сигналах, адресуемых взрослому, но и само очень зависит от эффективности взаимодействия с взрослым. Действия родителя могут сильно влиять на состояние ребенка, изменяя у него соотношение между про© И. А. Тишевской, Р. Ж. Мухамедрахимов, 2011

цессами активации, реализуемыми минералкортикоидами и глюкокортикоидами, и успокоения (расслабления), обеспечиваемого пролактином, окситоцином и вазопрес-сином.

Профили этих гормонов и их динамика, определяемые качеством детско-родительского взаимодействия, влияют на баланс напряжения и расслабленности, уровень активности не только у ребенка, но и у матери, и во многом определяют эмоциональный фон общения, качество родительского поведения и формирование привязанности между взрослым и ребенком [12].

Влияние регуляции уровня активности ребенка на специфику его развития можно описать с позиций аллостатической концепции адаптации (allostasis, от греческих слов «allos» — иной, другой и «stasis» — состояние, стабильность).

Аллостаз понимается как процесс, посредством которого организм достигает поддержания необходимых для успешного функционирования параметров внутренней среды через изменение своего состояния и поведения [12-15].

В отличие от гомеостатической концепции адаптации, аллостатическая предполагает возможность «сдвигов» в процессе приспособления на качественно различающиеся уровни равновесия параметров жизнедеятельности, причем эти «сдвиги» могут стать необратимыми.

Базовым понятием в данной концепции является аллостатическая нагрузка, которая определяется по интенсивности активации организма, сопряженной с увеличением уровня кортизола и адреналина.

Уровень аллостатической нагрузки не только энергетически обеспечивает адаптационные перестройки, но и определяет степень напряженности и неустойчивости функционирования организма, в том числе на поведенческом и психическом уровнях, что обусловлено появлением новых механизмов нейрогуморальной регуляции организма и новых форм поведения, более адаптивных в изменившихся условиях.

Следует подчеркнуть, что для нормального развития младенца важно поддерживать у него определенный уровень активности, необходимый для формирования новых моделей поведения, чему способствует обеспечение аллостатической нагрузки на ребенка, с которой он сам или с помощью взрослого сможет справиться.

Соответственно, важным является модуляция активности ребенка за счет предупреждения матерью его гиперстимуляции (аллостатической перегрузки) и избегания гипостимуляции. Иными словами, в разных ситуациях мать модулирует уровень стимуляции ребенка (информацией, телесным контактом, эмоциями, пищей, теплом и т. д.

), руководствуясь своими представлениями о его индивидуальных возможностях справляться с нагрузкой и напряжением.

Признаком успешного выполнения матерью стресс-модулирующей функции в системе «мать—младенец» является уравновешенная активность ребенка, отсутствие у него непродуктивной гиперактивности или полной пассивности в состоянии бодрствования.

  1. Представляется, что физиологическое состояние ребенка и параметры его регуляции матерью не только сопряжены в отдельном эпизоде взаимодействия, но и определяют развитие в долгосрочной перспективе: темп и направление психического развития ребенка зависят от уровня активности, которую мать поддерживает у своего младенца, и способов, которые использует мать для модуляции активности ее ребенка.
  2. Специфический и неспецифический компоненты поведения взаимодействия в ситуации кормления

Проявление стресса у грудного ребенка

Даже самые маленькие дети способны выражать свои чувства. И стресс у детей — это особая реакция на то, что им не нравится. Разбираем причины и последствия стрессовых реакций в грудном возрасте и психологические приемы, позволяющие успокоить и ребенка, и маму. Консультирует психотерапевт Дмитрий Владимирович Анохин.

— Дмитрий Владимирович, из-за чего может возникнуть стресс у новорожденных?

— Давайте сначала поймем, что такое стресс у взрослого. То, что обычно называют стрессом, это сильное перенапряжение, которое мешает нашему здоровому функционированию.

  • Обычное напряжение от внешних раздражителей, когда что-то меняется или идет не по плану, считается нормой. Оно помогает нам действовать и направляет в различных ситуациях, даже может дать дополнительную энергию.
  • Сильное избыточное перенапряжение начинает влиять на самочувствие, угнетает нашу активность, снижает способность трезво оценивать ситуацию, лишает сил, и мы не можем переключиться на то, что требует от нас внимания.

Именно в этот момент возникает стрессовое состояние, которому также соответствует некая доминанта в психике: она оттягивает всю психическую энергию, а мы при этом теряем силы и покой. Что касается стресса у грудных младенцев, то во многом механизмы его такие же, как и у взрослых, просто стрессовые факторы отличаются.

  • — Что к ним относится?
  • — Для ребенка основные источники стресса — это факторы, которые связаны с состоянием его здоровья, с тем, как и чем его кормят, как за ним ухаживают и, конечно же, в значительной степени с состоянием и отношением к нему его мамы.
  • У мамы с ребенком очень глубокая связь, которая формируется уже в процессе вынашивания, а также после рождения, в период кормления грудью, поэтому мамино состояние будет непосредственным источником потенциальных стрессов для ребенка.

В тот момент, когда ребенка начинают кормить, у него возникает базовое доверие к миру, и очень важно, каково состояние мамы в первые моменты грудного вскармливания. Впрочем, и во время беременности бывает много ситуаций, которые могут повлиять на детскую чувствительность к тем или иным стрессовым факторам в дальнейшем. Но это уже несколько иная тема.

Послеродовой стресс у ребенка часто связан с кормлением грудью. Поэтому нужно обращать внимание на то, какова связь мамы с малышом. Важны состояние, настроение, мысли мамы, а также может ли она переключаться с каких-то жизненных ситуаций на то, чтобы дарить свое внимание, чуткость и заботу ребенку.

— Как проявляется стресс у грудничков? Может ли мама без помощи врача отделить признаки стресса от других детских проблем?

— Какие-то небольшие изменения у маленьких детей происходят каждую неделю. Мама привыкает к одному поведению ребенка, но он растет и что-то меняется каждый день. Не все эти изменения связаны с какими-то патологиями, болезнями и стрессами.

Но у очень ответственных родителей бывает соблазн во всем видеть проблему, хотя это может быть просто естественным поведением их малыша.

Вот на что точно следует обратить внимание, чтобы всерьез задуматься о принятии необходимых мер, так это симптомы стресса у грудных детей.

Признаки стресса у ребенка:

  • плач становится другим по характеру, неестественным, тревожным;
  • в интонации появляются несвойственные ребенку нотки, словно ему больно;
  • ребенок больше не успокаивается после кормления, как раньше;
  • ребенок вдруг перестает есть, не берет грудь или соску с питанием;
  • нарушается привычный режим сна и бодрствования, ребенок может быть вялым и все время спать — либо не может заснуть, словно что-то его тревожит.

— На взгляд психолога, почему ребенок испытывает стресс?

— Стресс у ребенка может иметь разную природу.

  • Медицинские причины: нарушение здорового развития, физические травмы и т. д.
  • Психологические причины: стресс от матери или окружающей обстановки в доме, в семье, где ребенок находится.

— Только когда будут полностью исключены медицинские факторы, можно говорить об исключительно психологических, хотя чаще всего они тесно взаимосвязаны.

В любом случае здесь и сейчас важно сохранять ровное состояние, чтобы взвешенно принимать решения, сберегая по возможности в гармонии психологический климат, — это позволит при любом негативном сценарии развития событий действовать своевременно и уверенно, решая реальные проблемы и не создавая новые.

Не запустить ситуацию и не поддаться негативным настроениям помогут плановые осмотры младенца у педиатра, который при необходимости направит к узким специалистам, в том числе к детскому невропатологу.

— Обычно родители интуитивно понимают, что что-то в семье или в отношениях идет не так гладко. Это каким-то образом влияет на самочувствие ребенка?

— Мамы обычно хорошо чувствуют детское настроение, ведь у них с детьми особая психологическая связь, поэтому материнскую интуицию нужно учитывать. И, конечно, нельзя игнорировать общее эмоциональное состояние женщины.

Так что если врачи говорят, что все хорошо, а женщина беспокоится, важно понять причину этого состояния и что-то с этим сделать, поскольку беспокойство передается малышу.

Психогенной проблемой, как и медицинской, необходимо тщательно заниматься, ее нельзя игнорировать и надеяться, что все само придет в норму и куда-то там исчезнет.

— Как влияет стресс на ребенка?

— Влияние стресса разрушительно для детского здоровья. К примеру, при проблемах с лактацией ребенок у груди будет плакать, он может худеть и терять вес. Подобная физиологическая причина порождает эмоциональное напряжение и у мамы, и у грудничка, потому что наше тело и психика — это одно целое. Проще говоря, состояние нашего тела влияет на психику, а состояние психики влияет на тело.

Читайте также:  Отравления витаминами А и Е у детей

Стрессы в раннем возрасте могут сказаться в будущем не только на состоянии здоровья, но и на том, насколько счастливо и легко человек будет жить. От сильных переживаний могут формироваться хронические заболевания, происходить отклонения в физическом развитии, в естественном развитии адаптивных функций психики, которые определяют базовый уровень доверия к миру, умение психологически справляться с различными житейскими трудностями.

— Стрессы грудничка могут быть следствием факторов, не связанных с мамой? Как помочь ребенку справиться со стрессом в таком случае?

— Безусловно, подобные ситуации бывают. Например, когда ребенок получил физическую травму, оставшись не с мамой, а с другими членами семьи, или когда ребенок развивается в своем темпе. Но все же если мы говорим о том, как справиться со стрессом у ребенка, то роль мамы или того, кто эту роль выполняет, первостепенна. Маленький человек еще не может говорить и отвечать.

Единственный контакт, который у него есть и который важен для него в этот период, — это мама, так устроено природой. Это важно понимать и учитывать. Чтобы снять стресс, ребенку можно дать успокоительные средства, сделать специальный массаж, но психологическое состояние мамы будет по-прежнему влиять на него, и в конечном итоге с этим все равно придется что-то делать.

— То есть спокойствие мамы — это ключевой фактор здорового развития ребенка.

— Есть такая известная формула «счастливая мама — счастливый ребенок». Поэтому крайне важна ответственность женщины за свое спокойное состояние, как и ответственность ее ближайшего окружения за комфорт мамы и малыша.

Помощь и искреннее участие близких людей в заботе о маме и маленьком ребенке может снизить стрессовую нагрузку.

— Участие отца в этом процессе часто теряется.

— Роль отца очень велика. Правильно, если он принимает участие в заботе о малыше. На эту тему есть множество исследований, которые показывает, что в таком случае уровень стресса у мамы и ребенка значительно ниже. Если отца по каким-то причинам рядом нет, то стоит попросить помощи у других родственников: бабушек и дедушек, братьев и сестер.

К примеру,

мама кормит ребенка, но укачивать его может уже кто-то другой. Кстати, у мужчин температура поверхности тела выше, чем у женщин, и это может стать для крохи дополнительным успокаивающим фактором. И маме будет спокойнее, когда кто-то из близких снимет с нее лишнюю нагрузку.

Если же у мамы возникает напряжение (от усталости, волнений, не связанных с ребенком), ей необходимо научиться его снимать. Спокойная мама может лучше оценить обстановку и лучше понять, что на самом деле происходит, и успокоить малыша.

В идеале маме нужно попробовать мысленно поместить себя на место ребенка, посмотреть на мир вокруг его глазами, его телом почувствовать, где есть напряжение и что является его причиной. Но в этот момент мама сама должна уже быть спокойной, иначе она начнет проецировать свой стресс на ребенка, а это может только создать лишние проблемы.

— Но как обрести это спокойствие?

— Когда ребенок плачет и не спит, он все внимание привлекает к себе, мама думает только о нем, не может отвлечься — от этого ее внутреннее напряжение и уровень стресса нарастают.

Даже если занимаясь чем-то другим мама постоянно думает о ребенке и сильно беспокоится за него, это показатель того, что ей нужно снижать уровень стресса. Начавшийся стресс дополнительно будет отражаться на составе молока и здоровье малыша.

Поэтому первое, что необходимо, — постараться успокоиться.

о взаимосвязи родителей и детей в стрессовой ситуации и о том, как взять под контроль свои эмоции.

Как помочь себе и ребенку при стрессе

Как успокоить свое сознание
  • Невзирая на трудности, научиться переключаться с тревожных мыслей на спокойные, давать своей психике отдых.
  • За несколько минут спокойствия состояние может стать намного лучше, что тут же благоприятно отразится на поведении и здоровье.
Психологическая техника успокоения
  • Посмотрите на себя, словно сквозь кинокамеру реалити-шоу или кино про успешное преодоление житейских трудностей, попробуйте отвлечься и попытаться оценить ситуацию со стороны: важно создать дистанцию между собой и своими чувствами. Спросите себя: «Как я выгляжу со стороны?», «О чем я думаю?», «Что увлекает мое внимание?», «Как напрягается мое тело при этом?».
  • Посмотрите по сторонам и понаблюдайте, что происходит вокруг, за окном на улице.
Упражнения для успокоения
  • Простые ритмические упражнения, которые не требуют большой силы: помахать руками в разные стороны, попрыгать, встряхнуться.
  • На несколько секунд напрячься всеми мышцами, а затем с выдохом расслабиться, встряхнуться и таким образом прийти в более спокойное состояние.

— Главное — отследить, чтобы при выполнении всех этих простейших действий ваше эмоциональное состояние стало более ровным или даже нейтральным в сравнении с тем, каким оно было до того, как вы начали заниматься. Важно подобрать такие упражнения, которые будут эффективны именно для вас. Действия с минимальными затратами времени и сил помогут переключиться из негатива и напряжения в нейтральное, уравновешенное состояние. Простые упражнения переключают внимание с напрягающих мыслей о трудностях, дают возможность не только передохнуть, но и по-новому взглянуть на ситуацию, что часто бывает очень важно, особенно когда неясно, что делать.

Две-три минуты некритичны, но их бывает достаточно, чтобы отвлечься и восстановить свое состояние. Вернуть себе спокойствие важнее, чем в напряженном режиме пытаться решать проблемы. Очень важно выйти из внутреннего негативного процесса, из своих тягостных мыслей и обратить внимание на то, что творится вокруг, что происходит с ребенком.

— Правда ли, что дети на все реагируют очень быстро?

— Если мама что-то меняет в своем состоянии, обращает внимание на ребенка, начинает его кормить, гладить, успокаивать, это дает быстрый эффект. Это значит, что не надо ни к кому обращаться, мама со всем справляется, все хорошо. Если поведение ребенка тем не менее кажется странным и то, что раньше помогало успокоить его, перестает работать, требуется медицинская помощь.

В непонятной и сложной ситуации лучше обращаться к специалисту (педиатру или психотерапевту) и не заниматься самолечением или не злоупотреблять народными средствами.

— Многие специалисты убеждены, что плачущего ребенка нельзя прикладывать к груди, если с момента кормления прошло мало времени. Так ли это?

— Среди врачей есть точка зрения, что если мама очень быстро подчиняется ребенку, сразу откликается на его требования, то потом он якобы становится капризным и очень требовательным. Однако все индивидуально, потому что темперамент у детей разный.

К одному малышу надо сразу подходить по требованию, так как он беспокоится только когда хочет есть, а где-то во взаимодействии мамы и ребенка уже сформировалась некая нездоровая ситуация, и если начать решать проблему путем физических ограничений в кормлении, все может только усугубиться.

Тут следует также работать в первую очередь с мамой, чтобы понять для начала, что происходит на самом деле.

  • Не стоит успокаивать ребенка с помощью мультиков, гаджетов. Подобные методы допустимы в развитии ребенка не ранее чем с трех лет, и то очень ограниченно: не более получаса в день.
  • Лучше дать яркую игрушку для мелкой моторики, которая будет интересна по фактуре, форме, цвету и которую ребенок сможет брать и в руки, и в рот.

— Ребенку важно не только внимание, но и его качество. И если у вас стресс, вы сами себе не рады, что вы транслируете своему ребенку в таком случае? Что он вернет потом вам в будущем?

— Как на стресс влияет долгое пребывание с маленьким ребенком в помещении?

— Ситуация интересна тем, что многие молодые семьи мало гуляют на открытом пространстве и ставят коляску со спящим ребенком на балконе. Для новорожденного эта ситуация не будет проблемной.

Но у ребенка постарше появляется большая потребность в движении, поэтому ему нужно помочь в полной мере проявить активность в течение дня, дать выход накопившейся энергии.

Если он хорошо погуляет, поиграет, то свободная энергия будет потрачена и ему захочется отдыхать, спать, есть вместо того, чтобы капризничать.

— Что касается родителей, история немного иная.

Если мама и папа или другие взрослые, окружающие ребенка, до его рождения много времени проводили вне дома, а с его появлением начали сидеть в четырех стенах, то у них, само собой, могут быть по этому поводу какие-то стрессовые переживания, которые, возможно, передадутся малышу. Начнет нарастать общий уровень агрессии, поскольку домочадцы невольно будут нарушать границы друг друга, и все это тоже повлияет на ребенка. Важно искать уникальные решения в каждом конкретном случае.

Часто бывает так, что до родов мама была очень активной, ежедневно бегала, находилась в центре внимания в обществе, а декрет привел к ее социальной изоляции. Ребенок еще очень маленький, и его наличие само по себе дополнительный и неожиданный стресс, ведь к привычному образу жизни вернуться быстро не получится.

И ребенок может начать раздражать такую маму, что в свою очередь отразится и на его здоровье, поскольку женщина будет все время в подавленном состоянии или излишне агрессивной. С этим также нужно что-то делать, но это уже выходит за рамки простого снятия стресса.

Здесь нужна комплексная работа с психологом или психотерапевтом.

Если мы хотим свести стресс у маленького ребенка к минимуму, то важно понимать, что вся его жизнь зависит в первую очередь от мамы. Отношение мамы к ребенку, отношение ее к самой себе и отношение к ней окружающих будут приоритетными в психологическом благополучии семьи и малыша.

Чтобы преодолеть стресс, маме важно осознать, что он есть, что по какому-то поводу возникает излишнее перенапряжение и все внимание и силы уходят в этом направлении. Вспомните, что снимаем мы стресс для того, чтобы вернуть себе силы и способность исправить ситуацию, а не для того, чтобы перестать решать проблемы.

Иногда нужны всего несколько минут для восстановления сил и переключения своего состояния в более спокойный режим с помощью простейших действий, которые предложены в этой статье.

Все проблемы, которые возникают с ребенком, необходимо по возможности обдумывать и решать в уравновешенном состоянии — тогда получится понять причины стресса и найти силы на выход из него.

Психотерапевт Дмитрий Владимирович Анохин

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector