Комплекс вины у ребенка – что делать?

29.05.2019

День защиты детей призван обратить внимание взрослых на детские проблемы. К сожалению многие примерные родители даже сами не догадываются, что их чадам необходима защита от них самих. Поговорим о внушении чувства вины.

Виноватый ребенок не = ответственный. Именно с этой целью родители часто пытаются пристыдить маленького сорванца. Им кажется, что вместе с чувством вины придет и ответственность за свои поступки. Это грубейшее заблуждение.

Вина порождает закомплексованность и неуверенность в себе, всепоглощающий стыд.

Глазами ребенка это выглядит так: родители сказали – я плохой, значит нужно им верить, я все делаю не так… Если ситуация повторяется, формируются глубокие комплексы, с которыми порой взрослому человеку приходится бороться всю жизнь.

Что думают психологи о внушении чувства вины?

Чувство вины свойственно многим из нас и в нем нет ничего плохого. Это чувство, помогающее человеку адаптироваться в социуме и соблюдать общепринятые моральные и этические правила. Плохо, когда в результате некорректного воспитания ребенка, вина приводит к эмоциональной травме, и человек вступает во взрослую жизнь, ощущая себя виноватым всегда и во всем.

Чего хотят родители, делая детей виноватыми?

Не углубляясь можно сказать, что ответ лежит на поверхности: каждый родитель добивается от детей послушания. Однако, заглядывая глубже, осознаем, что таким образом взрослые пытаются избежать чувства ответственности и прикрывают собственные комплексы.

О комплексах. Каждый родитель должен помнить, что маленький человек еще не знает всех общепринятых норм поведения и вправе допускать ошибки. У вас не должно возникать чувства стыда за детские шалости.

Но в то же время вы должны быть терпеливы и готовы учить малыша, как правильно себя вести.

Мама, которая каждый раз заливается краской и готова «сквозь землю провалиться» из-за непристойного поведения ребенка, закомплексована и неуверенна в себе.  

Об ответственности. Поступки маленького человека во многом зависят от воспитания и личного примера родителей. Дети – это своеобразное зеркало семьи. Если ребенок не умеет вести себя в обществе, это вы не научили его правильным манерам поведения или не сумели найти подходящие методы воспитания.

Иногда мамам и папам только кажется, что они ежеминутно воспитывают несмышленых сорванцов. На самом деле, крики и нравоучения ни к чему не приводят. Они только помогают выплеснуть эмоции и демонстрируют окружающим, что вы «сделали все, что могли».

В зоне ответственности родителя: подобрать правильные методы воспитания, непрестанно объяснять «что правильно, а что нет» и не забывать о личном примере.  

Желая воспитать ответственного ребенка, даже не пытайтесь апеллировать к чувству вины. Как бы странно это не звучало, но виноватый человек не стремится исправлять свои ошибки – он раскаивается, корит себя, просит прощения, но ничего не делает.

Если вам нужны действия, адекватная оценка ситуации и здоровая психика малыша, стоит учить ребенка ответственности. Ответственный человек – уверен в себе, он анализирует поступки, осознает ошибки и пытается их исправить. Именно этого мы и добиваемся.

К каким последствиям приводит чувство вины?

Чувство вины у детей делает их глубоко несчастными. Оно блокирует природную познавательную потребность и принуждает закрываться в себе. Для ребенка неприятен сам факт, что его ругают самые близкие люди.

К тому же он чувствует себя плохо, понимая, как расстраивает маму или папу, и думает о том, что теряет привлекательность в их глазах, а значит их любовь. Взрослый с глубоким чувством вины внутри уверен, что не заслуживает любви общества.

Он чувствует вину абсолютно по любому поводу и перед всеми.

Если родители злоупотребляют такими методами воспитания, у ребенка стираются четкие границы между маленькой и большой виной. Вырастая он будет чувствовать себя виноватым за каждую незначительную ошибку.

При чем это чувство не вызовет у него желания исправить недоработку, а только подвергнет в панику и мысли о том, чтоб его простили и пожалели.

Такими людьми легко управлять и манипулировать, они бесхарактерны и очень ранимы.

Человека с повышенным чувством вины часто обманывают, грубо обращаются, они стают жертвами несправедливости. Такие люди не умеют за себя постоять, поскольку просто не понимают, когда они действительно неправы, а когда на них нападают подлые люди.

Комплекс вины у ребенка – что делать?

Как воспитать ребенка без «комплекса вины»?

С одной стороны, ощущение виноватости никак не способствует развитию, оно портит мнение ребенка о себе, делает его несчастным. С другой стороны, вина помогает осознавать ошибки и адаптироваться к жизни в обществе. Как же соблюдать этот баланс, чтоб не нанести психологическую травму ребенку, но вырастить сознательного человека?

  1. Замечания должны подкрепляться аргументами. Ребенку значительно легче принять свою ошибку, если он понимает, почему именно виноват. Это вы знаете общепринятые нормы, а малышу еще необходимо время, чтоб их усвоить.
  2. Оценивайте действия, а не личность. Наказывая малыша, никогда не применяйте высказываний: ты плохой, ты свинья (потому что испачкался), ты жадина (не делишься игрушками), ты безответственный (мешаешь бабушке отдыхать). Запомните, плохой не ребенок, а его действия-поступки – их и нужно оценивать: ты поступил не хорошо, потому что…
  3. Контролируйте гнев. Не раздражайтесь и не «обливайте» кроху гневными криками, объясняя, что драться, воровать и обманывать плохо. Он усвоит урок гораздо лучше, если мама все расскажет спокойно, может, даже не один раз. Когда взрослые начинают повышать голос, детская психика включает защитные механизмы, и он перестает воспринимать информацию.
  4. Не вините ребенка по собственной прихоти. Малыш не должен страдать из-за того, что у папы нет настроения или у мамы болит голова. Например, если вы хотите, чтоб ребенок вел себя тише и спокойней, просто попросите и помогите ему отыскать подходящее занятие.
  5. Поддержка вместо шантажа. Родители часто «давят» на детей, руководствуясь стереотипными нормами. Ваш ребенок не обязан делиться игрушками в песочнице, целовать при встрече чужую тетю или говорить тихо в общественном транспорте. Непринятие тех или иных правил может быть связано с детскими страхами и другими психологическими аспектами. Сначала разберитесь в причинах, а уж потом будете убеждать ребенка в том, что «так правильно».  
  6. Не заставляйте ребенка винить себя за то, что вам стыдно! Об этом говорит фраза: ты загоняешь меня в краску, позоришь; на нас люди смотрят… Сначала разберитесь со своими внутренними комплексами, а потом воспитывайте ребенка. Вам не должно быть стыдно за действия маленького человека, который еще не до конца осознает скверность своего поведения. А вот как раз поведение некоторых «раздражительных мамочек», прилюдно кричащих на сорванца, порой заслуживает осуждения.
  7. Нельзя наказывать и осуждать ребенка при свидетелях. В некоторых семьях принято демонтировать «позор» проказника на семейном совете, перед бабушками-дедушками и другими родственниками. Такой подход не приносит ожидаемых результатов, он только развивает в малыше внутреннее чувство стыда, недовольства собой, неуверенность. Старайтесь проводить воспитательные беседы наедине с чадом, без свидетелей. 
  8. Малыш имеет право свободно мыслить. В голове ребенка, точно так же и взрослого, может твориться что угодно, и никто не имеет права управлять нашими мыслями. Вы можете обвинять его за конкретные поступки, но не за то, что он плохо о ком-то подумал или выносил план очередной шалости.
  9. Помогите крохе осознать и исправить ошибку. Каждый из нас допускает ошибки, разница только в том, что взрослый знает, как исправить неловкую ситуацию и избавиться от чувства вины, а малыш не понимает, как ему дальше с этим жить. Ваша задача направить его в нужную сторону (извиниться, поправить, убрать, помочь и т.д.), а потом помочь отпустить тяжелое чувство, (похвалой). Помните, лучший пример для ребенка – это родные люди, он всегда будет зеркалить ваше поведение.

Как родители навязывают детям комплекс вины

  • Мы ответственны за наши слова… Психолог Алина Байбанова о том, почему нельзя перекладывать ответственность за свое эмоциональное состояние на поступки детей, и к чему приводит чувство вины.
  • depositphotos

Комплекс вины у ребенка – что делать? Комплекс вины у ребенка – что делать? Комплекс вины у ребенка – что делать? Комплекс вины у ребенка – что делать?

Нужно ли вызывать у ребенка чувство вины?

Чувство вины в той или иной форме испытывает каждый человек, если живет среди людей и общается с ними. И как любое чувство или эмоция – само по себе оно не плохое и не хорошее. В основе чувства вины лежит злость за те действия, которые были совершены – в отношении родителей, других людей, предметов или самого себя.

Сам ребенок, пока растет и развивается, не может знать, как он поступает – правильно или нет. Правилам поведения, социально принятым в обществе нормам его учат родители. Чаще всего это обучение проходит через порицание, стыд и вину. К сожалению, родители чаще ругают ребенка за промахи, чем отмечают успехи.

Родители, которые вызывают у ребенка чувство вины, – это любящие враги?

Чего же хотят родители, призывая ребенка к ответственности через чувство вины? Явно, осознанно – послушания. Подсознательно – сброс негативных эмоций и снятие с себя ответственности. Чаще всего ребенок «оказывается» виноват перед родителями во многом. С чем же он сталкивается?

  • С несправедливостью родных. Не выспалась мама – виноват ребенок, опаздываем в сад – виноват ребенок. Даже если на работе проблемы, с кем-то мама поругалась, срывается она все равно на ребенке. На него легко срывать агрессию именно потому, что он ничем не сможет ответить, не даст сдачу, а мама испытывает облегчение, разрядившись. Потом, правда, и ее накроет чувство вины, и сама мама уже будет страдать, но это совсем другая история.
  • С обманом. Когда малыш балуется, проще сказать: «Ой, что про тебя люди думают! Какой ребенок нехороший. Как он плохо себя ведет», «Ой, сейчас тебя тетя заберет, такого непослушного мальчика». Если в автобусе малыш чуть расшумелся, то очень легко свалить все на водителя автобуса: «Ну как ты себя ведешь, сейчас водитель тебя высадит!».
  • С предательством родных. Кроме чувства вины, совершенно ненужного в этой ситуации, ребенок усваивает еще одну простую вещь, которая сильно травмирует его: он понимает, что мама с папой бессильны перед каким-то водителем автобуса, перед чужой тетей, которая может вот так просто взять и забрать его из семьи. Родители, которым по определению нужно быть сильными и защищать его, оказываются беспомощными, и малыш понимает, что в этом месте поддержку ему не получить. А если на них нельзя рассчитывать, то на кого же можно? И кроме чувства вины, мы получаем и недоверие к миру, вечное ожидание подвоха.

Что чувствует малыш?

Быть виноватым перед родителями для ребенка мучительно – потому что от мамы и папы зависит его жизнь, его существование в этом мире.

Чувство вины усиливает тревожность ребенка, потому что он не понимает – если я виноват, меня еще любят? А меня можно любить, если я виноват? А как я буду жить теперь? А что сделать, чтобы меня простили? Однако чрезмерное переживание своей вины сильно бьет по самооценке ребенка и делает его несчастным. Это значит, что родители где-то «перегнули палку».

Читайте также:  Делать ли прививки детям?

Комплекс вины у ребенка – что делать?

Обвиняя ребенка, взрослые, как правило, стремятся еще и наказать его. И малыш усваивает – если виноват, должен быть наказан.

Физическое наказание, крики, угрозы ужасны для ребенка, так же как и игнорирование, наказание молчанием. В силу своего возраста ребенок не умеет, не знает, как это чувство вины проживать, что с ним делать.

Все его существование в данный момент наполнено лишь одним смыслом – потребностью в прощении. 

Если родители злоупотребляют такими методами воспитания, то, став взрослым, ребенок уже с трудом отделяет маленькую свою вину от большой. И в той и в другой ситуации он будет чувствовать себя одинаково раненым, виноватым на 100?%, желающим только одного, чтобы его простили, а значит, любили.

Чувство вины: печальные плоды

Формирование обостренного чувства вины у ребенка можно сравнить с миной замедленного действия. Когда малыша стыдят, винят в чем-то, он еще не до конца понимает всю разрушительную силу этого чувства. Для него неприятен то факт, что мама с папой его ругают.

Он чувствует себя плохо, ему говорят – «тебе должно быть стыдно, ты виноват», и он постепенно это усваивает.

Но по мере взросления чувство вины копится и в какой-то момент «взрывается», и ребенок, уже став взрослым, начинает чувствовать себя виноватым буквально за все и перед всеми. 

Быть ответственным буквально за все – нереально. На это тратится слишком много внутренних сил. Обратная сторона чувства вины – это ощущение собственного могущества. В такие моменты человек перестает понимать, где заканчивается его «сфера влияния», его границы и начинаются границы другого человека, чужая ответственность.

Человек с повышенным чувством вины редко понимает, что другие люди могут быть с ним грубыми, обманывать не потому, что он сделал что-то не так, а просто по каким-то своим причинам. Но «виноватый» считает, что это именно он сделал что-то не так, спровоцировал. И для него в этот момент создается много напряжения.

Когда такой взрослый обращается к психологу, то его работа с ним заключается в том, что он учится заново выстраивать границы, которые были нарушены в детстве. Учится признавать то, что люди могут быть злы и расстроены сами по себе, а не только в отношении него. Он как бы заново себя узнает.

5 золотых правил

  1. Высказывайте обоснованные замечания. Когда ребенок чувствует вину, ему гораздо легче, если он понимает, в чем конкретно виноват и что ему с этим делать.

    Обоснованное замечание – то, которое следует не из прихоти взрослого, а вытекает из общего правила: нельзя драться, воровать, нужно говорить «спасибо» маме после того, как встаешь из-за стола.

  2. Не шантажируйте малыша.

    Эмоциональное давление происходит, если мама просит о чем-то, опираясь просто на свое желание, а не на обязательное правило: «Пожалуйста, обними тетю Наташу, мне будет приятно». Тогда как мамина подруга ребенку совсем не нравится. И вот он наступает на себя, потому что, если он этого не сделает, то мама «будет несчастна».

    И в итоге ребенок вынужден делать что-то необязательное, но при этом неприятное. Никогда не лишайте ребенка своей поддержки. Забудьте навсегда разрушительную фразу «Я тебя любить не буду, если ты…»

  3. Объясняйте свои просьбы.

    Например, придерживать дверь перед пожилым человеком надо не потому, что он растроганно улыбнется в благодарность, а потому, что в противном случае дверь ударит его по лицу, и это будет больно.

  4. Позвольте ребенку мыслить свободно. Можно быть виноватым в поступках, но никогда – в своих желаниях и мыслях.

    В голову иногда приходит все что угодно! И нет тут ничьей вины. Это важно донести до ребенка. Главное – отсутствие действий по реализации деструктивных мыслей (выбросить хомячка из окна, назвать приятеля жирным и пр.). 

  5. Дайте путеводную нить.

    Как малышу поступить, если он в самом деле в чем-то виноват? Ударил младшего брата, нагрубил бабушке, сломал мамин браслет… Дайте ему совет, куда двигаться в неприятной ситуации реальной вины. Самое очевидное, хоть и не простое – извиниться. Маленькому ребенку трудно сделать этот шаг и сказать – извините меня, я не хотел, мне жаль, что так вышло. В этом случае мама должна прийти ему на помощь, быть примером. Очень важно, чтобы в семье было принято говорить о своих чувствах и просить прощения, если кто-то кого-то обидел. Тогда ребенка не надо будет этому учить. Родители – естественный пример для малыша во всем. 

Как живется «безгрешным»?

Скажем сразу – чувство вины отнюдь не бесполезно. Осознание ошибок необходимо для психологического становления ребенка и усвоения им социальных норм. Чувство вины выступает определенным регулятором поведения человека – и воспитать ребенка, свободного от этого чувства, конечно, можно. Это другая крайность. Какие тут можно дать «вредные советы»? 

Нужно лишь учить его тому, что мнения и чувства других людей не имеют никакого значения. Для этого во всех детских конфликтах выбирайте виноватым кого-то другого.

Никогда не рассказывайте ребенку о своих чувствах, как бы сильно он вас ни обидел и ни расстроил.

Если вы будете делать вид, что все хорошо, молчать, когда вам больно или плохо от его поступков, слов, тона, малыш просто не сможет научиться понимать того, как именно он влияет на вас и окружающих.

Звездные родители

Янина Мелехова, актриса, и Анна-Мария (5 лет)

Комплекс вины у ребенка – что делать?

Стараюсь избавлять дочку от чувства вины. Если она нечаянно шалит, важно разъяснить, что именно она сделала не так. И тогда это не вина, а осознание проступка.

Специально Анна-Мария пока не пакостит и, надеюсь, такого не будет. Говорить ребенку: «Я тебя не буду любить» – нельзя. Но если я чем-то недовольна, могу сменить тон.

Она у меня девочка эмоциональная, и порой немного строгости необходимо. Но в меру.

Лера Туманова, автор-исполнитель, композитор, и Ария (4 года)

Комплекс вины у ребенка – что делать?

Максимум, что нехорошего может сделать наша малышка, – это пролить супчик и громко кричать, требуя что-то. Ребенок в этом возрасте не обязан знать, что его «хочу» мгновенно исполнять не будут, особенно если оно из области каприза. Мы с мужем стараемся спокойно объяснить дочке причины нашего отказа, приводя доводы уж точно без всяких обвинений. Ребенок не виноват, что ему хочется. 

Источник фото: depositphotos.com

Чувство вины у ребенка

Комплекс вины у ребенка – что делать?

В чувстве вины, как в эмоции, которые присущи большинству из нас, плохого ничего нет. Даже более того, именно угрызения совести и стыд, которые испытывают и дети, и взрослые, делают из людей не эгоистов и позволяет существовать нам в обществе. Благодаря самообвинениям ребенок усваивает правила, которые приняты в социуме. Но плохо, если в результате некорректного воспитания, эти чувства могут стать хроническими, и уже взрослый человек будет ощущать себя всегда и во всем виноватым.

Самообвинения, как средство манипуляций

Случается так, что сами родители становятся виновниками того, что ребенок чувствует себя виноватым. Порой мама сама того не замечая, вызывает у ребенка такие чувства.

Комплекс вины у ребенка – что делать?

Пример. Малыш испачкал одежду и мама говорит: «Ну вот, снова стирать твои вещи, у меня уже руки из-за этой стирки непонятно на что похожи!». Ребенок чувствует вину за красоту маминых рук и следующий раз очень боится признаться маме, что испачкал одежду.

Еще одна манипуляция, чтобы ребенок винил себя – обида. За какой-то проступок, даже незначительный, некоторые мамы делают вид, что обиделись. Тем самым, у чада огромное чувство вины, что он обидел свою маму.

Далее, когда ребенок становится уже взрослым человеком и начинает жить своей жизнью, матери часто взывают к чувствам вины у своего ребенка. Часто это прослеживается в отношениях между сыном и мамой, особенно если ребенок рос в неполной семье.

Будучи взрослым мужчиной, он занимается самобичеванием, что не смог в эти выходные заехать, что не позвонил и т.д.

Чувство вины у ребенка, вызванное манипуляцией, сильно отражается на его будущем восприятии происходящего. За каждую мелочь малыш чувствует себя виноватым и хочет любым способом исправить ситуацию.

Почему нужно избавлять ребенка от частых самообвинений

Если ваш ребенок часто чувствует себя виноватым, то со временем это состояние может укорениться. Он привыкает обвинять, причем не только себя, но и других людей и различные обстоятельства.

Теряется уверенность в себе и взращивается безынициативность. Внешне человек может казаться вполне активным и деятельным, но как только на пути появляется трудность, то человек отступает.

Таким образом, «виноватый» ребенок ничего не добивается в жизни, всю энергию тратить на поиск того, кто же в этом виноват.

Если вы замечаете, что ваш малыш через чур робкий, тревожный, слабый в компании сверстников – поговорите с ребенком о его чувствах. Объясните, что он не виноват в той или иной ситуации. Если сын или дочь действительно провинился (-лась), скажите, чем вы недовольны и подскажите, как это исправить.

Детский психолог также поможет при проблемах с самообвинениями. Специальные методики помогут выявить причины и скорректировать поведение.

  Детская агрессия, как с ней справиться.

Детские комплексы: причины и способы борьбы

Представьте себе ситуацию: мама выходит из подъезда с малышом, которого сразу же обступает толпа соседок, они начинают сюсюкать и обязательно требуют рассказать про свою детскую жизнь.

И тут происходит вполне закономерная реакция ребенка, который молчит и прячется, стараясь увести маму подальше от этого места с чужими тетками. Но, вместо этого, мать, считающая себя опозоренной, краснеет и начинает отчитывать ребенка.

Знакомо? Так вот, можно уверенно сказать, что ребенок от одной такой ситуации может получить кучу комплексов на всю жизнь.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь» Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Комплекс вины у ребенка – что делать?

Причины детских комплексов

Главная причина комплексов у ребенка – это его родители.

  • А точнее, их воспитание. Что может послужить причиной для развития комплексов? Формулировки окружающих, особенно родителей, несущие в себе заряд негатива. Фразы, подобные: «У всех дети, как дети, а ты…» или, например: «Ты – плохой ребенок…» способны укрепиться в подсознании и, в дальнейшем, сильно отравить жизнь сына или дочки.

Ребенок не способен критически относиться к словам взрослых, особенно родителей, которые для него – боги. Примерно до 7-8 лет малыш воспринимает ваши слова, как аксиому. Так происходит формирование чувства вины, которое закрепляется, разрастается и становится устойчивым комплексом, а искоренить его уже достаточно сложно.

Комплекс вины у ребенка – что делать?

  • Комплекс вины малышу прививают и всякие рассказы мамы про то, как ей было трудно, страшно в момент его появления и от чего пришлось ей ради ребенка отказаться. В этом случае, ребенок может чувствовать себя виноватым в том, что родился и теперь мешает маме жить.
  • Комплекс «слабости» обычно возникает у маленьких «тихонь», которые не способны противостоять более напористым сверстникам и защитить себя от несправедливости. В дальнейшем, этот комплекс переносится уже на все сферы жизни. Ребенок начинает бояться перемен, он неуверен в своих силах, постоянно сомневается в каждом своем шаге.
  • Комплекс неполноценности могут привить некоторые «невинные» фразочки, наподобие: «Ты, как всегда, ничего не умеешь и не можешь…» Надо ли говорить, что ребенок, наслушавшись такого от родителей, станет неуверенным в себе и неспособным достичь цели. Это разовьет пассивность и желание постоянно оправдываться: «У меня все равно никогда ничего не получится…».
  • Фразы о том, что плакать – это плохо, обижаться нельзя, бояться стыдно способны загнать проявление эмоций в глубины подсознания, сделать их чем-то запрещенным и создать из ребенка эмоционально холодного человека. Это может привести к ощущению собственной неполноценности и ущербности.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь» Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

  • Для начала, не запрещайте ребенку выражать свои эмоции. Малыш должен радоваться, бояться, переживать, сердиться и учиться управлять собой и своими эмоциями. Ребенка нужно воспитывать, в меру хвалить и наказывать, но особенно следить за собой и своими выражениями.

Обычно, закомплексованными становятся дети у слишком строгих и властных родителей, подавляющих инициативность, интерес и эмоциональность малыша. Помните, что при воспитании важен не только кнут, но и сладкий пряник.

  • Не давайте оценку личности ребенка, но давайте оценку его поступкам, просите его самостоятельно определить, насколько он поступил правильно. Не надо говорить: «Ты плохой…», а надо: «Ты сегодня поступил не очень хорошо, как ты думаешь, почему это плохо?» Так ребенок научится анализу, сможет сделать вывод и научится адекватно реагировать.
  • Учите ребенка принимать неудачи, при этом не нужно «стимулировать» стремление к учебе с помощью сравнения с другими. Смиритесь с мыслью, что двойка – далеко не показатель ума или способностей. Просто ребенок по каким-либо причинам не усвоил школьный материал. Возможно, ему было просто лень делать уроки. Иногда это даже полезно, как и получать плохие отметки. Вам нужно не ругать его, а просто позаниматься с ним дополнительно и проконтролировать выполнение заданий.
  • Учите ребенка принимать поражения, делать из этого выводы и стараться преодолеть возникшие трудности, а не говорить ему, что он «…никогда ничего не сможет и у него не получится…».
  • Помните, что детские капризы – это нормальный этап взросления и они будут возникать в любом месте: в магазине, в транспорте или на улице. Не надо проводить уроки воспитания при посторонних, ругать и обещать расправу. Вы должны успокоить малыша и мягко, перевести каприз в конструктивное русло. Не напоминайте об этом случае ребенку, чтобы не формировать вину за естественные эмоции.

Конечно же, нельзя избежать всех травмирующих ситуаций и в формировании комплексов участвуют не только родственники ребенка, но и окружающий его социум. Родителям, даже самым адекватным и спокойным, необходимо внимательно следить за тем, чтобы взаимодействие ребенка с окружающим миром проходило с минимальными травмами для детской психики.

А как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у ребенка не развивались комплексы?

Как помочь ребенку справиться с чувством вины и обиды

Многие из нас с детства знакомы с такими чувствами, как вина и обида. Кто-то особенно ярко помнит ситуации, которые его обижали или заставляли чувствовать себя виноватым.

Представляете, как могла бы измениться наша жизнь, если бы в раннем возрасте нас научили принимать собственные чувства и проживать их? Психолог семейного центра «Сокол» Диана Яриз рассказывает, как научить своего ребенка справляться с чувством вины и обиды.

Урок эмоцийЧаще всего ребенок обижается тогда, когда не в силах справиться с сильными эмоциями, такими как гнев или злость. Ему проще и понятнее замкнуться, уйти от контакта, чем пытаться понять, что такое неприятное происходит с его чувственным миром.

Учитесь вместе с ребенком называть эмоции по именам, помогайте ему определять, что он чувствует в данный момент. Когда ребенок научится называть эмоции и отличать их друг от друга, ему станет понятнее, что происходит именно с его эмоциональной сферой. А значит, и управлять ею.

Зовем на помощь всю семьюЧасто дети учатся реагировать на ситуации у своих родителей. Кто из членов семьи часто обижается и уходит в игнорирование и отказ от общения? Если в семье такой человек имеется, то ему необходимо пересмотреть свою стратегию поведения ради благополучия ребенка.

Детские личные границыОбъясните ребенку, почему и как необходимо говорить о своих чувствах обидчику. Это станет первым шагом на пути выстраивания здоровых личных границ у вашего ребенка.

Скажем стыду «нет»Чувство вины у ребенка часто появляется там, где ребенка пристыжают взрослые. Поэтому избегайте публичных обвинений ребенка в проступке. Не пытайтесь у него вызвать раскаяние и чувство вины. Фиксируйте ваше внимание на том, как решить возникшую ситуацию и обговаривайте это с ребенком.

Никакого запрета на чувстваНеважно, кто прав, а кто виноват, кто обидчик, а кто обижен. Дайте ребенку право испытывать разные эмоции.

Говорите с ним об этом, поощряйте его желание быть откровенным и услышанным.

Если ребенок знает, что у него всегда есть возможность высказаться значимому взрослому и он будет услышан, то чувства вины и обиды быстрее проживутся, останутся в прошлом.

Будьте внимательнее к чувствам ребенка, показывайте на собственном примере, что «неправильных» эмоций не бывает. Следуя всем рекомендациям, вы поможете ребенку справляться с чувством вины и обиды.

Комплекс вины у ребенка – что делать?

комплекс вины

На данной странице собраны наиболее популярные посты и комментарии наших пользователей по теме «комплекс вины». Это поможет вам быстро получить ответ на вопрос, также вы можете принять участие в обсуждении.

Мы вчера ходили в ресторан!!! Так классно сходили!!! Полиночку оставили дома с бабушкой, дедушкой и прабабушкой. У меня гв, поэтому нас не было дома 2, 5 часа. Это было вечером. В 10 у нас отбой.

А мы тока полдесятого пришли и естественно полиночка нвчала капризничать к этому времени. Устала. Мама моя слова не сказала… причем она ее и на ручках носила… но остальные… ужас… сами сидят никуда не…

У нас утрачено умение быть правым. У всех в большей или меньшей степени существует комплекс вины. Например, на исповеди человек, рассказывая, что он ударил хулигана, поставил его на место, говорит:  — Каюсь.  Я его спрашиваю:  — А в чем ты каешься, скажи, пожалуйста? Ты благое дело сделал — поставил хулигана на место, тебя надо поблагодарить. Другое дело — если ты со злобой это делал —…

учила ребеночка своего извиняться… просто у нее манера была такая, нашкодит, я ее отчитываю, а она скривит губы, наклонит голову и молчит, мол да, виновата, иногда слезу пустит, не успею отойти, она тут же бежит счастливая, вопрос какой задать или еще что-нибудь. так я учу-нельзя так, ты меня расстроила, надо сначала «извини»сказать, сказать «я так больше не буду». а то, думаю получится…

Мама терроризирует меня, что я плохая мать — совсем не занимаюсь ребёнком. Я же с малой каждый день минимум полтора часа гуляю, попеременно с ней играюсь, но далеко не весь день. Она не ходит в ясли, постоянно дома, а мне и другие дела поделать надо и отдохнуть тоже хочется. Еще малая не очень хорошо разговаривает для своего возраста. Правда и растёт в 2-язычной семье (рус и нем). Среди…

Как женщины манипулируют парнями «Комплекс вины» (Анонимно) Вот живешь ты один. Работаешь, творишь, созидаешь, все у тебя прекрасно. Отличные друзья, репутация, коллеги уважают, родичи любят, успехи на работе, денег завались, времени навалом, самооценка на высоте. Но вот у тебя появляется постоянная подруга. И ты делаешь для нее много приятного и полезного. Подарки, услуги, знаки…

текст: Екатерина КолокольцеваЧувство вины, в норме помогающее ребенку развить моральные качества, без соблюдения «техники безопасности» в воспитании может стать хроническим и привести к эмоциональной травме. Попробуем же разобраться, когда появляется чувство вины у детей, в чем его причины и что с ним делать. Кодекс вины Современные статьи на тему популярной психологии полны обличения…

Вина — это сигнал Мы стараемся сделать для детей как можно больше. Но «больше» ещё не значит «лучше». У каждого растущего человека есть жизненно важные (базовые) потребности, и наша задача — удовлетворить именно их, причём вовремя и правильно. Если мы это делаем — всё нормально, ребёнок чувствует нашу любовь, отзывается на неё и расцветает. Если нет — появляются всевозможные проблемы. И…

Мы стараемся сделать для детей как можно больше. Но «больше» еще не значит «лучше».

У каждого растущего человека есть жизненно важные (базовые) потребности, и наша задача – удовлетворить именно их, причём вовремя и правильно.

Если мы это делаем – всё нормально, ребёнок чувствует нашу любовь, отзывается на неё и расцветает. Если нет – появляются всевозможные проблемы. И тогда, осознавая, что…

Тест. Кто формирует у ребёнка чувство вины? Не вы ли сами? Этот тест поможет вам узнать, соблюдаете ли вы чувство меры, когда учите его «что такое хорошо, что такое плохо». Вопросы в тесте расположены по возрастающему принципу (по возрасту: от малыша к подростку). 1. Вообще-то ваш малыш уже умеет проситься на горшок, но тут «согрешил» и намочил штанишки. Что вы скажете: А. Хорошие…

Мой сыночек очень любит моё внимание, один играть не может больше 5-ти минут и любит покататься у мамы на ручках))) Естественно целый день я не могу это делать, да и лимит фантазии игр быстро иссякает, ему быстрее всё надоедает, чем я придумываю… Иногда надо разгрузиться, поболтать по телефону, а он вокруг меня ползает и требует внимания… Так вот у меня уже какой-то комплекс вины, что я ему…

все началось, когда я перестала быть маленькой куколкой, лет так в 10.

собака разбила лампу, бьют меня, дальше больше, отец нашел другую, виновата я, вовремя не предупредила, она после развода попала в психушку, виновата я, она нашла у меня в вещах какую то писанину, где упоминалось о женитьбе отца, надо было лучше прятать. Теперь это уже прям все в глобальном смысле, работа у неё плохая из за…

стоит заняться своими делами (не домашними, а личными) — сразу ребенка жалко, что он предоставлен сам себе. Хотя я личными делами занимаюсь только когда дома муж.

Секс редко, раз в две недели м.б. Не было еще дня, что бы муж не подначил насчет того, что я вечером вместо исполнения супружеского долга удрыхиваю. А иногда (мужду нами) даже притворяюсь, что сплю, т.

к. не хочется ну вооообщееее. Потом терзаюсь. А он, как назло, мне все время напоминает, что, мол, еще немного, и у него начнутся возрастные проблемы, типа, мне захочется, а он уже так запросто не…

опять мучает совесть. у свекрови маленький сын. И он очень балованный. Сегодня довел меня и я с ним доспорилась что он закатил истерику и такое частенько бывает. Вы бы стали ругать чужого ребенка.? Свекровь ничего не говорит поэтому поводу но мне иногда кажется Что она косо смотрит после таких ситуаций. Но и поделать с собой ничего не могу.

С тапками мимо. Злые дамы тоже.
Вот есть у меня такая заморочка — мне все время кажется, что я мало времени провожу со своей крошкой, не могу оставить её ни на секунду.

Старшие делают уроки, я её беру на руки и вместе с ней помогаем сестричке и братику, иду есть, её в шезлонге тащу с собой на кухню, даже если она спокойно лежит в кроватке одна.

Мне все время кажется, что ей грустно одной и…

читать много!!! не мое!!!!))) выбрала пару статей, наиболее доступно и просто объясняющую этот этап развития личности ребенка. можно, конечно, обратиться к «отцу-основателю», но это уже для ищущих вглубь)) — Насколько мне известно, впервые термин “Эдипов комплекс” был введен З. Фрейдом (и им же описано соответствующее явление). Сейчас многие аспекты теории Фрейда критикуются за…

Комплекс неполноценности Комплекс неполноценности – это переживание собственной бесполезности, никчемности и ущербности, когда мы чувствуем себя, как бракованный товар, который, если не пожалеют, то попросту спишут и выкинут на «помойку». Комплекс неполноценности – одна из главных причин всех наших неврозов. Эта тема уже не раз косвенно затрагивалась на сайте под разными соусами: это и…

Тема сексуальности всегда была очень деликатной. Как ни странно, даже в наш век очень немногие по-настоящему принимают свою сексуальность. Ряд глубинных психологических и духовных факторов, которые вступают в игру при сексуальном выражении, делает данный вопрос очень трудным и запутанным. Наша сексуальность играет основополагающую роль для всего нашего существа. Благодаря ей мы имеем…

«Чьи-то дети учат китайский, растут на Скрябине и чисто пишут в тетрадях, а мои…» Психолог Людмила Петрановская — о том, как чувство вины разрушает родительство Наверное, самый большой камень, просто мощный замшелый валун, который лежит на пути к родительству без надрыва, – это чувство вины. Некоторые мамы признаются, что чувствуют себя виноватыми практически постоянно. Все идет не так, как…

Причины развития детских комплексов и как их избежать Давай разберемся, по каким причинам закладываются детские комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным. Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш…

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ И КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ Давай разберемся, по каким причинам закладываются детские комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным. Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш…

Причины развития детских комплексов и как их избежать Давай разберемся, по каким причинам у детей появляются комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным и неуверенным в себе. Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки, которые малыш…

► Причины развития детских комплексов и как их избежать Давай разберемся, по каким причинам закладываются детские комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным. Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш…

Давай разберемся, по каким причинам закладываются детские комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным.

  Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш буквально впитывает с раннего детства. Другим словами,…

Давай разберемся, по каким причинам закладываются детские комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным.

Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш буквально впитывает с раннего детства. Другим словами,…

Давай разберемся, по каким причинам у детей появляются комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным и неуверенным в себе. Показать полностью.. Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки, которые малыш буквально впитывает с раннего…

Давай разберемся, по каким причинам закладываются детские комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным.

Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш буквально впитывает с раннего детства. Другим словами, мамы…

Давай разберемся, по каким причинам закладываются детские комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным.

Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш буквально впитывает с раннего детства. Другим словами, мамы и…

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВИ КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ Давайте разберемся, по каким причинам закладываются детские комплексы и как нужно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос закомплексованным. Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш…

Многие знают, что причина проблем и комплексов взрослого человека кроется в далеком детстве.

Психологи уверены, что виновны в этом негласные родительские установки или же директивы, которые малыш буквально впитывает с раннего детства. Другим словами, мамы и папы редко задумываются над тем, что слова или фразы, которые они употребляют при общении с малышом, формируют некоторую скрытую…

Мы собрали в одном месте популярные посты пользователей по теме «комплекс вины», чтобы вы могли получить ответы на вопросы, связанные с:

  • — планированием беременности;
  • — воспитанием ребенка;
  • — лечением и диагностикой детских болезней.

Социальный сервис baby.ru — это сообщество из 10 миллионов настоящих и будущих мам, которые уже обсуждали вопрос «комплекс вины» в своих блогах и тематических сообществах.

Как воспитывать ребенка, не вызывая у него чувства вины

17 958

«Необходимо, чтобы родитель был уверен в правомерности своей просьбы. Если вы не уверены, что правы, сами сомневаетесь в том, что говорите, у ребенка нет причин вас слушаться.

Обоснованное замечание – то, которое следует не из простого желания взрослого, а вытекает из общего правила: нельзя драться, нельзя воровать, нужно предупреждать, если вернешься поздно… Эти правила необходимы – для того чтобы ребенок ощутил свое единство с окружающими людьми. Они позволяют ему перерасти животное состояние, стать более цивилизованным и спокойно жить в обществе.

Задача родителей – привить эти правила, а детей – их усвоить. Правомерна та просьба, которую высказал бы в этой ситуации любой взрослый. Так что либо ребенок подчиняется правилу и все хорошо, либо нет – и тогда он будет наказан. Точно так же водителю, проехавшему на красный свет, должен быть выписан штраф. Он платит за то, что сделал. В таком контексте нет места чувству вины.

Очень важно объяснить ребенку, что правила существуют не только для него, но и для всех остальных, взрослых и детей, по всему миру, потому что без правил жизнь в обществе была бы невозможна».

Избегайте эмоционального шантажа

«Чувство вины возникает тогда, когда взрослый объясняет свою просьбу не общими правилами, а, например, своими эмоциями. Когда он говорит: «Сделай это…

– чтобы сделать приятное мне», – он подразумевает: «Если ты этого не сделаешь, я буду несчастен».

– ты ведь добрый мальчик /добрая девочка!», – он имеет в виду: «Если ты этого не сделаешь, ты будешь злым/злой».

– потому что это хорошо/плохо» – эти нравственные понятия, если их никак не объяснили, неоднозначны и могут вести к непониманию: «Мама говорит, что воровать плохо, а бабушка говорит, что просить подружку снять трусы плохо.

Это одинаково плохо или нет?» Все эти аргументы без объяснения могут стать основой для невротического чувства вины: у ребенка появляется смутное убеждение, что он сам плохой… И наконец, когда вы в чем-то упрекаете ребенка, очень важно разделить поступок и человека.

Ругают ребенка, который украл, потому что воровать – это плохо, но нельзя говорить ребенку, что он вор. Наказывают проступок, а не человека».

«Вы должны вразумительно и логично объяснить ребенку, почему следует вести себя тем или иным образом. Например, придерживать дверь перед пожилым человеком нужно не потому, что ему это будет приятно, не потому, что это мило или хорошо, а потому что, если дверь ударит его по лицу, ему будет больно.

Или потому, что у него не хватит сил держать одновременно дверь и свою палочку, и он может упасть… Даже самых строптивых детей простое объяснение смысла просьбы может успокоить. Нельзя быть виноватым в нарушении правила, которого человек не знал. Зато, как только он его узнал и нарушил еще раз, он уже виновен.

И тогда его следует наказать».

Позвольте мыслить свободно

«Можно быть виноватым в своих поступках, но никогда – в своих желаниях или мыслях. Очень важно, чтобы ребенок ясно понял: у него могут возникать самые ужасные мысли. Этого не надо бояться или стесняться.

Прийти в голову может все что угодно, тут мы не властны над собой. Это не «плохо», а, напротив, абсолютно естественно и случается с каждым.

Но тем не менее от мыслей к действиям он переходить не может, потому что в человеческом обществе можно думать что угодно, можно говорить очень многое, но вот делать можно далеко не все»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector