Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

В этой статье речь пойдет об обустройстве детской комнаты для ребенка с плохим зрением. В отличии от жилого пространства для обычного малыша, в обустройстве детской незрячего ребенка много особенностей.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Во-первых, такой ребенок с рождения лишен радости видеть,  повторять или запоминать увиденное. Знакомство с окружающей средой для него не веселая игра, но долгий и упорный труд. Ребенок с проблемами зрения познает этот мир с помощью звуков, запахов или на ощупь.

Обустройство комнаты

Обнаружить проблемы со зрением у малыша можно в раннем детстве. Современная медицина позволяет если не убрать проблему, то максимально скорректировать ее влияние на развитие ребенка. Родителям же со своей стороны придется обратить особое внимание на среду обитания, в которой будет расти кроха.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Для малыша с плохим зрением необходимо устроить в детской комнате зону комфортного освещения. Это значит, никакого яркого света, максимально рассеянные потоки и диммеры на выключатели, что позволит избежать излишнего утомления ребенка.

Второе правило в детской  ребенка с плохим зрением: никаких резких звуков первые полгода – год. Все погремушки, ночники и другие мобили должны иметь  мягкое звучание, без  громких всплесков в музыкальной композиции.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Так как незрячий ребенок получает информацию об окружающем мире в урезанном виде, родители должны максимально сосредоточить внимание на доступных средствах познания их ребенка. Хорошим подспорьем для получения знаний об окружающем мире малышом станут записи природных звуков: шум воды, ветра, дождя, например.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Тактильное знакомство с окружающим миром – второй по значимости способ узнавать мир для такого ребенка. Первый опыт он получает вместе с молоком матери, затем все игрушки, покрывала, предметы интерьера он обязательно ощупает, чтобы иметь представления и о них.

Поэтому крайне важно подбирать в детскую ребенка с проблемами со зрением предметы интерьера только из натуральных материалов. Это поможет избежать ненужной аллергической реакции. С другой стороны в детской слабовидящего ребенка принято избегать острых предметов. Никаких выступающий углов, необходимо  максимально обезопасить ребенка от травм в его  родном помещении.

Для слабовидящего ребенка очень важно окружающее пространство. Оно должно быть постоянным. Эксперты отмечают, что  интерьер детской комнаты ребенка плохим зрением не должен часто изменяться. В помещении необходимо соблюдать строгую градацию. Если вы однажды поделили  зоны на игровую, рабочую и зону отдыха. Стоит постоянно придерживаться этих границ.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

С другой стороны слабовидящий ребенок испытывает сильный дискомфорт от закрытых дверей. В его комнате дверь должна легко открываться, а на шкафчиках следует избегать дверок.

Развивающая среда для слабовидящего ребенка

Конечно, адаптация к миру у ребенка с проблемами зрения идет гораздо сложнее, чем у его здорового сверстника. Поэтому с слабовидящим ребенком необходимо общаться с самого рождения. Мамин голос с первых дней даст ему уверенность в своих силах. Любое свое движение, любой звук вы должны объяснять, озвучивать.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Ребенок с плохим зрением очень долго привыкает к новому, но очень ценит те вещи, которые находятся рядом на протяжении долгих лет. Оформляя детскую комнату для новорожденного, продумайте преемственность через годы. Например, коврик для игр может стать частью игрового пространства, а текстурные обои на стенах со временем начнут выполнять обучающую функцию.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Так как у незрячего ребенка нет возможности запоминать увиденное, стоит позаботиться о том, что он слышит. Не торопитесь насыщать его звуками. Пусть это будут погремушки-гремелки, которые со временем вы сможете заметить на “Змейку Монтессори” – в основе которой будет шелест и шорох пересыпаемой крупы, и т.д.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Когда ребенок немного подрастет, вы можете разнообразить его среду обитания игрушками, которые можно потрогать. Например, книги с объемными картинками, или пальчиковые краски с добавлением крупы, чтобы различать цвета.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Еще один вид развития для ребенка с проблемами зрения – пальчиковый театр, где каждый герой оснащен  колокольчиком со своим звуком. С помощью таких постановок ребенка можно научить различать добро и зло, радость и грусть, дружбу или предательство.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

В детской комнате ребенка с проблемами со зрением не должно быть одинаковых игрушек! У каждой должна быть особенность. Где-то это звук, где-то это текстура. На машинках можно вообще использовать объемные метки.

Часто родители незрячего ребенка  не знают, как научить его завязывать шнурки, застегивать пуговицы или заправлять постель. Ведь подражать увиденному примеру ребенок не сможет, поэтому приходится опираться на слух, ощущение и запах.

Один мой знакомый разработал целую сигнальную систему. Когда сын правильно укладывал подушку и одеяло на постель, включалась его любимая музыка. Когда застеленное покрывало имело неровности срабатывала негромкая, но достаточно неприятная сигнализация.

Другая мама особого ребенка начала учить его завязывать шнурки по методике Монтессори. Она сама сшила стельку со шнуровкой и повесила ее на уровне  глаз ребенка.

На первом этапе каждое утро мама зашнуровывала ботинки сына и проговаривала как скороговорку “Раз, шнурочек потянулся, за петельку зацепился, два – он в дырочку прошел, получили ровный шов…” После того, как мама сама зашнуровывала  ботинки сыну, она просила его повторить все действия на  тапочке-тренажере со стены. Через некоторое время ребенок научился шнуровать ботинки лучше мамы.

Не стоит сомневаться в способностях незрячего ребенка, обделяя его в зрении, мироздание обостряет все остальные органы чувств. Так, один мальчик определял своих домочадцев не по звукам и даже не по голосу, он принюхивался и безошибочно мог сказать, кто сейчас в его комнате. Может быть со стороны это выглядело не очень приятно, но результат был отменный.

Кстати, ребенка с проблемами со зрением можно научить различать цвета, или предметы окружающие его в жизни также по запаху. Такие дети отлично знают как пахнет море, и безошибочно выбирают краску, когда ты предлагаешь им нарисовать вечерний прибой.

Как корректировать проблемы со зрением

Для любого ребенка с особенностями в развитии необходимо корректировать режим дня согласно его особенностей. Тоже самое касается ребенка с проблемами зрения крайне важно соблюдать особый режим дня и содержать помещение согласно приложенной схеме реабилитации.

Детская для ребенка с плохим зрением должна иметь четкое деление на зоны. Все они выделяются цветом стен, полового покрытия.

Например, в игровой зоне могут преобладать яркие, теплые цвета, стимулирующие зрительную активность и работу мозга.

В оформлении рабочей зоны принято  использовать более холодные, спокойные цвета, чтобы не  сбивать внимание ребенка с тренажеров по зрению или не отвлекать от занятий.

Если ребенок с плохим зрением достиг школьного возраста, стоит особое внимание уделить организации его рабочего места и расположению в этой зоне  точек освещения. В зоне отдыха рекомендуют использовать спокойные цвета, теплых оттенков.

Еще раз хочу напомнить, организуя детскую комнату для ребенка с плохим зрением:

  • особое внимание уделите освещению,
  • позаботиться о звуковом сопровождении любого действа в детской комнате,
  • использовать  большое количество  тактильных тренажеров для развития представления об окружающем мире у ребенка,
  • избегать ненатуральных материалов и резких химических запахов в детской,
  • составлять детальный распорядок дня, следуя ему по шагам.

Только так, оформляя детскую для ребенка с плохим зрением, учитывая его особенности и помогая ему  адаптироваться в реальной жизни, вы сможете правильно организовать его адаптацию к окружающей среде.

Как воспитывать незрячего или слабовидящего ребёнка?

Стоит ли описывать чувства родителей, в семье которых появился незрячий и слабовидящий ребёнок.

Как воспитывать и развивать такого малыша, как он будет ориентироваться в пространстве и общаться со сверстниками, что ждёт его в будущем — ответы на эти и другие вопросы мы получили у Алексея Орлова, автора незрячего гид-проекта «Осязаемый Петербург», консультанта родителей незрячих детей по вопросам развития и воспитания.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

— Когда я с вами начала переписываться, зная, что вы незрячий, была удивлена, как быстро вы отвечаете на сообщения. А насколько сейчас интернет-сайты, сервисы, программы адаптированы для слабовидящих и незрячих людей?

— Однозначной оценки дать невозможно. Для незрячих и для слабовидящих требования к уровню адаптации разные. Существует государственный стандарт, в котором прописаны критерии адаптации сайтов для незрячих и для слабовидящих. К сожалению, данный стандарт не доведён до ума и требования, удобные для незрячих, не всегда удобны для слабовидящих.

В категориях софта существуют программы экранного доступа, озвучивающие всё, что вы видите на экране. Примером хорошей адаптации служит сайт «ВКонтакте». В сентябре 2016 года один из незрячих создал петицию, направленную на создание доступной среды для незрячих в VK, просьбу удовлетворили через пару месяцев.

Нельзя сказать, что все русскоязычные сайты отлично адаптированы для незрячих и слабовидящих. Есть к чему стремиться.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

— Вы создали некоммерческий социальный проект «Тифлопедагогика Герцена» — помощь родителям», объединивший информацию об организациях, связанных с помощью незрячим и слабовидящим людям любого возраста. Как вы к этому пришли и на что стоит обратить особое внимание в проекте?

— Я начал собирать для своей девушки научные материалы, связанные с тифлопедагогикой. В процессе сбора информации столкнулся с проблемой: в интернете не нашлось никакого единого централизованного ресурса, который бы был посвящен дисциплине «Тифлопедагогика».

Я собирал материалы фактически по крупицам, а затем решил, что пора выводить знания, связанные с методикой преподавания и обучения незрячих, в свет. Так появилась группа. В проекте родителям незрячих и слабовидящих, тифлопедагогам и реабилитологам следует обратить внимание на лёгкую доступность книг, статей.

Наши читатели часто обращаются ко мне, как к незрячему человеку, за помощью и советом по развитию и воспитанию незрячего ребенка. В вопросы, касающиеся слабовидящих, я не лезу.

Читайте также:  Питание ребенка после удаления аппендицита

— Когда незрячий узнаёт, что он незрячий или слабовидящий?

— Когда ему об этом скажут. Отношение к дефекту формируется обществом. Если ребенка воспитывают как обычного человека, не гиперопекают, наделяют его всеми обязанностями — вырастает образованный и мобильный человек, способный трудоустроиться, создать семью и приводить в восторг своей деятельностью окружающих.

— Что вы посоветуете родителям, которые только узнали о такой особенности своих детей? Где искать нужных специалистов, педагогов, врачей?

— Не паниковать. Читать Озерова В. Д., например, в книге даются инструкции как и что делать.

Не слушать отрицательные или осуждающие сплетни родственников, контактировать с библиотеками для незрячих и слабовидящих, провести мониторинг существующих реабилитационных центров.

В интернете всё это есть. Читайте Озерова В. Д. «Беседы с родителями незрячих детей», изучайте материалы, обращайтесь ко мне.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

— Как растить и воспитывать незрячего ребенка? В чем незрячий ребенок нуждается прежде всего? Как могут родители мешать?

— Воспитывать незрячего ребенка нужно так же, как и зрячего, но есть отличия, описанные у того же Озерова. Автор на своём примере рассказал, как воспитывал своего незрячего ребенка. Незрячий ребёнок нуждается в адекватном и в полноценном отношении родителей к нему.

Тактильное общение, подвижные игры, положительная звуковая обстановка, приятные ароматы, любовь матери и отца — это главное до шести лет. Зрячие мешают незрячему только гиперопекой, желанием сделать что-то за него. А потому, если в доме бабушка или дедушка, которые балуют незрячего или слабовидящего, — переселяйтесь в другой дом.

Чем самостоятельнее будет ребенок, тем легче и приятнее с ним будет общаться, когда он вырастет.

— С помощью чего незрячие дети познают мир?

— Незрячие дети познают мир с помощью тактильных книг, подвижных игр, шрифта Брайля, музыки, звуковых игрушек, компьютера, окружающего мира в целом. Тактильные книги находятся в библиотеках для незрячих. Тифлокомментарии (краткие сообщения о событиях, происходящих на экране, например, куда человек пошёл, описание внешнего вида героя) к мультфильмам можно скачать в интернете.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

— Как незрячие малыши ориентируются в пространстве и осваивают бытовые навыки? Зачем незрячему малышу нужна трость и какая?

— Незрячие ориентируются в пространстве на слух, тактильные ощущения, запахи. В три года незрячий ребенок должен свободно перемещаться по дому, уметь ходить не за руку, но процесс адаптации у каждого свой.

Качество освоения бытовых навыков происходит за счет усердия родителей. Осваивают на ощупь, на память, на основе устных объяснений. Трость — это продолжение руки.

К трости можно начать приучать ребенка с трех лет, но только в игровой форме, чтобы не развить у малыша агрессивного отношения к этому предмету.

— Как родителям нужно следить за режимом сна незрячих детей? Какие сны видят незрячие?

— Родителям нужно следить за режимом сна незрячего так же, как они следят за режимом сна зрячих детей. Следует выработать четкий график или распорядок действий, который не следует нарушать. Об этом подробно написано в книге М. Брамбринг «Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье» (2003).

Если незрячий от рождения, то сны он видит такие же, как и зрячий, но без визуального ряда (звуки, вкус, эмоции, осязание).

— Как рисуют незрячие дети и играют в игрушки, в том числе и компьютерные?

— Зависит от возраста. Малыши рисуют на ощупь, на специальной бумаге. Рисуют острым предметом, чтобы проследить линию, а затем внутри контура закрашивают мелом или краской. В компьютерные игры незрячие начинают играть примерно с десяти лет. О компьютерных играх рассказано на сайте «Тифлокомп».

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Картина незрячей художницы Татьяны Семёновой «Лев и собачка»

— По каким признакам незрячие дети узнают свои игрушки?

— Форма, вес, материал, звуки, запахи. Всё, кроме внешнего вида.

— Какие плюсы незрячим даёт детский сад?

— Самостоятельность, принятие быстрых решений в разных ситуациях, участие в команде, умение постоять за себя, в том числе и перед зрячими.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

— Где и на кого учатся незрячие и слабовидящие в Петербурге? Кем работают?

— ВУЗы доступны незрячему все. Учатся в школе им. К. К. Грота. Основные профессии: музыкант, массажист, программист, юрист. Нестандартные, на моём примере, — гид по городу, учитель в детском саду, автор бизнес-тренингов.

— Как незрячие и слабовидящие школьники проводят досуг?

— Форма проведения досуга незрячих ничем не отличается от формы проведения досуга зрячих. Зависит от развитости. Одни играют в музыкальные интеллектуальные игры, а другие выпивают, наслаждаясь солнышком после уроков.

— С какого возраста следует учить незрячих детей ходить в магазин самостоятельно? И как дети определяют денежные купюры?

— Незрячий должен уметь ходить в магазин и покупать товары с 10 лет. Оплата банковской картой. Минус купюр: дать отложенную купюру можешь, а сдачу проконтролировать нет. Если попытаются обмануть, вбив большую сумму, — это легко проследить через мобильный банк.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

— С какого возраста незрячий подросток должен уметь перемещаться по городу самостоятельно?

— Я начал по городу перемещаться с 15 лет.

— Нужно ли незрячим предлагать помощь? И как это правильно делать?

— Зависит от вашего настроения. Подойти к незрячему, устно предложить ему помощь. Если согласиться — спросить как лучше: взять его за руку или пойти рядом, подсказывая куда повернуть и предупреждая о препятствиях. Если незрячий ответил отрицательно — идите далее, выбросив это событие из головы. Ваша миссия выполнена.

— Что делается в Петербурге для незрячих и слабовидящих?

— То же, что и в других городах: создаётся доступная среда (звуковые светофоры, говорящие информаторы в транспорте, банкоматы; ведётся работа по обучению особенностям взаимодействия персонала в сфере различных услуг с незрячими).

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Обсудить на форуме

  • 668

В помощь родителям незрячего ребенка

«Если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в
естественном жизненном опыте, то слепой ребенок должен специально этому
обучаться».

Л. С. Выготский


Уважаемые родители, бабушки и дедушки! 

На этой странице вы найдете не только статьи об особенностях своего ребенка и
его развитии, но и интересные материалы о воспитании, обучении, которые надеюсь
вам пригодятся!

Основная информация о
вашем ребенке, которая поможет вам в его  воспитании. Наиболее
важная вещь, которую вы должны знать о своем слепом или слабовидящем ребенке,
заключается в том, что в первую очередь он — ребенок. У него те же желания и
потребности, что и у всех детей. И на первое место должны быть поставлены
потребности детства, а не слепоты.

До
поступления в школу ваш ребенок все время проводит с вами. Как и всякий
маленький ребенок он нуждается в любви, комфорте и безопасности. Постарайтесь
сделать так, чтобы квартира была безопасной настолько, насколько это возможно.

 Незрячий 
ребенок должен быть более аккуратным чем зрячий! Приучайте его к порядку ! Ваш
ребенок как и любой другой испытывает различные желания и потребности. Пока
он маленький, все его потребности удовлетворяете вы сами.Он же при этом
остается достаточно пассивным. Взрослея, слепой ребенок  учится сам
обслуживать себя.

 До поступления в школу или дошкольную группу вашему
ребенку необходимо  научиться самому  элементарным навыкам гигиены.

Обучение ребенка навыкам самообслуживания значительно
расширяет его самостоятельность,  но помните, что вашему ребенку придется
жить в мире зрячих и во многих бытовых ситуациях, полагаться только на себя.
Привлекайте ребенка к участию в домашних делах, как можно раньше. Ваш ребенок живет в мире зрячих.

Ему
предстоит преимущественно общаться со зрячими людьми. Поэтому к тем трудностям
воспитания, которые определяются отсутствием зрения или его резким снижением у
вашего ребенка, добавляются трудности, связанные с необходимостью учиться жить
в мире, приспособленном для зрячих людей. 

  • Как организовать прогулку, поход в гостив кинов театрв музей, в столовую, кафе.
  • Развитие кисти руки от рождения до 7 лет. ( описание движений по месяцам и
    годам)
  • Развитие мелкой и крупной моторики у детей до 7 лет (описание примерных этапов у видящих детей)

СЛОВАРЬ  — 
в нем вы найдете расшифровку ваших диагнозов, сокращений в медицинских
справках и заключениях различных врачебных комиссий.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

30 марта состоялась онлайн-встреча с кандидатом педагогических наук,
доцентом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Венерой Закировной Денискиной. Тема лекции: «Нарушения в развитии детей,
вызванное патологией зрения».

  1. Этот вебинар будет полезен не только специалистам, но и мамам,
    воспитывающим детей с нарушениями зрения и слуха.
  2. Венера
    Закировна рассказала:
  3. — об
    особенностях познавательной деятельности детей с глубоким нарушением зрения и
    ее коррекции;
  4. — об
    особенностях обучения предметно-практическим действиям слепых и слабовидящих
    детей;
  5. — о
    специфике формирования мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения и о
    важности этой работы;
  6. — в чём
    причина стереотипных движений у детей с нарушением зрения и технологию
    преодоления этого недостатка;
  7. — каким
    образом члены семьи могут и должны обучать незрячего ребенка ориентировке в
    пространстве.
  8. Запись доступна по ссылке:  

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Документальный фильм. Мамина школа: прозрение»

Мультфильм «Как слепая девочка видит мир»

Документальный фильм «Что видит слепой»

Документальный фильм «Расти большой. Особые дети»

Учимся ориентироваться в приборе для письма по Брайлю

В этом видео тифлопедагог учит слепого ребенка ориентироваться в приборе Брайля. Вы узнаете, как помочь своему ребёнку научиться быстро и уверенно ориентироваться в приборе, как находить нужную строку и клетку.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт
Советую прочитать

Уважаемые родители! 

Для получения более обширной информации о развитии и воспитании  слепых и слабовидящих детей предлагаю вашему вниманию полезный и интересный сайт «В помощь родителям незрячего ребенка».

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт
На этом сайте рассматриваются особенности развития детей в условиях тяжелого зрительного дефекта и даются советы родителям по воспитанию слепых детей дошкольного возраста в семье.
Сайт предназначен для родителей, а также учителей-дефектологов специальных дошкольных учреждений и студентов дефектологических факультетов и разработан на основе пособия, написанного коллективом авторов ─ сотрудников кафедры тифлопедагогики и логопедии РГПУ им. А. И. Герцена.

Полезные ссылки: 

Найти ключик в мир особых детей

Недавно Ксюша стала самой настоящей артисткой – несколько раз сыграла роль цыпленка в спектакле. Все было серьезно и волнительно: и репетиции, и примерка костюмов, и реакция зрителей.

Но Ксюша справилась, и это событие стало для нее просто огромным достижением. Шагом вперед на пути в ее развитии. У девочки несколько сложных диагнозов: поражения центральной нервной системы и расстройства психического развития, которые приводят к сложностям в поведении и нарушениям речи.

Из-за этого Ксюша, в отличие от своей двойняшки – 7-летней Даши – не может ходить в первый класс, хотя и очень сильно хочет проводить больше времени с сестрой. 

К счастью, в феврале прошлого года Ксюша попала на занятия в Центр комплексной социальной реабилитации «Егорушка». И педагогам удалось, наконец, найти ключик к девочке – там-то она и стала артисткой, а еще достигла многих других впечатляющих результатов.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

«Дочка стала активной, коммуникабельной, подружилась с ребятами, – делится Оксана, мама Ксюши. – В психическом развитии с ней происходят просто чудеса!

Участие ее в спектакле – просто знаковое для всех нас событие! Остается только догадываться, на что еще способна наша доченька!»

Помещение, в котором занимаются дети с педагогами, предоставила администрация Курска. А вот основную часть расходов на методические пособия и оборудование взял на себя Фонд «Искорка Надежды».

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Сотрудники Фонда мечтают создать уникальное пространство, в котором Ксюша и все дети, посещающие центр, благодаря адаптивной физкультуре смогут лучше двигаться, познавать мир вокруг, учиться новому, выражать свои мысли и чувства. 

Такое уникальное место можно создать с помощью «Домашнего дома Совы – специального комплекса с набором оборудования, созданного, чтобы учить детей лучше чувствовать и двигаться.

В комплексе есть веревочная лестница, канаты-лианы, перекладина на пружинном модуле, гимнастические кольца, мягкие качели, на которых удобно качаться сидя, стоя, поперек и даже лежа на животе, сенсорный гамак и специальное напольное покрытие. 

«Для нас и многих семей, воспитывающих детей со сложными диагнозами, это уникальная возможность получить доступную реабилитацию», – говорит мама Ксюши.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Благотворительный Фонд «Искорка Надежды» собирает 250 000 рублей, чтобы купить специальное оборудования для занятий нейродинамической гимнастикой с детьми, имеющими сложные диагнозы.

Давайте поможем Ксюше и другим ребятам развиваться и учиться новому. Пусть найдется ключик в мир каждого особого ребенка!

Знакомство с миром напрямую, или как создавать обучающие возможности для незрячего или слабовидящего ребенка каждый день

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Воспринимать мир напрямую, «из первых рук», через свои собственные действия – это самый эффективный способ узнавать о нём для детей с нарушениями зрения. Только так у них могут сформироваться правильные, чёткие представления о жизни вообще и о конкретных предметах, тех, которые их окружают. Чем больше разного опыта получает ребёнок, тем шире и богаче будут его представления и знания о мире.

Без знакомства с настоящими предметами, без личного опыта действий с ними у слепых и слабовидящих детей развивается то, что называется «вербализм», то есть «пустая речь». Это значит, что ребёнок знает множество слов, чтобы говорить о разных вещах, но при этом представления об этих вещах у него неправильные или их нет вообще.

Сережа был очень сообразительным учеником. На уроке природоведения он с одноклассниками изучал тему «Деревья»,  и мог всё о них рассказать. Он знал названия всех деревьев, их частей и для чего нужны разные части дерева. Его «знания» о деревьях казались очень впечатляющими.

Однажды Сережа был на территории школы со своей учительницей и, спеша куда-то, наткнулся на дерево. «Что это?» — удивился Сережа. Он начал обследовать ствол дерева, ветки, листья, ощупывать кору. Вдруг  остановился и ошеломлённо произнёс: «Это что — ДЕРЕВО?» 

Учительница поняла, насколько важно знакомить детей с настоящими предметами.

Для развития всех детей важно разнообразие опыта. Зрячие дети получают много информации о мире как бы фоном. Они могут рассматривать и близкие, и далёкие предметы и узнавать о них. Детям со слабым зрением, ограниченным полем зрения или тотально незрячим это недоступно. Поэтому такой опыт для них необходимо специально организовывать, чтобы скомпенсировать недостаток фоновых знаний.

Чтобы такие обучающие моменты были полезными для ребёнка, нужно учитывать вот что:

  • Ребёнку нужно много времени. Его нельзя торопить, дёргать или тянуть его за руки. Мозгу ребёнка нужно время для того, чтобы осмыслить то, что воспринимают руки.
  • Рядом обязательно должен быть кто-то, кто объясняет ребёнку, что это такое. Для детей разного возраста объяснения будут разными. Например, для малыша, который только учится говорить, будет достаточно названий предметов, например: «Это дерево. Посмотри, какое дерево!» Самые простые слова и короткие предложения лучше всего работают для детей раннего возраста. Ребёнку постарше стоит задавать наводящие вопросы, чтобы помочь ему самому понять, что происходит и научиться анализировать окружающее, например: «Интересно, что это мы здесь такое нашли? Как ты думаешь?»
  • Для того, чтобы ребёнок при этом что-то понял и чему-то научился, важно, чтобы ему было интересно. И дети, и взрослые гораздо лучше включаются в какое-то дело, когда им интересно и весело. Постарайтесь сделать свои обучающие моменты веселее и интереснее – играйте с ребёнком, пойте, придумывайте рифмы и весёлые глупости, получайте от этого удовольствие сами.

Вы как родители, скорее всего, скажете, что вы очень заняты и не можете весь день заниматься только тем, чтобы организовывать такие обучающие моменты. Более реальным и в то же время значимым и полезным для ребёнка будет, если вы станете встраивать их в ваш повседневный распорядок дня и повторять как можно чаще.

Время еды, купания, поездки на машине, время перед сном, в магазине, время для игр – это всё замечательные возможности для получения разнообразного жизненного опыта. Пока вы занимаетесь с ребёнком повседневными делами, превращайте их в обучающий опыт. Для этого нужно только удобное время, продуманные объяснения, ваша мотивация и интерес.

Тогда ваш ребёнок вскоре удивит вас.

Ключик в мир технологий: из личного опыта

Кирьянцева М.А.,

учитель начальных классов

Ключик в мир технологий: из опыта работы

Проблема перехода от традиционного урока к дистанционной форме проведения занятий вызвала шквал обсуждений в педагогических кругах. Большинство преподавателей настаивали на том, что такой переход невозможен, заменяя дистанционные уроки электронными. Тем не менее, при использовании каждого из этого форматов нужно, по крайней мере, минимальное техническое оснащение.

Отбросив новости о пандемии, вернемся к традиционному уроку, где каждому учителю нужна была наглядность: большие плакаты, где красным по белому надпись гласит о том, что в слове ключик суффикс –ик. Но наш традиционный ключик к современному уроку теперь уже никак не отнести.

Современные дети стали намного меньше читать, а, следовательно, печатный наглядный материал воспринимают хуже, так как у них отсутствует навык смыслового чтения. Да и печатного материала хватает в учебнике, рабочих тетрадях, хрестоматиях и пр.

Дети стали «быстрыми», а это значит, что их внимание способен удержать только 25-й кадр, который они не успевают обработать с помощью зрительного рецептора. Этот 25-й кадр и послужит основой активизации на уроке.

Внимание детей становится все сложнее удержать на уроке.

Если традиционный Вовочка аккуратно выводил буквы в прописи, чтобы традиционная МарьПетровна не поставила двойку, то современный Вовка абсолютно не замотивирован: «Ну, некрасивые буквы. Ну, два же не поставят».

И ведь прав, не поставят, поскольку система обучения в 1-2 классах безотметочная, а к тому моменту, как пойдут отметки, у Вовки уже сформируется «кривография».

Каким же образом обучать таких «нетрадиционных» детей?

Мне с моим классом повезло. Таких «нетрадиционных» Вовок и Морковок у меня было аж 34. Да и меня вряд ли можно назвать традиционным учителем. С первого класса для мотивации и обучения своих «шустриков» я использовала технические блага.

Перво-наперво, встав вопрос о мотивации детей. Здесь меня спасли разработчики приложения ClassDojo, которые создали потрясающую программу с забавными монстриками, где можно прибавлять баллы за достижения или хорошие поступки, и, наоборот, снимать, если ребенок провинился или совсем не справился с заданием.

На определенное количество баллов дети могли себе позволить экскурсию, домашнее задание по выбору, сидеть рядом с учителем, даже дарила игры самым-самым отличившимся. Для реализации такой супер мотивации, казалось бы, нужен только смартфон.

Однако, мне пришлось столкнуться с проблемой, что не у каждого родителя был смартфон или, позволяющий отслеживать результаты ребенка. У таких детей и мотивация на уроках была гораздо ниже.

Но одной мотивацией современный урок не заканчивается. Для проверки домашнего задания вводила карты Plickers и тот же смартфон. Здесь было проще. Смартфон нужен только учителю, результаты детей автоматически выводятся на экран. Какой экран? Правильно, нужен проектор.

Тут мне снова повезло. В моем учебном кабинете экран от проектора не загораживает доску. Я могу спокойно вести урок с презентацией, с виртуальной экскурсией, с видеороликами и т.п.

, при этом делая пометки на доске. Очень здорово, если вам повезло еще больше: ваша доска интерактивная, и вы делаете пометки прямо на презентации, видеоролике и так далее. Но у меня такой нет.

Да и нужна ли она? Разберемся позже.

Таким образом, для организации первых 5-7 минут урока нам требуется: смартфон учителя, компьютер, проектор, экран.

В качестве основной работы можно разделить детей на группы и провести урок в модели ротация станций. Такая модель урока, насколько нам известно, предполагает работу отдельной группы учащихся индивидуально за компьютерами.

То есть, если в классе 33 ребенка, хотя бы, 11 компьютеров должны быть установлены в классе. К сожалению, большинство школ не могут себе позволить такое количество компьютеров в каждый класс, однако есть компьютерные классы и классы информатики. Вот вам и еще одна проблема.

При таких условиях должно быть четкое расписание, какой класс, в какое время идет на занятие в компьютерный класс.

Если такого расписания нет, то обязательно, рано или поздно возникнет конфликт: «Кто крайний в очереди?», потому как всем не надо, но в один прекрасный момент, почему-то вся школа решает провести уроки в этих чудо-кабинетах одновременно.

Есть еще один явный недостаток проведения уроков с помощью компьютеров всеми обучающимися или частью одновременно. Это скорость интернета.

Как помочь слепому ребенку | Милосердие.ru

Кто есть кто в благотворительности? Мы продолжаем публикацию серии интервью с действующими лицами и героями милосердия. Предыдущие выпуски

Вера Ремажевская создавала свою методику обучения и реабилитации слепых детей, чтобы помочь своей дочке. Сегодня основанный ею центр для детей с проблемами зрения «Львенок» — единственный в Украине.

Что ожидает в нашем жестоком мире слепого человека? Обидное название «инвалид», скудная помощь от государства, ощущение, что ты не нужен, ты – обуза. Родные, если и пытаются помочь, как это делать — не знают. Что делать? К кому обращаться за поддержкой?

Все эти вопросы обступили в одночасье юную студентку из Львова Веру Ремажевскую, когда ее новорожденной девочке в 1980 году был поставлен страшный диагноз «слепота». Надо отдать должное мужу героини нашего рассказа – он не испугался трудностей, добросовестно выполняя обязанности главы семейства. Но основное бремя ухода за незрячим ребенком легло на молодую маму.

Детские сады в СССР не занимались слепыми детьми. И пришлось ей доходить до всего самой. Гуманитарное образование ответов на ее вопросы не давало, интернета тогда не было. Да что интернет – книги зарубежных психологов можно было достать лишь в «спецхранах». Но чего не могли дать книги, восполняла материнская любовь, интуиция, и врожденный педагогический талант.

Занималась с дочерью как могла, как умела, как чувствовала.

Когда дочка подросла и пошла в школу для слепых детей, Вера устроилась туда же секретарем-машинисткой. Уже тогда она увидела: благодаря домашним занятиям, дочь лучше подготовлена к учебе, чем ее сверстники.

Ремажевская тогда уже заочно получала второе высшее образование на дефектологическом факультете пединститута.

И постепенно ее интуитивные наработки по дошкольному и школьному воспитанию детей с нарушениями зрения обрели форму стройной научной системы.

Для реализации своей мечты – помочь таким же мамам слепых детей, Вера Николаевна в 1996 году добилась открытия в родном Львове уникального учебно-реабилитационного центра «Левеня» («Львенок») для детей с проблемами зрения – единственного в Украине, руководителем которого является по сей день. Здесь Ремажевская внедрила свою систему помощи слепым и слабовидящим детям.

  • И, наконец, для нормального воспитания слепого ребенка необходимо принятие ситуации родителями. Это особенно близко Вере Николаевне — православной христианке. Ведь на все Воля Божья, Его Промысел и замысел. И как же нужно следование молитве: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпения перенести то, что я изменить не могу; и мудрости – отличить одно от другого».

    А последнее бывает, ох, как трудно. Ведь все родители искренне любят своих детей, и хотят, чтобы те были здоровы. И каким же шоком оборачивается для них известие, что их ребенок родился слепым. А случаи эти, увы, наблюдаются все чаще. Количество детей с проблемами развития неизбежно растет.

    Несколько лет назад и Россия, и Украина приняли стандарты Всемирной организации здравоохранения относительно того, что «недоношенным ребенком» будет считаться любое дитя, родившееся преждевременно, после 20 недель беременности весом более 500 г.

    Статистика же, увы, насчет таких глубоко недоношенных детей безжалостна – у 90% из них наблюдаются, помимо других патологий, нарушения зрения, вплоть до полной слепоты.

    Конечно же, в таких случаях родителями немедленно предпринимаются попытки зрение вернуть. Но, увы, в большинстве случаев медицина пока оказывается бессильной. Однако смириться с этим очень нелегко.

    Начинаются поездки в специализированные клиники в поисках «самой надежной», дорогостоящие операции, не приносящие ожидаемого эффекта.

    Более того, их проведение не только требует огромных денег из карманов родителей, но и приносит слабому здоровью ребенка значительный, а часто и непоправимый вред.

    Ведь большинство хирургических вмешательств проводится под общим наркозом, а препараты, используемые для него, далеко не безвредны для клеток незрелого мозга. И чем больше на юный организм действуют наркотические лекарства – тем больше вероятность развития дополнительных проблем у недоношенных детей.

    В таких случаях важно вовремя понять, что твое жизненное предназначение не в том, чтобы вопреки здравому смыслу добиваться чуда, но дарить свою любовь «особенному» ребенку. Ведь из него, при соответствующем воспитании, может вырасти писатель, психолог, учитель, юрист и, главное, просто настоящий человек.

    Только важно помнить, и об этом Вера Николаевна всегда говорит на встречах с родителями: нельзя полностью «растворяться» в заботе о ребенке. Ведь только высокодуховная, самоценная личность может воспитать такого же человека.

    Вспоминая название центра, основанного героиней нашего рассказа, можно сказать, что «львенок рождается только у львицы», и львом его можно воспитать лишь не предав самого себя…

    Откуда бы ни позвонили в центр «Львенок» родители (а звонят и из Украины, и из других стран), их постараются принять максимально быстро. Для этого в центре есть комнаты для круглосуточного пребывания, ведь не каждый может позволить себе гостиницу или «частный сектор».

    Денежные пожертвования? От них не отказываются. Ведь, кроме государственного финансирования, центру помогают добровольные жертвователи. И, как в причте о бедной вдовице с ее двумя лептами, бедные люди жертвуют больше богачей.

    Может потому, что они сочувствуют таким же страждущим не из-за абстрактной благотворительности – а потому что сердцем понимают их боль и нужду, как собственные.

    Тем более, что помощь детям с проблемами зрения и их родителям периодом пребывания во «Львенке» не заканчивается, ведь в ней семья будет нуждаться довольно продолжительное время.

    Родители, которые обращаются в центр «Львенок», нуждаются в поддержке психологов, иначе их желание сотрудничать может просто перегореть. Поэтому сотрудники центра часто на своем стареньком служебном автомобиле, подобно бригаде «скорой помощи», выезжают к тем, кто нуждается в их помощи, в радиусе до 100 км от Львова.

    Коммерческой заинтересованности в монопольном использовании своей методики у основательницы центра «Львенок» нет.

    Кроме того, Вера Николаевна прекрасно понимает, что один центр не в состоянии помочь всем нуждающимся слепым детям.

    Поэтому она с удовольствием делится своим опытом – с педагогами и врачами, как отечественными, так и зарубежными. Совсем недавно, например, Львов посетили коллеги из Нижнего Новгорода и Софии.

    Благодаря этому, наработки героини нашего рассказа все шире используются в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

    Выпускаются методические пособия для педагогов и родителей, специальные тетради и учебники для детей, в этом немалую помощь оказывает и Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины.

    Правда, возможности эти, ввиду перманентного экономического кризиса последних лет, довольно ограничены. К сожалению, до сих пор уникальная методика практически не представлена в интернете.

    Возможно, внедрение метода доцента Ремажевской пошло бы быстрее, согласись она перейти на более влиятельную должность, и тогда указанные разработки обрели бы силу обязательных рекомендаций.

    Вера Николаевна смеется: «Это не для меня». Центр стал для нее настоящим «третьим ребенком», а «своих детей не бросают никогда», говорит В. Н. Ремажевская.

    Настоящий педагог, она не мыслит себя без практической работы с детьми – а времени на это и так хватает с трудом.

    Наша героиня – еще и заведующая кафедрой коррекционной педагогики Института последипломного педагогического образования. Так что знания, так щедро раздаваемые, попадают на нужную почву.

    Ну а то, что не все специалисты в Украине эти рекомендации исполняют – так «насильно мил не будешь».

    Если нет желания самосовершенствоваться, нет веры в положительный результат, то работа не принесет ни радости самим педагогам, ни пользы детям с нарушениями зрения.

    Собственно, интервью у нее бралось в период отпуска, который, по сведениям, полученным автором статьи от секретаря директора «Львенка», отличается от обычной работы разве что более свободным графиком посещения «отпускницей» рабочего места. Вместо отдыха — регулярные семинары, поездки, встречи с сотрудниками. И, самое главное – работа с детьми и их родителями.

  • Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector