Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?

Ваш ребенок в этом году станет первоклассником? Поздравляем – в жизни всей вашей семьи начинается новый этап.

Естественно, школьные будни первоклассника принесут с собой трудности, с которыми столкнутся и дети, и родители. Отметим, что многих трудностей можно избежать, если заранее к ним подготовиться.

С какими именно трудностями вам предстоит столкнуться и как можно их свести к минимуму? Об этом мы поговорим в рамках данной статьи.

Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?

Ваш ребенок в этом году станет первоклассником? Поздравляем – в жизни всей вашей семьи начинается новый этап. Да, да, мы не оговорились.

Ведь изменения затронут не только привычный уклад жизни вашего ребенка, но и расписание каждого члена семьи.

Естественно, школьные будни первоклассника принесут с собой как радость от новых эмоций, знакомств и первых побед, так и трудности, с которыми столкнутся и дети, и родители.

Отметим, что многих трудностей можно если не избежать, то хотя бы минимизировать их воздействие, если заранее к ним подготовиться. С какими именно трудностями вам предстоит столкнуться и как можно их свести к минимуму? Об этом мы поговорим в рамках данной статьи.

Трудности, с которыми может столкнуться первоклассник

Смена обстановки и окружения

Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?

Новая обстановка, новое окружение, новые требования и правила – все это может вызвать у ребенка стресс, с которым малыш (даже самый активный и самостоятельный) сам не справится. Поэтому очень важно, чтобы мама и папа были в состоянии поддержать своего первоклашку и помогли ему пережить нелегкое время адаптации ребенка к школе.

Желательно, чтобы кто-то из родителей взял отпуск на работе в сентябре, чтобы иметь возможность все свое время посвятить переживаниям первоклассникам.

Еще лучше, если родители смогут поочередно «охватить» не только сентябрь, но и октябрь (по словам специалистов, большинство дошколят полностью адаптируются к школе уже к концу октября).

В крайнем случае, можно попросить присмотреть за первыми шагами первоклассника бабушек и дедушек, однако при этом и родители должны уделить своему ребенку повышенное внимание.

Отсутствие подготовки

Современная система образования в России не предусматривает периодов адаптации при переходе с одной ступени обучения на другую. Поэтому у первоклассников нет времени на то, чтобы «подтянуть» свои знания к требованиям конкретной школы и конкретного учителя.

В результате, ребенок с первых же дней обучения в школе укрепляется в мысли, что он самый глупый в классе. Такая проблема может возникнуть не только у первоклассников, родители которых не занимались подготовкой ребенка к школе.

Достаточно часто образовательная программа детского сада не совпадает со школьной программой, из-за чего детсадовец-отличник становится первоклассником-двоечником.

Решить эту проблему помогут подготовительные курсы для дошкольников, организованные на базе именно той школы, учеником которой 1 сентября станет ваш ребенок.

Это поможет ребенку получить теоретическую подготовку, соответствующую требованиям учебного заведения и быстрее адаптироваться в новом коллективе, так как он сможет познакомиться со многими будущими одноклассниками еще до начала занятий в школе.

Кроме того, он хорошо изучит архитектурные особенности здания школы (например, где находится туалет, столовая, спортивный зал и т.д.) и порядок работы образовательной организации. Это также поможет первокласснику быстрее адаптироваться к школе.

Педагог – непрофессионал

Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?

С точки зрения психологии, учитель это второй (после родителей) по значимости человек в жизни каждого ребенка. Именно на него будет «равняться» малыш, и именно от него во многом зависит, будет ли первоклассник с удовольствием учиться или категорически отказываться идти в школу. Не секрет, что в системе образования России работают как настоящие профессионалы, так и «случайные» люди, способные превратить жизнь ребенка в форменный кошмар (причем в последние годы «случайных» людей в системе образования становится все больше и больше). Поэтому существует большая вероятность того, что ваш ребенок попадет в класс к непрофессионалу.

Избежать такого развития событий можно только одним способом: отдать ребенка в класс к конкретному педагогу.

Как выбрать педагога-профессионала? Во-первых, пообщайтесь лично со всеми учителями начальных классов в школах, которые соответствуют вашим требованиям (удобное место расположения, хорошие позиции в рейтингах учебных заведений, положительные отзывы родителей в социальных сетях, отличная материально-техническая база и т.д.).

О том педагоге, который вам «приглянулся» в процессе общения, порасспрашивайте у родителей бывших учеников: формально ли он относится к своим обязанностям или искренне переживает за каждого ученика, были ли у него в классе «любимчики» или он одинаково относится ко всем детям, открыт ли учитель к диалогу с родителями или навязывает свое мнение и т.д.

Трудности, с которыми могут столкнуться родители первоклассника

Изменение режима дня

Появление первоклассника в семье неизменно влечет за собой ряд изменений в жизненном укладе всех членов семьи. И в первую очередь это касается распорядка дня. Ребенок в школе устает намного больше, чем в детском саду, из-за чего ему необходимо больше времени для отдыха и сна.

Хорошо, если вы проживаете в большом частном доме, где у первоклассника имеется возможность уединиться в тишине и покое своей комнаты. В таком случае родители могут себе позволить свободно заниматься своими делами и лечь спать намного позже ребенка.

Ну а поскольку подавляющее большинство городских жителей проживает в многоквартирных домах с малогабаритными квартирами (которые, как известно, отличаются «картонными» стенами с плохой звукоизоляцией), то им о такой роскоши приходится забыть, и ложиться спать одновременно с первоклассником.

Кроме того, если родители хотят, чтобы начальную школу ребенок закончил с хорошими оценками, им придется ежедневно помогать ему выполнять домашнее задание (а это, как минимум, два-три часа в день того времени, которое раньше у вас было свободным). Подчеркнем, ребенку нужно именно помогать, а не делать все за него.

Нарушение ребенком дисциплины

Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?

Многие родители жалуются на то, что в период адаптации к школе у детей наблюдаются изменения в поведении. В школе они часто безобразничают (залезают на парты, дерутся с одноклассниками, «задирают» одноклассниц и т.д.), а дома без видимой причины «закатывают» истерики, спорят с родителями, демонстрируют непослушание (в том числе, отказываются делать домашнее задание). Причины таких изменений в поведении ребенка просты и понятны: первоклассник пытается протестовать против навязанных ему правил.

Что делать, чтобы помочь ребенку осознать и принять новые правила жизни? Просто поговорить с ним в доверительном тоне как со взрослым, и объяснить что и как ему нужно делать. Если откровенный разговор не помог, то мы рекомендуем обратиться к психологу, который поможет вам разобраться в причинах возникшей проблемы.

Памятка родителям: «правильная» жизнь с первоклассником

  • После окончания занятий в школе, ребенок обязательно должен съесть горячий обед и отдохнуть;
  • Распорядок дня необходимо составить таким образом, чтобы выполнение домашних заданий пришлось на 15-16 часов;
  • При выполнении домашних заданий ребенок должен каждые 15 минут менять позу и делать небольшой перерыв на «физкультминутку» каждые 30 минут;
  • Лучше всего сначала делать уроки по несложным для ребенка предметам, затем перейти к самым сложным, и напоследок выполнить задание по самому несложному;
  • По уверениям специалистов, норма прогулки для ученика начальной школы – как минимум 3-3,5 часа в день;
  • Ночной сон первоклассника должен длиться не менее 9 часов;
  • Не нужно заставлять ребенка приносить вам на проверку домашнее задание. Если он вас не просит проверить его работу, а вы не уверены, что ребенок все сделал правильно, лучше всего проверить домашнее задание школьника незаметно. При обнаружении ошибок, не кричите на малыша, и не упрекайте его в невнимательности. Просто в следующий раз попросите ребенка показать вам, как он делает уроки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

6 типичных проблем детей в начальной школе

  • Сегодня говорим о том, что происходит с детьми в младшей школе и как решать те сложности, которые у них могут возникнуть с 1-го по 4-й класс.
  • Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?
  • – Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Если мы говорим про городских школьников, то первая и основная проблема – это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться.

А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши. И я говорю об обычных детях без образовательных способностей, без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Программа по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослого. Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет. Когда мы учились, такого не было.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей.

В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс.

По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе.

Читайте также:  Переношенная беременность: причины, диагностика, врачебная тактика

Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32 или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя.

Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

Учителя, которые учились еще при СССР, были готовы на многое, подходили к профессии как к служению, сейчас сходят с трудовой арены по возрасту. Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Старое поколение, может, было эмоционально выгоревшим, уставшим, но очень профессиональным. А из молодых учителей в возрасте 22-32 лет, настроенных на получение максимального заработка при минимальных усилиях, совсем немногие останутся в школе. Поэтому учителя часто уходят, меняются.

7 причин, по которым первоклашки теряют интерес к школе

Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?

Более миллиона российских первоклассников каждый год садятся за парты. Вряд ли среди них найдутся дети, которые не хотят стать успешными учениками. Но уже через пару недель после 1 сентября некоторые родители могут столкнуться с нежеланием ребенка учиться, а то и с отказом идти в школу. Почему так происходит, разбирается наш блогер, психолог Светлана Дмитриева.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

  • «Трое моих детей шли в школу с желанием и хотели учиться, и все трое абсолютно теряли мотивацию в первом же классе»
  • «Сын потерял интерес к школе уже через две-три недели после первого сентября, в школу ходить не отказывается, но говорит, что там ему очень скучно»
  • «У нас дочь очень способная, все схватывает на лету. Думали, в школе проблем не будет, а ей там не нравится, ходит туда через силу.

Все это типичные жалобы, которые можно услышать от родителей учеников начальной школы. Почему дети, которые шли в школу, как на праздник, так быстро «скисли»? Причины могут быть разные, поговорим о тех, которые чаще всего встречаются.

Причина первая: неадекватные ожидания

Праздник оказался слишком коротким, за ним последовали будни, и оказалось, что в школе надо не только веселиться, но и трудиться и привыкать к новым правилам. Неоправданные ожидания порождают разочарование, обиду, нежелание смириться с реальностью, и в результате могут привести к стойкому отвращению к объекту, которые эти ожидания вызвал, в данном случае — к школе.

Взрослым даже сложно представить, какие фантазии о школе могут возникнуть в голове у ребенка.

Например, в моей практике был случай, когда мальчик был уверен, что у него будет молодая учительница, а попал в класс к пожилому педагогу. Казалось бы, ничего страшного, привыкнет, но их отношения так и не сложились.

Ребенок считал, что пожилые женщины — это бабушки, и не воспринимал учительницу как авторитет. Дело закончилось переводом в другой класс.

Очевидно, что избежать риска снижения мотивации по первой причине можно, если формировать у ребенка представления о школе, близкие к реальности.

Подробно рассказывайте ему, как будут проходить уроки и перемены, что ждет его в школьной столовой, библиотеке и других местах. Поиграйте в школу, это самый лучший способ для ребенка заранее потренироваться быть учеником.

Вашими помощниками также станут книги, мультики и кинофильмы о школе.

Обсуждайте с ребенком его школьные дела и после 1 сентября, до тех пор, пока вы не убедитесь, что в голове у него сложилась правильная картинка школьной жизни.

Первоклассник должен быть в курсе и ближайших событий, и более отдаленных: знать, что может произойти на уроках, когда вы встретите его после школы, чем будете заниматься в выходные, как планируете провести каникулы.

Объясняйте в деталях разные моменты, особенно те, с которыми ребенок еще не сталкивался. А если в обычной программе дня предстоят какие-то изменения, не забудьте предупредить своего первоклашку.

Причина вторая: усиленная подготовка перед школой

Как ни странно, подготовка к школе не должна быть избыточной. «Разве может быть слишком много знаний?» — спросите вы. Оказывается, может. Многие родители отдают детей на курсы подготовки, программа которых часто во многом дублирует программу первого класса.

Придя в школу, дети не получают почти ничего нового, особенно в начале учебного года, а это как раз важный период для развития мотивации.

Они не чувствуют движения вперед в своем развитии и переключают внимание на другие, более увлекательные вещи, а школа отходит на второй план.

Если ваш ребенок оказался в такой ситуации, то важно разными способами показывать ему актуальность тех знаний, которые он получает на уроках.

Основная ошибка, которую могут сделать родители, если первоклассник жалуется на то, что ему скучно в школе, это найти ему множество разных дополнительных занятий, чтобы он «работал головой».

Тем самым они переключают интересы ребенка на внешкольную жизнь и еще больше отвлекают его от процесса обучения.

Гораздо более эффективный путь — вместе с ребенком находить применение изученным темам, искать в них необычные аспекты, углублять знания

К примеру, дети изучают алфавит. Не уходя далеко от темы, можно найти много интересных фактов про алфавиты в разных языках, вместе с ребенком поразмышлять о том, зачем люди изобрели алфавит, в каких случаях он может пригодиться. Придется проявить изобретательность, но дело того стоит.

Причина третья: несоответствие требований взрослых возможностям ребенка

Она в каком-то смысле является противоположностью второй. Если детям с высоким уровнем подготовки становится скучно от того, что им все слишком легко, то первоклассники, которые не могут справиться с заданиями, теряют интерес из-за того, что не достигают успеха.

А быть все время неуспешным никому не нравится, не только детям. При этом совсем не обязательно, чтобы уровень развития ребенка был низким. Бывает, что взрослые предъявляют к детям завышенные требования, идя на поводу своих амбиций.

В роли таких взрослых могут оказаться и родители, и учителя.

Что делать? Прежде всего, «снизить планку», не ждать от ребенка, что у него все сразу будет получаться хорошо. Помнить о том, что он еще только учится быть школьником.

Тем более что, по разным оценкам, до 60% детей приходят в школу не вполне готовыми к обучению, и это не всегда касается умственного развития.

Незрелость эмоциональной сферы, несформированность навыков общения, даже недостаточный уровень физического развития — все это (и не только) может мешать первокласснику успешно учиться.

В начале учебного года трудности возможны у любого ребенка, но поддержка родителей и педагогов творит чудеса. Проявите терпение и понимание, и скоро все наладится. Если же проблемы окажутся серьезными, не теряя времени, обратитесь за помощью к специалистам.

Причина четвертая: возрастной «разрыв»

По существующим сегодня правилам в первый класс можно записывать детей от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в год означает довольно серьезные отличия в уровне развития. Если ребенок окажется существенно старше или младше основной массы своих одноклассников, он может «выпадать» из общего процесса обучения, т. к. учитель поневоле будет ориентироваться на большинство.

Детям постарше может быть скучно, а детям помладше — сложно учиться в одном темпе с одноклассниками. И то, и другое также может привести к снижению мотивации

Конечно, вы не можете предсказать состав класса, но все же стоит попытаться заранее получить какую-то информацию.

Особенно важно это для тех детей, чей возраст на 1 сентября будет близок к критическим отметкам — 6,5 или 8 лет.

Если у вас есть возможность, постарайтесь записать ребенка в класс, в котором он окажется среди близкого по возрасту большинства детей. А если её нет, продумайте, как вы будете поддерживать желание ходить в школу.

Младшим детям необходимо избегать перегрузки и стрессов, здесь нужны щадящий режим, своевременный отдых, поддержка родителей. Для старших, которым поначалу программа обучения покажется слишком легкой, подойдут способы поддержки мотивации, приведенные в описании второй причины.

Причина пятая: неудачный выбор школы

Подыскивая школу для ребенка, родители ориентируются на определенные критерии. Но далеко не всегда они учитывают особенности и потребности самого ребенка, поэтому даже самый прекрасно подготовленный к школе ребенок может оказаться в некомфортных условиях.

Если видимых причин для нежелания идти в школу у ребенка нет, он справляется с учебой и ни с кем не конфликтует, попробуйте понять, соответствует ли атмосфера в школе характеру вашего первоклашки. Подумайте, что может вызывать у него отрицательные эмоции.

Прислушайтесь к тому, что он рассказывает про свою школьную жизнь, постарайтесь найти стрессовые факторы. Это может быть что угодно — слишком большая нагрузка, психологический климат в классе, шум и теснота на переменах. Определив источник стресса, вы сможете попытаться устранить его или хотя бы уменьшить. Вариант смены школы, конечно, слишком радикальный, все может оказаться гораздо проще.

Причина шестая: низкая познавательная активность

Желание учиться возникает тогда, когда человек видит в этом смысл, а смысл появляется, если есть потребность в новых знаниях. Однако современные дети, как и взрослые, находятся в перенасыщенной информационной среде.

Информация не просто легко доступна, они нам активно навязывается. Ребенок тоже получает избыточный поток контента, поданного красиво и увлекательно. Школьные знания на этом фоне «теряются», особенно если их актуальность не очевидна для ребенка.

К тому же для их усвоения надо еще потрудиться.

Первый шаг, который стоит сделать, чтобы исправить ситуацию — ограничить информационный поток и создать хотя бы небольшой дефицит впечатлений.

Проанализируйте основные источники информации для вашего ребенка и постарайтесь сделать так, чтобы школа оказалась среди них на первом месте

Второй шаг — повысить в глазах ребенка актуальность знаний, которые он получает на уроках. Снова придется проявить изобретательность.

6 самых главных трудностей первоклассников. Как понять, что у ребенка проблемы в школе

Многим сегодняшним детям начало первого класса дается с трудом. При этом родители, вспоминая свои школьные годы, могут не придавать значения трудностям первоклашки, списывать их на адаптацию к школе. Как быть внимательным к ребенку и в то же время избежать гиперопеки? Какие особенности ребенка могут осложнить ему школьную жизнь?

Как понять, что у ребенка проблемы в школе

В новой обстановке ваш малыш может столкнуться с самыми разными проблемами. Помочь ему с ними справиться надо вовремя, не дожидаясь, когда они нарастут, словно снежный ком. Как же узнать, что у ребёнка в школе все в порядке или, наоборот, возникли трудности?

Во-­первых, установите доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в ответ на его рассказ о школьных делах вы не отругаете его, не будете стыдить, смеяться или отмахиваться.

Во­-вторых, наблюдайте. Если ребенок настроен на позитив, активен, весел, не болеет, у него хороший аппетит и крепкий сон, значит, с ним всё в порядке. Какие же изменения в поведении говорят о том, что его что­то беспокоит?

  • Апатия.
  • Плохой сон.
  • Страхи.
  • Плохой аппетит.
  • Частые простудные заболевания.
  • Нежелание идти в школу.
  • Нервные тики.
  • Замкнутость.
  • Излишняя возбудимость.
  • Нервозность.
  • Частые слёзы.

В-­третьих, проведите тесты на основе рисунков ребёнка. Например, его самооценку можно определить с помощью теста «Лесенка».

Нарисуйте лесенку и попросите малыша расположить на ней детей из класса и его самого: наверху — самых лучших ребят, внизу — самых плохих.

Читайте также:  Развитие ребенка: проявление аутизма

Где он поместит себя, а где остальных? В результате вы увидите, кто ему нравится из детей, кого он недолюбливает, как оценивает себя.

О состоянии малыша может много сказать даже обычный рисунок. Если на рисунке много чёрного цвета — психика ребёнка угнетена. Много красного — он возбуждён, не исключена агрессия. Если ребёнок себя изображает маленьким, без каких-­либо деталей и частей тела, это говорит о низкой самооценке.

Бывает, ребёнку трудно высказать и сформулировать свою проблему. Помогите ему сделать это, используя «ты­-предложения». Например: «Ты расстроен. Тебе тяжело. Что-­то беспокоит тебя. Что­-то тебя расстроило. Вспомни тот момент, когда у тебя испортилось настроение и ты расстроился». Выяснив причину, уже легче будет преодолеть саму проблему.

Не предъявляйте завышенных требований

Для родителей ребенок — самый лучший, самый умный, самый замечательный. И учиться должен лучше всех. А как же иначе?

Когда малыш вдруг начинает приносить из школы плохие оценки, у родителей случается паника. Как же так? Самый лучший ребёнок плохо учится? Не может быть! Родители, завышенные ожидания которых не оправдались, порой начинают давить на малыша, стыдить, ругать, заставлять его заниматься день и ночь, добиваясь отличного результата.

Зная, что его ждёт наказание, малыш начинает врать, отдаляться от родителей. Из-­за этого страдают все. Родители не имеют душевной связи со своим ребёнком.

Малыш остаётся наедине со своей проблемой, считая, что он расстраивает родителей, что они недовольны им, что для них важен не он, а его идеальные поступки и хорошие оценки.

Как ребёнок в этом случае будет относиться к учёбе в школе? Как к ненавистной повинности.

Каждый ребёнок хочет быть хорошим, каждый ребёнок хочет, чтобы его хвалили. Поэтому любовь родителей должна быть безусловной. Когда малыш знает, что он самый хороший, несмотря ни на что, это мотивирует его становиться ещё лучше. А с ошибками всегда можно справиться, особенно когда родители в этом помогают.

Начните хвалить ребёнка за то, что у него получается: «Справился с этим, одолеешь и другие задания. Всё у тебя получится!» Возможно, ему не даётся какой­то один предмет, но зато отличные результаты по другим.

Подскажите ребёнку алгоритмы решения задач, примеров, написания упражнения. Выработайте способ оптимального выполнения домашнего задания, и ваш ребёнок скажет вам спасибо!

Учитывайте индивидуальные особенности

Не секрет, что каждый человек приходит в этот мир особенным — ни на кого не похожим. Он не хуже и не лучше других. Но он не чистый лист! У него уже есть свой темперамент, свои особенности личности.

А уж как он реализует их, будет зависеть от родителей, окружающей среды и от него самого.

Сможет ли он раскрыть и развить свои способности? Как реализуются его психологические качества? Станут положительными или отрицательными? Каким человеком он станет? Конечно, каждый родитель мечтает, что его ребёнок будет идеальным. Но так не бывает.

У каждого человека есть недостатки. И каждый из недостатков неизбежно будет мешать учиться. Торопливость не будет давать возможности сосредоточиться. Из­за медлительности ребёнок будет отставать. Поэтому, в зависимости от недостатка, нужно выбрать методы их исправления. Итак, ваши задачи:

  • вовремя заметить недостатки ребёнка,
  • понять и выявить их причины,
  • наметить пути их устранения,
  • создать благоприятную среду для преодоления,
  • мотивировать ребёнка на борьбу с ними,
  • дать возможность ребёнку их устранить.

Если ребенок обидчивый

Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: «Меня нельзя обижать! Я хороший!», «Кто обзывается, сам так называется!», «Это моя игрушка. Надо спросить разрешения».

Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.

Как помочь легко возбудимому ребенку

Есть дети, которые ни минуты не сидят на месте. Они легко возбудимы, им трудно успокоиться. Это обусловлено особенностями нервной системы. «Перепрограммировать» её, конечно, нельзя, но вот направить энергию маленького непоседы в нужное русло, научить ребёнка контролировать себя нужно.

Помогите малышу научиться успокаиваться, когда это необходимо: делать дыхательные упражнения, контролировать эмоции, гасить агрессию, беспокойство.

Подберите занятия по душе, которые приучат малыша работать сосредоточенно в течение некоторого времени (чтение интересной сказки, раскрашивание машинок, работа с конструктором).

Постепенно увеличивайте время таких занятий, и сын или дочь станет более усидчивым.

Как преодолеть стеснительность

Бывает так, что ученик всё знает, но стесняется отвечать у доски, волнуется, нервничает и из­за этого получает плохие оценки. Как ему помочь, например, рассказать перед всем классом стихотворение? Сначала нужно как следует выучить его.

Затем вместе отрепетируйте выступление: пусть ребёнок продекламирует стихотворение перед зеркалом. Потом пусть расскажет стихотворение своим друзьям или близким (и услышит от них слова восхищения и поддержки).

После всего этого он великолепно прочитает стихотворение на уроке.

Постарайтесь повышать самооценку ребёнка, внушайте, что у него всё получается, ему нечего стесняться, поддерживайте его и почаще хвалите.

Первоклассник начал писать крючки и отвлёкся, так и не дорешал задачу, не смог дочитать рассказ, устал. Кто из родителей школьников не сталкивался с подобными проблемами? Как же помочь своему малышу, который, скорее всего, является флегматиком?

Флегматики — это люди, которые никогда никуда не торопятся. А зачем? Они не привыкли спешить. Но в школе необходимо всё делать вовремя. Весь класс не будет ждать, пока маленькая черепашка допишет крючки. Да и дома растягивать время плохо, нельзя же с домашней работой сидеть до ночи.

Чтобы флегматик привыкал делать всё быстрее, пробуйте устраивать соревнования, давать в помощь часы, мотивировать. Надо научить ребёнка организовывать свой учебный или трудовой процесс. Работать нужно по плану:

  1. Оцениваем объём работы.
  2. Ставим задачу.
  3. Выполняем, контролируя правильность (иначе придётся всё переделывать).
  4. Если устаём — делаем передышки.
  5. Если возникают трудности, обращаемся за помощью.
  6. Доводим дело до конца.
  7. Проверяем, исправляем ошибки.
  8. Только выполнив задание до конца, переходим к следующей деятельности. Иначе его так и не удастся закончить.

Как бороться с невнимательностью

Как же страдают многие первоклассники от невнимательности! Ребёнок, имеющий данный недостаток, не может ни на чём сосредоточиться. Он забывает, о чём думал только что, постоянно отвлекается. Его мысли скачут, как мячики. Как же преодолеть этот недостаток?

В начале учебного года ребенок ещё не умеет сам собираться в школу. Ему нужно сделать все задания, сложить учебники в портфель, не забыть сменку и спортивную форму. И это пока для него сложно. Поэтому заранее готовьте малыша к выполнению разных важных дел.

Отработайте с ним алгоритм: сначала, потом, в конце. Научите его контролировать выполнение, проверять, что получилось. От простых дел — принести, подать, переходите к сложным — приготовить, накрыть на стол.

Это научит школьника организовывать свою работу, поможет развить внимательность, стать взрослым, самостоятельным человеком.

Если ребенок слишком торопится

Некоторые дети так торопятся, делая уроки, что совершают массу ошибок. Между тем выполнение школьных заданий требует сосредоточенности, вдумчивости. И вообще, откуда берётся этот недостаток? Зачастую мы сами постоянно дёргаем малыша. «Быстрее!», «Что ты копаешься?», «Я долго буду тебя ждать?» — то и дело слышит ребёнок. И привыкает всё время спешить, торопиться, суетиться.

Поговорите с сыном или дочерью о том, что есть дела, которые важно сделать правильно, а не быстро. Есть даже такая пословица: «Быстро хорошо не бывает». Поэтому не торопите своё чадо, когда оно осваивает новые навыки, например, навыки письма, чтения, счёта. Это для нас, взрослых, читать, писать, считать очень легко и просто, а малышу нужно время, чтобы освоить эти действия.

Объясните, что, торопясь, ребёнок сделает столько ошибок, что потом придётся всё переделывать, и времени он затратит гораздо больше. Пусть привыкнет делать домашние задания не столько быстро, сколько хорошо.

Проблемы в 1 классе у ребенка. Пути их Решения

Начиная с лета, ребенок десятки раз перебирает новые ручки и карандаши, примеряет новый ранец и представляет, как он идет в первый класс.

Наступает долгожданное первое сентября – и малыш, нарядный и с огромным букетом, с гордо поднятой головой вышагивает навстречу первому школьному дню.

Куда же девается это ощущение праздника, почему уже через несколько недель храм науки превращается в царство скуки и какие проблемы в 1 классе встречает ребенок?

Школа – это стресс

Школа выбрана, линейка прошла, с одноклассниками ребенок подружился – вроде бы можно вздохнуть с облегчением. Однако не стоит забывать, что поступление в школу – совершенно новый этап в жизни малыша, даже если до этого он ходил в подготовительную школьную группу.

Ему нужно привыкать к новому режиму, соблюдать школьные правила, каждый день усваивать большой объем новой информации. Все это может привести к переутомлению, нарушению сна, потере веса и изменению поведения крохи. В период адаптации к школьным будням одни детки становятся очень робкими, стараются во всем слушать учителя и очень переживают за каждое замечание.

Другие, наоборот, могут быть слишком шумными, постоянно отвлекаться на уроках, носиться на переменах и даже дерзить старшим. А третьи вообще хотят опять быть маленькими и начинают проявлять интерес к игрушкам и детским книжкам. Неспроста состояние, в котором находится большинство первоклассников, психологи называют периодом острой адаптации.

Конечно, не все дети переживают резкие изменения в их жизни так остро, однако некоторые не могут привыкнуть к школьной жизни даже по окончании первого класса.

Какие проблемы в 1 классе ожидают ребенка

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в школу, мысленно представляет, как он будет с удовольствием познавать новое и радовать их своими успехами. Однако на деле многие сталкиваются с прямо противоположной картиной: поход в школу и любые интеллектуальные занятия вызывают у ребенка отвращение. Почему так происходит?

Читайте также:  Буллинг: опасные отношения со сверстниками

Во-первых, детскому организму сложно резко перестроиться на рабочий лад. Первые 2-3 недели ребенок может жаловаться на бессонницу, головные боли, усталость и другие недомогания. В группе риска, прежде всего, детки со слабым телосложением.

Для них особенно важно соблюдение режима дня, сбалансированное питание и спокойная обстановка в доме. Постарайтесь в первый школьный год оградить ребенка от кардинальных перемен.

В этот период лучше не менять места жительства, не планировать рождения ребенка и даже не заводить домашних животных.

Во-вторых, у расторможенных деток проблемы в 1 классе могут возникнуть из-за сложностей с концентрацией внимания. Зачастую первоклассники не понимают роли учителя и не могут объяснить, зачем они ходят в школу. Для развития внимания педагоги рекомендуют приобщать детей к интеллектуальным играм: шашкам, нардам, го и др.

В-третьих, первоклассникам тяжело долгое время находится в неподвижном состоянии, а выполнение скучных заданий порой кажется им настоящей пыткой. Поэтому родителям, отдавшим своих детей в первый класс, следует позаботиться о развитии у малышей волевых качеств.

При этом не стоит заваливать ребенка домашними делами. У школьника должны быть посильные обязанности по дому. Более того психологи рекомендуют превращать непривлекательную для детей работу в игру.

Так, например, при уборке комнаты можно перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля.

В-четвертых, у ребенка может появиться страх перед неуспехом, особенно если он часто слышит от родителей, что он всегда и во всем должен быть первым. Если первоклассник испытывает сложности в учебе, прежде всего, нужно показать ему, что вы его любите не за его успехи, а просто потому, что он есть.

Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки.

Фразы типа «Если бы ты внимательно слушал, что говорит учительница, то смог бы решить эту задачу» или «Если бы ты все время не отвлекался, уже давно бы сделал все уроки» никак не способствуют сосредоточенности, зато убивают в малыше уверенность в себе.

И, наконец, в-пятых, у детей не всегда складываются отношения с учителями и одноклассниками. Для деток 6-7-ми лет учитель такой же авторитетный человек, как и родители. Если малыш не чувствует от него благорасположения, для него это настоящая катастрофа.

В случае если первоклассник не может приспособиться к учителю и страдает от этого, психологи настоятельно рекомендуют задуматься о переводе его в другой класс.

Однако такое решение должно быть взвешенным, ведь переход в новый коллектив – огромный стресс для ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=OBtD72NLeHM

Иногда проблемы в 1 классе возникают и в общении с одноклассниками. Родителям следует насторожиться, если их школьник постоянно конфликтует и ввязывается в драки с другими детьми. Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. В этом случае его следует записать в спортивную секцию, где он бы «выпускал пар».

Излишняя агрессивность зачастую свидетельствует о внутреннем неблагополучии ребенка. Подумайте, не слишком ли вы строги со своим чадом, не требуете ли вы от него чрезмерной аккуратности и непомерных успехов. Конфликты между детьми неизбежны. Не пытайтесь очертя голову защищать или отчитывать своего ребенка.

Всегда старайтесь понять обе стороны и подсказать, как бы вы сами поступили в подобной ситуации.

Беспокойство должен вызвать и тот факт, что спустя полтора-два месяца малыш так ни с кем и не подружился или вообще стал предметом насмешек со стороны сверстников.

Психологи рекомендуют еще до школы подготавливать ребенка к тому, что с ним будут учиться разные дети, что, возможно, ему не удастся подружиться с некоторыми из них, но нужно постараться выстроить хорошие отношения со всеми одноклассниками.

Можно вместе разыграть ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в школе, и подумать, как можно из них выпутаться. Если вы заметили, что ваш малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет.

Возможно, его не берут в компанию, потому что у него нет «культовых» игрушек. А может над ним смеются, потому что он неопрятный? В этом случае с ребенком следует потренироваться завязывать шнурки, вытирать нос и т.д.

Отметки не главное!

Все родители уверены, что их ребенок обязательно будет отличником! Поэтому проблемы в 1 классе могут вызвать и низкие отметки, а точнее, негативное отношение к ним. Нередко, когда малыш сталкивается с первыми трудностями, у мам и пап появляется чувство разочарования, а на детскую головку нередко обрушивается куча упреков: ты совсем не стараешься, такой неусидчивый, растяпа…

Изначально не только родители, но и сам малыш представляет, как он будет отличником. Поэтому при первых неудачах, как правило, он недоумевает, почему у него ничего не получается. А тут еще самые близкие люди вместо того, чтобы его поддержать, повышают на него голос и наказывают.

У ребенка появляется чувство вины и он начинает сомневаться в любви мамы и папы. Зачастую у деток создается ощущение, что если раньше их любили просто за то, что они есть, то теперь им предстоит заслуживать любовь родителей.

Чтобы этого не допустить, постарайтесь воздерживаться от упреков, когда у вашего чада что-то не получается. А чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе, объясните ему, что в школу ходят ради того, чтобы всему научиться и ничего страшного, если с первого раза что-то не выходит.

Вспомните с ребенком, как он учился кататься на велосипеде или роликах, как вначале он не умел держать равновесие, зато, как было весело, когда он поехал.

Вряд ли найдется родитель, который придя с работы, первым делом бы не спросил: «Что нового в школе? Уроки сделаны?». Мнение о том, что подобные вопросы ускоряют процесс адаптации к школе и делают ребенка более дисциплинированным, ошибочно.

На деле, зачастую эффект получается обратным: дети начинают злиться и делать что угодно, только не уроки. Дело в том, когда родители проявляют повышенный интерес к учебе, школьники намеренно отказываются оправдывать их надежды. Это своего рода протест.

Кроме того из-за этих вопросов у малыша может сложиться ощущение, что для вас его успехи в школе важнее его самого. В этом возрасте в его жизни происходит масса интересных событий, и занятия в школе вряд ли занимают основное место. Постарайтесь не надоедать ребенку с допросами по поводу его успеваемости.

Лучше спросите, что интересного у него произошло за день, все ли ему нравится в школе, что дается труднее или легче всего. Таким образом, вы получите гораздо больше интересующей вас информации, а, главное, покажете своему малышу, что вы с ним заодно и чуть что, всегда готовы ему помочь.

Это очень важно, ведь очень часто нежелание учиться связано не с умственными способностями ребенка, а с несложившимися отношениями с одноклассниками или учителем. Вам будет сложно разобраться в проблеме, если малыш замкнется из-за того, что вы интересуетесь только его успеваемостью.

Чтобы первоклассник стремился к знаниям, ему нужно хорошее настроение и вера в себя. Не акцентируйте внимание на промахах, наоборот, хвалите каждую маленькую победу малыша. Вы должны быть уверены в своем школьнике на все 100%, тогда он ни на секунды не будет бояться промахов и сомневаться, что у него все получится.

Первоклашка – самостоятельный ребенок

Одна из основных задач родителей первоклассников – не перепутать понятия «вместе» и «вместо». Очень часто можно заметить, как мамы, забирая своих малышей со школы, первым делом спрашивают: «Много нам сегодня задали?».

Не нужно превращать домашнее задание в общие задачи. Напротив, ребенку следует сразу объяснить, что у вас есть работа, а у него – учеба, и каждый отвечает за свое дело.

Главный урок, который должен усвоить каждый школьник – самостоятельность.

Первый класс – лучшее время, чтобы позволить ребенку почувствовать себя большим. Конечно, помогать с выполнением домашнего задания нужно, особенно на первых порах, но не стоит вмешиваться в учебу слишком активно. Позвольте крохе испытать удовлетворение от того, что он самостоятельно справился с решением трудной задачки.

В случае если ребенок привыкнет выполнять домашнее задание только вместе с родителями, можно не удивляться, что однажды придя вечером с работы, выяснится, что малыш даже не открывал учебники. При этом объяснение будет простым: взрослых не было дома или непонятно условие задачи.

Такие детки часто невнимательны на уроках, ведь дома мама или папа все объяснят им заново.

С такими успехами в один прекрасный момент, увидев в тетрадке много исправлений, вы рискуете услышать от своего чада аргументы типа «это ты мне не так объяснила» или «ты сама неправильно решила».

Если же ребенок отказывается давать тетрадки на проверку, не настаивайте. Он научится самостоятельно отвечать за свои школьные дела, а это гораздо важнее идеально выполненных домашних заданий под вашим пристальным вниманием.

Разумеется, малышу иногда может понадобиться ваша помощь, но она не должна перерастать в систему, где ответственность за ошибки школьника перекладываются на плечи родителей.

По статистике больше половины учеников, делавших все домашние задания вместе с родителями, не могут избавиться от этой привычки даже в старших классах.

В жизни малыша, пожалуй, нет больше ни одного переломного момента, когда бы так кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Все детки, «домашние» и детсадовские, едва читающие и хорошо подготовленные, в первый школьный год встречают одинаковые проблемы в 1 классе.

И прежде чем малыш осознает, что значит быть школьником, как правило, требуется не один месяц. Насколько легко он приспособится к новому распорядку и как он будет реагировать на возникающие сложности в учебе, во многом зависит от поведения родителей.

Поэтому важно внимательно относиться к любым изменениям в поведении, физическом состоянии и настроении своего малыша и решать все возникающие проблемы как можно быстрее.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector