Как защитить первоклассника от стресса?

Рубрики Темы

  • Как защитить первоклассника от стресса?
    01 марта в 19:01
    Методика дефанотерапии в лечении позвоночника
  • Как защитить первоклассника от стресса?
    вчера в 11:56
    В Томской области продлен упрощённый порядок назначения инвалидности
  • Как защитить первоклассника от стресса?
    17 февраля в 23:22
    «НовоБрянцы»: в Брянске для детей с диабетом создается хоккейная команда
  • Как защитить первоклассника от стресса?
    11 февраля в 15:56
    Рошаль: Показателем эффективности вложений станет удовлетворенность населения
  • 18:06 «Такеда Россия» получила статус «Лучшего работодателя» пятый год подряд

Психиатрия и психология
Статьи

24 августа 2015, 12:48

X 9326 K 2

2015-08-24

Стрессы и следующие за ними расстройства адаптации у детей школьного возраста бывают разными, составляя до 40% поводов для обращения за помощью к специалисту. Стрессы классифицируются от легких (конфликты в школе) до тяжелых, когда ребенок подвергается насилию, получает физическую или психическую травму, находится длительное время в состоянии, угрожающем жизни (попал в аварию, был свидетелем аварии на дорогах, совершено сексуальное нападение на девочку-подростка со стороны ровесников или взрослых мужчин и т. д.). Однако такая градация является условной: тяжелый стресс может возникнуть и у девочки-отличницы, получившей всего лишь одну плохую оценку. О признаках стресса и помощи ребенку в трудной ситуации рассказывает психолог, кандидат медицинских наук Михаил Васильевич Шипилов.

Часто встречается острая реакция на стресс, возникающая в течение 8 часов с момента действия стрессового фактора. К концу этого периода у детей возникает адаптация к нему.

Если стрессовый фактор продолжает действовать в течение 48 часов, реакция должна пройти. Эти расстройства адаптации сохраняются не более 6 месяцев.

В противном случае следует говорить уже о психическом заболевании (депрессии или других расстройствах психики).

  • Затруднение или нарушение сна, когда ребенок всхлипывает во сне, ему снятся кошмары, он просыпается от них. Наблюдаются все признаки повышенной чувствительности.
  • Ребенок становится более раздражительным, возникают вспышки гнева, не типичные для него в прошлом.
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание, отказывается от деятельности, которую ранее успешно выполнял (приготовление уроков, еда, питье и т. д.), возникает не свойственная ему лень, усталость.
  • Возврат к тем типам поведения, которые были для ребенка свойственны на ранних этапах развития (энурез, грубость, избыточная детскость в поведении, чрезмерная привязанность к матери, кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.).
  • У подростков нередко наблюдается асоциальное поведение, агрессивность (может нагрубить однокласснику или учителю, ударить кого-то).
  • Возникновение психосоматических расстройств. Например, у ученицы пропадает голос из-за того, что учительница сказала, что ее оценки будут невелики.
  • Любой стресс нарушает психическое равновесие, поэтому необходимо установить уравновешенный ритм жизни. Достаточно ли ребенок спал, ел, отдыхал после даже небольшой физической или психической нагрузки?
  • В продуктах питания для ребенка должно содержаться большое количество витаминов группы В, С (свежие фрукты, овощи, земляника или черника по 1 стакану 1 раз в день и/или прием поливитаминов).
  • Отсутствие избыточной стимуляции. Многие родители, наоборот, пытаются ребенка отвлечь, нагрузить информацией, что плохо отражается на его психике.
  • Отсутствие скандалов, истерик и лишнего напряжения по поводу состояния ребенка.
  • Родителям нужно пересмотреть чрезмерные требования к собственному чаду по поводу учебы и поведения.
  • Необходима поддержка и защита в любой форме: успокойте и поддержите ребенка, дайте ему понять, что родители его любят. Очень важен тесный контакт с «безопасным» для ребенка человеком (легкий массаж, поглаживания, надавливания, разминание, прикосновения, совместное купание в течение непродолжительного времени, плавание в бассейне).
  • Лишь после того, как ребенок успокоился, заново проанализируйте ситуацию, объясните, что ребенок сделал не так, чего не учел в конкретной ситуации. Надо давать оценку конкретным фактам в поведении, а не ребенку.
  • Можно попробовать использовать отвары трав с успокаивающим эффектом: успокаивающий сбор, чай из мяты, мелиссы, отвар корня валерианы. Подойдут и успокаивающие ванны на 10-15 минут при температуре 38 °С с ароматизированными добавками. Используйте и ароматические масла, добавляя их на ночь в специальную лампу.

Психолог обычно «подключается» уже в «запущенных» случаях. Наиболее часто они возникают, когда стрессовый фактор находится в семье. Например, отец бьет собственного ребенка, предварительно «нагрузившись» алкоголем.

Другой случай: одинокие матери, требуя от ребенка больше, чем он может (хорошие оценки, соответствие идеалам матери), от бессилия могут перейти к физическим наказаниям, особенно по отношению к сыну.

Наиболее частым является и непредоставление защиты собственному ребенку, испытавшему стресс в школе («Сам виноват, что тебя избили». «Так и надо, получил по делам». «Ты не мужчина, а слабак»).

Следует помнить: чем раньше родители обратились к специалисту, тем лучше ребенку. Психолог не оценивает позицию ребенка (правильно — не правильно), а создает алгоритм: что делать, если будет похожая ситуация.

Иногда школьник не может вспомнить ситуацию, из-за которой у него развился стресс, то есть у него развивается полная или частичная потеря памяти (это защитный механизм).

Если семья не обеспечивает ребенку защиту и поддержку, то психолог выстраивает эту систему, а также помогает ему самому выработать навыки борьбы со стрессом (мышечное расслабление, аутогенная тренировка), дает место чувствам, возникшим при ответе на стресс (рисунки, ролевая игра, телесная терапия).

Затем организуется обучение взаимодействия перенесшего стресс ребенка с другими детьми: отстаивание своей позиции, умение конструктивно проявлять свою агрессию.

Ирина Исаева

 

  • Справочник
  • Лекарства
  • Учреждения
  • Консультации
  • Рубрики
  • Наши врачи

Медицинский портал «МЕД-инфо» © 2011—2021 Использование материалов сайта возможно с обязательным указанием ссылки на главную страницу сайта. МЕД-ИНФО.РФ: свидетельство о регистрации Эл NФС77-45549 от 29 июня 2011 года.

По общим вопросам: info@med-info.ru По вопросам размещения рекламы: reklama@med-info.ru

16+

Как помочь детям справиться со стрессом перед школой: советы психолога

Как защитить первоклассника от стресса?

Как справиться с тревогой перед 1 сентября: советы алтайского психолога Pixabay

  • Главными помощниками в борьбе со стрессом у детей должны стать родители

Возвращение в школу для многих детей превращается в конец света. В этом году ситуацию обостряет тот факт, что ученики не были в школе почти полгода, и период адаптации может быть сложнее, чем обычно. Детский педагог-психолог краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ирина Филоненко рассказала «Толку», как сохранить спокойствие перед новым учебным годом.

Как справиться со стрессом перед школой

Стресс вызывает любая новая обстановка и все, к чему мы не готовы, рассказывает Ирина Филоненко. Новые правила в новом учебном году и общая напряженность из-за коронавируса только подогревают беспокойство.

Как защитить первоклассника от стресса?

05 августа, 8:54

Дороже всего родителям обходится школьная форма и другая одежда для ребенка, дешевле всего можно купить канцелярские принадлежности

«В такой ситуации важно подготовиться. Стоит воспринимать это не как что-то страшное, не как проблему, а как перезагрузку, новую задачу», – комментирует педагог-психолог.

Родители, по словам специалиста, – это полноценные участники организации учебы ребенка. Учителя это понимают, а вот родители  – не всегда. Мамам и папам важно осознать, что они не только контролеры, но и в первую очередь помощники ребенка. И за две недели, которые остались до начала учебного года, они вполне могут помочь своим детям преодолеть стресс.

Советы родителям

  • Благоприятная обстановка дома. Моральная обстановка, которая окружает ребенка, очень важна, рассказывает Ирина Филоненко. Трения между родителями в этот период нужно свести к минимуму: или «сглаживать», или уводить от глаз ребенка, чтобы лишний раз его не нервировать.
  • Меньше критики. Сейчас очень важно оставить любую критику и сосредоточиться на похвале. Подбадривать ребенка в дни перед школой крайне важно. Хвалите его в том, что у него хорошо получается, и меньше обращайте внимания на то, в чем он слабее.
  • Положительные отзывы о школе и учебной деятельности в целом. Особенно это касается первоклассников. Дети постарше уже в курсе, что из себя представляет школа, а вот малышам положительный образ заведения, где они проведут ближайшие 10 лет, точно не помешает. То же относится и к детям, которые переходят учиться в другую школу.

Как защитить первоклассника от стресса?

31 июля, 8:54

«А школа-то хоть будет? Форму покупать? Или так и продолжим учиться на дистанте?» – такие вопросы задают друг другу в соцсетях родители школьников Барнаула

  • Подчеркивайте положительные качества учителя. Для младшеклассников очень важен авторитет педагога. Все ли я пойму? Какие у учителя будут требования? Со всем ли я справлюсь? Такими вопросами обычно задаются бывшие детсадовцы. 

«У детей разного возраста отношение к школе различное. У первоклашек на первом месте – авторитет педагога. У пятиклашек – переходная ступень из начального в среднее звено. Они ориентируются на общение со сверстниками, на одноклассников, как наладить отношения, поддержать диалог.

У старшеклассников уже профессиональные интересы: куда я пойду дальше, на какие предметы сделать акцент, на чем сосредоточиться. Попробуйте найти эти смыслы вместе с ребенком, поговорите о том, что для него важно, чего он боится и чего ждет», – советует специалист.

Перед школой полезно подкорректировать режим дня: раньше ложиться, раньше вставать, чередовать познавательную активность с двигательной. Если ребенок переходит в новую школу или идет в первый класс, специалист советует летом сходить в учебное заведение на экскурсию.

Также перед учебным годом будет не лишним проконсультироваться с педиатром о профилактике заболеваний.

Напомним, в этом году в школы Алтайского края пойдет рекордное количество детей – 280 тысяч человек. По данным регионального минобра, первоклассников в регионе стало больше на 5 тысяч человек.

Первоклассник и школьный стресс

Как защитить первоклассника от стресса?Помимо источника знаний, школа, к сожалению, это еще и источник постоянного стресса как для детей, так и для их родителей. Причины могут быть разные: большое количество домашних заданий, которые нужно успеть выполнить, нелюбовь и постоянные придирки учителя, неумение найти общий язык с одноклассниками, их постоянные насмешки, даже травля. Для кого-то сильным стрессом является вызов к доске, или неумение прыгать через козла из-за плохой физической формы, или даже необходимость постоянно находиться среди большого количества людей. А для кого-то постоянным источником стресса моет быть желание быть всегда лучше других, постоянно получать только отличные оценки и похвальные грамоты. Перечислять можно бесконечно. В каждой семье, где есть школьник, стресс был, есть и будет, надо просто постараться не дать ему негативно влиять на вашу жизнь и здоровье, на отношения в семье.

Как же смягчить стресс, связанный  с поступлением в школу?

Во-первых, ребенок должен заранее как можно больше узнать о школе, особенно о том, что там не только играют, но и учатся, причем каждый день и много лет. Хорошо, если он заранее посетит свою школу, посмотрит на классы, познакомится со своей учительницей и будущими одноклассниками.

Во-вторых, первый школьный день должен стать для ребенка настоящим праздником и запомнится на всю жизнь. Объясните ему, что теперь он стал взрослым и вы им очень гордитесь.Как защитить первоклассника от стресса?

В-третьих, надо обязательно постараться создать у ребенка мотивацию для учебы. Для этого необходимо постоянно объяснять, как учеба важна для его будущего, как вы им гордитесь. При этом обязательно обещать всяческую помощь и действительно помогать.

В-четвертых, находите время всегда интересоваться школьными новостями и проблемами, с которыми сталкивается ваш маленький ученик. Всегда расспрашивайте его о школе, особенно если чувствуете, что его что-то беспокоит.

В-пятых, ребенок должен иметь возможность полноценно отдохнуть, погулять и пообщаться с друзьями.

В-шестых, не делайте самоцелью получение только отличных оценок. Запомните навсегда: отличная учеба не самое главное в жизни, здоровье дороже!

В-седьмых, и это важно всегда, а не только в отношении учебы: никогда не сравнивайте своего ребенка, его успехи и неуспехи с другими детьми и их достижениями. Сравнивать можно только знания вашего ребенка вчерашние и сегодняшние, его прошлые достижения с настоящими.

В-восьмых, обязательно соблюдайте режим дня. И это важно с самого рождения. Ребенок должен привыкнуть с самого раннего детства, что существуют обязанности, которые постоянны, неизбежны, обязательны, и их выполнение, как говориться, «обсуждению не подлежит». Тогда и уроки станут всего лишь еще одним пунктом из списка этих обязанностей.

Если у ребенка наблюдается так называемая школьная тревожность, имеются трудности со школьной адаптацией, то его необходимо показать психологу, чтобы не усугублять ситуацию.

Печатается по материалам С.Кузнеченковой «Нейройога: воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья»

Дети-первоклассники — родители в стрессе. Правила поведения родителей первоклассника

Как защитить первоклассника от стресса?

И непонятно, для кого эта ситуация является более стрессовой. Родителям тоже нужно привыкнуть к режиму, адаптироваться к новой социальной среде,  научиться безболезненно жертвовать личным временем и некоторыми привычками.

Без паники! Сомнения и тревоги — предшкольная реакция любящих родителей, а вовсе не повод расстраиваться.

Важно помнить, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка влияет на отношение, которое формируется у ребенка к этим явлениям. Эмоции, которые испытывают родители, дети очень хорошо «считывают» и начинают тоже испытывать.

Ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, отсутствие страха перед возможными ошибками ребенка, вера в ребенка, что все у него получится — это все создает положительную мотивацию вашему ребенку.

Самое важное, не поддавайтесь паническому страху. Именно он толкает на непроизвольное запугивание детей, после чего дети боятся идти в школу.

Несколько практических советов для правильного поведения родителей:

  • Расскажите ребенку в оптимистичной манере о своем школьном времени, своих друзьях, о проказах, приключениях, об интересных уроках, умных учителях.
  • Создайте интересный и положительный образ школы. Внушите, что учеба приносит радость познания, открывает перед нами много возможностей, именно благодаря ней мы становимся мудрее.
  • Пообщайтесь с ребенком по душам, подготовьте его к неожиданным ситуациям, подстерегающим за воротами учебного заведения: как попросить чаю в столовой, как отпроситься в туалет, как реагировать когда дразнят, или игнорируют, обсудите его действия в той или иной ситуации шаг, за шагом.
  • Хорошо дисциплинирует и влияет на эмоциональное и физиологическое состояние ребенка правильный режим дня. Ребенку необходим продолжительный ночной сон, регулярное питание, двигательная активность и игровая деятельность.
  • Чтобы ребенок полюбил сам процесс обучения, учитесь вместе с ним, личным примером покажите ему, как это интересно. Если сами родители воспринимают уроки ребенка как тяжелое бремя и начинают говорить: «Сейчас ты быстренько сделаешь уроки, а потом мы займемся с тобой чем-то интересным», ребенок тоже начинает воспринимать уроки как преграду для веселых занятий.
  • Во всем, что происходит, не обвиняйте окружающих его взрослых людей и детей. Объясните ребенку, что в большинстве ситуаций в его жизни он является активным участником, способным влиять на происходящее.
  • Все свои опасения и сложности по решению школьных вопросов обговаривайте с учителем. Все трудности лучше обсудить в самом начале, чем решать накопившиеся проблемы. Важно запомнить, что родители и учитель партнеры.
  • Учите ребенка общаться со сверстниками. При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.
  • Объясните ребенку правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.
  • Не критикуйте при ребенке его сверстников, учителей и саму систему образования.
  • Важно знать обо всех событиях, происходящих в школе и за ее приделами, интересуйтесь, чем живет ваш ребенок вне стен дома, не ограничивайтесь только вопросами про учебные успехи.
  • Сдерживайте свои эмоции, не наказывайте ребенка без причин. Не сравнивайте с другими детьми. Хвалите за достигнутые результаты и просто так. За то, что он есть!

Проверьте себя и сделайте выводы, тест для родителей

«Готов ли я быть родителем первоклассника?» автор Т. Патрушина.

Суммируйте все положительные ответы.

  • Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  • Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
  • На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка.
  • Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  • Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
  • Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться считать, писать и читать.
  • Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  • Боюсь даже думать о том, что ребенок будет обходиться без дневного сна.
  • Мой ребенок пугается, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  • Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  • Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  • Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  • Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  • Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

Что означают полученные результаты?

  • 4 или менее баллов: у Вас есть все основания встретить с оптимизмом первое сентября — вы сами готовы признать новую социальную роль Вашего ребенка.
  • 5-10 баллов: Вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.
  • 10 баллов и более: Подумайте над своими ответами еще раз, возможно, Вам следует пересмотреть некоторые взгляды по изменению социальной роли Вашего ребенка.

Если Вы понимаете, что негативные чувства, тревоги и сомнения не отступают, то мы рекомендуем Вам обратиться за психологической помощью. Зачастую все страхи родителей можно объяснить детскими комплексами.

И очень важно научиться разделять свои страхи на собственные и на объективные. Ведь именно от Вашего состояния зависит настрой и успехи Вашего ребенка.

Запись на прием к врачу психологу

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области детских психологических заболеваний в клинике «Семейная».

Чтобы уточнить цены на прием врача психолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже Метки Первоклассник Детский психолог

Как снизить стресс первых школьных месяцев?

Хорошее физическое и психическое здоровье школьника. Убедитесь, что ваш ребенок находится в хорошем физическом и психическом здоровье.

Поведите его перед школой к врачам, и особенно уделите время консультации психолога, ортопеда и стоматолога. Лечащий врач-педиатр поможет помочь определить, соответствует ли развитие ребенка возрасту или нет.

Вашему ребенку пойдет на пользу, если вы сможете определить и начать решать его проблемы со здоровьем и развитием прежде, чем он пойдет в школу.

Просмотрите всю информацию о школе. Просмотрите материалы, которые касаются школы. Запишите телефон классного руководителя вашего ребенка, номер класса, в котором он будет заниматься, какие нужны школьные принадлежности, расписание звонков, номер медсестры.

Сделайте копии нужных документов. Сделайте копию карточки вашего ребенка и копию прививок. Эта информация может быть использована для оздоровительных занятий летом. Например, для летнего лагеря.

Запишите расписание обедов и завтраков ребенка в школе. Эту информацию вы должны знать по крайней мере за неделю до начала учебы. Подготовьте своего ребенка к этим изменениям, разговаривая с ним о преимуществах учебы в школе. Для ребенка большой стресс – изменить полностью режим дня.

Ограничьте просмотр телевизора. Предложите ребенку перед сном поиграть в тихие игры, головоломки, порисовать или почитать утром и вечером вместо того, чтобы смотреть телевизор. Это поможет облегчить вашему ребенку обучение.

Если это возможно, применяйте эту практику в течение всего учебного года. Телевидение отвлекает многих детей, и ваш ребенок будет приходить в школу лучше подготовленным, если он не будет перегружать свой мозг лишней информацией.

Посетите школу вместе с ребенком. Если ваш ребенок впервые идет в школу или посещает новую школу, посетите ее вместе с вашим ребенком. Ребенку нужно показать, кто его учитель, где находится класс, раздевалки, столовая и т. д.

, это поможет облегчить тревогу ребенка, а также позволит ему задать вам вопросы о новой для него среде. Поговорите с учителями и убедитесь, что они всегда обратятся к вам, как только у ребенка начнутся проблемы любого рода.

Выберите для ребенка удобную одежду и обувь. Покупайте только самое необходимое. Ребенок быстро растет, поэтому убедитесь, что у него есть по крайней мере две пары прочной обуви. В идеале – ортопедической. Это предохранит ножки ребенка от усталости и заболеваний, связанных с плоскостопием. Узнайте заранее, будет ли у ребенка в школе специальная форма. У многих спецшкол она практикуется.

Приготовьте для ребенка место, где он будет делать домашнее задание. Старшие дети должны иметь возможность учиться в своей комнате и это место должно быть самым тихим в доме. Маленькие дети обычно нуждаются в покое, это дает возможность малышу быть защищенным и спокойным.

[2], [3], [4], [5], [6]

Первые месяцы школы

Освободите свой собственный график. По мере возможности, в первые месяцы школы отложите деловые поездки, встречи после работы, а также дополнительные проекты. Вам нужно быть свободными, чтобы помочь своему ребенку привыкнуть к школе и преодолеть смущение или тревогу, которые многие дети испытывают в начале нового учебного года.

Подготовьте обед, который ребенок сможет взять с собой. Дети старшего возраста могут помочь или вам приготовить этот школьный обед. Или дайте возможность малышу купить обед в школе, если финансы это позволяют.

Установите будильник. У детей школьного возраста должен быть собственный будильник, который станет будить его по утрам. Это воспитает оперативность и ответственность у ребенка. Хвалите его за оперативное реагирование.

Оставьте ребенку дополнительное время на сборы в школу. Убедитесь, что ваш ребенок имеет достаточно времени, чтобы встать, позавтракать и добраться до школы. Для очень маленьких детей, которых отправляют в школу на автобусе, нужно вложить в карман курточки записку с соответствующей информацией, включая имя учителя и номер школы, а также вашу контактную информацию.

Обезопасьте ребенка после окончания школы. Обговорите с ребенком, что делать, если он возвращается домой после школы, а вы не можете его встретить. Будьте очень конкретными, особенно с маленькими детьми. Дайте ребенку номер, по которому с вами можно связаться, и альтернативные номера, например, бабушки и дедушки, страших сестер и братьев.

Посмотрите учебники своего ребенка. Поговорите с ним о том, как ваш ребенок будет учиться в течение года. Поделитесь в ним вашей уверенностью в его способностях.

Интересуйтесь обучением ребенка в течение всего учебного года. Обучение определенным навыкам требует времени и частого повторения.

Поощряйте ребенка быть терпеливым, внимательным и положительно реагировать на все школьные обстоятельства.

Отправляйте учителю своего ребенка записки и звоните ему время от времени. Пусть учителя знают, что вы заинтересованы в получении регулярной обратной связи и в информации, как и что ваш ребенок делает в школе. Скажите учителю о своем искреннем желании сотрудничать с ним.

Как снизить уровень стресса ребенка в первые месяцы школы?

Как защитить первоклассника от стресса?

Пусть ваши дети знают, вы заботитесь о них. Если ваш ребенок беспокоится о школе, помогите ему справиться с ситуацией. Беседуйте с ребенком каждый день, выясняйте его самые мелкие проблемы. Чтобы вместе правиться с ними. Дети впитывают тревогу своих родителей, поэтому ваши оптимизм и уверенность — хорошие модели подражания для вашего ребенка. Пусть ваш ребенок знает, что это естественно, немного нервничать в первое время школьных занятий.

Не переусердствуйте. Если первые несколько дней дети будут вести себя немного несдержанно, агрессивно, раздраженно, старайтесь на это не реагировать. Маленькие дети могут испытывать беспокойство или застенчивость, вы должны помочь им приспособиться к новому темпу жизни. Убедите их, что вы их любите, будете думать о них в течение дня, и детям это поможет, создаст ощущение защищенности.

Убедите ребенка в его способности справиться с ситуацией в школе. Обговорите с ребенком несколько вариантов управления сложной ситуацией в школе, объясните, как бы вы поступили, расскажите несколько историй из собственного школьного прошлого. Но, если проблема не устранена, ребенок должен поделиться ею с учителем и вами. Поддерживайте постоянную связь со школой.

Организуйте встречу детей перед школой. Постарайтесь организовать встречу нескольких знакомых одноклассников своего ребенка перед школой. И тогда первые месяцы учебы в школе будут для ребенка не такими сложными.

Как повысить стрессоустойчивость первоклассников в начале учебного года

Поздравляем, Ваш ребенок пошел в 1 класс! Банты-костюмы куплены, букеты подарены и впереди целых 11 лет учебы. Как помочь ребенку адаптироваться в самом начале школьного пути? Как быстрее привыкнуть к новой для него обстановке и сохранить интерес к учебе на годы? Несколько советов, которые помогут вам.

«Теперь ты совсем большой и начинается новый этап жизни!» 

Часто родители и особенно впечатленные взрослением ребенка родственники чрезмерно перегружают его ожиданиями и прогнозами, связанными с новым статусом школьника. Например: «Ты должен быстро просыпаться/хорошо кушать/быстрее одеваться, в школе тебя никто ждать не будет!», «Ты не должен обижать сестричку, ты уже большой!».

Постарайтесь в этот не простой для ребенка период наоборот снизить свой педагогический напор. Если к этому моменту ребенок чего-то не умеет или не очень хорошо слушается, будьте к нему снисходительны.

На коррекцию нежелательного поведения у вас уже было и еще будет много времени. Не надо стараться все исправить, давя на ребенка и шантажируя или даже угрожая неудачами в школе. Этим вы только усилите тревогу ребенка и даже можете вызвать отвращение к новой роли школьника.

«Да я вообще не хочу в эту школу!». Такое отторжение труднее исправить.

Младший школьник – все еще ребенок

Его ведущая мотивация только-только сместилась или еще смещается с игровой на учебную. Не надо стараться сразу сделать комнату полностью «рабочей». Не спешите выкидывать ставшие уже не такими нужными, как прежде, игрушки — пусть в первые учебные дни с ребенком будут его «друзья» из детства.

Некоторые школы предлагают различные совместные праздники или программы знакомства с аниматорами. Не пренебрегайте ими или даже сами предложите организовать для детей знакомство в неформальной обстановке. Как минимум, пригласите 1-2 одноклассников к себе в гости. Поиграв вместе,  дети смогут лучше узнать друг друга, а идти в класс с друзьями гораздо приятнее, веселее и желаннее.

Не все сразу

Не стоит начинать одновременно несколько глобальных проектов. Если ребенок уже занимался, например, в музыкальной школе, то занятия, конечно, не стоит бросать. Если же вы планировали начать занятия вместе со школой, то лучше отложить это до второго класса, когда малыш освоится и привыкнет к новому типу нагрузок и ответственности. Это не касается более развлекательных или спортивных занятий.

Четко и понятно

Постарайтесь сделать расписание ребенка максимально четким и предсказуемым. Не забывайте о важности сна! Младшему школьнику необходимо не менее 10 часов сна в сутки. Выспавшийся ребенок лучше справляется с нагрузкой, ему проще усваивать новый материал  и решать различные задачи, как учебные, так и социальные. Составьте вместе с ребенком распорядок его дня.

Можно на отдельных маленьких листочках, на каждом из которых обозначено одно дело и время. По мере выполнения задач, листочки будут перекладываться из кармашка «надо сделать» в кармашек «сделано». Или же оформить расписание в виде красивой таблицы. Не забывайте писать время, даже если малыш еще не очень хорошо ориентируется  в часах.

Свои часы тоже не будут лишними.

Любовь и поддержка

Будьте внимательны к своему ребенку. Признаками стресса могут быть повышение агрессивности или частоты капризов, нежелание слушаться или наоборот чрезмерная пассивность ребенка. Не оставляйте без внимания его жалобы.

Описать, что произошло и что именно расстроило малыша, помогут техники активного слушания, когда вы не задаете вопросы, а описываете то, что видите, слышите и поддерживаете рассказ словами «угу…», «это было непросто!», «да, понимаю, что еще?» и другими.

Постарайтесь, кроме этого, выяснить у учителя, что произошло, нужна ли какая-то помощь с вашей стороны или со стороны психологов.

Также будет замечательно, если в конце дня для вас станет привычным обсуждать с ребенком, что за день было хорошего и какие были неудачи. Причем лучше начать с себя, описать пару событий из своего прошедшего дня и только потом спросить ребенка, что понравилось ему сегодня, а что — нет.

Вопрос контроля

Чтобы ребенок почувствовал себя взрослым и чтобы его чувству ответственности было где развиваться, как можно чаще  давайте ему возможность выбора. «Одежда для школы лежит на этой полке, что надеть, ты можешь выбрать сам»; «ты хочешь сначала пообедать или отдохнуть?».

Если в вашем классе задают домашние задания, постарайтесь своим видом и отношением показать, что верите в способность ребенка справиться самостоятельно.

Никогда не делайте задания за ребенка! Если они вам кажутся чрезмерными или очень сложными, лучше обратиться к учителю, пусть позанимается с ребенком после уроков – это его обязанность донести знания до каждого ученика. Всегда полезнее честно заработанная тройка, чем «папина» пятерка.

Человек обязательно должен сталкиваться с последствиями своих действий! Чувство беспомощности, формирующееся, когда от действий ребенка ничего не зависит, может приводить к безответственности и даже к глубокой депрессии. Если ребенок сам просит помочь, не отказывайте, постарайтесь  вместе разобраться, как следует выполнять задание, но сделать его должен ребенок сам.

Адекватная похвала

Старайтесь поддерживать оптимистичный и позитивный взгляд ребенка на учебу. Хвалите его за то, что на самом деле было сложно для него, и за усилия, если они были приложены.

Выражайте свое отношение, если вам не нравится что-то, но не делайте далеко идущих прогнозов. Сравните: «Ты все сделал очень неаккуратно! Как ты дальше будешь учиться? Хочешь стать двоечником??» и «Ты выполнил это задание неаккуратно.

Похоже, в этот раз ты не сильно старался. Боюсь, за это задание ты можешь получить не очень хорошую оценку».

Еще один момент. Старайтесь обращать внимание ребенка на то, что удалось хорошо. Это научит его концентрироваться на хорошем и подсознательно стремиться к идеалу: «Посмотри, вот эта  и эта буквы получились просто отлично!»

Желаю вам и вашим детям успехов на этом нелегком, но увлекательном пути, а если понадобиться, мы будем рады помочь!

Учитель знает свое дело 

Если ваш ребенок пошел в школу, значит, вы выбрали для него именно эту форму обучения, а не домашнюю. Если вы лучше знаете, как ребенка учить грамоте и как именно складывать числа, еще не поздно передумать.

Обычно учителя обладают определенным опытом в образовании детей, и вмешательства в учебный процесс вызывают только раздражение.

А вот позитивный подход с вопросами к учителю «а как лучше?», «что посоветуете для…?» и информированием об особенностях развития и восприятия Вашего ребенка, наоборот, будет с благодарностью воспринят учителем.

Как помочь первокласснику справиться со стрессом в адаптационный период?

Насыщенность нашей жизни новыми событиями может быть очень волнительной. И в любом случае это стресс для организма, не важно со знаком плюс или минус. Поступление в школу – это стресс для ребенка. Много нового ждет его впереди. Первая учительница, новый распорядок дня и школьные правила. С целью облегчения первых дней в школе для первоклассников создаются особые условия.

Обычно в первой четверти у малышей всего три урока по 35-40 минут и большая динамическая пауза длиной в один урок. Домашние задания первоклассникам еще не задают. Они имеют дополнительные каникулы в конце февраля. Немаловажное значение имеет высокий уровень готовности ребенка к школе. Ну и конечно же любящие и заботливые родители могут облегчить своему чаду период привыкания в школе.

С раннего детства настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», приготовьте что-нибудь вкусненькое на завтрак, собирайтесь в школу без суеты.

Ласково, без нравоучений проводите малыша в школу. Покажите ему путь от дома до школы. Но помните, самый короткий путь — не значит самый безопасный.

Встречая малыша после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно (без вас) несколько часов. Расспросите о школьных делах, похвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если поначалу ребенок не будет много рассказывать о школе. Столько эмоций впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь объем новой информации.

Если появились первые трудности, будьте щедры на похвалу, а не на критику. Замечание делайте конкретное и ни в коем случае не касайтесь личности ребенка. Малыш должен быть уверен, что вы любите его не за хорошую учебу, а за то, что он есть на свете.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой самооценки или озлоблению.

Если учитель предъявляет претензии к вашему ребенку, не объединяйтесь с ним против малыша. Не ругайте его в школе, при одноклассниках, а дома в спокойной обстановке объясните ему в чем он не прав.

Не позволяйте ребенку замыкаться на школьных неудачах. Постоянно подчеркивайте важность не отметки, а самого процесса обучения, познания нового и интересного. Найдите такую форму деятельности вне школы, где ваш ребенок сможет обрести уверенность в себе.

Обязательно найдите общий язык с учителем. Старайтесь общаться с ним, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребенка в школе. Избегайте обвинений, агрессии. Помните, только доброжелательный тон, такт и терпение.

Как уберечь нервную систему ребенка от стрессов — МК

Мы живем в век скоростей — постоянно торопимся, бежим, никуда не успеваем. И сегодня стресс стал неотъемлемой частью жизни всех — и не только взрослых, но и детей.

И если кратковременные стрессы для организма даже благотворны, то затяжные могут стать причиной разных заболеваний в будущем.

Поэтому задача каждого взрослого — вовремя заметить симптомы стресса у ребенка и принять меры, которые помогут предупредить неприятные последствия.

Далеко не каждый родитель может списать особенности детского поведения на стресс. Как определить, что у ребенка начался стресс? Что делать? Об этом мы узнали у экспертов.

Как рассказывает детский невролог, педиатр, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова Лусине Хачатрян, если раньше повышенная тревожность и фобии у детей встречались не так часто, то в наш век высоких скоростей они стали уже привычным явлением.

Детские стрессы могут вылиться в самые разные заболевания. В первую очередь подверженные нервным нагрузкам дети гораздо чаще (в 2–3 раза) сверстников болеют ОРВИ. Ведь стресс воздействует на все органы и системы, стимулирует центральную нервную систему вырабатывать чрезмерные количества гормонов кортизола и норадреналина.

При небольшом стрессе кортизол создает защиту, но если его слишком много, он начинает разрушать органы, запуская аутоиммунные процессы, что в конечном итоге снижает иммунитет. «Недавно наши коллеги из Самары провели исследование среди детей, заболевших ОРВИ.

Оказалось, что чем тяжелее у них протекала инфекция, тем выше у них был уровень норадреналина и кортизола», — говорит профессор кафедры педиатрии РМАПО Ирина Холодова.

Поэтому, конечно, со стрессом, которому дети подвержены не меньше взрослых, нужно бороться — чтобы впоследствии избежать серьезных осложнений.

Между прочим, даже малыши могут испытывать нервные перенапряжения — в основном на фоне различных физиологических изменений в организме и непривычных внешних условий.

Причиной таких стрессов могут быть переезд, болезнь, разлука с мамой, прорезывание зубов, поход в поликлинику, смена климата или обстановки вообще, посещение детсада…

Как проявляется детский стресс? Ребенок становится излишне возбудимым, у него нарушается сон, появляются проблемы с аппетитом, он плачет больше, чем обычно, становится суетливым, иногда агрессивным, в некоторых случаях появляется нервный тик. Если вы заметили за своим ребенком такое, нужно обратиться к детскому неврологу.

Как бороться с детским стрессом? Существует немало способов, которые позволят вам пережить эту ситуацию и сохранить здоровье ребенка в будущем.

Первое. Очень важно соблюдать режим дня. В первую очередь режим сна и бодрствования. Если беспокойный сон у ребенка сохраняется, помогут дыхательные упражнения и спокойные игры.

Кроме того, при детской бессоннице хорошо помогают различные виды творческой активности (рисование, лепка и пр.) А вот телевизор лучше отключать по возможности насовсем.

Гаджеты тоже должны войти в жизнь ребенка как можно позже.

Второе. Очень важно давать понять ребенку, что он находится в безопасности, что его близкие люди всегда рядом и готовы помочь. Это вовсе не значит, что вы должны находиться с ним неотлучно. Но пользуйтесь каждой удобной возможностью, чтобы обнять своего малыша, подержать его за руку, сказать ласковое слово.

Третье. Если ребенку предстоит смена обстановки (переезд, поход в детский сад, отпуск), его нужно приготовить к этому заранее. Постоянно рассказывать о том, что ждет его.

Однако если вы понимаете, что с переменой обстановки ваш ребенок вдруг стал агрессивен, с этим помогут справиться закаливание и водные процедуры.

Отличный эффект дает и модная ныне энимал-терапия (то есть общение с приятными животными).

Четвертое. Очень важную роль в борьбе со стрессом играют различные игры — они помогают детям перенести центр тревоги на вымышленные ситуации и снять напряжение.

Пятое. Стресс у школьника — особое явление. Он может возникать по самым разным причинам: из-за того что не складываются отношения с учителем или одноклассниками; из-за того что поставили плохую отметку; из-за предстоящих экзаменов и пр.

Вот основные симптомы стресса в школьном возрасте: утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании, прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки), замкнутость, заикание, головные боли, раздражительность. Роль правильного режима дня, в который входят не только подъем и отход ко сну в одно и то же время, включая выходные, но и завтрак, обед и ужин по расписанию, играет очень большую роль. Улучшить сон помогают водные процедуры перед сном — душ комфортной температуры. Кроме того, работа у ребенка школьного возраста должна чередоваться с отдыхом.

Шестое. В период стресса очень важно обеспечить организм витаминами. Посоветуйтесь с педиатром, какой витаминный комплекс подойдет именно вашему малышу в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Кроме того, детям подойдут гомеопатические препараты от стресса, которые одновременно устраняют и психоэмоциональные, и физические проявления стресса. Кстати, исследования, проведенные на кафедре детских болезней Первого МГМУ им.

Сеченова, показали, что 87% детей с фобиями, нарушениями коммуникации и повышенной тревожностью прекрасно выздоравливали на гомеопатическом лечении.

Седьмое. Важно следить за питанием ребенка: он должен получать достаточное количества белка, полезных жиров и углеводов. В рационе должно быть как можно больше пищевых волокон (клетчатки), которыми богаты овощи, фрукты, квашеная капуста, злаки, отруби. Многие признают и пользу пробиотиков.

Восьмое. Физическая активность — один из самых действенных способов борьбы со стрессами в любом возрасте. Разумные нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и повысить стрессоустойчивость ребенка. К ним относятся бег, велосипед, лыжи, теннис, танцы, плавание.

Кстати, исследователи из Университета Миссури (США) обнаружили, что всего полчаса интенсивных занятий любым спортом значительно снижают уровень стресса.

Ведь физические нагрузки приводят к усиленной выработке гормонов радости эндорфинов, так необходимых для борьбы с любыми нервными нагрузками.

Девятое. Дыхательная гимнастика — еще один эффективный способ борьбы с паническими состояниями и стрессом. Она поможет не только «усмирить» эмоции, но и обеспечит прилив кислорода к головному мозгу. Полезна она и взрослым, и детям.

Вот одно из действенных упражнений: закройте глаза и начинайте дышать очень медленно и глубоко. Выдох при этом должен быть в 2–3 раза продолжительнее, чем вдох. Выдыхать нужно через слегка сжатые губы, словно вы дуете на ложку с горячей кашей.

Такую гимнастику можно превратить для ребенка в увлекательную игру.

В любом случае каждый детский стресс требует консультации с врачом. И, конечно, предельной внимательности со стороны взрослых.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector