Как воспитывать в детях самостоятельность?

  • Как воспитывать в детях самостоятельность?Как часто от взрослых людей требуют самостоятельности в действиях: в университете, на работе, в быту.
  • Но о том, что воспитывать это качество нужно еще с ранних лет, знают немногие.
  • Зачастую родители задумываются о воспитании самостоятельности только тогда, когда ребенок уже переступает порог школы.
  • Однако чем раньше начать прививать самостоятельность ребенку, тем проще ему будет потом во взрослой жизни.

Проявление самостоятельности имеет место быть уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому не нужно с этим тянуть!

Чувство независимости у крохи

Прежде чем давать практические советы о воспитании самостоятельности, нужно разобраться, что вообще из себя представляет это качество. Составляющие самостоятельности будут разными в зависимости от возраста малыша.

Как правило, самостоятельность ассоциируется с умением делать что-либо без посторонней помощи, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их последствия. Однако соотнести это определение с ребенком, который только появился на свет, невозможно. Для малышей понятие самостоятельности звучит так: это умение найти себе занятие без помощи родителей.

Чувство самостоятельности не возникает в один момент, оно развивается у ребенка постепенно, по основным этапам:

Как воспитывать в детях самостоятельность?

  1. Первые признаки самостоятельности появляются у карапуза одного двух лет.

    Очень важно поддержать ребенка в этот момент, дать ему адекватную свободу в действиях и не мешать малышу заниматься тем, что ему интересно.

  2. В три года малыш уже ярко проявляет стремление к самостоятельности. Он громко кричит «Я сам!». Например, уже пытается одеваться без помощи взрослых.
  3. В возрасте 6-7 лет ребенок уже готовится к поступлению в школу и, как правило, посещает дополнительные курсы по подготовке.

    В этот период важно поощрять стремление ребенка учиться, хвалить его, а ошибки разбирать совместно, не отбивая у ребенка желания самостоятельно принимать решения.

  4. Самый трудный для родителей этап – это подростковый возраст. Как правило, ребенок пытается быть полностью независимым и требует понимания от родителей. Часто это приводит к конфликтам в семье. Чтобы недопонимания не было, важно не упустить предыдущие этапы воспитания самостоятельности и выстроить с ребенком доверительные отношения.

Воспитание самостоятельного малыша

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был самостоятельным. Самостоятельность чада значительно облегчает их жизнь, ведь ребенок сам одевается, ест, занимает себя игрой. Но процесс воспитания самостоятельности очень сложный, так как взгляды ребенка и родителей не всегда совпадают.

Основная проблема заключается в традиционном подходе к воспитанию ребенка не как полноправного члена семьи со своими желаниями и целями, а как зависимого и неразумного существа, из которого родители обязуются воспитать человека.

И тут семья сталкивается с проблемой, когда ребенок уже готов к принятию собственных решений, но родители не хотят с этим мириться. И создается система «делай как хочешь, но только так, как я скажу».

Чтобы таких проблем не возникало и ребенок не вырос инфантильным и неуверенным в себе, важно изначально ставить цель: не вырастить «удобного для себя» ребенка, а воспитать полноценную самостоятельную личность.

Основные рекомендации по воспитанию самостоятельности у ребенка:

  1. Создание соответствующей его потребностям среды.

    Ребенок должен чувствовать себя уверенным дома, в своей комнате. Не слышать от родителей бесконечные «НЕЛЬЗЯ», а распоряжаться своими вещами.

  2. Демонстрация для ребенка, как нужно выполнять те или иные действия, и постоянное мягкое вовлечение в процесс.

    Например, малыш может поучаствовать в уборке дома, приготовлении пищи, но только в том случае, если он сам это захочет.

  3. Справка! На этом принципе базируется развивающая система Монтессори для детей от года до четырех лет.

  4. Проявление терпения.

    Поначалу ребенок будет выполнять задания очень медленно и неправильно, но ни в коем случае нельзя ругать его. Ваша цель – не сорваться на малыша, а поощрять его стремление быть самостоятельным.

Дошкольный возраст

  1. Как воспитывать в детях самостоятельность?Детей дошкольного возраста (особенно 4-7 лет) рекомендуется вовлекать уже в интеллектуальную деятельность: изучать буквы, цифры, готовить руку к письму.
  2. Многие родители отдают своих чад на подготовительные курсы, где от ребенка уже требуются концентрация внимания и максимальная самостоятельность.
  3. Дошколят очень важно cмотивировать на учебу, поддержать интерес к самостоятельному изучению нового.
  4. Для этого нужно приучить ребенка рассказывать, что нового он узнал, показывать, чему научился на занятиях.

Также необходимо восхищаться новыми навыками и знаниями ребенка. Не менее важно рассказывать чаду, где он сможет применить полученные знания. Рекомендуется рассказывать дошколенку о том, как вы сами учились читать и считать, как вам это нравилось и как помогло вырасти успешным человеком.

Однако главная задача родителя – приучить своего дошколенка к мысли, что у него, как и у всех в семье, есть свои обязанности, правила и нормы. Можно закрепить за ребенком поручение: например, мытье посуды после себя, уборка в комнате, помощь в накрытии стола, помощь в уходе за питомцем.

Если ребенок сталкивается с проблемой, не следует его ограждать от этого. Нужно позволить малышу узнать о последствиях своих действий или своего бездействия.

Важно! Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подробнее о младшем дошкольном периоде

Вечером в детском саду, когда все родители забирают своих малышей, можно наблюдать две картины: один ребенок, пыхтя и краснея от напряжения, натягивает ботинки и застегивает пуговицы, а другой – принц, за которого все делают родители. Или на детских утренниках: один малыш размазывает еду по лицу, но ест сам, а другого кормит мама с ложечки.

Разумеется, пока ребенок совсем маленький, родителям сложно поверить в то, что он повзрослеет и будет жить самостоятельно. Но чтобы эта будущая взрослая жизнь не стала для него ужасающей неожиданностью, готовить малыша к ней нужно уже с пеленок, воспитывая в нем самостоятельность:

Как воспитывать в детях самостоятельность?

  1. Не стоит выполнять за ребенка то, что он сможет сделать без помощи взрослых.

    Если малыш уже научился самостоятельно держать ложку в руке или застегивать ненавистные пуговицы, нужно дать возможность делать это самостоятельно.

    Разумеется, Вы гораздо быстрее оденете его и завяжете шнурки, но это будет препятствовать воспитанию самостоятельности ребенка.

  2. Оказывать помощь ребенку нужно только в том случае, если он попросит сам. Если он занят игрой или изучает какую-то вещь, не вмешивайтесь.
  3. Нужно поощрять его стремление к самостоятельности. Хочет помыть пол? Дайте малышу ведерко и тряпку, а сами незаметно вытирайте образовавшиеся лужи. Хочет постирать свои колготки? Пусть сделает это сам. И ничего страшного, что их придется перестирать, ведь в данном случае важнее развитие ребенка.
  4. Если малыш ошибается, нужно деликатно объяснить ему, что он сделал не так. Скажите, в следующий раз у него обязательно все получится!

Ответственность

Ответственность – это качество, которое сопутствует самостоятельности. Для того, чтобы сформировать чувство ответственности у ребенка, необходимо создать такие события, в которых у ребенка будут определенные задачи и поручения, где требуется его ответственность. Выполняя или не выполняя эти задачи, малыш будет получать определенные последствия.

Последствия – это далеко не всегда наказание. Скорее вполне естественное развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение. Например, малыш не погулял с собакой, а она сделала свои дела прямо на пол в его комнате. Ребенок поймет, что это его вина, и ответственно избавится от последствий.

Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

От родителей требуется создание условий для формирования ответственности у ребенка:

  1. Личный пример взрослых. Если родители сами не держат слово, то требовать это от ребенка бессмысленно.
  2. Определенные поручения для ребенка.
  3. Уважение выбора, каким бы он странным ни казался.
  4. Поощрение ответственного поведения.
  5. Расставление приоритетов для ребенка.
  6. Пошаговое обучение чему-либо. Поручая что-то малышу, Вы должны быть уверены, что он это умеет.
  7. Режим дня для ребенка.

Многие пункты схожи с воспитанием самостоятельности ребенка, так как эти два качества неразрывно связаны.

Как сделать самодостаточным?

Как воспитывать в детях самостоятельность?

  1. Всему свое время.

    Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. Не стоит торопиться.

  2. Позволять проявлять самостоятельность с младенчества.

    Когда ребенок попытается перевернуться сам или начать ползти, нужно поддерживать его. Казалось бы, такие совсем незначительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.

  3. Оценивать действия ребенка, а не его личность.

    Например, после того, как ребенок помыл посуду, не нужно говорить, что он «хороший», нужно сказать ему, что Вы заметили, как он старался, когда мыл посуду.

  4. Делать что-либо вместе.

    Чтобы малыш научился делать что-то сам, его нужно научить. Лучший вариант в этом случае – совместная деятельность. Готовьте вместе, убирайтесь вместе, гуляйте с собакой вместе и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.

  5. Принимать помощь.

    Если трехлетний ребенок хочет помочь Вам с приготовлением обеда, соглашайтесь. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.

  6. Не переделывать за ребенка, если он не просит.
  7. Дать возможность ошибаться.

    Важно объяснить ребенку, что ошибки всегда сопутствуют обучению чему-то новому. Ошибаться – значит расти.

  8. Составить план обязанностей для всех членов семьи.
  9. Уважать интересы и желания ребенка.

    Во всем важна мера: учитывать мнение ребенка при выборе еды, одежды, секций, совместных поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.

  10. Избегать чрезмерной передачи обязанностей ребенку.

    В перекладывании обязанностей важно не переусердствовать. Если вы оставляете пятилетнего малыша присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетнего ребенка менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования. Обязанности должны увеличиваться постепенно.

  11. Главное – вера в своего малыша.

    Верить и поддерживать своего ребенка — обязательные условия для развития его самостоятельности. Важно хвалить, говорить: «У тебя все получится».

Читайте также:  Вредные привычки ребенка: как отучить от них

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов

Статьи

Психология и педагогика

Родители мечтают, чтобы их дети выросли ответственными, самостоятельными людьми, которые умеют делать выбор, принимать решения и управлять своей жизнью. Но как сделать это правильно? Без «муштры» и филиала армии в квартире? Мы расскажем о 10 стратегиях на каждый день, которые позволят повысить уровень ответственности. В конце материала приведен список дел, которые вполне можно поручать детям разных возрастов.

15 мая 2020

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад. Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем. Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите: а) ругать его; б) самостоятельно наводить порядок.    Скажите:

 – В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина. Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами. Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

 – Мы всегда убираем свои вещи на место. 

Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь. Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью. По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание. Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Как воспитывать в детях самостоятельность? У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму. Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке. Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители. Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором. 

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий… Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку. Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату.

Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов.

Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел.

Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками.

Читайте также:  Отеки лица и глаз у детей как симптомы различных заболеваний

Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком. Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах. В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения. А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа». Двойной отрицательный урок.

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь. 

Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно? Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.

  • Что надеть.
  • Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
  • Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
  • С какими игрушками играть.
  • Когда сходить в туалет.
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
  • Их собственные комнаты.
  • Сколько нужно еды.
  • С кем и когда играть.
  • Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).

Как воспитывать в детях самостоятельность?

  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Какую прическу носить.
  • Как потратить карманные деньги.
  • Когда готовить домашнее задание.
  • Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
  • Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
  • Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
  • Оставаться одним дома.
  • Выбирать часы подъема (с условием, что все нужно успеть).
  • Стирать белье самостоятельно.
  • Временные изменения во внешнем виде.
  • Ездить на автобусе или метро.
  • Ходить в кино и на другие мероприятия, где нужно расплачиваться, с друзьями.
  • Подрабатывать не в ущерб обучению.
  • Контролировать свой бюджет.

И самое главное — не забывайте хвалить ребенка за любое проявление самостоятельности. Обязательно отмечайте, когда он сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймет, что самостоятельность — не обуза, а навык, который позволяет заслужить уважение окружающих, и за которым следует расширение «свободы».

Как воспитывать в детях самостоятельность?

5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным

Как воспитывать в детях самостоятельность?

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза.

До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям».

Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • неуверенными в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу.

В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо.

Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»

В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.

«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

2. Поддержка

Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Развитие навыка

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

  • Стадии развития самостоятельности:
  • 1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;
  • 2. Ребёнок выступает в качестве помощника;
  • 3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;
  • 4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

  1. 4. Правильные границы
  2. «Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».
  3. Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия

Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым.

Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями.

Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких.

Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла.

Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.

Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека

Читайте также:  Рак: когда можно сохранить беременность?

Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

  1. Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение домашнего задания;
  3. Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично.

При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы.

Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.

«Как воспитывать самостоятельность у детей»

«Как воспитывать самостоятельность у детей»

Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей.

Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении.

Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя.

Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как, в зависимости от возрастных особенностей, формируется самостоятельность и управление действиями. Самостоятельные дети отличаются хорошей учебой и навыками для «взрослой» жизни.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное.

Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности.

Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано.

К сожалению, многие родители считают, что развитие самостоятельности у детей всегда соприкасается с гранью опасности. Как можно привить этот навык, если за «порогом» дома ребенок постоянно подвергается рискованным ситуациям? Легко, главное, следовать грамотным инструкциям!

В начале этого «пути» самое важное для родителей — понять, что самостоятельность ребенка всегда сопровождается свободой выбора и независимостью. Это нелегко! Не каждый родитель сможет без страха позволить ребенку принять свое решение. На это есть немало причин, например: он может ошибиться из-за отсутствия опыта и знаний в данном вопросе.

Вот здесь вам и поможет грамотный подход, доказывающий дошкольнику, что вся его самостоятельность основана на четких границах и правилах. Свобода выбора имеет свои законы!

Если вы еще сомневаетесь, тогда подумайте о том, что дети без права на свои ошибки чаще всего вырастают инфантильными, нерешительными и тревожными. Они бояться сделать любой «шаг», требующий ответственности.

  • Как не нужно развивать самостоятельность у ребенка.
  • Воспитание самостоятельности у детей основывается всего на одной важной составляющей: родительский контроль должен быть сокращен до минимального уровня так, чтобы ребенок при получении жизненного опыта не мог попасть в рискованную и опасную ситуацию.
  • Желание «я сделаю сам» — естественная потребность, живущая в каждом малыше и подвергающаяся препятствиям в виде взрослых, которые бояться, что их «подопечный» не справиться с поставленной задачей. Вот самые популярные ошибки этих взрослых:
  • Так быстрее.

Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного малыша. Пока он там вывернет штанишки, рассмотрит рисунки на ткани или испачкается. Проще и быстрее, если взрослый сам примется за нужный процесс.

Однако наша цель — воспитание самостоятельности, которая требует гранитного терпения. Пусть малыш сам разбирается со своим заданием, а вы не мешайте ему и не подталкивайте.

Безопасность превыше всего.

Маленького ребенка опасность подстерегает везде, даже в его комнате. Он может споткнуться о порог, стукнуться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и многое тому подобное.

Чтобы подобного избежать, нужно продумать и устранить все рискованные нюансы. Не помешает и профилактическая беседа про осторожное поведение. Объясните ему, что утюг может обжечь, а иголка — уколоть.

Жалость.

Очень часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудностей и ошибок. Им становится жалко своего крошку. А вот это первый шаг к инфантильности! Дети в любом возрасте должны сталкиваться с посильными задачами и анализировать полученный итог.

Дошкольник уже может помогать маме в уборке дома (убрать игрушки, развешать свои вещи) и неукоснительно следовать семейным законам, например, ложиться спать сразу после вечерних ритуалов (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое примечательное — каждому детскому возрасту присущи индивидуальные уровни развития.

Таким образом, необходимо помнить:

— Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

— Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом.

Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия.

Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

— Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного, всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий).

Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам (а) все сделаю» и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку.

Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это.

Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки.

Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Всё в ваших руках уважаемые родители!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector