Как воспитывать детей родительским примером?

Как воспитывать детей родительским примером?

В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании малыша.

Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Большую роль в процессе формирования личности малыша с самого рождения играет личный пример родителей. Положительный пример – важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни. Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей.

Ребенок во многом зависит от родителей, хоть и формируется как целостная отдельная личность. Его эмоциональное развитие во многом формируется на основе эмоционального контакта с родителями.

Многие поведенческие отклонения формируются у ребенка из за внутренних или внешних факторов, нередко созданных самими родителями, факторов разрушающих хрупкую психику малыша и ставящих его в рамки непонимания как вести себя и как реагировать на тот или иной раздражитель.

Внутренние конфликты с которыми малышу трудно справится формируют агрессивное поведение, стрессы, и отдаляют от взрослого определяя негативный фон развития малыша в целом.

Поэтому родители для ребенка самые главные учителя в жизни, они должны понимать как много они могут отнять у ребёнка и как много они могут дать ему, имея правильные представления о его развитии, помочь ему развиваться в правильном и позитивном русле.

Для ребенка родители – это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств. У каждого родителя свои цели воспитания ребенка. Даже в одной семье у родителей не сходятся взгляды на процесс воспитания.

Главным принципом воспитания детей является личный пример родителей, потому что именно он закладывает основы нравственности и моральных свойств личности ребенка.

Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей – это только один из многих принципов воспитания детей.

Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных – личный пример родителей.

В чем выражается личный пример родителей?

Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику.

Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне.

Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда аккуратно складывайте свои вещи.

Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

Как воспитывать детей родительским примером?Ошибки воспитания в семье:

Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители. Их условно можно разделить на группы:

1. Неправильное проявление родителями своих чувств;
2. Некомпетентность родителей;

3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Рассмотрим подробнее третью группу – непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей. Социализация вашего крохи изначально происходит в домашних условиях, в семье. Именно родители демонстрируют своим поведением яркие и типичные примеры моделей поведения в обществе.

Поэтому неудивительно, что мальчики могут подражать агрессивному отцу, а девочки – грубой и несдержанной маме. Подавляющее большинство детей становятся асоциальными, поскольку переняли пример с родителей.  Очень часто многие родители недооценивают роль собственного примера в процессе воспитания малышей, а также требуют от них то, что не делают сами.

Воспитываемые таким образом дети начинают капризничать, не подчиняться взрослым, родители для них теряют авторитет.

Большой и не менее серьезной ошибкой в воспитании является отсутствие единых требований у мамы и папы. Неблагоприятный психологический микроклимат дома приводит к появлению у малыша замкнутости, психических нарушений, иногда даже ненависти к самим родителям

Взрослые поступки

Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори – все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания?

В воспитании ребенка важна сначала любовь и забота к ребенку, затем – личный пример родителей, и только потом — слова взрослого. Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают родители. Все, что они видят, передают в своих играх.

Иногда родители удивляются, откуда у ребенка появляются дурные привычки. Взрослые начинают винить всех, кто окружает их малыша. К сожалению, они не видят того, что малыш эту плохую привычку скопировал у них. Поведение родителей является самым важным фактором воспитания.

Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе разговора с ним, поучений, приказов. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители одеваются, общаются, радуются, грустят.

Все жизненные принципы взрослых имеют огромнейшую роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.

Дети полностью отражают поступки взрослых

Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью.

Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям.

Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.

Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.

Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок.

Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь – ищи в себе».   Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности.

При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки.

Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации.

Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда у ребенка будут формироваться положительные черты характера!

Как родители влияют на детей

1. Большинство своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное — в процессе воспитания.

2. Не всегда родители являются примером для своих детей. Например, в благополучной семье не всегда вырастают послушные дети. Также не обязательно в неблагополучной семье должны быть проблемные дети.

3. В воспитании важно отношение родителей к ребенку. Отношение родителей к ребенку бывает разных видов: слепая любовь, нормальное отношение, отсутствие внимания к ребенку, безразличное отношение к малышу, отсутствие родительских чувств к своему ребенку

Если родители плохо относятся к своему ребенку, то со временем ребенок будет проявлять к ним негативное отношение. Когда между родителями складываются плохие отношения, то дети со временем будут относиться к ним плохо.

Особенно это ярко может проявляться у самостоятельных детей. Но даже зависимые дети могут со временем проявлять к таким родителям плохие отношения. В данном случае родители демонстрируют плохой пример для детей.

 Задачами родительского воспитания является развитие положительных и подавление отрицательных качеств ребенка.

Авторитет взрослых

Степень влияния родителей на своих малышей во многом зависит от авторитета взрослого. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки малыша. Авторитет родителя является очень важным условием воспитания.

Если взрослые не являются авторитетом для ребенка, то он не слушает их, капризничает, грубит. Дети должны видеть в родителях своих лучших друзей.

Авторитет взрослых падает, когда они в общении с окружающими лгут или чрезмерно проявляют слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все их желания, а также унижают или подавляют личность ребенка.

Дорогие родители, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя, со своих положительных поступков, доброжелательных отношений к окружающими. Только в таком случае у вашего ребенка будут формироваться положительные черты характера! Будьте авторитетом и настоящим другом для своего ребенка!

Читайте также:  Роль щитовидной железы в патологиях беременности

Наталья Микерина

Консультация для родителей «Воспитание примером»

Консультация для родителей                                               «Воспитание примером».

Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.

Воспитание ребенка в семье начинается прежде всего с нравственно- культурной атмосферы его близких, с тех добрых (или, к сожалению не добрых) отношений, которые существуют между членами семьи.

Ребенок буквально живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети.

В свою очередь, чтобы добиться постоянного вежливого и доброжелательного духа семьи, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры.

Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за самого себя и за своих близких сына, если перед его глазами не будет достойного папы, дедушки или старшего брата.

И в тоже время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумехи-мамы едва вырастет аккуратная и трудолюбивая рукодельница-дочь.

Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое отношение к труду, и к окружающим его людям ребенок лепит со взрослых.

Дети особенно наблюдательны, у них исключительная память при неосознанно- интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых.

Уже в 3-4 года мальчики и девочки прекрасно замечают: всегда ли помогает папа снять пальто с пришедшей домой бабушки, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату. Ребенок видит как торопится по вечерам мама, стараясь приготовить ужин, постирать, погладить. И как папа в это же время читает газету или «болеет» перед телевизором.

И десятки привычных нам и потому давным — давно не замечаемых нами мелких домашних событий маленький ребенок каждодневно, каждочасно наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью. И таким образом сам того не сознавая, воспитывается-учится на постоянных взрослых примерах.

Вольным или невольным воспитателем маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако, естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди- члены его семьи.

И этом случае огромное счастье для ребенка, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей — отец.

О роли мамы в воспитании детей сказано много. И столько же можно повторить, что ребенку для его здорового и нормального развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь.

. И все — таки, говоря о воспитании смелости, мужества в маленьком мальчике приоритетная роль отдается отцу.

Очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном » возрасте самый близкий и понятный для них мужчина-отец.

Быть папой- дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как это, к сожалению, случается не редко) перекладывать се проблемы воспитания детей на женские плечи, обедняя таким образом и собственную свою душу, и душу своего ребенка.

Именно папа своим поведением, добрым — внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защищать, помогать им.

Поведение маленького сына — чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения. Вот почему папам необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать

(прежде всего перед своими детьми) того, что они- сильная половина рода человеческого.

Если мальчик видит достойное поведение своего отца по отношению к женщине, помогает ей, активно участвует в жизни семьи, то и сыновья рано начинают приобщатся к работе по дому, стараясь как можно больше походить на отца.

Очень полезно для мальчика когда у него — помимо общих, каждодневных дел и обязанностей -есть общее с папой «мужское» дело или увлечение. Каждое такое дело постепенно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому — взрослому миру людей.

Влияние папы на дочь тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все — таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика.

Так дочери, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении дому, и семье, к близким прежде всего равняются на собственную мать.

Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть человеком чрезвычайно требовательной к себе: вежливой, требовательной, аккуратной, опрятной, женственной. Именно мама должна терпеливо и умело приучать маленькую дочку к обязанностям по дому.

У мамы (так же как и у папы и сына) в семье должны быть свои, «женские » дела. С взрослением дочери эти заботы станут более серьезными. Но уже привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.

Родительские требования должны быть разумными, понятными и выполнимыми для ребенка.

Ребенок 4-7 обязательно должен иметь свои домашние дела: протереть пыль, помочь бабушке по кухне, полить цветы, убрать за собой игрушки и т. д.

Для того чтобы домашние обязанности сделались привычными для ребенка, разумно отвести для них постоянное время в режиме дня. И следует совершенно серьезно и достаточно требовательно относиться к проделанной ребенком домашней работе.

За хорошо и старательно сделанное дело родителям следует отблагодарить ребенка и обязательно высказать ему замечания и более того, потребовать, чтобы небрежно и ленива выполненная работа была им переделана заново.

Тогда ребенок тоже начнет относится к своим домашним, а позднее и ко всем прочим обязанностям вполне серьезно и ответственно.

Таким образом, любое действие взрослого, любой родительский поступок должен иметь глубокую воспитательную направленность.

Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно- к окружающим людям, с любовью и вниманием к своим близким. Это значит -их дети впитают в себя данные качества.

Конечно же в воспитании детей взрослые не должны забывать о наших верных помощниках- о литературе и искусстве вообще.

Родителям нужно как можно чаще читать книги совместно с ребенком, обсуждать ее содержание, оценивать поступки главных героев.

Тогда поведение любимого положительного героя очень скоро станет мерилом » правильного, хорошего» поведения ребенка. Он будет стараться подражать своему книжному любимцу.

Таким же воспитательным уроком могут стать просмотренные детские фильмы совместно с родителем или детского спектакля. Опять таки родители должны обратить внимание на поведение положительных и отрицательных героев. И обогатить конечный результат их поведения.

Таким образом, в повседневной, обычной жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребенка. Нужно только научится видеть эти возможности и пользоваться ими, А главное, конечно, никогда не забывать, что основной пример для детского подражания — это мы сами.

Уважаемые родители! Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребёнка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

  • Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения.
  • Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
  • Основные рекомендации:
  • Рекомендации«КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ – ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ!»
  • • Выберите наиболее безопасный путь от дома до детского сада.
  • • Переводя ребенка через дорогу, держите его за руку.
  • • Хорошо изучите правила дорожного движения, избегайте наиболее опасные места при переходе улицы.
  • • Ежедневно напоминайте детям перед выходом из дома ПДД.
  • • Контролируйте, где Ваш ребенок, если Вы остановились с приятелем на тротуаре, не увлекайтесь с ним разговорами, забыв, что в это время делает ваш ребенок.

• Движение родителей с детьми на колясках, санках разрешается только по тротуарам. Там, где нет тротуаров, возить можно по обочине дороги с левой стороны, навстречу движению транспорта. Безопасно вести санки, коляску по тротуарам.

  1. • По  пешеходным  тропам  идите  с  детьми  с  правой  стороны, спокойно,  не торопясь.
  2. • Выйдя из пассажирского транспорта, не спешите переходить дорогу, дождитесь, пока движущееся средство отойдет от остановки.
  3. • Войдя в транспорт, не выпускайте руку ребенка, при резком торможении ребенок может травмироваться.
  4. • Посадите ребенка на сиденье или посадите на колени (в любом случае крепко его держите во избежание падения).

Что такое воспитание и что родители формируют в ребенке

Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.

Содержание:

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.
Читайте также:  Важность отца в жизни девочки

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.
  • Подробнее о видах воспитания.
  • Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.
  • По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:
  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиля Описание
Кумир семьи Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
Золушка Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
Гиперопека Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровень Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровень Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровень Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Роль личного примера родителей в воспитании ребенка

Один из самых эффективных методов воспитания детей – личный пример родителей, его роль и влияние на малыша сложно переоценить, ведь своим поведением взрослые учат детей и плохому, и хорошему.

Дошколята всё впитывают, словно губка. Став свидетелем неприятной сцены, они непременно захотят повторить подобную модель. Но и положительный пример обязательно найдет отклик в их душе.

Почему надо воспитывать на личном примере

Очень часто родители жалуются, что их дети не хотят читать, занимаются дома чем угодно: слоняются без дела, играют в компьютер, болтают по телефону, а читать их никак не заставишь. Можно было бы сослаться на то, что современные дети вообще читают намного меньше, чем, например, 10 — 15 лет назад, но такое объяснение.

  • Во-первых, не устраивает родителей (читать надо, от этого развиваются кругозор, грамотность и т. п.)
  • Во-вторых, есть же дети, которые, несмотря на массовую компьютеризацию, все равно читают и довольно много

В чем же дело?

Когда родители жалуются на нежелание детей читать, следует задать им вопрос: «А вы сами много читаете?»! После этого вопроса почти всегда на лицах взрослых можно увидеть смущение, и они признаются: «Да нет. Все как-1 то некогда. Дела, дела».

Получается, что чтение — совершенно не необходимое и не обязательное занятие, не так ли? Вот ребенок и не занимается им, предпочитая чтению другие занятия. «И что же теперь делать? — спрашивают родители.

— Читать, что ли?» А как же еще! Помните, что пример родителей имеет большую роль в воспитании, ведь дети склонны к копированию действий взрослых.

На самом деле, если родители сами не читают, не посвящают времени этой особой деятельности, то дети прекрасно (понимают, что без нее можно обойтись.

И сколько бы ни говорили родители: «Читай! Читай!», толку от этого не будет никакого, пока они сами не покажут ребенку пример.

В семьях, где родители сами читают много, читали в раннем детстве своим детям, где есть привычка покупать или брать новые книги у знакомых или в библиотеке, там дети обычно читают, причем довольно много.

Теперь вы и самостоятельно поняли, что лучшее воспитание – это воспитание на примере родителе. Дети очень мало слышат из того, что мы им говорим, но зато почти всегда учатся на наших примерах и нашем поведении.

Большая роль родительского примера

По жалобам на ребенка опытные психологи могут сделать какие-то предположения относительно его семьи, воспитания, привычек, которые в ней приняты, относительно того, какие у него родители, и тому подобное.

Если у ребенка какая-то проблема, то почти наверняка кто-то из родителей ведет себя точно так же или такое поведение по какой-то причине поощряется. Очень интересно иногда получается, когда родители борются с каким-то недостатком ребенка, а у них самих всех этих качеств в избытке.

Почему же пример родителей так сильно влияет на воспитание детей?

Потому что от малышей ничего не скроешь, они впитывают в себя наши слова, мысли, образ действий. И если родители сами невежливы, то бесконечными наставлениями научить вежливости ребенка нельзя; если вы сами что-то считаете плохим, то так же, скорее всего, будет считать и ваш ребенок; если вы сами во что-то не верите, то бесполезно заставлять поверить в это ребенка.

Известно, что привычка — вторая натура. Если в вашей семье есть хорошие традиции, привычка весело отмечать дни рождения, с разными конкурсами, сюрпризами, или проводить выходные дни на природе, или решать конфликты, не переходя на крик, то у детей войдет это в привычку, потом они уже вряд ли смогут по-другому.

Скажите, вы бы хотели, чтобы ваш ребенок курил?

Вряд ли кто из родителей, и те, кто сам курит, и тем более те, кто не курит, хотели бы этого. Тем не менее, статистика показывает, что в тех семьях, где курит один родитель (чаще всего отец), дети сами начинают курить примерно в 50% случаев, а если курит мать, то более 80% детей рано или поздно сами начинают курить. Вот и сделайте вывод о важности личного примера.

Читайте также:  Основные симптомы пищевого отравления у детей

Бывает так, что дети перенимают от родителей какие-то действия, и хотя сами родители не считают их криминальными, даже думают, что этими действиями воспитывают детей, получается совсем не так хорошо, как ожидали взрослые.

Например, малыш споткнулся и упал, больно стукнулся об стол, плачет. Иная бабушка скажет: «Вот какой плохой стол! Нашего Ванечку обидел! Вот мы его сейчас так же стукнем. Вот тебе, вот!» При этом она несколько раз ударяет по столу.

Ребенок уже не плачет, он смотрит, как бабушка «наказывает» стол, а может быть, и сам принимает в этом живое участие, несколько раз хлопнув ладошкой по столу.

Какой урок он получил? Те, кто его обидели, плохие, их можно обижать за это, бить. Кто будет плохим в следующий раз? Мальчик из двора, с которым Ванечка будет играть в песочнице?

Или сама бабушка, которая отберет у него конфету, чтобы не ел перед едой? Нередко дети замахиваются на взрослых, а те тоже им в шутку отвечают, и малыши делают вывод: значит, драться можно.

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас: способнее, умнее, может быть, добрее, воспитаннее, образованнее. Но ребенок не станет таким сам по себе, необходимо приложить определенные усилия, направлять деятельность малыша.

Родительский пример в воспитании особенно важен в период от рождения ребенка до его семилетия. Психологи говорят, что к 7 годам практики основы мировоззрения заложены, характер ребенка уже сформирован.

Поэтому именно в этот период надо уделить максимум внимания воспитанию ребенка и направить на это все свои силы.

Даже если потом, в более взрослом возрасте, ваш ребенок по каким-то причинам (таким как плохое окружение, какие-то личные кризисы и передряги) свернет с верного пути, то ему будет гораздо легче вернуться, чем тому, у кого в детстве не было хорошего задела.

Но это не значит, что после того, как ребенку исполнится 7 лет, можно сложить руки и уже не стараться стать лучше и самим, и ребенку. Опыт показывает, что даже если какие-то усилия предприняты, казалось бы, слишком поздно, все равно настойчивость, желание и вера в лучшее всегда дают определенные результаты.

Пусть не сразу и не слишком большие, но дают. Главное — не останавливаться, а постоянно идти вперед, хотя бы маленькими шагами.

Наверное, родители, которые стараются изменить поведение своего ребенка, кардинально меняя свое, встречаются достаточно редко. Чаще встречались довольно хорошие родители, которым надо было лишь немного постараться, изменить направление своих усилий, посмотреть на всю ситуацию с другой стороны.

А те родители, которым работать надо было много и долго, к сожалению, очень часто опускают руки от навалившейся на них тяжести и бросают работу.

Как воспитать детей добрыми: личный пример и конфета на всех | Милосердие.ru

Когда маленького ребенка спрашиваешь о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту: «Бабушка добрая, учительница добрая, девочка на детской площадке добрая…» Все вокруг добрые, это он видит в первую очередь. Со временем, у людей появляются и другие качества – «умный», «красивый», а доброта как будто уходит на задний план, вроде бы она – само собой разумеющееся качество, но говорить о нем как-то уже не принято вслух.

Добрый всегда на своем месте

Когда родители думают или говорят о том, какими хотят видеть своих детей в будущем, то доброте тоже не уделяется отдельного почетного места.

Люди церковные говорят о том, что хотят видеть своего ребенка благочестивым, верующим, люди светские – успешным. Мы можем говорить о том, что ребенок должен «найти себя» или «свое призвание».

Девочкам желают счастливо выйти замуж. Но именно доброте в этих размышлениях отводится мало места.

Но правы маленькие дети, когда воспринимают именно это качество как первую из черт человека. Добрый может стать кем угодно, но он всегда будет на своем месте, добрый поможет и отзовется на беду, сумеет не только сопереживать в горе, но и вместе радоваться (что гораздо труднее).

Мы, родители, действительно редко задумываемся над ответом на вопрос «Как воспитать ребенка добрым». Но, когда все же хотим ответить на него, то оказывается, что это не так просто. Понятие «доброта» — довольно расплывчато.

Это и милосердие, и внимательность, и вежливость, и жалость, и предупредительность. Но каждому из этих качеств надо учиться отдельно.

Проявить милосердие к больному или нищему – это одно, жалость к брошенному животному – другое, не нагрубить старенькой навязчивой бабушке – третье.

Воспитывать собственным примером

За ответом на вопрос «Как научить ребенка быть добрым» мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко, отцу и дедушке огромной семьи. Вот, что он ответил: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером.

Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В-третьих, в ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование.

Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».

Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать.

Дети из воскресной или православной общеобразовательной школы идут поздравлять больных на Рождество, а многие ли их родители находят время, чтобы пойти вместе с ними? Конечно, когда не с кем оставить малышей, когда папа на работе, а бабушки не принимают участие в жизни семьи, это сложно. Но часто мы не участвуем в рождественских или пасхальных поздравлениях не по этим причинам. А как было бы правильно потратить этот час на совместный поход в больницу, как много мы бы заложили в детей, потратив столько же времени, сколько ежедневно мы тратим на общение в соц.сетях или просмотр фильмов.

Ну, положим, в больницу попасть нам не удалось, но навестить-то уж своих собственных родителей лишний раз мы ведь в состоянии. Или, если бабушки приезжают к нам помогать, то не просто вручить им список дел, а проявить внимание – напоить чаем, усадить поудобнее, расспросить, поговорить. И сделать это опять же вместе с детьми.

Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать. Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения.

И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы.

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно), то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем.

Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа.

Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости.

Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться.

Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей».

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector