Как воспитать творческую личность?

Родителям творческого ребенка порой приходится непросто, потому что их чадо нуждается в особых условиях для своего развития. Кроме того, одаренные дети обладают уникальными особенностями, которые необходимо постоянно, и что еще важнее, правильно развивать.

В этой статье мы расскажем подробно о методах развития творческой личности, расскажем, как выявить в своем ребенке качества творческой личности, чтобы он смог в полной мере реализовать заложенные в нем способности и таланты.

Личность творческого человека: как распознать?

Уже написано огромное количество разных трудов, посвященных творчеству и проявлению творческой личности. В каждом из них ученые представляют свои умозаключения относительно того, как креативность и неординарность выражается человеком.

Как воспитать творческую личность?

В данной статье мы приведем характеристику творческой личности, которую в свое время разработал профессор Чикагского университета — Михай Чиксентмихайи.

Он всю свою жизнь посвятил психологии, и в конечном итоге опубликовал труд «Десять парадоксальных черт творческих людей», которые четко характеризуют особенности творческой личности. К ним относятся:

  1. Креативные люди обладают очень большой интеллектуальной силой и энергией, а вот телом они слабы, так как физически они обычно не развиваются.
  2. Творческие люди очень умны, но при этом наивны. Они склонны доверять всему, что слышат, так как поиски рационального зерна в какой-то точке зрения для них скучны и неинтересны.
  3. Человек, наделенный творческими способностями, в какой-то степени ленив, если чем-то не вдохновлен. Он предпочтет труду отдых, пока не воодушевится новым проектом или идеей. Но как только муза его посетит, он станет работать, как самоотверженный.

Как воспитать творческую личность?

  1. Творческие люди любят фантазировать, но при этом они остаются реалистами по жизни.
  2. В обществе креативные люди всегда активны, дружелюбны, улыбчивы и веселы, а вот в домашней тихой обстановке они становятся замкнутыми, закрепощенными и молчаливыми.
  3. По своей сути творческие личности – это скромные натуры, которые никогда не ждут ни от кого похвалы. Однако они никогда не позволят, чтобы кто-либо унизил их чувство собственного достоинства.
  4. Творческие мужчины часто очень сентиментальны, а вот женщины, наоборот, брутальные и мужественные.
  5. Креативные натуры – бунтари. Они не будут сдерживать эмоций, если что-то вышло за рамки их представления о нормах жизни. Но при этом они не любят что-то менять, потому что придерживаются консервативных взглядов.

Как воспитать творческую личность?

  1. Любой творческий человек – страстен. Он горит, когда воплощает свою задумку, однако при этом он может здраво рассуждать и объективно оценивать свою работу.
  2. Творческие люди всегда счастливы, потому что их образ жизни всегда приносит им море удовольствия. Однако при этом они открыты для негатива, но он не омрачает им жизнь, потому что творческие личности умеют находить в нем положительные для себя стороны.

Все вышеперечисленные особенности больше характеры для взрослых людей. В ребенке творческий потенциал проявляется несколько иначе:

  • он не может усидеть на одном месте более одной секунды, так как его все время тянет на приключения, ему хочется исследовать неизведанное, открывать двери в комнаты, куда вход воспрещен;
  • он редко проявляет послушание, так как на все имеет личную точку зрения, которую готов отстаивать даже в раннем возрасте;
  • творческий малыш не с особым рвением ходит в школу, потому что привычные уроки ему неинтересны и скучны, ведь сосредоточиться на чем-то для творческой личности ребенка – целая проблема;

Как воспитать творческую личность?

  • малыш наделен особой энергетикой – он не может успокоиться в течение дня, ему хочется прыгать, бегать, он не может уснуть, когда уже все члены семьи улеглись спать;
  • ребенок очень чувствителен – он может всплакнуть, если какой-то сюжет из сказки или другой книжки его растрогает, то же самое произойдет во время просмотра фильма или мультика;
  • творческий ребенок предпочтет игры в доме или любом другом закрытом помещении занятиям на природе, так как он проявляет интерес в окружающему миру, животным и растениям;
  • творческие детки не любят, когда их контролируют родители, потому что они хотят всегда и во всем быть самостоятельными.

Далее мы подробно рассмотрим, что нужно делать, чтобы жизнь творческой личности ребенка была счастливой и удачливой.

Формирование творческой личности

Развитие творческого потенциала личности ребенка – процесс трудоемкий. К нему нужно относиться с особой ответственностью. Во всяком случае, нужно четко понимать, что может повлиять на развитие творческой личности ребенка.

Как воспитать творческую личность?

Ученые считают, что к основным факторам, которые могут подействовать на потенциал малыша, относятся:

  • фантазия
  • свобода движения и воображения
  • отсутствие ограничений
  • таланты малыша

Задача родителей – создать такие условия развития творческой личности, чтобы все эти факторы присутствовали в жизни ребенка.

Однако сначала нужно разобраться, какие именно творческие способности заложены в вашем ребенке. Присмотритесь к нему внимательно в первые годы жизни. Вы сразу заметите, чем больше всего малышу нравится заниматься.

Отталкиваясь от увиденного, вы сможете воспитать творческую личность правильно:

  • ребенок должен как можно больше общаться со своими сверстниками, рассказывая им, где он был, слушать и анализировать, что говорят ему;
  • чтобы воспитать творческую личность дошкольника, следует как можно больше читать ему, чтобы он проникался сюжетом сказки или любого другого литературного произведения, делился с вами своими эмоциями, переживаниями;
  • для развития творческой личности школьника, нужно создавать такие условия в доме, чтобы ребенок сам проявлял интерес к чтению;

Как воспитать творческую личность?

  • позволяйте ребенку рисовать постоянно, везде и всюду – посредством рисования у него развивается мыслительный процесс, он может фантазировать, мечтать;
  • приобретите ребенку несколько видов пластилина, чтобы он мог таким образом воссоздавать плоды своей фантазии;
  • включайте малышу музыку, чтобы он ее слушал, танцевал, двигался – попросите кроху поделиться своими переживаниями и эмоциями, которыми он наполнился после прослушивания той или иной музыкальной композиции.

Проблемы творческой личности

Творческие люди всегда выделяются из толпы, поэтому часто сталкиваются с множеством проблем. Как правило, эти проблемы не отображаются на психоэмоциональном состоянии человека, однако могут в некоторых случаях вводить его в депрессию или так называемый «творческий кризис». Что это могут быть за проблемы:

  1. Недопонимание творческой личности со стороны общества, в котором человеку постоянно приходится находиться. Особенно это касается музыкантов, актеров, художников, которые видят окружающий мир по-своему. Дело в том, что цель творческой личности – создавать, постоянно развиваться, исследовать непознанное. Иногда им просто чужды материальные блага, они странно выглядят, чем вызывают бурю у других людей.

Как воспитать творческую личность?

  1. Креативный человек часто одинок, потому что ему так комфортно. Он находится в своем мире, в котором ему хорошо, находясь наедине с собой. Психологи утверждают, что в тишине творческие способности личности лучше раскрываются, человеку проще себя реализовать.
  2. Творческая личность стремится к саморазвитию иногда вопреки всему. Поэтому часто семейная жизнь у креативных людей складывается неудачно. Но этого можно избежать, если человеку еще в ранние годы привить семейные ценности и понимание того, что дороже близких и любимых людей в мире ничего и никого нет.

Есть утверждение, что творческими люди рождаются, а не становятся. Однако мы живем в XXI веке, и верить этому предрассудку бессмысленно.

Каждый родитель может развить в своем ребенке любой навык, если уделит этому должное внимание.

Как показывает современная медицинская практика, даже детки, рожденные с физиологическими аномалиями и прочими отклонениями, могут становиться успешными и состоятельными людьми.

Как воспитать творческую личность?

Нет ничего невозможного! Только не пытайтесь реализовать собственную мечту в жизни ребенка, потому что у него, наверняка, есть своя. Лучше помогите ему на пути к достижению поставленной цели, и он будет счастлив!

Видео: «Как развивать творческие способности ребенка?»

Творческая личность живёт в каждом: 7 упражнений, которые разбудят внутреннего творца

Гостевой пост. Автор — Евгений Щербань, уже не первый раз засветившийся на Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», — говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе.

Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец.

Поэтому фраза «Я не творческая личность» — это лишь удобное оправдание своей лени.

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня.

Эталон творческой личности — это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике.

Читайте также:  Ребенок и собака: радость общения или источник опасности?

А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды спиться, пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина.

Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Как воспитать творческую личность?

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий.

В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки.

Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности».

Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто.

Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку.

И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного.

Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами.

Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет.

4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что творческое мышление, как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии.

Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов.

Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию.

Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс.

Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления.

Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни.

Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Как воспитать творческую личность?

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы.

Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы.

Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, здесь.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Читайте также:  Акулы детства: почему у ребенка появляются лишние зубы

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду.

Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей.

А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей.

А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт.

Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт.

Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный).

Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Как воспитать творческую личность?

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли.

У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной.

Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек, вопрос лишь в тренировках.

Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста.

Главное — помните, что начинать что-то новое никогда не поздно: художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Как воспитать в ребенке творческую личность?



Большинство родителей задумываются о творческом развитии своих детей, к сожалению слишком поздно, хотя сторонников раннего эмоционального и креативного развития детей меньше, чем тех, кто убежден, что «всему свое время» и «ребенка всему в детском саду и школе научат, а пока не стоит отнимать у дитяти детство». [2, с. 67]

Для родителей и педагогов важно помнить не только о том, как воспитать в ребенке творческую личность, но и о том, как не погубить в нем зачатки творчества. Ведь творчество — это вещь настолько хрупкая и неоднозначная.

При работе с ребенком должна быть исключена всякая критика личности и деятельности детей, все просто обязаны принимать и выслушивать все, что делается и говориться ими. Чаще хвалите ребенка, говорите, что он «умница», «молодец», все сделал «хорошо, «замечательно».

Будьте терпимы и помогайте ребенку учиться творить. Ребенок учится творить, познавая искусство.

Искусство — средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений.

В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества личности ребенка. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии.

В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. [3, с. 41]

В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен знать:

  1. Народное творчество, фольклор, театр, музыку, живопись, изобразительное искусство
  2. Виды искусства, средства выразительности каждого из них; материалы, оборудование, необходимое каждому из видов искусства; произведения и авторов разных видов искусства; не менее 3–4 художников — графиков (И. Билибина, Ю. Васнецова, Е Чарушина); 3–4 живописцев.
  3. Различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей (профессии).

Уметь:

  1. Работать с различными материалами.
  2. Самостоятельно подбирать средства выразительности.
  3. Использовать средства выразительности для создания художественного образа.
  4. Выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи. [2, с.74]

Самостоятельная художественная деятельность может быть разнообразной. Воспитатель помогает детям использовать различные виды театра, разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям песням; делать детали костюмов, декорации и различные атрибуты. С помощью воспитателя и самостоятельно ребенок учится водить хороводы, петь песни, танцевать и играть на детских музыкальных инструментах.

В данный период развития дети самостоятельно рисуют, лепят, мастерят из природного материала, приобщаются к рукоделию, многие начинают сочинять стихи, сказки, песни, мелодии и танцы, импровизировать на какую — либо тему. Творческие способности детей более ярко проявляются в театральной деятельности, изобразительной и музыкальной, т. е.

следует больше внимания уделять общему эстетическому развитию.

Формирование и развитие личности ребенка происходит в традиционных видах деятельности дошкольников, направленные на его целостное развитие.

Педагог отбирает и выстраивает содержание деятельности, создает условия для успешного развития творчества.

Педагогический процесс организуется так, что бы ребенок овладевал содержанием творческой деятельности в зависимости от уровня его развития. [1, с.13]

  • В детском учреждении необходимо:
  • – создать для более широкого социального общения между взрослыми и детьми (педагог — ребенок — сверстник — родители), привлекать родителей к участию в жизни группы и учреждения;
  • – уважительно относиться к результатам детского творчества во всех сферах деятельности ребенка;
  • – широко использовать произведения, созданные детьми, оформление группы и учреждения, на праздниках и во время досуга;
  • – формировать отношение воспитанника к педагогу не функциональное, а личностное (от мастерства педагога, его убежденности и культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет);

– заботиться о здоровье и всестороннем развитии детей, стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. [2, с.52]

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас — красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации — долгий путь, но есть один хороший и очень важный период — детство.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника — очень ответственный. [2, с.80]

Всем, кто занят воспитанием самых маленьких, кто является посредником между окружающим миром — миром природы, людей, вещей, искусства и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое — душой ребенка, важно чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь.

В становлении личности ребенка, нравственное его воспитании значение его эмоционального развития огромно. В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества. [5, с.36]

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально — творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Особое место живопись занимает и в развитии речи.

Ведь речь лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, а познание искусства должно осуществляться на основе единства, эмоционального и рационального, что обуславливает речь воспитателя и ребенка.

Читайте также:  Беременность и роды у женщин в 50 лет

На занятиях по изобразительному искусству широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные чувства людей (добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, добросовестный, неустанный отважный, мужественный, бесстрашный и др.

), вводя их в активный и пассивный словарь детей. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать внутреннюю речь.

Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. Рисование, лепка и аппликация виды изобразительной деятельности.

Овладевая ими, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, свое эмоциональное отношение к ним.

Н. К. Крупская писала: «…Очень рано ребенок начинает также стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов.

Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их.

Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». [5, с.25]

Творческое развитие детей, психологи и педагоги считают быть возможным во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре.

Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы, то есть имеется в виду повседневная жизнь детей.

Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности, так как одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни).

Процесс освоения деятельности и есть процесс психологического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях. По мнению известного психолога В. В.

Давыдова «…личностный уровень индивида обнаруживается, прежде всего, в творческом его отношении к различным формам общественной жизни и уже через это — в творческом созидании и самого себя». Поэтому при восприятии детского рисунка надо быть всегда готовым к сопереживанию в первую очередь замыслу, задуманному содержанию.

Это важно, так как воплощение образа всегда беднее самого замысла. Иначе нам трудно будет общаться с ребенком, а это значит, что возможности воспитания не будут использованы в полной мере. [2, с.39]

Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему работы), средства его достижения, выполняют работу и получают результат. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности.

Способность созерцать, любоваться и восхищаться — щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и собственному творчеству. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. [1, с.43]

Поэтому нам, взрослым следует знать: во–первых, то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. К трем годам формируется 80 % мозга взрослого потенциала.

Во-вторых, не бойтесь дать много, бойтесь дать мало.

В-третьих, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.

В-четвертых, детское воображение и фантазию развивают творческие способности. Всегда можно интересно организовать досуг вместе с детьми, изобретая и создавая из различных материалов удивительные вещи.

Только надо заранее запастись материалами, которые смогут выручить в нужную минуту: газеты, листья, сучки, и карандаши, старые журналы, куски ткани, бумага и другие вещи, которые не кажутся очень важными в обычной жизни. [3, c.16]

Литература:

  1. Барышева Т. А. Как воспитать творческую личность? — М.: Издательство «Феникс», 2004г. — 94с.
  2. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности — М.: ООО «Тц Сфера», 2010г. — 128с.
  3. Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Комарова Т. С., Размыслова А. В. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 80с.
  4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика — Синтез, 2015–167 с.
  5. Коллекция идей: театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе / Р. Туфкрео, М. Кудейко. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 191 с.
  6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг -2004

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, средство выразительности, вид искусства, детское творчество, изобразительное искусство, искусство, окружающий мир, творческая деятельность, творческое развитие.

Как воспитать творческую личность?

Каждый ребёнок уникален и талантлив от рождения. Важно увидеть эти способности и создать условия для их развития, то есть воспитать творческую личность.

Иногда родители стремятся реализовать в ребёнке свои амбиции. Мама не стала балериной, так пусть дочка занимается хореографией. Папа не достиг высот в хоккее, сына нужно обязательно записать в спортивную школу.

Однако ни девочка не хочет связывать свою жизнь с балетом, ни мальчик не желает после уроков идти на каток. Если родители начинают настаивать, налицо несчастливые судьбы.

Для того чтобы дети подарили миру своё творчество, нужно дать им возможность развивать свои способности, а не таланты родителей.

Что такое творчество?

Нужно сказать, что творческий человек – это не обязательно художник, поэт, писатель, композитор, актёр. Творчество – это фантазия, воображение, интуиция, изобретательство, умение находить нестандартные решения в любой ситуации.

Творческое отношение к жизни складывается в раннем возрасте. Нужно выработать особый подход к играм и игрушкам ребёнка: они должны быть развивающими. Казалось бы, что плохого в раскрасках? Если их использовать в разумных пределах, то всё в порядке.

Однако бывает так, что раскраски занимают большое место в занятиях ребёнка. Раскраски не развивают, они лишь способствуют формированию умения делать по образцу. Если родители хотят воспитать творческую личность, то нужно давать детям белые листы бумаги разного размера и карандаши, краски.

Пусть малыш рисует то, что захочет, пусть сам придумывает сюжеты и узоры.

Полезные приёмы

Для воспитания творческой личности можно использовать следующие приёмы:

  • мастерить с детьми игрушки из различных материалов,
  • придумывать с ребёнком сюжеты для игр,
  • совместно сочинять рассказы, сказки, стихотворения,
  • играть с малышом в рифмы,
  • предоставлять ребёнку выбор деятельности,
  • много читать ребёнку,
  • создать домашний театр (кукольный, пальчиковый, театр на столе, театр теней).

Родителям нужно знать, что на творческого ребёнка особенно нельзя сердиться за то, что в комнате мусор, на паласе пластилин, ваза разбита. Если ругать, он будет бояться. Страх с творчеством не дружит. Не надо делать что-либо за ребёнка в творческом процессе, он должен сам додуматься, как сделать правильно.

В то же время дети счастливы, когда родители участвуют в общем деле. Взрослым следует на определённом этапе подключаться к творчеству, особенно это касается изготовления игрушек, лепки, конструирования. Не нужно дорисовывать за ребёнка, дошивать, доклеивать, то есть подгонять его работу под своё представление. Творческая работа не может быть неправильной.

Если это слово произносить, то можно вообще отбить у малыша желание творить.

Благоприятная среда

Для развития творческой личности необходима правильная среда: дома должна быть спокойная атмосфера, нельзя допускать ссоры, крики.

Нужно бережно относиться к работам детей: организовывать домашние выставки, оформлять отдельные рисунки в рамочки, нельзя без разрешения автора ничего выбрасывать.

Можно и нужно принимать участие в конкурсах различного уровня, так повысится мотивация к творчеству.

До 3-х лет для развития ребёнка достаточно домашних занятий. После 3-х лет детей можно записать в творческие кружки, в 6-7 лет ребёнок уже способен посещать художественную, музыкальную либо спортивную школу. Главное: не переусердствовать. Дети должны заниматься с радостью, удовольствием.

Нужно, чтобы занятия были им по силам, иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем. Если ребёнка любить без условий, помогать ему искать свой путь в жизни, не навязывать своё мнение, то малыш вырастет творческим человеком.

Подготовлено порталом Наука клаб

Загрузка…

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector