Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Для нормального развития и крепкого здоровья каждому ребенку нужны витамины. И особенно, если речь идет о школьниках. Получая достаточно витаминов, ребенок школьного возраста легко справляется с учебной нагрузкой, свободно концентрируется на задачах и быстро усваивает новый материал. Какие именно витамины требуются школьникам и нужны ли в этом возрасте витаминные добавки из аптеки?

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Витаминные комплексы, рекомендуемые детям школьного возраста, назначают при:

  • Снижении интеллектуальных способностей.
  • Проблемах с выполнением домашних заданий.
  • Ухудшении памяти.
  • Проблемах с концентрацией внимания.
  • Плохом аппетите.
  • Нерациональном меню.
  • Сезонной нехватке витаминов в продуктах питания.
  • Длительном лечении медикаментами (в особенности, после антибиотикотерапии).
  • Частых простудах.
  • Восстановлении после острой болезни.
  • Повышенных нагрузках в спорте.
  • Подготовке к экзаменам и олимпиадам.

Витамины не дают в случае:

  • Развития гипервитаминоза (обычно речь о передозировке витамина Д или А).
  • Индивидуальной непереносимости.
  • Тяжелых заболеваний у ребенка.

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

  • Благодаря витамину В1 улучшается питание головного мозга и активизируется познавательная деятельность, а ребенок начинает лучше запоминать материал. Нехватка данного витамина приводит к проблемам с памятью, появлению раздражительности и быстрой утомляемости.
  • При значительных умственных нагрузках ребенку-школьнику требуется больше витамина В2, поскольку он ответственен за выработку энергии. Нехватка данного витамина проявляется слабостью, плохим аппетитом, головокружениями.
  • Витамин В3 участвует в производстве энергии в нервных клетках, благодаря чему работа мозга активизируется. Без его достаточного ежедневного поступления память ребенка снижается, а усталость постепенно накапливается.
  • Состояние долгосрочной памяти зависит от витамина В5. Его дефицит приводит к постоянной усталости и проблемам со сном.
  • Очень важен для работы ЦНС и витамин В6. Симптомами его нехватки является появление бессонницы, снижение памяти, заторможенность мышления.
  • Достаточное поступление фолиевой кислоты важно для регуляции возбудимости нервной системы, сохранения памяти и скорости мышления. Дефицит такого витамина приводит к апатии и проблемам как с долгосрочной, так и с краткосрочной памятью.
  • Витамин В12 важен для познавательной функции мозга, а также смены режимов сна и бодрствования. При его нехватке ребенок будет постоянно сонливым и начнет жаловаться на головокружения.
  • Употребление витамина С также важно для памяти, поскольку достаточное поступление аскорбиновой кислоты требуется для усвоения витаминов В-группы.
  • Немаловажен и витамин Е, у которого отмечают свойство защищать нервные клетки от действия свободных радикалов и токсических соединений. Кроме того, его употребление укрепляет стенки сосудов, что тоже способствует улучшению памяти.

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Нужно отметить, что иммунная система школьника действительно подвергается высоким нагрузкам и ее стоит поддерживать витаминами. В рационе ребенка школьного возраста должно быть достаточно источников витамина С и витамина А, а также витаминов Е и Д. Именно эти витамины играют наибольшую роль в защите организма от атаки вирусов и бактерий.

Если нет возможности обеспечить поступление таких соединений с пищей, можно прибегнуть к использованию специальных комплексных витаминов, например дать ребенку ВитаМишки Immuno+ либо Иммуно Кидс от Мульти-табс.

Витамины для школьного возраста производят в разной форме – сладкого геля или сиропа, жевательных твердых таблеток либо мармеладок, таблеток в оболочке, капсул, драже и даже растворов для инъекций. При этом самые востребованные витаминные добавки для школьников – жевательные.

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Чаще всего школьникам покупают такие мультивитаминные добавки:

Многие врачи настаивают на необходимости введения витаминных добавок в рацион ребенка. В качестве примера можете посмотреть видео Союза педиатров России.

Мы же настаиваем на сбалансированности питания и обеспечении школьника необходимым количеством витаминов из продуктов.

Если родители хотят использовать для укрепления здоровья школьника витамины, которые помогут его умственному развитию, сначала следует пересмотреть рацион ребенка, ведь практически все ценные для мозга витамины мы получаем из пищи.

При сбалансированном рациональном питании витаминные добавки из аптеки будут не нужны. Для этого проследите, чтобы в меню школьника присутствовали:

  • Блюда из жирной рыбы (горбуши, семги, форели). Они являются источником йода и легко усваиваемых белков.
  • Разные растительные масла, семечки и орехи. Из них ребенок будет получать витамин Е.
  • Блюда из цельного зерна. Они выступают источником витаминов группы В.

Не менее важно получать и достаточно минералов. Для памяти и внимания ребенку нужны:

  • Железо. Его источником будет телятина, крольчатина, печень, фасоль, яйцо, капуста.
  • Магний. Его ребенок получит из гороха, фасоли, кураги, орехов, круп, кунжута.
  • Цинк. Для его получения ребенку нужно употреблять сухофрукты, печень, мясо, грибы и тыквенные семена.

Про правильный рацион школьника читайте другую статью. Узнаете принципы сбалансированного питания и увидете пример меню на неделю.

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Известный педиатр называет витамины важными для здоровья ребенка веществами, однако уверен, что обычному ребенку витаминные аптечные комплексы не нужны. Комаровский предлагает родителям более тщательно контролировать рацион ребенка, чтобы все нужные витамины поступали в детский организм с пищей.

Что касается улучшения памяти, популярный врач напоминает, что эту функцию следует тренировать с помощью изучения стихов и других занятий, а вовсе не приемом витаминов.

  • Присматривая поливитамины для ребенка, в первую очередь нужно обращать внимание на рекомендуемый возраст использования. Как пониженные дозировки в витаминах для деток поменьше, так и высокие дозы в комплексах для взрослых, не подходят для школьников.
  • Покупать витаминные добавки стоит в аптеке, выбирая комплекс из ассортимента известного производителя. Тогда вы будете уверены в качестве получаемых ребенком витаминов.
  • Выбирая витаминный комплекс для школьника, часто предпочитают добавку, в которой помимо витаминов присутствуют другие питательные вещества. В таких комплексах обращайте внимание на дозировку йода, цинка, селена, железа, а также омега-жиров.
  • Если вас интересует комплекс с большим содержанием кальция, обратите внимание на такие добавки, как Кальцинова, Пиковит Д и Сана-Сол с кальцием и магнием.
  • Если вы интересуетесь витаминными препаратами с большим содержанием железа, стоит приобрести Витрум Циркус или Доктор Тайс Мультивитамол. В этих комплексах витамины дополнены высокой дозой железа для стимуляции кроветворения и профилактики анемии.
  • Чтобы ребенок не испытывал нехватки йода (минерала, который очень важен для умственного развития), можно давать школьнику Йодомарин или подбирать поливитамины с полноценной дозой этого элемента.
  • Подбирая мультивитамины для ребенка-аллергика, внимательно изучайте состав продукта, ведь в большинстве комплексов есть наполнители, способные стать причиной аллергической реакции (подсластители, красители, добавки для аромата и другие).

Лучшее для памяти и работы мозга для школьников: методики и продукты

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других – по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих – решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Читайте также:  30 самых разных причин, нарушающих сон грудничков

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

  1. Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?С ребёнком (и особенно со школьником, который много времени проводит за рабочим столом) следует выучить гимнастику для шеи. Методики разнообразны, но все они предполагают наклоны головы в разные стороны по разным плоскостям и комбинирование нескольких базовых упражнений в одном. Такую гимнастику целесообразно проводить каждые 15-30 минут, что можно делать даже сидя за столом.
  2. Надо научить ребёнка правильно держать голову в длительных статичных положениях. Частично это достигается формированием привычки, а частично – грамотным выбором аксессуаров для повседневной жизни: подушки, шарфа, куртки. Во время сна школьник должен удобно лежать, не заваливая голову вперёд или назад. Шарф не должен колоть шею, а воротник куртки – так защищать от ветра, чтобы у ребёнка не возникало нужды выгибать шею в попытке уберечься от холода.
  3. Регулярные физические нагрузки и общая физическая подготовка позволит укрепить мышцы спины и поддерживать позвоночник в ровном положении.
  4. Проветривание помещения и прогулки на свежем воздухе обеспечивают постоянное питание мозга кислородом, что важно для улучшения памяти ученика.
  5. Сбалансированное питание с достаточным количеством Омега-3 и Омега-6 полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и минералов обязательно для обеспечения мозга питательными веществами. Эти компоненты обеспечивает качественную микроциркуляцию, проницаемость клеточных мембран нейронов и взаимодействие клеток в нейронных сетях. Ближе всего к идеальному рациону стоят «морские» кухни (например, средиземноморская, японская и др.), включающие жирную рыбу и морепродукты, орехи, растительные жиры.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия.

Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием».

При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот – ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Отзывы и обсуждения

Как улучшить активность мозга у школьника. Упражнения для мозга, развитие памяти

Низкая успеваемость ребенка в школе и нежелание ходить на занятия – распространенная проблема во многих семьях. Причиной этому могут быть большие нагрузки школьных программ и неумение учителей подать информацию в интересном виде. Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Эйдетика – наука о развитии памяти. Она помогает человеку более эффективно воспринимать информацию. Основной принцип эйдетики состоит в следующем: любую информацию можно представить в виде картинок-образов.

Такой способ обучения используется не просто для улучшения памяти, он делает учебный процесс игрой. При этом дети будут стремиться получить новые знания и не захотят уклоняться от выполнения домашних заданий.

Эйдетика для детей — методика, подходящая школьникам любого возраста.

Таблетки для памяти

Низкий уровень успеваемости в школе вполне может быть из-за рассеянного внимания. Решить проблему помогут ноотропные препараты для улучшения памяти, они позволяют повысить кровообращение мозга и концентрацию внимания.

Ноотропы оказывают положительное воздействие не только на интеллектуальные способности детей и взрослых, они также нормализуют общее состояние нервной системы. Такие лекарства для улучшения памяти содержат нейромедиаторы, витамины и аминокислоты. Еще один активный компонент данного средства – глицин.

Это вещество уменьшает психоэмоциональное напряжение и положительно влияет на умственные способности. Купить ноотропный препарат можно после консультации с врачом.

Вещества, которые имеют прямое отношение к памяти: кальций, йод, медь, марганец, железо, магний, цинк, ниацин, фолат, холин, лецитин, витамины В1, В6, В12 и С. Эти вещества содержатся в биологически активных добавках (БАД), которые не являются лекарственными средствами, а также в натуральных продуктах.

  • Мозгу нужна глюкоза — источник энергии. Чтобы восполнить ее недостачу, необходимо употреблять в пищу продукты, улучшающие память — бананы, картофель и виноград.
  • Естественные стимуляторы мозговой активности — витамины группы В. Они содержатся в злаковых культурах, молоке, печени и дрожжах.
  • В нежирном мясе, кунжуте и яблоках содержится железо, которое отвечает за нормальный уровень гемоглобина в крови.
  • Цинк и медь активизируют мышление. Они содержатся в цветной капусте, зернах подсолнуха и овсяной каше.
  • Лецитин отвечает за нормальный рост и развитие организма, он также нужен для обеспечения концентрации внимания и благоприятной работы мозга. Его основные источники: орехи, сельдь, яйца, сливочное масло.
  • Магний и кальций есть в сыре, авокадо, кунжуте и манго.

Мозг состоит из воды на 85%. Дефицит даже 2-3% воды может существенно понизить активность мозга. Чтобы иметь возможность быстро решать задачи и запоминать правила, подростку нужно выпивать не менее двух литров воды в день.

Головной мозг, как и тело, нуждается в постоянных тренировках, иначе он просто теряет тонус.

Развитие памяти у детей: упражнения для мозга

  1. Заставьте работать и правое и левое полушарие головного мозга. Для этого возьмите два карандаша, в правую и в левую руку, а затем нарисуйте одновременно две фигуры.
  2. В течение минуты левой рукой гладьте себя по голове, а правой отбивайте дробь по столу.

    Через минуту поменяйте действия для каждой из рук – левой отбивайте дробь, а правой – гладьте голову.

  3. Делайте привычные дела по-новому. Любое нестандартное поведение формирует новые нейронные связи, а значит, улучшает работу мозга.
  4. Применяйте нестандартные подходы к обучению.

    Например, ребенок учит правило: «не с глаголами пишется раздельно». Предложите ему представить, что глагол – это футболист, а частица «не» — это мяч, который нужно отбросить.

  5. Учите с ребенком стихи и песни. Ключевые слова предложений можно нарисовать в виде ярких образов.

  6. При заучивании последовательности слов попросите ребенка придумать историю, в которой запоминаемые слова будут располагаться в нужном порядке. Такой способ отлично тренирует память и развивает фантазию.
  7. Психологи подтверждают, эмоционально окрашенные события запоминаются быстрее.

    Чтобы запечатлеть в своей памяти что-либо, проводите аналогии и создавайте ассоциации. Чем больше ярких образов, тем лучше.

  8. Новые английские слова и математические формулы записывайте на стикерах и развешивайте там, где вы обязательно наткнетесь на них взглядом.
  9. То, что вам особенно хорошо нужно запомнить, повторяйте перед сном.

Существуют различные игры на развитие памяти, логики с интересными заданиями и головоломками. Полноценный сон, хорошая двигательная активность, правильное питание – все это важные условия для улучшения памяти и работы мозга.

Таблетки это страшно. Лучше делать упражнения, как описано в статье это и интересно, и развивает работу мозга. И витаминно-минеральные комплексы содержащие важные элементы пропивать курсом. Я знаю, что в Бэби Формула Эвалар есть йод,холин и цинк для развития памяти и внимания. Мы их жевали, действительно, сын, стал более усидчив.

2017-11-22, DNathalie Nathalie

Занимаюсь интеллектаульным развитием ребенка с детства, ведь важно начинать с ранних лет. Решаем задачки, питание тоже стараюсь составлять сбалансированное орехи, авокадо, иногда балую шоколадом и покупаю из витаминов бэби формула мишки мультивитамины, они тоже очень вкусные

2019-02-14, Татьяна24

Мы с сыном в третьем классе увлеклись кроссвордами китайскими, там по клеточкам рисовать и память можно развить и внимательность. Даю еще витамишки с йодом, яблоки и бананы круглый год у нас. Шоколад черный, глюкоза, мозг лучше работает.

2018-02-22, dshepova

Мой сын хорошо учился первые 3 класса. Потом я начала замечать, что он умственно устаёт. Плачет, если не может решить пример и т.д. В аптеке посоветовали глицин от Эвалар. Сын стал менее плаксивым и более сконцентрирован на учебе.

2018-10-09, Ольга Макарова

Я с дочкой делаю упражнения и пропивали курс «ТеанинА».Давала ей по 1-2 таблетки в день.Привыкание не было,сонливости не вызывало.

2018-10-09, Беккер808

Всего 5 отзывов Прочитать все отзывы.

Невнимательность ребенка в школе: причины, как бороться с рассеянным вниманием школьника на уроках

Мы восхищаемся образом Шерлока Холмса, от проницательного взгляда которого не укроется ни одна деталь. Конечно, чтобы натренировать внимание на уровне гениального сыщика, нужно много времени и энергии, но победить невнимательность на уроках под силу каждому.

Умение концентрироваться — не врождённое качество, его можно и нужно развивать на протяжении жизни. И чем раньше вы научите ребёнка сосредотачиваться на важном — тем проще ему будет учиться. 

Как устроено внимание 

Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает. 

Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом. 

Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума. У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание.

Характеристики внимания

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту. Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:

  • Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное.
  • Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.
  • Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка.
  • Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.
  • Переключаемость внимания. От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.

Причины невнимательности школьников

Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость. Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.

Причина 1: высокие нагрузки

Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.

Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?Источник: freepik.com 

Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «метод помидора», позволяющий чередовать работу и отдых.    

Причина 2: отсутствие мотивации

Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях. 

Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов.

Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры.

Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.

Причина 3: слабое здоровье

Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.  

Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B.

Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма.

Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.  

Причина 4: обстановка дома

Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе. 

Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям. 

Очень часто снижение внимательности у детей имеет психологические причины. Тревожная обстановка дома и любые изменения в семье, от пополнения до утраты, вынуждают ребёнка включить механизмы адаптации.

Эти процессы задействуют ресурс внимания настолько, что ребёнку становится трудно сконцентрироваться на учёбе.

 

Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста. 

Причина 5: СДВГ

В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). 

Непоседливость и рассеянность ребёнка — это не повод пугаться и вести ребёнка к неврологу. Диагноз СДВГ ставится только на основании длительного наблюдения ребёнка лечащим врачом и только после двенадцати лет.

Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:

  • не воспринимает устную речь,
  • не может последовательно выполнять задачу,
  • часто теряет вещи,
  • часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
  • не может ждать.

Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.    

Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно. Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.

Как бороться с невнимательностью школьников

Современным детям приходится сталкиваться с куда более трудными препятствиями на пути к развитию внимания, чем предыдущим поколениям. Причиной тому огромные объёмы информации и формируемое интернетом клиповое мышление.

Чтобы ребёнок умел концентрироваться на деле в течение долгого времени, замечать неочевидные детали и противостоять отвлекающим факторам, его внимательность необходимо развивать и поддерживать с раннего возраста:

  • Ежедневно обращайте внимание ребёнка на окружающий мир. Научите его замечать, что на клумбе рядом с домом распустились цветы, а строящийся дом вырос ещё на несколько этажей. Все эти детали повседневности могут стать объектами для наблюдения и поводом для размышлений. 
  • Следите за тем, чтобы ребёнок не проводил слишком много времени с гаджетами.
  • Старайтесь вносить разнообразие в повседневность. Когда мы день за днём выполняем одни и те же действия и бываем в одних и тех же местах, наше внимание рассеивается. Находите с ребёнком новые маршруты для прогулок, открывайте новые места, периодически устраивайте в квартире перестановку — это позволит поддерживать концентрацию и осознанность.      
  • Не ругайте ребёнка за невнимательность — это неэффективно. Он начнёт волноваться или ещё сильнее замкнётся в собственных мыслях, в результате чего может стать ещё более рассеянным. Лучше поощряйте ситуации, в которых он проявил внимательность.
  • Подавайте личный пример. Почувствовав, что вы цените собранность и наблюдательность и сами всегда стараетесь быть внимательными, ребёнок тоже будет стремиться прокачать этот навык.  

Игры на внимательность

Существует немало занимательных игр, тренирующих внимание. В зависимости от возраста и способностей ребёнка их можно делать всё более сложными, а главное — в большинство из них можно играть в любое время и в любом месте. 

  1. «Снежный ком» или «Баранья голова». Первый участник игры называет слово, второй  повторяет его и добавляет своё, третий повторяет уже два слова и добавляет своё — и так далее, пока кто-то не собьётся. Участник, допустивший ошибку, говорит вместо забытого слова «баранья голова». После чего все участники по очереди воспроизводя цепочку, тоже должны упоминать в нужном месте баранью голову. Чем больше участников в игре — тем интереснее и сложнее.
  2. «Съедобное-несъедобное». Ведущий бросает мяч случайному игроку, называя объект. Если объект съедобный, игрок ловит мяч и становится ведущим, если несъедобный — отбивает мяч обратно. Сложность игры зависит от скорости и критерия, выбранного на замену съедобности. Это может быть что угодно, например, металлы и неметаллы.   
  3. «Найди объект». Выберите малозаметную деталь в поле зрения и попросите ребёнка найти её. Это может быть любой статичный объект, видимый с данного ракурса: дерево, изображение на дорожном знаке, слово на вывеске и так далее. Такая игра не только развивает внимание, но и позволяет скоротать время ожидания, например, в очереди к врачу или в пробке. 
  4. «Режим наблюдателя».Предложите ребёнку включить «режим наблюдателя», то есть максимально сосредоточить своё внимание на окружении. Через небольшой промежуток времени попросите его закрыть глаза и задайте вопрос о чём-нибудь, что находилось в поле его зрения. Например: «что написано на рекламном щите впереди?», «какая одежда была на том человеке?», «сколько красных предметов в комнате?» и так далее. Если регулярно играть в эту игру, в определённый момент можно будет усложнить её, не объявляя больше «режим наблюдателя», а сразу задавая вопрос. 

Резюме

Умение быть собранным, сосредотачиваться на деле, абстрагироваться от отвлекающих факторов и не допускать случайных ошибок — ценнейший навык.

Развитие внимания поможет ребёнку лучше учиться, даст конкурентные преимущества, существенно облегчит быт и избавит от множества проблем.

В критической ситуации натренированное внимание и наблюдательность могут даже спасти жизнь вашему ребёнку и окружающим его людям. 

Развить у ребёнка внимательность несложно. Достаточно проявлять внимание к нему самому. Старайтесь проводить с ребёнком как можно больше времени и сделать его учебную жизнь интересной и насыщенной, ведь ничто так не стимулирует внимание к делу, как удовольствие, получаемое в процессе его выполнения.

Как без криков и назидательного тона помочь трудному ребенку повысить успеваемость в школе

Согласно последним данным, каждый 10-й ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и двигательной активности. Такие дети испытывают трудности с концентрацией, постоянно двигаются, шумят и капризничают.

С 1989 по 2003 год расходы на психостимуляторы для лечения таких детей в Германии выросли в 9 раз. Вместе с тем многие исследователи говорят о том, что грамотный подход к обучениюкуда лучше дорогостоящих лекарств.

Мы в AdMe.ru изучили исследования ученых и собрали самые актуальные советы, которые помогут родителям гиперактивных детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется в трудностях с концентрацией при выполнении любой работы, требующей внимания и аккуратности.

Чтобы домашняя работа не превращалась в пытку для ребенка и его родителей, следует воспользоваться простым правилом, известным всем взрослым.

Оно сводится к тому, что нужно уделить нелюбимому занятию всего 10–20 минут.

За это время ребенок успеет полностью включиться в задание, и ему будет сложно переключиться на другой вид деятельности даже после того, как время закончится. Если же по прошествии 10 минут ребенок отвлекся — ничего страшного, снова засеките время и предложите ему заняться чем-то еще.

© Home Alone / 20th Century Fox

Результаты 50-летнего исследования говорят о том, что дети из семей, где существовал предсказуемый распорядок дня, проще адаптируются к школьному расписанию, ведут себя более сдержанно и реже страдают от приступов гиперактивности и перепадов настроения.

Правильный режим дня должен включать в себя подъем и отбой в одно и то же время. Утром и вечером необходимо отказаться от телевизора и работы за компьютером не только ребенку, но и родителям.

Будет здорово, если удастся организовать приемы пищи в одно и то же время, и просто замечательно, если семья сможет делать это вместе.

Также психологи рекомендуют выделить время для прогулок и игр на свежем воздухе — это поможет ребенку потратить накопленную за день энергию.

© The Pursuit of Happyness / Columbia Pictures

«Многие родители путают понятия «дисциплина» и «наказание»», — пишет в своей книге о взаимосвязи поведения взрослых и детей доктор наук Сол Севир.

Последние исследования подтверждают: дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам и наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции — таких детей гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие.

Не лишним будет обратить внимание и на отношения между родителями такого ребенка — постоянные ссоры и конфликты лишь усиливают симптомы.

© Home Alone / 20th Century Fox

В ходе последних исследований было установлено, что нездоровая пища, плохая экология и эмоциональный стресс могут накладываться друг на друга, усиливая симптомы СДВГ. Проще всего из этого списка повлиять на питание: кроме отказа от фастфуда ученые рекомендуют ограничить количество сладкого в меню.

Также установлено, что уровень содержания полиненасыщенных жирных кислот у гиперактивных детей ниже, чем у сверстников. Дополнительный источник омега-3 в виде витаминной добавки или рыбьего жира уменьшает воспалительные процессы, положительно сказывается на состоянии внутриклеточных мембран и способствует облегчению симптомов СДВГ.

© Stranger Things / netflix, © eastnews

Приняв решение завести детей, родители уже имеют в сознании определенный образ будущего ребенка. Когда ребенок, страдающий симптомами СДВГ, начинает вести себя в разрез с их ожиданиями, очень просто поддаться панике и начать испытывать к нему неприязнь. В таких случаях родители могут неосознанно избегать общения с ребенком, что еще больше усиливает симптомы.

Кэрол Брэди, детский психолог из Хьюстона, рекомендует видеть врага в заболевании, а не в ребенке. Как только родители начинают связывать плохое поведение с ребенком, а не болезнью, его самооценка падает. Когда же они объединяются с ребенком в общей борьбе, то создается атмосфера любви и поддержки, несмотря на недостатки.

© depositphotos, © depositphotos

Очень просто списать проблемы в поведении ребенка на недостаток компетенции других людей. Если его не могут контролировать учитель и школьный психолог, это не повод опустить руки — даже самые неэффективные действия специалистов не освобождают родителей от необходимости бороться за будущее своего ребенка.

Подобная позиция верна и в вопросе приема лекарств. Сара Быковски, мать двух сыновей с СДВГ, говорит: «Я сравниваю лекарство с очками, когда прошу детей их принять. Очки способны улучшить зрение, которое у человека уже есть, но не заменить. Мои дети знают, что их самоконтроль является основным фактором в управлении поведением».

© Game of Thrones / HBO, © eastnews

Ученые говорят, что наличие СДВГ может затормозить развитие на несколько лет по сравнению со сверстниками. Воспитание таких детей имеет мало общего с традиционным воспитанием — родителям важно признать тот факт, что их ребенок отличается от сверстников и большинство сравнений будет не в его пользу

В такой ситуации именно на родителях лежит ответственность за принятие индивидуальности своего ребенка и защита его права быть непохожим на остальных детей. И лишь родители могут сделать этот выбор: заставить ребенка страдать из-за своей непохожести на остальных детей или сделать его и без того непростое детство счастливее.

  • Аврил Лавин — знаменитой исполнительнице, чьи песни сделали ее кумиром среди подростков, и самой было нелегко в подростковом возрасте: ее регулярно выставляли из класса за неуспеваемость и плохое поведение. К счастью, родители девочки всегда были на ее стороне, и уже к 15 годам она добилась признания как начинающая певица.
  • Уилл Смит — энергичность и обаяние, которые сегодня так полюбились зрителям, в детстве мало нравились учителям и воспитателям. Вторым препятствием на пути к славе стали трудности с чтением — актер признается, что предпочитает аудиокниги из-за трудностей с концентрацией внимания.
  • Джастин Тимберлейк — в борьбе с заболеванием этого знаменитого исполнителя и актера поддерживала его мама. Испытывая трудности с концентрацией внимания и страдая от навязчивых и пугающих мыслей, ему все же удалось найти себя и покорить своим талантом большую часть мира.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector