Как развивать в ребенке таланты?

Как утверждает официальная статистика, врожденный талант есть у 20% детей, то есть у каждого пятого ребенка. Показатель это довольно неплохой, но развить способности удается лишь единицам.

В наших ли силах изменить тенденцию? Ведь по мнению современных ученых, более одаренные чада радуют именно молодых мам, которые вступили в союз со зрелыми представителями противоположного пола. Разберемся, как правильно развить гения.

Найти и не запрятать: факторы определения таланта

Раскрытие способностей чада является одной из самых сложных родительских задач. Чем раньше она будет решена, тем лучше. Оптимальное время для достижения успеха – дошкольный возраст.

Как развивать в ребенке таланты?

В этот период необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. Рекомендации астрологов – несмотря на некую оторванность от жизненных реалий, гороскопы могут составить полезную основу, от которой можно оттолкнуться. Например, выявить характерные черты индивидуальности, чтобы использовать их в дальнейшем по максимуму;
  2. Родословная – сила генетики бесспорна, поэтому ее необходимо учитывать, тщательно изучив способности и профессии представителей рода.
  3. Предпочтения самого ребенка: обращайте внимание на такие мелочи, как любимые занятия чада, отношение к музыке или книгам. Фильтруйте информационный поток и ищите правильные развивающие игры, принимая непосредственное участие в них.

Любому ребенку важна опора и, главное, похвала за успехи.

Так маленькая личность чувствует себя нужной, обретает уверенность в себе и смелость перед всем новым и неизведанным.

Домашняя методика поиска от психолога с мировым именем

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса – это своеобразный тест способностей и образного мышления. Предложите чаду лист А4-формата, содержащий два ряда одинаковых кругов по три в каждом (приблизительный диаметр – 4,5 см).

Карапуз должен дорисовать и раскрасить фигуры так, чтобы получились новые предметы или даже полноценные сюжеты.

Готовое творение необходимо оценить по следующим параметрам:

  1. Продуктивность. Этот показатель определяется по количеству кругов, перевоплощенных маленьким мастером в образы.
  2. Разработанность. Степень полноты и разнообразия деталей, которые прослеживаются в изображенном.
  3. Оригинальность. Акценты на необычности образов.
  4. Качество выполнения рисунка. Оценка аккуратности работы, применения цвета и оттенков в дорисовывании и раскрашивании.

Вывод прост: чем выше перечисленные показатели, тем очевиднее детские таланты.

Талантливый во всем: ищем нужную сферу

Способность ребенка заметна с раннего возраста. Да, все дети танцуют, рисуют, бегают и лепят из пластилина.

Но одни делают это ради развлечения, а другие относятся к любимому занятию серьезно и даже ненасытно – им всегда его не хватает.

Талант художника

Любимое времяпровождение будущего творца — лепить, рисовать, делать аппликации. Самовыражаясь через свои «произведения», дитя демонстрирует чувства миру. При этом кроха не только отражает существующие предметы, которые его окружают, но и абстрактные явления.

Маленького художника можно узнать по способности различать больше цветов по сравнению с ровесниками, желанию описывать предметы оттенками и цветами, обращать внимание на детали, в том числе предметы, расположенные на заднем плане.

Это малыш-эстет, который предпочитает смотреть на красивые вещи и жить среди красоты.

Актерство и писательство

Склонный к управлению словом ребенок обожает все, что связано с книгами. Он с удовольствием листает все, что имеет страницы с буквами, а начинает читать с самого раннего возраста.

Наверняка такое чадо с ходу запоминает длинные стихотворения, легко пересказывает прочитанное или услышанное с любого места и любит декламировать тексты даже на публику.

Это человечек с богатым воображением, который может сочинить и собственные увлекательные истории, которым присущ логичный конец. Он поражает окружающих обширным словарным запасом, ярким выражением эмоций через слова и искренним желанием быть услышанным.

Немаловажный довод в пользу артистической способности ребенка – инициатива подражать своим любимым героям, активно используя для этой цели мимику и жесты.

Он обожает похвалу, поощрение и искренний восторг, потому что сам очень эмоционален.

Музыкальность

Потенциальный музыкант с легкостью воспроизведет многократно (в исключительных случаях и однократно) услышанную мелодию. У него врожденное чувство ритма и умение двигаться в такт.

  • Как развивать в ребенке таланты?
  • Такой малыш не просто любит звуки во всех их проявлениях – он охотно воспроизводит услышанное без фальши, иногда в точности подражая тому, что слышит.
  • Также ребенок может интересоваться специальными инструментами и создавать мелодии собственного сочинения.
  • Спорт

Будущего чемпиона наверняка можно узнать по отменной физической форме и непоседливости, которую родители часто путают с гиперактивностью. Несмотря на несолидный возраст, кроху отличает ловкость, хорошая координация и выносливость.

  1. Как развивать в ребенке таланты?
  2. Это настоящий энерджайзер, для которого лучшим отдыхом является беготня, пешие прогулки, езда на велосипеде и других средствах передвижения.
  3. Более того, он умеет контролировать свое тело, зная о нем все, что нужно, поэтому почти не устает от нагрузок.
  4. Даже если это случается, будущий спортсмен просто «кайфует», получая моральное удовлетворение от того, что выдохся.

Это прирожденный лидер, готовый к состязанием и соревнованиям.

Наука и техника

С пеленок малыш проявляет неподдельный интерес к миру чисел. Проявляться это может через особое внимание к табличкам, деньгам, всему, что связано с исчислением.

Крохе легко сконцентрироваться на мелочах, поэтому он с удовольствием играет во все виды настольных игр, в большинстве случаев обыгрывая ровесников.

Такому ребенку интересно внутреннее устройство всех игрушек, а также четкий механизм их действия. Он отлично ориентируется во времени и рано начинает пользоваться часами, интересуется функционированием домашней бытовой техники.

Превращаем талант в гений: распространенные ошибки и секрет правильного развития

Итак, у вашего отпрыска обнаружились определенные способности. Безусловно, это повод для поздравлений, но на самом деле – лишь первый шаг длинного и тернистого пути. Что же делать дальше? Как раскрыть свой потенциал тому, кто только начинает жить?

Главная родительская ошибка – слишком раннее развитие. Талантливый ребенок – не робот, которого можно запрограммировать.

  • Как развивать в ребенке таланты?
  • Не нужно ставить двухгодовалого сорванца на коньки только потому что он хорошо держит равновесие, или сажать за музыкальный инструмент годовалую кроху, безупречно имитирующую звуки.
  • Подобный подход допустим, если в приоритете стоят не родительские амбиции и собственная самореализация посредством чада, а видимая потребность и, главное, желание ребенка принимать участие в занятиях.

Важно быть начеку: одномоментно ребенок может «включить бунтаря» и элементарно устать от занятия «всей своей жизни». Необходимо проявить мудрость, чтобы различить обычный детский каприз от реального «финиша».

Но не превращайте наблюдение за чадом в тотальный контроль – растите самостоятельную личность, приучайте ребенка к планированию.

Хвалите талант, но делайте это, в первую очередь, за усилия и достижения, активную деятельность и старания.

Развитие способностей у детей должно быть профильным:

  1. Художнику можно показать разные приемы и техники, применяемые даже в повседневных вещах. Это может быть скульптура из газет или ваза из бутылки. Лучше сохранять удачные произведения для создания детской персональной выставки в домашних условиях.
  2. Малыша-литератора или артиста, конечно, нужно водить в библиотеку, предоставляя полную свободу выбора книг. Чтение, придумывание рифм, игры в слова, рассказы, беседы и разговоры в постоянном режиме – все, что нужно для совершенствования навыков. Можно организовывать домашние литературные чтения и даже полноценный театр с разыгрыванием сценок на основе лично придуманных костюмов.
  3. Семейное караоке и посещение концертов – лучшие инвестиции в развитие музыкальности. Идеальными играми в семейном кругу могут стать угадывание мелодий, создание музыкальных инструментов из подручных материалов, сочинение аккомпанемента к понравившимся стихотворениям.
  4. Спорт – это активность. Посещайте бассейны, делайте семейные заезды на велосипедах, организовывайте матчи и принимайте участие в соревнованиях.
  5. Будущего деятеля науки нужно всегда вовлекать в работу с цифрами – от расчета ингредиентов для пирога до ревизии продуктов в холодильнике. Головоломки, логические упражнения, настольные игры и математические забавы должны стать вашими обязательными спутниками.

Заключение

Развитие самого яркого и эксклюзивного таланта не должно превращаться в «ставки». Ребенок – не породистый скакун и не бизнес-проект, требующий больших финансовых вложений, которые обязательно принесут желаемые дивиденды в будущем.

Это, в первую очередь, обычный малыш, которому хочется чувствовать себя таким же как все – родом из бесшабашного детства.

Как раскрыть талант у ребенка

  • Кем стать?
  • Как развивать в ребенке таланты?Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 03.11.2020 Читать: 2 мин.

Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям. Альберт Эйнштейн

Родители стремятся обнаружить в своем ребенке одаренность и задатки будущего гения. Почему? Как это сделать? И стоит ли? Обсуждаем в сегодняшней статье таланты и потенциал.

Читайте также:  Анализ крови беременных: белок и азотистые вещества

Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка

Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения.

Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека.

Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.

Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма.

Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей.

Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.

Как развивать в ребенке таланты?

С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей.

Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны.

Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.

Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.

Как раскрыть талант ребенка самостоятельно

Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.

1. Наблюдайте и поощряйте

Лучшее, что может сделать родитель, — это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет.

2. «Позволяйте детям обжигать пальцы»

В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации.

3. Оставьте свои амбиции

Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и «сломаться» от чрезмерной нагрузки.

Как раскрыть талант у ребенка, советы и предостережения

Вы знаете, что некоторые усердные родители воспитывают в ребенке гениальность. Но гении не всегда успешны и счастливы в жизни, глубина познания или мастерства в одной области, часто компенсируется другими компетенциями – социальными или волевыми. Если родители будут настойчиво готовить ребенка к профессии музыканта, то шансы преуспеть в музыке будут велики. Но какой ценой?

Мы, как специалисты по психологии, считаем, что наиболее правильный путь развития для ребенка – это гармоничное сочетание качеств. Важно не культивировать один или два навыка, а работать как с сильными, так и со слабыми сторонами личности.

Есть множество примеров, когда в подростковом возрасте человек хочет заняться новым делом – например, спортом, а ему катастрофически не хватает нужных навыков. Очень трудно поступить в технический вуз, если родители растили тебя как гуманитария.

Наверстать упущенное можно только напряжением всех сил.

Поможет ли раскрыть потенциал ребенка специалист-психолог?

Последние 15 лет в профдиагностике применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает связь функционирования головного мозга с психическими процессами.

Нейропсихолог в игровой форме и с помощью специальных упражнений определяет, как работают психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Структура мозговой деятельности ребенка подсказывает, какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. На консультации нейропсихолог помогает детям разных возрастов: в дошкольном и младшем школьном возрасте — с выбором кружков, секций и других дополнительных занятий, для средней и старшей школы — с выбором профиля обучения.

Что очень важно – если у ребенка есть незаметные для родителей нарушения мозговой деятельности, то нейропсихолог выявит их и посоветует варианты коррекции.

Людей с неявными дисфункциями действительно много, и только в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений.

Своевременная диагностика и развивающее обучение расширят возможности ребенка в будущем, когда нужно будет выбирать дело жизни.

Тест на определение способностей

За определением способностей ребенка знающие родители идут к нейропсихологу, но начать можно и с тестов на способности, которые есть в интернете. У нас на сайте вы найдете проверенные бесплатные тесты для детей:

Профили занятий Для учащихся 2-5 классов Тест поможет подобрать кружки и секции для ребенка. Он узнает, на что обратить внимание и где попробовать свои силы. Как развивать в ребенке таланты?
  • Как советовал талантливый Эйнштейн, желаем вам воспитать гармоничную личность, да и просто счастливого человека.
  • Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
  • Если вы хотите получать свежие статьи о воспитании, подпишитесь на нашу рассылку.
  • Вернуться к списку статей

Как развить таланты ребенка

Как развивать в ребенке таланты?

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
Читайте также:  Как увеличить шансы поздней беременности?

Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

Как развивать в ребенке таланты?

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Какой талант у вашего ребенка?

Дорогу таланту! Как развить в ребенке талант и что делать, если талантов нет

Существует точка зрения, что абсолютно все дети талантливы. Увы, специалисты уверены, что истинная одарённость встречается не так часто, как хотелось бы любящим родителям. Тем не менее, попробовать отыскать в ребёнке талант, а после постараться развить его – можно.

Как развивать в ребенке таланты?

Где растут таланты?

Учёные уже давно заинтересовались тем, что же такое настоящий талант и откуда он берётся. Однако до сих пор единого мнения на этот счёт нет.

Одна из самых распространённых теорий утверждает, что способности передаются по наследству.

Такое мнение ещё в середине XIX века первым высказал английский исследователь Фрэнсис Гальтон (кстати, двоюродный брат Чарльза Дарвина). Он целенаправленно изучал родословные знаменитых современников и пришёл к выводу, что генетическая предрасположенность в значительной степени влияет на одарённость.

Высказанное им предположение многим показалось заслуживающим доверия. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть концепцию Гальтона, представители разных наук изучили биографии членов семейств, давших миру таких гениев, как композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и художник Рафаэль Санти. Оказалось, что в этих кланах действительно было немало одарённых людей.

Однако многих учёных  это и другие аналогичные исследования не убеждают.  Они считают, что делать однозначный вывод о генетической обусловленности способностей всё же нельзя. По их мнению, на развитие дара влияет благоприятная среда.

 Ведь нередко в семьях музыкантов, художников или спортсменов  дети с первых дней растут в особой атмосфере, способствующей формированию и дальнейшему пестованию определённого таланта.

Именно поэтому, а вовсе не по причине наследственности дети из одной семьи чаще выбирают одинаковое направление для дальнейшего развития, например, живопись или кинематограф, а не разные (хотя и такое бывает, конечно).

В наше время всё больше учёных придерживаются той точки зрения, что на одаренность влияет не что-то одно, а совокупность факторов. По их мнению, наиболее точная формула таланта такова:

Наследственность + благоприятная среда + мотивация ребёнка

В поисках таланта

Многие родители боятся не увидеть, проглядеть талант ребёнка. Специалисты успокаивают: настоящий дар сложно не заметить. Он всегда заявляет о себе в полный голос, да что там, буквально «вопит» о себе, причём нередко даже в самых неблагоприятных условиях.

Прекрасной иллюстрацией этому служат воспоминания известных актёров, музыкантов, спортсменов. В них нередко можно встретить рассказы о том, как мама, например, хотела, чтобы мальчик занимался музыкой, а он тайно бегал на стадион, поражая тренеров целеустремлённостью и спортивными способностями.

Вот это и есть проявление истинного таланта.

Однако даже если способности не ярко выражены, вполне возможно, что они всё же есть. Но вот как их обнаружить в этом случае?

Любая одарённость основана на взаимодействии нескольких психических функций. Зная об этом, психологи разработали методы, которые позволяют оценить, в какой мере развиты психические функции, отвечающие за ту или иную творческую способность у конкретного ребёнка.  Лучше всего применять эти методы к детям в возрасте от трёх – пяти лет и старше.

  • Наличие музыкальных способностей нетрудно распознать, отстучав какой-нибудь ритмический рисунок и попросив ребёнка повторить его. Те, кто учился в музыкальных школах или отдавал туда детей, знают, что этот метод преподаватели используют среди прочих во время вступительных испытаний. Конечно, чем старше ребёнок, тем сложнее должен быть ритмический рисунок. Если ребёнок сразу и безошибочно повторяет «отстуканное» взрослым, то можно предположить наличие у него дара музыканта.
  • Художественную одарённость поможет выявить тест креативности Торренса. Сам тест и его расшифровку несложно найти в Интернете. Если вы решите опробовать этот метод, то обязательно обратите внимание на следующие моменты: задания предназначены для детей от пяти лет; объяснять задания можно, но вот приводить примеры – нет.
  • Интеллектуальные способности помогут выявить такие разработки, как прогрессивные матрицы Равена, оценочная батарея тестов Кауфмана, шкала детских способностей Маккарти и другие. Для объективности лучше использовать не одну, а несколько разных методик. Имейте в виду, что почти все они рассчитаны на старших дошкольников.

Развиваем талант

Даже если ребёнок по-настоящему талантлив, надеяться на то, что он «пробьётся» сам, при этом ровным счётом ничего не делая и живя жизнью самого обычного ребёнка, не стоит. Такое случается, конечно, но крайне редко.

Известное изречение «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» очень верно по сути своей. Поэтому если в семье растёт одарённый малыш, то впереди много работы не только у самого ребёнка, но и у его родителей и других близких.

Ведь сейчас не те времена, когда можно дошкольника или младшего школьника отпустить одного, даже если спортивная школа или танцевальный кружок находятся в соседнем доме.

Искать преподавателей, водить на занятия, помогать организовывать работу придётся родителям, во всяком случае, пока ребёнок не подрастёт настолько, чтобы делать всё или почти всё сам.

Мамам и папам, желающим помочь ребёнку развить его способности, педагоги, тренеры и психологи дают следующие советы:

  • Не навязывайте малышу свои представления о том, как необходимо развивать его способности.

Это значит, что важно дать маленькому таланту давать возможность заниматься тем, что хочет именно он, позволять выплёскивать творческую энергию в тех формах, которые ему кажутся правильными.

В жизни это может выглядеть следующим образом: родители обеспечивают ребёнка всеми нужными материалами, необходимой литературой, подыскивают школу искусств, например, или спортивный клуб, но при этом не давят, не навязывают вопреки желанию ребёнка наиболее подходящую, на их взгляд, манеру исполнения, амплуа или вид спорта. Пусть ребёнок сам выберет, что ему ближе, классическая или современная музыка, роль вратаря или нападающего и т.д.

Читайте также:  Режим питания и сна у детей

Помните, что дети имеют право на ошибку. Увлечённость процессом и удовольствие от занятий на первых порах гораздо важнее результатов. В противном случае есть риск воспитать ремесленника, а не творца. Конечно, на любительском уровне петь или играть в хоккей тоже неплохо. Но если у ребёнка настоящий талант, то жаль загубить его необдуманными действиями.

  • Берегите чадо от чрезмерных нагрузок.

Особенно это касается тех детей, кого требующий выхода дар толкает на буквально каторжный труд (а такие ребята есть, и их не так мало) или кто начал целенаправленно развивать его совсем рано.

Увы, среди талантливых детей высок процент развившихся из-за неправильно организованной жизни хронических заболеваний. Поэтому помните, что у вас хотя и одарённый, но всё же ребёнок.

Ему нужно играть, в том числе в подвижные игры, высыпаться, хорошо питаться, много гулять – в общем, жить счастливой насыщенной жизнью, а не быть прикованным к фортепиано или лыжам.

  • Не допускать перегибов или однобокости.

Позвольте ребёнку иметь много увлечений. Это не только сделает его жизнь более интересной, но и поможет комфортнее чувствовать себя в социуме. Ведь вряд ли вы мечтаете, чтобы ваше чадо стало учёным-«чудиком» или художником-затворником. Поэтому важно помнить, что всё хорошо в меру.

А если таланта нет?

Что же делать, если никакого таланта в горячо любимом чаде даже при огромном желании отыскать не удалось?

  • Во-первых, не нервничать и не третировать ребёнка. Среди десятков тысяч учеников детских школ искусств, спортивных секций, интеллектуальных кружков далеко не все – настоящие таланты. Многие просто любят то, чем занимаются, хотя и не рассчитывают на значительные успехи. Им вполне достаточно любительского уровня. Главное, трезво оценивать способности ребёнка и свою готовность помогать ему.
  • Во-вторых, понимать, что даже небольшие способности при правильной организации учебного процесса можно развить до вполне приличного уровня. Подтверждением тому – целые династии на нашей эстраде.
  • В-третьих, помнить о том, что, например, интеллект прекрасно поддаётся тренировке. Те же тесты, проверяющие IQ, мало кто сразу выполнит на максимальном для себя уровне. Но вот при должном старании вскоре результаты будут гораздо лучше. «Качать» мозг можно и нужно. Тем более, что такой подход даёт прекрасные плоды.

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 31.03.2017 Автор статьи: Яна Перепечина

Как выявить и развить в ребенке талант

Каждый ребенок по-своему талантлив, а вот гениев – единицы. Согласно исследованиям, в мире рождается от 1 до 5 процентов одаренных детей, и только каждый сотый из них проявляет себя. Шансы вырастить гения ничтожны, однако что мешает развивать таланты?

Как выявить талант

По мнению психологов, дошкольный возраст – наилучший период для развития способностей. В это время нужно использовать все, что окружает малыша: вещи, игры, ситуации.

Пусть ребенок пробует заниматься всем, что ему интересно, а детям интересно практически всё.

Ничего страшного, если сегодня малыш с удовольствием поет, танцует или рисует, а потом внезапно теряет интерес к этим занятиям и начинает увлеченно строить из кубиков дома или вырезать из бумаги замысловатые фигурки.

Если он не попробует, то как сможет узнать, что ему нравится, а что – нет? Главное, чтобы любая деятельность была добровольной и приносила ребенку радость, чтобы успехи вызывали гордость и вдохновляли его на совершенствование полученных навыков. Тогда и будет видно, к чему больше имеет склонности ребенок.

Как развивать талант

Многие родители считают, что талант сам пробьет себе дорогу. Отчасти это так, но только для тех, кто одарен природой сверх меры. Для большинства же людей актуальна фраза изобретателя Томаса Эдисона: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

В ожидании малыша практически все родители верят, что будут посвящать ребенку все свободное время.

До определенного момента это действительно соответствует истине, но вот ребенок уже многое делает самостоятельно, сам занимает себя, и мамы с папами отдаляются, порой заменяя себя нянями и бабушками с дедушками.

Погружаясь в повседневные дела, родители забывают о своих планах относительно постоянного участия в развитии сына или дочки. Порой уже взрослые даже не сами замечают, что ребенок интересуется звуками, а узнают об этом от няни, и именно она решает, что дать ему в руки – барабан, свисток или просто машинку.

Как и в каком направлении развивать наклонности ребенка – задача родителей. Если не создавать ребенку условия для совершенствования определенных качеств, то со временем они пропадут. Это можно делать, поддерживая стремления малыша, предлагая ему разнообразные темы для игр.

  • Очень важно всячески поощрять ребенка: высказывать гордость за него, интересоваться всем, что он делает, способствовать демонстрации его способностей окружающим.
  • Для серьезного развития необходимы специалисты, поэтому надо записать любимое чадо на дополнительные занятия, курсы или в кружки.
  • При возможности родителям нужно обогащать понимание предмета: общаться с людьми, достигшими определенных успехов в этом деле.

Особенности характера

Присматриваясь к поведению своего чада, несложно подметить особенности его характера и наметить коррекцию определенных черт и навыков, чтобы они не только не помешали вашему ребенку в дальнейшем, но и помогли максимальному раскрытию и развитию таланта ребенка.

Жизнерадостные сангвиники легко и быстро заинтересовываются новым делом, но не доводят начатое до конца. Они начинают играть с новым знакомым на площадке, тут же забывая о старом друге.

С детьми этого типа темперамента обязательно надо дочитывать книги до конца, следить за исполнением обещаний, прививать настойчивость в преодолении препятствий (если дело непростое и малышу не хочется его доделывать, найдите способ поощрения).

Их надо приучать к качественному выполнению заданий и усидчивости.

Вспыльчивые холерики легко переходят на крик. Они нетерпеливы, к тому же сначала делают, а потом думают. Не могут себя контролировать, могут перетруждаться. Тяжело успокаиваются. На таких детей нельзя давить – их нужно заинтересовывать и все объяснять.

Разговаривать с ребенком-холериком следует спокойно. Желательно не ставить таких детей в угол: они тяжело переносят скованность движения. Холерикам как никому другому требуется режим дня.

И следует уменьшить влияние раздражителей: избавиться от лишнего шума, телевизора, компьютера.

Сдержанные флегматики очень упрямы. Любят однообразие, не любят общение и перемены. Врожденная черта – медлительность, поэтому активно бороться с ней бесполезно: надо дать возможность развиваться в этом темпе и не доделывать их дела.

Родителям нужно поощрять любую инициативу и активность детей-флегматиков, предлагать им новые игры, заинтересовывать необычными прогулками и вообще больше двигаться.

Нужно больше говорить с ними о чувствах, учить проявлять эмоции, так как дети данного типа характера склонны к «толстокожести».

Доброжелательные меланхолики имеют творческие способности. Они ранимы, но все проблемы переживают внутри себя. Малообщительны и мнительны: жалуются на плохое самочувствие, часто чего-то боятся, не любят шума. С этими детьми необходимо двойное терпение: учатся они долго, но если все поняли, то запоминают качественно.

На них не стоит давить – их нужно чаще обнимать, не ругать на людях и ни в коем случае не нагонять на них страх. В детях-меланхоликах необходимо развивать настойчивость и стойкость. Например, выберите вместе, каким видом спорта займется ребенок.

С такими детьми надо пробовать и лепить, и рисовать, и стихи сочинять, и петь-танцевать.

Возможно, родителям будет интересна книга Галины и Ефима Шабшай «Как развить в ребенке харизму и гениальность»: в ней есть упражнения и советы по развитию одаренности десяти типов личности.

Базовые навыки

Даже если вы не находите особых дарований в своем ребенке, надо заняться развитием базовых навыков – уверенность в себе, настойчивость и креативность никогда не помешают успешному человеку. Сейчас существует большое количество методик и способов, главное – подобрать их с учетом особенностей и приоритетов вашего ребенка.

  1. Если воспитывать ребенка, учитывая его характерные особенности, то его талант обязательно раскроется, разовьется целеустремленность и сила воли, что в итоге поможет ему стать гармоничным, успешным, а главное, счастливым человеком!
  2. Еще по теме
  3. Театр для детей:  развиваем ребенка
  4. Учим детей культуре поведения в общественных местах
  5. Подросток: воспитывать поздно, придется договариваться

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector