Как развить силу воли ребенка?

Зачатки воли проявляются у ребенка, когда он начинает понимать самого себя и радоваться своим успехам. В годик кроха уже различает понятия «можно» и «нельзя», а в три способен на простом уровне управлять своим поведением.

В этот период очень важно внедрять в его жизнь простые семейные правила. Например, что хватать еду со стола до того, как все сядут ужинать нельзя, или, что во время разговора взрослых нельзя перебивать. О подобных правилах с малышом нужно договариваться заранее.

Так, вы поможете кроху выработать не только силу воли, но и самодисциплину.

Научите кроху терпению

Детям всегда очень сложно терпеть: стоять в очереди, ждать пока освободиться любимый игровой автомат в детском центре, ожидать, пока мама закончит общаться с воспитателем и пр. Объясните малышу, что в жизни случается множество ситуаций, которые требуют терпения. Со временем кроха сам поймет, что в этом нет ничего сложного.

Расскажите ребенку о пользе неудач

В детстве любая неудача воспринимается ребенком как трагедия. Задача родителей — не просто успокоить малыша, но и вместе сделать работу над ошибками. Поговорите с ним и выясните, что помешало карапузу добиться желаемого. В следующий раз малыш точно не допустит таких ошибок.

Как развить силу воли ребенка?

Не заставляйте малыша делать что-то через силу

Вместо этого попробуйте выстроить жизнь малыша таким образом, чтобы он сам увидел способ достижения цели и смог им осознанно воспользоваться. Например, если он испытывает трудности с математикой, но хочет стать программистом, запишите его на дополнительные занятия. Так, ребенок будет чувствовать себя увереннее и поймет, что для достижения цели нужно приложить немного больше усилий.

Покажите хороший пример

Пока ребенок маленький, взрослые являются для него примерами для подражания. Он с замиранием сердца смотрит на то, как папа чинит машину, как мама готовит или как старший брат играет в футбол. Если вы дополните свои действия рассказом о том, что помогает вам получать хороший результат, со временем ребенок поймет, насколько важна сила воли в достижении поставленных целей.

shutterstock, depositphotos

Как развить силу воли ребенка? Как развить силу воли ребенка? Как развить силу воли ребенка? Как развить силу воли ребенка?

Как развить силу воли у ребёнка?

Как развить силу воли ребенка?Занятия музыкой рано или поздно подводят человека к этому вопросу: как развить силу воли? Ведь без этого качества об успехе, а тем более на поприще музыкального исполнительства, лучше сразу забыть. В статье «Постановка цели» я уже писала о главном секрете успеха в любом деле:

«Самые грандиозные результаты достигаются именно таким путём: планомерные и не очень значительные усилия, но каждый день без исключения на протяжении длительного времени».

Но это – общее правило. Попробуем рассмотреть конкретику.

Для начала осознаем тот факт, что совершить серьёзное, значительное усилие один или два раза для нас всегда значительно проще, чем незначительные действия, но каждый день. Именно монотонность, повторяемость действий вызывает раздражение и подсознательное желание как-то поломать систему.

  • Второй, необыкновенно важный, фактор – это постоянное присутствие в нашей жизни соблазнов в виде обстоятельств, которые именно сегодня и по очень уважительной причине не позволяют нам совершить запланированное необходимое действие.
  • Обстоятельства бывают примерно такие:
  • 1)Сегодня же день рождения друга (подруги) – позанимаюсь завтра, один день ничего не решает;
  • 2)Что-то уж очень много сегодня задали в основной школе, вряд ли я успею ещё и музыкой позаниматься;
  • 3)Бабушка заболела – надо же её навестить (и благородно-то как!) – позанимаюсь завтра;
  • 4)Футбол по телевизору – святое дело, такое не повторяется, а музыкой позаниматься и завтра можно;

5)Гости пришли некстати – не выгонять же их! Сегодня уже никак не успею позаниматься.

6)Голова что-то разболелась, не до звуков сейчас. Наверное, от перегрузки, отдохну сегодня, пожалуй.

7)А маме-то помогать надо, или как? Вот сегодня займусь уборкой, а завтра уже всё доучу по музыке.

Как видите, в первой половине предложения бывают варианты, вторая половина всегда одинакова: завтра успею! Именно это «завтра» и есть наш главный враг. Дело в том, что причины почему-то имеют способность возникать каждый день. Если к ним прислушиваться, то вообще ничего в жизни не достигнешь.

Поскольку я работаю с более взрослыми детьми, к тому же большинство из них девочки, то обычно привожу один и тот же пример. «Предположим, ты хочешь похудеть (кто же в 15 лет не хочет!). Но при этом каждый день хочется пироженку.

Ты говоришь себе: «Ай, ничего страшного не случится, завтра уже возьму себя в руки, а сегодня в последний раз побалуюсь». Результат предугадать несложно. Возникает вопрос: а чего ты на самом деле хочешь: худеть, или вкусно кушать? Достигать успеха, или развлекаться?

Невозможно похудеть за два дня, так же, как невозможно за два дня отрастить бороду, вылечиться от гриппа, посадить и вырастить цветок. Всё это процессы, требующие вполне определённого времени. Если это время сократить – пасьянс не сложится. Просто ничего не выйдет из задуманного.

Возможно, историю или географию и можно выучить в ночь перед экзаменом (и то ещё вопрос – как?), но для освоения программы по специальности нужны именно систематические усилия: ежедневно, постоянно и на протяжении длительного периода времени.

В этом есть сходство с физиологическим процессом (занимаясь за роялем, мы работаем не только головой, это ещё и приобретение навыка, то есть физиология, а ею управлять сложно). Таким образом, сам предмет ставит нас перед необходимостью выбора: будет либо так, как диктуют законы освоения этой профессии, либо не будет никак. Ты просто «вылетаешь из этой обоймы».

Есть единственный выход. Ввести раз и навсегда железный закон: сначала дело – потом всё остальное. Причём, только в том случае, если останется время. Если же не осталось – значит, ничего другого сегодня уже не будет. Вот это «другое» и будем переносить на завтра. А дело страдать не должно.

Дорогие родители! Никогда ребёнок, а тем более не очень взрослый, не сможет со всем этим справиться без вашей поддержки и помощи. Помогите ему научиться планированию своих действий на каждый день. Это очень важно для всей его дальнейшей жизни, чтобы хоть что-то в ней успеть сделать.

Мы не всегда можем рассчитать по времени свои предстоящие действия, но их порядок по степени убывания важности обязательно надо ещё с вечера наметить заранее. Составьте совместно с ребёнком список (именно в письменном виде), его рукой написанный список всех дел на ближайший день.

Возможно, вы не всё успеете сделать из того, что было запланировано, но зато главное не останется «на потом».

Может быть, это и не единственный способ воспитания воли, но самый надёжный и действенный, это точно!
Как развить силу воли ребенка?
Как развить силу воли ребенка?

Как воспитать силу воли у ребенка

Дата: 27, Февраль, 2015 / Просмотров: 139

Родители должны воспитывать в ребенке все важные человеческие качества. С малых лет малыш должен понимать чувство справедливости, чести, ответственности. Не менее важным является и сила воли. Именно это качество должно присутствовать у зрелого человека, поскольку оно является ключевым во многих жизненных ситуациях.

Некоторые полагают, что воспитание в ребенке моральных ценностей необходимо отложить «на потом».

Мол, пока ребенок еще совсем мал и не понимает, что к чему, зачем мучать его нравоучениями? Однако это – большое заблуждение.

Воспитать силу воли можно именно тогда, когда кроха растет и все впитывает в себя как губка. Если ребенок с детства будет знаком с этим качеством, то он быстрее станет полноценной личностью.

Как развить силу воли ребенка?

Бабушкины советы и опыт ближайших подруг, может, и помогут вам в решение той или иной проблемы с малышом, но уж точно не помогут воспитать силу воли у ребенка. Для этого необходимы квалифицированные психологи. Вот перечень рекомендаций по культивированию этого важного человеческого качества:

  1. Малыш должен быть всегда уверен в себе. Ваша задача – стимулировать уверенность и поддерживать в поступках. Если вы, например, отправились на рынок за продуктами, а маленькое чадо вдруг устало, не ругайте его за это. Наоборот, поощрите за то, сколько он смог пройти самостоятельно! Наверняка кроха воодушевиться и спокойно продолжит путь.
  2. Обрисуйте малышу приятные и неприятные цели. Не пытайтесь убедить кроху, что при любом его желании все произойдет «как по щучьему велению». Иногда в ситуации необходимо уступать и отходить на второй план. Это неприятно, но вполне показывает силу его воли. Поскольку только взрослый и сильный ребетенок сможет отступить от намеченного пути ради блага.
  3. Научите кроху терпению. Не всегда получается все и сразу, иногда нужно подождать. Это может касаться как бытовых вопросов, так и более серьезных целей. С детства учите ребенка слову «подожди». Не бегите по первому зову, если вы очень заняты или только зашли в туалет. Иначе кроха просто научиться вами манипулировать, вот и все. Кроме того, терпение пригодится ребенку и в школе. Разве легко неопытным первоклашкам высидеть 3-4 урока? Нет! однако они делают это, поскольку того требует школьная дисциплина. Более того, они спокойно выжидают время до перемены, чтобы поесть. Это — то же тренировка силы воли.
  4.  Не бойтесь рассказывать малышу о возможности неудачи. Объясните, что и в этом есть польза, поскольку неудача – это опыт. Если у ребенка что-то не вышло, не ругайте его. Успокойте и предложите вместе сделать работу над ошибками.

Пока ребенок маленький, можно для формирования правильного отношения к человеческим качествам пользоваться сказками. При чтении сказок обязательно обращайте внимание на правильные и неправильные поступки героев.

Читайте также:  Энурез: симптомы заболевания, лечение, профилактика

И не забывайте указывать на сильные и волевые поступки. Кроме сказок хорошим наглядным пособием станут …родители.

Именно они на своем примере должны показывать, как совладать с желанием, бороться с неудачей, развивать позитивное мышление и тренировать силу воли.

Как развить силу воли ребенка? Воспитание ребенка сила воли советы родителям

Как воспитать силу воли у ребенка

Наркоман — это слабый, безвольный человек, не способный ограничить себя, заставить себя что-то сделать. Как воспитать силу воли у ребенка, чтобы не допустить этого?

Как развить силу воли ребенка?

Как часто мы жалеем своих детей, не задумываясь, что поощряя их бытовой комфорт, обеспечивая им отсутствие напряга во всех сферах жизни, мы оказываем им медвежью услугу.

Утром разбудили, одели, накормили, в школу привезли — за парту сел и полдня просидел, даже ни разу не запыхался, ну разве что на физкультуре. Из школы привезли, уроки поделал и за компьютер. А там спать лег и утром все сначала.

Вы скажете — абсурдно создавать трудности, если можно жить не напрягаясь. Но можно ли стать волевым человеком, живя не напрягаясь?

Каждый день, каждый час создавайте ребенку испытания — приучиться вставать в школу по будильнику, готовить одежду с вечера, ехать в школу на общественном транспорте, успевать на уроки, после уроков на занятия в секцию — времени должно катастрофически не хватать, дыхание некогда перевести.

И дыхание здесь упомянуто не случайно. Восточная медицина утверждает, что силу воли порождает хорошая работа легких.

У человека с силой воли легкие вылечиваются быстро. У такого человека в организме высокий уровень кислотности, что в допустимых пределах делает человека энергичным, деятельным.

  • А безвольный человек привык к состоянию защелоченности, а это сонливость, безволие, желание тепло укрыться и спать.
  • Дети любят это состояние, и если в детстве этого не преодолеть, то привычные воспаления легких дополнят процесс привыкания к повышенной щелочности.
  • А это состояние очень любят вирусы, микробы, и тогда они диктуют безвольному мозгу свои условия, а иногда создают эти условия, помогая заболеть, чтобы лекарствами еще усилить щелочность.

И вот таким образом путь найден — алкоголизм, токсикомания, наркомания. А начинается так безобидно — ну полежи, ну поспи, ну сьешь еще кусочек.

И вроде-бы все просто — есть кислотно-щелочное равновесие, Инь (алкалоз) — Ян (ацидоз). Ты умеренно закислен — ты энергичный и живой, тебя ничто не в состоянии уложить в постель. Ты защелочен — спишь на ходу, вялый, ничего не хочешь.

Обратите внимание на соль. В семье все получают еду из одной кастрюли, одинаково посоленную. Но в семье есть взрослые и дети, и соль им нужна в разных пропорциях. Слишком много соли — детки вялые, малоподвижные, заторможенные.

Хотите воспитать силу воли у ребенка? Привыкайте с раннего возраста держать детей в состоянии легкого голода и легкого холода. Вооружившись здравым смыслом, вы можете превратить своего ребенка в самое счастливое существо на свете.

Движение у подрастающего поколения в крови до поры до времени. Поддержите это движение питанием, воспитайте самоограничение, самоотречение.

Укрепите его силу воли, и вам не придется страдать из-за детей-наркоманов и алкоголиков.

Ваша родительская задача состоит в том, чтобы изучив своего ребенка, подобрать ему такое увлечение, которое будет занимать все его мысли и время.

Статьи

Как развить силу воли ребенка?Для каждого, кто задумывается о детях или имеет их, важно, чтобы они выросли умными, добрыми, волевыми. Но как же развить волю ребенка? С какого возраста нужно начинать воспитывать волевые качества? Да и возможно ли это? 

Воля – это очень сложное и многогранное качество личности, которое включает в себя целеустремленность (умение ставить цели и добиваться их достижения), уверенность в себе, настойчивость и ответственность 

С чего начать? 

К сожалению, скажут волевые взрослые, и к счастью, подумают безвольные родители, ребенок не рождается с сильной волей или ее отсутствием. Она не передается по наследству, но ее можно воспитать и сформировать в процессе игры и освоения малышом социальных норм. Многое в развитии воли зависит от условий жизни и обучения.

Если родители излишне опекают ребенка, хотят исполнить любое его желание, любой каприз своего чада, то из него вряд ли вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Такой малыш будет избалованным и капризным, доставит родителям массу проблем. А повзрослев, будет требовать от всех окружающих потакания.

 

С самого раннего возраста, как только вы заметили, что ребенок начал понимать обращенную к нему речь, необходимо ставить перед ним посильные задачи. Конечно, говоря о воле маленького человека нельзя вкладывать тот смысл, какой вкладывается в понятие воли для взрослого. Но зачатки волевых проявлений можно начать вырабатывать уже у самых маленьких. 

Когда родители начинают делать за ребенка то, с чем он может справиться сам, то их чадо с удовольствием будет перекладывать на них все свои дела. Например: малыш впервые видит новую яркую игрушку и стремится достать ее. Он уже может это сделать самостоятельно, но необходимо приложить усилия.

Если мы поспешим и вложим ребенку в руку желанную игрушку, то лишим его всякой возможности проявить волевое усилие. Как любой взрослый человек, ребенок испытывает огромную радость от самостоятельно достигнутой цели. Преодоление препятствий становится источником активных действий. Конечно, не стоит настаивать, если вы видите что действие для ребенка еще сложное.

Возможности малыша еще ограничены, и часто он не может добиться результата, а в таком случае ему необходимо помочь. 

Приведу пример из собственной практики. Соня, 2,5 года никак не может сложить все цилиндры в отверстия (10 цилиндров разной ширины и соответственно 10 отверстий). У нее все время остается 1 цилиндр и 1 отверстие, но в это отверстие цилиндр никак не вставить, т.к. оно уже. Мама спешит на помощь и быстро устраняет ошибку.

Соня радуется, но затем снова все достает. Мама вновь активно помогает, но ребенок радости не проявляет и достает все цилиндры третий раз. Мама недоумевает. Ошибка в том, что она все делала за дочь. Нам часто не хватает терпения просто наблюдать. Часто мы поступаем как Сонина мама, т.е.

спешим помочь, не дожидаясь просьбы о помощи. Тем самым мы не предоставляем возможность ребенку усердно трудиться и развивать волевые качества. Можно показать ребенку как построить башню, сложить кубики и т.п. , а потом проследить, чтобы ребенок проделал это сам.

Тогда дети научаться быть самостоятельными и смогут выходить из затруднений, не обращаясь к помощи. 

Ребенку необходимо быть самостоятельным во всем: убирать за собой игрушки, заправлять кровать, самим умываться, одеваться и раздеваться.

Если ребенку приходиться ждать, когда его оденут, то он начинает себя чем-нибудь занимать, а переводя на язык взрослых баловаться, ведь в этом возрасте так трудно усидеть. Решая такие посильные задачи, малыш сосредоточен и настойчив.

А в результате ребенок приучается к аккуратности, самостоятельности и развивает волевые качества. 

Формированию волевых черт в характере способствует продуманный режим и распорядок дня. 

Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю. 

Что говорят психологи 

Аристотель ввёл понятие «воли», чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии с(действием, которое само по себе не вызывает интереса)о знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Важным признаком волевого акта является то, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. 

Развитие воли осуществляется в 3 направлениях: 

Преобразование непроизвольного психического процесса в произвольный. Обретение человеком контроля над своим поведением. Выработка волевых качеств личности.

 Человек сознательно ставит перед собой всё более трудные задачи и преследует всё более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. Развитие воли у детей тесным образом связано с мотивацией и нравственной сферой.

Когда ребенок замотивирован, то уже невольно включается волевая регуляция. Доказано, что волевая регуляция лучше развита у детей с общим интеллектуальным развитием, а так же с появлением навыка оценивать свои поступки. 

Особую роль в развитии воли занимают игры, причём каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Конструктивные предметные игры способствуют формированию производственной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры закрепляют волевые качества личности. Коллективные игры с правилами укрепляют саморегуляцию.

Обучение вносит вклад в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов. 

А для чего воля вообще нужна? 

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, осуществлении действия, для преодоления трудностей.

Преодоление трудностей требует волевого усилия — особого состояния, которое связано с напряжением, мобилизацией физических, психических, интеллектуальных и моральных сил человека.

Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. 

Что еще 

Вы можете рассказывать ребенку сказки, лучше, если вы сами их придумаете. Впишите в них имя своего малыша, его любимые игрушки, друзей и др.

Слушая эти сказки, ребенок будет стремиться в жизни соответствовать своему сказочному образу. Здорово, если вы будете использовать куклу-перчатку или просто игрушки, так дети лучше воспринимают информацию.

Для таких игрушек вы можете выделить особое «сказочное место» 

  • Подведем итог 
  • Родители, стремящиеся воспитать волю у ребёнка, 
  • должны соблюдать следующие правила: 
Читайте также:  Правильное питание в первом триместре беременности

не делать за ребёнка то, чему он должен научиться; активизировать самостоятельную деятельность ребёнка, вызвать у него чувство радости от достигнутого; учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.

 Важно, чтобы родители не упустили те годы жизни ребенка, когда закладываются волевые качества человека. Гораздо легче правильно воспитать ребенка, чем перевоспитывать его.

Перевоспитание требует больше сил, знаний и терпения, не каждый родитель с этим справится.

Как воспитать у ребенка силу воли? — Все статьи — Статьи

Как развить силу воли ребенка?

Все родители стремятся помочь своим детям вырасти дисциплинированными, ответственными и целеустремленными, однако порой сделать это оказывается не так уж просто – малыш, как будто назло, не может долго усидеть за одним занятием, бросает начатое дело на половине и не выполняет своих обещаний. Как же объяснить малышу, что такое сила воли, и научить его управлять ею?

Задатки силы воли

Воля не относится к тем качествам, которые формируются у человека врожденно – ее нужно воспитывать.

Новорожденные приходят в этот мир без особых навыков, и начинают получать их лишь в процессе знакомства с окружающим миром.

В самом начале кроха еще не умеет управлять своим поведением, однако постепенно, путем проб и ошибок, он начинает понимать, как можно с помощью сознания руководить своими действиями.

Первый опыт управления своим поведением приходится на возраст трех месяцев. В это время кроха впервые осознает, что его желание может диктовать ему, как поступать, когда, к примеру, он берет в руки погремушку и начинает ее трясти.

Малыш понимает, что игрушка начинает издавать звук, когда он к ней прикасается, а без соприкосновения ничего не происходит. Кроха начинает повторять свое движение, чтобы снова услышать понравившийся звук – это и есть самые первые попытки управлять своим поведением.

Однако к силе воли эти рефлексы пока еще не имеют никакого отношения, это всего лишь волевые задатки.

Интересно, что все детки по-разному проявляют эти самые задатки силы воли: один малыш ведет себя на прогулке спокойно, а другой постоянно норовит вылезти из коляски, и устраивает настоящую истерику, когда родители пытаются его посадить обратно; одного ребенка можно легко уговорить собрать игрушки или доесть до конца кашу, другой же настолько настойчив, что в него не удается впихнуть ни одной лишней ложечки, и положить на место игрушку его просто невозможно заставить. Такая разница в поведении детей объясняется отличиями в свойствах их нервной системы, но это отнюдь не значит, что своевольный малыш навсегда останется таким, а у послушный всегда будет подчиняться окружающим. Родителям просто нужно учесть при воспитании у малышей таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, эти отличия, и подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Самообладание

Ближе к двум годам у малышей появляется одной из самых важных качеств, имеющее прямое отношение к силе воле – самообладание.

Детки учатся сдерживать свои эмоции, к примеру, не плачут, хотя очень хочется, или отказываются от покупки новой игрушки, если родители их очень просят.

Однако при этом малыши еще не понимают необходимость такого поведения, и держат себя в руках вследствие боязни ослушаться родителей или из-за испытываемого чувства вины.

Чтобы самообладание превратилось в итоге в силу воли, родителям нужно правильно объяснить малышу, какие существуют нормы поведения в обществе, почему что-то можно делать, а что-то нельзя, зачем люди поступают вопреки своим желаниям. Самое главное – все объяснения проводить не в жесткой форме («Сказала нет – значит нет!»), а подробно рассказывать ребенку на доступном ему уровне, почему нужно поступать так, а не иначе.

Похвала, поощрение и поддержка

В три года малыши еще идут на поводу у эмоций, поэтому многое в мотивации поступков им пока еще непонятно.

К примеру, мама сказала, что на приеме у зубного врача нужно терпеть и не плакать, малыш так и поступил, но увидел, что другому ребенку, который взахлеб рыдал в кресле, родители купили игрушку.

Естественно, кроха не понимает, почему так произошло, и в следующий раз решает наоборот расплакаться, чтобы тоже получить игрушку.

В такой ситуации родителям нужно проявить максимум выдержки и терпения, объясняя малышу, что поступать так, а не иначе нужно не из-за какой-то выгоды, а для того, чтобы вырасти хорошим человеком. Конечно же, похвала и поощрение за правильный поступок должны присутствовать, но не в огромных количествах, чтобы кроха не стал связывать хорошие поступки исключительно с вознаграждением.

Лучше всего не акцентировать внимание на самом поступке, а просто сказать малышу: «Ты — молодец!» — или, — «Давай завтра пойдем и купим тебе новую игрушку!» — без уточнения, за что именно.

Кстати, материальная компенсация вовсе необязательна, поскольку многим детям хватает одной моральной поддержки, и им гораздо важнее услышать слова одобрения от родителей, чем получить новую книжку или игрушку.

Если у малыша что-то не получается с первого раза, помогайте ему преодолевать трудности и бороться до нужного результата, ведь именно родительская поддержка будет для него лучшим стимулом к совершенствованию новых навыков. Научите кроху ставить перед собой цели и добиваться их, несмотря на сопутствующие сложности.

Самостоятельность

Примерно в четыре года у детей происходит основной этап формирования силы воли, когда малыш уже четко понимает, что такое «можно» и «нельзя», и уже умеет сознательно контролировать свое поведение.

Однако нельзя сказать, что дети этого возраста абсолютно со всем могут справляться без помощи взрослых, наоборот им часто требуется контроль со стороны родителей и подсказки, если что-то идет не так.

Не стоит постоянно давить на малыша словами «ты должен» и «ты обязан», поскольку слишком большое число обязательств вызовет у него желание избежать ответственности или даже стремление сделать все назло.

Разрешите малышу проявлять самостоятельность и настойчивость, а порой можете пойти и на небольшую хитрость: сначала запретить крохе что-то делать, а потом, под влиянием уговоров со стороны малыша, пойти ему на уступки, чтобы ребенок почувствовал, что он одержал маленькую победу. Это положительно скажется на укреплении его силы воли.

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/373581/

Как развить у ребенка силу воли — Медиа Тренд

Многопользовательский выживание Rust — отличный пример игр, которые долго живут. Хоть она вышла почти 8 лет назад, в нее играет немало пользователей. А разработчики, со своей стороны, регулярно выпускают для …подробнее Давно нас не радовали качественными модами на GTA V.

И вот команда активно разрабатывает графические модификации на Red Dead Redemption 2, Skyrim, Horizon Zero Dawn, The Witcher 3 и т …подробнее

Каждый родитель стремится привить максимум положительных качеств своему чаду, и вырастить из него хорошего человека.

Большинство концентрируется на том, чтобы их ребенок отлично учился, правильно себя вел и развивался в разных морально и физически.

За всем этим стоит сила воли, и если человек с раннего возраста не научится доводить начатое дело до конца, выполнять свои обещания, бороться с ленью, то со временем «не хочу» его родители будут слышать все чаще. Как направить свое чадо в «нужное русло» и не позволить ему стать лентяем описано дальше.

Важно понимать, что воля – это не врожденное качество, её нужно воспитывать в человеке. Важно с раннего детства не потакать всем «не хочу» и «не буду» со стороны ребенка. Дети поймут, что мамой и папой можно управлять, и сядут им на шею.

Первые шаги в воспитании силы воли

Первым шагом ответственного родителя будет воспитывать у ребенка уверенность в себе.

Очевидно, что человек, который не знает и не умеет пользоваться своими достоинствами, или, еще хуже, имеет большое количество комплексов, не станет проявлять силу воли в нужный момент.

Боязнь сцены у человека не должна сопровождаться словами вроде «Ну сколько можно», «Ну все же могут, а ты нет» со стороны родителей. Важно вселить в ребенка мысль, что он сможет, а если нет – ничего страшного, не все могут быть хороши в любом деле.

Чтобы воспитать силу воли подайте собственный пример

Немаловажным моментом в воспитании силы воли будет собственный пример и семейные правила. Если отец позволяет высказывания «Я сделаю потом» или «Я не хочу, сделай сама» в ответ на просьбу жены, то ребенок будет копировать поведение родителя. Дети склонны к подражанию, ведь они только начали познавать этот мир и не всегда понимают, как нужно вести себя в тех или иных ситуациях.

В ребенке нужно формировать самодисциплину. Договаривайтесь с ним заранее о предстоящих делах и проговорите действия в результате выполнения или невыполнения ним обещанного. Ребенок должен сам знать, что утром ему нужно почистить зубы, позавтракать и идти в школу, например, а вечером сделать все банные процедуры и выполнить задание, которое требуется на завтра.

Важно хвалить детей. Не перехваливать, а хвалить за проявление терпения, дисциплины, решительности за достижения в учебе, увлечении или помощь по дому.

Родители должны осознавать, что ребенка не стоит менять, но воспитывать его сильные стороны. Нужно поддерживать в нем стремление быть самим собой. Его сила воли будет вырабатываться по мере того, как он будет достигать желанных для него самого результатов, и лень уже не завладеет ним.

Сила воли: можно ли воспитать у ребенка способность достигать своих целей

Быть настойчивым, выдержанным, обладать самодисциплиной — это очень важно для человека. Именно поэтому мы стремимся воспитать у своих детей силу воли, научить самостоятельности и ответственности. Только вот результаты наших стараний долго бывают не видны. Ну вот, опять ребенок плачет в садике, хотя сегодня обещал взять себя в руки и расстаться с вами мирно. Опять разбросал свои вещи и не собирается их складывать на место. И рисунок не дорисовал, и книжку не дочитал. Неужели так и будет бесхарактерным и безвольным? Конечно, нет. Просто воспитание воли — процесс медленный и трудный. Не только для родителей, но и для самого ребенка.

Читайте также:  Беременность и роды с первого дня: психологическая подготовка родителей

На раннем этапе

Воля — это не врожденное качество. Но формироваться оно начинает рано — уже на первом году жизни. Трехмесячный малыш, случайно задев рукой игрушку и услышав, что она издает звуки, будет стремиться повторить свое действие снова и снова.

Это простейший двигательный навык, но его уже можно назвать управлением своим поведением.

В течение первого года движения ребенка становятся все более точными, к тому же появляются навыки речевые, подражательные, и все это способствует развитию произвольного поведения.

Проявлением воли в полном смысле слова такое поведение еще не называют (воля — это сознательное управление своей психикой и поступками), но волевые задатки определенно уже видны. Причем у всех разные.

«У моей подруги ребенок — ровесник моего, и мы часто гуляем вместе. Ее сын может всю прогулку просидеть в коляске спокойно. Смотрит по сторонам, что-то говорит, занимается игрушками. Если вдруг захнычет, то ему достаточно дать попить или просто по голове погладить, чтобы он успокоился.

В общем, гулять с ним — одно удовольствие. А мой сидит спокойно минут пять. Потом начинает вставать, пытается вылезти из коляски, и уже никакой силой его не удержишь. Если начинать его усаживать опять в коляску, то будет настоящий скандал. Очень своевольный мальчик.

Года нет, а уже такой настойчивый!»

Точно так же можно заметить разницу, когда дети едят или, например, играют.

Один ребенок будет складывать пирамидку, пока не получится, другой оставит ее при первой же неудаче. Одного можно уговорить доесть всю кашу (пусть и с ухищрениями), другой не будет есть даже за папу и за маму. Если сказал «нет» − значит «нет».

А все потому, что многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это не значит, что у послушных, податливых детей не будет развита воля вообще, а те, кто демонстрирует упрямство, будут и дальше поступать только так, как хочется им.

Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

«Спи-спи, и мама придет, спи-спи, и мама придет», − скороговоркой повторяет двухлетняя Катя. Ей очень не нравится ходить в садик и очень не нравится расставаться на целый день с мамой. Особенно грустно ложиться спать в тихий час. Она вообще бы сейчас расплакалась, но утром мама пообещала забрать ее сразу после сна. Поэтому Катя держится. Кто бы знал, как тяжело это ей дается!

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли — самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Может отказаться от чего-то приятного или, наоборот, согласиться на что-то неприятное, если очень уж надо.

Правда, такое поведение пока обусловлено послушанием, чувством вины или страхом — внутреннего чувства необходимости в этом у ребенка еще нет.

«Я уже очень долго держу себя в руках, — говорит маме Павлик, гроза детской площадки, — не могу больше. Пойду отберу у того мальчика машинку». Получается, зря мама рассказывала ему о том, почему нельзя делать все, что хочется? Нет, не зря. Указания, примеры, конкретные требования взрослых — необходимый этап в развитии волевых качеств.

И эти дисциплинарные меры должны быть достаточно строгими. Но не жесткими. Родителям нужно запастись терпением, чтобы все свои требования объяснять на понятном и доступном для ребенка языке, а потом еще неоднократно повторять. Только такая строгость принесет хороший результат.

Ребенок сможет строить свое поведение, находя компромисс между собственными желаниями и нормами поведения в обществе. Если на все вопросы отвечать просто «нет», то изначально результат тоже будет хорошим. Ребенок будет прекрасно выполнять все, что требуется, но к развитию воли это не будет иметь никакого отношения.

Более того, именно такие дети потом проявляют полное отсутствие самостоятельности. Они просто не знают, что это такое.

Максиму четыре года. Он спокойно ходит с мамой к зубному врачу, потому что достаточно взрослый, чтобы самому справляться с волнением. Надо не думать о враче, а рассматривать разные картинки на стенах.

Тогда не будешь бояться и не расплачешься, как маленький. Только вот зачем все это? Какая от этого польза? Вот он не плакал — и ему просто вылечили зуб.

А мальчик, сидящий напротив, плакал — так ему еще и игрушку купили.

Да, это очень важный момент в воспитании воли — показать преимущества этого качества. И, наверное, один из самых сложных. Ведь дети долго остаются существами эмоциональными, им трудно что-то понять сознательно, им надо почувствовать пользу.

Игрушка, купленная в качестве поощрения, бывает прекрасным стимулом к дальнейшему проявлению хороших качеств. Но с такими «заслуженными» подарками стоит быть осторожнее. Например, не надо особо фиксировать, за что конкретно был куплен подарок, и вообще много говорить с ребенком на эту тему.

Не надо вести учет правильных и неправильных дел («Сегодня ты рассказал стишок, но потом не доел суп, и тебе сделали три замечания на прогулке. Значит, подарка не будет — хорошие мальчики всегда знают, как себя вести»). Такой подход обеспечит стремление к выгодному поведению, а не к сознательному.

Можно просто сказать: «Какой ты молодец!» — а в ближайшее время предложить купить игрушку.

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Но можно и не предлагать, и не покупать — особенно если подарки и так бывают частыми. Моральные стимулы действуют на ребенка тоже очень положительно. Дети любят, когда их хвалят и когда результатами их труда восторгаются.

И вот тут можно и даже нужно уделить внимание деталям.

«Какой чудесный рисунок! Как же ты нарисовала такие красивые цветы?! И эти тоненькие стебельки! И лучики у солнышка!» Такая похвала — когда не просто «умница», а перечисление всего, за что «умница», и позитивное удивление, очень способствует развитию волевых качеств. Вот в следующий раз ребенку, может, не захочется так тщательно рисовать. Настроения не будет или, например, мультфильм захочется посмотреть. Но он все равно будет стремиться к тому, чтобы сделать красиво — чтобы порадовать вас и порадоваться самому.

С возрастом занятия ребенка, конечно, усложняются, и он не всегда может справиться с ними сам. И здесь велика опасность занижения планки. «Я прекрасно рисую цветочек, и меня за него хвалят. Вот и буду его рисовать.

Животные-то у меня не очень получаются». Помогайте ребенку в освоении новых и трудных для него дел. Успокаивайте, поддерживайте, предлагайте сделать вместе. Получается не сразу? Это очень хорошо.

Больше будет радость от результата — больше стремление доводить начатое дело до конца.

Важный этап в развитии воли наступает в возрасте трех-четырех лет. Ребенок уже прекрасно понимает, что такое «надо», «нельзя», и в то же время стремится к самостоятельности.

По большому счету, сейчас он уже может управлять своим поведением сознательно и целенаправленно. Но все же считать его полностью взрослым и ответственным, конечно, рано.

Ребенок еще очень часто нуждается в контроле взрослых.

Психологи любят проводить опыт, показывающий, как трудно ребенку этого возраста поступать против своих желаний. Группе четырехлетних детей предлагается достать лопаткой шарик из коробки. Задание очень трудное (на самом деле оно невыполнимое, но детям об этом не говорят), и за него обещают приз.

Когда дети остаются вместе, то они действительно стараются доставать шарик, как им объясняли, а вернувшемуся взрослому говорят, что не получилось.

А если после объяснения детям предлагают достать шарик по очереди, в одиночестве, то все они с заданием справляются и радостно показывают экспериментатору шарик.

«Как ты его достал?» — спрашивает взрослый. «Лопаткой», — не моргнув глазом отвечает ребенок.

После эксперимент немного меняют — перед началом задают детям вопросы типа «Почему так важно всегда говорить правду?», «Можно ли обманывать взрослых?». Все отвечали правильно и четко, но… результаты были точно такие же. Тяжело быть принципиальным, оставшись один на один с возможным призом.

Не давайте ребенку слишком ответственных и серьезных в моральном плане заданий и относитесь к нему строго, если он не смог продемонстрировать железную волю. Вообще не стоит часто говорить ребенку «Ты должен» — ни в этом возрасте, ни позже.

Слишком большое число обязательств вызывает либо пассивность и желание избежать любой ответственности, либо агрессию и стремление делать все наперекор. Перевоспитать ребенка потом, избавить его от негативизма, упрямства бывает гораздо сложнее.

Давайте возможность проявить самостоятельность, иногда даже настоять на своем.

Не будет ничего страшного, если после того, как вы что-то запретили, вы это разрешите. Ребенку нужны победы такого рода — именно они укрепляют его волю. И именно они способствуют тому, что в своих действиях он будет руководствоваться здравым смыслом.

Больше полезных и интересных материалов о детском здоровье — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector