Как приучить ребенка читать?

Чтение развивает креативность и фантазию, логическое мышление, расширяет словарный запас, являясь лучшим тренажером памяти.

Однако современные дети не любят читать! Молодое поколение привлекают социальные сети, катание на сигвее, интернет-серфинг – все что угодно, но не книги.

С этой проблемой сталкиваются многие родители, поэтому мы подготовили большую памятку о том, как приучить ребенка читать книги без стресса и слез.

Как приучить ребенка читать?

Приучайте к чтению постепенно

Уже в возрасте 1-1,5 лет ребенок проявляет интерес к сказкам, например, к книгам «Репка» или «Колобок».

Превратите чтение в интересную игру, используя домашние кукольные мини-театры или те игрушки, которые есть под рукой.

Акцентируйте внимание ребенка на картинках, выбирайте правильные интонации, зачитывая реплики разных персонажей. В этом случае малыш будет воспринимать чтение как естественную необходимость, а не как скучное занятие.

Обеспечьте ребенку свободу выбора

Если вы хотите, чтобы ребенок читал каждый день, то дайте ему право самостоятельно выбирать литературу.

Конечно, многие родители мечтают о том, чтобы их сын или дочь приходили в восторг от творчества Ремарка или Пушкина, однако стоит помнить о золотом правиле: все люди индивидуальны.

Кому-то по душе придутся книги Джоан Роулинг, а кто-то отдаст предпочтение книгам Бориса Акунина и Михаила Булгакова. Если родители будут навязывать свои литературные предпочтения подростку, то он, руководствуясь юношеским максимализмом, может и вовсе отказаться от чтения.

Выбирая литературу, учитывайте вкусовые предпочтения ребенка. Девочка, увлекающаяся средневековым романтизмом, навряд ли будет читать детективные романы Агаты Кристи.

Приобретайте книги, соответствующие вкусам и увлечениям ребенка, учитывая то, в какие игры он играет, какие фильмы смотрит.

В качестве первой взрослой литературы можно подобрать интересные энциклопедии и обучающие книги, дополненные красочными иллюстрациями.

Как приучить ребенка читать?

Совмещайте современные технологии и обычные книги

Молодое поколение использует современные технологии во всех сферах своей жизни, поэтому не нужно отказываться от разных гаджетов, прививая ребенку любовь к чтению.

Сегодня существуют электронные книги с эффектом E-Ink, которые являются имитацией настоящей бумаги и чернил.

Они не оказывают негативное влияние на зрение и могут показаться подростку более удобными, чем стандартные томики в твердой и мягкой обложке.

Существует еще одна форма книг – аудио, однако мнения экспертов об аудиокнигах расходятся. Да, слушать запись, созданную профессиональными актерами и чтецами, удобно, но у нее есть ряд серьезных минусов:

  • не развивается зрительная память, а также не расширяется словарный запас;
  • в перспективе ребенок будет лениться читать обычные книги;
  • информация запоминается плохо.

Поэтому лучше разрешить ребенку использовать электронную книгу, не забывая о формировании большой библиотеки. Наполняйте ее разножанровой литературой – от детективов до классики. Настоящие бумажные книги должны быть в наличии в вашем доме, их стоит держать на виду.

Как приучить ребенка читать?

Подавайте правильный пример

Если папа читает только спортивные новости, а мама – глянцевые журналы, то ребенок с большей долей вероятности переймет вкусы и привычки родителей. Приучить сына или дочь к чтению можно только с помощью собственного положительного примера.

Избегайте морального давления

«Ты дочитал книгу, которую я тебе дала на прошлой неделе. Да? Я не верю, перескажи сюжет» — эта фраза способна раз и навсегда вызвать у ребенка чувство отрицания. Ее, однако в более мягкой форме, допустимо использовать, если речь идет о литературе из школьной программы.

Если же вы самостоятельно выбираете для подростка книги и заставляете их читать, то избегайте чрезмерной категоричности. Не стоит применять инструменты давления, не нужно заставлять дочитывать книгу до конца, если ребенка она не заинтересовала.

Определить это можно по следующим признакам:

  • во время прочтения книги ребенок часто отвлекается;
  • ребенок не хочет садиться за чтение, находя отговорки;
  • ваш сын или дочь читают положенные 10-15 станиц в день, но не больше.

Как приучить ребенка читать?

Действительно интересную литературу подросток прочтет достаточно быстро, его будет невозможно отвлечь от этого занятия. Кстати, приучать подростка к чтению через запреты точно не стоит. Если книга станет преградой для прогулки с друзьями или семейного похода в кино, то она превратиться в настоящего врага.

Нелюбовь к школьной программе – не синоним нелюбви к чтению

В школьную программу включены разные литературные произведения, но если подросток читает их в сокращенном варианте – это его выбор.

Школьная программа является важной частью всестороннего развития, но не все обязательные произведения будут нравиться вашему сыну или дочери. Помогайте, направляйте, проговаривайте непонятные моменты, но не заставляйте подростка любить классику.

Если он не хочет читать «Горе от ума» Грибоедова или же Сонеты Уильяма Шекспира, то это не означает, что чтение ему чуждо.

Общие советы по выбору литературных произведений для подростков

До 6-7 лет дети преимущественно увлекаются сказками, однако после достижения этого возраста их начинает интересовать более серьезная литература. При выборе подходящих книг опирайтесь на следующие рекомендации:

  • учитывайте пол ребенка;
  • учитывайте индивидуальные вкусы;
  • проанализируйте литературные произведения, прочтенные ранее.

Как приучить ребенка читать?

Вы можете посоветоваться с другими родителями, чтобы узнать о том, какую литературу читают их дети. Еще один хороший ход – совместное посещение книжного магазина, где мальчики и девочки смогут найти книги, ориентируясь на картинки и короткое содержание. Напоследок мы приведем ТОП-5 книг, которые точно понравятся вашему ребенку:

  • серия романов о Гарри Поттере, созданная английской писательницей Джоан Роулинг;
  • цикл «Бегущий по Лабиринту», под авторством Джеймса Дэшнера;
  • подростковый любовный роман «Учебный роман», написанный Кристин Уокер;
  • классический английский любовный роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», который больше подходит для библиотеки девочки;
  • научно-фантастический роман Рэя Брэдбери «Марсианские хроники».

Эти простые советы помогут вам приучить ребенка читать каждый день. Помните о том, что книги нельзя навязывать, не стоит заставлять подростка читать в тот момент, когда он не настроен это делать.

Вдохновляйте детей своим личным примером, приглашайте в волшебный мир литературных произведений, в которых скрыты миллионы увлекательных историй.

Чем раньше вы начнете читать с ребенком книги, тем лучше!

Похожие посты

Оставить комментарий

Как приучить ребенка читать: 12 советов

Как приучить ребенка читать книги? Этот вопрос в настоящее время весьма актуален. Ну не читают современные дети книг! Не все, конечно, но большинство. А читать – надо. Книги обучают, развивают, делают ум гибче, учат мыслить и делать выводы. Не придумано еще лучшего способа поумнеть, чем чтение книг. Да и вряд ли такой способ когда-нибудь будет придуман.

Поэтому ребенок должен читать книги, любить чтение и уметь это делать. Да, но как убедить детей, что чтение – это полезно и необходимо? Ох, какая же это тяжелая родительская задача! Но – не будем унывать. Попробуем найти действенные способы и аргументы, которые заставили бы детей полюбить книгу. И, найдя, воплотить их в действие.

Почему современные дети не любят читать

Интересный вопрос, не правда ли? И знать на него ответ очень важно. Иначе как будут мамы и папы убеждать свое чадо в полезности и приятности чтения, если они не знают причин, из-за которых их ребенок шарахается от книги? Знание таких причин – половина дела. А другая половина – это те самые аргументы и способы, о которых упоминалось выше.

Как приучить ребенка читать?Вопросом, вынесенным в заголовок, давно уже заинтересовались психологи во всем мире. И практически единогласно пришли к нижеследующим выводам.

  1. Раньше книга была чуть ли не единственным источником информации и знаний. Оттого дети ее и читали. Сейчас же таких источников – множество. И все они легче, чем чтение книги. Читать книгу и находить в ней ответы – это тяжелый труд. А тут раз – и получил готовый ответ в устном или мультяшном виде. Все легко и просто, и не надо трудиться.
  2. Многие дети перестали понимать значение и смысл слов в письменном тексте. Сейчас если они и читают, то лишь механически. Почему так? По двум причинам. Первая – изменились сами дети. Сейчас они ленивые, нелюбопытные и, кроме того, не способны понимать красоту слова, слога, образа, сюжета. Им это неинтересно. Опять же – зачем трудиться, если мысль можно выразить не словом, а компьютерным символом типа смайлика? Для чего читать, если можно посмотреть готовую картинку – мультик?
  3. Но в том-то и беда. Мультики, смайлики, примитивные и безграмотные слова и словосочетания, которые дети применяют, общаясь в сети, не позволяют развиваться детской грамотности, воображению, они глушат на корню сам процесс детского творчества. Из-за всего этого дети катастрофически тупеют, и настает момент, когда они уже просто неспособны понять суть самого простого рассказа. А если и способны, то им это не интересно. Больше того, их это пугает. Они начинают бояться даже не самого рассказа, а количество слов и букв, которые им придется осилить. Некоторые психиатры всерьез утверждают, что боязнь детьми текста – это в настоящее время разновидность детского психиатрического заболевания.
  4. В современном мире стала иной сама система языкового общения. Сейчас больше принято общаться существительными и глаголами, тогда как в книгах много причастий, наречий, сопоставлений, сравнений, эпитетов – не говоря уже о всяческих деепричастных оборотах. Все это детей пугает и сбивает с толку.
  5. Не читают родители – не будут читать и дети. Дурной пример, как известно, заразителен.
  6. Ребенка слишком рано научили читать (вот оно, родительское тщеславие!), и поэтому к школьному возрасту он устал от самого процесса чтения.

Как приучить ребенка читать: советы для родителей

Как приучить ребенка читать?Конечно же, с таким положением мириться нельзя. Ребенок, не читающий книг, вырастет в примитивного, с компьютерным мышлением взрослого. Хорошо ли это? Конечно же, нет. Страшно подумать, во что превратится мир, если из него окончательно исчезнут красота и творчество. Но как же приучить ребенка читать книги каждый день? Попробуем «отыскать дорогу в тумане». Очень важно приступить к поиску этой самой дороги, когда ребенок совсем еще маленький.

  • Будем показывать пример детям. То есть, читать сами. И обсуждать прочитанное. Причем, так, чтобы это видел и слышал ребенок. Почти наверняка в этом случае и ему самому захочется взять в руки книжку.
  • Дома обязательно должна быть домашняя библиотечка с продуманным подбором книг. Продуманный подбор – это когда наряду со взрослыми книгами на полке присутствуют и детские книжки. Причем, яркие и привлекательные, с цветными картинками. Не следует забывать, что малыш в первую очередь постигает мир глазами. Ему обязательно захочется посмотреть такие картинки и прочитать, что под ними написано.
  • Обязательно нужно учить с ребенком стихи. Этот укрепляет детскую память, развивает речь и пробуждает любовь к литературе, а, значит, и чтению.Как приучить ребенка читать?
  • Читаем ребенку книжки, если он сам еще не умеет читать. Причем, такие, которые ему интересны. Если видно, что ребенку книга не слишком интересна, не надо дочитывать ее до конца. Лучше отложить ее в сторону и взять другую.
  • Прочитав с малышом книгу, не надо сразу же откладывать ее в сторону. Гораздо лучше – устроить совместное обсуждение прочитанного. Или – совместно придумать продолжение. А еще лучше – устроить небольшой домашний спектакль, взяв за основу сюжет книжки. Все это будет развивать детское воображение, речь, логику, а главное – приохотит ребенка к чтению и творчеству как таковому.
  • Конечно, ребенку сложно самостоятельно выбрать книгу для чтения. Это должны делать родители. Текст в книге не должен содержать длинных и сложных описаний. А вот действия и диалогов там должно быть как можно больше. В этом случае малышу легче будет представить, о чем идет речь в рассказе или сказке. И – вообразить себя на месте кого-то из героев. То есть, заинтересоваться содержанием, а это – прямой путь к самостоятельному чтению.Как приучить ребенка читать?
  • Большое значение имеет и то, как родители будут малышу читать сказку или рассказ. Ни в коем случае не следует это делать монотонным и скучным голосом. Наоборот, чтение должно быть театральным, игровым – так, чтобы ребенку было и смешно, и страшно, и интересно. Тогда-то он по-настоящему заинтересуется сюжетом, а, значит, и самой книгой.
  • Книги для ребенка нужно подбирать по возрасту. Например, для 5-летнего малыша будут неинтересными книжки, предназначенные для 3-летнего крохи. Он из них, что называется, уже вырос.
  • Если ребенок уже умеет читать самостоятельно, очень важно уметь преподнести ему книгу, которую, по мнению родителей, он должен прочитать. Не нужно для этого заставлять ребенка читать насильно. И, тем более, грозить наказанием, если он ее не прочитает «от сих до сих». Такие родительские действия у ребенка ничего, кроме протеста, не вызовут. Как заинтересовать малыша книжкой? Ну, тут уж родителям виднее. Кто лучше их знает собственного ребенка? Несомненно одно: если детский интерес будет искренним, ребенок почти наверняка захочет взять книгу в руки.
  • Как приучить ребенка читать?Если ребенок читал книгу и не дочитал, не надо заставлять его дочитывать. Возможно, книга ему просто не понравилась. Это – нормально. Следует терпеливо подождать, когда он начнет читать другую.
  • Не надо пугаться, если ребенок вовсе не дочитывает книг до конца, а, что называется, роется в них. Это – нормально, и говорит о том, что он уже полюбил книги, и ищет среди них такую, которая пришлась бы ему по душе. Все любители книг делают так же – даже взрослые. Невозможно любить все книги подряд. Искать «самую-самую» книгу – право каждого читателя.
  • И еще. Необходимо следить, чем занимается ребенок, сидя за компьютером или планшетом. А, может, он читает с монитора? Почему бы и нет? Совсем необязательно читать именно бумажные книги. Сейчас есть немало замечательных книг в электронном формате. Конечно, если ребенок читает с компьютера, то родителям следует знать, что именно. Мало ли на что он может набрести? Если книга нормальная – пускай сидит и листает, сколько хочет. Главное – приохотиться к чтению. А там – это войдет в привычку, и ребенку обязательно захочется читать еще и еще. Если у человека вырабатывается привычка к чтению – то это неистребимо.
Читайте также:  Через сколько дней проходит аллергия у ребенка

Вам также может понравиться

7 советов, как помочь ребёнку полюбить читать (добровольно!)

Для одного ребёнка книга — действительно лучший подарок, а другой при виде очередного тома скривится. В школе заставляют, теперь ещё и дома. Но заставлять не нужно, даже школьный список литературы на лето. Как по-настоящему увлечь ребёнка книгами — рассказывает специалист по детскому чтению и писатель Юлия Кузнецова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Не заставляйте ребёнка читать

Желание читать формируется изнутри, поэтому, я уверена, заставлять ребёнка читать в пять-шесть лет — опасный путь. Слово «должен» применять к детскому чтению вообще нужно осторожно и в более серьёзном возрасте, с 5-6 класса и только по отношению к школьной литературе.

Если ребёнок не испытывает желания читать сам, ничего страшного в этом нет. Мой средний сын до трёх лет не воспринимал чтение вслух.

Пока я читала старшей дочери, он ползал вокруг по дивану, прищемлял нам волосы — это только раздражало. Потом вдруг в четыре года полюбил чтение вслух.

В пять лет мы начали учить его читать, сначала он тоже не особенно любил это делать. А к шести годам чтение пошло, это спонтанный процесс.

Часто родители боятся, что ребёнок пойдёт в школу, не умея читать. Здесь всё зависит от преподавателя. Сейчас я слышу о случаях, когда учителя говорят: «Мне не нужно, чтобы родители подводили ребёнка к какому-то уровню, иначе ему будет элементарно скучно на уроках».

Как приучить ребенка читать?

У меня совсем другой опыт. Когда я приходила с книжных фестивалей и приносила детям пакеты с книгами, у нас был такой диалог: «Я вам принесла подарки» — «Какие подарки?» — «Книги» — «Понятно, а нормальные-то подарки принесла?».

Когда в семье много книг, могут возникать следующие истории. Ты спрашиваешь: «Хочешь книжку почитать?» — «Нет». Закрыли книгу, положили на холодильник. Через некоторое время спрашиваешь ещё раз, получаешь такой же ответ, и вы кладёте книгу на подоконник. Получается, что эти «не хочу» лежат по всей квартире.

Мне кажется, нам стоит вспомнить про свой книжный опыт, когда в детстве книг всегда не хватало. Особенно тех, которые ты очень хотел прочитать. Я веду курсы для детей, где мы занимаемся групповым расчитыванием, у нас есть своя библиотека, которая умещается на стуле.

Это книги из моей домашней библиотеки, которые прошли строгий отбор: они точно понравятся детям, которые не любят и не хотят читать. Дети приходят, садятся, видят какие-то книжки, им интересно их взять и порассматривать, а я не даю этого делать.

Они говорят: «Пожалуйста, пожалуйста, можно? Если я не возьму сейчас, то потом Петя возьмёт эту книжку». Я говорю: «Нет, сейчас у нас занятие, мы делаем другие интересные вещи». И когда они видят, что к книгам нельзя свободно подойти, то после занятия разлетаются через секунду.

Подбегает орава, они всё разбирают и уносят домой. Причём дети знают, что в следующий раз я спрошу, о чём была эта книга.

3. Обсуждайте с детьми книги, которые читаете сами

Читающие при ребёнке родители — большая редкость. Используйте эти моменты, чтобы говорить с ним о книге, которую читаете прямо сейчас, или даже пробуйте зачитывать фрагменты.

Например, моя дочка когда-то очень любила овечек, а я как раз в это время читала «Охоту на овец» Харуки Мураками. Когда она узнала об этом, то сказала: «Там убивают овечек, мне их жалко». Я предложила прочитать ей фрагмент книги вслух, чтобы она увидела, что там никого не убивают.

Я прочитала ей описание пастбища, и она была в таком восторге: мама дала ей прикоснуться к своей книге.

Можно обсуждать книги с другими взрослыми при детях. Я обсуждаю книги по телефону со своей мамой

У нас с ней похожий вкус, маме нравится современная русская женская проза, например, Марина Степанова. Мы с ней созваниваемся и обсуждаем какие-то книги, а дети всё это слышат.

Как приучить ребенка читать?

Родители целый день проводят на работе, и если после этого они хотя бы десять минут читают детям вслух, это становится мощным замком, который скрепляет отношения. Ещё можно не только читать вслух, но и записывать чтение на диктофон. Телефон для этого не подходит, потому что он всё время будет переключать внимание на себя. На диктофоне только одна кнопка — включить и выключить.

Папа садится, читает им вслух, всё это записывается на диктофон. Одна глава в детской книге длится в среднем 10-15 минут, этого времени хватает, чтобы мероприятие под названием «вечернее чтение» состоялось. Когда папа уезжает в командировку, дети слушают записи. Они включают его, когда едят, когда рисуют. Это не просто текст, это воспоминание о том, как было хорошо с папой вечером.

5. Не игнорируйте аудиокниги — они помогают освоить текст

Аудиокниги — облегчение для детей, которые не очень уверенно чувствуют себя и видят в основном буквы, а не образы. Они сначала привыкают, а потом возвращаются к бумажной книге. Этот механизм работает и с фильмами (да-да). Дети сначала смотрят фильм, узнают, чем там всё закончится, а потом берут книгу и читают.

Бывает, что дети берут книгу даже после спектаклей. Ведущая театральной студии рассказала, как поставила с подростками «Дядю Ваню», а потом к ней пришёл мальчик и спросил: «А почитать-то это где-нибудь можно?».

Так что хорошо прочитанная аудиокнига, особенно если слушать её с родителями и обсуждать сюжет, тоже может помочь привить любовь к чтению.

Как приучить ребенка читать?

Сфотографируйте или нарисуйте своего ребёнка, прилепите на листочек и напишите: «Это Коля». Потом сфотографируйте, как он ест, и напишите: «Коля ест». Дальше можно сфотографировать, как он спит, играет и так далее. Сделайте такую книгу и покажите ребёнку в три года — пусть он посмотрит на всё это.

Когда ему будет четыре года, он поймёт, что буквы можно как-то складывать в слова и начнёт пытаться это делать. Читать о себе всегда интереснее.

Моей дочери 12 лет, и она с удовольствием сама садится и читает книжку о том, что она делала девять лет назад: лепила ёжиков, мешала тесто, лепила из него печенье.

На своих уроках я выделяю 15 минут, и мы пишем книгу о себе. Я даю простые фразы, которые нужно дополнить: «Однажды я пошёл…», «И вдруг я увидел…», «Тут мне навстречу…». Это занимает немного времени, но очень здорово работает. Дети могут написать про себя целые тома.

Читайте также:  Время с пользой: игры с детьми-дошкольниками в дороге

На самом деле для школьники, которые испытывают трудности в чтении, могут походить на курсы писательского мастерства — это хороший способ преодоления трудностей в чтении.

Вроде бы ребёнок учится писать, но при этом учится и читать. У меня на курсе была девочка, которая запиналась и пропускала слова при чтении. Но когда читала свой текст, то не пропускала ни одного слова.

Для неё это было очень важно.

7. Не бойтесь, что ребёнок не прочитает школьный список литературы на лето

Берите список по литературе, ручку и первым делом зачёркивайте книжки, которые точно ребёнку не нужны. За время общения с преподавателем можно понять, что он хотел, включая ту или иную книгу в список.

Например, в первом классе в нашем учебнике был фрагмент из «Хоббита». Преподаватель решил, что раз есть кусочек из Толкина, значит надо читать всю книгу. Я говорю: «Извините, ребята» — и вычёркиваю это.

Мы пробовали смотреть фильм по книге, но у детей не пошло: им было просто страшно.

После этого вычёркивайте все книги, которые дети знают наизусть. В первом классе вместе с «Хоббитом» нам попалась «Красная шапочка». Я вычеркнула эту книгу, потому что мы её прекрасно знаем.

Дальше выбираем книги, которые можно заменить аудиокнигами и фильмами. Если ребёнка не тянет читать «Буратино», просто покажите ему фильм.

Сюжет отложится, и когда текст из книги попадётся ему в учебнике, ребёнок с ним справится, потому что будет старше на полгода-год.

Затем выбирайте книги, которые вы прочитаете вслух. У меня так было с «Детством Темы» Гарина-Михайловского. Моей дочке он попался во втором классе, и я поняла, что она не потянет.

Остаётся небольшая выборка книг, которые ребёнок может прочитать сам. Вы берёте этот список и говорите: «Смотри, тут учительница посоветовала эти книги. Что тебе из этого интереснее всего будет читать?». Он выбирает, и вы начинаете читать.

Однажды летом наш сын прочитал одну или две книги, но худо-бедно культурный багаж мы пополнили. Часто родители боятся, что они придут в школу сентябре и их спросят, прочитал ли ребёнок весь список. Просто ответьте, что прочитали не все.

В этом нет ничего страшного.

Как приучить ребенка читать?

Полную запись интервью с Юлией Кузнецовой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» об образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи, учёные и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16.00 на радио «Говорит Москва».

Иллюстрации: Shutterstock (oriol san julian, Kat Buslaeva)

Приучить ребёнка к чтению нужно до 8 лет, но рано учить читать – бесполезно. Обучение чтению

Способов научить ребенка читать существует множество, но ни один не гарантирует превращения навыка чтения в любовь к книге. Поэтому приучать ребенка к чтению нужно не с изучения букв, а с совместного досуга, в котором книга будет занимать главное место.

Как приучить ребенка читать?

«Дети осваивают язык до 6 лет, но попытка заставить их читать до 4 лет — это насилие, потому что мозг ребёнка ещё не очень хорошо подготовлен, чтобы различать буквы», — убежден нейробиолог из США доктор Сэм Ван.

И всё же организовать ненавязчивый процесс обучения чтению стоит — хотя бы потому, что в недавнем исследовании обнаружили чёткую связь между прогрессом в чтении в возрасте семи лет и социально-экономическим успехом в сорок. Что же надо знать о том, как ребенок осваивает речь и чтение?

Все дети учатся говорить — значит, научатся и читать

Формирование грамотности — это постепенный, непрерывный процесс обучения, который направлен на понимание и использование языка, и длится от рождения до восьмилетнего возраста. В течение этого периода дети сначала учатся использовать устные формы языка (слушание и говорение), а затем начинают понимать смысл письменных форм (чтение и письмо).

Трудно поверить, но когда вы поднимаете своего долгожданного малыша на ручки, смотрите ему в глаза, что-то нежно проговаривая, вы уже помогаете делать первые шаги к развитию речи.

Маленькие дети продолжают развивать навыки слушания и разговорной речи, когда сообщают о своих потребностях и желаниях с помощью звуков и жестов, неразборчиво лепечут себе и окружающим, произносят первые слова и быстро добавляют к ним новые. Большинство детей, которые были окружены языком с рождения, свободно говорят в трехлетнем возрасте.

Каждый из 6000 языков в мире использует различный ассортимент фонем — отличительных звуков, используемых для формирования слов. Когда взрослые слышат другой язык, они могут не заметить различий в фонемах, которых нет в их родном языке.

Младенцы же рождаются со способностью слышать эти различия. Их милая болтовня включает в себя гораздо больше звуков, чем те, что используются в родном языке. Примерно через 6-10 месяцев дети начинают игнорировать фонемы, с которыми не сталкиваются.

Они повторяют только те звуки, которые слышат от своих самых близких и частых собеседников.

Как развивается речь ребенка

В течение первого года жизни дети слышат речь как ряд отдельных, но бессмысленных слов. К 1 году большинство начинают связывать слова со значением. Они понимают названия, используемые для обозначения знакомых предметов, частей тела, животных и людей.

На этом этапе дети упрощают процесс изучения таких соответствий:

  • Cлова относятся к целому объекту, а не к деталям или качествам (пикачу — любимая игрушка, а не его голова или цвет).
  • Слова относятся к классам вещей, а не к отдельным предметам (Пёсики — это слово для всех четвероногих животных).
  • У всех, у кого есть имя, может быть только одно имя (папа — это только папа, а не мужчина или Саша).

Как приучить ребенка читать?

По мере того, как дети развивают языковые навыки, они отказываются от этих допущений и изучают новые слова и значения. С этого момента прогресс в освоении языка заметно ускоряется.

Вот типичная последовательность развития речи:

  • Примерно в 18 месяцев дети наращивают словарный запас с поразительной скоростью: одно слово за 2 часа.
  • К 2 годам у большинства детей в запасе от 1 до 2000 слов, которые они могут объединять в простые предложения.
  • От 24 до 30 месяцев дети говорят более длинными предложениями.
  • С 30 до 36 месяцев они начинают учитывать категории времени и числа, использовать такие слова, как «кто-то» и «кто».

Как можно заметить, дети осваивают язык с самого рождения, органично и естественно, наслаждаясь процессом обучения! Если вы хотите так же успешно встроить в «образовательную программу» освоение навыков чтения, в рекомендациях ниже наверняка найдёте то, что подходит именно вам и вашему ребенку.

  1. Сделайте чтение ежедневным. Просто читайте своему ребёнку как минимум 15 минут в день. Одна небольшая сказка перед сном должна стать вашей общей привычкой. В эпоху сверхзанятости и технологий многие родители предпочитают включать малышам аудиосказки, однако помните, что речь близкого человека воспринимается малышом лучше.
  2. Больше интерактива! Даже от банального чтения книги можно добиться большей вовлеченности: усадите ребёнка на колени, позвольте ему самостоятельно переворачивает странички. Обсуждайте красочные иллюстрации, пусть малыш порассуждает, как они связаны с историей, какие персонажи изображены и так далее.
  3. Показывайте слова. Читая книгу, ведите свой палец по нижней части строки. Со временем ребенок поймет, что это слова, а не картинки.
  4. Не докучайте. Если вы заметили, что ребёнок вдруг потерял интерес и начал отвлекаться, просто отложите книгу. Если заставлять, весь процесс окажется контрпродуктивным. А о воспитании любви к чтению и говорить не приходится. Но есть и другая сторона медали: некоторым детям действительно сложно концентрироваться на одном занятии. В этом случае стоит подумать: чем еще может заняться малыш, когда вы читаете? Порисовать, полепить, что-то построить?
  5. Станьте примером. Подражание является ключевым моментом развития ребёнка. Покажите, что чтение — это такая же неотъемлемая часть вашей повседневной жизни, как сон или приготовление завтрака. Удивительно, но зачастую родители требуют от своих детей того, чего он просто-напросто не видит в своём окружении. Это справедливо как для привычки говорить «Спасибо», так и для чтения.
  6. Заражайте энтузиазмом! Если ребёнок видит, что вы каждый раз неохотно берёте книгу, читаете монотонно и с гримасой усталости, вряд ли ему захочется видеть вас такими вновь. Показывайте, как вы рады, что провели последний час с ним именно так, и не забывайте про неподдельный энтузиазм до «занятий». Если он прибегает к вам и просит прочесть сказку про репку в 150-й раз, выдохните и вперёд!
  7. Отвечайте на вопросы. Даже если вы ещё не окончили главу, страничку или абзац, сразу отвечайте на вопрос юного слушателя. Более того, не бойтесь пуститься в рассуждения, или самим задавать вопросы вроде «Как ты думаешь, что дальше произойдет с Зайчиком?», «Ты бы хотел дружить с Машенькой?».
  8. Используйте технологии. Даже самая любящая мама «иногда» устаёт и не может с удовольствием заниматься с ребенком. Порой можно наблюдать, как измученный родитель злится, повышает голос, но все равно не сдается и заставляет свое не менее измученное чадо смотреть в книжку и читать. Как только вы почувствовали нехватку терпения, самое время изучить огромный рынок вспомогательных инструментов (игрушек, мобильных приложений, свежих методик), которые, конечно, не заменят полностью вашего участия, но возьмут на себя львиную долю обязанностей. Вы удивитесь, но отзывы родителей в духе «Мой ребёнок научился читать, считать, танцевать благодаря этому приложению» — уже гораздо чаще обыденность, чем дело случая.
  9. Слушайте ребёнка. Многие дети отлично запоминают стихи и сказки, которые часто слышат. Предложите малышу почитать вам хорошо знакомую книжку! Дайте ее в руки, примите позу, будто бы вы — это он, и внимательно слушайте, как забавно воспроизводится история. По ходу рассказа, переворачивайте странички, помогайте использовать иллюстрации в качестве подсказок.
  10. Экспериментируйте с интонациями. Вы — театр для маленького зрителя. Если постановка окажется скучной и невнятной, не ждите оваций в виде внимания и заинтересованности. Обязательно меняйте голос при чтении разных ролей, кривляйтесь и грустите, серьёзничайте и зазывайте — всё это поможет не только удержать внимание, но и знатно поднять настроение вам обоим!

Как научить ребёнка читать книги, как развить у ребёнка интерес к чтению, книга лучший друг детей

Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются

Английские детские писатели

Этой статьёй мне хочется донести в первую очередь до родителей значимость книги в жизни ребёнка, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век предлагает столько альтернатив художественной литературе? Мне хочется показать родителям, как важно, начиная с первых шагов, которые делает их малыш в книжном мире, пробудить и закрепить в его душе потребность в чтении, чего он никогда не приобретёт, если не будет читать и что нужно сделать, чтобы он полюбил книги

Ни для кого ни секрет, что желание читать и стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его — привычка ребёнка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает.

Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

А вот разовьётся ли любознательность и интерес к чтению, превратится ли этот интерес в источник мудрости — зависит во многом от Вас, мамы и папы.

Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет его кругозор, открывает ему дверь в мир нравственных ценностей, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в тоже время полезного времяпрепровождения.

Отношение к чтению на сегодняшний день у детей весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше.

Читайте также:  Чем занять ребенка в свободное от школы время

Для них чтение — тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. Чтение в школе является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению.

Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Почему первая книжка иногда не вызывает у детей интереса? Да потому, что в первое время пользоваться ею без помощи взрослых они еще не могут. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению, как к удовольствию. Основой обучения всегда был собственный пример.

Как часто и как много читаете вы? Не так часто, как хотелось бы? Не хватает времени? Много важных забот и неотложных дел? Как это ни парадоксально, но у вашего маленького сына или маленькой дочери тоже много важных дел и забот.

Только если для вас это работа и бытовые обязанности, то для них— игры, разговоры, рисование.

Ваша задача сделать так, чтобы в списке приоритетов чтение поднялось как можно выше. Для этого ребенок должен находить его полезным и интересным.

Если чтение не привлекает вас, то почему оно должно привлекать ваших детей? А вот если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать. Казалось бы, любой ребенок с удовольствием будет слушать, как мама или папа ему читают. Но это далеко не так

Когда-то, когда каждая книга была событием и почти единственным источником духовной и интеллектуальной пищи, наверное, так и было. Сейчас с книгой успешно конкурируют телевидение, видео, компьютеры.

Восприятие книги на слух (не говоря уже про последующее самостоятельное чтение) требует от малыша значительных усилий, активного внимания, напряженной работы памяти, мышления и воображения. А просмотр тех же мультфильмов подразумевает пассивную позицию, которая детьми быстро усваивается, а многими родителями покорно принимается.

Некоторые даже не видят в этом особой проблемы: лишь бы на улице не пропадал целыми днями, пусть будет компьютер или телевизор, под присмотром— и ладно. Психологи с такой позицией категорически не согласны.

Дело в том, что чтение не только развивает образное мышление ребенка и расширяет кругозор, но и приносит книголюбу эстетическое удовольствие, что, в свою очередь, влияет на формирование личности. Плюс ко всему, художественная литература несет в себе огромный воспитательный потенциал, приобщая ребенка к духовному опыту человечества.

Самые важные вещи, которые стоит учесть, приучая ребенка к книгам.

Важно приучать ребенка к книге с самых первых дней жизни. Хоть новорожденный еще и не понимает слов и смысла рассказанного, но он слышит мамин размеренный голос! Поэтому младенцы очень любят стихи! Стихи – это мир гармонии такта, они действуют на детей умиротворяющее.

Читайте малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди— к взаимному удовольствию.

Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением, он должен видеть, что вам это нравится. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах.

Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие. Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес.

И обязательно попросите малыша «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.

При выборе книг учитывайте доступность литературного произведения в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребенка.

Покупайте книги, соответствующие увлечениям вашего ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся.

Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.

Помните, что огромное значение для ребенка имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, любознательность, эффективные коммуникативные навыки, сочувствие, отзывчивость и заботливое отношение к близким.

Выразительное чтение, заинтересованность самого взрослого, его эмоциональный контакт с малышом, повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения постарайтесь не отвлекать ребенка от восприятия текста вопросами или дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает иногда повысить или понизить голос, а может быть выдержать паузу.

Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина (педагог, специалист в области дошкольного воспитания) считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении.

Однако, во время чтения научно-популярных книг, например, о труде, о природе, целесообразнее включить обсуждение непосредственно в процесс чтения.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз.

Одним из условий, обеспечивающих наиболее полноценное восприятие произведения — объяснение незнакомых слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.

Помните, что большое литературное произведение важно правильно разделить на части. Каждая часть должна быть законченной. Не следует останавливаться на самом интересном месте.

Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении определенного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутки окружающих и шутить самому. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.

Для формирования у ребенка повышенного интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, создайте дома уютный уголок книги. Пусть это будет спокойное, удобное и эстетически оформленное место, где ребенок сможет самостоятельно пообщаться с книгой.

С комфортом для ребенка расположите в этом уголке полочки или витрины, на которые можно поставить книги и альбомы. Желательно, чтобы эти книги были с небольшим количеством текста и с крупными красочными иллюстрациями.

Если ребёнок уже не совсем малыш, то устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

Ходите вместе с ребенком в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. И не забывайте о том, что не следует противопоставлять чтение игре и игрушкам.

Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее.

Спросите у друзей вашего ребёнка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей имеет большее значение, чем советы родителей. При этом постарайтесь не упрекать и постарайтесь не сравнивать своего ребенка с читающими ровесниками. Как правило, подобные сравнения вызывают у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.

Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес.

Экспериментируйте с жанрами. Ребёнок имеет полное право не любить волшебные сказки, несмотря на то, что вам так они нравились.

Разрешайте читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать — обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.

Никогда не заставляйте ребенка дочитывать книгу, над которой он скучает. Скука не должна ассоциироваться с чтением, иначе чтение будет восприниматься как наказание.

Читайте ребёнку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста. Многие родители, к сожалению, считают, что, научив ребёнка читать самостоятельно в раннем возрасте, они тем самым привили ему интерес к книгам.

Это не так! В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии.

Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует!

Как говорится: «Всему свое время!»

материал подготовлен Элиной Ромалинской

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector