Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Все мы иногда испытываем страх или тревогу. Эти чувства нормальны как для детей, так и для родителей. Бывает так, что тревожность начинает мешать полноценно жить — у ребенка появляются трудности в учебе, общении со сверстниками и родственниками. С помощью книги «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой» «Дэйли Бэби» составил 8 полезных рекомендаций для родителей.

Следите за своей реакцией на страхи ребенка

Авторы книги убеждены, что у тревожности ребенка нет единственной причины. Так, на треть она обусловлена генетикой — у тревожных родителей дети более склонны к беспокойству.Также сильно влияют жизненные трудности и потрясения: переезды, потеря близких, развод родителей и другие стрессы. Это то, на что родителям повлиять сложно, а то и невозможно.

Но есть то, что зависит напрямую от близких, — реакция на страхи ребенка. Допустим, ребенок боится собак.

Как вы поступите, когда рядом с ним окажется одна из них? Расслабитесь или будете напряженно думать, как ее отогнать.

А что если дочь боится выступать на публике, и сегодня ей предстоит читать стихи на сцене? Редкий родитель будет получать удовольствие от представления. Скорее, вытянется по струнке на краешке кресла в ожидании провала.

Тревожные дети всё это чувствуют сильнее остальных и понимают, что боятся не зря, ведь даже родители обеспокоены.

Выберите один страх для борьбы с ним

Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.

Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.

Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART

SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель.

S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени.

Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.

Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?

Если ребенок боится выступать на публике, не стоит сразу пробоваться на главную роль в школьном спектакле. Начните с малого — например, задать вопрос учителю перед одноклассниками.

Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных.

Пример. Ребенок боится темноты. Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты. SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям.

Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.

Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают. Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно.

Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.

Позвольте ребенку стать более самостоятельным

Родители тревожных детей больше склонны к гиперопеке, ведь знают, как тяжело они переживают неудачи. Иногда родителям проще вовсе оградить ребенка от стрессовых ситуаций, но это замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Ощущение собственной беспомощности никуда не денется, пока ребенок сам не победит свой страх. В деле формирования самостоятельности проще всего начать не с тех задач, которые вызывают беспокойство, а с повседневных поручений: прибраться в комнате, покормить домашних животных, приготовить простую еду или выкинуть мусор.

Главное, показывайте ребенку, что вы верите в него, и поощряйте успехи. Если поручение оказалось слишком сложным, попробуйте что-то более простое и сохраняйте спокойствие.

Хвалите и вознаграждайте за каждый успех

Не бойтесь «подкупать» детей за достижения в борьбе со страхами. Часто родителям кажется, что если они пообещают награду, то дети сразу попросят дорогие игрушки, но это не так. Почти все дети просят что-то вроде «испечь кексы с родителями» или «сходить всей семьей в парк». Вознаграждения должны быть недорогими, но значимыми. И поощрять нужно каждый шаг в борьбе со страхом.

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Пример пошагового плана с вознаграждениями из книги «Спокойные»

Цель: задать вопрос учительнице перед всем классом. Главная награда: поужинать с мамой в ресторане.

Шаг 1. Задать вопрос учительнице, когда все одноклассники уйдут. Награда: похвала от мамы.

Шаг 2. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ подготовлен заранее). Награда: по пути домой купить журнал.

Шаг 3. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ не подготовлен заранее). Награда: выбрать любимое блюдо на ужин.

Шаг 4. Задать вопрос учительнице в присутствии нескольких одноклассников. Награда: испечь пирожные с мамой.

Шаг 5. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ подготовлен заранее). Награда: по дороге домой зайти в кафе.

Шаг 6. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ не подготовлен заранее). Награда: по дороге домой зайти в магазин рукоделия.

Установите лимит на тревогу

Если вам кажется, что ребенок проводит весь день в тревоге, попробуйте установить на нее лимит. К примеру, полчаса вечером, когда ребенок еще не слишком уставший, а вы можете посвятить время только ему.

В течение этого времени выслушайте все опасения и переживания, а еще лучше — запишите их. Так вы покажете, что никакие проблемы не остались без внимания, а все страхи зафиксированы.

Подобная практика поможет ребенку «отложить» волнение на потом. И тогда он увидит, что если не поволноваться, ничего плохого не происходит. Более того, держать весь день страх в голове, чтобы потом вечером озвучить, даже утомительно.

Научите спокойно относиться к неопределенности

Часто мы не можем гарантировать, что ситуация, которой боится ребенок, не случится, особенно если речь идет о здоровье близких, катастрофах, войнах. Можно делать прогнозы и пытаться мыслить рационально, но все же необходимо признать: иногда мы не знаем, что произойдет.

Ребенку нужно научиться жить с тем фактом, что есть ряд событий, которые мы не в силах контролировать. Ключ к принятию неопределенности не в том, чтобы ее избежать, а в ее осознании и принятии. Поэтому авторы рекомендуют вносить спонтанность в четкий распорядок дня ребенка, чтобы учить справляться с неопределенностью.

Попробуйте изменить планы на выходные на ходу или попросите родственника забрать ребенка из школы вместо вас. Также будет полезно устроить «спонтанную» встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.

Справьтесь со своими страхами

Представление о мире ребенок получает от родителей, поэтому нет ничего удивительного в том, что у тревожных родителей и дети часто растут беспокойными и чувствительными.

Нет смысла пытаться скрыть свои страхи, напротив, расскажите о некоторых из них, чтобы показать: бояться нормально, главное, как мы боремся с этим.

Важно, что родители с тревожным образом мыслей часто ждут от детей определенной реакции на события. Но этого можно избежать.

К примеру, если мама боится кошек, то ей вовсе не обязательно транслировать этот страх детям или наоборот пересиливать себя и гладить животное.

Можно разрешить ребенку взаимодействовать с кошкой, сказав, что вы их не любите, но многим они нравятся. Так дети смогут сами сформировать свое отношение к питомцам, не переняв страх матери.

Попробуйте бороться со своими страхами вместе с ребенком, так вы покажете ему правильный пример и станете спокойнее сами.

Полную стратегию и рекомендации для детей разного возраста вы найдете в книге «Спокойные. Как помочь ребенку справиться со страхами и тревогой».

Читать дальше

Тревожный ребенок — мамина помощь

24.01.2020

4

В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем. 

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

Виды тревожности у детей

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша. 

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств.   

Причины возникновения тревожности у ребенка

  • На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание. 
  • Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее. 
  • При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности. 
Читайте также:  Беременность и роды: забавные истории мамочек

Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью.

Потому что сама не может справиться со своей тревожностью. 

Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

  • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
  • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
  • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным. 
  • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение. 
  • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
  • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
  • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

1. Если у ребенка есть экстремальные сложности с коммуникацией — он ни с кем не может общаться.  

2. У малыша трудности с выполнением бытовых задач. Например, он боится подходить к окну и никогда не зайдет в комнату с открытыми окнами. При этом ситуация повторяется в любых местах. 

3. У ребенка бывают панические атаки или есть какие-то фобии. В этом случае специалист сделает точную диагностику и назначит лечение. 

Что не нужно делать

Не «раздувайте» эмоции

Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним. 

Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо

  1.  Спросите:
  2. «Что случилось?»
  3. «Как ты себя чувствуешь?»
  4. «Какие звуки ты услышал?»
  5. «Что ты увидел?»

Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.

Избегайте долгого ожидания «ужаса»

Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня. 

Не прибегайте ко лжи

Ребенок легко поймет, что вы говорите неправду, будет думать, что вы не знаете, как справиться со страхом. 

Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить

Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его  справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно». 

В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

7 правил, чтобы помочь ребенку справиться со страхом

2 523

Я часто вспоминаю историю, как трехлетний сын получил от любимого дяди в подарок замечательного робота на батарейках. Высотой сантиметров 60, сверкающий красными глазами-лампочками, он с бибиканьем лихо разъезжал по комнате. Дядя был уверен, что подарок вызовет восторг. Но мальчик перепугался, закричал и рванул из комнаты.

Дядя повел себя мудро. Отключив робота и поставив его в сторону, пошел за ребенком. Посадил его к себе на колени, обнял и начал с ним ласково разговаривать. Обещал, что поможет подружиться с роботом.

Почувствовав себя увереннее, сын согласился посмотреть на подарок снова, потом решился дотронуться до него. В конце концов, завернул его в одеяло и стал баюкать, как младенца, превратив предмет страха в объект заботы. Я вздохнула с облегчением.

Сын сделал маленький шаг вперед в умении справляться со страхом.

Родители часто задают мне вопрос, как помочь ребенку избавиться от страхов. А тот или иной иррациональный страх испытывают 90 процентов детей в возрасте от 2 до 14 лет.

Чаще всего встречается боязнь темноты, каких-то животных, воображаемых монстров, привидений. В большинстве своем эти страхи с годами ослабевают или совсем исчезают.

Но бывает, что они сохраняются и мешают нормальному развитию ребенка.

Детский страх реален, даже если вам он кажется иррациональным

От взрослой реакции на детские страхи, зависит, будет ли ребенок чрезмерно тревожным или найдет способы справляться с боязнью.

1. Не делайте вид, что вам не страшно, если на самом деле чего-то боитесь

Ребенок очень точно чувствует, когда взрослые его обманывают, и начинает еще больше бояться. Лучше честно признаться, что у вас есть такой вот дурацкий страх, но вы постараетесь с ним справиться.

Разберитесь с собственными фобиями. Когда у родителя много страхов, например, он боится собак, высоты, привидений и так далее — скорее всего, и ребенок будет всего бояться. Если вы чувствуете, что иррациональные страхи мешают вам жить, нужно учиться с ними справляться не только ради себя, но и ради ребенка.

2. Не пытайтесь переубедить ребенка, если его мучает иррациональный страх

По крайней мере, не с этого надо начинать. Когда возникает паническая реакция, любые логические доводы оказываются бессильными. Поймите, что детский страх реален, даже если вам он кажется иррациональным. Покажите ребенку, что серьезно относитесь к его чувствам. Дайте понять, что вы на его стороне. Одно это уже снизит тревожность.

3. Никогда не ругайте ребенка за его страхи

Ему будет только тяжелей, потому что к страху еще добавится стыд. Важно, чтобы родители рассматривали страхи ребенка как одну из возможностей чему-то его научить, а не как изъян характера.

Подчеркивайте сильные стороны его характера, напоминайте о тех случаях, когда он сумел преодолеть испуг. Дайте понять, что считаете его достаточно сильным, чтобы справляться с трудностями.

4. Не дистанцируйтесь от ребенка

Если вы наказываете его за то, что он чего-то боится (например, запираете одного в комнате), то тем самым только вызываете панику.

Ребенка нужно подбодрить, и одних слов тут недостаточно. Детям хорошо понятен язык прикосновений. Нежно обнимите его, возьмите за руку. Такой телесный контакт воспринимается как защита. Ваше спокойное присутствие говорит, что с пугающей ситуацией можно справиться.

Чрезмерная реакция с вашей стороны будет иметь два неумышленных и неприятных последствия. Во-первых, видя, что вы взволнованы, ребенок решит, что повод для страха действительно есть. И если вы спешите к нему с объятиями и нежными словами, он запомнит, что безотказный способ привлечь внимание — это притвориться напуганным.

Будьте готовы поддерживать ребенка, но не перегибайте палку. Дети смогут справиться со страхом, только если их научат не убегать от него, а смотреть ему в лицо.

6. Не избегайте мест, людей и вещей, вызывающих у ребенка страх

«Защищая» ребенка таким образом, вы подаете ему сигнал, что страхи обоснованы и вы не верите в его способность справиться с ситуацией.

Постарайтесь постепенно приучить ребенка к тому, что кажется ему страшным. Двигайтесь маленькими шагами. Например, он боится больших собак. Для начала почитайте ему книги, в которых действуют «хорошие» собаки. Затем поиграйте вместе с игрушечной собакой. Потом познакомьте его с какой-нибудь маленькой собакой друзей. И наконец, предложите погладить большую собаку.

7. Не пренебрегайте работой со страхами

Научить ребенка адекватно реагировать на что-то новое, непривычное, непредсказуемое, пугающее, крайне важно для развития уверенности и самостоятельности. Задача — обеспечить его «инструментами», с помощью которых он сможет оценивать риски, адекватно подходить к любой новой ситуации и выдерживать то страшное, что нельзя изменить.

Нужно осознанно вырабатывать у ребенка устойчивость личности. Читайте ему книги, в которых дети одолевают свой страх. Обучите техникам релаксации. Хвалите каждый раз, когда он проявляет смелость. Учите различать оправданный страх, который сигнализирует о том, что нужно быть осторожным, и страх, который закрывает путь к чему-то новому и полезному.

Источник: psychcentral.com

Алина НикольскаяИсточник фотографий:Getty Images

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Страх одно из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Малыш в первые месяцы жизни начинает пугаться резких звуков, незнакомой обстановки, чужих людей. Поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием.

Читайте также:  Отношения отца и дочери: люблю, ценю и понимаю

Но затем отношения начинают меняться, родители начинают упрекать ребенка: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты уже большой!» Ребенок растет и вместе с ним растут страхи. Особенно сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией.

В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тревожно.

           Беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить, вызывают невротические расстройства: тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, агрессивность, раздражительность.

Что делать родителям? Как помочь маленьким трусишкам? 

Часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Страх стать посмешищем для знакомых детей, а это мучительно, родители об этом не думают. Детские страхи вызываются конфликтами в семье-дети начинают заикаться, писаться по ночам, бояться одиночества, становится агрессивен. Тяжелее приходится мальчикам, чем девочкам. Их мучает стыд за свой страх.

Родители не должны смеяться над боязливым ребенком. Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. Лучше преодолевать страхи постепенно, без особого напряжения, чтобы они исчезли как бы сами собой. Необходимо внушать ребенку, что он уже многое преодолел, что раньше он трусил гораздо больше.

Любая самая незначительная победа должна отмечаться родителями как огромное достижение, рассказывать всем знакомым и родным так, чтобы ребенок это услышал. Родители должны рассказывать детям о своих страхах из личной жизни. Такие истории можно придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Не бойтесь за свой авторитет.

Вы больше сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга. Все уже давно знают, что игра-мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и многие навыки, привычки, происходит коррекция поведения, преодоление психологических трудностей. Не торопитесь проиграть сразу все в игре.

Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок лучше осмыслить происходящее, эффект будет прочнее.

Вначале надо использовать кукольный театр, где будет действовать кукольные персонажи: Зайка-Трусишка, Утенок и Лис и другие. Ребенок может выбирать героя сам.

Полезно использовать в игре музыку для снятия напряжение, придать радостное настроение. Истории должны соответствовать страхам детей.

Соблюдение заданной сюжетной канвы необходимо не только для того, чтобы справиться со страхами, но и развивает воображение, стимулирует ребенка к творчеству.

 Истории с Зайкой-Трусишкой: 1- «У страха глаза велики» — (Зайка гулял по лесу, испугался сухого дерева-коряги; -показ страха).

2 –«Коряга»: зайка боится воды, может свалиться с мостка в воду, так и простоял пока братцы с капустой не вернулись-показ страха 3- «Прогоняем страх»: Предложить нарисовать угощение для Зайки-Трусишки, поиграть в чехарду, прятки.  4 –«Что приснилось?»: Появление страха после сна, как его преодолеть.

5 –«Он преследует меня»:  Появление врага у Зайки – страх перед ним. А самый главный враг-это собственный страх. Выяснение врага ребенка. Используйте вначале «плохие варианты», а потом- «хорошие». 6- «Трудолюбие»: мама заболела, как Зайка пересилил себя, чтобы сходить за доктором в сумерках, помочь больной маме. Показ грусти во время болезни мамы.

7-«Исчезновение папы»: Зайца- грусть, слезы, страх за папу, спасение папы из ямы. Как страх помог выручить отца-показ страха. Какие чувства боролись в душе, что одержало верх? 8- «Побеждение страха страхом»: страх перед лисой, победа. Передача различных эмоций: уныние, обида, страх перед врагом, а затем решимость, гнев, гордость победы.

9-«Победа»: Попросите его передать мимикой и интонацией голоса, показ торжества Трусишки, попросить объяснить смысл пословицы: «Смелость города берет». Приведите примеры из жизни, подтверждающие эти слова. -Затем предложите придумать имя Зайчишке –Смелый, Бесстрашный, Трудолюбивый, Заботливый и т.д.

Затем необходимо проводить игры, где в качестве главного действующего лица будет сам ребенок. В играх ребенок предстает более смелым, чем в жизни.

Если он поверит в себя, то может победит свои страхи хотя бы в игре, потому, что признание окружающих окрыляет ребенка.

Уделяйте внимание его мимике и жестам, изображению разных чувств, так как это помогает нервным детям преодолеть эмоциональное расстройство.

Страх уколов, боли, врачей: Поиграть в игры: «Больница» — побыть в роли доктора, в роли пациента (не боится, боится уколов- похвалить за удачу). Пусть больным будет медвежонок, ежонок, слоненок или взрослый, а ребенок навещает его, приносит гостинцы, рассказывает о виденном, ободряет больного, напоминает о том, что его дома ждет сюрприз.

Страх наказания, крика: Необходимо всем взрослым изменить свое поведение по отношению к ребенку, и прежде всего по отношению друг к другу.

Для этого показаны подвижные игры: «Ручеек», «Жмурки», «Пятнашки», «Сердитый ребенок», «Передача имени по кругу», «Каравай», «Сердитый утенок». Кроме страха наказания, игры помогают преодолеть страхи замкнутого пространства и темноты.

Необходимо, чтобы дети придумывали на кого они сердятся; показали, как они сердятся (мимикой, жестами). Дети шутливо могут угрожать взрослому.

Страх перед врагом, обидчиком: Чаще эти страхи бывают у мальчиков. Игры: «Сражение», «Морские разбойники», «Ловушка для врагов», «Необитаемый остров», «Крепость». Распределение ролей между участниками игры должны осуществляться таким образом, чтобы каждый ребенок поочередно побывать в позиции каждого героя («агрессора», «жертвы» и «героя»).

  Неоднократная смена ролей нападающего и обороняющего помогает совершенствовать способы реагирования на стрессовую ситуацию. Использовать можно любую игрушку, которая будет передразнивать пиратов, участников игры, говорить невпопад, громко говорить над ухом и т.д. Эти образы помогают привнести в игру совершенно необходимый юмор и веселье.

Страх сказочных персонажей, чудовищ: Это самый распространенный страх, причем в настоящее время, приобретает особенно тяжелые формы. Дети часто смотрят мультфильмы, фильмы в которых действуют монстры, роботы –убийцы, вампиры, зомби; а также боевики, компьютерные игры, фильмы ужасов.

  Страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитетных, грубых родителей. Как преодолеть такую боязнь? Необходимо посмотреть на себя со стороны другими глазами: фиксировать в течении недели, сколько замечаний вы сделали ребенку, сколько раз вы похвалили его.

Разыграйте кукольный театр по любой сказке: «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Путешествие к Бабе-Яге иди Кощею-Бессмертному», «Сказочный город», «Маленькое привидение», «Превращение сказочного злодея». Используйте мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов».

Строго придерживаться авторского содержания не обязательно, но надо следить, чтобы игра не приобретала зловещего оттенка. Предлагайте пожалеть бедное приведение, волка. Если ребенок рисует или лепит персонажа, то попросите его, чтобы он изобрел несколько копий героя, но с разным настроением (испуганный, понурый, грозный, гордый).

Превращение страшных героев в добрых, безобидных способствует преодоление страха (Лев в мышку, колдунья в котенка или веник, шлепанцы). Научите ребенка делать маску страха, пугать друг друга, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Не давайте ребенку перевозбуждаться.

Затевайте эту игру раз в неделю и через некоторое время он, скорее всего заразившись примером друзей, согласится исполнить обе роли. Через неделю введите новый элемент: тот, кого пугают, прогонит страшную маску, но только пантомимой.

Для преодоления страхов хорошо приобщить детей к рисуночной терапии: на песке, бумаге, на контурных поделках, свободное рисование разными предметами: карандашом, кистью, ладонью, пальцами, палочками и т.д.

Ребенок рисует страх; изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх; обсуждение с ребенком рисунка с изображением поверженного «страха».

Рисуночная терапия реализуется, как правило, в комплексе с сюжетно-ролевыми играми – драматизациями («Репка», «Колобок», «Теремок».

Что читать детям? В дошкольном возрасте лучше читать детям побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы: «Буратино», «Чиполино», «Вини-Пух». Книги Волкова, Успенского, Носова, Михалкова, Осеевой, а также использовать русские-народные сказки, сказки А.С. Пушкина.

Эти произведения не только развлекают, но и учат: смелости, храбрости, внимательности, отзывчивости. На основе их содержания и сюжета можно подготовить кукольные спектакли.  У каждого человека есть круг возможностей.

Они не беспредельны, но и в рамках этого круга можно добиться очень многого!

Литература: Т. Шишкова М. Издательский дом «Искатель». 1997 г. (Страхи-это серьезно).

О. А. Карабанова М. Российское педагогическое Агентство. 1997 г. (Игра в коррекции психического развития ребенка).

С. А. Черняева С-Пб. Издательство «Речь». 2004 г. (Психотерапевтические сказки и игры).

А.Ч. Романов. М. Издательство «ПКЭЙТ». 2001 Г. (Направленная Игротека).

Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением последнее время, к сожалению, растет. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда агрессивный ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию со стороны взрослых.

Опираясь на многочисленные исследования, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действиях. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание взрослых и сверстников;
  • стремление получить желаемый результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).
Читайте также:  Как не мешать ребенку быть самостоятельным?

Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в «Бессознательном» ребенка.

В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным.

При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочных круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Для преодоления существующей проблемы необходима организация индивидуальной психокоррекционной работы, которая направлена на:

  • выявление причин агрессивного поведения ребенка;
  • достижение эмоционального отреагирования агрессии;
  • устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
  • отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
  • закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.

Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес. Она дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким клиентом.

Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребенка, психолог может провести диагностику причин агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов.

Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными).

Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни.

На некоторых этапах работы с агрессивными детьми наряду с песком используется рисование, которое ценно тем, что дает возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них еще недостаточно. Рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся.

Не менее эффективным способом выражения гнева является работа с глиной, гибкость и податливость которой делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению.

Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.

Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.

Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста.

В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша.

Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх — это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д.

Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются.

Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет. Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание.

Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью.

У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»).

С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка.

А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка.

Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы.

В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери.

У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы».

Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector