Как помочь детям подготовиться к экзамену или контрольной?

Обычно это случается в средней школе: учителя уже не так заморачиваются подготовкой к контрольным и всяким там ВПР — а самостоятельных навыков, чтобы хорошо подготовиться к контрольной, у ребенка еще недостаточно.

Алгоритм ниже подскажет, как писать контрольные (и сдавать экзамены вообще) наиболее успешно. (И при подготовке к ЕГЭ тоже пригодится!) Адресован он самим ученикам — как и вся книжка «Уроки на отлично!» (она с картинками).

Как помочь детям подготовиться к экзамену или контрольной?

В идеальном мире мы бы учились только потому, что нам это интересно и мы действительно хотели бы знать то, что изучаем. Учёба — это нечто большее, чем просто написать контрольную или сдать экзамен. Но контрольная нужна, чтобы показать себе (и другим), что вы выучили что-то хорошо.

А еще исследования показывают, что контрольные — это один из лучших способов учиться. За час на контрольной вы можете выучить больше, чем за тот же час в обычном режиме.

Это происходит потому, что на контрольной мы стараемся вспомнить по теме всё, что только можем. А когда учимся в обычном режиме, то напрягаемся меньше. Попытки вспомнить укрепляют знания.

И когда вы вспоминаете, то сами себе устраиваете маленькую контрольную.

Как подготовиться к контрольной

Перед вами чек-лист для подготовки к контрольной. Как им пользоваться? Приложите максимум усилий, чтобы на большинство вопросов вы могли ответить «да». (Отвечайте «да», только если вы всегда это делаете.)

  1. Вы хорошо выспались перед контрольной? (Если ваш ответ «нет», то отвечать дальше нет смысла.)
  2. Вы просматривали свой конспект вскоре после того, как написали его?
  3. Вы учили материал понемногу в течение нескольких дней вместо того, чтобы дождаться последней минуты и зубрить прямо перед контрольной?
  4. Вы были хорошо сосредоточены во время учёбы и не отвлекались, кроме тех случаев, когда отдыхали?
  5. Вы внимательно читали учебник или рабочую тетрадь? (Поиски в них готового ответа на вопрос, над которым вы работаете, не считаются.) Когда вы читали, то не слишком сильно увлекались выделением и подчеркиванием текста? Записывали ли вы основные мысли, а потом старались вспомнить их, не подглядывая в заметки?
  6. Если вы сталкивались со сложными заданиями, достаточно ли тщательно вы их прорабатывали и разбирали основные примеры самостоятельно, чтобы построить в нейронные цепочки и суметь быстро вспомнить решение?
  7. Вы обсуждали вопросы по домашним заданиям с одноклассниками или сверяли свои решения с кем-то ещё?
  8. Вы сами решали каждую задачу, которая была задана на дом?
  9. Вы просили кого-нибудь из учителей или других учеников объяснить вам то, что вы не поняли?
  10. Вы объясняли основные идеи книги себе или кому-то другому через забавные метафоры и образы?
  11. Делали ли вы перерывы, включая физические упражнения?

Чем больше положительных ответов у вас получилось, тем лучше вы готовы к контрольной. Если у вас три или более ответа «нет», серьёзно задумайтесь об изменении метода подготовки к следующей контрольной.

Как помочь детям подготовиться к экзамену или контрольной? Активно вспоминать выученный материал — один из наиболее эффективных способов успешно его усвоить

В течение многих лет ученикам твердили, что начинать нужно с самого простого. Нейробиологи считают, что это плохая идея. (Разве что вы совсем ничего не учили. Тогда вам нужно набрать максимальное количество баллов на простых заданиях!)

Вот что вам нужно сделать в начале контрольной — быстренько просмотрите все задания. Отметьте галочкой те, которые показались вам самыми сложными. Выберите одно из них и приступайте к решению. Да, именно так: сначала сложное задание!

Подумайте над решением пару минут (или сколько вам потребуется), чтобы понять, что вы застряли. Как только вы это поняли, оставьте задание. Найдите что-нибудь полегче, чтобы чувствовать себя увереннее. Решите его. А потом ещё одно.

Теперь вернитесь к сложному заданию. Возможно, теперь у вас получится. Как это работает?

Метод жёсткого старта позволяет использовать мозг вроде двойного процессора. Рассеянное состояние может взять на себя решение сложной задачи, как только вы на ней сосредоточитесь.

Пока сфокусированное состояние решает более лёгкую задачу, рассеянное состояние на подкорке работает над другой задачей посложнее.

Если в конце контрольной вы захотите сосредоточиться на самых сложных задачах, ваш фокус не позволит рассеянному состоянию приступить к работе.

Вы также можете использовать метод жёсткого старта, делая уроки. Распространённая ошибка при выполнении домашнего задания — начать решать сложную задачу и долго и безрезультатно сидеть над ней.

Ничего страшного, если вы немного поработали над решением, но у вас ничего не получилось.

Но если решение слишком сильно затянулось, нужно остановиться! Слишком — это сколько? Возможно, пять или десять минут — всё зависит от предмета и вашего возраста.

На тесте или контрольной вы можете застрять быстрее, чем при выполнении домашнего задания. Если не можете найти решение за одну-две минуты, следуйте далее.

Метод жёсткого старта позволяет использовать два состояния вашего мозга более эффективно. Вы также получаете ценный навык оставлять задание, которое у вас не получается, и переходить к тем, которые вы можете решить.

Как перестать нервничать на контрольной

Давайте посмотрим правде в глаза: очень легко начать нервничать, когда вы приступаете к контрольной. Ладошки потеют, сердце бьётся как сумасшедшее и уходит в пятки. Это происходит потому, что в состоянии стресса тело выделяет химические вещества.

Вы удивитесь, но в стрессовом состоянии можно написать контрольную даже лучше. Почувствовав волнение, попробуйте взглянуть на него по-другому. Вместо того чтобы думать: «Я так сильно нервничаю из-за этой контрольной», подумайте: «На этой контрольной я смогу выложиться по максимуму».

Когда вы нервничаете, то, как правило, дышите верхней частью груди. В результате такого «поверхностного» дыхания вы не получаете достаточно кислорода. Вы начинаете паниковать, хотя это вообще никак не связано с контрольной — вам просто не хватает кислорода. Если вам свойственно нервничать перед контрольной, потренируйтесь глубоко дышать.

Для этого положите одну руку на живот. При вдохе она должна подняться, как показано на рисунке. Попробуйте представить, как раздувается спина, словно на ней есть паруса. В течение нескольких дней до контрольной попрактикуйте методику глубокого дыхания, чтобы вы к ней привыкли. Просто встаньте боком к зеркалу и потренируйтесь тридцать секунд.

Как помочь детям подготовиться к экзамену или контрольной? Поверхностное дыхание происходит в верхней части груди. Глубокое дыхание — в нижней части груди. Глубокое дыхание помогает снизить уровень стресса

На первый взгляд поверхностное дыхание — плохая идея. Так почему же тогда люди так дышат, когда нервничают? Это связано с тем, что глаза — это детекторы движения, с которыми мы родились.

Если животное замрёт, то в некоторых случаях его невозможно будет обнаружить, даже если оно будет на виду.

Поверхностное дыхание или даже кратковременная задержка дыхания может помочь животному или человеку стать максимально неподвижным.

Что делать, когда вы написали контрольную

Берегитесь рутинного мышления. Когда вы уже записали ответ на задачу, легко подумать, что все решено правильно.

Когда все задания будут сделаны (если у вас останется время), попробуйте перехитрить свой мозг и ещё раз пробежаться свежим взглядом. Поморгайте и посмотрите в сторону, чтобы ненадолго погрузиться в рассеянное состояние. Проверьте ответы в обратном порядке.

По возможности спросите себя: «Это логично?».

Если, по вашим расчетам, вам понадобится тридцать семь миллиардов восемьсот пятьдесят четыре миллиона сто семнадцать тысяч восемьсот сорок литров воды, чтобы заполнить аквариум в классе, то что-то пошло не так!

Как подготовить ребёнка к экзамену или контрольной

Контрольные и экзамены — одна из самых неприятных частей учёбы. Даже Герман Греф не так давно признался в том, что экзамены «убивают всякое желание учиться». Но отменять их пока не собираются, поэтому мы подготовили гид по 5 типам экзаменуемых и советы для родителей, как помочь разным детям готовиться к испытаниям.

Тип 1: Перфекционист

Этот экзаменуемый начинает готовиться к проверочным работам сильно заранее, старается найти ответ на любой вопрос, который только может попасться на контрольной. Ученик пристально следит за своим расписанием, его конспекты отлично организованы, а занимается он усерднее любого сверстника.

На экзамене или контрольной он, как правило, уверен в себе, но может чрезмерно расстроиться, если что‑то забудет. Основная слабость перфекциониста в том, что он может засиживаться за некоторыми заданиями, перепроверять ответы по несколько раз и зацикливаться на том, что где‑то ошибся.

Как помочь перфекционисту

Отдыхайте

У такого экзаменуемого и так всё отлично с умением учиться, важное для него — уметь соблюдать баланс между занятиями и отдыхом. Устраивать перерывы в учёбе и расслабляться после неё важно, так как это позволит избежать перегрузок и связанного с ней стресса.

Покажите, что ошибка не поменяет отношения

Возможно, ребёнок боится разочаровать близких и поэтому столь болезненно воспринимает свои ошибки. Помогите ему понять, что все мы неидеальны, никто не может знать всего на свете.

Напомните, что все ошибаются

Заметили, что ваш сын или дочь всё ещё переживает из‑за неправильного ответа в прошлой работе? Донесите до ребёнка, что каждый учится на ошибках, в следующий раз он уже не допустит её.

Тип 2: Ходячая энциклопедия

У такого ученика всё хорошо с фактами: он назубок знает все формулы, определения, даты и имена, но ему сложно собрать всё воедино и увидеть полную картину.

Во время подготовки к экзамену такой ученик концентрируется на фактах и действующих лицах, но не может сформулировать выводы по теме. Отсюда и проблема: экзаменуемый блестяще решает тесты, но плавает в заданиях, которые требуют развёрнутого ответа, размышлений по теме.

Три совета для того, кому сложно рассуждать

Интересуйтесь мнением ребёнка по пройденным темам

Такой ученик отлично отвечает на вопросы типа «кто?», «что?», «где?» и «когда?». Ваша задача — обратить его внимание на «почему?». Приблизьте изучаемое к ребёнку: спросите о том, как бы он поступил на месте исторического деятеля, проведите научный эксперимент по физике или химии.

Попросите написать резюме по изученному

Попросите в 5-6 предложениях изложить главное по изученной теме. Это заставит выйти за пределы определений и фактов, а также подготовит ребёнка к заданиям с кратким письменным ответом на экзаменах.

Читайте также:  Лечение сосудистой дистонии у детей

Попросите провести вам урок

Проявите интерес к теме урока и сделайте вид, что уже ничего не помните и попросите кратко пересказать суть. Так вы проверите знания ребёнка и сможете заслужить его доверие, так как в чём‑то он почувствует себя большим экспертом, чем вы.

Тип 3: Импровизатор

Такой ученик вспоминает о проверочной работе в последний момент, а на контрольных полагается не на знания, а на способность импровизировать. Он стремительно решает задания, и никогда не проверяет ответы.

Проблема такого ученика в том, что он получает более низкие результаты, чем мог бы. Даже если в целом он преуспевает, то, постаравшись чуть‑чуть, он сможет добиться большего: например, выиграть олимпиаду или подготовиться к ЕГЭ без репетиторов.

Советы по перевоспитанию импровизатора

Разбудите интерес

Дети не уделяют время урокам в том случае, если им попросту неинтересно. Здесь сработает такое же решение, как и в предыдущем случае. Поразмышляйте с ребёнком об изученном: почему произошло какое‑то событие? Что стало поводом к нему? Изобретение каких объектов стало возможным благодаря открытию и изучению электромагнитной индукции?

Вместе изучите результаты контрольной

Посмотрите, какие ошибки были сделаны и выделите темы, которые требуют повторения. Через некоторое время проверьте, повторил ли ребёнок материал. Такой поможет ответственней подходить к подготовке и исправить отношение «написал, сдал и забыл».

Тип 4: Паникёр

Этот ученик прилежно занимается, хорошо знает материал, заранее готовится к проверочным работам, но стоит ему услышать фразу: «Достаём двойные листочки», как его парализует страх. Ученик чрезмерно волнуется, не может вспомнить ответы, и остро на всё реагирует во время контрольной.

Как помочь паникёру

Решайте проверочные контрольные

Например, во время подготовки к ЕГЭ многие учебные центры и репетиторы проводят несколько тренировочных экзаменов.

Это помогает ученикам привыкнуть к обстановке, довести некоторые действия до автоматизма и выработать стратегию на случай таких непредвиденных ситуаций, как неуверенность в ответе, неспособность вспомнить какой‑то факт. Такие же проверочные работы можно проводить самостоятельно дома.

Создайте позитивный настрой

Перед контрольной позаботьтесь о том, чтобы ребёнок хорошо отдохнул и успел как следует позавтракать. Говорите, что он или она молодец и справится со всем.

Скажите, что никто не идеален

Ступор у такого ученика часто вызван страхом совершить ошибку. Ошибки – это часть образования, поэтому нормально допускать их и учиться на них.

Тип 5: Пофигист

У этого ученика всегда есть дела поважнее, чем учёба и экзамены. Он наугад решает задания, периодически пытаясь вспомнить то, что он слышал в классе. Оценки такого ребёнка волнуют в том случае, когда за них ругают родители.

Как исправить пофигиста

Научите учиться

Уделяйте хотя бы по часу в день на совместное изучение новых тем и выполнение домашней работы. Даже такие короткие периоды обучения продемонстрируют ребёнку, что он может добиться большего. И когда он увидит, что старания окупаются, это начнёт мотивировать его на дальнейшее самостоятельное обучение.

Поговорите о будущей профессии

Спросите ребёнка: кем он хочет стать. Найдите информацию о том, какие навыки нужно получить, чтобы преуспеть в этой области и свяжите их со школьными предметами. Или найдите хорошие вузы с данной специальностью, выпишите предметы и средние баллы абитуриентов, поступивших на неё, и попробуйте убедить ребёнка, что этим предметам обязательно нужно уделять внимание.

Проверьте настрой

Возможно, равнодушие к учёбе вызвано проблемами в школе: стоит пообщаться с учителями, а также чаще интересоваться, чем занимается ребёнок, с кем проводит время, всё ли у него в порядке.

Не каждого ученика можно строго отнести к тому или иному типу экзаменуемых. В таком случае используйте рекомендации для разных типов и смотрите, что в вашем случае сработает лучше.

Ответьте на вопросы теста и узнайте, к какому типу экзаменуемых относитесь вы или ваш ребёнок. Тест: какой вы ученик?

Как помочь детям правильно подготовиться к экзаменам

  • Советы родителям
  • Как помочь детям подготовиться к экзаменам
  • Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период
  • подготовки и сдачи ЕГЭ и ОГЭ?

«Экзамен»  в переводе с латинского означает «испытание».

    Несомненно, это ответственный период в жизни каждого старшеклассника. Именно на экзамене подводится итог учебной деятельности, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту.

В современном российском образовании для этой цели применяются новые формы – основной государственный экзамен (ОГЭ) в 9 классах и  единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 11 классах. Своеобразие этих форм, непохожесть  на традиционный экзамен,  вызывают определенные трудности, как у выпускников, так и родителей.

С ними  подросткам приходится сталкиваться  как  в подготовительный период, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется  именно на подготовительном этапе.

В подготовке выпускников к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители в большей степени внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу и стресс, т.к.

родители принимают непосредственное  участие в выпускных экзаменах, следовательно, им тоже необходима особая подготовка. Помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность детей и обеспечить подходящие условия для занятий.

Не допустить стрессового состояния у ребенка.

Признаки стресса могут быть:

физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение. 

Чтобы успешно сдать экзамен, родителям важно создать в семье благоприятные условия и помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.

Для этого необходимо соблюдать простые рекомендации:

— Не тревожьтесь о количестве баллов, которые  ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является абсолютным измерением его возможностей.

— Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Для этого подойдут фразы: «Ты у меня все сможешь…», «Я уверена, ты справишься с экзаменами…», «Я тобой горжусь…», «Чтобы не случилось ты для меня самый лучший…».

— Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Детям всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то юноши в силу возрастных особенностей могут эмоционально «сорваться».

— Повышайте уверенность ребенка в себе. Чем больше дети боятся неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

— Наблюдайте за самочувствием детей, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

— Во время подготовки подросток регулярно должен делать короткие перерывы. Объясните ребенку, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. Как известно «Лучший отдых – смена деятельности».

В перерыве лучше заняться не умственной, а физической работой: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, порисовать и т.д. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером.

— Частая ошибка при подготовке к экзаменам — стремление ребенка выучить всё в последнюю ночь. Родители должны помнить, что последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний. Договоритесь с подростком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя.

— Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. На интеллектуальную активность благоприятно влияют желтые и фиолетовые цвета в интерьере. Достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки этих цветов, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

— Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням

  • Ознакомьте их с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте детей ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий в интернете).

Кроме успешной предметной подготовки важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что.

Читайте также:  Кормление грудью и спортивные нагрузки мамы: выбираем правильно

Экзамен — наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости.

А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.  Советы психолога детям.

  1. Необходимо подготовиться к экзамену психологически:
  2. Необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие.
  3. Постараться сначала запомнить то, что даётся легко, а потом переходить к изучению трудного материала.
  4. В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте спортивные упражнения, общайтесь с интересными людьми, помогите тем, кто особенно нуждается в вашей любви, заботе, ласке.
  5. Важно соблюдать режим дня:разделите день на три части: учебный труд — 8 часов, отдых — 8 часов, сон — не менее 8 часов.
  6. Организуйте своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало вас во время работы.
  7. — Следите за вашим питанием: оно должно быть трёх — четырёхразовое, калорийное, богатое витаминами;
  8. — отдавайте предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам.
  9. — отлично улучшат память: морковь с растительным маслом (стимулирует обмен веществ в мозгу), стакан ананасового сока.
  10. — сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день (помогает при умственном   переутомлении, психической усталости, способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом).
  11. — достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных идей, стимулировать нервную систему   можно при помощи чая из тмина (2 чайные ложки измельчённых семян на чашку).
  12. — успешно грызть гранит науки позволяют капуста (она снижает активность щитовидной железы, снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, облегчает восприятие информации за счёт ударной дозы витамина С).
  13. — хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» — бананы, содержащиенеобходимое мозгу вещество — серотонин.
  14. — Составляйте план своей работы, распределяя имеющееся время по вопросам, которые нужно подготовить.
  15. — Вставайте пораньше и используйте утреннее время для подготовки самых сложных вопросов.
  16. — Повторяйте прочитанный материал не менее четырёх раз.
  17. — Обязательно учите все вопросы, а не отбирайте «на счастье» только часть их.
  18. — Утром и в середине дня бывайте по 30 – 40 минут на свежем воздухе, регулярно в перерывах между занятиям устраивайте физкультурные минутки.

— Используйте «активное», а не пассивное повторение материала, т.е. пересказ его по памяти.

  • Очень важно выяснить свой ведущий тип памяти (зрительная, слуховая или моторная).
  • При хорошей зрительной памяти:
  • — выделяйте специальными знаками отдельные места записей;
  • — читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые места текста (записей), фиксируйте их на маленьких листочках (карточках);
  • — письменно составляйте план ответа;
  • — используйте сокращённую запись материала;
  • — составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы;
  • — выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.
  • При хорошей звуковой памяти:
  • читайте запоминаемый материал вслух;
  • — если у вас есть возможность, начитайте содержание вопроса на диктофон, а затем периодически прослушивайте;
  •  — при чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений,   частей текста;
  •  — можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни;
  •  — изучив содержание вопроса, перескажите его;

 — помните, количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

  1. При выраженной памяти на движения:
  2. используйте повторную сокращённую запись материала;
  3. — не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика или плаката;

— попробуйте прочувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции (радость, огорчение, негодование и т.д.) вызывает у вас содержание данного материала.

 Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать её.

 — важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.

Развивайте и отстающие типы памяти.

Непосредственно в день проведения экзамена постарайтесь быть максимально сосредоточенным и спокойным, помните, что экзамен – это не приговор, а временное испытание, с которым вам по силам справиться. Лучше заранее подготовить всё необходимое для экзамена. В начале тестирования внимательно слушайте инструкцию. Вам сообщат необходимую информацию

(как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны! От того, насколько внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!

Во время тестирования:

— Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться;

— Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем.

Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

— Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах, а не на всех пяти-семи.

  • — Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • — Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!
  • Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации.

Как помочь ребенку сдать ЕГЭ: советы родителям

Вложить знания в чужую голову невозможно, но родители как никто другой способны помочь своему ребенку прийти на экзамен психологически подготовленным, устойчивым к стрессу, с ясной головой и хорошим самоконтролем. «Учёба.ру» собрала советы экспертов, как вести себя с выпускником в последние месяцы перед ЕГЭ и заодно справиться с собственной тревожностью.

2

vincentraal / Flickr / CC BY-SA 2.0

Чем раньше начнешь готовиться к ЕГЭ, тем выше будет балл Поможем подготовиться, чтобы сдать экзамены на максимум и поступить в топовые вузы на бюджет. Первый урок бесплатно

По словам педагогов и психологов, которые проводят анализ характерных ошибок на ЕГЭ по всем предметам, значительную их часть можно отнести к категории «несуразных», «глупых», то есть сделанных не из-за недостатка знаний, а из-за волнения, неумения сконцентрироваться и контролировать свое эмоциональное состояние. Как говорит психолог кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета Александра Фокина, когда детей просят охарактеризовать общий фон перед экзаменами, они говорят так: «Нас запугивают отовсюду».

«Запугивание, принуждение, давление со стороны взрослых ведет к тому, что называется „детским саморазоружением“, когда ребенок отказывается от того, что называется ресурсами: знаний, навыков, компетенций, эмоциональной саморегуляции. И приходит на экзамен с опустившимися руками», — предупреждает психолог.

Волнение родителей можно понять, они переживают и хотят с высоты своего авторитета направить подготовку к экзамену в правильное русло.

Но важно понимать: тревожные родители, которые нагружают ребенка своей паникой, давят, излишне контролируют, рисуют негативный сценарий, невольно становятся для него на экзамене врагами.

Психологи рекомендуют родителям другие несложные методы и модели поведения, которые помогут им стать для выпускника друзьями и опорой.

Тревога заставляет нас предаваться чувствам вместо того, чтобы действовать. Психологическая противоположность тревожности — реализм и здравый смысл. Задача родителей — быть их носителями.

Необходимо создать дома спокойную, деловую атмосферу.

Помните: то, что вы говорите в период подготовки, то, каким тоном вы обсуждаете предстоящее испытание, какой прогноз рисуете, — все это ребенок принесет на сам экзамен.

Общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно вызывать никаких эмоций: страха, ненависти, тревоги, чувства вины и стыда. Все должно быть направлено только на дело. Если есть проблемы, их надо конструктивно решать.

Читайте также:  Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Посмотрите рекомендации ФИПИ, разборы наиболее часто встречающихся ошибок, сходите в школу, поговорите с учителем, в каком месте провалы есть конкретно у вашего ребенка.

Сосредоточьтесь на том, чтобы проработать слабые места.

Научитесь спокойно и рационально обсуждать с ребенком вопросы, связанные с предстоящим испытанием, — именно вести диалог, а не выступать в роли совести, указки или диктатора. Как бы ни было велико ваше волнение и уверенность в своей правоте, прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок, к тому, что его пугает, на чем он зациклен.

Дайте эмоциям ребенка проявиться. Какими бы они ни были, избегайте назидания и поучения в ответ, но и не стоит сразу утешать — это психологически воспринимается как неприятие проблемы всерьез.

Соберитесь с силами и обсудите с ребенком самый негативный вариант развития событий, составьте вместе план, четко проговорите дальнейшие ваши действия на случай провала на экзамене.

Родители лучше всех остальных знают своего ребенка и, соответственно, то, какие способы восприятия и усвоения материала ему больше всего подходят: кому-то нужно проговорить материал, кто-то запоминает лучше в движении — ему надо ходить и рассказывать, а для кого-то полезнее всего нарисовать схему, написать опорную шпаргалку.

Но абсолютно для всех работает правило: любой навык формируется только при многократном повторении. Частота тут гораздо важнее, чем длительность, поэтому лучше учиться по 15 минут ежедневно, чем три часа время от времени. Помогите ребенку выбрать те блоки, темы, разделы в каждом предмете, на которых нужно сконцентрироваться.

Ставьте реалистичные, конкретные и достижимые цели — те, которые зависят от самого ребенка, от его умений и стараний.

Есть и нехитрые приемы быстрого повышения уровня знаний, которым учат психологи. Они полезны для всех учеников, но в период подготовки к экзаменам — особенно. Первый называется «Три предложения» — выходя с занятия, прочитав какую-то тему в учебнике, прослушав лекцию, мысленно повтори содержание в трех предложениях.

Учеников часто пугает колоссальный объем и огромные тексты, которые им, будто бы, надо выучить. Расскажите им про «метод пяти П»: просмотри, придумай вопросы, подчеркни ключевые слова, перескажи, проверь себя. Для некоторых предметов поможет и еще одно «П»: проиллюстрируй.

Самая большая услуга, которую может оказать родитель в деле успешной сдачи ЕГЭ, — научить ребенка справляться со стрессом, контролировать свой эмоциональный настрой.

Только мамы и папы знают, как их подросток справляется со стрессовыми ситуациями, которые то и дело возникают в его жизни, что ему помогает отвлечься и сконцентрироваться.

Это может быть музыка или спорт, общение с друзьями или мороженое — подходит абсолютно все, лишь бы это помогло привести его в, как говорят психологи, «ресурсное состояние». То есть то состояние, в котором он верит в себя, справляется со стрессом и готов действовать.

На официальном сайте ЕГЭ психологи делятся некоторыми простыми приемами, с помощью которых можно прямо на экзамене, не привлекая внимания, восстановить эмоциональное равновесие:

  • резкий поворот головы вправо активизирует левополушарные процессы, которые отвечают за рассудительность, здравомыслие, логику;
  • медленное дыхание: считаем до 12 — долгий вдох, как будто ныряем в воду, долгий выдох, задержка дыхания, три-четыре повтора; в результате мозг наполняется кислородом, нервы успокаиваются, разум активизируется;
  • чередование быстрого моргания и медленного открывания и закрывания глаз подходит для расслабления;
  • переключение внимания: нужно выбрать взглядом любой предмет, который находится в зрительном поле, мысленно сказать, что это такое, и определить пять свойств, любых, которые придут в голову, и мысленно сказать, зачем он нужен.

Все эти нехитрые приемы и советы помогут и вам, если вы чувствуете, что нервы на пределе, и вы волнуетесь едва ли не больше ребенка. А справиться со своей тревожностью очень важно, если вы хотите, чтобы ваш выпускник максимально достойно и без разрушительных последствий прошел это испытание.

Подготовка детей к ЕГЭ: памятка родителям выпускников сдающих ЕГЭ, советы психолога

ЕГЭ расшифровывается как единый государственный экзамен. В России это итоговый экзамен за курс среднего общего образования. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой государственной итоговой аттестации 11 классов. 

Как и ОГЭ в 9 классе, ученики сдают ЕГЭ по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Но математика при этом имеет два уровня — базовы и профильной. Остальные дисциплины выбирают самостоятельно из утверждённого списка. 

Сертификат ЕГЭ действителен в течение четырёх лет, следующих за годом сдачи экзамена. По результатам ЕГЭ можно поступить в учреждения высшего образования. 

Как помочь ребёнку пережить ЕГЭ

Вот несколько советов родителям выпускников перед ЕГЭ. 

Совет 1. Помогите с подготовкой к ЕГЭ

Залог успешной сдачи экзамена — качественные знания. Не в ваших силах вложить их в голову сыну или дочери, но вы можете помочь найти репетиторов, купить необходимые пособия или курсы, предложить участие по мере необходимости. Родители могут проявить участие словами:

  • «Хочешь, давай повторим такую-то тему? Я могу тебя поспрашивать, если что, обращайся». 
  • «Тебя устраивает курс подготовки? Чувствуешь, что занятия приносят пользу?» 
  • «Ты уверен, что правильно организовываешь своё время? Давай вместе подумаем, как оптимизировать график подготовки?» 

Многие выпускники, сдающие ЕГЭ, выбирают онлайн-подготовку. Это помогает экономить время и силы. Предложите ребёнку рассмотреть такой вариант.

Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» готовиться к экзаменам можно с преподавателями из лучших вузов России, экспертами ОГЭ и ЕГЭ. Курсы подготовки по математике и по русскому языку входят уже в базовую программу.

В рамках индивидуального маршрута обучения можно взять также курсы подготовки к декабрьскому сочинению и курсы по профильным предметам.

Совет 2. Не давите

Давление окружающих — один из самых стрессовых факторов, сопутствующих ЕГЭ. Педагоги в школе подают экзамен так, будто это единственная цель в жизни каждого школьника.

Потенциальными баллами за ЕГЭ измеряют все шансы на успех в будущем. Выпускник чувствует себя так, будто у него нет права расслабиться.

Если родители присоединяются к хору учителей и вторят: «Если не сдашь, будешь работать дворником! Не опозорь нас там!», то последствия могут быть печальные. 

Чтобы поддержать ребёнка перед ЕГЭ, важно научить сына или дочь не бояться провала. Жизнь не кончается на экзамене и не определяется его баллами. В крайнем случае ЕГЭ можно пересдать, а вот здоровье и потраченные нервы уже не вернуть. 

Совет 3. Поработайте с собственными эмоциями

Если вы беспрерывно нервничаете по поводу ЕГЭ и того, как сын или дочь себя проявят, тревога неизбежно передастся и ребёнку. Это понизит его адаптивные возможности и сопротивляемость экзаменационному стрессу.

Чтобы помочь ребёнку сдать ЕГЭ, выберите правильный стиль общения с подростком в период подготовки к экзаменам — оптимистический, задорный и с юмором. 

Совет 4. Создайте психологический комфорт

Вокруг ЕГЭ создаётся нервная атмосфера. Важно, чтобы дома царило максимальное спокойствие. Ребёнку нужна некая безопасная гавань, где можно отдохнуть и расслабиться, не думая о демоверсиях, бланках и типовых задачах. Постарайтесь предъявлять меньше требований в отношении бытовых дел — в период подготовки детей к ЕГЭ можно сделать скидку. 

Совет 5. Организуйте «пробный экзамен»

При подготовке к экзамену проработайте с ребёнком всю схему процедуры ЕГЭ от и до. Он должен знать, что можно брать с собой (шоколадку, паспорт, чёрные гелевые ручки) и что нельзя (телефон, шпаргалки). Выпускник должен уметь правильно заполнять экзаменационный бланк и рассчитывать время на экзамене, чтобы успеть справиться со всеми заданиями.

Чтобы привыкнуть к формату экзамена и заодно прокачать свои знания, предложите ребёнку сходить на пробные ЕГЭ в школе или специальных центрах. На пробных ЕГЭ всё как на настоящих — на входе стоит охранник с металлодетектором, подростка сажают в аудиторию с чужими людьми, читают инструкцию, и он пишет экзамен. А через какое-то время присылают результаты.

Если нет возможности пройти такую подготовку в ЕГЭ, проведите пробник самостоятельно.

Распечатайте школьнику демоверсию из интернета, бланк, выделите время в свой выходной, уберите все отвлекающие предметы (в том числе телефон) и засеките время.

Выступите в роли наблюдателя — ребёнок не должен никуда подсматривать. Это поможет трезво оценить, насколько он готов и какие пробелы нужно подтянуть. 

Резюме

Советы родителям при подготовке к ЕГЭ включают в себя помощь ребёнку, отсутствие давления, проработку собственной тревожности, создание психологического комфорта в семье и организацию пробного экзамена. 

ЕГЭ — важная ступень в образовании, но недостаточные баллы не поставят крест на дальнейшей карьере. Основная рекомендация родителям — призывайте ребёнка делать всё возможное и не тревожьтесь попусту.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector