Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхаки

Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Эта статья — выдержка сведений из того семинара и личный опыт ускорения чтения.

Итак, «Проект PX» — это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Он проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.

Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас в связи с особенностями языка — от 120 до 180. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Всё, что нужно, — это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.

Подготовка

Для нашего эксперимента вам понадобится:

  • книга объёмом не менее 200 страниц;
  • ручка или карандаш;
  • таймер.

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиНайдите книгу, которую не надо держать, чтобы она не закрывалась

На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.

Полезные советы

Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, которые помогут увеличить скорость чтения.

1. Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста

Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.

Каждая остановка глаз на тексте длится от ¼ до ½ секунды.

  • Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:
  • Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхаки
  • Ну как, чувствуете?

2. Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту

Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.

В среднем на сознательные и бессознательные возвраты уходит до 30% времени.

3. Улучшайте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку

Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

4. Тренируйте навыки по отдельности

Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Упражнения

1. Определение начальной скорости чтения

Сейчас придётся посчитать количество слов и строчек в книге, которую вы выбрали для тренировки. Будем вычислять примерное количество слов, поскольку вычислять точное значение будет слишком муторно и долго.

Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40 : 5 = 8 — в среднем восемь слов в строчке.

Дальше считаем количество строчек на пяти страницах книги и делим полученное число на пять. У меня получилось 194 строки, я округлила до 39 строк на странице: 195 : 5 = 39.

И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 × 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.

Сколько получилось? У меня чуть больше страницы — 328 слов.

2. Ориентир и скорость

Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец.

Техника (2 минуты)

Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиВедём кончиком карандаша по строчкам

Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания, ведь это упражнение на развитие скорости.

Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.

Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь при помощи ручки или карандаша, кажется, что зрение опережает карандаш и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.

Скорость (3 минуты)

Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше половины секунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).

Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из прочитанного, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении — не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.

Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

3. Расширение области восприятия

Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.

Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.

Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а человек теряет от 25 до 50% времени.

Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиФокус на центральные слова

Вот пример. Прочитайте это предложение:

Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.

Если вы начинаете читать со слова «студенты» и заканчиваете «чтением», то экономите время на прочтение целых пяти слов из восьми! А это сокращает время на чтение этого предложения более чем вдвое.

Техника (1 минута)

Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее: начинайте с первого слова строчки и заканчивайте последним. То есть пока никакого расширения области восприятия — просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

Читайте также:  Чем поить ребенка в жару?

Техника (1 минута)

Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

Скорость (3 минуты)

Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).

Если вы не поймёте ничего из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

4. Проверка новой скорости

Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту — в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.

Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.

Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в х. Сколько слов в минуту получилось до и после?

????????????

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Для тех, кто не хочет — не может — считает нецелесообразным (нужное подчеркнуть) ждать первого класса и желает узнать, как научить ребенка читать быстро и правильно, «Литтлван» собрал проверенные лайфхаки.

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхаки

1. Проверьте психологическую готовность ребенка

Сколько копий сломано в спорах, когда учить ребенка читать! Кто-то утверждает, в три года — самое время, другие — что не раньше шести. Но главное, это все-таки не возраст, а психологическая готовность малыша. При этом проверить ее может сам родитель, не обращаясь за помощью к специалистам.

Ваш малыш готов к обучению чтению, если:

  • он свободно говорит предложениями, а главное понимает смысл сказанного. Может описать картинку, пересказать услышанную сказку, увиденный мультфильм;
  • у него нет логопедических проблем, он произносит все звуки и различает их на слух, то есть может уловить, например, разницу между «соН» и «соМ», «коТ» и «коД»;
  • малыш понимает, где находится право, а где лево, что значит вверх, а что вниз

2. Ребенок смотрит на вас — подавайте пример!

Казалось бы, все просто — желаете заинтересовать литературой, подавайте личный пример! Но некоторые родители до сих пор удивляются отсутствию у сына или дочери интереса к чтению.

Мама или папа задаются вопросом, как научить ребенка быстро читать, а сами при этом ни разу при нем не взяли в руки книжку.

И возраст не важен — будь то трехлетний кроха, любознательный шестилетка или даже ершистый подросток.

Как учить ребенка читать? Развивайте культуру чтения в семье, читайте сами, а также вслух малышу, выбирайте и покупайте красивые детские издания вместе с ним. И не стоит убирать их потом в дальний ящик, лучше оставлять на виду. Наверняка, малышу, в конце концов, станет интересно: как же мама и папа это делают — чи-та-ют!?

3. Не заставляйте, а возбуждайте интерес

Через слезы и «не хочу» любовь к книжкам и желание самостоятельно читать не привьешь. Поэтому не стоит заставлять дошкольника.

Самое верное — возбудить интерес! Да и психологи рекомендуют: как научить читать ребенка в 5 лет? Только по их собственной инициативе.

Главная задача родителей — развить и поддержать, а не загубить собственным рвением. Терпение и доброжелательность должны быть по умолчанию!

Так, если личный пример не помогает, можно купить красивую азбуку с картинками или говорящими буквами и рассмотреть ее вместе. Или при чтении вслух остановиться на самом интересном месте.

Или на примерах показать, как важно чтение в обычной жизни — демонстрировать поздравительные открытки, письма, записки, вывески и ценники в магазинах, просить прочесть их, «забывая», что сын или дочь этого не умеет!

4. Ознакомьтесь с популярными методиками и выберите подходящую именно для вас

Методик обучения чтению, проверенных временем и не одним поколением родителей, не так уж много. Среди неплохо зарекомендовавших себя, которые помогли мамам научить читать, можно выделить 5:

● Традиционная методика, или обучение по букварю

Как научить ребенка читать по слогам? Можно применить старый и эффективный, но не очень быстрый способ, к тому же требующий определенной усидчивости и большого терпения от всех участников процесса. Пользуясь букварем, можно последовательно научить соединять звуки в слоги, а слоги в слова. Вот только игровые элементы, как правило, взрослым приходится придумывать самостоятельно.

Букварь не стоит путать с азбукой! Последняя не научит читать, а лишь поможет запомнить алфавит.

Что касается авторов букварей, то наиболее понятной для дошкольников большинство родителей и педагогов считают методику Надежды Сергеевны Жуковой. Ее буквари – настоящие бестселлеры..

Также заслуживают внимания пособия, созданные Ольгой Соболевой, Еленой Косиновой, Всеслава Горецкого, Натальи Павловой .

.● «Кубики Николая Зайцева»

Научить ребенка читать в домашних условиях может помочь методика, созданная советским педагогом Николаем Александровичем Зайцевым. В ее основе — убеждение автора, что нужно отказаться от традиционных методов изучения и полагаться на детскую логику восприятия звуков.

А основой языка является не буква, а склад — сочетание гласной и согласной, или согласной и мягкого/твердого знака. Именно они в разных вариациях нанесены на кубики. Всего их 52. При этом они различаются по весу, размеру, цвету, звучанию и так далее.

В процессе игры в них (а вариантов игр великое множество) ребенка и можно научить чтению. Применять методику можно с самого раннего возраста — с 3 лет. Однако у многих родителей возникают трудности — они просто не могут разобраться во всем многообразии пособий и таблиц, прилагаемых к кубикам.

К тому же детям может быть потом нелегко в традиционной школе, где принята система «буква-слог-слово», а не «склад-слово», как у Николая Зайцева.

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхаки

Изначально Глен Доман разработал систему, которая стимулирует мозговую активность детей с поражениями центральной нервной системы. Затем она была адаптирована и для здоровых деток.

В ее основе — карточки с картинками, которые подразумевают тренировку навыка восприятия целого слова, а не его частей. При этом задействована только одна система чувств — зрительная.

Малыш смотрит на картинку, видит, что на ней изображено и написано, и запоминает.

Методика подходит для детей самого разного возраста — даже годовалых малышей, которые только учатся говорить.

Научить чтению получится в процессе игры, однако от родителей требуется изготовление (или покупка) огромного количества карточек, развешивание (раскладывание) их по всей квартире (дому) и ежедневное повторение. Поэтому минусы этой методики очевидны.

Да и есть большая вероятность, что у научившегося читать «по Доману» ребенка в школе будут проблемы с грамотностью и процессом обучения. Ведь он научился воспринимать слова целиком и не видит частей, из которых они состоят.

● Методика Вячеслава Воскобовича

Вячеслав Воскобович — автор многих развивающих игрушек для детей. Научить дошкольников чтению он предлагает при помощи специальных карточек «Складушек» и кубиков «Теремков».

Первые являются своеобразной переработкой методики Николая Зайцева. На 21 карточке написаны склады, которые сопровождаются яркими изображениями. Подходит для занятий с детьми от 3 лет, любящими рассматривать картинки.

Минусы у этой системы те же, что описаны выше — возможны сложности в школе.

«Теремки» помогают научить читать детей, начиная с двухлетнего возраста, при помощи 12 деревянных кубиков, на которых написаны согласные, и 12 картонных кубиков с гласными.

Сначала при их помощи в процессе игры изучаются буквы, затем малыши складывают слоги, после — слова. Эта методика вызывает меньше трудностей как у детей, так и у взрослых.

В комплекте к ним продаются пособия с описанием алгоритма обучения и вариантами игр.

● Методика Евгения Чаплыгина «Читать легко»

Белгородский педагог-практик Евгений Васильевич Чаплыгин также предлагает обучать дошколят чтению при помощи специальных динамичных деревянных кубиков. В отличие от методики Николая Зайцева, играя в них, малыш может понять принцип составления слова, а не просто заучивает склады.

Всего в комплекте 10 кубиков с буквами и 10 блоков с парными динамичными кубиками, вращая которые можно «превращать» «ма-му» в «ма-шу», «ма-шу» в «ка-шу» и так далее. В помощь родителям есть «Книжка-шпаргалка», в которой подробно рассказано, как нужно заниматься по методике.

Читайте также:  Особенности развития современных детей

Обучать чтению при помощи этих кубиков можно детей от 3 до 7 лет, наиболее эффективно с 4 до 7 лет. Однако ждать, что через неделю, как обещает реклама, трехлетка зачитает предложениями не стоит.

5. Играйте, играйте и снова играйте

Обучать дошкольников лучше и эффективней всего в процессе игры. Поэтому идете ли вы собственным путем или выбрали для обучения чтению какую-то методику — не стоит относиться к этому слишком серьезно и превращать занятия в настоящие уроки. Родители — это любящие мама и папа, а не строгие контролеры и учителя.

К тому же игра — естественный для ребенка процесс. Он не требует от взрослых педагогического образования, не вызывает отторжения у детей, а обучение делает легким и интересным.

Так, самая простая и популярная игра, не требующая материальных затрат, знания каких-либо методик и отлично закрепляющая навыки чтения такая: просить сначала находить знакомые буквы (о том, как быстро выучить их мы уже писали) на вывесках, рекламных постерах, экранах светофоров, ценниках и тому подобном, и называть их. В последующие разы задачу можно усложнять и просить искать только гласные или согласные, а затем — определенные слоги и целые слова. Играть можно где угодно и сколько угодно!

6. Идите от простого к сложному

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхаки

Малышу бывает трудно понять, что «м» и «эм» — это одно и то же, но при чтении, например, слова «ма-ма» произносить нужно «м», а не «эм». Поэтому, если вы не придерживаетесь противоречащих этому принципу методик, начать изучение лучше со звуков (м, н, р, с, т, ф и так далее), затем перейти к слогам, потом к простым словам с повторяющимися слогами: «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и тому подобным. От них можно двигаться к несложным предложениям. «Мама мыла раму» — классика, которая действительно работает! Буквы (эм, эн, эр, эс, тэ, эф и так далее) и «сложные» твердые и мягкие знаки лучше оставить напоследок.

7. Спрашивайте совета и делитесь собственными ноу-хау

Много полезных подсказок и интересных находок по обучению детей чтению можно найти не только в работах заслуженных педагогов, но и в обсуждениях обычных родителей.

8. Привлекайте гаджеты!

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхаки

Как научить читать ребенка 6 лет? Воспользуйтесь его же интересами. Сейчас разработаны интересные программы и мобильные приложения, которые помогают научить детей читать. Они вполне подойдут как дополнительное средство обучения. Хорошо зарекомендовали себя:

  • «Учимся читать по слогам. Учим слова, слоги, звуки» для iOS, для Android;
  • «Читай сам по слогам» для Android;
  • «Букварь Айфолика» для iOS, для Android;
  • «Учимся Читать, Спасаем Зверей. Учим буквы, азбука» для iOS, для Android;
  • «Лунтик. Учимся читать» для iOS, для Android.

9. Будьте организованными и последовательными

Если уж вы решили учить своего малыша читать, а у него к этому есть интерес, не бросайте начатое. Потому что лучше уж не заниматься вовсе, ожидая, что «в школе все равно научат», чем делать это нерегулярно.

10. Хвалите!

Обязательно не забывайте хвалить и поощрять, каков бы ни был результат вашего процесса обучения: прочитанное впервые после трех месяцев игр-занятий слово «ма-ма» или осиленная через неделю «гидро-элек-тро-станция»!

  • 3
  • 2125

Как помочь ребенку научиться быстро читать: 9 советов

© Лиза Стрельцова

Читаем бегло и без запинок

Итак, ваш ребенок выучил буквы, научился складывать их в слова и даже самостоятельно их читать, но все же большие тексты даются ему не так хорошо. Обычно это дело практики. Если ребенок будет читать чаще, еще и разные книги, то научится читать бегло и выразительно. А еще вы можете немного позаниматься с ним, чтобы увеличить скорость чтения. Вам пригодятся эти советы.

Ребенок считает себя достаточно взрослым и не хочет, чтобы вы читали ему вслух? Что же, придется потерпеть. Это одно из самых эффективных упражнений. Проще всего научиться чему-то, если увидеть (или услышать) хороший пример и повторить его.

Выберите какой-нибудь текст (книгу, статью, пересказы сценариев мультиков тоже подойдут) и прочитайте его вслух. Начинайте с отдельных предложений, потом без перерыва читайте абзацы и целые страницы. Ребенку нужно будет прочитать тот же отрывок текста, при этом стараясь делать это с той же скоростью и повторяя ваши интонации.

Читайте вслух одновременно, чтобы ребенок подстраивался под вашу скорость по ходу чтения. Когда вы заметите, что он читает вполне уверенно, позвольте ему закончить текст самостоятельно. Но также следите, не сбивается ли ребенок и не отстает ли от вас.

Иногда дети путаются во время чтения и перестают замечать, где кончается одно слово и начинается другое. Из-за этого они сбиваются и читают медленнее.

Предложите водить пальцем по строчкам или подчеркивать их карандашом. Сначала ребенок будет читать более отрывисто, концентрируясь на отдельных словах, но позже привыкнет и научится быстро читать полные предложения.

Произносить целые предложения на одном дыхании сложно, для этого их делят на смысловые отрезки. На то, как их нужно делить, указывают знаки препинания. Детям удобнее делить предложения на еще более мелкие части, отдельные словосочетания.

Перед тем, как прочитать какой-то текст, вместе с ребенком разделите его предложения на небольшие отрезки по два-три слова. Можно подчеркнуть их карандашом. Со временем ребенок научится сам группировать слова по ходу чтения.

Часто дети читают медленно, потому что не могут воспринимать слова целиком, а видят лишь отдельные буквы, из которых и собирают слова. Из-за этого они читают медленно и сбиваются.

Но ведь это известный факт, что обычно мы чиаетм не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком.

Вы же смогли прочитать предыдущее предложение без запинок? Вам хватило того, что первые и последние буквы в словах были на своих местах, так что вы их сразу узнали.

В детских книгах часто повторяются одни и те же слова. Вместе с ребенком поищите в его любимой книге самые распространенные слова и запомните, как они пишутся. Ему не придется внимательно вчитываться в них каждый раз, поэтому он начнет читать быстрее.

Важно как можно больше слов превратить в легко узнаваемые. Для этого нужно расширять словарный запас. Читайте с ребенком больше книг и отмечайте новые понятия. Еще предложите ребенку запоминать новые слова, которые он где-нибудь услышит. Останется только выяснить, как они пишутся.

Иногда у ребенка нет проблем с самим чтением вслух, но он стесняется других людей. Вот и читает медленнее, боясь ошибиться в каком-нибудь слове. Вы можете отрепетировать чтение для аудитории.

Пускай ребенок читает вам. Первое время он, конечно, будет елозить на месте и постоянно смотреть, как вы реагируете на его чтение. Но когда поймет, что никто не станет над ним насмехаться в случае ошибки, начнет читать увереннее и быстрее.

Атмосфера во время чтения вообще очень важна. Создайте подходящие условия. Помогите ребенку решить, где ему удобнее читать: за столом или на диване, поближе к окну или при свете лампы. В такой обстановке ребенок будет меньше отвлекаться, поэтому читать станет проще.

Записывайте отдельные отрывки, которые читает ваш ребенок, чтобы потом прослушать их. Когда человек читает вслух сам, ему сложно определить, с какой скоростью он это делает. А если ребенок послушает себя со стороны, то поймет, как нужно изменить темп и какие слова вызывают у него трудности.

Слушайте наш подкаст 

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиКак научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиКак научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиКак научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхаки

15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее

Спросите любого школьника: «Умеешь ли ты читать?» — и он удивится: «Конечно, умею».

Однако читать можно по-разному, считает методист и педагог дополнительного образования Центра детского и юношеского технического творчества «Охта» Елена Илларионова. В рамках программы «Город, который учится.

Цифровое образование» она уже провела вебинар на эту тему, а нам рассказала о том, как научить детей читать качественно, вдумчиво и осмысленно.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что такое эффективное чтение и зачем оно нужно?

Это понятие вошло в лексикон педагогов не так давно, но все больше набирает популярность как в школе, так и за ее пределами. Эффективное чтение не случайно называют еще и осмысленным. Такой вид чтения наиболее полезен для ребенка, потому что позволяет не просто механически пересказывать содержание текста, но и видеть подтекст, концепцию, детали и анализировать полученную информацию.

Эффективное чтение — это своего рода хороший фундамент для качественного образования ребенка.

Читайте также:  Ранняя беременность и роды: медицинские проблемы подростка

Этот фундамент в свою очередь держится на трех столпах: памяти, скорости и внимании, — а для его возведения, конечно, необходимы некоторые навыки.

Такие как чтение без регрессии (возвратного движения глаз к уже прочитанному) и артикуляции (движения губ или языка при чтении про себя), расширение поля зрения и способность структурировать и запоминать текст.

При этом важно помнить, что в классе может быть ребенок, которому в принципе сложно дается чтение. Если в вашем классе есть ученик с дислексией, эта проблема преодолима, врожденную особенность можно обманывать.

Некоторые из представленных упражнений могут также помочь, но важно знать вид расстройства и подключать к работе родителей и логопеда.

Также необходимо помнить, что у каждого ребенка свой темп и возможности и нужно ориентироваться на них.

Для того чтобы прокачать навыки эффективного чтения, существует масса упражнений и правил, которые может использовать как учитель в классе, так и родитель дома, и даже ученик самостоятельно без помощи взрослых. Эти 15 методов вам в помощь.

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиShutterstock / Diana Taliun

При очередном заучивании стихов предложите детям представить себя шпионами и зашифровать каждую строчку рисунками. Для начала можно взять стихотворение Бориса Заходера «Кискино горе».

Ученикам будет достаточно просто изобразить мордочку кошки даже схематичными линиями, подрисовать ей слезки или сосиски.

Постепенно сложность стихотворений можно наращивать и использовать больше схематических рисунков.

Очень важно разделять стихи именно по строчкам, чтобы не путаться при воспроизведении их уже словами

Такое упражнение называют также методом пиктограмм. Рисунками дети оживляют происходящее в своем воображении, проявляется эмпатия, а эмоциональная составляющая процесса позволяет лучше запоминать текст.

2. Метод Цицерона

Древнеримский оратор Цицерон прославился своими долгими речами без листа и подсказок и — в связи с этим — отличной памятью. В своих выступлениях он использовал много имен, дат и событий и четко выстраивал структуру выступления.

Как же ему удавалось запоминать такой большой пласт информации? Его метод, «метод римской комнаты», заключался в том, чтобы привязывать тот или иной отрывок речи, событие или имя к окружающим его предметам, пространству или действиям, которые он совершал.

Цицерон заходил в комнату и первой, например, видел картину на стене — с ней у него ассоциировалось то, что надо сказать вначале. Дальше он мог подойти к окну — оно олицетворяло следующую часть его речи и так далее.

«Метод римской комнаты» можно практиковать и с детьми. Чтобы понять, работает ли он, достаточно просто сравнить, сколько не связанных между собой слов ребенок запомнит механическим путем и сколько — с помощью этого метода. Пусть это будут слова «кошка», «арбуз», «квадрат», «тарелка», «смех», «ветер» и «слон».

После обычного запоминания предложите детям, например, представить, что котенок сидит на левом плече, арбуз пусть будет лежать на парте прямо перед ними, квадрат — это оконная рама и так далее.

Такой способ может помочь при запоминании стихов, отрывков произведений, а практиковать его можно не только с учителем.

Родители тоже могут подключиться и заниматься так с ребенком дома, а потом и ученик может использовать метод Цицерона самостоятельно.

3. Сочините историю по картине

В самом начале урока покажите детям любую картину. Желательно, чтобы на ней было много деталей, растений, людей или объектов. Дайте им задание запомнить название картины, то, что на ней изображено, и имя художника (это, например, может быть картина «Опять двойка» Решетникова).

Такое упражнение тренирует долговременную память ребенка и способность фантазировать. Он может не просто запомнить происходящее на картине, но и придумать целую историю.

  • Так, на картине «Опять двойка» ученик может четко увидеть мальчика по имени Вася, который получил двойку, потому что накануне играл в PlayStation и не сделал домашнюю работу, а когда вернулся домой, мама сильно ругалась.
  • Фамилии же художников часто запоминаются хуже, и поэтому лучше предложить ребенку какую-то речевую ассоциацию.
  • «Решетников смотрит через решето», «Шишкин собирает шишки», а «Айвазовский — ай, какой молодец»

Обрастая ассоциациями, картины запомнятся детям надолго. Зайдя в музей, даже будучи уже взрослым, ваш ученик не станет читать карточки рядом с ними. Потому что и так будет отлично знать, что на них написано.

4. Крестики-нолики с собачками, кошечками и жирафом

Начертите на доске, если она закрывается, или же покажите детям в презентации необычные крестики-нолики. Вместо обычных крестиков и ноликов заполните поля различными картинками. Пусть верхние ячейки будут заполнены птичками или кошечками, а нижние — собачками. В одну же конкретную клетку поместите какое-нибудь другое животное, неожиданное, отличающееся от остальных. Например, жирафа.

Дайте детям запомнить расположение картинок в течение 5–10 секунд, а затем закройте доску или же переключите слайд презентации. После этого попросите назвать клетку, в которой был жираф.

Упражнение работает на наглядно-зрительную память, а использовать его можно на любом уроке. Если это урок ботаники, животных можно заменить на растения. А если упражнение выполняется на литературе, можно поместить в клеточки писателей или героев их произведений.

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиShutterstock / Friends Stock

Аэробика — это упражнения под музыку или без нее для поддержания организма в тонусе. Нейробика — слово созвучное, но это упражнения для мозга, позволяющие развивать умственные способности, улучшать память и активизировать мыслительную деятельность.

Мозг ребенка нуждается в упражнениях. Каждый день необходимо менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные или делать обычные вещи необычным способом.

Например, можно предложить детям-правшам на уроке писать несколько фраз левой рукой — и наоборот, если рабочая рука ученика левая.

Также ребенок может ходить в школу разными маршрутами, а не одним привычным, или собирать учебники в портфель на ощупь, закрыв глаза. Одеваться и принимать душ тоже можно с закрытыми глазами.

Привычка ослабляет способности мозга, тогда как постоянные перемены, новая информация, необычные физические действия, наоборот, повышают продуктивность. Чтобы детям было проще, лучше начать вводить такие упражнения в формате игры.

6. Раскрашиваем мандалы

Для этого упражнения подходят любые раскраски, но лучше всего использовать мандалы.

Они помогают максимально сконцентрировать внимание ребенка, ведь он будет сосредоточен на том, чтобы не выходить за границы маленьких элементов.

Такая работа отлично подходит для включения детей в процесс обучения, например, после урока физкультуры или бурной перемены, когда дети разыгрались, набегались.

Второй уровень сложности — раскрашивать рисунок двумя руками одновременно

Можно подкрепить раскрашивание мелодичной спокойной музыкой, классической или даже индийской мантрой (как раз под раскраску).

Пусть ученик сам выберет цвета, которые ему приятны. Кстати, если он предпочел только черный, коричневый цвета или любые другие темные, это может быть признаком того, что стоит обратить внимание на психическое состояние ребенка. В таком случае можно поговорить после уроков на отвлеченные темы и попытаться выяснить, что его беспокоит, или же попросить помочь школьного психолога.

7. «Первая — последняя»

Эта игра работает на концентрацию внимания и скорочтение. Играть можно с детьми, которые уже умеют читать про себя. Попросите ребенка прочитать текст, но называть вслух только первую и последнюю буквы каждого слова. Также после прочтения можно попробовать сделать небольшой пересказ. Тогда игра сработает еще и на память.

Правда, не все дети любят рассказывать, что они прочитали. Боятся запнуться, не знают, с чего начать, если отрывок большой. Тогда нужно мягко и ненавязчиво спросить ребенка о герое — что понравилось, что он помнит. И отталкиваться от этого, спрашивать: «А перед этим что он сделал?»

8. Левой — круг, правой — квадрат

Попросите детей взять карандаши или ручки в обе руки и одной рисовать круг, а другой — квадрат. Чтобы было интереснее, можно предложить выбрать цвета карандашей и любые другие фигуры, которые им по душе. Важно рисовать двумя руками одновременно. Это усиливает концентрацию внимания, а также развивает оба полушария головного мозга.

Можно провести аналогичную физкультминутку, если дети устали или начали отвлекаться. Предложите им одной рукой погладить себя по голове по кругу, а живот легонько постукивать ладошкой, и наоборот. Дети, скорее всего, воспримут это как веселую физкультуру, а может, даже предложат свои варианты выполнения упражнения.

9. Слово «красный», а написано зеленым

Подготовьте список цветов в виде таблички, но поменяйте при этом цвет шрифта. Например, слово «желтый» сделайте красным, «синий» — зеленым и так далее. При этом попросите детей назвать цвет слов, а потом, наоборот, прочитать сами слова. Это называется тестом Струпа. Он тренирует гибкость мышления и внимательность.

Дело в том, что, глядя на слово, мы стремимся его прочесть, а уже потом воспринимаем цвет написанного

И лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится первым, можем назвать реальный цвет, изображенный на картинке. Обычно это упражнение легко дается детям, которые еще не очень бегло умеют читать, так что начинать выполнять его можно с дошкольниками. Взрослые же люди и даже сам педагог могут испытывать трудности при его выполнении.

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхакиShutterstock / MNStudio

Это упражнение нужно выполнять всем классом или группой. Учитель и ученики вместе громко считают до тридцати. За это время одновременно с проговариванием счета дети должны написать, например, названия городов, которые они знают. Вообще-то это могут быть и имена, и даже названия событий, если это урок истории в старших классах. Или фамилии композиторов, если это урок музыки.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector