Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы они прислушивались к нашему мнению и знали, что если мы о чем-то говорим, то это действительно полезная и нужная информация.

Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что когда мы что-то говорим ребенку, он если и слышит нас, то очень редко реагирует. А если и реагирует, то на десятый, сотый раз.

Что же делать? Как выстроить такие отношения, чтобы дети нас уважали и считали нас авторитетом, прислушиваясь к нашему мнению? Читаем статью послушный ребенок за 10 шагов.

Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

1. Уважайте своего ребенка

Никаких фраз типа “Ты такой-сякой!”, “Только такие, как ты!”, “Как ты можешь?!”, “Посмотри на других!” и других вещей, которые могут задевать личность вашего ребенка.

Человеческий мозг устроен таким образом, что если нас кто-то оскорбляет, уважение к этому человеку автоматически пропадает, и слышать уже и воспринимать информацию, которую говорит человек, оскорбивший нас, практически невозможно.

Фактически это защитная функция головного мозга. Если нам кто-то что-то говорит о нас плохо, мы перестаем считать этого человека авторитетом. И соответственно вся ценность его слов для нас пропадает.

70% интересного, познавательного, нового и только 30% корректировок и каких-то нравоучений.

Очень важно, если вы хотите, чтобы вы стали авторитетом для вашего ребенка, и он действительно добровольно прислушивался к вашему мнению, вы должны идти в ногу со временем. Ваш ребенок должен понимать, что он может обратиться к вам в любой ситуации, что вы всегда сможете подсказать, и что вы владеете нужной для него информацией.

Если вы видите, что его фокус внимания снижается, знайте, что вы перегнули палку в нравоучениях и в какой-то информации, не очень для него лицеприятной. Возвращайтесь опять к интересной информации, возвращайтесь к тому, что поможет вам построить ваши взаимоотношения с вашим ребенком и, соответственно, природным путем добиться послушания и уважения к вам.

3. Подавайте пример, не будьте голословными

Очень важно, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Я думаю, что если вы увидите любого человека, который декларирует на публику какие-то очень важные истины, но потом узнаете, что он живет совершенно по-другому, ваше уважение и доверие к нему очень резко упадет.

То же самое происходит с нашими детьми. Если мама очень долго, с наставлениями рассказывает, как плохо говорить плохие слова, а потом ребенок видит, что мама в разговоре с кем-то или на улице за рулем, когда ее подрезали, употребляет эти слова, то он понимает, что не все, что говорит мама или папа, важно, не всему стоит следовать потому, что мама, говоря мне одно, сама поступает по-другому.

Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Классическая ситуация, когда родители курят, а ребенку рассказывают о том, что курить нельзя. Я не говорю о том, что нужно прийти и при нем закурить сигарету.

Но если ваш ребенок дорос до того возраста, когда он вас спросит: «Мама, курить плохо?» вы скажете ему: «Плохо!», если он спросит: «Мама, а ты куришь?», то уже намного лучшим эффектом будет сказать: «Ты знаешь, действительно, это огромная для меня проблема. Я курю – это очень плохо. У меня такие-то и такие-то последствия, и я очень надеюсь, что ты никогда этого делать не будешь!»

Читаем также: Что делать, если ребенок курит? Советы родителям

4. Не задавайте риторических вопросов

Очень частая ситуация, с которой я, к сожалению, тоже сталкивалась при рождении своего первого ребенка.

Когда мы заходим в комнату, а там опять разбросаны игрушки, или когда мы приходим в школу, а там опять учитель говорит, что он не подготовился к уроку или что-то не так сделал, или не сделал домашнее задание так, как это нужно было сделать, и не потому, что не было времени. А потому, что просто не посчитал нужным.

И родитель в такой ситуации начинает говорить: “Сколько можно раз тебе повторять!”, “Когда это наконец-то закончится?”, “Я тебе уже 180 раз говорила!”, “Все дети, как дети, а ты!”, “Почему ты себя так ведешь?”, “Это когда-нибудь закончится или не закончится?!”.

Что должен ответить маленький ребенок, когда к нему заходят с таким предложением? “Мама, ты мне говорила это уже 25 раз! На 26-й раз я осознал, что я больше так делать не буду и больше этого не повторится!”

Но ведь это не реально, правда?

Зачастую, если мама заходит в комнату, и там не убрано, и она начинает говорить: «Опять игрушки разбросаны, опять вещи в шкафу валяются!», она параллельно это все говоря, сама же это все и собирает. Потому, что ребенок, фокусируясь на этих риторических вопросах, которые не требуют от него ответа потому, что он не понимает, что сказать, всю дальнейшую информацию он пропускает.

Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Мало того, он понимает, что мама может говорить просто ради того, что говорить. И опять же наши слова становятся для него просто фоном. Он только слышит эти первые фразы, и дальнейшая концентрация внимания абсолютно падает.

Намного лучше, если вы хотите добиться результата, говорить четкие и понятные предложения: “Я хочу, чтобы ты убрал комнату. Мне будет приятно, пожалуйста, сделай то-то и то-то!”

Не бойтесь, что это будет казаться авторитарными фразами. Это четкие и понятные установки, чего мы хотим добиться от наших детей. Если говорить их вежливо, детям намного понятней и намного реальней разобраться, чего вообще хотят от них родители.

Хочу открыть еще один секрет, что та же самая формула поможет женщинам лучше общаться с их мужчинами потому, что очень часто, если мы к своим мужчинам тоже начинаем обращаться с такими риторическими вопросами – сколько раз тебе говорить? – они точно так же, как и дети, нас не слышат.

5. Не ожидайте невозможного

Не требуйте, чтобы ваш ребенок после первой вашей просьбы молниеносно выполнял все приказания, задания, и просто вас слушался после первого же слова.

Мы – не солдаты, и наши дети тоже не солдаты.

Более того, хочу сказать, что мозг маленького человека до 14 лет – это точно! – устроен таким образом, что если он чем-то занят – он читает, он смотрит какую-то передачу, он что-то рисует или он просто сидит и о чем-то думает – то его концентрация ко всему остальному очень падает.

Действительно, ребенок по-настоящему чем-то занимаясь, может нас не слышать. В то время как у нас это вызывает очень бурную реакцию, какую-то обиду, и в итоге мы повторяем один раз, второй раз.

Когда мы уже выходим из себя и кричим, то этот раздражительный фактор является очень сильным, ребенок вздрагивает, реагирует, начинает что-то делать, и нам в итоге кажется – стандартная фраза для многих мама – “На тебя надо только кричать для того, чтобы ты это сделал!”

Намного лучше, если вы видите, что ваш ребенок чем-то занят, подойти и прикоснуться к нему. Такое тактильное прикосновение, тактильное обращение к ребенку тут же обращает на вас внимание.

Вы подходите, погладили его по плечу или по голове, приобняли и сказали: «Сделай, пожалуйста, то-то или то-то!» – реакция на такое обращение будет намного быстрее, намного охотнее, и ребенок действительно будет понимать, чего вы от него хотите.

6. Не манипулируйте чувствами

Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что “…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?”

К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что “…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!”

Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: “Как дела?” – “Нормально!”

Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что “Мне сейчас нужна твоя помощь.” “Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.” “Я без тебя сейчас не справлюсь!” “Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!”

Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.

7. Не используйте угрозы

Иногда, если наши дети сразу что-то не выполняют, а время поджимает, или мы повторили десятый, двадцатый раз, очень многие родители прибегают к тому, что начинают угрожать: “Если ты сейчас это не сделаешь!” или “Если ты сейчас в магазине не замолчишь, я не знаю, что тебе сделаю!” “Я тебе это… Придем домой, ты у меня получишь!”

Что получается? Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха.

Я не думаю, что кто-то из родителей хочет, чтобы у него были взаимоотношения с детьми, основанные на страхе. Потому, что если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

  1. Это то, что рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей. Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.
  2. Или второй момент – если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

Читайте также:  Ожирение у ребенка: как повлиять на ситуацию?

Если вам надо чего-то добиться, лучше предложить сотрудничество, какую-то другую альтернативу угрозам.

Допустим, “Ты сейчас это сделаешь, мама сможет купить масло в магазине, и мы приготовим с тобой печенье!” или “Если ты сейчас мне поможешь, то я с удовольствием соберу потом с тобой вместе игрушки и мы вместе во что-то сможем поиграть!”

Лучше даже, если мы предложим какой-то бартер. Очень многие не любят почему-то эту схему, но на самом деле тут не страшно, что мы ребенку предлагаем взамен поход в кинотеатр или какие-то подарки. Важно, чтобы в конце, если мы добились желаемого, родитель сделал акцент не на подарке, а на том, что ребенок сделал.

Он совершил какое-то действие, скажите ему: “Мне так приятно!” “Так было здорово!” “Ты все-таки это сделал.” “У тебя так хорошо получилось – намного лучше, чем я даже мог ожидать!”

Если мы будем действовать таким образом, то со временем ребенок поймет, что радовать вас доставляет ему тоже удовольствие, и уже никакие дополнительные механизмы будут не нужны.

8. Будьте благодарным

Очень часто мы воспринимаем хорошие поступки наших детей, как должное, особенно, если они уже выросли из совсем раннего детского возраста.

Фактически получается, что если он что-то делает – хорошая оценка, или у него что-то получилось, или он сам сложил игрушки, заправил постель – реакции нет никакой. Реакцию от родителей ребенок видит только тогда, когда он что-то сделал неправильно.

Что получается? Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе.

Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности.

Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: “Ты такой молодец!” И дальше за вот это “Молодец” он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

Я не говорю о том, что надо ставить на стул и хлопать в ладоши за каждую съеденную ложку каши. Но я говорю о том, что стоит замечать те мелочи, которые наши дети делают ежедневно потому, что на самом деле то, что нам кажется обыденным, зачастую является трудом для другого человека.

9. Помните, чего вы хотите добиться

Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

  • Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость.
  • Как мы с вами до этого уже говорили, делать это на человека, который младше тебя, чья психика еще намного трогательней и намного слабее вашей, просто неприемлемо.
  • Поэтому, если вы сможете всегда задавать себе такой вопрос, вы, я уверена, избежите очень многих конфликтных ситуаций и не скажете очень многих слов, которых вы не хотели бы сказать.
  • Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Эта формула кажется иногда просто какой-то несбыточной мечтой. Это навык – умение задавать себе такой вопрос – это по-настоящему навык. Когда вы научитесь это делать, вам это поможет не только в общении с вашими детьми. Вам поможет это в общении на работе, в общении с вашим мужем.

Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

10. Не ждите от детей идеального поведения

Не стоит ждать от наших детей идеального поведения? потому что мы никогда его не получим.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои кризисные периоды: 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться.

Все, что нам нужно делать в этот момент, это любить их потому, что когда человек хороший, его очень легко любить. Особенно мы нуждаемся в любви именно тогда, когда мы совершаем не самые хорошие поступки.

Я уверена, что в жизни каждого взрослого человека, если мы ошибаемся, будет хоть один человек, который будет всегда в нас верить и говорить, что «Да, ты не прав. Но я знаю, что ты – другой. Ты на самом деле хороший, и мы справимся со всеми трудностями!»

Поэтому я желаю вам, чтобы вы стали для своих детей именно такими людьми, и тогда они всегда будут вас уважать, не просто слушать, но слышать и с удовольствием выполнять ваши просьбы и пожелания.

Читаем также:

Видео версия: послушный ребенок за 10 шагов

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас не только слушал, но и слышал, смотрите это видео:

Добиться послушания: 10 правильных способов и 10 запрещенных

Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Итак, как же заставить ребенка слушаться? Как добиться послушания без крика? Мы предлагаем 10 правил, которые помогут вам и вашему малышу прийти к мирному сосуществованию.

Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Чем реже мы употребляем слово «нет», тем больший вес оно будет иметь, когда мы произнесем его. Припомните, часто ли прогулка с малышом сопровождается падающими как из рога изобилия фразами: «Не беги — упадешь», «Не трогай кошку — у нее наверняка блохи», «Не лезь в лужу!».

При виде подобной картины так и тянет спросить маму: «А что же можно делать?!» Согласитесь — вряд ли удастся представить трехлетку, чинно и степенно прохаживающегося по аллеям парка. Если система тотальных запретов преследует ребенка и дома, он при всем желании не может ей следовать.

А раз «миссия невыполнима» — не стоит и пытаться. В результате чадо становится неуправляемым. Поэтому вместе с мужем, а возможно, и со старшими членами семьи, проведите ревизию правил поведения «хороших мальчиков и девочек». Отберите среди них, скажем, 10 (а возможно, и меньше) категорических и постоянных «нельзя».

Доступно, четко и серьезно донесите их до ребенка. Заранее обговорите систему наказаний за нарушение своеобразного «кодекса» и придерживайтесь ее.

Скорее всего, пока вы будете делать нелегкий выбор среди бесконечного множества ограничений, останутся лишь те, которые действительно значимы для жизни и общения, например, «нельзя уходить с незнакомым человеком», «нельзя бить других детей» и т. д.

2. Учитывайте возраст

Требования взрослых должны соответствовать возможностям ребенка, быть доступными для его понимания. Например, даже четырехлетний человечек не может тихо посидеть часик, пока вы ждете приема у врача, а потому берите с собой книжки, игрушку.

Во всяком случае, чем дитя младше, тем проще обойтись без запретов, отвлекая малыша, переключая его внимание или предъявляя требования в игровой форме. Отлично подойдет, например, игра «кто быстрее» (соберет игрушки, разденется).

Начиная с 10-го месяца ребенок способен понимать несложные инструкции, но память его еще очень слаба. Он не может долго удерживать правила, которые уже, казалось бы, были усвоены. Тем более что ребенок — это импульс, неудержимый и сильный.

Любопытство, жажда нового влекут его, а слабо развитая воля не дает возможности воздержаться от запретных поступков. Поэтому ребенку дошкольного возраста обязательно нужно периодически напоминать, что можно делать, а что нельзя.

3. Запреты без частицы «не»

Для того чтобы кроха уважал и принимал требования, чтобы ваши указания стали для него жизненным путеводителем, он должен понять их смысл.

Исходя из этого стоит давать небольшие простые пояснения: недостаточно сказать ребенку: «Не трогай плиту», лучше: «Отойди от плиты, она очень горячая, можно обжечься».

Расшумевшемуся чаду объясните, что в тишине людям легче думать, запоминать, разговаривать друг с другом. Причем формулировка правила должна быть позитивной — избегайте частицы «не».

4. Твердость в установлении правил

Дети тонко чувствуют сомнения взрослых, фальшь и колебания в поведении. Каждый знает, что маленькому ребенку необходимы определенные ограничения, организующие его. В детстве кроха должен освоить понятия «хорошо» и «плохо», сделать для себя важными нормы, действующие в человеческом обществе.

Однако родителям тяжело настаивать на выполнении правил, тяжело говорить своему ребенку «нельзя» — часто они боятся, что дети будут меньше любить их. К тому же и взрослые люди не всегда справедливы: принимая решение, мы рискуем ошибиться, например, из-за того, что не владеем полной информацией.

Так, родители часто занимают сторону одного из детей в споре, не выяснив до конца истинного виновника и по-настоящему обиженного. Поэтому дайте себе время на раздумье, не рубите с плеча. Когда же тактика поведения определена, будьте уверены в себе и доведите выполнение того, что вы попросили, до логического конца.

Если ребенок почувствует ваши фальшь и сомнения, он будет клянчить то, что ему хочется, до тех пор, пока вы не уступите. Заигрывание с ребенком в подобных ситуациях приведет к тому, что в следующий раз он вновь и вновь будет проверять вас на прочность.

Поэтому, отказывая, не улыбайтесь и не смотрите на малыша снисходительно, ведь такой взгляд подразумевает: «Мой милый, я говорю „нет“, но меня всегда можно переубедить».

5. Глаза в глаза!

Не имеет значения, год ребенку или три, всякий раз, когда вы ему что-то запрещаете или требуете послушания, присядьте и посмотрите в глаза — это придаст вашим словам большую значимость. Если вы не смотрите, вас не слышат. Действительно, попробуйте построить беседу с человеком, который не смотрит на вас.

Через некоторое время вы наверняка подумаете, что он погружен в свои проблемы или витает в облаках и попросту не слушает. Вместе с тем, опускаясь на уровень глаз ребенка, вы помогаете ему сосредоточиться на ваших словах.

Исходя из этого правила, бессмысленно кричать из другой комнаты «сними ботинки»: ребенок всегда может сделать вид, что не слышит.

6. «Один, два, три…»

Когда ребенок разбушевался, скажите ему, что будете считать до пяти или до десяти, чтобы дать ему время. Если вы досчитаете до конца, а он не послушается, вы его накажете. Этот способ эффективен для детей старше 2 лет.

Когда ваше любимое чадо становится по-настоящему невыносимым, лучшее решение — оставить его ненадолго в одиночестве. Используйте, например, проверенный веками еще прапрадедушкин способ — отведите ребенка в угол или выберите место, где нет телевизора и игрушек.

Читайте также:  Сонный паралич: опасен ли он беременным?

Такой вынужденный тайм-аут — серьезное наказание для малыша, ведь стоять в углу или просто сидеть на стуле — это ужасно скучно. Кроме того, детское время течет иначе, чем у взрослого: когда ребенок даже в течение 10 минут занят чем-то неинтересным, ему кажется, что прошли часы.

Десять минут игры для малыша равны часу взрослого времени.

Не нужно переходить на крик, совершенно спокойно, но твердо скажите приблизительно следующее: «Ты очень сердитый, побудь здесь, пока пройдет злость» или «Сядь на стул и посиди 5 минут. Успокойся».

Кстати, время изоляции зависит от возраста ребенка, на каждый год по минуте: 3 минуты для трехлетнего, 5 — для пятилетнего. Если ваше чадо оказывается рядом с вами явно раньше выделенного для тайм-аута времени, отведите его обратного, иначе наказание перестанет быть действенным.

Ни в коем случае нельзя запирать ребенка в чулан или другое темное место, чтобы не напугать его. Однако у этого метода есть и сложность: чаще всего подобные наказания заканчиваются формальным «выпрашиванием» прощения. «Я больше так не буду» часто звучит лишь затем, чтобы вырваться из ненавистного угла.

Поэтому лучше вообще не вступать с ребенком ни в какие переговоры до того, как истекло время наказания. Лишь затем выясняйте, осознал ли ребенок, за что его наказали.

8. Право на выбор

Детям непременно нужно предоставлять право выбора, но при этом выбор должен быть разумным и ограниченным. Как мы уже говорили, строгие правила должны в первую очередь относиться к важным сторонам жизни.

В тех областях, которые не столь существенны, предоставьте ребенку возможность делать выбор самому.

Например, одевая в детский сад, задайте ему вопрос: «Ты хочешь надеть голубые штаны или красный комбинезон?», за завтраком спросите: «Будешь кушать клубничный йогурт или абрикосовый?» Ребенок будет чувствовать, что его мнение значимо, что к нему прислушиваются.

Вместе с тем выбор не должен быть слишком широк, лучше свести его к нескольким альтернативам. Если же вы спросите: «Что ты хочешь надеть сегодня утром?», вполне вероятно, что в середине зимы вы застанете вашего малыша одетым в летние шорты. Конечно, по мере взросления ребенка свобода выбирать должна увеличиваться.

9. Соблюдайте режим дня

Для детей дошкольного возраста принципиально важен ритм. Именно поэтому грамотный воспитатель в организации занятий следует однажды заведенному порядку. Например, занятие начинается с настольной игры, затем следует подвижная игра, после этого чтение сказки и т. д.

Родители иногда удивляются — не скучно ли их детям. Вовсе нет. Дело в том, что мы, взрослые, так привыкли к жизни на бегу, к меняющимся стремительно впечатлениям и событиям, что не понимаем, что детям нужна размеренность и ритмичность. Это дает им жизненную опору, снимает тревогу и нервозность.

В обратном же случае рождается ощущение хаоса и как следствие — непослушание: ребенок не понимает, каким правилам нужно следовать и нужно ли вообще. Если взрослого непредсказуемость жизни возбуждает, то малыша — утомляет и сбивает с толку, запутывает. Дневной ритм выражен для ребенка в режиме.

Когда он заранее знает «программу» дня, понимает, что всякому занятию свое время, он легче принимает необходимость оставить интереснейшую игру и идти спать или обедать. Ребенок учится «дружить со временем»: он знает, что если не будет слишком долго сидеть за столом, то успеет поиграть.

Конечно, нужно выбрать такой режим, который максимально подходит именно для вашего ребенка, и сохранять его длительное время.

10. Правило положительного подкрепления

Хвалите ребенка за правильные поступки, даже за попытку вести себя хорошо. Хвалите развернуто, не экономьте на добрых словах. Малышу тогда захочется снова и снова видеть вашу радость, а для этого быть послушным.

А теперь о главном

Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребенку, проводите больше времени вместе — и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

  1. Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия. Также малоэффективны и телесные наказания. Они внушают ребенку мысль, что правда всегда на стороне сильного.

    В жизнь входит «система двойных стандартов»: «мама твердит, как отвратительно драться, но сама может ударить меня». Получается — «что позволено Цезарю, не позволено рабу». Крик или бранные слова также являются одной из форм агрессивного поведения. В семьях, где общаются только на повышенных тонах, никто никого не слышит.

    Через некоторое время дети будто начинают упражняться в доведении родителя до крика, это становится неплохим развлечением для них. Автор замечательных книг по психологии Владимир Леви пишет: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, напрасно теряет время».

    Помните: наши требования помогают ребенку принять человеческую культуру, стать ее частью, а значит, и предъявляться они должны вежливо, культурно — по-человечески.

  2. Пугать. «Буки» и «бяки», «дяди-милиционеры» и «бабаи» — кого только не привлекают родители, чтобы добиться послушания от своих отпрысков. К сожалению, лишь ненадолго опасность угодить в мешок к страшной Бабе-яге делает паинек из маленьких разбойников. А вот страхи, появившиеся в детстве, остаются надолго.

  3. Использовать угрозы, которые не сможете реализовать. Например, если вы скажете: «Я никогда не буду с тобой больше разговаривать» и, естественно, не осуществите угрозу, ребенок поймет, что ваши слова немного стоят.

  4. Поддаваться на провокации. Никогда не вступайте в игру, если сын или дочка бросают вам: «Я тебя больше не люблю». Однако и сами не манипулируйте ребенком, не играйте на чувстве вины: «Ты меня убил!», «У меня разболелось сердце!»

  5. Обещать подарок даже за хорошее поведение. Ведь это банальный подкуп.

  6. Осуждать действия супруга или бабушки с дедушкой. Даже если вы считаете, что ваши близкие зашли «слишком далеко», если вы не согласны с их методами воспитания, не обсуждайте их при ребенке.

  7. Припоминать старые обиды и проступки. Должно действовать правило «наказан — прощен — забыто».

  8. Наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать.

  9. Унижать. Презрительные выражения («хныкаешь как маленький»), насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность, самоуважение.

  10. Перекладывать на супруга обязанность наказывать ребенка. «Вот придет отец, он тебе устроит» — нельзя быть хорошим за счет другого человека.

Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Послушание ребенка

Послушание — это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

Некоторые родители считают, что ребенок должен безоговорочно выполнять их распоряжения. Здесь кроется ошибка, потому что послушание не цель, а только способ, педагогическое средство, при помощи которого осуществляется воспитание растущего человека.

Важно, чтобы дошкольник, выполняя указание взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создает у ребенка внутреннее согласие с требованием воспитателя и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого.

Наличие нравственных мотивов (в меру детских возможностей) — непременное условие активного послушания.

Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Безусловно, совсем маленький ребенок и дошкольник 5—7 лет проявляют различную готовность к послушанию. При правильном воспитании малыш воспринимает распоряжения взрослых как само собой разумеющееся. Указания «пожалуйста, принеси», «подойди ко мне», «не шуми» и т. п. — это своего рода способ общения между взрослым и ребенком, способ корректировки поведения малыша.

Для старшего дошкольника характерно стремление к осмысливанию ситуации и указаний. И это стремление следует закреплять доступной его пониманию аргументацией. Например: «Побыстрей одевайся: приехала в гости бабушка, она ждет тебя».

Особенно важно, чтобы ребенок понял причину отказа или запрета.

Если он чувствует бездоказательность запрета,, то может вступить в пререкания, капризничать, упрямиться, этим самым выражая протест против непонятного или не удовлетворившего его распоряжения. .

Пятилетняя Маргарита, собираясь из детского сада домой, просит у мамы:
— Можно ко мне придет Вера?
— Нет, нельзя.
— Ну, почему? Мы с ней поиграем вместе…
— Нет, нельзя.
— Ну, разреши, пожалуйста. Мне одной скучно.

— Ты разве не понимаешь, что тебе сказано!
— Ну тогда я не пойду сейчас домой! Здесь буду играть,— вспыхивает девочка и намеревается идти в группу.

При этом разговоре присутствует воспитатель:
— Наверное, у мамы есть причины не разрешать тебе пригласить домой подружку,— говорит она девочке и выразительно смотрит на Маргаритину маму, как бы приглашая ее к разговору.

— Конечно,— отвечает мать,— намечаем сегодня генеральную уборку. Какие могут быть игры в это время?
— Ну вот видишь, причина серьезная,—снова обращается воспитатель к девочке. — Ведь ты, наверное, будешь помогать маме.

Девочка соглашается и начинает торопиться домой.

Обязанность воспитателя — в тактичной форме разъяснить родителям, что они поступают неправильно, если требуют от ребенка безоговорочного подчинения.

Нельзя забывать, что воспитание — сложный процесс: дети не только подчиняются взрослым, но и сами противопоставляют им свою волю. Правильное руководство детским поведением именно и заключается в том, чтобы мобилизовать и направлять волю ребенка, вызывая в нем внутреннее согласие с указаниями взрослых.

При правильном воспитании дети осознанно относятся к необходимости поступиться своим желанием ради других, если для этого существуют веские причины.

Мише седьмой год. Скоро он пойдет в школу, и многое ему придется делать и решать самостоятельно.

С раннего детства родители воспитывали в ребенке умение управлять своими желаниями, учитывать последствия своих поступков.

Любые требования они выражали не в форме приказа, а в форме совета, пожелания, просьбы. Тем самым родители развивали детскую активность, стремление самому сообразить, что выйдет из задуманного.

Как-то родители пообещали сыну пойти с ним в воскресенье в музей. Но неожиданно из другого города приехали знакомые. Миша сначала не понял, что это меняло все планы.
— Поездку придется сегодня отменить… Ты, конечно, догадываешься, почему? — доверительно спросила мама,.

— Как же так? Вы обещали,— пытается возразить мальчик. (Он знает, что родители всегда выполняют обещания.)
— Подумай хорошенько, как быть? Как решишь, так и сделаем.


После недолгой внутренней борьбы Миша объявляет решительно:
— Конечно, не поедем, нельзя же гостей оставить одних.

— Я не сомневалась, что ты так поступишь,— говорит мать, укрепляя в сыне уверенность в самостоятельности принятого решения.

Такой метод воспитания развивает ребенка в нравственном плане, дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. В послушании даже самых маленьких детей важно прогнозировать начало развития такого качества, как дисциплинированность.

Читайте также:  Правильный переход на искусственные смеси

Осознанное послушание ребенка при разумном воспитании складывается очень рано. Оно начинается с осознания детьми элементарных понятий — «нельзя» и «можно». Еще сидя на руках у матери, малыш начинает понимать запрет и разрешение, если, разумеется, взрослые намеренно приучают его к этому.

Первое «дай» произносится ребенком еще неосознанно. Но постепенно оно начинает звучать все более настойчиво, наступает момент, когда на неразумное требование «дай», «хочу» следует ответить категорическим отказом.

Малышу постарше можно разъяснить многие «нельзя». Например: «Нельзя ходить по лужам без резиновых сапог — промочишь ноги, придется идти переобуваться»; «Нельзя рвать книгу, так как невозможно будет прочитать в ней интересную сказку».

Необходимо добиваться, чтобы ребенок осознанно воспринимал запрет: я хочу, но это невозможно, так как доставляет неудобство себе и другим; это плохо.

Дети 5—7 лет, которых правильно воспитывают, могут и должны проявлять волевые усилия, могут и должны в какой-то мере сдерживать свои чувства, управлять своими .желаниями.

Важно, чтобы понятия «нельзя» и «можно» жили в душе ребенка параллельно. Это дает возможность ему более глубоко осознать разницу между дозволенным и запретным. С развитием сознания ребенка к понятию «нельзя» прибавляется еще одно — «надо», а вместе с ним приходит чувство ответственности за свое поведение, вырабатываются воля и сдержанность.

Немаловажную роль в формировании активного послушания играют сложившиеся под влиянием воспитания и окружающих условий определенные привычки и способы поведения.

С первых дней надо организовать жизнь ребенка так, чтобы предупредить возникновение нежелательных привычек, а это значит создать условия, которые бы обеспечивали ему хорошее самочувствие, спокойное эмоциональное состояние.

Поясним на примерах. Трехмесячную Оленьку всегда кормят строго по часам, в одно и то же время гуляют с ней, совершают туалет, укладывают спать без укачивания, без особой надобности не берут на руки. Девочка растет спокойной.

Однако не у каждой молодой матери хватает терпения и выдержки, чтобы поступать так, как Оленькина мама. При первом же сигнале мама Саши берет его на руки, пытается успокоить, кормит ночью, укачивает его, легонько похлопывая по спинке.

Мальчик замолкает, успокаивается на время, но, как только пробуждается, снова плачет, напоминая таким способом, чтобы его взяли на руки… Проходят недели, месяцы, и вот у малыша уже возникла привычка выражать свои желания и потребности криком.

Итак, в первом случае у ребенка постепенно формируются положительные навыки, во втором — отрицательные.

Необходимо всегда помнить, что любая положительная привычка требует постоянного закрепления и совершенствования, только тогда она становится основой поведения. Если взрослые выпускают это из виду, то ребенок сам начинает избирать удобные для себя способы действия.

Причиной негативных привычек, как правило, является недостаточное внимание взрослых к отдельным отрицательном проявлениям дошкольника. Он дерзит, а родители «не замечают» этого, уклоняется от поручений — никто не следит и не требует выполнения и т.

д. Таким образом, ребенок, по существу, упражняется в своеволии, упрямстве, капризах. Взрослые иногда сами способствуют закреплению отрицательных привычек, говоря при ребенке: «Упрям, как отец: ни за что не переубедишь», «Своенравна в мать» и т. п.

Задача воспитателя — разъяснить родителям ошибочность подобных взглядов. Ребенок не наследует привычки, а приобретает их в процессе воспитания и постоянного общения в семье и в коллективе сверстников.

Очень важно убедить родителей в том, что проявление нежелательных привычек не должно вызывать у детей положительных эмоций. Ведь ребенок воспринимает фразу «Упрям, как отец» не как порицание, а как своеобразное поощрение: какой малыш не хочет быть похожим на папу!

Только при правильном воспитании у ребенка начинает складываться ряд привычек: гигиенических, культурных, моральных и др. Они как бы вносят порядок в жизнь детей, экономят нервную энергию, организуют их поведение.

Если ребенка с малого возраста приучают соблюдать чистоту и порядок, убирать за собой вещи, быть вежливым со старшими и т. п.

, то эти формы поведения постепенно превратятся в привычные, естественные, вытекающие из внутренней потребности поступать так, а не иначе.

Но положительные привычки становятся прочной основой, естественными и удобными способами поседения, если ребенок упражняется в них постоянно.

Нельзя забывать, что привычки у дошкольников могут легко утрачиваться, особенно если они непрочны. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль, как тут же меняется поведение детей.

Кто из нас не наблюдал, как ребенок, отсутствовавший некоторое время в детском саду, с трудом восстанавливает прежние навыки.

Если раньше он без напоминания мыл руки перед едой, переобувался, входя в помещение, складывал аккуратно свои вещи, приветливо со всеми здоровался, то стоило ребенку остаться дома, где не предъявляли к нему должных требований, как он растерял эти привычки.

В чем же дело? Прежде всего меняются условия: если дома многое было подчинено прихотям ребенка, то здесь он поставлен перед необходимостью подчиняться установленному порядку.

Новизна обстановки, масса ярких впечатлений, являющихся отвлекающими факторами от баловства и капризов, меняют форму поведения. Сложившиеся привычки не находят применения и постепенно заменяются другими.

Если требования членов семьи совпадают с требованиями детского сада, то это создает преемственность в формировании положительных навыков, они закрепляются. Педагог ставит ребенка в такие условия, чтобы он имел возможность упражняться в нужных способах поведения.

При этом не следует фиксировать внимание малыша на том, что он капризен и упрям, иначе он невольно вспомнит свои прежние негативные привычки и все новое будет вызывать в нем сопротивление.

Можно ли добиться послушания детей

Можно ли добиться послушания детей.

Многих родителей волнует непослушание детей. Как преодолеть это неприятное для родителей качество малыша? Конечно, в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход и серьёзный анализ.

Многое зависит от характера ребенка, конкретной ситуации, да и от характера взрослых, которые с ним общаются, но я бы хотела обратить ваше внимание на общие правила, которые необходимо соблюдать для получения желаемого результата.

С рождения ребенок общается с родителями и познает окружающий его мир. Он учится взаимодействовать с ним, вступать в контакт, познаёт нормы поведения, выстраивает отношения. Малышу важно чувствовать себя в безопасности, быть принятым и любимым.

Доброжелательное, ласковое и приветливое отношение обогащает его внутренний мир, способствует установлению эмоционально-личностного контакта. Анализ причин непослушания детей раннего возраста свидетельствует, что большинство из них связано с ошибками в поведении родителей.

Когда сегодня запрещается то, что ранее кем-то из взрослых разрешалось, ребенок теряется и не может понять, как совместить эти два противоположных распоряжения. А таких фактов бывает немало. Например, ребенок с опаской пытается заняться тем, что ранее ему не разрешалось. Мимо проходит мама и никак на это не реагирует.

Значит, сегодня можно? Малышу не ясно, что же правильно: прежнее запрещение или сегодняшнее разрешение. Отсутствие единства требований, непоследовательность и несогласованность взрослых – вот основа непослушания.

А как отнестись к такому упреждающему запрету, как «не залезай на книжную полку». Малыш и не собирался этого делать, но предупреждение обратило его внимание на эту вещь, и у него появилось желание посмотреть, а что же там интересного.

Когда мама или папа вступают в спор с ребенком, обязательно ли для него выполнение данного распоряжения, он чувствует, что оно не так уж и важно, если его надо доносить на повышенном тоне.

А как часто взрослые угрожают малышу, что накажут его, так или иначе, в случае непослушания.

Пока ребенок мал, он может поверить в угрозу, но когда подрастет, из опыта узнает,  что угрозы — это чаще всего неправда, никакого наказания ему все равно не будет.

Родителям в этом отношении следует строго контролировать свое поведение, чтобы не попасть впросак. Тем более, что многие обоснованные требования родителей кажутся ребенку противоречивыми.

Когда, поощряя любознательность, малышу далеко не все разрешают смотреть, трогать, изучать или, приучая к самостоятельности, во многих случаях ее ограничивают, ребенку непросто понять, почему одно можно, а другое нельзя.

Поведение ребенка 1—2 лет во многом определяется его эмоциями, чувствами, желаниями. Эмоции дают мощный заряд коре головного мозга, высшему регулирующему центру организма человека. Они лежат в основе восприятия окружающего мира и всей творческой деятельности.

Без них почти невозможно существовать. И задача родителей, как первых воспитателей ребенка, — не подавлять его чувства, а правильно их формировать.

Высшая цель воспитания — добиться, чтобы чувства, выражающиеся в понятии «хочу», не противоречили, а максимально совпадали с понятием «надо».

Ребенку непросто воздержаться от того, что хочется взять или сделать. И родителям необходимо с тактом, но настойчиво воспитывать у малыша тормозные процессы, являющиеся основой понятия «нельзя». Методом тренировки тормозных процессов не должны быть только запреты.

Насильно навязанный, непонятный ребенку запрет — это внешнее торможение эмоционального чувства, желания. Само желание остается, что далеко не безразлично для нервной системы.

В связи с этим всегда следует стараться, чтобы малыш не только понял мотивы запрета, но и прочувствовал их, чтобы у него на сей счет возникли мысли, переживания, впечатления, которые помогут сдержать, затормозить нежелательные действия, то есть следует воспитывать не просто торможение, а тормозящее возбуждение. Это значит, одной эмоции нужно противопоставить другую, более сильную.

Злоупотребление запретами чревато опасностью, что они не будут выполнены. Ребенок просто не может ни запомнить их все, ни подчиниться им.

Чтобы избежать слишком частых запретов, надо постараться по возможности их предупредить. То, чего ребенку нельзя трогать, лучше вообще убрать с глаз. Каждое свое действие следует проанализировать с точки зрения возможных последствий.

Если ребенку нельзя залезать на подоконник, то взрослому не следует его туда ставить, чтобы он посмотрел на улицу.

Ребенку нельзя разрешать брать часы, но тогда и маме нецелесообразно подносить их к уху малыша, чтобы он послушал, как часы тикают.

 Прибегая к просьбам и запрещениям, необходимо запомнить, что и то, и другое, должно произноситься обычным спокойным голосом, дружелюбно.

И вести себя при этом надо так, как будто бы родители полностью уверены в том, что их просьба или запрет будут выполнены беспрекословно. К сожалению, часто в голосе родителей звучит раздражение.

Ребенок это чувствует, и у него появляется такая же ответная реакция.

Высказанная неспокойным голосом просьба что-нибудь сделать или прекратить нежелательное действие обычно встречает резкое сопротивление.

Поэтому лучше стремиться все отношения улаживать в спокойной обстановке, контролируя поведение малыша небольшими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями. А если уж что-то приходится запрещать, то следует тут же направить деятельность ребенка на другое: поиграть с ним или выполнить вместе какое-либо полезное трудовое действие.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector