Как бороться с заиканием у ребенка

Заикание – это нарушение темпа и ритма организации речи, которое связано с судорожным (сокращенным) состоянием мышц, образующих речь. Заикание известно как одно из древних нарушений речи.

Сущность данного состояние, механизмы его развития, причины, симптомы и подходы к лечению существенно отличались в различные периоды развития логопедии. Разные взгляды на данную проблему обусловлены различным уровнем науки, учений и школ, занимающихся данным состоянием.

В данной статье мы подойдем к рассмотрении данной тематики со стороны современных учений и достижений в области лечения данного состояния.

Как бороться с заиканием у ребенка

Заикание известно как одно из древних нарушений речи.

Причины заикания

Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.

Предрасполагающие причины

Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.

Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.

Как бороться с заиканием у ребенка

Очень много зависит от родителей.

Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.

Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность.

К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы.

Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.

Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.

Производящие причины

  • Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате. 
  • Как бороться с заиканием у ребенка
  • Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.
  • Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).
  • Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.
  • Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.

Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.

  1. Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость). 
  2. Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).
  3. Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке
  4. В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.
  5. Подражание людям с заиканием.

Симптомы

Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.

  • Как бороться с заиканием у ребенка
  • Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.
  • У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.

Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.

Выделяют три степени «болезненной фиксации»:

  • Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
  •  Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
  • Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).

Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.

Существуют три степени заикания:

  • незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
  • умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
  • выраженная — заикаются постоянно.

Обследование

Обследование таких детей должно включать в себя консультацию узких специалистов:

  • логопеда;
  • невролога;
  • психолога;
  • при необходимости консультации иных специалистов..

Главным специалистом, занимающимся лечением заикания у детей, является логопед.

В процессе работы с детьми логопед использует различные учебники, стихи, сказки, подбирает специальные игрушки.

Целью обследования является определение частоты, источника возникновения и формы речевых судорог. Также оценивается степень заикания и речевые возможности пациента. Вторым планом, при наличии, указываются сопутствующие дефекты речи.

В конце беседы с пациентом, логопед формулирует окончательное заключение.

Лечение и прогноз

На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.

  • Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
    • 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
    •  2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
    • 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
  • ЛФК;
  • психотерапия;
  • логопедические занятия;
  • логопедическая ритмика.

Как бороться с заиканием у ребенка

Один из методов лечения — занятия с логопедом.

Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?».

Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения.

Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.

Заикание у детей — как лечить, причины

Заикание — это такое нарушение речи, при котором ребенок повторяет или удлиняет некоторые звуки, слоги или слова. От этого возникает неправильное речевое дыхание и нарушается плавность речи. В статье вы узнаете, лечится ли заикание у детей, какие условия должны быть соблюдены при исправлении и что делать для того, чтобы не было рецидива.

Причины

Среди причин заикания у детей выделяют предрасполагающие и провоцирующие факторы. Предрасполагающие факторы — это такие нарушения, чаще всего органической природы, которые есть у ребенка с рождения. Если к ним присоединяются провокаторы, то у ребенка дошкольника или младшего школьного возраста разовьется патология.

Предрасполагающие факторы:

  • наследственность — наличие у близких родственников нарушений речи, что может говорить о слабости артикуляционного аппарата, мышц и связок, недоразвитии органов дыхания, врожденной аномалии;
  • кислородное голодание во внутриутробном периоде и во время родов, обусловленное патологией со стороны мамы (анемия, диеты, угроза, многоводие, маловодие), плаценты и пуповины (незрелая плацента, преждевременная отслойка, обвитие пуповины);
  • недоношенность, при котором практически все системы незрелые;
  • родовая травма, особенно если она не диагностирована, а малыш не получал лечение;
  • особенности нервной системы — гипервозбудимость.

Провоцирующие факторы следующие:

  • эмоциональное потрясение — сильный испуг, страх, гнев, первое посещение детского сада;
  • хронический стресс вследствие конфликтов с ровесниками, в детском коллективе, насмешек, отсутствия друзей;
  • неблагоприятный психологический фон в семье, физическое наказание, постоянные скандалы, недостаток внимания со стороны родителей;
  • гиперопека, отсутствие личного пространства, невозможность выражать свое мнение из-за давления взрослых;
  • завышенные требования к ребенку со стороны родителей, воспитателей, педагогов;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми;
  • наличие в окружении ребенка другого человека, который заикается;
  • черепно-мозговая травма, при этом даже легкой степени;
  • перенесенные менингит, энцефалит, энцефалопатии.
Читайте также:  Питание кормящей мамы в вопросах и ответах

Основные признаки заикания

Физически детки с заиканием не отличаются от сверстников. Речь в спокойной обстановке может быть практически обычной. А в минуты сильного волнения, испуга, ярости, тревоге голос запинается, останавливается, происходят повторы букв, слогов, слов. Малыш растягивает звуки и слоги.

Речь в целом неритмичная, неравномерная. В тяжелых случаях ребенка невозможно понять.

Чем больше малыш старается сказать что-то, тем больше он волнуется и тем выраженнее расстройство речи. Иногда патология сопровождается стеснением в груди, чувством спазма в горле, остановки дыхания. Это состояние можно описать как судорожное: язык как будто прилипает к твердому небу, губы смыкаются.

Если причиной заикания является органическое повреждение нервной системы, то затруднения речи будут постоянными.

Для деток это состояние — огромный стресс. Из-за страха они стараются не употреблять слова, которые трудно произносятся. Речь засоряется паразитами «э», «ну», «вот», «вон», «это», «да», «так». Они меньше общаются, замыкаются в себе. В подростковом возрасте это приводит к комплексам и серьезным психологическим проблемам.

Проблема усугубляется нервными тиками, энурезом, агрессивностью, плаксивостью, страхом темноты. Со временем могут появиться психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца и сосудов и других систем.

Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачам и начать лечение.

Виды заикания

Выделяют несколько видов заиканий:

В зависимости от механизма возникновения патология бывает респираторной, вокальной и артикуляционно-фонетической.

  1. При респираторном, или дыхательном типе задержки речи патология связана с недостатком воздуха. Из-за этого малыш не может закончить фразу или слово на выдохе. Во время разговора у него напрягается или искажается лицо;

Что нужно делать, если ребенок заикается

Авторы: American Academy of Pediatrics

Заикание — это проблема с ритмом речи, когда человек точно знает, что он/она хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных (неконтролируемых) повторений звуков или остановки речи на каком-то звуке.

Явление это довольно распространенное — около 5% всех детей заикаются в какой-то момент своей жизни, а примерно у 1% людей заикание сохраняется с детства и до старости. Когда дети становятся старше, их организм реже реагирует на стресс заиканием, но тем не менее такая реакция возможна и во взрослой жизни.

Интересно, что мальчиков и мужчин, которые заикаются, примерно в 3 раза больше, чем девочек и женщин.

Что вызывает заикание?

  • Причины заикания до сих пор до конца не ясны, но известно, что одна из них — наследственная предрасположенность.
      • Дети, у которых мать или отец заикаются или заикались, имеют гораздо больше шансов начать заикаться, чем остальные дети.
      • Дети, у которых есть сестра или брат, который заикается, также более склонны к заиканию.
  • Повреждение ткани головного мозга до, во время или после рождения признано единственным известным «внешним» фактором, который делает заикание более вероятным, но следует признать, что большинство детей, которые заикаются, не имели никаких повреждений головного мозга. К тому же большинство тех, кто имеет в прошлом повреждение головного мозга, не заикаются.
  • Глухота — это единственный известный фактор, который делает появление заикания у человека менее вероятным.
  • Заикание встречается у всех народностей мира и на всех языках, а также у всех исторических групп.

Если учесть перечисленные выше факторы (наследственность, повсеместная встречаемость), становится абсолютно ясно, что есть некая физическая причина заикания. Родители не могут стать причиной заикания у детей.

Что происходит, когда кто-то заикается?

  • В организме наблюдается очень незначительная нейрофизическая (связанная с мозгом/нервами/мышцами) дисфункция (нарушение нормальной работы.
  • Человек испытывает трудности с координацией воздушного потока, артикуляцией и резонансом (артикуляция и резонанс заключаются в скоординированном движении мелких мышц во рту для формирования звуков и контроля их громкости).
  • Человек может говорить более свободно и правильно в определенных ситуациях (возможно, у себя дома) и менее свободно, когда испытывает беспокойство, тревогу или усталость.
  • Состояние стресса, например выступление перед большой аудиторией, может усугубить заикание, которое, в свою очередь, еще больше усилит стресс. Человеку с заиканием иногда очень трудно говорить по телефону.
  • Несмотря на то, что стресс может усугубить заикание, сам по себе стресс не вызывает заикание.

Люди почти никогда не заикаются, когда поют, шепчут, говорят в унисон с другими или не могут слышать свой собственный голос.

Распознавание заикания

У большинства детей, которые заикаются, проблемы с беглостью речи станут заметны в возрасте 2–5 лет. Однако надо знать, что почти все малыши в какой-то момент своей жизни повторяют какие-то звуки, слова и не могут говорить свободно — это физиологически нормальные проблемы с беглостью речи, которые пройдут сами собой.

Если в семье еще кто-то заикается, возможен вариант сохранения заикания на всю жизнь.

Возможные варианты истинного заикания:

  • повторение части слов, например первой согласной в слове (т-т-т-таблица);
  • удлиненный звук в начале слова (сссссок);
  • молчание перед словами, в словах или после них;
  • «перерыв» почти всегда происходит в начале предложения или ближе к началу.

Ребенок с физиологическими проблемами беглости речи (так называемым «заиканием развития»):

  • часто повторяет целые слова или фразы (Я-Я-Я хочу пойти хочу пойти гулять!);
  • как правило, не повторяет часть слова более чем 1–2 раза;
  • продолжает речь после того, как начал.

Также при этом возможны особые движения и поведение. Например, напряжение мышц губ, челюстей и шеи, тремор губ, челюстей и языка во время попыток говорить, моргание, повороты и наклоны головы.

Что нужно знать о заикании

  • Дети и взрослые, которые заикаются, точно знают, какое слово или слова они пытаются сказать, то есть заикание происходит не потому, что они безуспешно пытаются найти нужное слово.
  • Заикающиеся, как правило, не имеют проблем со слухом или слушанием.
  • Людям, которые разговаривают с заикающимся, не следует замедлять свою речь.
  • Существует ряд разногласий по поводу того, имеют ли люди, которые заикаются, такой же интеллект или более низкий по сравнению с остальными. Большинство исследований показывает, что никакой интеллектуальной разницы между заикающимися и не имеющими проблем с речью не наблюдается.
  • У некоторых заикающихся детей могут отмечаться проблемы с тонкой моторикой в других группах мышц, в связи с чем их воспринимают как более неуклюжих, чем остальные.
  • Считается, что дети, которые заикаются, имеют проблемы с социальной адаптацией (им сложно найти друзей, чувствовать себя уверенно в коллективе и т.д.). Но это следствие, а не причина заикания.

Навыки детей, которые заикаются, должны оцениваться индивидуально, а главное — без предубеждения относительно того, что они заведомо «неуклюжи», «менее разумны» или «им не хватает социальных навыков».

Влияние заикания на повседневную жизнь

Заикание оказывает различное влияние на разных людей.

  • Некоторые дети с легкой формой заикания могут очень расстраиваться из-за своего недостатка, в то время как другие, с более тяжелой формой, огорчаются значительно меньше.
  • Заикание мешает общению человека с того момента, как оно появляется.
  • Дети школьного возраста испытывают неловкость от проявления своего недостатка, когда отвечают на вопросы или читают вслух.
  • Заикающиеся часто стараются вообще избегать каких-либо разговоров, что дополнительно усугубляет их проблемы с речью, когда они все же должны говорить.
  • Заикание может существенно ограничить варианты трудоустройства для взрослых.

Обследование

  • Оценка состояния детей, у которых отсутствует беглая речь, должна быть проведена как можно в более раннем возрасте.
  • «Заикание развития» длится сравнительно короткий период.
  • Обратитесь за советом к педиатру или логопеду немедленно, если у ребенка появилось заикание.
  • Оценка патологии речи необходима, если заикание проявляется в большинстве речевых действий, напряжение при беседе и попытки избежать разговора наблюдаются постоянно, а также если имеются проблемы с речью у других членов семьи.
  • Если родители обеспокоены тем, что ребенок становится тревожным, грустным и замкнутым, а также если заикание прогрессирует, то оценка специалиста необходима срочно.

Примечание: некоторые организации рекомендуют для назначения обследования более поздний период — например, через 12 месяцев после того, как заикание началось, или когда ребенку исполнится 5 лет. Тем не менее большинство специалистов настоятельно подчеркивают, что терапия работает значительно лучше, если начата рано.

Читайте также:  Невынашивание беременности: причины, как проявляется

Часто приходится ждать очень долго, чтобы попасть на прием к специалисту по патологии речи, поэтому запишитесь как можно раньше. Если же проблема исчезнет сама собой, лучше отменить запись (постарайтесь сделать это за неделю или раньше, чтобы кто-то мог записаться вместо вас).

Терапия

  • У некоторых детей заикание исчезает самостоятельно, но выяснить заранее, какие дети смогут обойтись без терапии, не представляется возможным.
  • Раннее начало терапии очень важно для формирования навыков нормальной речи.
  • Ранняя терапия, даже если заикание незначительное, может существенно повлиять на ситуацию, значительно уменьшив продолжительность периода лечения.
  • Существует несколько различных методов лечения заикания — некоторые используют для детей младшего возраста, а другие рекомендуются в основном подросткам и взрослым.

Что могут сделать родители?

  • Обеспечьте вашему ребенку консультацию специалиста-логопеда, если подозреваете у него заикание. Такая консультация обязательна, если еще кто-то в семье тоже заикался.
  • Часто для оказания полноценной помощи ребенку, который заикается, родители должны пройти «обучение» у логопеда. Но волноваться по поводу сложности «науки» не стоит: она может просто включать в себя повторение таких слов, как «помедленнее», «расслабься», «попробуй еще раз», «не волнуйся».
  • Слушайте ребенка очень терпеливо и показывайте, что вы готовы слушать и ждать, пока он/она не сможет сказать все то, что хочет. Сохраняйте постоянный зрительный контакт.
  • Не перебивайте и не произносите слова, которые, как вы думаете, ребенок пытался сказать. Вы можете произнести не те слова, и малыш расстроится еще сильнее.
  • Не разговаривайте специально более медленно или с повышенной интонацией — заикающиеся дети хорошо слышат и прекрасно вас понимают.
  • Если вы изо всех сил старались, но не поняли, что хотел произнести ребенок, скажите что-то вроде «извини, я не понял…». Но не притворяйтесь, что поняли, если этого не произошло.
  • Убедитесь, что вашего ребенка не дразнят и не запугивают из-за его недостатка в вашей семье, детском саду или в школе.
  • Спросите вашего логопеда о том, как помочь ребенку лучше говорить в присутствии других людей (например в классе), а затем поделитесь этими советами с учителем.
  • Если у кого-то из членов вашей семьи есть «хорошие примеры» того, как они победили заикание, попросите их поделиться этим опытом с вашим ребенком. Помните: успешный пример может существенно помочь детям, особенно в трудные моменты. Сделайте так, чтобы ребенок слышал поменьше «плохих» историй о заикании, особенно в раннем возрасте.
  • Старайтесь овладеть максимумом полезной и качественной информации о том, как еще вы можете помочь своему ребенку!
  • Источник

Как победить заикание у ребенка?

В основе заикания лежит нарушение взаимодействия между нейропроцессами в коре головного мозга (торможение и возбуждение).

Данное патологическое изменение слаженной деятельности нервных процессов в коре и подкорке головного мозга приводит к тому, что асинхронные нервные импульсы достигают нервных центров коры головного мозга, включая речевые, и вызывают появление судорог органов речевого аппарата (гортань, глотка, язык и губы). Судорожная активность (избыточное возбуждение) мотонейронов провоцирует нарушение своевременной активизации структур речевого аппарата, обуславливая нарушение темпа и плавности речевых движений, изменение дыхания, высоты и силы звуков.

Не окончательно сформированная нервная система ребенка под воздействием определенных факторов начинает работать в рамках отклонений от нормы. Чаще всего заикание наблюдается у детей обоих полов в возрасте до 5 лет, поскольку в этот период происходит максимально активное становление фразовой речи, а значит речеобразование наиболее уязвимо перед раздражителями.

Среди значимых факторов, вызывающих заикание у детей специалисты выделяют:

  • слабость нервной системы вследствие инфекционных заболеваний (менингит, краснуха, корь и др.);
  • черепно-мозговые травмы в анамнезе ребёнка;
  • наличие хронической патологии (пневмония, ревматизм и др.);
  • наличие детского церебрального паралича;
  • осложненная беременность;
  • бытовые конфликты и др.
  • Данные факторы не обязательно приводят к неврозу речи, чаще всего (около 70% случаев) он проявляется под влиянием сильного травмирующего стимула: испуга или стресса.
  • Таким образом, заикание развивается вследствие генетических (невропатическая конституция ребенка) и неврологических факторов.
  • Терапия заикания предусматривает комплексный подход и должна проводиться при появлении его первых признаков.

Для того чтобы победить заикание у ребенка необходимы совместные усилия родителей и детских врачей: психолога, невролога и логопеда. Лечебный курс составляется индивидуально, учитывая особенности психики и возраста ребенка. Обычно терапевтическая программа заикания состоит их двух основных взаимодополняющих блоков:

  • лечебно-оздоровительный, направленный на нормализацию психики и функционирование нервной системы, а также оздоровление нервной ткани;
  • коррекционно-воспитательный, предусматривающий образование и закрепление правильных речевых навыков и стандартов.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Как определить заикание у детей?

Несмотря на то, что заикание может проявляться по-разному, судороги мышц речевого аппарата всегда вызывают характерные проявления. Различие в формах логоневроза базируется на специфике частоты, локализации и длительности нарушений речи.

Индикаторами наличия заикания у детей служат:

  • расстройство точности, понятности и ясности фраз;
  • отсутствие особенно трудных для произношения слов, слогов или звуков в речи;
  • трата большого количества усилий на воспроизведение речи (лицо ребенка может покраснеть, выступить пот и др.);
  • наличие вспомогательных движений при разговоре (переминание с ноги на ногу, шмыганье носом, сжатие кулаков и др.). Отсутствие квалифицированной помощи может привести к закреплению этих мотостандартов и в дальнейшем оказывать дополнительное негативное влияние на психику ребенка;
  • страх перед речью, раздражительность, плаксивость и замкнутость;
  • пассивно-агрессивное поведение;
  • трудности перед действиями, требующими мелкой моторики (вследствие нарушения координации движений);
  • энурез, расстройство аппетита и сна, и др.

Когда проходит заикание у детей?

Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.

Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.

Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.

Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.

Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:

  • нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет;
  • длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета);
  • лицевой нервный тик при разговоре;
  • наследственный фактор заикания.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

  1. Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.
  2. При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.
  3. Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.
  4. Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:
  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.
Читайте также:  Кто на новенького: адаптация школьника в коллективе

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.

Как лечится заикание у детей?

Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.

Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:

  • режим молчания (4-6 дневный период безречевого общения при помощи специальных сигналов. Он эффективен для купирования судорог речевого аппарата, стимулирующих новые судороги);
  • логопедическая ритмика – это коррекционное сочетание музыки, речи и движения, предусматривающее многократное повторение вырабатываемых двигательных навыков;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика для тренировки артикуляционных органов и развития речевого дыхания;
  • улучшение мелкой моторики, как способа стимуляции нервных центров в мозге (зоны, отвечающие за речь и движение расположены очень близко);
  • массаж;

Заикание у детей: причины и лечение

От заикания сегодня страдает около 4 % детей и 2 % взрослых. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной. Нередко заикание провоцирует проблемы в общении, замедляет развитие ребенка, стимулирует комплексы. При этом некоторые люди живут с этим нарушением всю жизнь, стесняясь обратиться к специалистам.

На самом деле заикание успешно лечится. Это доказывают и врачи клиник МЕДСИ, применяющие как традиционные, так и инновационные методики терапии. Вам нужно лишь как можно раньше обратиться к специалистам, которые подберут подходящий способ коррекции речевого недостатка.

Что такое заикание?

Заикание (логоневроз) – часто встречающееся нарушение речи. Оно проявляется в частом повторении как отдельных звуков или слогов, так и целых слов. В некоторых случаях больной не повторяет звуки, слоги или слова, а удлиняет их. Проявляться заикание может и частыми остановками речи, ее «нерешительностью».

Человек испытывает трудности при внезапном нарушении согласованной работы речевых органов и центров во время произнесения речи. Провоцируется проблема судорогами, возникающими как в мышцах, участвующих в образовании звуков, так и дыхательных. По этой причине многие пациенты страдают не только непосредственно от заикания, но и от нарушений дыхания.

Больные жалуются на внезапное ощущение нехватки воздуха.

Как правило, заикаться пациент начинает на согласных, намного реже – гласных буквах и в середине речи.

Механизм патологии до сих пор точно не определен. При этом, как уже отмечалось, заикание успешно лечится.

Причины

Заикание может возникать по внешним и внутренним причинам.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  • Патологии при вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.)
  • Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.)
  • Генетическую предрасположенность
  • Индивидуальные особенности личности (повышенная нервозность и возбудимость)

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Психологическими травмами (утратой родителей, аварией, дефицитом внимания и др.)
  • Физиологическими процессами. Заикание у детей может пройти само, если нарушение речи связано с особым развитием полушарий мозга до 5-летнего возраста и их недостаточным созреванием
  • Перенесенными патологиями (менингитом, например)
  • Травмами (от небольших ушибов до тяжелых сотрясений)

У некоторых детей фиксируется «ложное заикание». Оно не является патологией, а заключается в простом копировании ребенком поведения взрослых. Если мама или папа заикаются, ребенок хочет быть похожим на них и перенимает особую «манеру речи».

Основные признаки заикания

К основным симптомам патологии относят:

  • Спазмы речевого аппарата при произнесении звуков
  • Длительные паузы между звуками
  • Слогово-звуковые повторы

Существуют и дополнительные признаки заикания.

К ним относят:

  • Агрессию
  • Нервозность
  • Слезливость
  • Замкнутость
  • Отказ от свободного общения

У некоторых детей на фоне заикания развиваются нервные тики и иные патологии нервной системы. Нередко малыши замыкаются, боясь стать объектом насмешек, отказываются посещать детский сад, выходить на игровые площадки.

В некоторых случаях при патологии дети страдают от:

  • Бессоницы
  • Нарушений аппетита
  • Проблем в работе желудочно-кишечного тракта

В запущенных ситуациях развивается социофобия, проявляется ночное недержание мочи. Родителям важно понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, и чем раньше вы обратитесь к врачу, тем менее серьезными и опасными будут последствия патологии.

Если дефект не устранить, он может стать причиной:

  • Затруднений в общении со сверстниками
  • Задержки развития
  • Проблем при устройстве на работу во взрослом возрасте
  • Формирования замкнутого характера и др.

Виды заикания

В зависимости от причины выделяют следующие виды дефекта:

  • Патологический. Такой дефект имеет врожденный характер и обычно связан с генетикой
  • Невротический. Заикание в этом случае провоцируется травмами, заболеваниями или сильным испугом

В зависимости от проявлений выделяют следующие формы патологии:

  • Тоническая. Такая патология характеризуется длительными паузами в словах и растягиванием гласных звуков
  • Клоническая. При таком заикании человек не может проговаривать отдельные буквы или целые слоги
  • Комбинированная. Эта патология является самой сложной, так как сочетает симптомы клонического и тонического видов

В зависимости от постоянства симптомов выделяют заикание:

  • Стабильное. Также его называют привычным. Патология проявляется постоянно
  • Нестабильное. Такое заикание возникает только при стрессах или повышенной эмоциональности
  • Циклическое. Данная патология характеризуется периодами «покоя», когда пациент говорит свободно

Тактика поведения родителей при заикании у ребенка

Определить, почему возникло заикание у детей (причины), и лечение провести должен врач! Но родители всегда играют важную роль в успехе устранения патологии.

Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от дефекта?

  • Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
  • Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
  • Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
  • Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом. Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой

На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект. Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать врача.

Важно! Позитивное окружение следует поддерживать и тогда, когда основной курс терапии завершен. Только в этом случае можно добиться существенного сокращения рисков того, что ребенок вновь начнет заикаться в стрессовых ситуациях или постоянно.

Лечение заикания

Лечение патологии речи всегда проводится комплексно.

Основная коррекция дефекта

Лечением детей занимаются логопеды-дефектологи. Именно эти врачи составляют коррекционную программу. Она разрабатывается индивидуально с учетом истинных причин патологии, возраста ребенка, его социального окружения и иных факторов.

Современные коррекционные методики строятся на основе нормализации дыхания и контроля темпа речи. Занятия с детьми проводятся в приятной необременительной игровой форме. Обычно вместе с ребенком врач читает и заучивает стишки, поет песенки, тренирует речевой аппарат другими способами.

Дополнительные коррекционные методики

К ним относят:

  • Массаж, направленный на улучшение кровообращения и общее расслабление. Курс из 10-15 сеансов позволяет снять спазмы и добиться полной релаксации
  • Дыхательную гимнастику, которая нацелена на формирование правильного дыхания. Заниматься можно как в условиях клиники под руководством физиотерапевта, так и самостоятельно, дома, предварительно освоив все упражнения
  • Гипноз. Данная методика применяется для терапии заикания у детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет

Медикаментозное лечение

Такая терапия актуальна в случае, если заикание у малыша спровоцировано стрессовой ситуацией. Как правило, врачи назначают легкие седативные средства. При необходимости, в запущенных случаях дополнительно рекомендуют транквилизаторы и препараты, предотвращающие спазмы (в том числе судорожные).

Преимущества лечения в МЕДСИ

  • Возможности для комплексной диагностики и определения точных причин речевых дефектов. В наших клиниках имеется новейшее оборудование экспертного уровня
  • Опытные врачи с высоким уровнем квалификации. В МЕДСИ работают не только логопеды, но и психологи, неврологи, нейропсихологи, дефектологи и другие специалисты. Уровень квалификации они повышают в ведущих центрах России и за границей
  • Возможности для записи на прием в удобное время
  • Индивидуальный подход к маленькому пациенту. Для каждого разрабатывается специальная коррекционная программа

Записаться на прием в клинику МЕДСИ вы можете по телефону + 7 (495) 7-800-600.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector