Игры для развития мелкой моторики

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн» Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.Игры для развития мелкой моторики

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

  • Речевое сопровождение:
  • «Сюда насыпали горох и пальцы запустили,
  • Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»
  • Игра «Коробочка тактильных ощущений
  • Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
  • Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
  • «Весёлые клубочки»

Игры для развития мелкой моторики

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики «Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.

  1.        Игры для развития мелкой моторики     Игры для развития мелкой моторики Игры для развития мелкой моторики
  2. «Волшебные палочки».Игры для развития мелкой моторики
  3. Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.
  4. Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.
  5. Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.
  6. «Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.Игры для развития мелкой моторики

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

  • Речевое сопровождение: «Для моей сестрички
  •                                            Я плету косички
  •                                            Из шнурков и из тесьмы,
  •                                            С нею очень мы дружны.»
  • «Черепашка»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.Игры для развития мелкой моторики

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.

  1. «Игры с прищепками»
  2. Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
  3. Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
  4. Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
  5. Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
  6. «Дидактическая игра с крышками»
  7. Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.
  8. Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.
  9. Игра с крышками от бутылок «Лыжник»
  10. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.

  • «Игры с резинками»
  • Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
  • Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. «Играем с природным и бросовым материалом»

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

  • «Геометрическая мозаика»
  • Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Успехов в работе и творчестве!

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, сенсорные мячики (Алиэкспресс), тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Игры для развития мелкой моторики

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

Читайте также:  Если дети не кушают овощи и фрукты: где взять витамины?

Игры для развития мелкой моторики

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук.

Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром! Подборка лучших развивающих бизибордов в интернет-магазине Озон (промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ).

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

Игры для развития мелкой моторики

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

Игры для развития мелкой моторики

♥ Посадите ребенка к себе на колени. Возьмите пару блоков Лего или другого конструктора. Покажите как соединять и разъединять блоки. После, соедините детали вместе, держите своей рукой за нижний бок и предложите ребенку отсоединить верхний блок.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

Игры для развития мелкой моторики

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.

Игры для развития мелкой моторики

  • ♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.
  • ♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).
  • РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:
  • ♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.
  • ♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.
  • РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
  • ♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для развития мелкой моторики

♥ Шар Орбо — отличный тренажер для маленьких пальчиков. Задача — перекатить все шарики в отверстия соответствующего цвета. Такая игра надолго займет ребенка, научит его логическому мышлению и поспособствует развитию мелкой моторики (Алиэкспресс, Озон: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ).

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

Игры для развития мелкой моторики

  1. РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
  2. ♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.
  3. ♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры с прищепками (в Май-Шопе, в Лабиринте, Алиэкспресс).

Игры для развития мелкой моторики
Игры для развития мелкой моторики

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

♥ Оригами.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

  • ♥ Эспандер (в Май-Шопе).
  • ♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.
  • ♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.
  • ♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе, Озоне: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ)

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе)

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Шнуровки.
Манипуляции с пуговицами и молнией.
Плетение.

Подборка лучших игрушек для развития мелкой моторики на Озоне (промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ)

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»: Издательство «Проф-Пресс»: Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики

Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Игры для мелкой моторики: что такое, нужна, детей, способы, рук, видео

Татьяна Кузьмич 28 февраля, 2021

Здравствуйте уважаемые читатели. В этой статье я расскажу вам об удивительной взаимосвязи мозга и пальцев. А также, почему игры для мелкой моторики рук полезны деткам.

Вчера прочитала, что истоки способностей и дарований ребенка находятся в кончиках его пальчиков. Очень даже интересненькое заявление. Однако, если мозг кладезь всех талантов, тогда причем здесь руки? Тем не менее, захотелось самой во всем разобраться. По ходу действий узнала много интересной информации и вот хочу сегодня поделиться с вами.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?

Понятие мелкой моторики включает разные действия. От простых жестов вроде захвата предмета до более сложных, точных движений, например, становление почерка. Другими словами, мелкая (тонкая) моторика – это скоординированное движение мелких мышц кистей и стоп.

Читайте также:  Правильное питание – здоровые дети

Моторика вообще развивается постепенно. Начиная, с рождения активнее идет формирование крупной моторики. Если малыш здоровый и физически активный она прогрессирует без особых усилий со стороны родителей.

Ну а в развитии мелкой моторики есть некоторые нюансы. Она также начинает вырабатываться сама собою. Например, младенец крепко хватается за мамины пальцы.

Но в дальнейшем ее совершенствование требует работы с мелкими предметами. А поскольку маленьким деткам до определенного возраста давать их небезопасно, то без присмотра взрослых не обойтись.

Умение осуществлять четкие движения пальцами рук и ног дается малышу нелегко. Ведь способность манипулировать мелкими предметами требует одновременного включения костно-мышечной, нервной и зрительной систем. С целью помочь маленькому быстрее овладевать этими навыками ученые разработали специальные упражнения.

В них больше внимания уделяется ручкам потому, что проекция кистей занимает треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга.

И получается, нервные окончания от кончиков пальцев как ручейки питают мозг, главный источник творческой мысли. К тому же зоны, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены рядом.

Следовательно, чем больше задействованы пальчики, тем лучше для развития речи.

Но мелкая моторика способствует не только развитию речи, а более того целостному становлению малыша. То есть благоприятствует интеллектуальному, творческому и психологическому совершенствованию.

  • Активно развиваются зрительная и двигательная системы.
  • Убираются зажимы, движения обретают целенаправленность.
  • Улучшается память, внимание, логическое мышление и воображение.
  • Совершенствуется пространственное восприятие, и координация.
  • Повышается тактильная чувствительность, подготавливаются ручки к письму.
  • Вырабатываются навыки самообслуживания.

Как говорят: руки учат голову, после поумневшая голова учит руки, а затем умелые ручки снова способствуют развитию мозга.

В результате получается, чем больше задействованы мелкие мышцы рук, тем выше будет творческий потенциал ребенка.

Способы и рекомендации для занятий по мелкой моторике

Итак, главное не сидеть на попе, а что-нибудь да делать. Поэтому любые способы развития оказывают хорошее влияние.

  • Самое универсальное упражнение – лепка из соленого теста, пластилина, глины. Что больше нравится, то и берите.
  • Более доступные способы – игры с крупой, мелкими камушками, пуговицами, плодами, листьями.
  • Массаж кистей, пальчиковая гимнастика, в сопровождении потешных стишков-считалочек, пальчиковый театр.
  • Занятия с бумагой: аппликации, плетение, оригами, вырезание ножницами.
  • Рисование фломастерами, раскрашивание картинок красками, штриховки карандашами по душе маленьким сорванцам.
  • Шнуровки, игры с веревками, молниями труднее даются, но не менее полезны.
  • Мозаика, конструкторы, пазлы, кубики, шары, разнообразные фигурки принесут огромную пользу ребенку.

Игры для развития мелкой моторики

Все упражнения должны быть интересными для малыша!

А достижению этой цели способствует соблюдение таких правил.

  • Продолжительность занятий не больше 10-15 минут. Каждый раз руководствуйтесь настроением ребенка.
  • Предметы для игры всегда давайте непосредственно во время занятия. В противном случае любопытство малыша быстро пройдет.
  • Также убирайте с поля зрения все ненужные игрушки, поскольку они будут отвлекать внимание.
  • Упражнения обязательно чередуйте. Если ребенок хандрит и занятие ему не по душе, не настаивайте. Предложите другую игру.

Родителей всегда волнует вопрос, какими способами обеспечить полноценное развитие своего ребенка. Так вот, именно развитие мелкой моторики и предоставляет такую возможность.

Развитие мелкой моторики до года

Развивайте пальчики младенца с первых дней. Чтобы упражнения принесли пользу, делайте их каждый день.

  • В начале займитесь массажем, так как он успокаивает и избавляет малыша от зажатий. В период бодрствования грудничка, пользуйтесь любым удобным моментом. Будет достаточно нескольких минут, чтобы погладить, растереть ручонки, нажать на активные точки.
  • Когда маленький начнет лучше управлять своими ручками давайте ему лоскутки тканей разной фактуры и цвета. Также нашейте на них разноцветные пуговки, бусины. Пусть малыш перебирает и одновременно рассматривает всю эту красоту.
  • Воспользуйтесь хватательным рефлексом и подкладывайте крохе под ладошки погремушки, а позже пищащие игрушки, мячики-ежики. Это делается для того, чтобы малыш, сжимая их, укреплял свои связки и мышцы.
  • Около трех месяцев кроха начинает активно интересоваться своими конечностями: рассматривает, тянет в рот. Как раз пришло время для пальчиковых упражнений. Начинайте с простых стишков, например: сорока-ворона, коза бодатая.
  • Ближе к годику уже можно порисовать пальчиком в манной крупе или муке. Для этого насыпьте что-нибудь в широкий лоток с низкими бортиками. А далее творите вместе с ребенком все, что душе угодно.
  • Если не хотите заморачиваться с самоделками, купите готовые мягкие или резиновые игрушки с наполнителями (шариками). Дети с ними хорошо играют.

Игры для развития мелкой моторики в 1 год

Как известно, малыши чересчур обожают все хватать, рвать, разминать. Знаем, родительские слезки по поводу испорченных вещей и жалких попыток отучить малыша от этой вредной привычки. А ведь этот инстинкт можно хорошо использовать как полезное упражнение. Только дайте ненужный хлам: старые журналы, целлофановые кульки. Пусть ребенок оторвется.

Сделайте украшение вместе с малышом, нанизывая на толстую нить макароны или крупные бусины.

Пошейте тканевые мешочки и засыпьте в них крупы, фасоль или мелкие камушки. Разрешите крохе порыскать в них. Без сомнения вашему сорванцу понравится эта затея. Только расположитесь рядом, присматривая, как бы ни засунул в рот или ухо. Малыши это дело любят.

Мой полугодовалый внук очень любит самоделку-копилку. Я взяла жестяную банку из-под детской смеси и прорезала в крышке два отверстия. В меньшее он просовывает счетные палочки и спички, а в то, что больше пуговицы и монетки.

Еще он любит рисовать карандашами и мелками. Для мелков мы приспособили разделочную доску.

Игры для развития мелкой моторики в 2-3 года

Для деток 2-3 лет купите шнуровки или пошейте сами. В плотной ткани прорежьте дырки, пришейте большие петли и пуговицы. Пускай малыш вдевает веревочки, застегивает и расстегивает пуговки. Таким образом, играя, ребенок освоит необходимые для самообслуживания навыки.

Еще несколько полезных занятий.

  • Следопыт. В ведро насыпьте зерно, а на дно положите маленькие игрушки. Всякий раз малыш, ища их, будет попутно массажировать руку зерном.
  • Сортировка. Упражнение с крупами усложните, например, смешайте рис и гречку. Пусть ребенок отсортирует их в разные тарелки.
  • Стукалка. Дайте колючий мячик, еловую шишку или грецкий орех. Малыш будет катать по столу и постукивать.
  • Угадай-ка. В этой игре понадобятся плотные мешочки с разнообразными наполнителями: каштаны, шарики из бумаги, ваты, маленькие фрукты и овощи. Пускай ребенок ощупывает, трясет и угадывает, что там спрятано. А вы в то время задавайте наводящие вопросы: это маленькое или большое; там твердое или мягкое.

Cмотрите полезное видео про игры для развития мелкой моторики рук с крупами:

Любимое упражнение моей трехлетней внучки

Прищепки. Она цепляет их на подол платья или футболку и красуется как модель. Еще классно приделывает иголки ежу, а лучики солнышку, которых вырезали из картона.

Также малышка помогает по дому: моет посуду, подметает пол, месит тесто. А как гвозди с папой забивает, лучше пацана. Потом мама, конечно, делает уборку, но это уже неважно.

Маленькая сорока подсматривает потихоньку, как я шью и вяжу, и следом пробует сама.

Развитие мелкой моторики в 4-5 лет

Ребят 4-5 лет, которые не ходят в детский сад, обучайте навыкам письма дома такими способами.

  • Собираем урожай. На веревку подцепите скрепки с ягодками из пластилина. После подвесьте ее между спинками стульев. Пускай ребенок снимает ягоды тремя пальчиками и складывает в ведерко, которое стоит справа от него.
  • Посыпай-ка. Научите детку высыпать из песка или крупы щепоткой разные узоры, дорожки. Также нарисуйте буквы, цифры, а ребенок пусть засыплет серединку и постарается не выступить за контуры рисунков.
Читайте также:  На высоте: можно ли при беременности носить каблуки?

Прогулки всегда используйте с пользой и не поленитесь насобирать листьев, шишек, желудей.

Дома все это богатство, несомненно, пригодится для поделок или пущай малыш просто все перекладывает, сортирует.

Что ж подведем итоги

Как видим, развивать мелкую моторику совсем несложно, но очень важно.

В дальнейшем приобретенные навыки сослужат ребенку хорошую службу, поскольку ловкость пальчиков важная составляющая целостного развития малыша.

Следовательно, не ленимся и беремся за дело. Всегда есть возможность воспользоваться фантазией и приспособить для упражнений подручные материалы. Да и заодно научить ребенка мыслить творчески.

В заключение, хочу сказать, что  одними занятиями на развитие мелкой моторики не вырулишь. Для полноценного формирования малыша нужен комплексный подход. Однако пренебрегать упражнениями не следует. Ведь игры на развитие мелкой моторики рук оказывают исключительно положительное воздействие на все системы организма.

Всего доброго мои дорогие читатели. Как всегда, ищите мои статьи в социальных сетях, читайте и делитесь с друзьями. Следите за новинками и обязательно подписывайтесь на обновления блога.

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели:

  • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
  • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
  • развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
  • подготовка кисти руки к письму;
  • развитие сенсомоторной координации рук;
  • влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
  • формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
  • развитие        пространственного        ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  • развитие внимания, восприятия, мышления;
  • развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

  • Волшебный мешочек.
  • Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.
  • Цель:        В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,
  • память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик по столу:        подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.
  1. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.
  1. Игры по развитию тактильной памяти.
  2. Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
  3. Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью
  4. Мех
  5. Наждачная бумага
  6. Байка (фланель)
  7. Капли воска
  8. Верёвка зигзагами
  9. Целые палочки
  10. Поломанные палочки
  11. Бархат
  12. Вельвет
  13. Фольга
  14. Целлофан
  15. 1 .«что на что похоже»
  16. Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель:   1.Развитие мелкой моторики.

  1. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  2. развитие чувства ритма;
  3. развитие конструктивного мышления;
  4. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцывыкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,разные семечки.

  1. «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант:        попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  1. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  2. «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А.»Кто больше соберет фасоли?» — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

  1. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  2. «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта — отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку:        «Давай

покормим куклу макаронами!» Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача — развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  1. Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
  1. Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

 Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки.

Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector