Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Подготовка ребенка к школе — важный этап, который поможет первокласснику быстрее адаптироваться в новых условиях. Родители часто думают, что дошкольнику достаточно уметь считать и читать, но это не совсем верно. Рассказываем, как самостоятельно подготовить ребенка к школе в домашних условиях.

Физическая подготовка к школе

Необходимо подготовить к учебе не только интеллект, но и тело. Хорошее самочувствие — ключ к устойчивому развитию когнитивных способностей.

Физическая подготовка детей к школе включает в себя укрепление иммунитета, формирование привычек здорового образа жизни, изучение основ физической культуры. Прививать заботу о себе нужно с раннего детства.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Тело дошкольника меняется очень сильно: формируется структура легких, улучшается реакция, развивается мелкая моторика рук. Движения становятся более продуманными, гармоничными, исправно работает вестибулярный аппарат.

В 6-7 лет ребенок быстро растет, любит активные командные игры. Подвижные игры для дошкольников улучшают память, повышают сообразительность, дают небольшую разрядку. Выбирайте школу, где уделяется внимание упражнениям, гимнастике, балансу между учебой и отдыхом.

Что вы можете сделать уже сейчас?

  1. Следите за питанием ребенка. Оно должно быть сбалансированным и насыщенным. При необходимости найдите время для посещения врача, чтобы скорректировать рацион. Еда напрямую влияет на работу мозга и уровень бодрости.
  2. Полноценный сон. Дошкольнику следует спать не меньше положенной нормы. Люди по всему миру — как взрослые, так и дети — спят очень мало. Это настоящая проблема нашего века. Обеспечьте малышу комфортную постель, налаженный режим дня.
  3. Определите, каким видом спорта хочет заниматься дошкольник. Футбол, баскетбол, бег — список огромен. Не забудьте учесть уровень физической подготовки и темперамент ребенка: например, не стоит насильно заставлять робкую 6-летнюю девочку, которая любит уединение, заниматься командными танцами.
  4. Прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на мыслительную деятельность. Проветривайте квартиру, чтобы в комнате ребенка было свежо.
  5. Приучайте детей к активному отдыху: «На этих выходных мы остаемся дома и играем в настольные игры, но на следующей неделе поедем кататься на лыжах». Спорт должен ассоциироваться с удовольствием, приятным времяпрепровождением с семьей.
  6. Лучше всего работает личный пример. Найдите время для физкультуры, перейдите на правильное питание, тогда ребенок с легкостью усвоит новый порядок.

Помогут упражнения на координацию, скорость, выносливость. Старайтесь вносить в любое занятие элемент спортивной игры: отправляясь на дачу, захватите с собой мяч или ракетки для бадминтона, сходите в лес, побегайте наперегонки.

Старайтесь не просто увеличивать нагрузку, но делать ее более продуманной. Важно развивать силу, гибкость, умение работать в команде. Идеально, если ребенок будет посещать занятия вместе с близкими друзьями или найдет приятелей при посещении спортивной секции.

Ежедневная зарядка в домашних условиях — первый шаг к развитому телу. Как выполнять упражнения без вреда для ребенка?

Адекватная продолжительность тренировки — 25-30 минут. Избегайте непосильных нагрузок, это опасно.
Включайте в программу тренировки разнообразные упражнения: комбинируйте положения тела, добавляйте взаимодействие с предметами (скакалка, турник, хулахуп).

Проводите занятие утром, если ребенок чувствует себя комфортно, но дневная разминка тоже приносит пользу.

Цель уроков физкультуры в школе — приучить детей бережно относиться к организму. Транслируйте эти ценности каждый день.

Беседуйте с дошкольником о важной роли спорта в жизни человека. Понятное объяснение подарит малышу мотивацию, действия станут осмысленными — лучше, чем ленивая неэффективная зарядка.

Заведите дневник наблюдений за изменениями тела. Обойдитесь без многоуровневых таблиц. Продемонстрируйте малышу, как высчитывать рост, вес, их соотношение, температуру тела, кровяное давление и другие параметры, которые считаете необходимыми.

Поощряйте стремление ребенка к спорту. Предложите вместе выбрать кружок, сходите на пробное занятие, пообщайтесь с тренером.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Психологическая готовность — расплывчатое понятие с неточными критериями. Как узнать, что ребенок готов пойти в школу и успешно преодолевать препятствия? Обычно дети достигают нужного уровня психологической устойчивости к 7 годам, поэтому педагоги часто рекомендуют идти в первый класс в этом возрасте.

К 7 годам у дошкольника формируется адекватная самооценка, исчезает детская непосредственность, излишняя беззаботность. Малыш привыкает к новой социальной роли.

Первые несколько лет обучения являются ключевыми. За этот короткий период формируется отношение человека к процессу познания мира. От родителей и педагогов зависит, какими будут впечатления ребенка — положительными, нейтральными или негативными. «Немедленно иди читать, чтобы сегодня 10 страниц было прочитано! Будешь пересказывать!» — такие фразы не вдохновляют.

Пусть добыча информации станет веселым квестом, который увлечет малыша на всю жизнь.Обратите внимание на учителей, преподающих в школе, которую будет посещать ребенок. Поговорите с ними, выясните, как давно они проходили курсы повышения квалификации, какие отзывы получили за время работы (от учеников в том числе).

Исключите агрессию, язвительность, крики между домочадцами. Дом — место, где царит безопасность и принятие. В спокойной обстановке есть возможность расслабиться, набраться сил перед очередной учебной неделей.

Чтобы психологически подготовить ребенка к школе, уделите внимание развитию следующих качеств:

  1. Вежливость. Стандартные правила этикета никому не навредили, но дополнительно ребенку предстоит усвоить мысль: к людям вокруг надо относиться уважительно, с пониманием, не хамить окружающим.
  2. Чувство собственного достоинства. Умение отстаивать интересы, проявлять себя.
  3. Опыт продолжительного сотрудничества со сверстниками. Раннее детство характеризуется постоянным общением со взрослыми, но развитие самостоятельности у ребенка происходит только наедине с людьми того же возраста.
  4. Психологическая устойчивость. Если незначительная критика вызывает слезы, идти по жизни весьма тяжело.
  5. Сфера интересов. Мир не должен ограничиваться школьной партой, друзья — не только одноклассники. Пусть ребенок видит: в мире много возможностей, вариантов развития. Не получилось здесь — получится позже.

Интеллектуальная подготовка к школе

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Интеллектуальная готовность дошкольника — весомый фактор, напрямую влияющий на настроение ребенка. Работники образовательной сферы утверждают, что к 7 годам дети должны уметь фантазировать, иметь зачатки абстрактного мышления, обладать широким кругозором (в соответствии с возрастом).

Кто-то возразит: обучать этим навыкам должны учителя, а не родители. Да, но в первую очередь ответственность несут отец и мать. Система образования направляет, подсказывает верные решения, но результат в большой степени зависит от семьи.

О каких конкретно умениях идет речь?

  1. Понимание основ учебного процесса: как проходит урок, для чего нужна перемена, правила общения с учителем и одноклассниками.
  2. Работа с задачами, требующими пространственного мышления (разложить предмет на отдельные составляющие, мысленно перевернуть или переместить).
  3. Способность пересказывать содержание текстов (учебных и художественных), воспроизводить сюжет, анализировать смысл.
  4. Развитая краткосрочная и долгосрочная память. Программа начальной школы довольно насыщенная, уроки непривычно длинные. Придется запоминать быстро и много. Чтобы будущему первокласснику было проще усваивать материал в школе, начните выполнять несложные упражнения и игры на развитие памяти у дошкольников.
  5. Письменный и устный счет, чтение, письмо — азы грамоты.
  6. Восприятие разговорной речи на слух, отсутствие проблем с произношением. Выразительное чтение, произнесение реплик по ролям.
  7. Готовность ставить эксперименты (в том числе мысленные). Это умение пригодится и вне стен школы.

Не спешите заполнять голову ребенка знаниями из разных областей. Родительский перфекционизм способен разрастись до небывалых размеров: сегодня учим стихотворения Пушкина наизусть, завтра чертим геометрические фигуры, на следующей неделе запишемся на уроки музыки…

Такой подход может навредить. Придя в начальную школу, ребенок обнаружит, что уже знает часть материала, явно выделяется в лучшую сторону по сравнению с одноклассниками… И расслабится. Когда наступит время грызть гранит науки, малыш не сможет работать, привыкнув, что учеба дается легко.

Второй вероятный исход событий — усталость. 6-летнему ребенку тяжело удерживать внимание и запоминать информацию. Переизбыток знаний отобьет интерес к развитию.

Вывод: не допускайте переутомления. Отдохнувший ребенок добьется успеха быстрее, чем изнуренный ежедневными занятиями.

Рекомендации для родителей

Чтобы чувствовать себя уверенно, дошкольнику следует развивать силу воли, умение работать в коллективе, общаться с окружающими.

Часто талантливые ученики не реализовывают потенциал, потому что стесняются высказать мнение, страдают от нехватки одобрения одноклассников, боятся ошибиться.

 Паттерны поведения сложно искоренить — появившись, они преследуют нас очень долго. Задача родителей — заранее проработать страхи дошкольника, стать надежной опорой.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Что нужно для успешной подготовки ребенка к школе в домашних условиях? Дадим несколько важных советов для родителей.

  1. Учите детей концентрироваться на выполняемой задаче: попробуйте приготовить ужин вместе, комментируя каждый шаг. Пусть малыш подробно описывает алгоритм, объясняя действия и тренируясь быть вовлеченным в процесс.
  2. Делу время, потехе час. Чтобы достичь цели, нужно уметь отказываться от кратковременных удовольствий. Сначала выполняем задания, только потом идем гулять. Это научит ребенка отделять первостепенные дела от менее значимых.
  3. Пишите или печатайте инструкции для выполнения дел по дому. Списки хорошо структурируют мысли, помогают проследить логику событий.
  4. Донесите до будущего первоклассника мысль: просить помощи — не стыдно. Если родственники и друзья соглашаются поддержать тебя в трудную минуту, значит, ты хороший человек. Девиз «Я и один прекрасно справлюсь»‎ не подчеркивает неуязвимость, а уменьшает шансы справиться с трудностями.
  5. Развитые навыки социализации упрощают жизнь в детском саду, школе, секции — в любой группе. Подсказывайте ребенку, как люди вокруг контактируют друг с другом, оказывают взаимовыручку, добиваются намеченных целей.
  6. Самостоятельность, находчивость, смекалка. Учитель не имеет возможности концентрироваться на потребностях ребенка: классы включают десятки человек. Ребенку следует уметь заботиться о себе.
  7. Родители, приводя чадо в первый класс, совершают ряд однотипных ошибок. Одна из них — нежелание контактировать с учителем. «Подойди к учительнице, спроси, почему она поставила низкую отметку», «Я не собираюсь решать твои проблемы, разбирайся сам». 7-летний школьник не справится с грузом, который не по плечу даже подростку.
  8. Посещайте родительские собрания, включайтесь в обсуждения наравне с другими родителями, иначе упустите момент. Интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка, спрашивайте про новых друзей или недоброжелателей. Возник конфликт, требуется вмешательство взрослого? Не самоустраняйтесь, проследите, чтобы ситуация разрешилась в пользу ребенка.
  9. Распространенное клише — запугивание. «Сейчас мы тебе все разрешаем, балуем, но в школе запоешь по-другому! Там строгая тетя, нельзя играть, наказывают за плохое поведение». Догадайтесь, какие ощущения будет вызывать процесс образования в целом.
  10. Подавление не способствует взрослению, полноценному развитию. Страх парализует, а со временем вызывает ненависть. Повзрослев, ребенок наотрез откажется посещать место, где вынужден терпеть неудобства — школу. Именно поэтому стоит сохранять позитивный настрой.
Читайте также:  Мужское бесплодие: причины, диагностика, современные методы лечения

Главное — поддержка семьи. С ней ребенок будет взрослеть и учиться новому без стресса и переживаний.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее
Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность Логическая загадка любой сложности заставит вас подумать о давно забытых предметах, вспомнить содержание детских сказок и смириться с тем, что ваш ребенок находит ответы быстрее вас. Хотите проверить? Мы подготовили специальную подборку сложных логических загадок! Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность Закономерность — это регулярные устойчивые взаимосвязи в количествах, свойствах и явлениях объектов. В математической закономерности нужно найти алгоритм, согласно которому в цепочке чисел происходит их повторение, изменение или замещение в соответствии с установленным правилом. Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность Разгадывание ребусов – отличное времяпровождение для любителей всевозможных головоломок и загадок. Это захватывающий процесс, суть которого заключается в том, чтобы расшифровать слово, фразу или предложение с помощью картинок и символов-подсказок: цифр, букв, запятых и прочих знаков.

Развиваем память и внимание у детей при помощи специальных методик и игр

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованностьДля успешного обучения в школе детям нужно иметь развитые соответственно возрасту психические процессы: мышление, память, воображение и сопровождающее их внимание. Особое значение придается хорошей памяти и вниманию, так как именно с их помощью школьники быстро овладевают новыми знаниями, надолго запоминают учебный материал, сосредотачиваются на трудных правилах и задачах. Однако педагоги обеспокоены тем, что многие ученики, особенно в начальной школе, испытывают трудности в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. В школе работа над улучшением памяти и внимания детей ведется, но с помощью родителей сделать это возможно гораздо быстрее и эффективнее. Поэтому взрослым стоит задуматься над тем, как развить память и внимание своих деток в домашних условиях.

Какими средствами можно эффективно развить память и внимание детей?

Психологи уточняют, что запоминание новой информации невозможно без полноценного внимания.

Прежде чем запоминать любой текст, надо сосредоточиться на нем, сконцентрироваться на главной мысли, внимательно ознакомиться с содержанием.

При рассматривании объекта также надо внимательно обследовать его: определить форму, цвет, материал, назначение, и только после проведенных действий можно надолго сохранить в сознании понятие о предмете.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованностьВот такие навыки необходимо формировать у дошкольников и младших школьников, поэтому на домашних занятиях развитие памяти нужно объединять с развитием внимания. В этом родителям помогут специальные техники. В последнее время все более популярной становится мнемотехника (наука о приемах запоминания), в которой можно найти средства, значительно облегчающие работу с информацией. Приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в мнемотехнике, с успехом используются при обучении детей. Познакомившись с наиболее эффективными из них, родители всегда смогут организовать упражнения, увлекательные игры на развитие памяти и внимания у своих ребятишек.

Ритмизация текста

В мнемотехнике часто используется прием зарифмованного текста, который за счет определенного ритма (рифмы) запоминается непроизвольно, остается надолго в сознании. Это соответствует особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста, у которых еще сильна потребность в непроизвольных действиях.

Поэтому такой прием эффективен при обучении ребятишек правильному запоминанию. Например, в случае, когда ребенок усваивает важную, но логически не связанную, трудно воспринимаемую информацию, ее можно превратить в определенный ритм (рифму).

Классический пример такого приема ‒ рифмованные фразы при заучивании одиннадцати глаголов исключения, падежей, некоторых правил русского языка, теорем, например:

  • «и ужасно, и опасно, букву «т» писать напрасно»;
  • «жи и ши ‒ такие слоги, что всегда к ребятам строги, жи ‒ ши, жи ‒ ши только «и» всегда пиши»;
  • «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Таких рифмованных фраз придумано много для запоминания учебного материала. Важно научить ребенка этому приему, так как он помогает не только рифмовать разного рода содержание, но и развивает умение сосредоточиться на нем, быть предельно внимательным.

Овладев ритмизацией, школьники достаточно легко смогут заучивать длинные стихи, запоминать тексты разного содержания, самостоятельно составлять рифмы трудного учебного материала.

Для домашних занятий с ребятишками можно использовать специальные игры для обучения рифмам, а также упражнения на развитие внимания и памяти.

Упражнение «Цифровые стихи»

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

  • Веселые стихи:
  • 2 15 42 42 15 37 08 5
  • 20 20 20!
  • 45 108 2 47 16 3 4 502
  • 20 20 20!
  • Считалка:
  • 2 12 46 48 3 06 33 1 102
  • 8 30 32!

Упражнение «Закончи фразу»

Задание помогает выучить правописание ча-ща, жи-ши, чу-щу, учит рифмовать учебные тексты. Взрослый подбирает слоги, к которым можно подобрать рифму с определенным словом, предлагает ребенку закончить предложение:

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, стоит в поле каланча, никуда не делась «а». Ща-ща-ща, ща-ща-ща, мы поймали «а», а еще леща. Чу-чу-чу, чу-чу-чу, не хочу идти к врачу, у-у-у.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу, вместе с «у» щуку из пруда тащу.

Игра «Соедини слова»

Обучающая игра, которая помогает овладевать приемом рифмования текста, развивает внимательность. Школьнику предлагается соединить начало и окончание слова. Перед ним раскладывается несколько карточек с написанными слогами, для них нужно подобрать только одну карточку с одинаковым окончанием:

Печ-, свеч-, греч-, реч-, овеч- (ка). Поигр-, поиск-, покат-, побеж- (ать).

  1. Лени-, краси-, крикли-, смешли-, трусли- (вый).
  2. Для дошкольников можно использовать картинки, на которых нарисованы различные предметы. Взрослый предлагает подобрать картинки, названия которых рифмуются между собой:
  3. печка-речка-свечка-овечка; ствол-футбол-укол-стол.

Пиктограммы

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Игра «Составь пару»

Задание используется, как улучшающее работу памяти в комплексе со вниманием у школьников и дошкольников, хотя будет доступно и совсем маленьким деткам. Ребятишки учатся при помощи пиктограмм запоминать парные слова.

Им предлагают соединить картинки парами, соотнося предмет и действие: санки – кататься, сок – пить, игрушка – играть, мышка – норка и т. д. Ребенок должен связать пиктограммы с понятиями, запомнив эти пары.

Затем одна из картинок убирается, малыш воспроизводит пары слов с опорой на оставшуюся картинку.

Игра «Исправь ошибку»

Игровое задание развивает внимательность, формирует навыки запоминания в действии. Ребенку предлагаются карточки с пиктограммами: предмет и действие, с заведомо сделанными ошибками.

Слева на карточке располагаются предметы, справа – действия с ними, например: варежка – играть в футбол, чайник – есть из тарелки, лукошко – наливать воду. Предметы и действия соединены стрелками.

Малыш должен внимательно рассмотреть взаимосвязи, найти и исправить ошибки.

Упражнение «Найди правильную картинку»

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Аналогично предыдущему заданию, как вариант, можно предложить найти и исправить ошибку в предварительно подобранных пиктограммах.

Еще одним вариантом будет действие, когда даны несколько фраз и только одна пиктограмма, которую необходимо соотнести с нужной фразой.

Ассоциации

Установление ассоциативных связей – один из популярных мнемических приемов, который доступен детям разных возрастов.

Основой этого приема является то, что при воспроизведении одного объекта сразу в сознании появляется другой.

Этому приему легко и просто обучить любого ребенка, если взрослый покажет, как правильно составить ассоциативные цепочки, например, при помощи развивающих игр и упражнений для детей.

Игра с мячом «Наоборот»

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Игра с мячом «На что похож предмет?»

В этом задании развивается навык составления ассоциаций по сходству. Взрослый бросает мяч ребенку с называнием предмета определенной формы (на первых порах лучше взять знакомые ребятам формы: круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, треугольная).

Так легче найти аналогию, затем, когда правила игры будут хорошо усвоены, у малыша появится больше опыта, можно искать сходство не только по форме, но и по другим свойствам предмета: цвету, фактуре, назначению.

Ребенок должен вернуть мяч взрослому с ответным понятием, на которое похож предложенный взрослым предмет. Например: арбуз – шар, змея – веревочка, окно – прямоугольник, груша – треугольник, тарелка – круг.

Более сложный вариант подходит для старших детей, когда ассоциации подбираются по любому признаку: солнце похоже на одуванчик, дыня и огурчик похожи формой (овальной), мягкий как пушок (фактура), лед — зеркало и т.д.

Игра с мячом «Что от чего случается?»

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Активное повторение

Популярный мнемический прием, достаточно простой и понятный детям, хорошая тренировка для улучшения памяти и внимания, долговременной памяти. В основе его лежит воспроизведение материала, который школьники уже запоминали. Для того чтобы полученная информация сохранилась надолго, ее периодически нужно припоминать и повторять.

Например, полезно школьникам воспроизводить стихи, заученные на уроках чтения, правила русского языка, математические понятия. Для поддержания интереса у детей к домашним занятиям по развитию памяти, внимания активное повторение также проводится в виде игр и упражнений.

Можно с этой целью включать такие игры в семейный досуг, праздничные мероприятия, прогулки с детьми в природе.

Игра с элементами соревнования «Кто больше всех вспомнит стихов об осени (любом времени года)?»

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Упражнение «Запомни предметы и найди точно такие же»

Для дошкольников и младших школьников разработано много дидактических пособий с картинками, на которых нарисованы предметы в различных вариациях.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Готовим ребенка к школе в домашних условиях: советы для родителей

Залог отличной учебы в школе – тщательная, рациональная организация дошкольного обучения. Идеальный возраст для его начала – 3,5-4 года, так как дети при поступлении в первый класс проходят непростое тестирование.

С шестилетним ребенком начинать дошкольную подготовку будет гораздо труднее.

Список умений при поступлении в школу достаточно обширен, обучиться им за короткое время будет очень сложно, поэтому начинать процесс нужно как можно раньше.

Читайте также:  12 моментов в развитии ребенка, которые надо заметить

Содержание

  1. Требуемые навыки при поступлении в 1 класс
  2. Основные особенности процесса дошкольной подготовки
  3. Особенности домашней дошкольной подготовки детей 5-7 лет
  4. Уроки чтения
  5. Уроки математики
  6. Уроки письма
  7. Творческий процесс
  8. Психологическая подготовка
  9. Действия родителей для грамотной моральной подготовки будущего ученика
  10. Физическая подготовка и закаливание
  • уметь рассказывать основную информацию о себе и родителях, о том, чем особенно нравится заниматься;
  • знать дни недели, месяцы, времена года, время суток;
  • знать печатные буквы, гласные и согласные, уметь прочитать несколько предложений и пересказать их;
  • иметь представление о сложении и вычитании;
  • знать элементарные геометрические фигуры, рисовать их;
  • уметь обслуживать себя: надевать и снимать одежду и обувь, убирать за собой после обеда и на парте;
  • иметь основные социальные навыки: здороваться, общаться с одноклассниками и учителями;
  • знать основные цвета и оттенки;
  • уметь внятно рассказать, что нарисовано на картине;
  • знать счет до 20 (как в прямую, так и в обратную сторону);
  • знать названия и изображения частей тела;
  • иметь свою точку зрения, решать спор словами, а не кулаками;
  • воспитанно вести себя на уроках, не шуметь.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

  • продолжительность 1 занятия – 15 мин, 15-20-минутную паузу заполнить играми, небольшой зарядкой;
  • интенсивность занятий следует наращивать понемногу, после того, как ребенок хорошо понял изученную ранее информацию;
  • важно часто менять различные виды уроков, чтобы не перегрузить однотипной информацией;
  • обучение лучше всего организовать в виде игры, дабы вызвать интерес малыша. Нельзя ругать ребенка, если он не хочет заниматься, необходимо доходчиво и спокойно объяснить ему, для чего это нужно;
  • занятия стоит проводить по красочным учебникам с обилием картинок и не перегруженным текстовой информацией.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Для успешного поступления в школу знать только алфавит и цифры – слишком мало. Необходимо проводить разноплановые занятия, в том числе для развития творческих и социальных навыков, сохранив при этом интерес к учению.

Чем больше умеет будущий первоклассник при поступлении в школу, тем легче будет проходить его адаптация и тем проще ребенок сможет общаться с другими учениками. Желательно готовить к школе в специализированных дошкольных организациях, но, если у родителей такой возможности нет, можно весьма успешно заниматься с малышом и самостоятельно, следуя при этом нижеследующим рекомендациям.

  • они наиболее важны из всех других, так как навык чтения будет необходим для изучения других наук по учебникам и пособиям;
  • алфавит необходимо разучивать строго в прямом порядке. Чтобы малыш легче запомнил буквы и увлекся процессом, можно превратить изучение в игру, например, показывать каждую букву с помощью рук или вылепить из пластилина;
  • предложить в небольшом тексте найти освоенную букву;
  • задать ученику несколько простых вопросов по содержанию текста.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

  • такие уроки следует начать с подсчета знакомых вещей (одежды, овощей, игрушек), далее приступать к занятиям по специальным палочкам и картам;
  • будет полезным разучивать числа в парах, к примеру 1 и 2, 3 и 4 (за одно занятие следует проходить не больше одно пары);
  • геометрические фигуры лучше изучать с помощью простых предметов обихода (фрукты, печенье разной формы), а после успешного усвоения приступать к их рисованию линейкой на бумаге;
  • все эти занятия желательно комбинировать.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

  • заранее нужно научить ребенка, как правильно держать карандаш и ручку;
  • важно улучшать мелкую моторику с применением круп, мелких кубиков, мозаики;
  • малыш должен свободно владеть ножницами;
  • обучение письму следует начинать с печатных букв, затем приступать к прописным;
  • важно правильно подобрать ручку для письма, комфортную для будущего ученика, а также тетради, какие будут использоваться именно в вашей школе;
  • в перерывах между занятиями можно устраивать пальчиковую гимнастику;
  • прививайте старательность, аккуратность в письме.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

  • малыш должен свободно владеть карандашами, маркерами, кисточкой;
  • занимайтесь по раскраскам с большими картинками, помогайте в процессе не выходить за пределы рисунка;
  • комбинируйте творческий процесс с повторением геометрических фигур;
  • будет полезным рисовать, лепить и делать аппликации из букв и цифр.

Специалисты утверждают, что малыш лучше привыкнет к школе, если вовремя проработать такие стороны, как:

  • искреннее стремление к учебе;
  • социализация, общительность, самостоятельность;
  • способность к рассуждению, исследованию;
  • внимательность, умение сконцентрироваться;
  • навык справляться с трудностями самостоятельно и не стесняться просить помощи у других.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

  • разговаривать с ребенком, прислушиваться к нему, вместе рассуждать;
  • после чтения обсуждать прочитанное, побуждать малыша к умозаключениям;
  • устроить ролевую игру на школьную тему, в процессе которой объяснить основные задачи учителя и школьника;
  • чаще хвалите, давайте наставления в деликатной форме;
  • не заканчивайте задание за ребенка, он должен учиться доделывать его сам либо попросить о помощи;
  • приучайте к самостоятельности, это поспособствует установлению здоровых взаимоотношений с учителем и одноклассниками;
  • научите правильно вести себя в коллективе, избегать конфликтов – для этого нужно чаще давать играть с друзьями, приглашать ребят домой;
  • ни к коем случае не подшучивайте над ребенком в присутствии других, особенно на неприятные для него темы – это может негативно отразиться на самооценке малыша, вызвать психологические проблемы во взрослом возрасте;
  • объясните, для чего нужно ходить в школу, как много знаний он может получить и как будет интересно найти новых друзей среди одноклассников;
  • приучайте к такту и организованности, объясните, как нужно вести себя на уроке и при общении с другими детьми;
  • малыш не должен стесняться попросить помощи у учителя или одноклассников, если что-то упустил из пройденного материала;
  • научите управлять своими эмоциями, правильно реагировать на произошедшее в различных ситуациях. В этом также могут помочь всевозможные сценки и ролевые игры.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Тема сохранения и укрепления здоровья в дошкольной подготовке является одной из основополагающих. В этом случае, как и во многих других, главный принцип: «Не навреди!».

В 6-7 лет молочные зубы меняются на коренные, наблюдается особо стремительный рост, ребенок становится гиперактивным. В физическом плане он лучше перенесет адаптацию к школе в 7 лет и старше.

Однако иногда родители вынуждены вести малыша в школу в 6 лет, в этом случае на вопросы здоровья и физической активности нужно обратить повышенное внимание.

Желательно выбрать учебное заведение с хорошо обустроенным спортивным залом, площадкой и бассейном, на переменах учителя должны проводить с детьми гимнастику, выводить на небольшую прогулку, проветривать классы.

Родители должны правильно организовать летние каникулы, обеспечить максимальное пребывание на свежем воздухе, купаться вместе в море или реке, разнообразить рацион обилием сезонных фруктов и овощей, ограничить избыточный контакт с бытовой химией, городской средой, играть всей семьей в подвижные игры.

Принимая во внимание разнообразные рекомендации разноплановых специалистов относительно самостоятельных дошкольных занятий, родители должны проявить и индивидуальные методики, найти свой подход, что особенно воодушевит малыша. Только уделяя равное внимание всем вышеперечисленным аспектам подготовки, ваш ребенок во всеоружии вступит в новый этап своей жизни, сохранив физическое и психическое здоровье.

Способы развить память и внимание к ребенка

Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения.

Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий – 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными.

Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем – через развлечение, игру.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости.

Среди полезных для мозга продуктов – рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад.
Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность.

Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Развиваем память, внимание, мышление ребенка

Существует немало способов развития памяти – некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают. Вот несколько полезных методик.

Метод 1. Чтение и пересказ

Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях.

Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг.

Такой метод развития нагружает все виды памяти:

  • зрительную память;
  • слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);
  • двигательную;
  • тактильную.

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность
Метод 2. Найди отличие

Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт.

При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.

Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя – яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия.

Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное – чтобы не было скучно.

Читайте также:  Диагностика, лечение, профилактика ящура у детей

Метод 3. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали.

Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.
Аналог этого метода – рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено.

Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное – насколько хорошо запомнились детали.

Метод 4. Что изменилось?

На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось.

Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки – когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам.

В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.

Метод 5. Угадай предмет

Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.

Метод 6. Ментальная арифметика

Этот метод больше известен под названием “устный счет”. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.

В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус – специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика – это то, чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине.

Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.

Метод 7. Изучение языков

В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные.

Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка – это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов.

При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность
Метод 8. Прохождение IQ-тестов

Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики – они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.

Метод 9. Световые песочницы

Световые песочницы Smartik – комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя.

В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий.

Одно из преимуществ тренажера – красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Подготовка ребенка к школе — память, внимание, мышление

Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность

Подготовка ребенка к школе — развиваем память, внимание, воображение, мышление

Подготовка ребенка к школе заключается прежде всего в формировании целого ряда умений и навыков. Кроме того, подготовка  ребенка к школе предполагает развитие у будущего первоклассника комплекса основных психических функций: внимания, памяти, мышления и воображения.

Подготовка ребенка к школе — Внимание

Подготовка ребенка к школе предполагает развитие у дошкольника, прежде всего, внимания. В силу возрастных особенностей дошкольник 6-7 лет уже обладает умением сосредоточиться даже на какой-либо деятельности в течение 5-10 минут. Поэтому выбирайте направление занятий, распределяйте будущие уроки по темам и готовьтесь!

Какие можно использовать виды заданий?

  • Ребята очень любят играть в игры на тренировку внимания. Кто не помнит известную речевую игру-путалку «Да и Нет не говорите, черно-бело не берите, Вы поедете на бал?». Ребята выбирают ведущего и стараются правильно отвечать на его вопросы: нельзя употреблять слова  «да» и «нет» и выбирать для определения будущего бального платья черный и белый цвета.
  • Найди лишнее — одна из любимых игр малышей-дошкольников. Предлагайте задания на классификацию предметов, употребляя, например, среди четырех предметов один заведомо ложный: три овоща и один фрукт; три предмета круглой формы и один овальной; три предмета на букву и и один на «ю»; три слова с ударением на первый слог и один — на второй и так далее.
  • Найди отличия — игра в рисунках, на которых одно и то же изображение, но есть, например, 10 отличий, которые малыш и должен обнаружить.
  • Раскраски по цветам — такая игра тоже давно полюбилась родителями дошкольников. В магазинах развивающих игрушек можно купить печатные версии этой игры. Можно найти online-версию в интернете. Задание одно — раскрасить рисунок разными цветами в соответствии с цифрами, обозначающими каждый оттенок.
  • Найти пару — тоже давно полюбившаяся у малышей игра. Можно использовать печатную версию в виде лото или найти интернет-игры подобного характера, на некоторых сайтах они специально тематически сгруппированы и осуществляют серьезную помощь во время занятий на тренировку внимания. Широкий спектр подобных заданий можно найти на сайте http://igraem.pro

Подготовка ребенка к школе — Память

Подготовка ребенка к школе удачно осуществляется с помощью специализированных заданий на тренировку памяти.

Например, для малыша 6-7 лет важно уметь запоминать звуковой ряд из 10 слов, связанных и не связанных по смыслу.

Играть в такую «Запоминайку» можно в любое свободное время – на улице, в дороге или дома. Начинайте с трех слов, увеличивайте звуковой ряд на одно или сразу на два слова.

Слова для такой игры можно выбрать тематические, то есть относящиеся к одной теме. Например, «Овощи».

Или усложните задачу: называйте те предметы, которые входят в состав какой-то общей категории. Например: «Моя комната».

Овощи: капуста, картошка, морковь, кабачок, баклажан, помидор, огурец, тыква, свекла, лук.

Моя комната: диван, настольная лампа, фломастеры, словарь, шторы, кукла, мяч, линейка, пижама.

Подготовка ребенка к школе — Мышление

Задания на логическое мышление дают возможность малышам с успехом выполнять задания подобной тематики в первом классе. Так, к 6-7 годам дети уже имеют представление о том, что такое план комнаты и как его сделать. Используйте рисуночно-схематические игры «Найди клад», «Лабиринты». Они очень нравятся ребятам и превращают каждое занятие в увлекательную игру.

Подготовка ребенка к школе — Воображение

Подготовка ребенка к школе предполагает и целенаправленное развитие воображения у детей. В преддошкольный период воображение становится более активным и начинает выполнять наконец очень важную защитную роль. Теперь оно сможет предохранять растущую, легкоранимую душу ребенка от сильных переживаний и травм.

Совет: постарайтесь сделать будущее обучение для своего малыша процессом знакомым, привычным, понятным. Отсутствие стресса для первоклассника – это уже серьёзная составляющая его успеха.

Подготовка ребенка к школе,развитие коммуникативных умений

Подготовка ребенка к школе — это не только целенаправленные комплексные занятия на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. Это еще и решение ряда сопутствующих задач коммуникативного плана, приучение к планированию и распределению времени на занятия и отдых, понимание приоритетов. Кроме того, Ваша поддержка и психологическая помощь нужна Вашему малышу прежде всего.

Заранее, если есть возможность:

  • Познакомьте малыша с его учителем.
  • Посетите вместе класс, дайте будущему первокласснику посидеть за партой и всё как следует рассмотреть, чтобы привыкнуть к незнакомой обстановке, прогуляйтесь по школьному двору.
  • Познакомьте малыша с некоторыми из одноклассников. Замечательно, если сразу сложится так, что на занятия они будут ходить вместе.
  • Объясните юному школьнику, как будет строиться его рабочий день. Какое время будет отведено школьным предметам, на сколько по времени рассчитаны занятия, переменки и завтрак, зачем необходимо составляется расписание уроков.
  • Планируйте вместе свободное время после уроков. Важно сделать так, чтобы обязательно оставалось время «для детства»: интересных занятий, поездок, экскурсий, спортивных мероприятий, игр, чтения любимых книг и для домашних дел. Помощь взрослым никто не отменял!
  • Не бойтесь акцентировать внимание ребенка на новом статусе «взрослого», на расширении спектра его обязанностей и прав: теперь самостоятельно  нужно ходить на занятия, покупать продукты в ближайшем магазине, стараться не опоздать на занятия по музыке, выполнять все необходимые нормативы спортивной секции и прочее.
  • Поинтересуйтесь, что чувствует сейчас Ваш малыш. Акцентируйте его внимание на будущих интересных занятиях и замечательной возможности расширить круг друзей.
  • Успокойте сына или дочку — все люди без исключения чувствуют волнение в первые дни новой жизни. Если возникнут проблемы, Вы всегда готовы прийти на помощь делом или советом.

Подготовка ребенка к школе — это целостный, многогранный процесс. Не забудьте о своих чувствах и о Вашей психологической связи с малышом. Если Вы сами будете чувствовать беспокойство и волнение, наверняка они передадутся ему.

Разговаривайте, обсуждайте, будьте в курсе его дел, доверяйте ему и расширяйте поле его самостоятельности.

Тогда ближайшие 11 лет будут не скучной и нудной «обязаловкой», а станут целенаправленным и результативным этапом развития и взросления Ваших детей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector