Гипотоническая болезнь у детей

Заболевание лечит: Детский кардиолог

Содержание статьи

Артериальная гипотензия – состояние постоянно сниженного артериального давления (АД).

Общие сведения

Пониженному давлению подвержены в основном школьники. Чаще среди них болезнь поражает девочек. Однако нередки случаи заболевания и новорожденных, у которых с отклонениями проходила стадия внутриутробного развития. Пониженными считаются следующие цифры: систолическое давление до 100, диастолическое – до 60.

Формы заболевания

Физиологическая

Один из вариантов нормы. Болезнь может развиваться из-за чрезмерной физической нагрузки или при переезде в высокогорный район (низкое давление наблюдается в период адаптации).

Патологическая

  • Первичная. Может быть обратимой или со временем принять хроническую форму, то есть перейти в гипотоническую болезнь, сопровождающуюся головокружениями, головными болями и др. Возникает на фоне полового созревания, стресса, переутомления, худощавости, наследственности и т. д.  Источник: К.М. Дзилихова, М.Г. Дзгоева, З.Д. Калоева, С.Ч. Хестанова, А.К. Шавлохова Первичная артериальная гипертензия у детей// Педиатрия, 2010, т.89, №3, с.116-122
  • Вторичная. Проявляется из-за сердечно-сосудистых нарушений, патологий эндокринной системы, заболеваний почек и надпочечников, пневмонии, сахарного диабета и др. Вторая причина – некоторые препараты, после отмены которых артериальная гипотензия проходит.  Источник: Н.Н. Архипова Артериальная гипотензия у детей и подростков// Практическая медицина, 2008, №4(28), с.63-65

Диагностика патологии

Для выявления артериальной гипотензии применяются следующие методы:

Давление измеряется специалистом три раза с подбором манжеты соответственно возрасту. Поэтому крайне не рекомендуется самостоятельно ставить ребенку диагноз и начинать самолечение на основе показателей домашнего тонометра. Пониженные цифры при измерении им должны стать только поводом для перепроверки у педиатра.

В ходе диагностики ребенку может быть назначено суточное мониторирование АД. Это очень информативное исследование, которое может выявить патологию еще на начальной стадии.

Причины заболевания

Данная болезнь может развиваться даже у новорожденных детей.

Если говорить о детях постарше, то вызывать артериальную гипотензию может целых ряд факторов:

  • наследственность (чаще – от матери);
  • подростковый возраст (половое созревание);
  • сильная психоэмоциональная нагрузка, что характерно для школьников;
  • стресс;
  • плохие условия жизни;
  • малоподвижный образ жизни;
  • хронические инфекции;
  • чрезмерная нагрузка в школе;
  • пониженная функция надпочечников, щитовидной железы, гипофиза.

Симптоматика артериальной гипотензии

Гипотоническая болезнь у детей В отношении новорожденных диагностика затруднительна. Увидеть проблемы в поведении часто не могут даже родители, вследствие чего они не обращают на это внимание наблюдающего ребенка педиатра. В этом возрасте ребенок почти всегда спит, но в периоды бодрствования здоровый малыш будет проявлять активность, плакать. Если же ребенок всегда спокоен, крайне редко плачет, то это должно насторожить. Для новорожденного чрезмерное спокойствие не характерно.  

Источник: Т.М. Творогова, Н.А. Коровина Артериальная гипотония у детей и подростков

// Русский медицинский жарнал, 2007, № 21, с.1519-1524

В самом раннем возрасте дети могут быть подвержены гиподинамии, вследствие чего снижается тонус мышц. Внешним проявлением служит возможность ребенка разогнуть руку или ногу более чем на 180 градусов в области сустава. Дети, подверженные пониженному давлению, помимо прочего, отстают в развитии моторики, затрудненно сосут и глотают.

Так как младенец не может пожаловаться на плохое самочувствие, родители должны быть очень внимательными!

Дети старшего возраста могут предъявлять жалобы, а также для них характерна заметная со стороны симптоматика:

  • при резком принятии вертикального положения ребенок может упасть в обморок или пожаловаться на сильное головокружение;
  • плохая переносимость душных помещений;
  • частые смены настроения, вспыльчивость, боязливость;
  • носовые кровотечения;
  • внезапные приступы плохого самочувствия, сопровождающегося слабостью, тошнотой, повышенной ЧСС, холодным потом, бледностью (такое состояние носит название «вегетативный криз»)
  • боли в мышцах и суставах, при которых ребенок с трудом может определить, где именно болит;
  • пониженная работоспособность, утомляемость даже при малых нагрузках, отсутствие улучшения состояния после отдыха и даже сна;
  • боли в области сердца;
  • головные боли в зоне темечка, затылка, лба, проявляющиеся чаще всего утром;
  • ощущение удушья;
  • метеочувствительность.

Гипотоническая болезнь у детей «СМ-Клиника» рекомендует Вам при обнаружении любых из перечисленных симптомов как можно скорее посетить с ребенком педиатра. Особенно опасно данное заболевание для новорожденных, потому что оно может спровоцировать неправильное развитие, отставание от сверстников. Обязательно обратитесь к врачу и не занимайтесь самостоятельным лечением!

Артериальная гипотензия может сопровождаться и такими симптомами, как повышенное газообразование, спастические боли в животе, нарушение функции кишечника, запоры, частая отрыжка.

Методы лечения

Может назначаться терапия с применением лекарственных средств и без них. При продолжительной и стойкой форме заболевания нередко применяют сочетание двух методик.

Немедикаментозная терапия подразумевает коррекцию образа жизни:

Гипотоническая болезнь у детей

  • полноценный сон;
  • строгий режим дня;
  • прогулки на воздухе каждый день примерно по два часа;
  • легкая зарядка после пробуждения;
  • питание небольшими порциями от 4 до 6 раз в день (в отличие от гипертонии, при артериальной гипотензии не нужно ограничивать потребление соли).

Может применяться физиотерапия, водные процедуры, психотерапия, лечебные ванны.

В некоторых случаях врач прописывает ребенку курс массажа. Он может быть общим или одной из зон: икр, кистей рук, шейно-воротниковой области.

Если немедикаментозная терапия не демонстрирует эффективности, в план лечения добавляются препараты. В ряде случаев, по оценке специалиста, медикаментозное лечение начинается сразу. Оно включает совокупность лекарственных средств, их вид и дозировка подбираются строго индивидуально.

Профилактика заболевания

Одну из важнейших ролей в профилактике артериальной гипотензии играет питание. Оно должно быть частым (4-6 раз в день) и малыми порциями. Нельзя есть перед сном, исключение составляют свежие овощи.

Рацион должен содержать много белковой пищи (сыр, горох, творог, чечевица и другие бобовые), мало сладкого, за исключением зефира, горького шоколада, пастилы, фруктов, сухофруктов. Если артериальной гипотензией заболел подросток, то не ограничивайте его в кофе, черном чае.

Оберегайте ребенка от стрессов, семейных ссор, создайте ему условия для занятия хобби, предложите записаться в спортивную секцию.

Преимущества обращения в «СМ-Клиника»

В нашей клинике Вы сможете без очередей и по доступной стоимости посетить педиатра и детского кардиолога. В «СМ-Клиника» работают одни из лучших специалистов Санкт-Петербурга, имеется современное оснащение, диагностическая аппаратура. Врач в короткий срок определит наличие и степень заболевания и назначит лечение, которое вернет Вашему ребенку радость здоровой и полноценной жизни.

Источники:

  1. Н.Н. Архипова. Артериальная гипотензия у детей и подростков // Практическая медицина, 2008, №4(28), с.63-65.
  2. Т.М. Творогова, Н.А. Коровина. Артериальная гипотония у детей и подростков // Русский медицинский жарнал, 2007, № 21, с.1519-1524.
  3. К.М. Дзилихова, М.Г. Дзгоева, З.Д. Калоева, С.Ч. Хестанова, А.К. Шавлохова. Первичная артериальная гипертензия у детей // Педиатрия, 2010, т.89, №3, с.116-122.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Наименование услуги (прайс неполный) Цена
Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 1750 руб.
Назначение схемы лечения (на срок до 1 месяца) 1800 руб.
Консультация (интерпретация) с анализами из сторонних организаций 2250 руб.
Консультация кандидата медицинских наук 2500 руб.
Электрокардиография (ЭКГ) 1400 руб.
Эхокардиография (УЗИ сердца) 3500 руб.
  • Все врачи
  • Выборгское шоссе, д. 17 корп. 1

Артериальная гипотензия у детей и подростков

Подробности

Опубликовано 06 Февраль 2020

Просмотров: 432

Артериальная гипотензия у детей и подростковГипотоническая болезнь у детей

        Артериальная гипотензия — это симптом, отражающий различные степени снижения артериального давления.

Многочисленными исследованиями доказано, что артериальная гипотензия — это мультифакториальное заболевание, в формировании которого принимает участие как эндо- так и экзогенные причины. Описана общность гемодинамических механизмов артериальной гипотензии и генетических факторов и гипертонической болезни.

Не установлено специфических причин заболевания. Имеется несколько теорий развития заболевания — это нейрогенная, гуморальная, конституционально-эндокринная, вегетативная.

В настоящее время наиболее доказано нарушение механизмов ауторегуляции центральной гемодинамики — несоответствие между сердечным выбросом и общим периферическим сосудистым сопротивлением, как правило, за счет снижения последнего.

Наследственная предрасположенность по артериальной гипотензии выявляется при сборе семейного анамнеза до 60,9% случаев, чаще по материнской линии. Артериальная гипотензия чаще манифестирует в подростковом возрасте, что обусловлено пубертатом и личностными особенностями подростка.

К эндогенным причинам развития артериальной гипотензии относят:

  • осложненный перинатальный период (неблагоприятное течение беременности и родов в сочетании с низким артериальным давлением у матери во время беременности формирует негативную метаболическую память у внутриутробного пациента и вегетативную дисфункцию со склонностью к снижению артериального давления);
  • хронические очаги инфекции;
  • конституциональные и личностные особенности больных детей;
  • гормональная перестройка.

Экзогенными причинами являются:

  • нарушение режима дня;
  • злоупотребление временем пребывания с гаджетами;
  • умственное или физическое перенапряжение;
  • гиподинамия;
  • хроническое психоэмоциональное напряжение (неполные семьи, смерть близких родственников и пр.);
  • эмоциональный стресс.
  • Основным симптомом артериальной гипотензии является снижение
  • артериального давления.
  •           При отсутствии субъективных жалоб, клинического проявления болезни, вегетативной дисфункции, артериальную гипотензию можно рассматривать как физиологическую.
  •           Различают первичную и вторичную артериальную гипотензию.
  • Первичная артериальная гипотензия протекает на фоне синдрома вегетативной дисфункции и может быть нестойкой.
  • Гипотоническая болезнь— это патологическое состояние со стойким снижением артериального давления, сопровождаемое выраженной симптоматикой в виде головокружений, головных болей, ортостатической дизрегуляцией.
  • Вторичная (симптоматическая) артериальная гипотензия выявляется у детей на фоне других заболеваний:
  • — патология сердечно-сосудистой системы (болезни миокарда, нарушения сердечного ритма);
  • — эндокринные болезни (гипофункция надпочечников, щитовидной железы и пр.);
  • — патология нервной системы
  • — анемии различного генеза;
  • — прием лекарственных препаратов (антигипертензивных, антигистаминных, антидепрессантов, части противоаритмических средств).
  •           Разнообразие причин артериальной гипотензии требует индивидуального подхода к каждому пациенту.
Читайте также:  Диетическое питание для ребенка при кишечном гриппе

Врач-педиатр (заведующий) 5 педиатрического отделения УЗ «ГОДКБ» А.И. КизелевичГипотоническая болезнь у детей

Что такое гипотонус?

Гипотоническая болезнь у детей

Гипотонус – состояние сниженного мышечного тонуса. Часто сопровождается слабостью мышц.

Снижение гипотонии мышц нельзя назвать самостоятельным заболеванием. Оно проявляется как следствие других серьезных причин.

Выделяют врожденную и приобретенную патологии.

Врожденная вызвана генетическими нарушениями. Приобретенная — внешними факторами: инфекциями, травмами, токсичными веществами, аутоиммунными реакциями.

Гипотонус  бывает центральным и периферическим, локальным и диффузным.

Центральный вызывают церебральные и спинальные патологии. Периферический возникает из-за заболеваний периферического нейрона и миопатий.

Локальный сниженный тонус мышц развивается в отдельно взятой группе мышц. диффузный поражает всю систему.

Причины развития гипотонуса у взрослых

Состояние сниженного мышечного тонуса у взрослых может быт вызвано:

  • инфекционными болезнями (менингитом, полиомиелитом, энцефалитом);
  • неинфекционными патологиями (спинальная мышечная атрофия, грыжа пищевода);
  • интоксикацией организма (ртутью, превышением доз витаминных препаратов – гипервитаминозом).
  • реакцией на некоторые инъекционные препараты (в частности, индивидуальная реакция человека на конкретную вакцину, против конкретного вируса или штамма).

Причины развития гипотонуса у детей

У детей причинами снижения мышечного тонуса чаще всего являются:

  • синдромы Дауна, Лея, Марфана, Айкарди;
  • болезни Ниманна-Пика, Менкенса;
  • дефицит кальция;
  • недостаток и избыток витамина D;
  • родовые травмы;
  • врожденная мозжечковая атаксия;
  • врожденный гипотериоз;
  • внутриутробная гипоксия;
  • инфекционные болезни.

Симптомы гипотонуса у взрослых

У взрослых в большинстве случаев отмечают следующие симптомы пониженного мышечного тонуса.

  • Головные боли.
  • Слабость.
  • Гипергидроз.
  • Учащенный сердечный ритм.
  • Боли за грудиной.
  • Онемение конечностей.
  • Повышение амплитуды суставных движений.

Могут наблюдаться отдельные симптомы из списка, поэтому причину недомогания легко спутать с множеством других болезней.

Получить своевременную медицинскую помощь и избежать осложнений возможно. Нужно внимательно относиться к собственному здоровью и здоровью близких.

Появление хотя бы одного признака – повод  для диагностики.

Учитывая, что подобные симптомы могут развиваться при болезнях эндокринной системы, опухолевых процессах и других серьезных проблемах, промедление может стать причиной необратимых процессов.

Симптомы гипотонуса у детей

Симптоматика мышечной слабости у детей проявляется более разнообразно. С первых недель  жизни можно наблюдать:

  • отсутствие или заторможенность некоторых рефлексов;
  • прерывистое дыхание;
  • провисание нижней челюсти и самопроизвольное выпадение языка;
  • неспособность держать голову и спину.

Также отмечают:

  • заторможенную реакцию;
  • дряблость мышц;
  • судороги;
  • проблемы с чувствительностью;
  • нарушение моторики;
  • частые вывихи суставов.

Симптомы проявляются группами в зависимости от причин патологи.

Диагностика

Взрослые пациенты

Во время осмотра взрослых пациентов врач оценивает рефлексы пациента, собирает информацию о наследственных заболеваниях, назначает МРТ, КТ, ЭЭГ, электромиографию, нейросонографию.

Проверяют щитовидную железу, проводят допплерографическое исследование сосудов головного мозга, УЗИ внутренних органов. Также исследуют генетический материал на предмет генетических аномалий, выполняют инфекционный скрининг, исследование ликвора.

  Пациент сдает кровь на биохимию и общий анализ. Врач может назначить и другие исследования.

Дети

Малыш вялый, апатичный. Практически все время лежит с выпрямленными конечностями. При пассивном сгибании конечности, малыш не возвращает ее в комфортное положение либо делает это с запозданием. Аппетит плохой, ему трудно сосать.

Далее проявляется отставание в развитии. Ребенку тяжело дается ползание, удерживание предметов. Ходить он начинает поздно, при ходьбе ставит ноги широко, не уверенно, пошатываясь. Быстро устает, не проявляет особого интереса к окружающим предметам, испытывает сложности в общении.

Лечение

Лечение взрослых базируется на медикаментозном лечении, которое дополняется массажем, лечебной физкультурой, бальнео процедурами. Причем массаж при мышечной гипотонии необходим. Он помогает восстановить функции мышц, преодолеть мышечную слабость, улучшает общее физическое и эмоциональное состояние пациента.

Детям в первую очередь назначают массаж и специальную физкультуру. Также полезно плавание, бальнеотерапия, парафинотерапия, магнитотерапия, электрофорез, иглоукалывание.

Для общего развития  с ребенком занимаются лепкой, играют с мелкими предметами, водят на логопедические занятия.

Опасность гипотонуса

Гипотонус у взрослых людей  приводит к нарушению осанки и походки, плохой координации движений, набору веса. В зависимости от причин патологии могут возникнуть и другие проблемы.

У детей патология без адекватного лечения приводит к отставанию в развитии, речевым нарушениям. Им сложно жевать и проглатывать волокнистую и твердую пищу. С возрастом проблемы с осанкой становятся более выраженными, позвоночник заметно искривляется, больной страдает от болей.

Профилактика

Поскольку гипотонус  мышц возникает как проявление других болезней, многие из которых генетические, 100% эффективной профилактики не существует. Но снизить риск появления состояния сниженного мышечного тонуса во взрослом возрасте можно.

Необходимо регулярно проходить медицинское обследование, обращаться к врачу при появлении любых отклонений в здоровье, избегать вредных привычек, отдыхать не менее 7 часов в сутки, заниматься физкультурой, регулярно посещать массажный кабинет.

Единственной эффективной профилактикой сниженного мышечного тонуса ребенка является здоровье родителей. Сюда входят:

  • отсутствие генетических и хронических заболеваний, которые могут повлиять на здоровье ребенка, поэтому потенциальным родителям необходимо пройти тесты еще на этапе планирования беременности;
  • отсутствие инфекционных болезней у обоих родителей в период зачатия;
  • сочетание партнеров по резус-фактору;
  • отсутствие болезней в период беременности;
  • отсутствие вредных привычек у родителей (как минимум отказ от них матери в период вынашивания плода);
  • разнообразный, сбалансированный рацион, подобранный с учетом индивидуальных особенностей женщины;
  • регулярное обследование у врача и сдача всех анализов;
  • соблюдение предписаний лечащего врача.

После родов необходимо внимательно наблюдать за ребенком, проходить медосмотр. О малейших подозрениях  нужно сообщать врачу. Если врач назначает лечение, следовать его предписаниям.

Основные варианты неврологической патологии детей первого года жизни раздел 3

Синдромы двигательных расстройств

Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.

Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность.

Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

Изменения мышечного тонуса проявляются мышечной гипотонией, дистонией и гипертонией. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема.

Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония — один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей.

Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, хромосомных синдромах, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием.

В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогреднентный характер.

Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни.

Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может.

Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.

Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9-10 мес могут соответствовать возрасту 2-3 мес.

Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности.

Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой.

Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного развития.

Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться мышечной дистонией (состояние, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией). В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония.

Читайте также:  Современный мир: как обезопасить детей?

При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют «дистоническими атаками».

Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус- или АВО-несовместимости.

Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп.

Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др. нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения.

Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни.

В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами и т. д.

Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции.

Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе.

При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики.

Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате асфиксии и родовой травмы, в редких случаях — как результат наследственной дегенерации.

Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы. Собственно мозжечковые симптомы — интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двига тельной активности ребенка.

Заподозрить расстройства кс ординации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.

Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно, к 10-11 мес. Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет.

Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушение ем реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно.

Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии.

Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи.

Наиболее частой формой двигательных нарушений у детей первого года жизни является синдром детского церебрального паралича (ДЦП). Клинические проявления этого синдрома зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус.

Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные релексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия.

Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены.

Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка).

Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы.

Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов.

Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).

Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, необходимо рассмотреть влияние тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

Тонический лабиринтный рефлекс. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть.

У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации.

У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только «блоком», т. е. отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища.

Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.

Гипотония — Hypotonia

Гипотония — это состояние низкого мышечного тонуса (напряжение или сопротивление растяжению в мышце), часто сопровождающееся снижением мышечной силы.

Гипотония — это не конкретное заболевание, а потенциальное проявление множества различных заболеваний и нарушений, которые влияют на контроль двигательных нервов со стороны мозга или мышечной силы.

Гипотония — это отсутствие сопротивления пассивному движению, тогда как мышечная слабость приводит к нарушению активного движения. Центральная гипотония возникает из центральной нервной системы, тогда как периферическая гипотония связана с проблемами спинного мозга, периферических нервов и / или скелетных мышц.

Тяжелая гипотония в младенчестве широко известна как синдром гибкого ребенка. Распознать гипотонию, даже в раннем младенчестве , обычно относительно просто, но диагностика основной причины может быть трудной и часто безуспешной.

Долгосрочные последствия гипотонии для развития ребенка и его дальнейшей жизни зависят в первую очередь от тяжести мышечной слабости и характера причины. Некоторые расстройства требуют специального лечения, но основным лечением большинства гипотоний идиопатической или неврологической причины является физиотерапия и / или профессиональная терапия для исправления.

Гипотония , как полагают, связаны с нарушением афферентного входа от рецепторов растяжения и / или отсутствие в мозжечке «ы облегчающее эфферентный влияние на систему fusimotor, систему , которая иннервирует интрафузальных мышечных волокон , тем самым контролируя мышцы шпинделя чувствительность. При осмотре будет отмечено снижение сопротивления пассивному движению, а мышцы могут ощущаться ненормально мягкими и вялыми при пальпации. Также может отмечаться снижение глубоких сухожильных рефлексов. Гипотония — это состояние, при котором можно помочь при раннем вмешательстве.

Признаки и симптомы

У пациентов с гипотонией могут наблюдаться различные объективные проявления, указывающие на снижение мышечного тонуса.

Часто наблюдается задержка двигательных навыков, гипермобильность или гипергибкость суставов, слюнотечение и трудности с речью, плохие рефлексы, снижение силы, снижение толерантности к активности, округлая поза плеч, опора на опоры и плохое внимание.

Читайте также:  Паротит у детей: лучше переболеть или привиться?

Степень и возникновение конкретных объективных проявлений зависит от возраста пациента, тяжести гипотонии, конкретных пораженных мышц, а иногда и от основной причины. Например, некоторые люди с гипотонией могут испытывать запор, а у других нет проблем с кишечником.

Синдром гибкого ребенка

Термин «синдром вялого младенца» используется для описания аномальной вялости при рождении ребенка. Младенцы, страдающие гипотонией, часто описываются как «тряпичные куклы» и выглядящие так, будто они выглядят как «тряпичные куклы».

Они не могут поддерживать согнутые связки и могут растягивать их сверх нормальной длины. Часто движение головы неконтролируемое, не в смысле спазматического движения, а в виде хронической атаксии .

Младенцы с гипотонией часто испытывают трудности с кормлением, так как их мышцы рта не могут поддерживать правильную модель сосания-глотания или хороший захват груди .

Отставание в развитии

Ожидается, что дети с нормальным мышечным тонусом достигнут определенных физических способностей в течение среднего периода времени после рождения.

У большинства младенцев с низким тонусом задерживаются вехи развития , но продолжительность задержки может широко варьироваться. Двигательные навыки особенно восприимчивы к низкоуровневой инвалидности.

Их можно разделить на две области: крупная моторика и мелкая моторика . Гипотонические младенцы поздно поднимают голову, лежа на животе, переворачиваются, поднимаются в сидячее положение, остаются в сидячем положении, не падая, балансируют, ползут и иногда ходят.

Задержка мелкой моторики возникает при захвате игрушки или пальца, передаче небольшого предмета из руки в руку, указании на предметы, отслеживании движений глазами и самостоятельном питании.

Проблемы с речью могут быть следствием гипотонии. Дети с низким тоном учатся говорить позже своих сверстников, даже если кажется, что они понимают большой словарный запас или могут подчиняться простым командам.

Проблемы с мышцами рта и челюсти могут препятствовать правильному произношению и препятствовать экспериментам с сочетанием слов и формированием предложений.

Поскольку гипотоническое состояние на самом деле является объективным проявлением некоторого основного заболевания, может быть трудно определить, является ли задержка речи результатом плохого мышечного тонуса или каким-либо другим неврологическим состоянием, например умственной отсталостью , которое может быть связано с причиной гипотония. Кроме того, более низкий мышечный тонус может быть вызван синдромом Михаила-Михаила, который характеризуется мышечной атрофией и атаксией мозжечка из-за аномалий в гене ATXN1.

Мышечный тонус против мышечной силы

Низкий мышечный тонус, связанный с гипотонией, не следует путать с низкой мышечной силой или с тем определением, которое обычно используется в бодибилдинге . Неврологический мышечный тонус — это проявление периодических потенциалов действия двигательных нейронов. Поскольку это внутреннее свойство нервной системы, его нельзя изменить произвольным контролем, упражнениями или диетой.

«Истинный мышечный тонус — это врожденная способность мышцы реагировать на растяжение . Например, быстрое выпрямление согнутого локтя ничего не подозревающего ребенка с нормальным тонусом вызовет ответное сокращение его бицепса (автоматическая защита от возможных травм). Когда воспринимаемая опасность миновала (что мозг понимает после того, как стимул удален), мышца расслабляется и возвращается в нормальное состояние покоя ».
«… У ребенка с низким тонусом есть мышцы, которые медленно инициируют сокращение мышц , сокращаются очень медленно в ответ на стимул и не могут поддерживать сокращение так долго, как его« нормальные »сверстники. Потому что эти мышцы с низким тонусом не сокращаются полностью, прежде чем снова расслабятся (мышца приспосабливается к стимулу и, таким образом, снова отключается), они остаются расслабленными и очень эластичными, никогда не осознавая своего полного потенциала по поддержанию сокращения мышц с течением времени ».

Причина

Некоторые состояния, которые могут вызывать гипотонию, включают:

Врожденный — заболевание, с которым родился человек (включая генетические нарушения, проявляющиеся в течение 6 месяцев)

Приобретенный

Приобретенный — т.е. начало происходит после рождения

Диагностика

Подход к диагностике причины гипотонии (как и всех синдромов в неврологии) — это первая локализация. Сначала врач должен определить, вызвана ли гипотония мышечной, нервно-мышечной, нервной или центральной причиной. Это сузит возможные причины.

Если обнаруживается, что причина гипотонии кроется в головном мозге, ее можно классифицировать как церебральный паралич. Если причина локализована в мышцах, ее можно классифицировать как мышечную дистрофию. Если предполагается, что причина кроется в нервах, это называется гипотонией из-за полинейропатии.

Многие случаи не могут быть точно диагностированы.

Диагностика пациента включает сбор семейного анамнеза и физическое обследование и может включать такие дополнительные тесты, как компьютерная томография (КТ), сканирование с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ), анализы крови , генетическое тестирование (например, кариотипирование хромосом). и тесты на специфические генные аномалии), спинномозговая пункция , электромиографические мышечные тесты или биопсия мышц и нервов .

Легкая или доброкачественная гипотония часто диагностируется физиотерапевтами и эрготерапевтами с помощью серии упражнений, предназначенных для оценки прогресса в развитии или наблюдения за физическими взаимодействиями.

Поскольку ребенок с гипотонией испытывает трудности с расшифровкой своего пространственного положения, у него могут быть некоторые узнаваемые механизмы преодоления, например, блокировка коленей при попытке ходить.

Распространенным признаком низко-тонных младенцев является тенденция долгое время наблюдать за физической активностью окружающих, прежде чем пытаться имитировать, из-за разочарования из-за ранних неудач. Задержка развития может указывать на гипотонию.

Терминология

Термин « гипотония» происходит от древнегреческого ὑπο- ( гипо- ), «под» и τόνο t ( tónos ), от τεωνω ( tein, ), «растягивать». Другие условия для условия включают:

  • Низкий мышечный тонус
  • Доброкачественная врожденная гипотония
  • Врожденная гипотония
  • Врожденная мышечная гипотония
  • Врожденная мышечная слабость
  • Амиотония конгенита
  • Синдром гибкого ребенка
  • Инфантильная гипотония

В настоящее время нет известных методов лечения или лечения большинства (или, возможно, всех) причин гипотонии, и объективные проявления могут сохраняться на всю жизнь. Исход в любом конкретном случае гипотонии во многом зависит от характера основного заболевания.

В некоторых случаях мышечный тонус со временем улучшается, или пациент может научиться или разработать механизмы преодоления, которые позволяют им преодолевать наиболее инвалидизирующие аспекты расстройства.

Однако гипотония, вызванная дисфункцией мозжечка или заболеваниями двигательных нейронов, может быть прогрессирующей и опасной для жизни.

Наряду с обычной педиатрической помощью к специалистам, которые могут быть привлечены к уходу за ребенком с гипотонией, относятся педиатры развития (специализируются на развитии ребенка), неврологи, неонатологи (специализируются на уходе за новорожденными), генетики, эрготерапевты, физиотерапевты, логопеды. терапевты, ортопеды, патологи (проводят и интерпретируют биохимические тесты и анализ тканей), а также специализированный медперсонал.

Если основная причина известна, лечение подбирается с учетом конкретного заболевания, после чего следует симптоматическая и поддерживающая терапия гипотонии.

В очень тяжелых случаях лечение может быть в первую очередь поддерживающим, например, механическая помощь для выполнения основных жизненных функций, таких как дыхание и кормление, физиотерапия для предотвращения атрофии мышц и поддержания подвижности суставов, а также меры по предотвращению оппортунистических инфекций, таких как пневмония. Лечение, направленное на улучшение неврологического статуса, может включать в себя прием лекарств от судорожного расстройства, лекарств или добавок для стабилизации метаболического расстройства или хирургического вмешательства, помогающего снизить давление от гидроцефалии (увеличение жидкости в головном мозге).

Национальный институт неврологических расстройств и инсульт состояний , что физическая терапия может улучшить контроль двигателя и общую прочность тела у пациентов с гипотонией.

Это крайне важно для поддержания как статической, так и динамической постуральной стабильности, что важно, поскольку постуральная нестабильность является распространенной проблемой у людей с гипотонией.

Физиотерапевт может разработать индивидуальные программы тренировок для пациента, чтобы оптимизировать контроль осанки, чтобы улучшить равновесие и безопасность. Для защиты от асимметрии осанки может потребоваться использование поддерживающих и защитных устройств.

Физиотерапевты могут использовать методы нервно-мышечной / сенсорной стимуляции, такие как быстрое растяжение, сопротивление, сближение суставов и постукивание, чтобы повысить тонус за счет облегчения или усиления сокращения мышц у пациентов с гипотонией.

Пациентам, демонстрирующим мышечную слабость, в дополнение к упражнениям по укреплению гипотонии показаны упражнения, не перегружающие мышцы.

Электрическая стимуляция мышц , также известная как нервно-мышечная электрическая стимуляция (NMES), также может использоваться для «активации гипотонических мышц, повышения силы и создания движения в парализованных конечностях, предотвращая атрофию неиспользования» (стр. 498). При использовании NMES важно, чтобы пациент сосредоточился на попытке сократить стимулируемые мышцы. Без такой концентрации на попытках движения переход к произвольному движению невозможен. В идеале NMES следует сочетать с функциональными тренировками для улучшения результатов.

Трудотерапия может помочь пациенту стать более самостоятельным в выполнении повседневных задач за счет улучшения моторики, силы и функциональной выносливости. Речевая терапия может помочь при любых затруднениях с дыханием, речью и / или глотанием, которые могут возникнуть у пациента.

Терапия для младенцев и маленьких детей может также включать программы сенсорной стимуляции. Физиотерапевт может порекомендовать ортез на лодыжку / стопу, чтобы помочь пациенту компенсировать слабость мышц голени.

Малыши и дети с проблемами речи могут получить большую пользу от использования языка жестов .

Смотрите также

Рекомендации

дальнейшее чтение

внешняя ссылка

  • гипотония в NINDS
  • Гипотония — Медлайн Плюс

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector