Эмоциональная травма: как понять, что с ребенком не все в порядке?

— Давайте определимся с ключевыми понятиями — что вообще такое детская психотравма?

— Психологической травмой называют пугающее, опасное, угрожающее жизни или эмоциональному благополучию событие. Соответственно, детские травмы происходят в детском возрасте — до 18 лет.

Прежде всего важно разобраться, чем травма отличается от стресса. Эмоциональное или психологическое напряжение, вызванное повседневными ситуациями, принято называть стрессом. Ребенка невозможно вырастить без стресса.

Любой ребенок в любой ситуации сталкивается с жизненными вызовами: это и выход на детскую площадку, и встречи с другими детьми, и различные ограничения — например, нельзя питаться только сладостями. Всё это стресс.

Конечно, ситуации стресса для ребенка дискомфортны, но он в состоянии с ними справиться, приложив некоторые усилия.

Психологическая травма — это сильное негативное воздействие, справиться с которым ребенку не удается в силу возрастных особенностей. Это случается, когда событие превосходит способности ребенка к адаптации.

Травму может спровоцировать одно событие — допустим, автомобильная авария.

Второй вариант: травма может быть вызвана регулярным повторением одной и той же сложной ситуации — например, буллинг или жестокое обращение с ребенком в семье.

— Где проходит граница между стрессом и травмами, с которыми ребенок не может справиться?

— Травма прежде всего связана с переживанием угрозы, опасности для себя самого или окружающих. Кажется, всё очевидно: не купили очередную игрушку — это стресс, а столкновение с хулиганом в темном переулке — травма. На деле всё не так просто.

Эмоциональная травма: как понять, что с ребенком не все в порядке?

Представим бабушку, которая всё время рассказывает ребенку, что он бестолковый.

Ко мне приходила заниматься десятилетняя девочка, ее забирала бабушка и каждый раз говорила: «А как сегодня наша бестолковая девочка?» Я боролась с этим и отвечала ей: «Не знаю, кого вы имеете в виду, ко мне ходят только толковые девочки».

Представьте, что девочка слышит подобное каждый день. Когда тебя один раз назвали бестолковым, это может остаться стрессом. Когда такое происходит регулярно, то вполне может привести к травме.

Важно понимать: ситуацию не всегда можно объективно охарактеризовать как травму. Ребенок может оценить ситуацию как травмирующую или как нормативную — восприятие во многом будет определяться индивидуальными особенностями ребенка и реакцией окружающих его взрослых. Что для одного человека станет психотравмой, другой воспримет спокойно.

— Как понять, что ребенок получил травму?

— Реакции ребенка на травму могут быть краткосрочными и отсроченными. Краткосрочные — это эмоциональные и поведенческие изменения. В эмоциональном плане ребенок может стать капризным, плаксивым, возбудимым, агрессивным. У него будет эмоционально неустойчивый фон.

В поведенческом плане дети, которые переживают травму, могут давать широкий спектр реакций. Кто-то становится пассивным и заторможенным — ребенок может воспринимать происходящее вокруг как опасное и стараться избегать неприятных ситуаций.

С другой стороны, ребенок может, наоборот, демонстрировать излишнюю поведенческую активность — становиться агрессивным, непослушным, трудно управляемым.

Порой складывается впечатление, что ребенок легко и быстро справляется с травмой. Здесь важно не торопиться и помнить, что последствия могут проявиться позднее.

В долгосрочной перспективе психологическая травма накладывает отпечаток на всё личностное развитие и может сказаться по-разному: кто-то будет стремиться к излишнему контролю, чтобы избежать непредсказуемых ситуаций, а кто-то — избегать близких отношений, ведь «меня всё равно не полюбят, зачем к кому-то привязываться».

— Какие дети находятся в группе риска?

— Поскольку психологические травмы не ограничиваются происходящим в семье, то однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Любой ребенок может столкнуться с природным катаклизмом или пожаром, а это вполне себе травма.

Если же сфокусироваться на травмах, полученных в семье, прежде всего это дети из дисфункциональных семей, в которых родители демонстрируют асоциальное или антисоциальное поведение. Большое внимание стоит уделять детям из семей, в которых родители разводятся.

Есть такая шутка: если у вас есть мама и папа — у вас уже два повода ходить на психотерапию.

Нужно понимать: мы не можем предугадать, что именно для ребенка окажется травмой. Внешне в семье всё может выглядеть благополучно — и родители любящие, и все поддерживают друг друга. А что на самом деле там происходит и как ребенок это воспринимает — большой вопрос.

— Как правильно вести себя родителям, чтобы минимизировать риск травмы?

— Часто первое и вполне понятное желание родителей — защитить ребенка от любых негативных воздействий. Однако в результате ребенок не учится справляться с жизненными вызовами, и малейшая неприятность может казаться ему непреодолимой.

Например, я сейчас занимаюсь с семилетним мальчиком из полной и очень любящей семьи. Он пошел в школу, впервые оказался в детском коллективе и любое разногласие между детьми воспринимает как опасность.

Подстелить соломку не получится, но можно заложить фундамент, благодаря которому многие стрессовые ситуации не превратятся в травмирующие.

Эмоциональная травма: как понять, что с ребенком не все в порядке?

Детско-родительские отношения — то, насколько родители помогают ребенку почувствовать себя любимым и принятым, — это основа, на которой складывается способность справляться с жизненными сложностями.

Важна профилактика травмы — ощущение безусловной любви и безусловной поддержки.

Когда ребенок знает, что его любят и никакие его действия не могут стать поводом лишиться этой любви, он будет лучше справляться со стрессовыми ситуациями.

Кроме того, надо развивать у ребенка способности справляться с жизненными вызовами. Здесь я бы хотела подчеркнуть два момента — умение переживать негативные эмоции и умение искать альтернативные выходы из ситуации.

Во-первых, не надо бояться того, что ребенок испытает негативные чувства, будет расстроен, обижен или рассержен. Это неотъемлемая часть его развития и взросления. Не нужно защищать его от подобных переживаний, но и утешать и обесценивать не стоит. Вместо фраз типа «Ну что ты так расстроился, это всего лишь игра» лучше сказать «Да, это и правда обидно».

Во-вторых, важно учить ребенка искать выходы из трудных ситуаций. Необходимо не решать проблему за ребенка, а помогать ему найти ресурсы, чтобы справиться с ней.

Мы говорим: «Да, это неприятно, но что можно сделать в этой ситуации? Как ты считаешь? Как можно поступить, какие есть варианты поведения?» С одной стороны, мы всегда поддержим и поможем.

С другой — мы верим в его возможности справляться с возрастными стрессовыми ситуациями самому.

«Я знаю, что справлюсь. В меня верят, меня любят, и я могу справиться» — вот это очень важно.

Психологическая травма может быть связана с завышенными ожиданиями от ребенка со стороны взрослых. Когда мы ждем от ребенка, что он заговорит по-английски раньше, чем начнет ходить.

И, если говорить о профилактике травмы, серьезное внимание стоит уделить тому, какой уровень ожиданий мы предъявляем ребенку и как реагируем на его неудачи.

Важно дать ребенку почувствовать, что ошибка и неудача — это не страшно, а нормально.

— Что делать, если ребенок буквально на наших глазах попал в травмирующую ситуацию? Как помочь?

— Прежде всего, необходимо обеспечить ребенку ощущение защищенности, максимальной стабильности и предсказуемости. Будьте рядом, найдите способ поддержания физического контакта — обнимайте ребенка или держите за руку. Изменения привычного образа жизни лучше отложить на будущее.

Часто дети много спрашивают про травмирующее событие. Важно дать им ответы на все вопросы, с учетом возраста, ситуации и индивидуальных особенностей.

Ситуация травмы связана с сильными переживаниями, и важно дать ребенку возможность эти переживания проговаривать. Не утверждать, что ничего в этой ситуации страшного нет. Наоборот — да, это страшно, ты очень испугался, но я рядом, я тебя поддержу.

Когда первая реакция на острую травму пройдет, можно искать способы, как справиться с последствиями. Если ситуация очень сложная и решения вы не видите, стоит обратиться к психологу.

— Как на переживание травм влияют гендерные стереотипы и установки?

— Мужчины «должны быть» сильными, им нельзя проявлять чувства, поэтому они чаще реагируют путем подавления и сверхконтроля. Мальчики зачастую выбирают вариант не чувствовать, подавить, заблокировать для себя возможность эмоционального реагирования.

Женщинам социум разрешает эмоционально реагировать и не требует от них быть сильными, поэтому они чаще выбирают вариант зависимого поведения и беспомощности. Но это именно результат социальных норм.

Воспитание в семье алкоголиков будет травматично для всех — и для мальчиков, и для девочек. Вопрос в том, что из этого извлекает ребенок.

Психолог Альфред Адлер считал, что на нас влияют не события как таковые, а тот смысл, который мы им придаем. Вот ребенок вырос в дисфункциональной семье и сформировал ощущение «Я ничего не могу, я беспомощен, я не могу ни на что влиять».

Хорошая новость в том, что здесь очень многое связано с детскими выводами, поэтому в процессе психотерапии можно разобраться и сформировать устойчивую внутреннюю позицию с более конструктивными для себя, работающими выводами и научиться на нее опираться.

Эмоциональная травма: как понять, что с ребенком не все в порядке?

Что бы ни произошло, что бы ни случилось с нами в детстве, это не повод сказать: «Я ничего не могу сделать, потому что мои родители развелись». Это повод сказать: «Мои родители развелись, я придал этой ситуации такое-то значение и вот так с этим живу. Я могу попробовать отнестись к этому по-другому сейчас, когда я взрослый и у меня есть больше жизненного опыта».

— Как сформировать для себя эти новые устойчивые позиции?

— Психологи работают в нескольких разных моделях, и некоторые стратегии могут отличаться. В своей практике я стараюсь сначала обеспечить безопасность — атмосферу принятия, в которой человек сможет выражать любые свои переживания.

Важно, чтобы ему было безопасно и комфортно со мной работать. На следующем этапе мы будем прорабатывать и вытаскивать, что именно произошло в детстве, анализировать истории.

Попробуем реконструировать выводы, к которым клиент пришел в детстве, и найти пути к освобождению от травмы.

На всех этапах я работаю над тем, чтобы усилить у человека ощущение взрослости. Это очень важно. Я стараюсь поддерживать у клиента чувство, что он хорошо справляется. Так у него появится уверенность в собственной состоятельности. Когда мы начинаем обсуждать, как можно изменить устойчивые реакции, которые сложились из-за травмы, это ощущение помогает найти альтернативные стратегии поведения.

Читайте также:  БАДы при беременности: за или против?

— Какие способы можно использовать, чтобы помочь себе без обращения к психологу?

— Если есть негативный детский опыт, с ним порой можно справиться самостоятельно, анализируя историю своего развития и пробуя новые модели поведения. Если же речь идет именно о травме, ощущении угрозы и сверхсильном воздействии, самому справиться довольно сложно — без помощи психолога вряд ли обойтись.

Несмотря на это, помочь себе можно. Важно признать, что вы переживаете последствия травмы. Часто взрослые могут вытеснять, направленно забывать историю своего взросления или обесценивать ее. Так, одна моя клиентка долго не могла вспомнить ни одного события, произошедшего с ней до пятнадцати лет, настолько успешно она вытеснила из памяти физическое и эмоциональное насилие в своей семье.

Травма всегда сопряжена с сильными переживаниями. Легализуйте свои чувства — разрешите себе чувствовать то, что чувствуете.

Понимание, что именно происходит внутри вас, очень важно. Ведь частая реакция на травму — блокирование этих эмоциональных проявлений.

Связанное с травмой переживание угрозы и невозможности с ней справиться нередко приводит к ощущению собственной несостоятельности. Поэтому забота о себе — важнейший навык для переживающих последствия детской травмы.

Стоит уважать свои интересы, осознавать свои потребности и стремиться их удовлетворять. Это не значит, что вы должны в любой ситуации ставить себя на первое место.

Но умение позаботиться о себе и держать в фокусе собственные переживания — очень важная составляющая в преодолении травм.

Ну и наконец, важно найти для себя новую историю. Если вы столкнулись с травматической историей, попробуйте разобраться, какой багаж из нее вы для себя вынесли.

Попробуйте проанализировать себя, посмотреть, есть ли ситуации, в которых ваше поведение обусловлено детским опытом. Периодически напоминайте себе, что ваши детские выводы — не объективная реальность, а реакция на то, что когда-то с вами случилось.

И начните искать новые варианты поведения, которые мог бы выбрать взрослый и уверенный человек.

— Теперь понятно, что можно сделать для себя. А что можно сделать для другого? Допустим, вы начинаете жить с человеком и оказывается, что у него есть детская травма, которая омрачает совместную жизнь.

— Ключевой момент — партнер не может быть психотерапевтом. Вы можете помочь близкому человеку понять, что происходит, и поддержать его в намерении получить квалифицированную помощь.

А вот вылечить его у вас не получится. Разобраться со своей травмой и вылезти из нее человек может только самостоятельно. От вас необходимо просто безусловное принятие и ощущение безопасности.

Очень ценно иметь возможность откровенно разговаривать.

— То есть главное — не становиться в позу спасателя или спасителя?

— Да, лучший вариант — создать и поддерживать атмосферу, в которой станет возможным делиться переживаниями. Важно не нападать на человека и не обесценивать произошедшее с ним. Иногда можно встретить мнение: «Ну и что такого особенного с ним произошло? У меня тоже был папа-алкоголик, и что?» Но такая обесценивающая позиция никому еще по-настоящему не помогла.

Этот текст мы подготовили вместе с образовательным комплексом «Точка будущего».

Там особое внимание уделяют психологическому развитию детей — не только преподают предметы школьной программы, но и учат справляться с жизненными вызовами.

В центре вместе обучаются дети из полных семей и дети-сироты, которые живут с профессиональными родителями в поселке при центре. Больше об этом проекте вы можете прочесть в нашем репортаже из «Точки будущего».

Специальный проект Образовательного комлекса «Точка» и журнала «Нож»

Мама, помоги! Московский психолог рассказала, как помочь ребенку пережить последствия психологической травмы

Большинство людей сталкиваются с различными травматическими жизненными ситуациями: потеря близкого человека, смерть, тяжелые болезни, аварии, операции. Серьезные психологические травмы нам могут своим поведением оставлять и другие люди.

Например, жертвами насилия, травли часто становятся маленькие, беззащитные дети, которые не в силах за себя постоять и, как правило, боятся обратиться за помощью.

Как помочь ребенку пережить болезненный опыт, разобраться, что такое психологическая травма и какие последствия она несет, рассказывает психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алёхина.

Психологическая травма (сильный эмоциональный стресс) — реакция человека на определенное событие, которое нанесло вред его психическому здоровью.

Травма формируется в момент, когда внешние события в жизни человека становятся настолько сильными, что начинают превышать его адаптивные возможности. «Ребенок начинает чувствовать сильнейший страх за свою жизнь, беспомощность.

Теряется чувство безопасности и контроля.

Те события, которые затрагивают значимые стороны жизни малыша и сопровождаются интенсивными переживаниями, приводят к психологической травме, часто ее классифицируют как шоковую», — отмечает психолог.

Замороженные чувства

В сильной стрессовой ситуации из-за выброса гормонов — адреналина, норадреналина и кортизола у человека естественным образом возникает желание выплеснуть сильную внутреннюю энергию. Это происходит через активные действия — бег, прыжки, драку или через проявление чувств агрессии, гнева, недовольства.

Если в стрессовой ситуации ребенок подавляет свои естественные реакции, он препятствует высвобождению энергии, которая блокируется и остается внутри. Незавершенное событие, подавленные чувства и замороженная в моменте энергия порождают психологическую травму.

Осторожней с критикой!

Для детей даже незначительные на первый взгляд события могут стать травмирующими — к примеру, угроза, сказанная в шутку или в воспитательных целях. Проявление насилия по отношению к ребенку или другим людям, насмешки, издевки могут причинить сильную боль и травмировать уязвимую личность.

Возрастных ограничений для формирования травмы нет. Она может произойти в три года, в школьный период или в подростковом возрасте. Если ребенку не будет хватать собственных сил это преодолеть и ему не помогут преодолеть это состояние близкие, произойдет болезненная фиксация на травме.

Неприятные последствия

Последствия шоковых травм бывают очень серьезными. Они могут вызвать нарушения в психике, что, в свою очередь, провоцирует развитие психических расстройств.

«У одного психологическая травма может вызвать временное чувство дискомфорта, с которым человек постепенно самостоятельно справится.

А у другого она станет пусковым механизмом к устойчивому состоянию страха с наличием фрустрации, которое будет сильно ослаблять иммунитет, работоспособность. Может привести к замкнутости, уходу от соблюдения социальных норм, неврозам и реактивным состояниям», — отмечает Светлана.

Зафиксированная травма в дальнейшем мешает человеку управлять своей личностью. Она подрывает веру в себя, собственные силы, вызывая чувство беспомощности. Коварство заключается в том, что при повторении стрессовой ситуации человек проваливается в тот возраст и те состояния, когда произошла травма.

Так образуется замкнутый круг из стресса, тревоги, подавленных чувств, эмоций и невозможности проявить себя. В итоге человек привыкает к тяжелой и угнетенной жизни, ведь он не знает, как может быть иначе. Постепенно будет снижаться уровень и качество жизни.

«Не проработав травму, повзрослевший ребенок во взрослом возрасте будет на бессознательном уровне притягивать к себе людей и события, которые предоставят ему привычную гамму негативных эмоций и ощущений в виде унижений и хронического стресса.

Прямые последствия фиксированных травм во взрослом возрасте — хронические депрессии, алкогольная, наркотическая и игровая зависимость», — рассказывает специалист.

Как выявить травму в детском возрасте

Все дети по-разному проживают психологическую травму. Это зависит от множества критериев — возраста ребенка, его психического развития и влияния, которое оказало данное событие. Предпринимать меры стоит, если вы заметили:

  • Зацикленность— повторяющиеся действия, где ребенок пытается заново проживать стрессовые события. Они могут проявляться в игре, рисунках. Или вызывать пристальное внимание при просмотре фильмов, телепередач или чтении книг, комиксов.
  • Уход в себя— проявляется в виде нежелания выходить на контакт, в потере или стойкости интересов, длительном негативном настроении, инфантильном поведении.
  • Тревожные состояния— проявляются как излишняя раздражительность, повышенная возбудимость, боязливость, плаксивость, повышенная настороженность. Могут возникать проблемы с концентрацией внимания, нарушения сна с повторяющимися кошмарами.
  • Физиологические симптомы — возможны изменения кожных покровов: излишняя бледность или покраснения, высыпания. Обильное потоотделение ладоней, ступней. Мышечное перенапряжение, невозможность расслабиться. Головные боли, боли в животе. Быстрая утомляемость. Частые простудные и иммунные заболевания. Задержки реакций.
  • Реакция избегания— ребенок может достаточно резко отказаться посещать определенные места или встречаться с определенными людьми. Всячески будет увиливать от волнующей темы, связанной с болезненными чувствами и переживаниями.

Как помочь ребенку

  • В первую очередь необходимо создать теплые, доверительные отношения и безопасную атмосферу, где ребенок сможет чувствовать себя в комфорте, безопасности, будет ощущать искреннее принятие, любовь, поддержку и заботу. Для этого может потребоваться некоторое время. Не торопите события.
  • Уделяйте ребенку дополнительное время и внимание. Проявляйте искренний интерес к его жизни, настроению, занятиям, самочувствию. Спросите ребенка, есть ли что-то, что его тревожит. Возможно, он будет готов поделиться.
  • Ориентируйтесь на переживания ребенка, а не следуйте за своими чувствами и желаниями.
  • Если ребенок продолжает быть закрытым, можно аккуратно и тактично поделиться своими наблюдениями. Вы можете сказать, что заметили некие изменения в его поведении, спросить, не случилось ли чего неприятного. В этот момент важно быть открытым, не проявлять агрессии, недовольства и не форсировать события. Ребенок очень быстро может почувствовать фальшь, давление и закроется еще сильнее.
  • Поговорите с ребенком о том, что произошло. Подготовьтесь заранее к диалогу так, чтобы вы могли ответить на самые разные вопросы. Старайтесь ничего не скрывать, а поясняйте в доступной для ребенка форме.
  • Предложите обсудить проблему в кругу семьи, где ребенок сможет почувствовать поддержку и принятие со стороны близких.
  • Убедитесь, что ребенок не испытывает чувства вины. Иногда дети независимо от контекста ситуации чувствуют себя виноватыми, хотя их действие или присутствие никак бы не повлияло на исход событий.
  • Расскажите ребенку о чувствах, реакциях, которые могут испытывать люди на подобного рода события. Донесите мысль о том, что испытывать такие чувства в данный момент нормально и естественно. А со временем это постепенно пройдет, и будет гораздо лучше.
  • Работайте над своими страхами и травмами. Родитель является примером для ребенка и во многом подает ему пример. То, как вы справляетесь с трудными ситуациями и стрессом, ваше поведение и реакции будут иметь основное влияние на способность ребенка к преодолению и проживанию травмирующих событий. Если вы чувствуете, что сами морально истощены и у вас нет ресурсов оказывать помощь ребенку, попробуйте обратиться за помощью к психологу. Порой для ребенка травматичным является реакция родителя на определенное событие.
  • Постарайтесь организовать комфортный и стабильный распорядок дня. В слаженной системе, где все структурированно и понятно, гораздо легче восстанавливать ресурсы организма.
  • Если события были очень сильными, предоставьте ребенку возможность некоторое время побыть дома, отдохнуть и набраться сил. Детский сад, школу, дополнительные кружки на время можно ограничить.
  • Старайтесь не слишком сильно оберегать ребенка и не потакайте всем его прихотям. Важно соблюдать баланс: с одной стороны, давать заботу и поддержку — и одновременно предоставлять возможность ребенку самостоятельно переживать травматичные события.
  • Помните: страхи боятся смеха. Создание позитивной, доброй атмосферы в доме будет лучшей профилактикой тревоги.
Читайте также:  Как привить ребенку любовь к чтению

Детская психика очень гибкая. С помощью поддержки родителей, их внимания они могут легко справиться с психологической травмой. Страшно, когда взрослые остаются равнодушными к проблемам детей или вымещают на них свою агрессию.

Эмоциональная травма: как понять, что с ребенком не все в порядке?

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Эмоциональная травма: как понять, что с ребенком не все в порядке?

От стрессов и травм не застрахован ни один человек. Бывает так, что ребенок тоже подвергается эмоциональному потрясению. Это развод, сильный испуг, ситуации угрозы жизни или здоровью, все виды насилия. В последнем случае нет необходимости сомневаться в том, имеет ли наличие психологическая травма — однозначно да, поскольку стресс такого масштаба не может пройти бесследно для психического здоровья.

В этой статье речь пойдет о ситуациях в жизни детей, после которых они, на первый взгляд чувствуют себя нормально, как будто травмирующее событие никак не отразилось на их психике. Однако последствия травмы иногда могут быть вялотекущими, не сильно приметными, что вводит родителей в заблуждение и не заставляет присмотреться внимательнее к детям: происходит ли что-то с ними?

Как правило, если взрослые вовремя не обнаруживают, что психика ребенка травмирована, вся его жизнь может пойти по другому, не очень радостному сценарию.

Это: наличие серьезных комплексов, остановка в развитии, невозможность общаться и строить отношения с другими людьми, нарушения речи, психические и неврологические заболевания.

Факт того, что у стресса есть последствия, заставляют родителей обращаться за помощью к психологу. Однако запоздалое лечение во многих случаях может быть неэффективным.

Поэтому, когда в жизни семьи имело место событие, так или иначе вызвавшее сильные отрицательные эмоции — шок, потрясение, испуг и другие — важно присмотреться к поведению ребенка или показать его специалисту, чтобы тот исключил наличие психологической травмы, или оказал необходимую квалифицированную помощь.

По каким признакам могут понять родители, что ребенок переживает последствия стресса и ему нужна помощь?

Когда ребенок теряет сон или аппетит

Сон — важный процесс для психики, позволяющий восстановить потраченные за день ресурсы. Проснувшись утром, дети словно «обновляются» и, полные сил, готовы вновь завоевывать мир. Когда у ребенка пропадает сон, это может быть тревожным сигналом.

Не является простым стечением обстоятельств то, что ребенок, засыпавший до этого быстро и без проблем, вдруг не может заснуть, говорит о том, что ему страшно, долго вертится в кровати, не отпускает родителей, или пытается избежать этого процесса любыми другими способами.

Если такое поведение повторяется из раза в раз, стоит понять, что тревожит ребенка, не дает ему лечь и уснуть, возможно, показать его специалисту.

Дети, когда имела место эмоциональная травма, могут не спать из-за тревожных мыслей, касающихся ее, переживаний того, что негативное событие может повториться или других чувств. Если позволяет возраст, можно откровенно обсудить эту тему с ребенком — успокоить его, разрешить сомнения, дать нужные объяснения.

Бывает так, что посттравматический симптом проходит, как только ребенок говорит о своих тревогах и страхах с близким человеком. Если нет — лучше обратиться к специалисту.

То же самое относится к потере аппетита у ребенка. Если до этого не было никаких проблем с едой, то отказ от пищи может свидетельствовать о нарушениях. Симптомы посттравматического синдрома у детей могут быть такими же, как у взрослых, только маленькие дети не могут сообщать прямо о том, что плохо себя чувствуют в эмоциональном плане.

Когда капризы становятся частыми

Тревожным сигналом для взрослых являются частые капризы. Переживая, дети могут плакать, быть раздраженными, пребывать в плохом настроении почти каждый день. Их эмоциональное состояние легко портится, любая мелочь вызывает слезы.

Такое поведение обычно свойственно маленьким детям дошкольного возраста и иногда младшим школьникам. Оно свидетельствует о том, что ребенок может носить в себе тяжелые чувства по поводу того, что случилось в жизни его семьи или не находить ответов на вопросы.

Часто это касается ситуации развода, когда дети переживают разлуку с одним из родителей, с которым они не могут видеться в силу обстоятельств. Они еще не способны прямо говорить о том, что их тревожит, волнует, злит, пугает.

Поэтому через капризы и частые слезы они дают понять взрослым, что им плохо, больно или страшно.

В этой ситуации также может помочь доверительный разговор, касающийся переживаний ребенка. Не все дети могут раскрыться в этом возрасте, осознать, почему они переживают и что с этим делать. Поэтому маленького ребенка, который был жизнерадостным и веселым, а потом стал раздраженным, плаксивым и нервным, лучше сразу показать специалисту.

Когда дети отказываются от хобби и увлечений

О том, что дети страдают от последствий эмоциональной травмы, говорит их отказ от хобби и увлечений, которым раньше они отдавали много свободного времени. Стресс для детей имеет такие же последствия, как и для их родителей.

Они также могут терять интерес и радость к жизни, отказываться от деятельности, долгое время быть грустными и пребывать в депрессивном состоянии. Опасность заключается в том, что родителям легче пережить такой период самостоятельно — переболеть и усилием воли привести себя в порядок, а дети, к сожалению, не обладают таким опытом.

Без доверительных разговоров о том, что тревожит и расстраивает или помощи психолога, они могут не справиться со стрессом и будут страдать от его воздействия.

Когда ребенок приобретает странные привычки

Явные последствия травмы у ребенка — это изменение его поведения. У него могут развиться такие проявления, которые взрослые часто называют вредными привычками — подергивание глаз, плеч, ног или других частей тела, периодическое произнесение звуков, покашливание, похрюкивание, попискивание.

Это вызывает у родителей удивление, и они просят детей не делать так, или игнорируют это, думая, что само пройдет. К сожалению, все перечисленные симптомы — признаки невроза, а значит того, что эмоциональная травма, которую получил ребенок, была для него очень сильной.

В таком случае необходима консультация врача-невролога и работа ребенка с психологом, психотерапевтом.

Повышенная тревожность и страхи

Когда дети начинают бояться того, чего раньше никогда не боялись, это может быть не капризами, а прямым следствием стресса. Ребенок боится оставаться один, идти в магазин, заходить в лифт, оставаться в темноте, ездить в транспорте, боится за свою жизнь и жизнь родителей — все это свидетельствует о повышенной тревожности, а значит, требует психологической помощи.

Внимательное отношение поможет родителям уберечь детей от последствий эмоциональных травм, которых не удалось избежать. Своевременное обращение к детскому психологу или другому специалисту дает намного больше шансов ребенку вернуться к полноценной жизни и снова начать радоваться каждому дню.

Источник: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/emotsionalnaya_travma_kak_ponyat_chto_s_rebenkom_n

Психологическая травма у детей: советы родителям – Развитие ребенка

Родители могут сделать очень многое для восстановления состояния своего ребенка после пережитых потрясений и тяжелых стрессовых ситуаций.

Читайте также:  Первая детская любовь: яркие эмоции, помощь родителей

Такими ситуациями могут быть опасные для жизни автомобильные аварии, пожары, наводнения, внезапные заболевания или смерть близких членов семьи, преступление или насилие.

Если вы пережили большое потрясение или горе, помните о главном: время и поддержка непременно помогут вам снова встать на ноги.

  • Дети реагируют по-разному
  • Реакции на психологическую травму могут быть следующими:

Реакция ребенка на горе или пережитую трагедию будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от его возраста, стадии развития и становления личности, а также от того влияния, которое оказало это событие на его родителей или других членов семьи. Реакция вашего ребенка может быть совершенно не такой, какую вы ожидаете.

  • Уход в себя – такая реакция может выражаться в утрате интереса к деятельности, в потере доверия, в нежелании разговаривать или же в регрессе к более инфантильному поведению.
  • Зацикленность – проявляется в потребности вновь переживать стрессовые события, например, через повторяющиеся игры или рисунки. Ребенок может быть чрезмерно обеспокоен возможными событиями в будущем (которые, по его мнению, могут быть как-то обусловлены случившимся) или же по ночам ему могут сниться кошмары.
  • Тревога – в связи с тревожным состоянием могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или сосредоточением, навязчивое поведение, боязнь разлуки, проблемы со сном, раздражительность и несдержанность.
  • Физические симптомы – зачастую проявляются головными болями и болями в животе. Также возможны задержки реакции.
  1. Поначалу может показаться, что некоторые дети хорошо справляются с ситуацией, но стрессовое состояние может проявиться у них гораздо позже, например, дать о себе знать через несколько дней, недель или даже спустя месяцы.
  2. Важно поговорить о произошедшем
  3. Внимательный и доверительный разговор помогает выявить все проблемы. Попробуйте сделать следующее:
  • Убедите вашего ребенка, что все уже позади и он в безопасности (но только если это действительно так). Возможно, вам придется говорить ему об этом снова и снова.
  • Прислушивайтесь к своему ребенку. Отнеситесь серьезно к его тревогам и чувствам.
  • Пусть ваш ребенок знает, что вам важно выяснить, что он сам думает о случившемся, так как его мнение вам очень дорого.
  • Расскажите ребенку о том, что произошло, но так, чтобы это было доступно его уровню понимания, не вдаваясь в пугающие и страшные подробности. Используйте понятный для ребенка язык. Если вы попытаетесь скрыть от него точную информацию, он будет заполнять пробелы в понимании на основе своего опыта, имеющейся у него информации и с помощью своего воображения, а это может усугубить его состояние.
  • Убедитесь, что ваш ребенок не сделал каких-либо неправильных выводов. Например, дети младшего возраста могут думать, что трагедии – это их вина, потому что они были непослушными или плохо думали о ком-то.
  • Поговорите о событии в кругу семьи. Разрешите высказаться абсолютно всем, в том числе и детям. Это поможет каждому члену семьи преодолеть изоляцию, понять и услышать друг друга, а также почувствовать поддержку.
  • Поговорите с ребенком о том, как люди могут реагировать на трагические события. Расскажите ему о различных проявлениях таких состояний. Скажите ребенку, что в таких обстоятельствах его чувства абсолютно естественны и нормальны, убедите его в том, что со временем он будет чувствовать себя лучше.

Ваша реакция очень важна

То, как кризис влияет на вас, а ваши реакции на чувства и поведение вашего ребенка, будет играть огромную роль и оказывать мощное воздействие на способность ребенка справиться со случившимся и выйти из стрессового состояния. Что при этом следует иметь в виду?

  • Будьте понимающими. Примите тот факт, что изменения в поведении вашего ребенка, такие как истерики или ночное недержание мочи, могут быть его реакцией на горе или пугающие события.
  • Уделите ребенку дополнительное внимание, особенно перед сном, а также в других случаях, когда он находится не с вами и его это очень волнует.
  • Дети смотрят на своих родителей, чтобы понять произошедшее горе и найти способы отреагировать и побороть его. Чтобы понять свои страхи и стресс, а также чтобы утешиться и получить поддержку, им необходимо, чтобы взрослые были рядом. Если вы страдаете и не можете справиться со своими чувствами, реакциями или отношениями, важно, чтобы вы все-таки нашли поддержку и помощь для себя. Если вы этого не сделаете, страх и душевные страдания ребенка будут только усиливаться.
  • Деликатно и осторожно поговорите с вашим ребенком о своих чувствах и позвольте ему рассказать о своих.
  • Помните, что все люди разные и могут иметь разные эмоциональные реакции. Не ожидайте, что ваш ребенок почувствует то же, что и вы.
  • Дайте ребенку ощущение контроля над своей жизнью. Даже незначительные решения, такие как выбор между двумя начинками для бутерброда, позволяют ребенку обрести чувство контроля над ситуацией. Это особенно важно после душевного хаоса, который следует за кризисом. У детей, которые чувствуют себя беспомощными (и не чувствуют контроля), как правило, симптомы стресса имеют более выраженную глубину.
  • Старайтесь не слишком оберегать вашего ребенка. Желание, чтобы после пережитого все члены семьи были рядом, – это нормально, но важно также, чтобы они чувствовали, что их (собственный) мир – вполне безопасное место для жизни.
  • Очень важен распорядок жизни семьи
  • Предложения следующие:
  • Старайтесь как можно больше придерживаться вашего обычного распорядка дня. Ежедневная предсказуемость привычного графика действует на детей успокаивающе.
  • Заверьте вашего ребенка в том, что очень скоро его обычный распорядок дня вернется на круги своя. Какое-то время он может быть не в состоянии справляться со своими ежедневными делами, например, посещать школу или выполнять работу по дому. Не давите на него. Просто дайте ему время.
  • Не вводите пока никаких изменений, например, таких как новые правила или более строгие стандарты поведения. Оставьте это на другой раз.
  • Сохраните роли в семье такими, какими они были прежде. Например, не настаивайте, чтобы ваш ребенок взял на себя больше обязанностей по дому, и не ожидайте, что он будет удовлетворять эмоциональные потребности опечаленных (горюющих) родителей.
  1. Практические стратегии для родителей
  2. Предложения следующие:
  • Позвольте вашему ребенку проводить много времени, играя или занимаясь рекреационной деятельностью, например, спортом, в частности любимыми играми с лучшими или старыми друзьями.
  • Оставьте время для веселья. Смех, хорошее времяпровождение и занятия для совместного удовольствия могут помочь всем членам семьи почувствовать себя лучше.
  • Если аппетит вашего ребенка уменьшился, не настаивайте на том, чтобы он ел во время трех основных приемов пищи. Если в это время он не хочет есть, просто предложите ему регулярные перекусы в течение дня.
  • Убедитесь, что ваш ребенок достаточно отдыхает и спит.
  • Привлекайте ребенка к каким-то физическим занятиям – это поможет ему «сжечь» химические вещества, выделяемые организмом во время стресса, а также укрепит сон.
  • Ограничьте стимуляторы, такие как сахар, яркие продукты и шоколад.
  • Помогите вашему ребенку расслабиться физически – теплые ванны, массаж, рассказ хороших историй и частые объятия прекрасно помогут снять мышечное напряжение.
  • Вмешайтесь, если какая-либо деятельность расстраивает или тревожит вашего ребенка – например, телевизионное шоу, которое напоминает ребенку о пережитой травме или способствует увеличению беспокойства, тревоги или страха. Не бойтесь выключить телевизор, если содержание программы не способствует восстановлению ребенка.

О чем нужно помнить родителям

  • Дети и взрослые оправятся от горя или тяжелых переживаний, необходимы время и поддержка.
  • То, как вы сами справляетесь с кризисом и как вы реагируете на чувства и поведение вашего ребенка, будет иметь огромное влияние на его способность пережить тяжелые события.
  • Рассказывайте ребенку о фактах произошедшего события доступным для его понимания языком.

Но если вы обеспокоены состоянием вашего ребенка или чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, обращайтесь за профессиональным советом. Хорошим началом в таком деле может стать посещение вашего семейного врача.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 8 оценок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector