Детские страхи — насколько это серьезно?

Детские страхи — насколько это серьезно?

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.

Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают.

Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека.

Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте.

Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть.

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи.

Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы.

Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет.

Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние.

Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать.

Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Детские страхи — насколько это серьезно?

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения.

А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит.

Читайте также:  Малыш и горшок: можно ли подружиться за пару дней?

Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами.

Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе.

Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами.

Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени.

Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

Детские страхи — насколько это серьезно? «Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий.

И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО.

Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Детские страхи: классификация, причины и первая помощь | Ваш детский психолог

Детские страхи — насколько это серьезно?

Детские страхи… Сколько уже статей и книг про это написано. Сколько исследований проводится психологами, медиками, священниками, социологами и даже философами!

Страх — это древнее чувство, уходящее в глубину веков, еще на заре колыбели человечества. Это базовая эмоция выживания, мобилизующая силы организма перед возможной или реальной опасностью.

Антипод страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором.

Почему один ребенок боится, а другой — нет? Откуда появляется страх? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять особенности детской психики.

Причин возникновения страха много, условно я бы разделила их на 4 вида:

1. Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас

Они возникают в определенные периоды, периодически повторяются и, если обстановка в семье благоприятная, со временем бесследно проходят.

Например, в 0-2 мес. новорожденные и младенцы обладают повышенной сензитивностью, боятся резких звуков, резкого перемещения в пространстве.

В 3-6 мес. малыши могут испугаться редко приходящих родственников, их усов, бороды, очков (особенно если кроха их не видел у папы), больших предметов, высоты.

В 7-8 месяцев ребенок сильно тревожится, если мамы нет рядом, отказывается идти на ручки к другим. Если в это время и до 2 лет малыш НЕ переживал острую разлуку с мамой, госпитализацию, болезненное лечение — страх проходит.

Обусловлено тем, что у малыша изначально идет осознание своей неразрывной симбиотической связи с мамой. И оказаться без нее — значит, потерять часть себя, даже погибнуть.

Психологическое отделение (сепарация) у ребенка наступает между 1 и 2 годами: он понимает, что мама существует отдельно от него, но она никуда не исчезает.

Наступает первый этап взросления, кроха начинает спокойно отпускать маму от себя.

Мамы часто жалуются:

«Сыну 1,5 года, никуда не могу без него уйти, даже, пардон, в туалет. Громко плачет, если попытаюсь улизнуть. Так и ходим везде вдвоем! Я уже думаю, что это ненормально».

«Пробовала оставить своего годовасика на бабушку, пока сбегаю по делам. Меня не было около часа, вернулась — в доме дикий ор, как прильнул он ко мне, трясясь от плача, мне самой хотелось рыдать. С тех пор зареклась так делать. Жалко ребеныша!»

В таких случаях форсировать расставание не рекомендуется, чтобы не усилить беспокойство. Спокойный малыш гораздо быстрее будет готов проводить маму, чем тот, который на этом уже обжегся и получил отрицательные эмоции.

А что делать, если кроха уже боится, а маме нужно периодически отлучаться?

Cуществует мягкий метод десенсибилизации, суть которой в том, чтобы приучать малыша к коротким расставаниям (например, вы отбегаете в соседнюю комнату и тут же прибегаете) не дольше 30 секунд… 1 минуты.. 2.. 3.. 5.. 10.. 20.. 30 минут и т.д. Причем переход к следующему временному промежутку должен быть только тогда, когда освоен предыдущий в спокойном состоянии малыша.

В 2 года многие дети продолжают оставаться чувствительными к громким и неожиданным звукам, к боли, высоте, одиночеству. Они начинают бояться темноты, как спутника одиночества.

Причину новых страхов — темноты и одиночества можно связать с завершающим этапом сепарации. У кого-то этот процесс проходит незаметно (ребенок сам справляется, опираясь на доверие родителям и чувствуя себя безопасно), а у кого-то всплесками (то боится, то нет) и постепенно проходит.

Если нет предыдущего положительного опыта, двухлетка может испугаться животных, даже если перед ним просто дружелюбная собака, отказаться ехать в транспорте. Расширение взаимодействия с окружающим миром на фоне ощущения безопасности помогает таким детям преодолевать испуг и получать новый положительный опыт.

Есть исследования, показывающие, что малыши, путешествующие с родителями, гораздо легче привыкают к новым впечатлениям и меньше боятся, чем те, кто редко покидает свой дом, ограничиваясь детской площадкой.

В 3 года у ребенка возникает страх оказаться отверженным, получить наказание в семье (и в садике, если он начал его посещать).

Во время пребывания в новой группе может возникнуть страх перед сверстниками, особенно, когда есть сопутствующие проблемы (невнятная речь, гиперактивность, физический недостаток и др.).

В такой период на фоне усиления этих страхов могут вылезти сопутствующие проблемы (заикание, энурез, тики).

С 3 до 5 лет многие дети боятся Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ. Они продолжают бояться боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства, особенно если в семье напряженная обстановка и дети не могут психологически чувствовать себя в безопасности.

  • В 6 лет иногда появляется страх смерти как своей, так и родителей.
  • В 7-8 лет прежние страхи постепенно рассеиваются, но появляются новые, обусловленные школьным социумом: боязнь опоздать, оказаться изгоем в классе, получить плохую оценку или выговор от учителя и родителей, подвергнуться насмешкам от одноклассников.
  • В подростковом возрасте (10-12, 12-16 лет) страхи чаще связаны с идентификацией себя как личности, оценкой своей привлекательности, значимости в глазах сверстников, своих возможностей проявить себя в каком-то деле.

В этом периоде родители хотя и отходят на второй план, но подросток продолжает остро нуждаться в их поддержке, даже если не признается в этом. Если нет понимания в семье — страхи усиливаются (вспомним значимость чувства безопасности).

Подросток ощущает себя никчемным, бессильным или невостребованным — так возрастает личностная тревога, приводящая либо к отгораживанию себя от мира, либо к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, цель которой чаще всего — доказать себе, а потом и остальным, что ты крут, ничего и никого не боишься. Все это — защитный механизм, позволяющий ощутить свою мнимую безопасность.

2. Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать.

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

Это интересно:  Детские страхи — как помочь ребенку?

3. Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом

Это социальные страхи, которые могут повлиять на восприятии ребенка самого себя в контексте семьи, садика, школы и других общественных институтов.

Это сфера влияния на ребенка родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми для ребенка взрослыми. Именно от них малыш считывает информацию, каков он, нужно бояться кого-то или чего-то, или нет.

Например, 3-летка весело карабкается на высокую горку: он готов бесстрашно съехать с нее! Но вот он глядит на встревоженную мать и уверенности — как не бывало. Позже в похожей ситуации он просто отказывается лезть на перекладину. Сработала ассоциация: горка = тревога матери = страх высоты.

К заболевшему перепуганному малышу однажды приехала скорая и сделала укол. С этого момента он возненавидел всех в белом халате, а при виде иглы орал от страха. Ассоциация: белый халат = боль. А поскольку каждый раз боль была ужасная (что не удивительно, так как сопротивляющемуся ребенку трудно сделать мягкий укольчик), он решил, что всегда будет драться.

В одной семье 4-летняя девочка очень любила выступать перед родными и петь песенки. Но стоило ей выйти из дома, как она становилась робкой.

Читайте также:  Выкидыш на ранних сроках беременности: признаки, причины

Маму это очень беспокоило, и она всячески пыталась научить дочку не бояться здороваться с ее знакомыми, улыбнуться им, ответить на простейшие вопросы, типа «Как тебя зовут?» Дома дочка соглашалась, а на улице пряталась за спину матери.

На вопросы собеседников, почему прячется такая милая девчушка, мама отвечала смущенно: «Ой, а вы знаете, она у меня дикарка, всех стесняется. Просто ума не приложу, что это на нее находит!» И девочка поверила в свою стеснительность.

Позже это переросло в страх отвечать на уроках стоя или у доски. Она боялась начинать контакт со сверстниками. Прежде открытая и веселая девочка превратилась в замкнутого подростка со множеством фобий.

Как быть с такими страхами?

Прежде всего, родителям нужно научиться контролировать свои эмоции и речь.

Детям раннего и среднего дошкольного возраста не доступны сложные логические операции, они видят себя такими, какими их видят родители: робкими, испуганными, ничего не умеющими делать, не знающими.

А ведь ребенок-то уже многое освоил! Но почему-то это не признается, подвергается сомнению — так рождаются страхи.

Страх перед врачами и уколами имеет несколько причин. Чаще всего это — элементарная безграмотность и удивительная близорукость родителей.

Посмотрите на реплики, что в реальности там звучит.

Угроза:
«А ну марш спать! Иначе приедет тетя и сделает тебе та-а-акой укол!» (как вариант «заберет тебя в больницу, если не будешь слушаться»).
«Сил моих нет! (хватается за сердце) Лягу в больницу, вот будешь знать, как злить маму…»

Обман:
«Да ты не бойся, тут тебя комарик кольнет, это не больно совсем!» (а на деле — боль, испуг и горькая мысль: «ой… разве можно после этого доверять маме?»).

Пренебрежение чувствами ребенка:
«Эх ты, плакса-вакса! Какой же из тебя мужчина! Сразу ныть…!» (а ведь ребенок хочет, чтобы с ним разделили его боль и страх: так как на своем маленьком жизненном опыте он уже убедился, что привлечь внимание родителей другим способом, кроме нытья, не удается).

Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками.

Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями.

Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь.

Когда предстоят неприятные процедуры — ребенку станет легче, если рассказать ему о них, честно предупредить «будет немножко неприятно, ты потерпи чуток, я буду рядом, подую тебе, подержу на ручках» и т.д. Обман недопустим.

4. Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи

Они являются наиболее сильными, трудно искоренимыми. Если не оказать такому ребенку вовремя помощь, ситуация может осложниться вплоть до распада личности.

Так, переживший какую-то трагедию или насилие, ребенок пронесет это воспоминание через всю жизнь. Если этот момент совпал по времени с каким-то возрастным страхом, или ребенок сам по себе очень ранимый, или нет доверия родителям, действие страха усиливается.

В этом случае может искажаться восприятие себя как цельной самодостаточной личности, проявляться не свойственные ребенку различные стереотипы поведения (моторные, вокальные тики, энкопрез, энурез и др.).

В более тяжелых случаях, когда страх превышает возможности организма, ребенок может утратить связь с реальностью. 

Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?

Есть дети, которые симулируют страхи в надежде избежать чего-то или кого-то. Здесь можно понять по поведению ребенка.

Страх сам по себе — это достаточно сильная эмоция, тело ребенка хорошо отражает его чувства: оно зажато, скованно, у него заметен «стеклянный взгляд», онемение (словно парализовало страхом) либо же можно наблюдать бегство от источника опасности, пронзительный крик, беспорядочные хватательные движения.

Симулирующий страх ребенок себя выдает непроизвольными, порой лишними, движениями. Например, говоря неправду, он отводит глаза, прячет руки или прикрывает ими рот. Эмоции страха неяркие, подчеркивается причина: «Я боюсь…, и я хочу/не хочу…»

Например, мама просит 5-летнюю дочку подмести пол. Дочка пожимает плечами и говорит: «Я боюсь подметать, тут паутина!» А сама с подружкой залезла в пыльный сарай, чтобы вытащить оттуда давно забытую коляску для куклы.

Тем не менее, когда ребенок говорит, что он чего-то боится, первое, что нужно сделать — это поверить ему и поддержать его, помочь ему справиться со своей эмоцией. И понаблюдать за его поведением, чтобы установить причину. Потом уже делать выводы о мнимом или реальном страхе.

Чтобы ребенка не одолевали страхи — окружите его безусловной любовью, обеспечьте ему безопасность и защищенность как физическую, так и психологическую. О последней многие родители почему-то забывают…

Лишь уверенный в себе малыш, доверяющий родителям, способен преодолеть любые страхи!

Дорогие родители, пожалуйста, поделитесь в комментарии, помогла ли вам статья про детские страхи?  С какими страхами ребенка вы уже сталкивались? Что делали для их преодоления?

"Детские страхи — это серьезно"

Консультация для родителей «Детские страхи»

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Известно, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний.

 Поначалу большинство родителей относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием.

Но довольно скоро их отношение начинает меняться и ребенок трех, четырех, пяти лет часто слышит, испугавшись чужого дяди или собаки: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно! Ты уже большой!».

Если про другие детские проблемы можно сказать, что ребенок их перерастет, то со страхом дело обстоит иначе. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним.

Наличие страхов у ребенка – явление нормальное. Каждый ребенок все равно чего-то боится. Большинство страхов чаще всего обусловлено возрастом и имеют временный характер. Детские страхи, если к  ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

 В противном случае, если страх ребенка игнорируется, высмеивается или подавляется, родители получают целый «букет» проблем в последующие годы: от школьной неуспеваемости до неуправляемого поведения.

Тики, навязчивые движения, энурез (ночное недержание мочи), заикание, плохой сон, раздражительность – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым может привести непреодоленный детский страх. Т.е.

в некоторых ситуациях страх принимает невротический характер и становится навязчивым. Что нужно делать родителям, чтобы этого не допустить?

  • Прежде всего, критически оценить семейную ситуацию и проанализировать свое поведение. Очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Ребенок при этом чувствует себя маленьким и слабым, а мир кажется ему чересчур враждебным. А иначе, зачем взрослым оберегать каждый его шаг? Обязательно нужно предоставлять ребенку свободу действий, даже если вы целиком и полностью уверены, что лучше справитесь с ситуацией.
  • Детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. В большинстве случаев непосредственной реакции на конфликт не бывает – родители ругаются, а ребенок может спокойно играть в комнате, вроде бы не обращая внимания, — но эта реакция просто оказывается отсроченной и выражается в  какой-то другой, часто неожиданной форме. Например, ребенок начинает бояться привидений или Бабы Яги.
  • Чаще подвержены страхам ранимые и чувствительные дети, а так как таких большинство, совет один: не стоит перенасыщать ребенка мультфильмами, особенно иностранными; и фильмами ужасов, которые родители зачастую разрешают смотреть детям «для закалки»
  • Над боязливым ребенком не в коем случае нельзя смеяться, что часто делается «из воспитательных соображений». Страх не пройдет. Он лишь заберется глубже и усилится. Ребенок замкнется в себе и перестанет доверять взрослым
  • Также распространены внушённые детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не  ходи – упадёшь», «Не бери — обожжёшься»,  «Не гладь – укусит». Ребёнку пока ещё не совсем ясно, чем ему всё  это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у  него возникает реакция страха.  

Страхи у детей могут развиться в любом возрасте, но имеются периоды повышенного проявления страха, которые возникают в определенной жизненной ситуации. Такие страхи часто усиливаются из-за незнания родителей.

На возраст 5 – 7 лет приходится максимум страхов. Как показали заполненные вами анкеты, чаще всего дети бояться темноты и сказочных персонажей.

Страх сказочных персонажей, чудовищ и привидений один из самых распространенных страхов. И неудивительно, ведь нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Поэтому даже к такому безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, сейчас следует относиться очень осторожно.

А если ребенок подвержен страхам, не стоит позволять ему подпитывать свою фантазию образами монстров. В то же время не стоит забывать и том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, властных или грубых родителей.

И в этом случае придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет.

Истинный страх одиночества  часто присущ хрупким, застенчивым, нерешительным детям. Их воображение не находит адекватного выхода усиленно «штампует» страшные образы.

Важнейшая задача родителей – направить  богатое воображение ребенка  на обучение его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению, потому что такие дети, как правило, не умеют играть самостоятельно.

Но, как правило, боязнь одиночества является лишь выражением страхов вообще. Т.е. если ребенок испытывает страх, то остаться один  он боится, дабы не оказаться один на один со своим страхом.

        Страх темноты распространен не только среди дошкольников. Даже среди взрослых найдется нимало таких, которым темнота внушает опаску. Для детей же темнота населена поистине ужасными чудовищами.

Читайте также:  Отеки рук при беременности: причины и лечение

Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это справиться со страхом не поможет.

А вот предлагать ребенку различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты, будет гораздо эффективнее.

        Но как сделать так, чтобы страх не принял невротического течения? Что нужно делать, что бы сгладить проявления детских страхов?

  • Страх можно попробовать с ребенком нарисовать. Обычно дети откликаются на просьбу нарисовать то, чего бояться. А далее вместе с ребенком можно нарисованного монстра разорвать, можно пририсовать ему несколько деталей, которые сделают «из страшилища посмешище», а можно вместе придумать, а затем и нарисовать, то, что поможет с этим страхом справится, выдумать способ страх побороть.
  • Можно читать придуманные вами или уже написанные кем-то сказки. Пусть некий положительный герой встретиться с тем, чего боится ваш ребенок. А затем возможно множество вариаций: со страхом можно подружиться, можно начать страху помогать, а можно помогать кому-то третьему освободиться от этого страха. В любом случае, сказка не навредит. Но не стоит увлекаться «страшилками». Они подходят для более старшего возраста, а ребенка – дошкольника могут испугать еще сильней.
  • Можно с ребенком играть. Игра в данном случае будет способом нейтрализации страхов, ведь жизненные обстоятельства в ней – в нашем случае страх – переживаются в условном, а значит ослабленном виде. Кроме того, в игре ребенок получает возможность приобрести какие-то навыки и нормы поведения. Лучше играть вместе с ребенком, расставаясь со взрослой солидностью.

Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам или морякам помогает побороть страх.

Для снятия торможения и скованности, спутников страха, очень полезны шумные, подвижные игры, например «Пятнашки». Игры в жмурки и в прятки помогают преодолеть страхи темноты и одиночества.

Играя с ребенком в больницу, предоставив ему сначала роль врача, а затем уже пациента, вы поможете ему справиться с боязнью врачей и уколов. (Не потому ли мальчики чаще бояться медицинских процедур, что реже играют в больницу?)

        Способов помочь ребенку преодолеть страх немало. И не так уж важно, какой из них выбрать. Главное попытаться понять своего ребенка, попытаться стать ему ближе. А сам по себе эмоциональный контакт и принятие ближайшими взрослыми являются важнейшим средством профилактики сковывающих ребенка страхов.

Страхи у детей: причины и коррекция. Как избавить ребенка от страхов

А вы помните себя в детстве? Помните, насколько удивительна, интересна, насыщенна была ваша жизнь. В детские годы каждый день, каждый час, каждую минуту мы встречали что-то новое, неизведанное, непознанное. Что-то такое, что вызывало у нас новые эмоции, чувства, ощущения.

Правда, иногда далеко не совсем приятные. Одна из таких эмоций — страх. Да-да, тот детский страх, который сковывал наши движения, вызывал панику в наших душах, заставлял чувствовать себя беспомощными и уязвимыми. Именно это чувствуют наши дети, когда говорят нам: «Мама! Я боюсь!».

Почему боятся дети? Нестрашные страхи

На самом деле, страх — это одна из древнейших основных эмоций, которая помогает роду человеческому существовать и по сей день, предостерегая человека от многих опасных ситуаций, несущих угрозу его жизни, здоровью, благополучию.По мере взросления ребенка одни нормативные страхи меняют другие.

Так, первую, так называемую «гормонально опосредованную порцию беспокойства» младенец будет получать через плаценту и пуповину каждый раз, когда мать встревожена или напугана. Это и будет для малыша первый опыт встречи со страхом. В будущем он проявится при вздрагивании младенца при резком звуке или вспышке света.

В первый год жизни чувство беспокойства, а в крайних случаях страх ребенок испытывает в те моменты, когда его важные физиологические потребности своевременно не удовлетворяются.

Поэтому для матери так важно вовремя кормить, поить малыша, освобождать от грязных подгузников, создавать атмосферу тепла, заботы.

Таким же важным, как и удовлетворение биологических потребностей, для малыша является контакт с матерью, так как именно она является гарантом безопасности ребенка и первым посредником между ним и окружающим миром.

В возрасте примерно восьми месяцев для ребенка характерен страх перед незнакомыми людьми. Он связан с тем, что именно в этот период ребенок активно познает окружающий мир, лицо нового человека становится интересным ему. А когда ребенок обращает внимание на незнакомца, то теряет зрительную связь с матерью, что воспринимается им как потеря источника его благополучия.

Это и вызывает у ребенка чувство страха. Когда же малыш познает окружающий мир, сидя на коленях у мамы или держа ее за руку, то и страх перед незнакомыми людьми проявляется гораздо слабее.

Для детей в возрасте 1-3 лет характерны страхи темноты и боли.

Темнота вообще воспринимается человеком как что-то мистическое и непонятное, поэтому страх темноты у ребенка этого возраста связан именно с чем-то опасным, непредсказуемым, неизвестным.

Страх боли же возникает в результате не очень приятного (не хочется говорить — травматического) опыта общения с медработниками или медицинскими процедурами, такими как прививки, уколы и т. д.

Также в возрасте от одного года до трех лет у многих детей появляются ночные кошмары с участием сказочных персонажей. Эти сны говорят о том, что ребенок во время бодрствования получил какую-то неприятную информацию, его кто-то обидел, испугал, отругал.

Во сне же происходит переработка неприятного опыта в более безопасный для психики ребенка.

Для детей трех-пяти лет характерна триада страхов: темнота, одиночество и замкнутое пространство. Страхи эти инстинктивного характера и при хорошем контакте родителей с ребенком без следа изживаются.

Также в этом возрасте для детей характерны страхи определенного сказочного персонажа.

С одной стороны, это связано с изобилием ненужной пугающей информации, которая лавиной обрушивается на наших детей из телевизоров, компьютеров, услышанных разговоров взрослых.

С другой стороны, причина в страхе перед наказанием или в отчуждении родителей. К этому страху нужно отнестись очень серьезно и поискать его истоки, пока он не перерос в тяжелые формы.

В возрасте от пяти до семи лет ведущим страхом у детей является страх смерти. Его возникновение у ребенка говорит о том, что он взрослеет, начинает осознавать необратимость времени, необратимость определенных событий, понимает, что у всего есть и начало и конец.

Этот страх может проявляться у детей в страхе опоздать, в ожидании несчастья, в страхе стихий или несчастья.

Однако, если в семье жизнерадостная атмосфера, если сами родители не отличаются обостренной тревожностью, то, как правило, дети благополучно справляются с подобными переживаниями.

Хочется добавить, что страхов гораздо меньше у детей, которые имеют возможность контактировать со сверстниками.

В таких отношениях у ребенка приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудач и более гибкого поведения в целом.

Ну и если ребенок растет в атмосфере эмоционального благополучия в семье, то все возрастные страхи постепенно изживаются и малыш превращается в уверенного в себе, успешного взрослого человека.

Опасные страхи

При определенных обстоятельствах страхи нормативные (характерные для определенного возраста) перерастают в страхи патологические.Именно такие страхи имеют затяжное навязчивое течение, не контролируются со стороны сознания и избавиться от них достаточно тяжело.

О наличии патологических страхов у детей свидетельствуют психосоматические симптомы: постоянная напряженность мышц, головные боли, спазмы, судороги, частые запоры или диарея, энурез, повышенная возбудимость, трудности при засыпании, вздрагивание, плаксивость.

Тихие и застенчивые дети в состоянии хронического страха совершают импульсивные, непредсказуемые поступки. Тревожный ребенок так же имеет большое количество страхов.

В чем же причина патологических страхов?

В первую очередь, это осложнения при протекании беременности (угроза беременности, гипоксия, маловодие и т. д.) и осложнения при протекании родов (асфиксия, невозможность родить собственными силами и т. д.).

Детки, родившиеся при таких обстоятельствах, имеют предрасположенность к более яркому проявлению страхов и тревоги.

Другой причиной возникновения страхов у детей является недостаточная физическая нагрузка, а также то, что ребенок имеет малый навык коллективной игры.

Наиболее распространенной причиной возникновения навязчивых страхов у детей является дисгармония семейных отношений.

Это могут быть развод родителей, конфликтные семейные отношения, отсутствие привязанности и теплых отношений между членами семьи, плохое отношение к престарелым членам семьи, нервно-психическое состояние матери, гиперопека, гипоопека, отсутствие баланса между поощрением и наказанием, эмоциональный шантаж ребенка родителями, угрозы и большое количество запретов с их стороны, невозможность идентифицировать себя с членом семьи своего пола.Еще одной причиной возникновения навязчивого затяжного страха у ребенка является травмирующий опыт и ситуации в коллективе (в детском саду, на детской площадке или еще где-то).

Как избавить ребенка от страхов?

Получается, что возрастные детские страхи — явление неопасное, закономерное и отнюдь не разрушительное. А вот патологические страхи при несвоевременной их коррекции могут «вырасти» вместе с ребенком, осложняя жизнь уже взрослого человека. В сложных случаях, конечно же, необходимо обратиться к специалисту.

Но можем ли мы, родители, помочь нашим деткам справляться со страхами? Конечно же, ДА! Мы можем сочинять и рассказывать сказки, где маленький и беспомощный герой победил какую-нибудь Злючку-Колючку. Мы можем поделиться с детьми историями о своём детстве.

И, представляете, каким открытием для ребенка будет то, что, оказывается, его большой и всесильный папа в детстве боялся пауков?

Это, несомненно, придаст ему силы победить собственные слабости. Можно слепить или нарисовать страх, а затем уничтожить его. Приёмов очень много. А самый правильный из них подскажет вам ваше любящее родительское сердце. Ведь самое главное для ребенка то, чтобы его любили и принимали!Счастья вашей семье!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector