Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

  • 30 Августа, 2018
  • Детская психология
  • Балахонова Марина

Многие наивно полагают, что маленький ребенок не способен врать взрослым, ведь у него нет веских оснований это делать. Однако это не так. Все дети склонны фантазировать, и взрослые часто воспринимают безобидные фантазии за ложь. Но бывает так, что в определенном возрасте ребенок начинает сознательно говорить неправду. Почему дети врут? Как отличить фантазию от настоящей лжи? Расскажем в статье.

Детская ложь – патология или норма?

Психологи говорят о том, что склонность к фантазиям – это нормальный этап в развитии малыша. Когда ребенок появляется на свет, он все видит впервые. Малыш начинает знакомиться с новым миром и пытается познать его.

Каждый день он получает множество незнакомой информации и учится пользоваться ею. Если взрослый различает, что ему говорят – правду или ложь, где обман, а где вымысел, то ребенку только предстоит это понять. Его логическое мышление только начинает формироваться.

Поэтому дети верят в Бабу Ягу, Бабайку, Деда Мороза и других сказочных персонажей.

Зачастую родители ловят малышей на лжи, хотя те убеждены, что это правда. Позже может появиться осознанная ложь, но этому тоже есть свои причины. Часто они кроются в действиях и поступках взрослых.

Иногда ребенок начинает достигать желаемого с помощью хитрости, начинает врать и манипулировать взрослыми.

Здесь уже нужно принять своевременные меры, понять, почему ребенок обманывает, иначе безобидная ложь станет патологическим враньем, и он будет добиваться своего только с помощью обмана.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Причины

Чаще всего маленькие дети говорят неправду по одной простой причине – они верят в свои фантазии и воспринимают их как реальность. В старшем возрасте ложь может быть осознанной. Причины этого могут быть следующие:

  • стремление любым путем получить желаемое;
  • недостаток родительского внимания: вранье – попытка его привлечь;
  • желание показаться лучше, чем есть на самом деле;
  • боязнь наказания;
  • попытка самооправдания;
  • недовольство условиями, в которых живет;
  • патологическая ложь;
  • желание соответствовать ожиданиям родителей.

Чтобы понять, как отучить ребенка врать, необходимо рассмотреть перечисленные причины подробнее.

Впечатления и детские фантазии

Итак, почему дети врут? В первую очередь потому, что у них свое восприятие действительности. Если малыш говорит, что его папа очень большой (а на самом деле папа невысокого роста), он просто описывает свое впечатление. Для маленького ребенка папа действительно большой, поэтому говоря так, он не собирался никого обманывать.

Еще одной безобидной причиной детской лжи являются фантазии. У детей иногда они настолько переплетаются с жизнью, что малыши сами путаются где правда, а где обман. Например, во время игры в полицейского ребенок открывает шкаф и достает из него всю одежду.

В комнату заходит мама и спрашивает, зачем он это сделал? Но мальчик с полной уверенностью говорит, что это не его работа. Конечно, мама не верит, ведь в комнате больше никого нет. Но ребенок фантазирует. Образ полицейского и он сам для него разделены. Иногда ребенок хочет пошалить и нарочно говорит, что варенье съела муха, а кошка — конфеты.

Он прекрасно понимает, что мама догадывается, кто на самом деле виновник случившегося. Просто ему хочется поиграть, и взрослый включается в игру.

Вранье как способ защиты

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Детская ложь может быть реакцией на просьбы родителей что-то сделать в то время, когда он занят. Зачастую родители бестактно прерывают детскую игру и дают ребенку поручения. В этом, прежде всего, проявляется эгоизм взрослых: они почему-то считают, что детская игра – это несерьезное занятие, которое можно прекратить в любое время. Но это не так. Игра для детей – это способ самовыражения и познания мира, она не является чем-то бесполезным. Поэтому, когда малыша бесцеремонно отвлекают от игры, он начинает выдумывать отговорки, чтобы не выполнять задания родителей. Это становится своеобразным способом защиты.

Обман без причины

В некоторых случаях ребенок может хвалиться тем, что на самом деле он делать не умеет. Зачем дети врут? Таким образом малыш пытается привлечь внимание родителей.

Причиной такого поведения чаще всего является недооценка со стороны взрослых. Возможно, они мало хвалят малыша, не замечают его успехи, не интересуются его проблемами.

Поэтому ребенок врет другим детям, взрослым и даже самому себе, пытаясь как-то реализовать себя среди сверстников и заслужить внимание родителей.

Сознательная ложь

К сожалению, дети могут обманывать и намеренно. Почему дети врут сознательно? Как взрослому понять, что его обманывают? Многие ребята начинают прибегать ко лжи из боязни, что их накажут. Совершив какой-то проступок, они пытаются оправдаться, обманывая близких.

Ведь, если расскажешь всю правду, то можно лишиться просмотра мультфильмов, компьютера, сладостей и прочего. Например, школьнику обещали за хорошую отметку сегодня же купить игрушку. Но случилось так, что вместо четверки он получил тройку или двойку.

Ребенок боится одновременно быть наказанным и того, что может лишиться обещанного презента. Поэтому он начинает врать.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Почему врут дети дошкольного возраста

В возрасте 3-5 лет мозг ребенка еще не может выстроить причинно-следственные связи, которые подтолкнули бы его к сознательной лжи. Первые фантазийные фразы можно услышать от малыша уже после того, как он научился говорить. Этому способствует богатое воображение детей раннего возраста.

Родителям иногда трудно разобраться, правду или ложь сказал их малыш, потому что он сам искренне верит в то, что выдумал. Реальность у ребенка переплетается с вымышленным миром, сказкой, волшебством. Характерной особенностью развития детей 4-5 лет является то, что они зачастую выдают желаемое за действительное.

Поэтому ложью это назвать трудно, скорее – фантазией.

К 5-6 годам малыш может начать хитрить. Это его своеобразная реакция на появляющиеся многочисленные запреты и желание выделиться из толпы сверстников. Иногда, чтобы завоевать внимание у других детей группы, ребенок начинает выдумывать просто невероятные вещи.

Например, мальчишка рассказывает, что он залез на верхушку дерева быстрее белочки, а девочка, что вышила золотом красивую салфетку. В воображении детей-дошкольников нет ничего невозможного. Они свято верят в сверхспособности и магическую силу.

Ребенок иногда и сам не понимает, как то, что возможно в его воображении, не может происходить на самом деле. Поэтому упрекать его за детскую наивную выдумку нельзя. Тем более, если это происходит нечасто.

Если ругать ребенка за фантазию, можно подавить его творческое мышление и вырастить заурядную безынициативную личность. Нет ничего страшного в том, что малыш сочиняет истории и выдумывает небылицы. Возможно, это будущий сказочник, художник или фантаст.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Осознанная ложь школьников и подростков

Что делать, если ребенок постоянно врет в школе и дома? Конечно, разобраться в причинах такого поведения. К семи годам ложь становится осознанной.

Младшие школьники чаще всего обманывают, чтобы избежать наказания за низкие оценки, плохое поведение в школе, драки, невыученные уроки и проч. Конечно, лучше признаться или, на крайний случай, смолчать.

Но ребенок начинает оправдываться с помощью обмана, обвинять другого и так далее.

Еще одним частым поводом для обмана в школьные годы становится стремление избавиться от назойливого родительского контроля.

Например, ребенок гуляет в компании сверстников, но ему постоянно названивает мама с попытками узнать «где, что и как».

Мальчишке или девчонке стыдно, что его контролируют, и он начинает врать перед сверстниками. Другие причины, которые толкают школьника-подростка на обман, таковы:

  • Возможность уйти от ответственности, домашних поручений, скучных мероприятий и прочего.
  • Муки совести за свои поступки. Например, девочка из зависти к подруге портит ее праздник, а потом сгорает от стыда за содеянное.
  • Страх разочаровать близких людей. Например, ученик меняет школу. В результате снижается успеваемость, и взаимопонимания с новыми одноклассниками нет. Ребенок врет родителям, что все хорошо, а сам остается со своими проблемами один на один.
  • Желание добиться авторитета у сверстников и любой ценой завоевать их уважение. Например, девочка обманывает учителя танцев, что у нее высокие достижения в этой сфере и даже есть награды. Это одновременно восхищает одноклассников и позволяет ей выбрать самого лучшего партнера для танцев.
  • Ложь во благо. Подростки уже могут обманывать, чтобы не причинять боль или не расстраивать близких людей. Например, на день рождения внуку дедушка с бабушкой дарят совершенно не модный свитер. Но мальчик, чтобы не ранить чувства любимых родственников, говорит, что ему очень нравится.
  • Желание привлечь внимание взрослых. Зачастую занятые родители не уделяют времени детям и не слушают их. Те же, в свою очередь, начинают сочинять такие невероятные истории, что родители слушают их, открыв рот.
  • Желание отомстить за наказание или несправедливость. Например, мальчишка опаздывал на автобус и не выкинул мусор в положенном месте, а оставил его у подъезда. Родители, не разобравшись в причинах, лишили его за это карманных денег. Парень, обидевшись, не стал говорить им правды и продолжал оставлять мусор в том же месте, объясняя свои действия тем, что остальные делают так же.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Патологическая ложь

Кто такой патологический лжец? Это человек, недовольный своим положением. Чтобы возвыситься в глазах других, он начинает постоянно врать. Один обман переплетается с другим, и ему самому становится трудно понять, как выбраться из этой паутины лжи. Патологическими лжецами не рождаются – ими становятся.

Получив желаемую выгоду от одной лжи, подросток начинает пользоваться ею постоянно. Даже в детском возрасте можно стать хроническим лжецом. Это может произойти в том случае, если родители допускали или даже поощряли обман. Патологическая ложь – серьезная проблема, которая требует помощи специалиста-психолога.

Как распознать ложь

Итак, как узнать, врет ребенок или нет? Внимательным родителям не составит труда уличить собственное дитя во лжи. Ведь даже взрослому человеку, которому приходится лгать, бывает очень трудно при этом сохранять непринужденный вид. Что уж говорить о непосредственных и от природы искренних детях. Факторы, которые должны насторожить взрослого в поведении маленького лгунишки, таковы:

  • слишком эмоциональное поведение с применением жестикуляции;
  • замедленные ответы на вопросы с тщательным подбором слов, переспрашивание;
  • попытки избежать разговора;
  • накручивание волос на палец, перекладывание предмета из руки в руку, переступание с ноги на ногу, опущенный или отведенный взгляд, потирание лба и глаз, частое моргание;
  • неискренняя улыбка.

Если взрослые заметили описанные проявления, то лучше в шутливой форме спросить малыша, не привирает ли он? Так ребенку легче будет выйти сухим из воды и вовремя остановиться.

Как бороться с детским враньем

Ребенок врет – что делать родителям? Они как никто другой знают свое чадо, поэтому интуиция мамы должна подсказать лучший выход из этой ситуации. Как было сказано выше, с малышами лучше всю ситуацию превратить в игру.

Читайте также:  Все, что вы хотели знать о пальмовом масле

Например, спросить: «Ты, случайно, не фантазер?». Со школьниками и подростками нужно принимать иные меры. Но сначала следует выяснить причину лжи. И, конечно, ни в коем случае не говорить, что ребенок потерял ваше доверие.

Иначе все дальнейшие действия будут бесполезны.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Основные методы борьбы с детской ложью таковы:

  • Ослабить контроль и расширить зону самостоятельных действий ребенка.
  • Повышать самооценку чада, хвалить, интересоваться достижениями, больше разговаривать.
  • Одинокому ребенку нужно помочь наладить контакт со сверстниками и найти занятие по увлечениям.
  • Создать доверительную обстановку в семье.
  • Не смеяться над фантазиями ребенка. Наоборот, нужно помочь сыну или дочери реализовать свои желания, поддержать стремление к воплощению мечты.
  • Не загружать ребенка поручениями и заданиями, давать ему время на отдых и прогулку.
  • Прислушиваться к мнению своего чада, не игнорировать его интересы.
  • Поощрять общение со сверстниками, интересоваться друзьями, школьной жизнью и успехами.

В ситуации «ребенок постоянно врет, что делать родителям» самое главное – корректировать собственные действия: не обманывать, уметь признавать ошибки, самосовершенствоваться и работать над собой. Ребенок смотрит на поведение родителей, они являются для него идеалом и стереотипом поведения. Конечно, если в семье принято скрывать правду и лгать по мелочам, то и ребенок вырастет обманщиком.

Советы психолога

Специалисты в области психологии дают родителям рекомендации, которые помогут справиться с привычкой детей лгать. Итак, что делать, если ребенок врет? Советы психолога таковы:

  • Сначала нужно разобраться — выдумка это или сознательная ложь. Если у ребенка разыгралась фантазия, то ее нужно направить в нужное русло с помощью игры.
  • Избегать наказаний. Угрозы, крики, скандалы и телесные наказания могут возыметь обратный эффект. Ребенок станет замкнутым и станет тщательнее скрывать свою ложь.
  • Не унижать свое чадо, особенно в присутствии других людей. Это может породить озлобленность.
  • В спорной ситуации принимать сторону ребенка. Тем самым он почувствует поддержку со стороны родителей и будет больше им доверять.
  • Не отталкивать малыша. Даже если наказание неизбежно, нельзя допустить, чтобы он почувствовал себя отверженным.
  • В любой ситуации поддержать ребенка, дать понять, что он не один и ему помогут.
  • Если наказания не избежать, то оно должно быть своевременным, по принципу «здесь и сейчас». Нельзя наказывать за вчерашнее вранье и прошлые проступки.
  • Постараться сделать так, чтобы ребенок сам осознал свою ошибку и объяснил, почему он так поступил, а также подумал, какие чувства вызвала у него эта ложь.
  • Показать обратную сторону обмана: одна ложь влечет за собой другую, переплетаясь в комок неприятностей.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Прежде, чем прибегать к наказанию, следует внимательно разобраться, почему дети врут? Возможно, ребенок просто фантазирует, или ему не хватает внимания взрослых.

Если ребенок врет сознательно и за этим скрываются мотивированные причины, родителям следует своевременно принять меры.

В противном случае ложь станет привычкой, и в семье поселится недоверие, которое потом бывает очень трудно устранить.

Когда фантазии ребенка становятся опасными

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт.

Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки.

Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей.

Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь.

И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может  приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра.

И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек – Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность.

Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от неподходящих мультфильмов, видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (10 игр на преодоление детской агрессии), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

Ложь

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать.  Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи.

Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников.

Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость.

Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» – такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

Читаем также:

Страхи

Практически все дети подвержены самым различным страхам: замкнутых пространств, одиночества, темноты. Малыши пугаются неестественных звуков и даже слишком ярких предметов.

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Вымышленный друг

Появление нереального товарища – явление частое.

С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения.

Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

  • Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?
  • [sc name=”rsa” ]
  • Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.
  • Если же ребенок переходит грань  и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.
  • Читаем также: Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?
  • Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.
  • Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.
  • Советуем к прочтению: Как бороться с детской скукой?

Как работает детская фантазия

Детские фантазии или детский обман

   Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?

Многих взрослых пугает, когда ребенок рассказывает о том, чего на самом деле не было. Мы спрашиваем себя, не растут ли наши воспитанники закоренелыми лжецами, но наши волнения напрасны.

Научиться отличать фантазию от реальности — это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок.

Что можно сделать, если четырехлетний ребенок приходит домой из детского сада с машинкой в кармане и говорит, что ее подарила ему воспитательница? Не принесет никакой пользы и напрасно обидит ребенка, если мы скажем: «Ты меня обманываешь».

Говоря так, мы предполагаем, что ребенок способен контролировать все, что он делает. Гораздо полезнее будет сказать: «Я думаю, нам лучше спросить у Марии Ивановны. Может, ты ее неправильно понял, а может, тебе так хотелось, чтобы у тебя была такая машинка, что ты вообразил, что она тебе ее подарила».

Если мы избегаем слова «лжец», это не говорит о нашем равнодушии или безответственности по отношению к поступкам ребенка, и порой нам приходится разъяснять ошибки и восстанавливать истинное положение дел.

Не хорошо брать вещи, которые тебе не принадлежат; нехорошо говорить, что старшая сестра ударила няню, когда она этого не делала; нехорошо даже придумывать истории о том, как ты геройски убил льва, сбежавшего из зоопарка и настаивать на том, что это правда.

Но если мы называем это ложью, ругаем и наказываем ребенка, мы без особой надобности разрушаем его самооценку и лишаем его возможности обучаться.

В наших силах помочь детям понять, насколько наши желания могут влиять на наши мысли. Например, вы говорите: «Я могу представить, как сильно тебе хотелось новую куклу, если ты действительно поверила, что тебе ее подарили. Но ты сама понимаешь, что ошиблась, и нам придется ее вернуть».

Читайте также:  Бабушка: помощь или соперничество?

И после инцидента с няней: «Дети часто злятся на старших сестер и хотят, чтобы им было плохо. Я думаю, ты вообразил, что она ударила няню». В ответ на рассказанную историю о поединке со львом: «Маленьких многое пугает.

Когда ты воображаешь, что поймал льва, ты чувствуешь себя большим и сильным».

Подобные ответы показывают ребенку, что мы понимаем, как сильное желание может влиять на воображение. Они также помогают отделить эти желания от реальности. А главное, они не уязвляют самолюбие ребенка: ребенок не плохой, он просто еще маленький, и ему надо дать вырасти и обучиться.

Если мы будем настаивать на открытой конфронтации, мы создадим излишние поводы для борьбы и ничего не добьемся. Поскольку дети всех возрастов борются за полную свободу и независимость, вопрос о том, врет ребенок или нет, перерастает в вопрос о власти. Никакой уважающий себя ребенок не сдастся без борьбы, он просто будет зарываться все глубже и глубже. В этой борьбе не бывает победителей.

Неспособность провести грань между фантазией и реальностью сохраняется, пока ребенку не исполнится 7-8 лет, однако проблемы, связанные с этим, могут оставаться и потом.

По мере того как дети взрослеют, они обретают больший контроль над потребностью изменять реальность, в особенности если их жизненный опыт приносит удовлетворение и успех. Но существует большое «если».

Когда фантазия полностью заполняет сознание, заменяя собой реальные действия и отношения, она порабощает. Не возникает сомнения, что в таких случаях профессиональная помощь необходима.

Это лишь малая часть рассуждений о том, какую роль играет фантазия в человеческой жизни. Нельзя рассматривать фантазию как нечто преходящее. Фантазия — источник наиболее глубокой и творческой духовной жизни человека.

Некоторые положительные аспекты фантазии в человеческой жизни.

1. Фантазия помогает осознать наши действительные чувства.

Фантазия может помочь взрослому лучше понимать детей. Увлечение ребенка определенными фантазиями дает педагогу возможность помочь ребенку разобраться в чувствах, которые могут быть крайне ошибочными.

Мальчик почти каждый день за обедом рассказывает о своих подвигах, о том, как он поколотил кого-нибудь во дворе или по дороге из школы домой. Это может сказать о том, что чувствует мальчик.

Возможно, он слишком застенчив и тих, и это разочаровывает близких, которые хотят, чтобы у них был более агрессивный и сильный ребенок.

Эти фантазии позволят проявить больший интерес к увлечениям ребенка.

2. Фантазия помогает осознать и признать существование некоторых чувств, которых мы стыдимся.

«Мне приснилось этой ночью, что ты и папа погибли, и я очень испугалась», — сообщает пятилетняя дочь матери. Несколько дней спустя она опять рассказывает, что она представила, что родители погибли в аварии.

Когда подобный рассказ повторяется в третий или четвертый раз, надо предположить, что девочка за что-то сильно злится на родителей и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чувствами.

Фантазия стала безопасным клапаном, через который она выражает чувства, которые не может осознать непосредственно.

Чтобы снять напряжение и помочь девочке, надо как бы невзначай заметить: «Иногда мне кажется, не злишься ли ты на родителей за то, что они так много времени проводят с твоим братиком?» Если девочке дать понять, что понимают, почему она злится и ревнует, у нее, скорее всего, исчезнут фантазии о гибели родителей.

3. Фантазии помогают пережить периоды неизбежных лишений.

Все мы переживаем периоды лишений и страданий, и часто именно фантазия помогает нам выстоять и продолжать жить интересно и увлеченно. Вот пример.

Миша с родителями за семь лет сменил три места жительства. Он воображает, что у него есть замечательные друзья, когда он готовится начать все заново в новой школе и с новыми соседями.

Фантазии помогают ему чувствовать себя менее одиноким и потерянным.

Когда мы грустим или наши проблемы кажутся нам непреодолимыми, фантазия дает нам надежду, спасает нас от отчаяния.

4. Фантазия обеспечивает личную защищенность.

Мы живем в перенаселенном, шумном, лихорадочном мире, который постоянно отрицательно воздействует на наши мысли и чувства. Конкуренция является жизненным фактом, в особенности в жизни наших детей.

Мир, в котором дети свободно гуляют по полям и лесам, в наше время стал легендой. Но когда мы помогаем детям, погруженным в фантазирование, мы должны проявлять чуткость, знать, что иногда им надо побыть наедине.

Каждому из нас нужна определенная свобода в собственных мыслях.

Для ребенка, который правильно развивается, не лишен радостей действия и общения, одиночество — время, когда он может мечтать о своем, время, которое во многом влияет на становление его духовной жизни.

Многие родители с трудом переносят, когда ребенок остается наедине со своими мыслями. Ребенок сидит, как нам кажется, без дела, а мы в это время активно двигаемся вокруг, стараясь подчеркнуть свою занятость.

Не думая о том, что мешаем ребенку, мы возмущенно вопрошаем, почему он такой бездельник. Следует помнить, что сегодняшние дети проводят большую часть времени в состоянии неистовой активности и им нужно восполнять свои духовные ресурсы за счет фантазии.

Помимо этого, фантазия — необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.

5. Фантазия — один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире.

Девочка часто представляет себя на балах, в ослепительных нарядах, с изысканными манерами. Ролевая игра маленьких детей — это своего рода подготовка к будущим событиям, к взрослой жизни.

Когда маленький ребенок изображает маму, папу, доктора или летчика, это позволяет ему лучше почувствовать, что собой представляют эти взрослые роли. Проигрывание ролей помогает ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми.

Важно правильно использовать это в психологическом развитии малыша.

Если в семье должен появиться ребенок, то важно чаще играть с малышом на тему «дочки-матери»; если же ребенку предстоит визит к врачу, которого он боится, или ему предстоит лечь в больницу, то ролевую игру нужно строить так, чтобы ребенок оказался врачом, медсестрой или сиделкой. Такая фантазия поможет преодолеть многие сопутствующие ребенку страхи и тревоги.

Невозможно подготовиться ко всем травмирующим событиям, но ролевая игра может помочь «вынуть у них жало».

6. Фантазия — необходимая составляющая творчества.

Безусловно, важно, чтобы ребенок хорошо различал фантазию и реальность, но если бы это различие когда-нибудь стало слишком четким, человеческий прогресс остановился бы. Ученый должен представлять себе невозможное, художник должен помочь другим это представить. Фантазеры изменяют мир.

В конце концов, существует неизбежная и необходимая связь между фантазией и человеческой способностью к любви.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Выдумка и ложь: детские фантазии

Фан­та­зи­руют все дети. Зача­стую это огор­чает их роди­те­лей, поскольку ино­гда отли­чить фан­та­зию от реаль­но­сти очень сложно. Что же такое фан­та­зии? Нужно ли их поощ­рять? Запре­щать? Как опре­де­лить где ложь, а где выдумка?

Мир дет­ской фан­та­зии неве­ро­ятно мно­го­об­ра­зен. Из таких меч­та­те­лей вырас­тают скуль­пторы, худож­ники, дизай­неры, писа­тели, ком­по­зи­торы. Не будь фан­та­зии, не раз­ви­ва­лась бы наука, и нашим уде­лом был бы камен­ный век.

Чело­век уви­дев­ший в обык­но­вен­ном камне палку-копалку был навер­няка фан­та­зе­ром.

А наши сказки? Ковер-само­лет, печка-само­ходка… Ну, чем не кос­ми­че­ский корабль и авто­мо­биль? Не имея вооб­ра­же­ния, нынеш­ний школь­ник не усвоит ни одного пред­мета, поскольку не смог бы опе­ри­ро­вать абстракт­ными поня­ти­ями. Однако в мире дет­ской фан­та­зии не все радужно.

Есть у нее и “тем­ная” сто­рона. Это ложь, фан­та­зии, рас­ту­щие из агрес­сии, дет­ских стра­хов. В свет­лой головке дошколь­ни­ков живет много того, что спо­собно сильно уди­вить роди­те­лей. Речь идет о двух сто­ро­нах фан­та­зии и раз­де­ля­ю­щей их грани.

Свет­лая сторона

Фан­та­зия начи­нает раз­ви­ваться еще в дошколь­ном воз­расте, как пра­вило, после 2,5 лет. А до этого идет интен­сив­ная под­го­товка. Насколько у малыша раз­вито вооб­ра­же­ние, зави­сит пери­ода жизни с года до трех лет.

Это период мани­пу­ли­ро­ва­ния пред­ме­тами и изу­че­ния их свойств. Ока­зать помощь в позна­нии пред­мет­ного мира должны близ­кие малыша.

В этом воз­расте ребе­нок познает мир через мамины руки: ведь именно она пока­зы­вает, как играть кук­лой или машин­кой, соби­рать пира­мидку. Чтобы раз­ви­ва­лось вооб­ра­же­ние необходимо:

— читать ребенку раз­лич­ные книги: рас­сказы, стихи, сказки. К двум годам он дол­жен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Коло­бок». Ска­зоч­ные образы слу­жат «кир­пи­чи­ками» фун­да­мента фантазии.

— играть с пред­ме­тами-заме­сти­те­лями. Пусть сту­лья ста­нут маши­ной, крышка от кастрюли — рулем. Оде­яло — гара­жом для машины, а дет­ский носо­чек — тан­цу­ю­щим чело­веч­ком. Про­явите свою фан­та­зию и дайте старт раз­ви­тию дет­ского воображения.

— пред­ла­гайте образы-заме­сти­тели. Пусть малыш будет собач­кой или кис­кой. Ими­ти­руйте их дви­же­ния, гово­рите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огро­мен: лошадки, курочки, лягушки. Это пре­красно раз­ви­вает вооб­ра­же­ние и вли­яет на раз­ви­тие мото­рики. Из такой игры ребе­нок полу­чит пред­став­ле­ние о про­фес­сиях: стро­и­тель, няня, водитель.

Малень­кие фантазеры

3–7 лет. Сле­ду­ю­щий этап раз­ви­тия фан­та­зии. Гла­вен­ствует здесь Игра. В игре у детей раз­ви­ва­ется вни­ма­ние, вос­при­я­тие, память, интел­лект, вооб­ра­же­ние. Она явля­ется веду­щей дея­тель­но­стью. Здесь важны сюжетно-роле­вые игры: «вой­нушка», «дочки-матери».

В игре дети поль­зу­ются двумя «реаль­но­стями» — насто­я­щей, где они дети, и выду­ман­ной, фан­та­зий­ной, где они поли­цей­ские, индейцы, учи­теля или ков­бои. Здо­ро­вые дети спо­собны раз­ли­чать выдумку и реаль­ность. Однако чем младше ребе­нок, тем слож­нее это сде­лать.

Поэтому трех­лет­ние малыши, захва­чен­ные теат­раль­ным пред­став­ле­нием или игрой, спо­собны все­рьез испу­гаться, к при­меру, Деда Мороза или Бабу-Ягу.

То, что малыш стал фан­та­зи­ро­вать и научился отде­лять вымы­сел от реаль­но­сти можно понять по появив­шимся в его речи сло­вам «как будто» и «пона­рошку».

Игрушки

Они необ­хо­димы для игр. К сожа­ле­нию, пре­дель­ная реа­ли­стич­ность совре­мен­ных игру­шек мешает раз­ви­тию фан­та­зии. Прак­ти­че­ски насто­я­щие мечи, писто­леты, чай­ники вооб­ра­же­ние не будят, поскольку доду­мы­вать тут нечего, ведь чай­ник он и есть чай­ник. Дети быстро теряют инте­рес к таким игруш­кам.

Зато бьются пал­ками, делают куко­лок из травы и “ездят” камуш­ками. Эти пред­меты дают про­стор фан­та­зии. Ведь про­стой каму­шек может стать маши­ной, поез­дом, само­ле­том, сту­лом, а палка — мечом, ружьем и посо­хом. Не ругай­тесь за при­но­си­мый домой и такой важ­ный для ребенка мусор. Пусть он скла­ды­вает его в коробку. Сде­лайте игрушки само­сто­я­тельно.

Читайте также:  Лекарства при беременности: все «за» и «против» их применения

Вырежьте из кар­тона или сшейте из тря­по­чек. Малышу понравится.

Тем­ная сторона

Ино­гда плоды дет­ских фан­та­зий пугают взрос­лых. Поскольку в них явственно видны агрес­сия, дет­ские страхи, сопер­ни­че­ство, отвер­же­ние роди­те­лей, нелю­бовь к сест­рам и бра­тьям. И, очень часто роди­тели не могут отли­чить фан­та­зия это или ребе­нок их обманывает.

По ста­ти­стике, каж­дый вто­рой ребе­нок от трех до пяти лет боится неожи­дан­ных зву­ков, ска­зоч­ных пер­со­на­жей. Каж­дый тре­тий – воды, транс­порта, замкну­того про­стран­ства, оди­но­че­ства. Потом появ­ля­ется страх смерти. Дети боятся чудо­вищ под кро­ва­тью, тем­ноты, огром­ных мон­стров в шкафу.

Это не “боль­ное” вооб­ра­же­ние. Подоб­ные фан­та­зии даже полезны. Все дети про­хо­дят через такие страхи. Более того, они необ­хо­димы, будучи пере­ра­бо­тан­ными пси­хи­кой, они помо­гают раз­вить осто­рож­ность, преду­смот­ри­тель­ность, инстинкт само­со­хра­не­ния.

Со стра­хами можно и нужно бороться тогда, когда они при­об­ре­тают опре­де­лен­ную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш доба­вит страш­ному мон­стру бан­тик и это лишит его устра­ша­ю­щей силы. Пусть сле­пит его из пла­сти­лина и доба­вит смеш­ных дета­лей. Сде­лайте вол­шеб­ную палочку или все­силь­ный меч.

Заве­дите кошку и убе­дите малыша, что там, где она живет, мон­стров нет.

Ложь или фантазия?

Ложь, явля­ется пред­на­ме­рен­ным иска­же­нием фак­тов для при­об­ре­те­ния лич­ной выгоды, тогда как фан­та­зия — сво­бод­ный полет вооб­ра­же­ния, при­чем без­вред­ный. Обман начи­нает про­цве­тать с 3,5 лет. Зача­стую он ста­но­вится при­выч­кой, однако поня­тие “лжи” и “правды” при­хо­дит позже, в школь­ном воз­расте. Часто ложь явля­ется сред­ством самообороны.

Каковы основ­ные при­чины лжи?

Боязнь нака­за­ния. Ребе­нок, кото­рого за раз­би­тую неча­янно чашку могут лишить про­гулки поста­ра­ется ута­ить слу­чив­ше­еся. Может быть вы слиш­ком строги? Поду­майте. Если малыш будет знать, что, за раз­бив­шу­юся чашку нужно изви­ниться и убрать осколки, то необ­хо­ди­мость во лжи вряд ли появится.

Мно­же­ство запре­тов. “Пирож­ное дала бабушка”, “пуго­вицы рас­сы­пала вле­тев­шая в окно птичка”… Поду­майте, воз­можно, вы зло­упо­треб­ля­ете запре­тами. Если ребе­нок будет знать, что с пуго­ви­цами можно поиг­рать в мами­ном при­сут­ствии, а пирож­ное съесть после обеда, то необ­хо­ди­мость во лжи отпадет.

Жела­ние пока­заться лучше, чем он есть. Это озна­чает неудо­вле­тво­рен­ность ребенка своим поло­же­нием. Для этого при­умно­жа­ются успехи и пре­уве­ли­чи­ва­ются заслуги. Это должно вас встре­во­жить. Наверно, ребенку недо­ста­точно при­зна­ния, заин­те­ре­со­ван­но­сти, под­держки, тепла.
Для само­оправ­да­ния.

«Она/он пер­вым начал(а)!». Такую ложь иско­ре­нить труд­нее всего. Это ложь, под­ни­ма­ю­щая само­оценку, и исполь­зу­ется и во взрос­лой жизни (меня не уволь­няли, я сама ушла, а шеф глу­пец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он “пер­вый начал”.

Обсу­дите ситу­а­цию в спо­кой­ном, дру­же­ском ключе и обмана стане меньше.

Фан­та­зии же дру­зья детей. У них под креслом живут чудес­ные гно­мики, малыши летают на чудо-паро­во­зах и вла­деют вол­шеб­ными палоч­ками, тан­цуют с феями и спа­сают от беды лиси­чек. Радуй­тесь. У малыша пре­крас­ное вооб­ра­же­ние. Не пугай­тесь, если ребе­нок солгал. Все реша­емо, глав­ное подойти к этому рас­су­ди­тельно и с умом.

Детская ложь и детская фантазия

Психологическая страничка

Детская ложь и Детские фантазии

«Папа, я не вру!» — уверенно заявляет ребенок, однако, вы точно знаете, что это не так.

Многие дети способны к осознанной и продуманной лжи уже в младшем дошкольном возрасте, и зачастую первый обман ребенка производит на родителей большое впечатление. Мама и папа привыкают к забавной наивности поведения ребенка, и вдруг выясняется, что ребенок может быть нечестен в чём-то.

  • Многие родители сразу начинают думать, что ребенок «испортился», что они упустили какие-то моменты в воспитании, кто-то просто наказывает ребенка.
  • Между тем, это совершенно обычное явление, свидетельствующее о нормальном интеллектуальном развитии ребенка, нужно только правильно воспринять новый опыт во взаимоотношениях с ребенком и постараться понять причины, подтолкнувшие его к обману.
  •  Беспричинной лжи не бывает, исключения составляют лишь случаи патологических отклонений, требующих психотерапевтического лечения.
  • Детскую ложь можно разделить на несколько категорий, в соответствии с причинами, вызвавшими её.
  1. Ложь ради самоутверждения. Ребенок приукрашивает свои качества, рассказывает о героических поступках, которых он на самом деле не совершал, выдает желаемое за действительное, приукрашивает. Иногда такая ложь случается просто в силу темперамента — к ней склонны «артистические натуры», дети -экстраверты. Как правило, таким образом, ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. Также подобные поступки характерны для детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе.
  2. Ложь из страха. Зачастую дети лгут потому, что взрослые не готовы принять неприятную правду — ещё одно следствие привычки многих родителей к идеализации. Типичная ситуация — ребенок признается в каком-либо проступке или действии, взрослый характеризует его негативно, но переносит само действие на ребенка, например, говорит «какой ты плохой, что так сделал». Всё, дальше ребенок, элементарно в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, солгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей как прежде «хорошим». 
  3. Отдельная категория-ложь из чувства вины. Это те ситуации, когда ребенок берет на себя вину за поступок, который он не совершал. Если такое поведение замечено уже в младшем дошкольном возрасте, значит, что-то в семье не так, и психологический микроклимат далек от идеального. Подобное поведения свидетельствует о ранних проявлениях комплекса неполноценности.
  4.  Дурной пример. Здесь все понятно — ребенок просто копирует модели поведения взрослых или сверстников.
  5. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики — например, ребенок не выдает совершившего проступок товарища и лжет чтобы спасти того от наказания. Также это характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).

    6.

    «Соревновательная ложь». Проще говоря- когда ребенок жульничает, например в игре. Характерна для возраста 5-6 лет, так как именно в это время складываются и укрепляются различные групповые отношения -в семье, в детском саду. Ребенок приобретает статус в каждой из групп. Чтобы повысить статус, стать лидером, ребенку приходится идти на всяческие ухищрения, подчас нечестные, с точки зрения морали.

    7.

    Настоящая, продуманная и осознанная ложь встречается все-таки у маленьких детей не так часто. Если же ребенок в раннем возрасте часто и продуманно лжет, это свидетельствует об определенных психологических проблемах.

Проблеме детской лжи посвящено немало трудов и исследований. Например, советский ученый Л.

С Выготский, классик психологии, много времени посвятил изучению мышления ребенка и пришел к выводу, что детская ложь представляет собой форму продуктивной творческой активности.

Далеко не всегда то, что выглядит не правдой, является ею на самом деле. Сталкиваясь с так называемой детской ложью, следует помнить, что дети склонны к фантазированию и часто попросту реализуют эту свою склонность. И поэтому, не вся не правда – это вранье детей.

Особенно это прослеживается у детей с хорошо развитым воображением, такие дети будут сочинять всевозможные истории постоянно. А поскольку игра для детей имеет первостепенное значение в жизни, такие ребятишки могут фантазировать даже в совершенно неуместной для этого ситуации.

Иногда ребенок, вступая в диалог с благодарным слушателем, способен выдумать и наговорить все что угодно, и даже сам способен поверить в то, что говорит.

Как правильно реагировать взрослым в подобных ситуациях? Конечно же, ни в коем случае не ругать малыша за его «враньё», а учить думать о последствиях. Указывать ребенку, на то, что от его некоторых выдумок даже может кто-нибудь пострадать.

К фантазированию ребенка нужно отнестись с пониманием, извлекая пользу для самого же малыша.

Следует помнить, что сочинять и фантазировать отличительная способность человека, присущая не каждому, поэтому правильнее будет развивать ее с детства, открывая маленькому чаду путь к творческому самовыражению.

Запреты и наказания здесь будут не уместны и в конце концов поломают ребенка и закроют ему путь к развитию этого замечательного качества.

Постарайтесь найти подходящий способ творческого самовыражения. Как вариант, сочиняйте с ребенком разные истории, сказки и т.д.

  1. Враньё Р. Сеф
  2. У льва и тигра когти,
  3. Как острые клинки.
  4. У льва и тигра в пасти
  5. Ужасные клыки.
  6. А у вранья -ни пасти,
  7. Ни спрятанных когтей,
  8. Но в целом белом свете
  9. Нет ничего страшней.
  10. СКАЗКА ПРО ЧЕСТНЫЕ УШКИ

Наступила зима. Засыпал снег в лесу все дорожки.

Пошла Ойка-капризуля погулять. Озябла. Да ещё варежки потеряла. Идёт, на пальцы дует.

Вдруг видит — стоит под самой сосной заячий домик. Выглянула из окна Зайчиха.

— Ойка, Ойка иди в дом! Погрейся у печки, — позвала Зайчиха. Вошла Ойка в заячий домик. Усадила её Зайчиха на лавку поближе к печке.

— Сиди, Ойка, грейся, — сказала Зайчиха. — А я пойду своего сыночка зайчонка поищу. Вон какой холодище в лесу. Озябнет он, простудится.

Накинула Зайчиха на плечи тёплый платок из заячьего пуха и пошла своего сыночка искать.

Смотрит Ойка — стоит на полке банка с вишнёвым вареньем. Очень захотелось Ойке сладкого варенья попробовать. Забралась Ойка на стул. Хотела взять банку с вареньем, да задела локтем чашку. Чашка красивая, нарисованы на ней морковка и кочан капусты. Упала чашка и разбилась.

Тут как раз вернулась Зайчиха с зайчонком.

— Кто разбил мою чашку? — огорчилась Зайчиха.

— Ой, она сама разбилась, — сказала Ойка. — Эта чашка очень плохая. Она любит драться. Чашка взяла ложку и стала бить чайник. А чайник рассердился и толкнул её. Чашка упала с полки и разбилась.

— Ай-ай-ай! — покачала головой Лесная Птица. Она сидела на ветке под окошком и всё видела. — А ну-ка, скажи, Ойка, почему у тебя ушки красные?

— Ой, не знаю, — прошептала Ойка, а сама уши руками закрыла.

— А я знаю, — сказала Лесная Птица. — Потому что ты врунишка, а ушки у тебя честные. Им за тебя стыд но, вот они и покраснели. У врунишек всегда ушки красные.

— Ой! — закричала Ойка. — Не хочу, чтобы у меня ушки были красные! Это я чашку разбила!

— Вот и хорошо, что призналась, — улыбнулась Зайчиха. — Садись с нами за стол. Будем пить чай с вишнёвым вареньем.

— А я твои варежки нашла, — сказала Лесная Птица. — Вот они, Ойка, держи. Больше не теряй. Зима пришла, пальчики отморозишь.

С. Прокофьева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector