Детская ложь: нужна ли коррекция?

Происшествия » Человеческий фактор

Последние три года Дэвид Гудман жил в ожидании суда. Его обвиняли в изнасиловании пятилетнего мальчика в лагере Лейк-Форест, где Гудман был вожатым. Ад закончился только в ноябре этого года — суд признал Гудмана невиновным и освободил его от уголовного преследования. Злая ирония судьбы заключается в том, что мальчик попросту… оболгал Гудмана.

Тюремное заключение оказалось бы для Дэвида убийственным: всем известно, что насильников — тем более детских — в тюрьме не любят и жестоко расправляются с ними. «Пожизненное заключение на самом деле стало бы для меня смертным приговором», — говорит он.

Надо сказать, государственные обвинители не скрывали, что доказательств вины Гудмана у них маловато. Догадки матери и посттравматическое стрессовое расстройство, с которым ребенок вернулся из лагеря, — вот и все, чем оперировали прокуроры. Правда, против Гудмана сыграло то, что мальчику поверил суд и преисполнился решимости наказать «насильника».

На суде мальчик, которому сейчас уже восемь лет, запутался в показаниях, и это дало судье основания усомниться в правдивости его рассказа. Добавим сюда притянутые за уши доказательства вины — и вот он, оправдательный приговор.

Этот случай вызвал широкий резонанс среди правозащитников: инцидент вскрыл недостатки самой деликатной области правосудия — защиты детей.

Адвокаты, прокуроры и психологи, занимающиеся делами детей, в один голос заявляют, что ребенок не может «придумать» насилие.

В то же время эксперты признают, что поиск улик в таких расследованиях — самая сложная часть работы. Поэтому обычно главное доказательство вины подозреваемого — детские слезы.

В тот ноябрьский день, ставший для Дэвида самым черным за всю его жизнь, мама якобы пострадавшего мальчика узнала о том, что у нее в груди обнаружены сразу три кисты.

Решив подготовить сына на случай своей смерти, женщина сказала ребенку, что даже на небесах будет присматривать за ним и узнает все его тайны, а затем поинтересовалась, есть ли у него какие-нибудь секреты. «Дэвид», — коротко ответил малыш.

Спустя несколько дней Гудман оказался под арестом и узнал, что он — сексуальный преступник.

Повседневная ложь. В теории и на практике

Началось расследование, которое почти сразу зашло в тупик. Ни один из сотрудников детского лагеря не заметил ничего подозрительного в поведении Дэвида. Педиатр, обследовав мальчика, заявил, что не обнаружил признаков насилия. Его выводы подтвердил и специально приглашенный эксперт.

Детская ложь: нужна ли коррекция?

AP

Защитник Дэвида Стивен Миллер вспоминает, что был подавлен тем фактом, что прокуратура не приняла во внимание заключения экспертов и свидетельские показания, упомянутые выше. Кроме того, непонятным оставалось и то, что именно Гудман сделал с ребенком. В обвинении говорилось об изнасиловании, но полицейские заявили, что во время первого допроса мальчик ничего об этом не сказал.

Кроме того, в показаниях малыша и его мамы обнаружились явные нестыковки. Так, детективам женщина заявила, что впервые узнала о том, что случилось в лагере, во время похода с сыном к врачу, а на суде — что признание произошло дома. Сейчас женщина не общается с прессой, не отвечает на звонки репортеров.

Что до мальчика, то он заявил, что рассказал матери о случившемся еще летом, когда был в лагере, а не в ноябре, когда развернулась вся эта история. Кроме того, на одном из заседаний ребенок «вспомнил», что изнасилование произошло в бассейне, хотя до этого не говорил ничего подобного ни детективам, ни судье.

Дэвид между тем потихоньку оправляется от психологической травмы.

Однако, похоже, ему придется еще побороться за свои права: мать мальчика позвонила в музыкальный театр, где Гудман вел детскую группу, и, представившись вымышленным именем, заявила, что Гудману не стоит работать с детьми: он-де педофил, так что, граждане, поберегите своих детишек. Дэвида отстранили от участия в нескольких пьесах, и он сам решил подыскать новую работу, не связанную с детьми, чтобы пресечь подобные инциденты на корню.

Хотя прокурор Ари Фитц заявил, что не сомневается в виновности Гудмана даже после вынесения оправдательного приговора.

Фитц уверен: в детском лагере с мальчиком определенно что-то случилось: не зря же социальный работник и психолог диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство.

Адвокат Стивен Миллер в свою очередь отмечает, что симптомы ПТСР достаточно неоднозначны и могут свидетельствовать о каком-либо психическом заболевании.

Вердикт судьи адвокаты Гудмана и правозащитники, следившие за ходом процесса, встретили аплодисментами. Когда судья объявил, что не находит доказательства вины Гудмана достаточными и признает его невиновным, Дэвид залился слезами. «Наконец-то все закончилось. Я счастлив, как никогда!» — признался он.

Читайте самое актуальное в рубрике «Происшествия»

Проблема детской лжи

Проблема лжи редко выступает как самостоятельная, чаще всего на нее жалуются в числе прочих нарушений поведения ребенка (агрессивности, воровства, слабой успеваемости).

Но и родителей, и учителей волнуют вопросы: как реагировать на ложь ребенка и есть ли граница между ложью и фантазированием? Многие взрослые теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с совравшим ребенком: можно ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и какое наказание будет подходящим?

Неоспоримый факт то, что детская ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. В большинстве случаев, чтобы изменилось поведение ребенка, достаточно изменить ситуацию, в которой он находится.

Анализируя особенности лгущих детей, обычно обращаешь внимание на то, что многие из них страдают от недостатка внимания или любви со стороны родителей.

Имеют проблемы в учебе или нарушения поведения, испытывают трудности в общении со сверстниками, у них низкая самооценка (обычно из-за того, что они не оправдывают ожидания родителей, которые им об этом постоянно сообщают). Часто лгущий ребенок очень озлоблен.

Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания, прекрасно зная при этом, что ложь раздражает взрослых. Лгущие дети стремятся именно рассердить родителей и учителей и делают это, даже, несмотря на то, что им придется перенести наказание.

Нередко прибегают к помощи лжи дети очень требовательных и авторитарных родителей. В таком случае ложь для детей становится способом доказать самим себе и окружающим свою независимость. В первую очередь дети пытаются эмансипироваться от родителей. Это, по их мнению, может повысить их статус среди сверстников.

Причины детской лжи:

Можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего дети прибегают к помощи лжи, чтобы:

  • избежать неприятных для себя последствий;
  • получить то, чего иным способом они получить не могут или не умеют (обычно — внимание и интерес окружающих);
  • получить власть над окружающими (иногда отомстить им);
  • защитить что-то или кого-то, значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Большинство детей, попавших в сложные условия, стараются исправить положение с помощью лжи.

Надо отметить, что перечисленные причины, ведущие к утаиванию и искажению правды, в равной мере относятся и к поведению взрослых.

Слегка приврав, немного исказив факты, мы избегаем неприятных объяснений, выходим из затруднительного положения и облегчаем себе жизнь. Наши дети все это видят и «мотают на ус».

Умение подать информацию в выгодном для себя свете, в общем-то, полезно (например, в будущем оно может пригодиться при приеме на работу), но постоянное приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений не способствует развитию личности и может привести к серьезным нарушениям психики.

Так называемый уход ребенка в мир фантазий свидетельствует о его серьезной неудовлетворенности жизнью.

Непопулярные и малоуспешные дети учатся скрывать свои неудачи или подавать о себе информацию в выгодном свете, надеясь если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе.

Например, ребенок «теряет» дневник с плохими оценками или рассказывает родителям, как хорошо он сделал доклад, как его хвалили: все было именно так на самом деле, но только не с ним, а с кем-то из его одноклассников.

Не находя в реальном мире того, что может повысить его значимость в глазах окружающих, ребенок придумывает нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Если же фантазеру удается избежать разоблачения, то постепенно он сам начинает верить в свои выдумки и «переселяется» в придуманный мир, где он удачлив и всеми любим. Так ребенок окончательно замыкается в себе.

Но бывают и совсем другие фантазеры.

Эти дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства или возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их.

Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые ребенком, не корыстны. В таких случаях вымысел столь очевиден, что это понимают и ребенок и взрослый, но подыгрывают друг другу.

Иногда, столкнувшись с детской ложью, взрослые надеются, что все само как-нибудь устроится, не придают значения происшедшему, делая вид, что ничего «из ряда вон выходящего» не случилось.

Для ребенка одинаково вредны как родительская агрессия, так и родительское бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев детская ложь — это сигнал тревоги.

Последствия родительского равнодушия могут быть очень серьезными, вплоть до развития у ребенка асоциальных черт характера. Психолог Л. Б. Филонов (1981) выделил факторы, повлиявшие на появление и развитие лживости.

Анализируя жизненный путь людей, осужденных за преступления, связанные с мошенничеством, аферами, обманом и другими формами лжи, он пришел к выводу, что на раннем этапе развития индивида не может быть и речи о лжи как о намеренном введении в заблуждение.

Грани между выдумкой, добавлением от себя и преувеличением обычно стерты, фантазии и вымысел переплетаются. До трех лет не существует различия между детьми, «у которых впоследствии развивается или не развивается качество лживости», оно появляется только в 4—5 лет.

Сознательное использование лжи или умалчивание информации появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровенность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое проповедуется взрослыми.

Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием — умение не проговариваться, способность хитрить.

Так постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им как проявления ума и ловкости.

Свою ложь он начинает считать «военной хитростью», а по сути, из средства сокрытия она превращается в средство добывания желаемых благ.

Самый опасный вид лжи — заведомое введение в заблуждение ради получения выгоды. У ребенка, накопившего опыт удачных обманов и способов сокрытия истины, возникают стремление оправдать ложь и намерение отточить навык лжи.

Читайте также:  Влияют ли перенесенные операции на беременность и роды

В качестве оправдания своего поведения такой ребенок подводит философскую базу под ложь: может быть, все те, которые говорят, что они правдивы, на самом деле просто умеют хорошо врать? К ситуациям оправдания относится и попытка доказать, что все люди лгут и что это закономерное и нужное поведение.

Иногда искусный лжец лицемерно заявляет, что осуждает лгущих.

Появившаяся в раннем детстве порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, человек лжет лишь в экстренных случаях. Л.Б.

Филонов делает вывод, что в завершающей стадии развития этого качества человек уже не дожидается тех или иных обстоятельств: «обладая мощной побудительной силой, отрицательное свойство может стать основой для противоправного поведения».

Соответствующая оценка окружающих укрепляет ребенка во мнении, что он способен на хитрость, ложь и т.д. Постоянное неодобрение со стороны окружающих побуждает ребенка обратиться к «себе подобным», к той среде, где отрицательные качества, наоборот, одобряются и где он чувствует себя сравнительно благополучно.

Ребенок осознает прагматические стороны отрицательного качества, стремится извлекать из него пользу. Если дошло до этого, тогда можно говорить о стойкой деформации всей личности, результатом чего становится асоциальное поведение.

Чтобы ребенок не стал злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, попытаться изменить общую ситуацию, а не реагировать на его поведение только наказаниями. Самое эффективное средство борьбы с детской ложью — это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении.

Как реагировать на ложь?

1) Первое, что необходимо сделать учителю или родителю солгавшего ребенка, — это разобраться в причинах лжи. Что-то предпринять в сложившейся ситуации можно только в тесном контакте с ребенком.

Начать надо с разговора «по душам». Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребенок вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи.

Вот что советуют сказать ребенку в такой ситуации специалисты:

Август Айхорн, австрийский психоаналитик, рекомендует воздержаться от выражений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду» — гораздо более эффективно вести себя так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз» и т.д.

Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».

Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимных доверительных отношениях: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом.

Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобой, если ты найдешь в себе смелость сказатьправду».

Естественно, данное ребенку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок.

2) Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению случившегося.

В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно отложить на время, когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать.

Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи. Из-за грубого обращения ребенок может почувствовать по отношению к вам враждебность, а это чувство тоже не способствует установлению доверительных отношений.

Возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать. Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности.

Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость. Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина ребенка, всегда остается вероятность несправедливого обвинения.

3) Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное — личный пример. Родители и учителя должны быть честны даже в мелочах.

4) Полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои которых прибегали к помощи лжи. Обсуждайте причины такого поведения и возможные пути выхода из ситуации. Особое внимание обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуациях без помощи лжи.

Однако не переусердствуйте. Не стоит, например, злоупотреблять напоминанием об известной притче про мальчика-пастуха, дважды поднявшего ложную тревогу. В своей практике я столкнулась с очень агрессивной реакцией мальчика на постоянное цитирование взрослыми этой притчи.

Хотя эта история очень хорошо показывает, к каким последствиям может привести обманутое доверие окружающих, но для примеров лучше использовать менее морализаторские произведения. Например, рассказы и повести В. Драгунского, Ю. Сотника, А. Алексина, Ю. Яковлева, А. Раскина, В.

Крапивина и др.

5) Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете своих детей, всегда ли справедливы по отношению к ним? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами?

Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит, ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить ситуацию, обратитесь за помощью к психологу.

Часто именно своими повышенными требованиями и последующим разочарованием, если наши надежды и ожидания не оправдываются, мы подталкиваем детей к сокрытию и подтасовке фактов, только в этом они видят способ сохранить наше уважение.

В наших силах создать для ребенка подходящее окружение сверстников, которые ценили бы его реальные достоинства (сообщить ребенку об их существовании — это тоже наша задача).

6) Старайтесь объяснить детям как можно больше из происходящего вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных.

Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните, почему у вас не получилось.

Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может захотеть отплатить нам той же монетой.

7) Покажите пример ироничного отношенияк некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но посредством юмора.

8) Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.

9) Если дети будут уверены в нашей любви и нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.

10) Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Подобный опыт в первый раз воспринимается ребенком очень болезненно.

Обмануть его могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние.

Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей, в будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.

В заключение хотелось бы отметить еще одну важную особенность проблемы детской лжи. Как бы отрицательно мы, взрослые, ни относились к неискренности и лжи, нельзя не признать тот факт, что ложь, так или иначе, присутствует в нашей жизни.

Во-первых, ложь ради выгоды культивируется в литературе. Сколько героев сказок, легенд достигли благополучия с помощью обмана. И это все положительные герои, которым мы сочувствуем, когда читаем книгу или смотрим фильм. Правда, их ложь обычно называется хитростью, но это не меняет сути.

Во-вторых, множество игр оттачивают искусство обмана (например, большинство карточных, в которых надо уметь сохранять «хорошую мину при плохой игре»). И, наконец, в своем общении мы, активно используем так называемую белую ложь. Она позволяет нам скрыть свои истинные чувства, мысли, мнения, хотя и называется это не ложью, а комплиментами и правилами хорошего тона.

Благодаря белой лжи мы сохраняем хорошие отношения с теми, чьи интересы и взгляды не только не совпадают с нашими, но и практически несовместимы с ними. К мелким, «невинным» обманам относятся также множество данных и неисполненных обещаний, клятв (и в обыденной, и в политической жизни), распространяемых слухов и сплетен. Особо остро стоит проблема использования лжи во спасение.

Многие считают, что в определенных ситуациях безнравственнее сказать правду, чем скрыть ее. Кроме того, в жизнь современного человека тесно вплетается обман в виде виртуальной реальности.

Таким образом, ложь становится не только привычной, но и необходимой составляющей человеческой жизни. Рано или поздно ребенок поймет это и начнет использовать ложь.

Самое главное, чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром. В наших силах не допустить этого.

5.07.2012

Не только брань. Что такое синдром Туретта?

До недавнего времени это заболевание считалось редким и странным. Почему так? Наверное, не в последнюю очередь потому, что внешне оно может проявляться нецензурной бранью и оскорблениями в адрес окружающих.

Говорить мы будем о синдроме Туретта. Что сегодня известно об этой болезни? Как распознать синдром Туретта?  Какие методы лечения используются для коррекции больных с таким недугом? С этими и другими вопросами мы обратились к врачу-неврологу «Клиника Эксперт» Курск Наталье Владимировне Умеренковой.

— Наталья Владимировна, об этом недуге снимают фильмы. Что же это за болезнь — синдром Туретта?

— Это заболевание, сопровождаемое хроническими множественными двигательными и вокальными тиками. В его основе лежит изменение созревания определённых структур головного мозга, а также нарушение нейронных связей в подкорковых структурах, лобных долях и лимбической системе.

Своим названием синдром обязан французскому неврологу Жилю де ла Туретту, который в конце 19 века вместе с коллегами описал его симптомы на примере нескольких пациентов.

— Насколько часто встречается это заболевание? Что говорит статистика?

— Статистические данные по синдрому Туретта вариативны. В России это число равно 5 на 10 000 населения. При этом есть оговорка, что до 3 % школьников могут страдать этим недугом. Известно также, что мальчики болеют в 2-4 раза чаще, чем девочки.

— Известны ли причины развития синдрома Туретта? Передаётся ли это заболевание по наследству?

— На сегодняшний день выделить одну причину заболевания невозможно. Наиболее вероятной специалисты считают генетическую теорию развития заболевания, но гены, ответственные за это нарушение, пока не найдены.

У трети пациентов прослеживается семейный анамнез, то есть у кого-то из родственников в роду наблюдались тиковые состояния. Но даже в случае наследственной отягощённости обычно необходимы пусковые факторы, которые способствуют развитию болезни.

Это могут быть, например, перенесённая ребёнком стрептококковая инфекция, особенности течения беременности у матери (наркомания, употребление анаболических стероидов).

— Как проявляется синдром Туретта? Только ли это нецензурная брань?

— Нет, не только. Обычно заболевание дебютирует в детском, реже в подростковом возрасте. Начинается обычно с различных двигательных нарушений на лице. Это может быть зажмуривание глаз, облизывание губ, пошмыгивание носом, скрежетание зубами, гримасничание – довольно неспецифические проявления, которые обычно не заставляют родителей заподозрить болезнь.

Далее присоединяются вокальные проявления – покашливание, шипение, лаяние, чмокание. Тики распространяются на мышцы шеи, верхних и нижних конечностей. С течением времени они видоизменяются и могут усложняться. У больных можно наблюдать такие непроизвольные двигательные проявления, как щёлканье пальцами, сложные гримасы, повторение увиденного действия.

Ранее к критериям диагностики относили и копролалию – выкрикивание нецензурной брани и оскорблений. Сейчас этот признак не является определяющим, так как активно проявляется лишь у 10 % больных с синдромом Туретта. У остальных он либо отсутствует, либо пациент осознаёт такие слова, но произносит их мысленно, а не вслух.

У значительной части лиц с синдромом Туретта отмечается также синдром дефицита внимания, навязчивые состояния, поведенческие нарушения (агрессивность, тревожность).

— Наталья Владимировна, расскажите, пожалуйста, о методах диагностики синдрома Туретта. Как его выявляют?

— Исключительно клиническим способом. Никаких специфических лабораторных и инструментальных методов исследования этой патологии нет. Довольно часто заболевание на ранних стадиях не распознаётся, потому что родители интерпретируют появление двигательных и звуковых тиков у ребёнка как поведенческое нарушение или личностную особенность.

Хочу подчеркнуть, что диагноз ставится в том случае, если клинические проявления присутствуют на протяжении не менее 12 месяцев. Важно также отличать тики при синдроме Туретта от вторичных тиков, развившихся в результате черепно-мозговой травмы, интоксикации.

— Как лечат это заболевание? И, что также важно, кто?

— Чем раньше выявляется этот синдром, тем проще его корректировать. Обычно этим занимается врач-невролог и, при необходимости, психиатр.

Хочу заметить, что синдром Туретта – это не нарушение интеллектуальной сферы.

Важно донести до родителей то, что ребёнку нужна психолого-педагогическая коррекция и грамотная социализация, чтобы над ним не насмехались, не подшучивали, не акцентировали внимание на его особенностях.

Медикаментозное лечение подбирается индивидуально и зависит от тяжести состояния пациента. Терапия при синдроме Туретта длительная.

Особенность данного заболевания в том, что в состоянии покоя тики усиливаются. Поэтому важно обеспечить ребёнку занятость, например, в спортивных кружках. Поведенческая терапия, аутогенные тренировки и прочие способы психологической помощи при синдроме Туретта также дают возможность пациентам социализироваться.

  • Согласно исследованиям, у каждого третьего пациента заболевание проходит после подросткового возраста, у 30 % заметно снижается выраженность тиков во взрослом возрасте, а ещё у трети остаётся без изменений.
  • — Берут ли в армию с синдромом Туретта?
  • — При высокой степени нарушений, то есть когда двигательные тики выражены настолько, что не поддаются контролю и могут нести угрозу физическому состоянию, пациент признается негодным к воинской службе.

— Как сказывается синдром Туретта на трудоспособности? Можно ли получить инвалидность при этом заболевании?

— Да, она может быть установлена. Если выраженность тиков весьма велика, а эффекта от лечения нет, это повод обратиться за медико-социальной экспертизой.

  1. Беседовала Севиля Ибраимова
  2. Записаться на приём к врачу-неврологу можно здесь Записаться на приём к врачу-детскому неврологу можно здесь ВНИМАНИЕ: услуга доступна не во всех городах
  3. Редакция рекомендует:

«Моя правая рука тяжелеет…»: что такое аутогенная тренировка? Маугли среди нас: какой он, мир аутистов? Детская ложь. Разбираемся с причинами Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?

  • Для справки:
  • Умеренкова Наталья Владимировна

Выпускница лечебного факультета Курского государственного медицинского университета 2004 года. В 2005 год прошла интернатуру по неврологии.

В настоящее время занимает должность врача-невролога, заведующего отделением неврологии в «Клиника Эксперт» Курск. Принимает по адресу: ул. Карла Либкнехта, д. 7.

Буклет "Детская ложь"

Что можно сделать, если ребёнок начал обманывать и вы это заметили?

Первое – выяснить причины появления обмана. А может это такое фантазирование? Обязательно нужно разобраться! Проанализируйте ваши взаимоотношения в семье с другими родственниками и с самим ребёнком.

Второе – научитесь выражать свои эмоции словами в том момент, когда ребёнок сознался в обмане: «Я расстроена!», «Я просто в гневе!», «Я раздражена». Это примеры «Я-сообщения», вы говорите о своих чувствах и ребёнок будет видеть ваши эмоции и они будут обозначены вами словами. В другой раз дитя уже будет знать, примерно в каком эмоциональном состоянии вы находитесь.

Третье – спросите у самого ребёнка, как можно было избежать обмана, что можно было сделать, какие варианты действий возможны были в тот момент, что подтолкнули на обман. И обязательно обговорите то, как можно исправить или «сгладить» обман.

Четвёртое — не лгать самим. Любые рассуждения о морали, честности и «хорошем» поведении разбиваются о личный пример, который ребенок видит перед глазами.

Пятое — не провоцировать ребенка на ложь. Это очень важно. Зачастую взрослые сами приучают ребенка лгать вечными допросами и нравоучениями. «Не ты разбил эту вещь? А кто же? Я заставлю тебя признаться!», «Не ты ли ходил туда, куда я тебе запрещала? Нет? А я по глазам вижу, что ходил!» и т.п.

Это такая своеобразная психологическая игра, которая некоторым, вероятно, доставляет даже некое удовольствие. Не стоит… Лучше говорить прямо и без криков: «У тебя какая-то неудача. Надо обсудить, почему так», «Ты это сделал, понятно. В следующий раз будь внимательнее», «Я знаю, что все было не так, как ты говоришь.

Надо делать так-то и так-то, чтобы вышло хорошо».

Если ребенок лжет во спасение, например, защищая товарища, не стоит его поощрять, но вполне можно сказать фразу: «Я тебя понимаю», и можно даже рассказать свою личную историю и её последствия.

Формула доверия для родителей:

«В наших с тобой отношениях нет ничего важнее доверия. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся мне об этом сказать. Можешь напомнить мне, что не надо сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».

ГБКУ АО «Вельский центр “Скворушка”»

ул. 1 Мая, д.77, г. Вельск ,

  • Архангельская область, 165150
  • Телефон/факс (818 36) 6-13-50
  • Адрес e-mail: velcpom@yandex.ru
  • Отделение дневного пребывания несовершеннолетних

Ребенок врет – почему? Детская ложь, ее причины и следствия. Как отучить ребенка говорить неправду

«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый генийдо некоторой степени дитя…»

А. Шопенгауэр

Почему ребенок врет и что делать. Следствия детской лжи

Случается, наши дети врут. Не так ли? Очень часто так говорят молодые родители, преимущественно мамы, уверенные в том, что именно их ребенок прав.

Дело в том, что основная масса родителей склонна считать своих детей правыми. Я полностью поддерживаю данную склонность, поскольку мать всегда должна поддерживать свое дитя, а не наоборот. В редких случаях происходит так, что родитель, даже зная, что ребенок возможно прав, все равно потакает обвинителю. Как следствие — развитие фобий с глубокого детства.

Давайте разбираться в детской лжи. Дети врут по-разному, в разных ситуациях и эмоциональных состояниях. Ваше отношение, соответственно, так же должно быть разным.

Если подумать, то вранье — это не более чем проявление внутреннего дискомфорта ребенка, боязнь публичности или наказаний. Стоит понимать, что причина этого дискомфорта не кроется в содеянном для ребенка — она заложена в вашей реакции на СОДЕЯННОЕ.

Как следствие, дети придумывают так называемые «отмазки» в виде лжи — «разрядился телефон», «плохая связь», «потерял дневник», «он первый начал…» и так далее и тому подобное. Родителям стоит признать, что такого рода неправда, исключительно ихняя «заслуга» — ребенок не нуждается в наказании, но и в оправдании так же. Что же делать, как объяснить ребенку, что его поступок не правильный?

Ребенок виновен, бесспорно, но более адекватно, когда чувство вины поделится на двоих, кого то из родных, близких людей. Дети не совершают непоправимых поступков — все можно исправить, если вы донесете до ребенка эту истину, для вранья не останется ни малейшего повода. Ребенок сильно виноват, но он не одинок — это главное.

Случается по-разному. Иногда дети говорят неправду, чтобы понравиться родителям — «показать, доказать и улыбнуться», как говорят в народе. Как пример можно рассмотреть недовольство родителей учительницей, и ребенок начинает день ото дня «приносить» из школы все новые и новые факты ее поведения.

Лексикон такого ребенка изобилует словами — «Сегодня она опять…», «Дарья Александровна сказала…», «Она ругала сегодня Машку «ни за что»…». Такие истории, как правило, бесконечны и многогранны, все зависит от уровня интеллекта ребенка и его родителей.

Именно в этом случае стоит обратить повышенное внимание на ребенка. Жажда ябедничества происходит от вашего доверия, а сама манера жаловаться «выстроена» именно на платформе характера родителей, которые на подсознательном уровне постоянно ищут виноватых в своей жизни.

Не стоит забывать о вашем, родительском, «Он не врет, он просто фантазирует!», согласен, есть и такое. Определенный период развития ребенка диктует схожесть с невинным враньем, оно же — фантазия. Если углубиться, эта неправда не так уж невинна — в детстве «овраг» между реалиями и желаниями очень велик, не редко он провоцирует психические расстройства у детей.

Как отучить ребенка врать

Большая проблема в том, что ребенку трудно вербализировать свои состояния, переживания, мысли. Самый большой урон детской психике наносит ваш смех и умиление, когда вы слышите «непонятный» рассказ ребенка, либо попытку что-то доказать.

Излишние запреты, ограничения, СЛЕЖКА, вызывают в ребенке патологическое стремление к самодеятельности, такие дети нередко уходят в жизнь, не достигнув совершеннолетия.

Не ловите детей в моменты лжи. Лучше мимически, незаметно для окружающих, показать ребенку, что его «игра» понятна, придайте лжи шутливый оттенок.

И ПРИ ЭТОМ ПОСТОЯННО ПОДЧЕРКИВАЙТЕ УСПЕШНЫЕ ИДЕИ И ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА, НАСЫЩАЙТЕ ЕГО ЖИЗНЬ ДЕЙСТВИЯМИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ДОСТИГНУТЬ УСПЕХА, а не игнорируйте его стремления к взрослым поступкам!

В противном случае, возникнет реальная опасность замены реальной жизни жизнью мнимой. Бдите истины и не считайте ребенка ребенком — для вас это маленький человек, «устройство» и успех которого напрямую зависит от родителей. Спасибо за внимание.

Е.Н. Семыкин (copywright 2013-2015)
[email protected]

Соавтор, рецензент, ведущий раздела психолог Максим Реуцкий, психолог Аксенова Е.Е., психолог Морозовская Е.Р..
Если вы врач или психолог и знаете, что улучшить, дополнить, исправить в этой статье, прочтите это.

Лечится ли дальнозоркость у детей? — энциклопедия Ochkov.net

Лишь один из десяти новорожденных появляется на свет с нормальной рефракцией глаза. У остальных девяти, по статистике, обнаруживают дальнозоркость. При этом нарушении малыш плохо видит вблизи, а его глаза быстро устают. Чем обусловлена детская гиперметропия, можно ли вылечить такой дефект зрения у детей? Расскажем об этом в данной статье.

Детская дальнозоркость: норма и патология

Ребенок появляется на свет совсем крошечным, и его глаза имеют соответствующие размеры. Короткое в силу возраста глазное яблоко и физиологическое уплощение роговой оболочки приводят к тому, что фокусировка изображения происходит за сетчаткой. Из-за отсутствия четкого фокуса картинка «размывается», а малыш видит нечетко на близком расстоянии.

Если нарушение рефракции обусловлено коротким размером глазного яблока, у родителей нет повода для волнения, поскольку дефект имеет физиологические причины и самостоятельно проходит, когда ребенок вырастает. Другое дело, если гиперметропия является врожденной. Например, появляется из-за неправильного строения глазного яблока, вызванного генетическими особенностями, или проблем во внутриутробном развитии.

Те, кто рождается с дальнозоркостью физиологического типа, обычно полностью «перерастают» данную проблему. Так, в период первого месяца жизни дальнозоркость может составлять около 4 диоптрий, к трем годам она уменьшается до одной диоптрии, а к шести — стремится к норме. А те, кто имеет врожденную дальнозоркость, часто живут с ней до конца жизни.

Важность и популярные методы лечения детской дальнозоркости 

Любой тип детской гиперметропии важно корректировать специальными методами, поскольку без коррекции у ребенка может развиться косоглазие, амблиопия и другие проблемы со зрением.

Для лечения такой дальнозоркости применяют несколько безопасных и современных методов — очковую и контактную коррекцию, а также аппаратные процедуры разного типа. Хирургическое лечение, как правило, до 18 лет не проводят, потому что продолжается рост глазного яблока и формирование зрительной системы. Бывают редкие исключения, однако более распространены терапевтические методы коррекции.

Очки для детей с дальнозоркостью

При  выявлении дальнозоркости важно корректировать рефракцию правильно подобранными очками. Своевременно начатая коррекция позволит предотвратить осложнения гиперметропии и будет способствовать нормальному формированию зрительной системы в целом.

  Трехлетнему ребенку могут не назначить очки только в том случае, если у него слабая степени гиперметропии, при этом нет жалоб на головную боль, утомляемость глаз и косоглазие.

При наличии данных симптомов, а также если у малыша дальнозоркость 2 или 3 степени, очки необходимо носить постоянно.

При подборе очковой оптики дошкольникам врачи иногда назначают очковые линзы с неполной коррекцией.

Поскольку в возрасте года, 2 и 3 лет зрительная система продолжает развиваться, то зрение дошкольников корректируют лишь до тех показателей, которые считаются вариантом нормы для данного возраста.

Носить очки с полной коррекцией можно после того, как полностью завершится процесс формирования зрительных органов. Дальнозоркость у детей 6 лет и старше корректируют очками для работы вблизи. Если у ребенка дальнозоркость 3 степени, то носить корректирующую оптику нужно постоянно.

Многих родителей интересует прогноз — как долго их ребенку придется носить очки для коррекции дальнозоркости? Ответ напрямую зависит от характера и степени нарушения рефракции.

Если гиперметропия имеет физиологический характер и слабую степень, то очковая коррекция будет временной.

Когда глазное яблоко достигнет размеров физиологической нормы и сформируется хорошая зрительная острота, очки можно будет не носить.

При высоких степенях врожденной дальнозоркости оптическая коррекция, как правило, требуется на протяжении всей жизни. Но чаще врачи в таких случаях воздерживаются от однозначного прогноза.

Контактные линзы для коррекции детской дальнозоркости

Такой вопрос интересует многих родителей. Однако сложно представить, что ребенок в возрасте 2 лет будет носить контактную оптику, но уже с 7 лет использование такого метода оптической коррекции вполне допустимо.

Контактные линзы, как и очки, улучшают остроту зрения, позволяют ребенку хорошо видеть на разных расстояниях. При этом они обеспечивают расширенное поле зрения и отличную контрастность.

Кроме того, за ношение линз никто не будет дразнить «очкариком», что очень важно для детей любого возраста, особенно для подростков.

Для коррекции детской дальнозоркости важно выбирать такие линзы, которые имеют хорошие «дышащие» свойства и могут обеспечить глаза ребенка необходимым количеством кислорода. Также для детей предпочтительными являются однодневные модели.

Поскольку за ними не нужно ухаживать, риск занести инфекцию в глаза при неправильном уходе отсутствует. В числе популярных моделей для коррекции дальнозоркости у детей — 1 Day Acuvue Moist и 1 Day Acuvue TruEye.

Более точные рекомендации сможет дать врач после полного обследования ребенка.

Оптическая коррекция — это не лечение

Следует понимать, что ни очки, ни контактные линзы не лечат нарушения рефракции. Они лишь помогают скорректировать недостатки зрения, чтобы ребенок лучше видел и мог вести полноценный образ жизни. Кроме того, оптическая коррекция необходима для правильного формирования зрительной системы, профилактики осложнений и полноценного развития ребенка.

Эффективность аппаратных процедур в лечении дальнозоркости детей

Для лечения дальнозоркости у детей нередко применяют аппаратные методики. Специальные аппараты с разным принципом действия стимулируют работу зрительной функции ребенка, активируют природную способность глаза фокусироваться на различных расстояниях, улучшают тонус глазных мышц, кровоснабжение и питание зрительных органов.

Аппаратные методики могут включать специальные компьютерные игры, лазерные процедуры и другие терапевтические тренировки зрительной функции.

Аппаратное лечение можно проводить у детей с трех лет, оно считается безопасным даже для маленьких пациентов. Курс лечения состоит обычно из 10-15 процедур, которые проводятся через день или ежедневно.

Выбор аппаратных процедур для ребенка в каждом конкретном случае определяется строго индивидуально врачом-офтальмологом. 

Лечить дальнозоркость у детей аппаратными методами рекомендуют ведущие мировые офтальмологи, которые считают, то подобное воздействие является максимально эффективным для развивающейся зрительной системы ребенка. 

Вакуумный массаж глаз ребенку с дальнозоркостью

При дальнозоркости ребенку нередко назначают вакуумный массаж. Специальный аппарат, похожий на обычные очки, мягко воздействует на зону вокруг глаз. Процедура позволяет добиться сразу нескольких положительных эффектов:

  • улучшаются метаболические процессы;
  • внутриглазные мышцы начинают лучше функционировать;
  • нормализуется кровоток в сосудах глаз; 
  • улучшается аккомодационная способность зрительных органов;
  • глазные ткани начинают получать больше кислорода;
  • активизируются защитные функции зрительной системы.

ИК-лечение дальнозоркости у детей

Еще одна аппаратная методика, позволяющая эффективно лечить дальнозоркость у детей, — это терапия инфракрасным лазером. Подобное воздействие на глаза ребенка помогает убрать спазм аккомодации, восстановить питание глазных тканей. Врачи отмечают, что данная процедура хорошо помогает в профилактике и коррекции таких осложнений детской дальнозоркости, как амблиопия и страбизм.

Иногда врач-офтальмолог может назначить в комплексе аппаратной терапии лечение при помощи метода электростимуляции.

Малоимпульсный электроток, воздействуя на глазные структуры, улучшает работу мышечных тканей, сетчатой оболочки и зрительного нерва.

Электрическая стимуляция позволяет нормализовать тонус и функционирование мышц, что является профилактикой косоглазия и амблиопии при дальнозоркости.

За счет стимуляции метаболизма и кровоснабжения в тканях глаза улучшается питание клеток.

Электростимуляция повышает остроту зрительного восприятия, улучшает боковое зрение и расширяет возможности глаза к фокусировке. С помощью электростимуляции можно лечить дальнозоркость у детей 8 лет и старше.

В более раннем возрасте такую процедуру назначают при условии, что ребенок психологически готов к подобному воздействию.

Аутотренинг поможет вылечить дальнозоркость

В комплексном лечении детской гиперметропии часто назначают процедуры видеокомпьютерного аутотренинга.

Пока малыш смотрит мультики, аппарат фиксирует сведения о работе зрительных органов и параллельно делает энцефалограмму головного мозга. С учетом активности мозговых структур, прибор изменяет контрастность картинки.

Такое воздействие нормализует функционирование нейронов, отвечающих за зрение, и позволяет добиваться хороших результатов в лечении дальнозоркости у детей.

Другие аппаратные методы лечения гиперметропии у детей

В рамках аппаратного лечения врач-офтальмолог может назначить и ряд других процедур:

  • Специальные компьютерные программы, которые стимулируют работу зрительного аппарата и одновременно возбуждают визуальный центр в головном мозге. Их использование повышает остроту зрения и способствует развитию его бинокулярности.
  • Прибор «Ручеек» хорошо тренирует аккомодационный аппарат глаза. В процессе лечения ребенку приходится поочередно фокусировать взгляд на картинках, возникающих то близко, то далеко.

Какие именно аппаратные методики будут эффективны и не навредят ребенку, в каждом конкретном случае решает только врач. Дальнозоркость у ребенка 2 лет, у 6-летнего или подростка требует разных подходов и методов лечения.

Профилактические меры: как защитить детское зрение?

Кто, как ни родители, может защитить зрение своего ребенка. Чтобы избежать возникновения или прогрессирования гиперметропии, нужно следовать целому ряду рекомендаций. Они одинаково эффективны для ребенка в 2-3 года и в 15-16 лет:

  • Обследования у офтальмолога каждые 6 месяцев, даже если ребенок не жалуется на зрение.
  • Всегда хорошее освещение в комнате, где занимается школьник или играет малыш.
  • Родительский контроль над количеством зрительных нагрузок. Чередование визуальной работы и активного отдыха, физических нагрузок.
  • Регулярное выполнение упражнений для профилактики дальнозоркости.
  • Общеукрепляющие занятия: спорт, массаж, прогулки на свежем воздухе.
  • Питание, богатое микроэлементами, витаминами, антиоксидантами.

Под контролем врача можно вылечить дальнозоркость у ребенка, но эффективность такого лечения зависит от целого ряда факторов. Проще всего лечится дальнозоркость у детей с физиологически коротким глазным яблоком. При врожденной патологии полностью избавиться от нарушения будет довольно сложно, но остановить падение зрения, предупредить осложнения и улучшить качество жизни вполне возможно.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector