Дети и школа: как сформировать положительный настрой?

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Типы учебной мотивации

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет. 

Дети и школа: как сформировать положительный настрой?

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе.

Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления».

Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?  

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты. 

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов 

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию.

Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах.

Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина.

Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом.

Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Дети и школа: как сформировать положительный настрой?Источник: unsplash.com / @mbaumi

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube. 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи.

Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»).

Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

Дети и школа: как сформировать положительный настрой?Источник: freepik.com / @bristekjegor«Не оценивайте ребёнка: “Ты очень умный”, “Молодец, ты справился лучше всех”. Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите “Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему”. А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности».                                      Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум.

Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают.

В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

«Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».                                       Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»

Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой. 

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека. 

«Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».                                         Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет.

Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти.

Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься. 

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием.

Читайте также:  Странные привычки малышей: когда начинать беспокоиться?

С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

«Правильный психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Правильный психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников»

  • Подготовила:
  • учитель начальных классов
  • Чубур Ирина Юрьевна
  • Санкт- Петербург
  • 2020г
  • Создание положительного настроя перед любым видом деятельности важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

  В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.   Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.

1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.

2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

  Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность: 

  •  выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
  • развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
  • создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
  •  формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.  

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам.

Согласно статистике, комфортно чувствуют себя на уроке в школе лишь 58 % учащихся, 28 % — часто конфликтуют с учителями или испытывают чувство тревоги.

Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы — создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.  

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергиярасходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество. В современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

  1. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий  
  2.  Ничему меня не научит
  3.  То, что тычет, талдычит, жучит…

Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда.

Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас.  Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей.

Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.  Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы.

Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.  

  • Создание положительного настроя влечет за собой ситуацию успеха.
  • Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

 Успех — категория не абстрактная… Оптимально соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.  В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

  С психологической точки зрения успех  — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их.

На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

  1.  Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
  2. Вдумайтесь в эти слова.
  3. Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
  4.  Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока.

Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрымнастроем. Начинать урок энергично.

Начало урока. Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога.

В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.

К сожалению, этот замечательный прием недостаточно освещен в психологической литературе.

Вот примеры некоторых приёмов:

1. Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок — с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица.

— Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).

Волшебные точки

Дети и школа: как сформировать положительный настрой?

3. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос или как еще называют такой прием — «Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

— За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

— Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

Читайте также:  Беременность и роды при патологии сердечно-сосудистой системы

— Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33)

— Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

— Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

— Записываем в тетради: 19 января. Классная работа. Тема.

Памятка учителю.  – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.  – Не навреди! Ищи в детях хорошее.  – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.  – Не приписывай успех себе, а вину ученику.  – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

 – На уроке создавай ситуацию успеха.  – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.  – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.  – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.  – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

 – Оценивай поступок, а не личность.

 – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Есть такая притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно «как дома».

Как сформировать положительное отношение к школе?

  • Как сформировать положительное отношение к школе?
  • К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ?
  • Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к:
  • необходимости подчинения общему режиму учебы отдыха;
  • значительному увеличению времени без активного движения;
  • пребыванию длительное время в закрытом помещении с шумом и толчеей на переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в перерывах между уроками);
  • необходимости полного самообслуживания в раздевалке, за учебной партой, в столовой, туалете;
  • завоеванию своего места в новом коллективе из 25-30 сверстников;
  • резкому изменению характера взаимоотношений со взрослыми;
  • большому объему интеллектуальной учебной информации и т.д.

Адаптационный период связан со стрессом, который приводит ослаблению организма, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассника ложится немалая нагрузка.

Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно готовить его к обучению еще в детском саду и в семье.

Углубленная подготовка даст возможность ребенку получить удовлетворение от собственных знаний, проверить свои силы.

Как сформировать положительное отношение к школе?

Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать ребенку, что его ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневные труд. Но не допустимы и высказывания типа «что ты будешь делать в школе?» или «вот уж там тебя призовут, наконец, к порядку!» (т.е. не нужно пугать школой).

Напротив, внушайте детям:

  • ты сможешь все, если немного постараешься;
  • в школе можно многое узнать и многому научится, стоит только захотеть;
  • в классе можно найти новых хороших друзей, хотя, вполне вероятно, что не все дети в классе сразу тебе понравятся (расскажите с кем и как вы сами дружили в школе).
  • объясните детям, что сначала они могут скучать по детскому саду, дому, все «школьное» может им показаться чужим. Это чувство быстро пройдет, постепенно они привыкнут к новой обстановке.

Вспомните о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите, как вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если сами испытывали тревогу.

Настройте детей на то, что у них будут новые обязанности. Подчеркните, что они подросли, стали взрослее. Это означает, что им будут не только больше доверять, но и больше с них требовать.

КАК ОТНОСИТСЯ К ОЦЕНКАМ?

Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учится оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что смог.

  • объективно оценивать результаты будущего школьника;
  • сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находить причины неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок;
  • выяснять, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него не получилось, почему;
  • выразить уверенность, что в предстоящем обучении, он добьется хороших результатов;
  • поддержать само стремление к творчеству и трудолюбие.

Почему дети не хотят учиться и как сформировать у них позитивный настрой

 Крестьянская жизньКрестьянская жизнь

– Причин может быть множество, – говорит специалист. – У детей младшего школьного возраста все проблемы и страхи, как правило, связаны непосредственно с обучением. Малыши боятся проверки знаний, тревожатся из за плохих оценок. Дети в таком возрасте очень зависимы от оценки авторитетных взрослых и боятся не оправдать их ожиданий. Мысли ребенка можно сформулировать следующим образом: «Зачем мне идти туда, где я неуспешный?»

В подростковом возрасте основными причинами могут быть физические недостатки (излишняя полнота или худощавость, проблемы с кожей и другие), напряженная обстановка в семье, конфликты с учителями, травля со стороны сверстников, низкие мотивация и познавательный интерес и даже проблемы с противоположным полом.

В старшем возрасте дети жалуются на физическую усталость, большую нагрузку, тяжелую подготовку к экзаменам.

Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Иногда нежелание идти в школу носит эпизодический характер: например, случается в тот день, когда должна быть контрольная или диктант, в остальное же время ребенок спокойно посещает учебное заведение. Тогда тревожиться не стоит.

– Елена Олеговна, если родители заметили проблему, к какому специалисту лучше всего обратиться?

– Если родители заметили, что их ребенок стал тревожным, замкнутым, не желает посещать школу, у него появились проблемы в обучении, можно обратиться к классному руководителю, который даст комментарии по поводу поведения школьника, или обратиться к школьному педагогу-психологу.

С помощью наблюдения и соответствующей диагностики он сможет составить рекомендации для педагогов и родителей по сопровождению ребенка и провести ряд коррекционно-развивающих занятий для устранения причин проблемного поведения, если это потребуется.

Иногда педагог-психолог может перенаправить ребенка к другим специалистам, например, неврологу, психиатру, для более точной постановки диагноза.

– Специалисты говорят, что результат будет успешнее, если работа станет проходить на двух фронтах, с родительской стороны в том числе. Что нужно делать родителям, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

– Родителям всегда нужно быть начеку. Если появилась проблема – не молчите! Если в семье царит доверительная атмосфера, ребенок делится со взрослыми своими переживаниями, – первый шаг к устранению проблемы сделан. Попробуйте справиться с нежеланием ребенка идти в школу самостоятельно.

Главное – настрой и поддержка. Если ребенку страшно или тревожно идти в школу, например, после долгого перерыва, дайте ему понять, что вы слышите и принимаете его чувства. Поддержите его: «Тебе страшно и ты тревожишься по этому поводу? Это нормально, все чего то боятся.

Чем я тебе могу помочь?» Просьба о помощи должна быть выполнена.

Если ребенок не желает идти в школу просто так, нет ясной причины, отвык после болезни, нет мотивации и интереса, попробуйте настроить его на школу положительно: «Мне кажется, в школе так интересно! Столько нового можно узнать! Вот я в школьные годы » И тут должна последовать ваша интересная история, когда в школе узнали что то интересное, необычное, захватывающее! Особенно такие истинные и правдивые истории из школьной жизни нравятся детям подросткового возраста. Главное, не переборщить и помнить, что они должны быть в нужном ключе: школа – место, где можно узнать новое и интересное.

В том случае, если родители не могут справиться с возникшей проблемой своими силами, необходимо прибегнуть к помощи специалистов, которые смогут оказать квалифицированную помощь. Но это не значит, что решение проблемы нужно передать в руки только психологу, в любом случае нужно быть готовыми и самим принимать в этом активное участие.

Ребенок должен чувствовать поддержку

– Вы упомянули травлю как одну из причин нежелания посещать школу. Что делать родителям, если ребенок стал жертвой буллинга?

– Травля в школе имеет место. Сейчас это явление, вы правильно сказали, принято называть буллингом. Это регулярное психологическое или физическое давление на ребенка, осуществляемое одним человеком или группой детей в школе.

Если крат-ко, то в буллинге есть «жертва» – тот ребенок, на которого нападают (трявят), и есть «агрессоры» – те, кто совершает избиение, издевается, унижает и прочее. Говорить о буллинге, его причинах и последствиях можно много и долго. Как правило, такие ситуации травли не остаются незамеченными.

В образовательном учреждении регулярно проводится работа по профилактике такого рода инцидентов.

Альбина Айдинова. Фото ИД «Волгоградская правда»

Как создать хороший эмоциональный настрой на различных этапах урока? Приемы и примеры работы с настроем на уроке

В начале урока создать правильный эмоциональный настрой — важнейшая задача. Это надо сделать достаточно быстро (ни организационный момент, ни фазу вызова затягивать не стоит) и небанально, чтобы не повторять за коллегами, начавшими первые пять уроков фразой «Какая чудесная сегодня погода!» или «Все вы выглядите отдохнувшими и повзрослевшими!»

Читайте также:  Синдром Дауна: диагностика во время беременности

В начальной школе учителя часто начинают урок с мотивирующего и поднимающего настроение стишка. Их вполне можно уже отнести к учительскому фольклору, а новые тексты нетрудно найти в интернете. Приведем еще несколько примеров.

1

Дело есть у нас сейчас —
Это раз.
Пишем буквы и слова —
Это два.
Вот друзья твои, смотри —
Это три.
Мы живем в счастливом мире —
Вот четыре.
А оценку получать —

  • Только пять!
  • 2
Из ладоней выпускаем птицу. (при этих словах ребята складывают ладони лодочкой, а потом раскрывают их, словно бы выпуская птицу)
Пусть летит и в небесах резвится. (ребята, соединив ладони в районе больших пальцев, машут ладонями и пальцами, словно крыльями)
Пусть нам песни весело поет
И успех в работе принесет. (ребята делают манящие движения руками к себе)

3

Нам — учиться и читать.
Нам —«пятерки» получать.
Нам — смеяться и дружить, 

  1. Очень грамотными быть.
  2. 4

Если утром улыбнуться,
Сразу птицы запоют,
Всюду чудеса начнутся
И ромашки расцветут.
Если будешь улыбаться
Всем невзгодам вопреки,
Будут в небе зажигаться
Звезды, словно огоньки.
И тогда придет удача,
И тогда придет успех,
Ведь улыбка много значит

  • Для тебя, для нас, для всех.
  • 5

Все готово, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Отправляется сейчас
В путешествие наш класс.
Мы пройдем дорогой знаний,
Не собьемся мы с пути.
Ждет нас множество заданий 

И победа впереди.

Многие учителя предлагают ребятам — с соседом по парте, сказать ему комплимент или доброе пожелание. Это упражнение воздействует на эмоциональную сферу благодаря тактильному контакту и способствует развитию речи учащихся.

Если можно потратить чуть-чуть больше времени, приветствие можно превратить в игру «Пожелайка».

Каждый ребенок пишет на выданном маленьком листочке бумаги (бумажной фигурке: снежинке, цветочке, кленовом листике) какую-то добрую фразу и кладет в шляпу (вазу, волшебный мешочек…).

Затем записки выдаются ребятам «кто какую вытянет», по принципу жребия и прочитываются (про себя или вслух).

  1. Интересным приемом может быть произнесение перед уроком какой-то традиционной речовки или девиза.
  2. Например, такие:
  3. Мы умны, смелы и зорки, 
    Нам нужны одни «пятёрки!»
  4. Или
  5. Раз, два, три, четыре, пять —
    Будем знания искать.
  6. Попытка повторить за учителем мудреную скороговорку тоже может вызвать веселость и радостный настрой.
  7. Примеры забавных скороговорок можно найти здесь:

В пути развлекать обещали

Конечно, «скучно» почти всегда означает «непонятно». Поэтому на уроке надо и развлекать тоже — в хорошем смысле слова. То есть создавать хорошее настроение. Ведь 45 минут напряженной, но скучной и изматывающей работы едва ли продуктивнее, чем 40 минут веселой и увлеченной работы плюс 5 минут на шутки и игры. Как это можно сделать без ущерба для образования?

Можно не задавать при опросе вопросы и задачи, а раздавать их:

  • в ярких или расписных конвертах;
  • в свитках;
  • в футлярах (допустим, из втулок от туалетной бумаги);
  • в шкатулках и т.д.

Можно вопросы и задания разыгрывать, как в аукционе, используя выданные заранее фишки.

Можно провести, предложив каждой группе

  • придумать себе название;
  • «превратиться» в каких-то животных и начинать любую фразу с соответствующего слова (кошки — «мяу» и т.д.)

Собственно, и весь урок можно провести в форме игры. Приведем примеры:

Например, «Визит Незнайки».

К детям приходит Незнайка и уверяет, что все изучаемое ими бесполезно и неинтересно. Дети возражают и объясняют, что они изучили и зачем. Эта игра одновременно направлена на мотивацию и помогает повторить изученный материал, который дети пытаются объяснить Незнайке.

В азартном, энергичном классе рабочий настрой падает, если ребятам делается скучно. Им психологически комфортнее быстрый темп, частая смена видов деятельности; такие школьники любят соревнования, активные игры.

Напротив, вялый и «тихий» класс, где много детей флегматиков и меланхоликов, будет испытывать постоянный стресс на таких уроках. «Расшевелить» их не получится, ведь тип нервной деятельности не переделаешь — он врожденный. А на приеме у психиатра не редкость те, кому пытались жестко ломать темперамент. 

В таком классе лучше избрать несколько спокойных вариантов работы, делать между ними паузы (например, в этот момент может быть проведена физкультминутка, сбор-выдача тетрадей, учитель может что-то рассказать увлекательное, сообщить о необычном факте, привести интересный афоризм). 

Скорее всего в классе есть ребята с разными темпераментами. Но и в этом случае нетрудно найти всем сравнительно комфортные виды работы. Например, если проводится активная игра, холерики и сангвиники радостно бросятся соревноваться, а флегматики и меланхолики с удовольствием выполнят обязанности жюри.

Нередко учителя проводят контроль с помощью индивидуальных карточек. Можно заготовить листы с заданием, скажем, на 10 минут, а несколько  —совсем маленьких, на пару минут.

Такой листок надо дать ребенку-кинестетику, предупредив, что на «пятерку» надо сделать пять таких, а следующий вы дадите, когда ученик выполнит первый.

Школьнику придется несколько раз встать и пройти по классу, и это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребенка.

Во время долгой творческой работы (сочинение, изложение, эссе по обществознанию…) в средней школе учителя часто разрешают школьникам задавать вопросы. Лучше, если эти вопросы ученики будут задавать на ухо педагогу, подойдя к столу. Тогда они не будут мешать остальным, а проход до стола и обратно немного встряхнет уставшего от сидячей работы ребенка.

Можно дать задание, которое заставит ребят пройтись по классу.

Например, треть класса получает карточки, на которых написана дата, треть — с названиями исторических событий, которые в эти даты произошли, остальные —  карточки с именами исторических деятелей, которые с этими событиями связаны. Они должны воссоединиться.

С этой целью сначала первая треть идет по классу, ищет «своих», а потом — все «ненайденные». Можно так же распределить формулу, учёного и формулировку закона; героя, автора и произведение и т.д.

Если нет возможности устроить такие «бродилки», можно провести фронтальный опрос или какую-нибудь игру с мячом. Это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребят.

Если урок требует не радостного, а лирического настроения, его легко создать с помощью свечи, зажженной на учительском столе. Только будьте осторожны с огнем! (сейчас есть вполне реалистичные свечи на батарейках).

Создать настроение поможет оформление кабинета. Если требуется особый эмоциональный настрой (скажем, открытый урок, очень важная тема и т.п.), об этом лучше подумать заранее и подготовиться.

Например, к уроку о Великой Отечественной войне можно оформить кабинет черно-белыми фотографиями, настоящими или стилизованными под сороковые годы, а стекла заклеить полосками бумаги.

К уроку о мореходах-первооткрывателях подготовить «карту пиратов», изображения, а то и макеты старинных кораблей, подзорную трубу и т.п.

Есть немало примеров успешного использования классической музыки (особенно скрипичной) на уроках в качестве фона при выполнении самостоятельной работы. Если подобрать более бодрые, энергичные музыкальные произведения для вялого, апатичного класса и спокойные, мелодичные — для нервных или агрессивных ребят, это станет и средством эмоционального настроя.

Сильнейшее средство эмоционального воздействия —юмор. Удачная шутка способна подбодрить робкого ребенка и слегка осадить зазнайку. Но главное назначение юмора — нивелирование страха. Шутка, смех говорят сознанию: «Все нормально, бояться нечего, все проблемы решаемы». Это помогает скинуть напряжение и ощутить веру в свои силы.

Конец — делу венец

В конце урока часто учителя прибегают к рефлексии. Цель ее — помочь детям осознать цель, которой они достигли в результате работы, дать оценку своей деятельности, проанализировать причины неудач.

Но помимо этого важно ощущение радости и гордости: я хорошо, добросовестно поработал, мой успех заслужен.

Для оценки эмоционального состояния учеников нередко используются цветные карточки. Каждый цвет соответствует какому-то эмоциональному состоянию; ребята выбирают карточку со своим «настроением», показывают ее, а иногда и объясняют, почему выбрали именно это.

Учитель может поблагодарить класс, похвалить ребят за участие в уроке, сказать, что было интересно и приятно работать с ними. Можно дать анонс следующей темы в форме загадки или необычного факта, чтобы подогреть интерес, заинтриговать. Но в любом случае лучше, если ребята уйдут с хорошим настроением — тогда они и придут на следующий урок радостными и готовыми к свершениям.

Хорошее настроение — залог отличного урока. Поэтому надеемся, что предложенные нами приемы, призванные улучшить эмоциональный настрой на уроке, будут полезны.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector