Дети и наказание: почему они не слушаются?

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным.

Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года.

Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Дети и наказание: почему они не слушаются? Дети и наказание: почему они не слушаются?

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто.

Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Дети и наказание: почему они не слушаются? Дети и наказание: почему они не слушаются? Дети и наказание: почему они не слушаются?

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

Наказание не всегда работает – почему. Как наказывать правильно

Наказывать детей нужно. Такого мнения придерживается большинство психологов и родителей, несмотря на появление различных щадящих модных теорий воспитания. Постоянная безнаказанность приводит к безответственности, распущенности. Постоянно делая поблажки ребенку, можно оказать ему «медвежью услугу».

Как наказать ребенка правильно, чтобы сберечь собственные нервы и не покалечить психику ребенка? Почему наказания не всегда работают? Обо всем этом мы и поговорим с вами сегодня.

Что такое наказание

Наказание – это способ родителей добиться желаемого поведения, заставить делать то, что ребенку не хочется. Чаще всего родители срываются при длительном непослушании любимого чада, когда приходится несколько раз повторять одно и то же, а реакции нет.

Родители находят много оправдания для наказания детей. Но, по сути, так они выражают свое бессилие, злость, недовольство или разочарование, пытаются снять напряжение.

Чем опасно детское непослушание

Почему дети не слушаются? Основная причина – недостаток внимания. Ребенок пытается заполучить его всевозможными способами, поэтому балуется и не слушается. Другие распространенные причины – недостаток воспитания, избалованность, желание сделать из любимого чада центр вселенной, неправильная мотивация.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Опасные последствия непослушания:

  1. Непослушание портит личность ребенка. Стираются границы дозволенного, он не умеет правильно вести себя в обществе. Последствия – одиночество, изолированность, аутизм, деструктивное поведение.
  2. Нервные расстройства у родителей. Конфликты внутри семьи. Если ребенок вырастает неуправляемым, мама и папа пытаются снять с себя ответственность за такое поведение, упущения в воспитании.
  3. Социальные конфликты. Непослушные дети не умеют соблюдать общественные нормы и правила в садике, школе.
  4. Нерадостные перспективы. Из непослушных детей часто вырастают члены неформальных движений, суицидники, преступники

Капризный, непослушный, истеричный ребенок – это совсем не мило. В 2 года приказной тон и надутые губки еще можно воспринимать как шарм. Но если такое поведение войдет в привычку, оно начинает раздражать всех окружающих.

Почему наказания не работают

У психологов нет точного ответа, почему не работают наказания. Но есть определенные предположения.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Причины неэффективности наказаний:

  1. Размытые требования. До 10 лет ребенок мыслит конкретными терминами, просто слов ему недостаточно, им нужно показывать, как себя вести. Пример, вы делает замечание – веди себя прилично за столом. Но это вы знаете, как нужно вести себя прилично, а он нет. И вы можете повторить эту фразу несколько раз, ничего не изменится. Четко покажите, как делать правильно.
  2. Излишняя эмоциональность родителей. Если вами правят эмоции, вы будете постоянно пытаться выстроить непрерывную связь с ребенком, обозначить свое присутствие. Навязчивый контроль вызывает агрессию, ребенок становится все более неуправляемым.
  3. Взросление детей. Чем старше ребенок, тем сложнее определить вещи, которые будут для него неприятными.
  4. Наказания разрушают отношения. Если вы будете часто наказывать ребенка, он перестанет считать вас союзником, авторитетом. Ваши слова и просьбы он начинает воспринимать, как пустой звук.
  5. Наказание не учит ребенка думать и анализировать свои поступки. Наказанный ребенок только и думает, какие вредные и несправедливые у него родители, как можно им отомстить, и как избежать наказания в будущем.
  6. Слишком большое количество ограничений. Если вы многое запрещаете ребенку, то он все равно будет нарушать запреты. Количество наказаний будет возрастать, поведение ухудшаться.

Что делать с непослушными детьми

Частые приступы непослушания требует профессиональной помощи психолога, невролога, психотерапевта. Справиться с запущенными случаями самостоятельно у родителей не хватит времени и терпения. Ситуация будет усугубляться.

Как бороться с детским непослушанием:

  1. Станьте ребенку другом. Каждый день выделяйте время для спокойной беседы, учите анализировать поступки. Доверяйте ребенку, чаще спрашивайте у него совета, учитывайте его мнение.
  2. Научитесь купировать истерики. Детей в 2-3 года можно отвлечь чем-то неожиданным. Истерики у детей постарше лучше просто игнорировать. А через 2-3 часа после окончания приступа поговорите, спокойно обсудите ситуацию с ребенком. Обозначьте, что если это еще раз повториться, он будет наказан.
  3. Учите соблюдать правила. Начинать это нужно с 2 лет. Четко обозначьте последствия нарушений.
  4. Наказывайте. Но наказание не должно затрагивать прогулки на свежем воздухе, приемы пищи, давно запланированного мероприятия. Поставьте в угол, лишите сладкого, отберите телефон. И обязательно озвучьте, за что вы наказали непослушника.
  5. Физический контакт. Обнимания, держания за руки, поцелуи позволяют ребенку ощущать родительскую поддержку на физическом уровне.

Если у вас есть сильное желание быстро угомонить непослушного ребенка седативными или снотворными препаратами, откажитесь от этой затеи. Принимать лекарства можно только по назначению врача, даже если в инструкции нет возрастных ограничений.

Медикаменты дают лишь временный эффект, не решают проблему. При этом часто дают осложнения на нервную систему.

Как наказывать детей правильно

Любое наказание – это унижение достоинства ребенка. Задача родителей, показать, какие могут быть последствия плохого поведения, несоблюдения договоренностей.

Читайте также:  Если малыш скрипит зубами: причины и лечение бруксизма

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Как наказать за плохое поведение – примеры:

  • не можешь бережно обращаться с вещами – не получишь новые;
  • не реагируешь на просьбу отвлечься от гаджета – завтра останешься без любимой игрушки;
  • обещал прийти вовремя, сильно задержался – в следующий раз не отпущу тебя на вечеринку;
  • потратил недельные карманные деньги за 1 день – оставшиеся 6 дней обходись без денег.

Такой метод наказания детей – оптимальная форма воспитания. Ребенок будет учиться ответственности, организованности, самостоятельности.

Наказание всегда должно быть соизмеримо с повинностью и четко осознаваться ребенком. Важно найти правильный баланс между наказанием и поощрением. Хвалите ребенка, отмечайте его хорошие поступки, улучшения в поведении, успеваемости.

Почему нельзя бить детей

Физическое наказание – это не только больно, но и очень унизительно. Такой способ вряд ли поможет научить ребенка чему-то хорошему. Дети воспринимают его, как проявление нелюбви родителей, а не реакцию на плохое поведение.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Реакция детей на наказание с применением физической силы:

  1. Усиливается плач, нередко возникает сильная истерика, купировать которую сможет только врач.
  2. Ребенка переполняют негативные эмоции – гнев, ярость, обида. Правильно избавляться от негатива дети не умеют. Поэтому все это откладывается внутри, перерастает в детские комплексы, которые мешают нормально жить во взрослой жизни.
  3. Ребенок переносит чувство неприязни и ненависти к родителям на окружающих, весь мир. Следствие – неврозы, депрессии, асоциальное поведение, суицид.
  4. При частых физических наказаниях развивается комплекс неполноценности, снижается самооценка. Ребенок становится замкнутым, что негативно отражается на учебе, коммуникабельности, психическом и эмоциональном развитии.

Если вы будете постоянно шлепать ребенка, то вызовите у него ненависть, озлобленность. Потеряете самое главное – доверительные отношения. Ребенок быстро поймет, что при помощи силы можно подавлять более слабых. Чем опасна такая логическая цепочка в неокрепшем детском мозге, даже страшно представить.

Заключение

Неправильное наказание не работает, а только на время отвлекает. Когда ребенок успокоится, он не будет сожалеть о своем поступке, пытаться загладить вину. Он будет вынашивать план мести, учиться врать, чтобы в следующий раз не попасться. Понятно, что в некоторых ситуациях сложно включить голову, вовремя остановиться. Но нужно к этому стремиться.

Расскажите в х, как вы относитесь к наказаниям. Какие методы считаете эффективными, а какие – неприемлемыми.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Вам также может понравиться

Наказания не улучшают поведение детей. Почему? 9 причин. Причины и последствия наказания ребенка

Наказания не способны изменить в лучшую сторону поведение детей в долгосрочной перспективе, считает Марвин Маршалл, автор популярной в США системы воспитания. Почему же наказания не работают — вернее, работают в противоположном направлении? Доктор Маршалл приводит тому множество причин.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Если вы, как и я, считаете, что дети еще не являются взрослыми людьми и что наша задача — вырастить из них ответственных членов общества, то наказания, или установленные последствия, должны вызывать ряд серьезных сомнений и вопросов.

Если вы будете относиться к детям как к людям, которым просто не хватает определенных навыков, а не как к людям, которые не соответствуют вашим требованиям, вам будет намного проще реагировать на любую ситуацию в более позитивной и конструктивной форме.

Говорят, наказание — лишь «естественное» или «логическое» следствие. Однако любая форма установленного наказания лишает ребенка возможности взять на себя ответственность за изменение своего поведения.

Наказания основаны на представлении о том, что дети должны испытать боль, чтобы вырасти ответственными людьми, что им нужно причинить вред, чтобы хоть чему-то научить. Наказывая, родители могут добиться послушания, но это никогда не приведет к зарождению стремлений к чему-то хорошему в долгосрочной перспективе.

Наказания работают против того, чего мы пытаемся достичь, а именно: научить детей самодисциплине, которая будет порождать в них желание вести себя в приемлемой и социально ответственной манере.

Проблемы, связанные с назначением наказаний

Основная проблема назначенных наказаний в том, что эффект от них носит лишь временный характер. Страх и сила помогают добиться изменений только на непродолжительный период. Как только срок наказания истекает, ребенок начинает думать, что уже отработал свою повинность, и чувствовать себя независимым от ответственности в дальнейшем.

Принуждение, приносящее мгновенный эффект, никогда не дает долгосрочных результатов. Угроза наказания может заставить подчиниться — но примерное поведение будет наблюдаться до тех пор, пока над его головой будет висеть этот меч.

Принуждение может со временем исчезнуть, однако это вовсе не значит, что на смену ему придут ответственные поступки и решения.

Угроза наказания может заставлять вести себя примерно дома и не иметь на ребенка ни малейшего влияния в ходе его взаимодействия с остальными людьми — с дедушками и бабушками, воспитателями или другими детьми.

Так, 10-летний мальчик испытывает огромное желание украсть что-нибудь из магазина. Все его друзья делают это, и никто за ним не наблюдает. Ребенка, чьи родители используют систему наказаний, в данной ситуации ничего не сдерживает.

Ведь если он уверен, что его не поймают, почему и не попробовать? Напротив, ребенок, которому прививают понятия ответственности и самодисциплины, столкнется с серьезной дилеммой.

Для такого ребенка сдерживающим фактором является не страх оказаться пойманным и наказанным, а принятие верного решения.

Мысль о том, как его поведение скажется на окружающих — на владельце магазина, вынужденном заплатить за товар, на невинной жертве, несправедливо обвиненной в краже, на родителях, которые будут испытывать сильное разочарование, и многих других, кто принимает участие в его жизни, может оградить его от злоупотребления их доверием.

Мерой эффективности родительского воспитания является именно то, как ребенок ведет себя, когда взрослых нет поблизости, когда ребенку кажется, что ему не надо будет отвечать за последствия.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Наказания провоцируют зависимость от взрослых людей

Вместо того чтобы укреплять в ребенке чувство ответственности и стремление к самосовершенствованию, наказания передают инициативу действий в руки взрослых людей.

Наказания всегда опираются на внешних «агентов» — людей, которые не всегда будут находиться рядом с ребенком.

Дети могут научиться контролировать себя в присутствии авторитетной для них личности (зачастую из-за боязни последствий), но внешняя мотивация не вызывает в них желания принимать более взвешенные решения или вести себя ответственно в будущем.

Наказания зачастую назначаются непоследовательно

Нерациональное поведение может повлечь за собой наказание в одной ситуации и избежать его — в другой.

Практически невозможно проявлять последовательность при назначении наказания, поскольку поступок, за который наказывают ребенка, можно наблюдать только в присутствии взрослого человека.

Если же о проступке сообщает кто-то другой, нет никакой уверенности в том, что все произошло именно так, как рассказывается. У ребенка может быть иное видение ситуации.

Принуждение пробуждает врожденные инстинкты страха, желания дать отпор или просто убежать. Подобные эмоции не только тормозят процесс обучения (включая и обучение принятию правильных решений), но и не позволяют выстроить добрые взаимоотношения в семье. Наказания автоматически приводят к противостоянию, при котором обычно:

  • ребенок начинает проверять родителя, чтобы понять, что конкретно ему может или не может сойти с рук;
  • мотивация научиться тому, что пытается донести родитель, резко слабеет.

Наказания убивают любое желание ребенка вести себя позитивно, что изначально мы и пытаемся привить нашим детям.

Наказаниями невозможно добиться изменения безответственного поведения

Наказания не помогают ребенку научиться изменять свое безответственное поведение. Плохие привычки легче всего вытесняются хорошими, но наказания не учат детей тому, как сделать правильный выбор.

Вместо этого наказания подталкивают ребенка к поиску способов, благодаря которым он не будет пойман. Кроме того, вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении поведения, акцент смещается в сторону поиска отговорок и уловок, позволяющих замести следы.

Изворотливость становится главным спутником наказаний, что приносит огорчения в любую семью.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Наказания укореняют мышление жертвы

Поскольку наказания основаны на идее о том, что человеку нужно сделать больно, чтобы его чему-то научить, человек, подвергающийся наказаниям, зачастую ощущает себя жертвой. Жертвы редко когда отвечают за свое поведение, что подрывает образ мышления, ориентированного на повышение уровня социальной и личностной ответственности.

Наказания зачастую провоцируют агрессивное поведение

Наказания превращаются в порочный круг. Агрессивное поведение влечет за собой наказание, провоцирующее еще больше агрессии, приводящей к ужесточению наказания и т.д.

Дети учатся на реальных примерах, они великолепные подражатели. Они учатся, наблюдая за поведением родителей.

Когда детям назначается наказание, они могут вынести из этого уроки, о которых их родители, возможно, даже не подозревали, например:

  • кто сильнее, тот и прав;
  • допустимо применять насилие к близким людям;
  • проблемы можно разрешить при помощи физической силы.

Наказания зачастую приводят к эскалации

Когда наказания не работают, они начинают расти, как снежный ком, усугубляя изначальную проблему, что приводит к стрессу как у детей, так и у родителей.

Примеры эскалации можно наблюдать в школе, где к моменту перехода в старшие классы с ребенком уже неоднократно беседовали, отчитывали, выгоняли из класса, оставляли после уроков, отправляли к директору, вызывали на дополнительные занятия в субботу, оставляли на второй год, исключали из школы… — в итоге ребенку становится реально все равно.

В некоторых семьях, когда родители понимают, что наказание не приносит должных результатов, они впадают в такое отчаяние, что переходят к арсеналу более жестких методов, вплоть до физического насилия.

Наказания могут снизить самооценку

Наказания могут привести к тому, что у особо чувствительных детей понижается уровень самооценки: они могут начать реально верить в то, что они плохие. Это может привести к самобичеванию — самому плохому и строгому виду наказаний. В большинстве случаев наказанию подвергаются те, кто меньше всего в нем нуждается.

У наказаний есть целый ряд плохих побочных эффектов

Назначаемые впервые или повторные наказания могут спровоцировать тревожность, депрессию, чувство незаслуженной вины, стыда, жалости к себе, страх, злость, непокорство, сопротивление, изворотливость и даже месть.

Дети и наказание: почему они не слушаются?

 Medaboutme.ruMedaboutme.ru

Дети порой ведут себя просто безобразно. Нельзя идти у них на поводу, следует спокойно, но уверенно останавливать свое чадо. В этом деле родители часто бросаются из крайности в крайность, а правильное решение, как правило, находится где-то посередине. Поэтому нужно учиться быть любящими, но в то же время объективными и в меру строгими, уважающими себя и своего ребенка родителями. Что значит, наказывать из любви, разбирался MedAboutMe.

Почему дети не слушаются?

Дети приходят в этот мир, ничего о нем не зная. Хотя познавать среду своего обитания начинают еще в утробе матери — прислушиваются к звукам, смотрят по сторонам, испытывают эмоции.

Сначала ребенок привыкает к маме, а после рождения — к папе, окружающим его людям и другим детям. Он не знает, что можно делать, а что нельзя, и даже не подозревает о существовании каких-то правил поведения.

Малыш пока лишь только чувствует, чего хочет и всеми силами пытается удовлетворить свои потребности.

С правилами поведения в обществе и общения с окружающими еще в младшем возрасте детей должны познакомить взрослые. И это не может выражаться в форме приказов: «не ходи», «не дерзи», «нужно здороваться».

Слова в процессе воспитания, конечно, имеют важное значение, но это лишь небольшая часть того, что усваивает малыш. Главное, привычки поведения самих взрослых — с ним, друг с другом, с окружающими. Именно это он воспринимает прежде всего.

Читайте также:  Аллергия на коже у грудного ребенка

Поэтому когда родители говорят, что нужно быть со всеми вежливым, а сами не здороваются с соседкой по даче, за глаза называя ее «старой жабой», ребенок понимает, что они говорят неправду.

Дети видят разницу между словами и поступками самих взрослых. Как раз такие несоответствия и помогают им находить возможности для манипулирования.

Такое случается, когда методы воспитания родителей существенно отличаются. Например, мама запрещает ребенку бегать по лужам, а папа считает, что в этом нет ничего страшного.

Маленький манипулятор делает вывод — нужно быть поближе к папе. В следующий раз, когда мама в очередной раз что-то не разрешает, он говорит: «А папа сказал — можно».

И наоборот, если запрещает папа, ребенок бежит за поддержкой к маме. Это может спровоцировать конфликт между родителями.

Ребенок ищет границу дозволенного

В процессе своего развития дети постоянно пытаются искать, пробовать, проверять границы: как больно можно кусать за грудь маму, можно ли сильно ударить бабушку, сколько насыпать в голову песка малышам в песочнице, как долго можно кричать при воспитателе? Прощупывание пределов дозволенного продолжается и в школьном возрасте. Только в это время игры становятся более жесткими — дети проверяют на прочность сверстников и преподавателей. Начинается это с подкладывания кнопок, а заканчивается доносами, неудовлетворительными оценками, а порой и более серьезными поступками.

Ребенок проверяет границы дозволенного вовсе не из-за стремления их нарушать. Напротив, если он их не видит, ему может быть страшно. И попытки найти эту черту — это просто желание обезопасить себя.

Показать детям границу между «можно» и «нельзя» тоже должны родители. То же самое касается и наказания в случае нарушения ребенком этих самых границ. Здесь важно учитывать не только возраст детей, но еще один важный момент: правильное наказание — это не унижение, а просто ограничение в каких-либо действиях.

Психологическое здоровье детей: как правильно наказывать?

Для того чтобы наказание не повлияло негативным образом на психологическое здоровье детей, следует придерживаться определенных правил:

Наказание должно оговариваться предварительно. К примеру, если ребенка не отпустили гулять во двор за то, что не убрал в своей комнате, он может почувствовать себя обиженным. Ведь родители не предупредили о «штрафе» в случае невыполнения задания. Не применять меры наказания, которые могут причинить вред физическому или психологическому здоровью детей.

Правильнее будет ввести ограничения, например, сократить время использования электронных устройств. Ребенок должен осознавать, за что его наказали. В противном случае наказание может спровоцировать чувство злости и вынашивание планов мести. Если же он знает причину своего наказания, то, скорее всего, будет чувствовать досаду или грусть, а не обиду или унижение.

Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, пребывая в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения. Не секрет, что некоторые родители не против «сорвать злость» на своих детях, абсолютно не виноватых в причине этой самой злости. Это в корне неправильный ход.

Такие привычки могут привести к тому, что со временем взрослые начнут получать «сдачу» от униженных и обиженных детей.

Поэтому, прежде чем наказывать, подумайте, для чего нужно наказание, не повлияет ли это на психологическое здоровье детей, а также соответствует ли способ наказания совершенному проступку?

Младший возраст детей: за что нельзя наказывать?

Младший возраст детей — это то время, когда они не всегда могут вести себя так, как этого хотят их родители. По этой причине не следует переусердствовать в воспитании и наказывать ребенка за:

Желание познать окружающую среду. Он может тащить в рот разные вещи, тыкать пальцем в обнаруженные отверстия, а иногда и портить игрушки, пытаясь понять, что находится внутри.

Особенности физиологии — неусидчивость, невнимательность, плохой аппетит, нежелание ложиться спать в установленное время. Отсутствие некоторых навыков — намочил штанишки, не успев сесть на горшок, не хочет идти в больницу, отнимает у другого ребенка игрушку.

Нормальные проявления чувств — малыш может обижаться, ревновать, злиться. Наказание с любовью

Нет ничего ужаснее для ребенка, чем увидеть переполненные ненавистью глаза мамы. По этой причине, если есть необходимость в наказании, прежде всего, нужно успокоиться.

Наказывать лучше с сожалением — следует дать понять ребенку, что эта мера вынужденная, и маме также неприятно, как и малышу. Кроме того, недовольство можно выражать только отдельными поступками, а не ребенком в целом.

Ведь мама любит малыша таким, какой он есть и только некоторые действия вызывают у нее недовольство.

Наказывая, нужно быть уверенным, что ребенок в состоянии выполнить то, чего хотят от него взрослые. Нельзя наказывать трехлетнего малыша за мокрую постель, а восьмилетнюю девочку за нерешенную задачу по математике.

Нельзя пугать детей и, тем более, угрожать: «Будешь плохо себя вести — отдам чужому дяде», «Не съешь кашу — заболеешь». Ведь вы же в действительности так не думаете. А дети могут в это поверить, что точно не принесет пользы их психологическому здоровью. Поэтому нужно сначала подумать, а потом говорить.

И последнее — ни при каких обстоятельствах нельзя бить малыша. Слово — это лучшее оружие в руках родителей. Следует быть терпеливыми в процессе воспитания, а главное — любить ребенка таким, какой он есть, со всеми его ошибками и недостатками.

"Почему он не слушается? Наказание в жизни ребенка. Как найти золотую середину?"

С первого года жизни большинство детей постигают, что их спокойное поведение не привлекает к ним внимание родителей, поэтому они начинают вести себя беспокойно. Они кричат, вертятся, толкаются, стучат, бросают предметы и этим привлекают внимание к себе.

Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так не обходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого! Вот, как порой борются наши дети за наше родительское внимание.

Но, “как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть” (Патрик О’Рури) . Быть родителем – это одновременно и хорошо, и плохо, и трудно. Ведь мы, родители, часто сталкиваемся с непослушанием, нам приходится наказывать своих детей.

И очень часто виним себя за сам факт, как нам кажется, “неизбежного наказания”.Как сделать так, чтобы наказания нам были не нужны? Сложно? Но есть одни очень мудрые слова: “Наличие детей еще не делает тебя родителем, точно также как наличие пианино, не превращает тебя в пианиста” (Майкл Левин).

В университетах этому не учат, а сложности возникают буквально каждый день, поэтому будем вместе повышать нашу “родительскую квалификацию”.

 Все привыкли к тому, что психолог дает советы. А ведь, советы давать… это как касторовое масло, давать легко, но не легко принимать. Поэтому я для вас подобрала максимально доступные, но очень важные рекомендации. 

Метод “Кредит одобрения»

Представьте, что мы отправляем в морское путешествие маленькую лодочку.

Что ее ждет? Конечно, и погода будет иногда штормить, и препятствий много будет на пути… Но, если капитану этой лодочки по связи с берега будут приходить сигналы поддержки: “Как здорово, что ты у нас есть”, “Мы тебя любим”, “Не унывай, мы справимся вместе” и др., то сигналы SOS с этой лодочки на берег не поступят никогда. А в будущем капитан маленькой лодочки станет капитаном большого крейсера.

Метод “Награждаем за послушание”

Дети благодарны к доброму отношению к ним. Они хотят, чтобы вы замечали их послушание, и готовы изменить свое поведение ради внимания с вашей стороны.

Этот простой факт лежит в основе детской философии! Замечайте все хорошее, что делают ваши дети, и говорите им, что вы очень рады. Ведь если не хвалить ребенка за успехи, он скорее пойдет по пути неповиновения.

Не сосредотачивайтесь на плохом поведении, награждайте хорошее поведение, и тогда ваш ребенок будет делать то, что вы ожидаете от него.

Метод “10 к 1”

Вот как работает это правило: постарайтесь сделать десять положительных шагов в сторону вашего ребенка на один отрицательный. Например, если вы хотите что-то исправить в поведении ребенка, найдите тут же десять положительных качеств в его поведении, за что вы могли бы его похвалить.Можно просто улыбнуться, ободряюще подмигнуть, потрепать волосы и ребенок поймет, что вы любите и цените.

Метод “Паутинка” (или “Метод объятий”)

Еще один замечательный метод, даже для самых занятых мам и пап, осуществляется буквально в течение пяти минут. Рано утром (после сна) и вечером (перед сном) вы запускаете “ласкательную машину” (поглаживание спинки, щекотание, массаж, поцелуи и любые, так сказать “тисканья”, любые “телесные радости”…).

Как говорят психологи: пять минут после сна и пять минут перед сном – это священное время, золотая паутинка любви в это время тянется от вас к ребенку и питает его душу! Пусть ваш малыш со спокойной душой уйдет утром в садик, а ночью – приятных ему снов.

И как результат – уверенность в родительской любви не заставляет ребенка “добывать” недостаток внимания другими способами, не всегда положительными. На своем жизненном пути ребенок встречает несколько тропинок, и сам выбирает по какому пойти пути, каким образом привлечь к себе большее внимание родителей – по средством положительного поведения или негативными средствами.

Освоив эти методы, введя их в жизнь ребенка, во многом, наказание применять уже просто не будет никакой необходимости. Уважение к чувствам ребенка, принятие, одобрение, поддержка – вот она, “золотая середина”.

 Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!

Читайте также:  Два года. Познаем мир

 Педагог-психолог  Володина Т.Б.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Пошаговая инструкция

В теории воспитание ребенка не должно содержать агрессии, криков и, тем более, физического воздействия.

Но очередная истерика в магазине, категоричный отказ одеваться, изрисованные зубной пастой или кашей стены выведут даже самых хладнокровных мам и пап из равновесия.

И тогда родители используют не самые лучшие методики воспитания – окрики или физическое воздействие. Зачастую взрослые сожалеют о сильной эмоциональности. Но, не зная других способов влияния, продолжают срываться на крик.

Кнут или пряник?

Метод поощрения и наказания известен издавна. Некоторые детские психологи до сих пор уверены в правильности этого способа воспитания. Проблема в том, что не каждый родитель способен держать «золотую середину», зачастую отклоняясь в ту или иную сторону.

Здесь важно помнить, что действия, унижающие личность ребенка, приносят противоположный эффект. В нем зарождается непокорность или же страх.

Неповиновение ведет к полному нарушению взаимопонимания между родителями и малышом. Он думает, что его перестали любить и наказание последует за любое действие. А раз так, то и слушаться нет причин.

Отсюда увеличение истерик, плохие поступки «на зло» родителям.

Излишнее поощрение делает из ребенка эгоцентричного человека, уверенного в том, что ему все дозволено.

Важно чтобы механизм системы воспитания работал устойчиво. Полностью отвергать наказания нельзя. Но они должны проводиться в тихой обстановке без ругани и криков.

Почему ребенок не слышит спокойного тона?

Разговаривать с ребенком необходимо в спокойном тоне. Это создает атмосферу доверия и дружелюбия. Но иногда малыш не слышит маму или папу. Тогда родитель совершает ошибку, переходя на крик. Подобного можно избежать, если соблюдать несколько правил.

  1. Зрительный контакт. Для его установления взрослому нужно быть наравне с ребенком, например, присесть и озвучить просьбу, глядя в глаза. Порой родители даже не смотрят в сторону ребенка, разговаривая с ним. Никто не учитывает, что кроха может увлеченно играть и действительно не слышать о чем ему говорят.
  2. Только 1 просьба за раз. В детях ответственность заложена от природы. Но все портит их неумение концентрироваться. Так, озвученные одновременно 2-3 просьбы они могут не запомнить. А, значит, не выполнят их вообще или исполнят только задачу, озвученную первой.
  3. Просьба с отрицанием. Удивительно, но малыши не способны улавливать частицу «не». Именно поэтому они пропускают родительские замечания «не бегай», «не кричи». Правильнее будет сформулировать так: «не шуми» – «давай говорить тихо» или «не прыгай» – «ходи спокойно».

Еще одно важное условие – разговаривать с ребенком на равных. Без постоянных указаний. И каждый раз задавать себе вопрос: «А мне приятно подобное обращение?».

Причины родительского крика и эмоции ребенка

Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.

Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.

Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.

Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.

  1. Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
  2. Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
  3. Тон крика со временем будем расти. Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще. Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
  4. Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
  5. Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.

Когда наказывать и кричать нельзя категорически

Повышенная капризность может быть вызвана кризисными периодами. Эти этапы важны для психического и эмоционального становления детей. Выделяют 4 этапа, так называемого взросления, во время которого наказания навредят:

  • кризис 1-го года жизни (начинается примерно в 9 месяцев);
  • кризис 3-х летнего возраста (может начаться в период с 2 до 4 лет);
  • кризис 7-го года жизни;
  • подростковый кризис.

Помимо вышеописанных промежутков времени, существуют ситуации, в которых наказание и крики должны полностью исключаться:

  • во время болезни;
  • в момент приема пищи;
  • если ребенок увлеченно играет;
  • перед сном и в период пробуждения;
  • если малыш плохо выполнил свою обязанность, но очень старался;
  • если ребенок испытывает злость или слишком возбужден.

Сильное раздражение самого родителя не должно служить поводом для общения на повышенных тонах или физического наказания ребенка.

Воспитание без наказаний и криков возможно

Для гармоничного развития малышу нужно не много – любовь и понимание близких людей. Мать и отец должны заранее обговорить, как именно они будут воспитывать свое чадо, в чем ограничивать, а где давать свободу. В помощь родителям есть ряд правил.

  1. Терпение. Это основа воспитания без «кнута», нотаций и шлепков. Иногда выстоять перед натиском капризов сложно и этому взрослым придется научиться.
  2. Любовь. Родители должны любить малыша вне зависимости от его поведения, капризов, успехов и неудач.
  3. Общение на равных. Ребенок, даже маленький, личность. Примерно с 3 лет он имеет свою точку зрения. В период проявления самостоятельности с малышом нужно начинать советоваться в некоторых вопросах. Например, спросить какую кашу на завтрак он хочет, в каких ботинках пойдет на улицу, или какую сказку ему прочитать. Эти мелочи формируют чувство значимости.
  4. Свободное время – ребенку. Капризность и непослушание указывают на недостаток родительского внимания. Мамам и папам кажется, что деткам достаточно просто находиться рядом с ними. Но это не так. Когда родители заняты своими делами, а крохе хочется поиграть вместе, он начинает обращать на себя внимание. Так как выражать эмоции правильно дошкольники еще не умеют, они капризничают и шалят. Во избежание этого стоит чаще играть в совместные игры, ходить на прогулки, в парки, читать и заниматься творчеством.
  5. Установление первенства. С раннего детства малыш должен понять, кто главный в семье. Что он не имеет права требовать и командовать родителями.
  6. Излишнее давление повод для сопротивления. Чем больше родители заставляют что-то сделать, тем меньше шансов, что ребенок будет это выполнять.
  7. Мера для запретов. В список воспрещений должны входить только действительно опасные для ребенка вещи.
  8. Все, что не находится под запретом – разрешено. Если мама оставила кружку на краю стола, а ребенок ее разбил, то вина лежит на матери.
  9. Последовательность. Если сегодня мать запрещает съесть шоколадку перед обедом, а завтра разрешает, то детская истерика и обида гарантирована.
  10. Поощрение. Как правило, дети дошкольного возраста не помнят о том, что за провинность их ждет наказание. А вот вознаграждение за хорошее поведение даст стимул вести себя подобающе.
  11. Жестокость порождает агрессию. Если родители избирают методикой воспитания наказания, рукоприкладство и крики, то ребенок будет также обращаться с ними, другими детьми, животными. Нетрудно представить, что может произойти, когда малыш повзрослеет и станет сильнее родителей.
  12. Привитие ответственности. У ребенка должны быть обязанности, соответствующие его возрасту. Например, в 3 года он может собирать за собой игрушки, в 4 – помочь протереть пыль или полить цветы. Со временем ребенок должен сам выполнять эти действия, без помощи и напоминаний.
  13. Манипуляциям – нет. Детские желания эгоистичны. Если ребенок падает на пол и начинает биться в истерике из-за несогласия мамы купить ему новый паровозик или пистолет, то лучше всего проигнорировать его. Через 2-3 неудавшихся «концерта» юный манипулятор поймет, что криками и воплями ничего не добиться.

Важный критерий в воспитании ребенка без наказаний – личный пример. Дети – отражение родителей. Если в семье взрослые ругаются между собой, говорят неправду, то ожидать от ребенка иной модели поведения не стоит.

Как наказывать правильно

И все же без гуманных наказаний в воспитании обойтись сложно. Но выбирать этот метод, необходимо только оценив причины, которые вызвали плохое поведение.

  1. Первую провинность лучше простить. А ребенку спокойно объяснить, почему так делать нельзя и какие последствия будут за подобный проступок в следующий раз.
  2. Строгие правила поощрения и наказания. Необходимо составить список провинностей, за которые будут следовать определенные наказания. То же и с хорошими поступками.
  3. Наказание подлежит исполнению. Даже, если угроза оставить ребенка на неделю без мультиков или компьютера, была сказана в пылу, слово придется сдержать.
  4. Исключение физического воздействия.
  5. Наказание должно следовать за провинностью сразу. И лучше всего выбирать лишение чего-то, что приятно для ребенка.
  6. Критиковать личность ребенка нельзя. В разговоре необходимо делать акцент на том, что совершен плохой поступок.
  7. Наказание неизменно. Если ребенку положено отстоять в углу 20 минут, то уговоры выпустить его раньше родители должны пропускать мимо ушей.

Мой ребенок понимает только крик? Воспитание детей без криков. Разговор с психологом.

Воспитание – это искусство. Не нужно быть психологом или педагогом, чтобы выстроить дружелюбные взаимоотношения с ребенком. Ведь самое главное – любить ребенка, не ставя в упрек его поведение, проделки. Можно использовать в меру наказания, обижаться, даже сердиться по делу, но переставать любить нельзя. Только дружелюбием, терпимостью, нежностью удастся вырастить счастливого человека.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector