Дети и их общение в коллективе

Даже взрослый человек, который приходит на новую работу, волнуется и переживает перед встречей с будущим коллективом, в котором придётся проводить большое количество времени.

Что уже говорить о малыше, круг общения которого раньше ограничивался только близкими людьми и друзьями по детской площадке? К сожалению, достаточно часто именно мамы и папы способствуют тому, что их дети не могут правильно строить отношения с другими детьми.

Постоянно оберегаемые, выросшие в заботе и внимании дети просто не готовы к тому, чтобы принимать решения самостоятельно.

И это часто встречающееся явление: если малыш хочет поиграть, родители ведут его к песочнице, знакомим с другими детьми, при первом же непонимании и конфликте заступаемся за своё чадо.

Всё это ребёнок запоминает и привыкает к тому, что близкие всегда рядом и могут помочь ему в любой беде.

Увы, с приходом в школу ребёнок понимает, что всё совсем не так и вот тут приходит разочарование – он больше не является центром всей вселенной, и никто не спешит постоять за него.

 Именно по этой причине многие дети по утрам начинают капризничать и не хотят никуда идти.

А ведь этого можно было бы избежать, если бы родители с раннего детства прививали малышу самостоятельность.

Что такое социализация?

Социализация представляет собой процесс, который присутствует в жизни любого человека с самого рождения.

  Человек всю свою жизнь познаёт нормы и правила поведения, установленные в том обществе, в котором он вращается, учится правильно взаимодействовать, строить отношения сначала с людьми из близкого круга, а затем и в чужом коллективе. Очень важно чтобы ребёнок был социализирован с раннего детства и имел коммуникативные навыки.

Дети и их общение в коллективе

Школьный класс, а также законы, которые в нём действуют, очень схожи с моделью взрослого общества. И сегодня мы поговорим о том, как помочь малышу привыкнуть к новому коллективу и найти правильные решения выхода из той или иной ситуации.

Основные ситуации, с которыми может столкнуться ребёнок в школе

Новичок

Хорошо, что прошли те времена, когда новеньким устраивали так называемые испытания на прочность, требуя пройти оскорбительные проверки. Всё это осталось в прошлом. Но любой новичок всё равно должен пройти всевозможные трудности, чтобы стать своим в школьном коллективе.

Безусловно, особую важность представляет  первое впечатление. А оно состоит из мелочей и одно неправильное слово о ребёнке может дать повод для дальнейших насмешек над ним.  Именно по этой причине преподаватель, который представляет классу нового ученика, должен правильно подбирать слова, характеризуя его, как личность.

Чем в данном случае могут помочь родители?

  • Необходимо помочь малышу придумать правильный рассказ о себе. Рассказывая о себе, своей семье, хобби, домашних питомцах и так далее, дети выбирают из всего коллектива именно тех, кто подходит им по духу. И чем больше ребёнок сможет сообщить о себе информации, тем больше вероятность, что он сможет подружиться сразу с несколькими сверстниками.

Дети и их общение в коллективе

  • Следует собрать информацию о детях, которые будут учиться в одном классе с вашим ребёнком. Попросите учителя рассказать о детях из класса: кто является лидером, кто отличается весьма плохим поведением и успеваемостью, а с кем проще всего общаться. Любой класс представляет собой некую иерархию, если малыш будет знать о каждой группе, он сможет быстрее определиться, к кому стоит присоединиться.
  • Приобретите для школьника записную книжку. Такой блокнотик поможет ему записать все сведения, которые просто не помещаются у него в голове. Это поможет избежать неловких ситуаций и возможного конфликта.
  • Попросите малыша проявлять дружелюбность. Ни в коем случае не демонстрируйте своему школьнику переживания о том, как он сможет адаптироваться к школьному коллективу. Не говорите о том, что он должен отвечать на подколы учеников, давать сдачи и ябедничать учителю по любому поводу. Если он будет проявлять доброжелательность и отвечать улыбкой, скорее всего, в классе не найдётся сверстников, которые захотят его обидеть.
  • Подготовьте угощения для новых друзей ребёнка. Всем известен такой способ налаживания отношений, как подкуп. Да, да, вы не ошиблись. Пусть малыш возьмёт с собой в школу конфеты или печенье, чтобы угостить своих новых друзей. Это будет не лишним.

Всеобщая травля

Наверное, многие смотрели такой старый, но весьма поучительный фильм под названием «Чучело».

Невозможно себе представить тот ужас, который испытывают родители, представив, что их малыш может оказаться в центре конфликта с одноклассниками, который впоследствии перерастает в настоящую травлю.

А это в свою очередь может негативным образом повлиять на душевное состояние школьника, в результате чего дальнейшее общение уже во взрослой жизни может стать весьма затруднительным.

Дети и их общение в коллективе

Несмотря на эту ужасную ситуацию, родители, да и сам ребёнок должны не предвзято оценить этот конфликт. Чаще всего мамы и папы допускают серьёзную ошибку, отказываясь  признавать, что малыш может быть виноват. А вина всё же может быть, ведь не зря же одноклассники выступают против одного. Возможно, ваш ребёнок нарушил какое-то правило.

Чем в данном случае могут помочь родители?

  • Обязательно узнайте всё о конфликте. Не всегда ребёнок может правильно воспринимать ситуацию, искажая её, даже не осознавая этого. Следует выяснить, какие действия и поступки спровоцировали данную реакцию сверстников. К примеру, школьник может утверждать, что просто взял телефон одноклассника, чтобы посмотреть модель.  После таких слов может появиться такое впечатление, что дети меркантильны и готовы прибить любого, кто только коснётся той или иной вещи. Однако на самом деле в коллективе не принято брать чужие вещи без спроса.
  • Скажите ребёнку, чтобы он попытался поговорить с теми учениками, которые не так агрессивно настроены. Абсолютно все сверстники не могут одинаково относиться к провинившемуся. Да, есть такие, кто открыто демонстрируют свою неприязнь, другие же просто боятся, что одноклассники перестанут общаться и с ними. Именно с последними ребёнок и должен попытаться подружиться.
  • Разрешите малышу проявлять свои чувства и эмоции открыто. Во взрослом мире многие пытаются цивилизованно решить конфликт при помощи красивых выражений. Однако дети не способны к такому выражению свои эмоций. Чаще всего бывает так, что тот, кто громче всех кричит и выступает агрессором, оказывается правым. Если ваш школьник считает, что травля на него необоснованная, пусть активно выражает своё недовольство, чтобы восторжествовала справедливость.

Дети и их общение в коллективе

  •  Побеседуйте с учителем. Безусловно, то, что на ребёнка нападает весь коллектив – это упущение классного руководителя. Научить малышей дружить, разговаривать, обсуждать все проблемы – основная задача педагога. Однако на сегодняшний день не все учители считают, что это их обязанность. Поэтому и обвинять учителя в этом не стоит, поскольку решить конфликт таким образом не получится. Поговорите с учителем, не жалуйтесь, не контролируйте,  не требуйте, а попытайтесь сотрудничать. Попросите, чтобы педагог понаблюдал за детьми и выяснил, почему так происходит.  Желательно состоять в родительском комитете, чтобы быть в курсе всех происшествий в классе.

Стеснительность и застенчивость ребёнка

Иногда бывает и так, что и одноклассники не трогают ребёнка, и не игнорируют его, однако он всё равно в коллективе одинок. Стеснительность, неспособность правильно преподать себя мешают одноклассникам рассмотреть за спокойствием и необщительностью довольно интересного человека.

Чем в данном случае могут помочь родители?

  • Сделайте так, чтобы малыш был всегда на виду. Школьник может быть великолепным рассказчиком, коллекционировать редкие марки, уметь играть на каком-либо инструменте, но об этом никто не узнает, если ребёнок не покажет свои таланты. Убедите школьника принять участие в каких-либо конкурсах, концертах, стать участником олимпиады и так далее.

Дети и их общение в коллективе

  • Больше слов. Несмотря на то, что всех нас учат меньше говорить, а больше делать, в детском коллективе всё наоборот — слова важнее действий. Если ребёнок собирается куда-то поехать или сходить, пусть обязательно расскажет об этом одноклассникам. Это поможет вызвать интерес к нему.
  • В доме должны  чаще появляться гости. Если ребёнку проще общаться на своей территории, тогда предложите ему приглашать своих одноклассников в гости. Именно это поможет наладить отношения и завести друзей из класса.

Обидные дразнилки

Практически всегда в школе дети дразнят друг друга, придумывая различные обидные «клички». Иногда это даже может спровоцировать драки.

Однако не все дети могут пресечь это, и многие остроумники тренируются на них в составлении всевозможных прозвищ.

В конфликтах понятна причина, а вот обычные обзывания воспринимаются, как шутка, и воспитанный ребёнок никогда не будет агрессивно реагировать на это.

Чем в данном случае могут помочь родители?

  • Научите ребёнка рифмовать. В ответ на обидные слова одноклассника малыш сможет придумать свою дразнилку, которая быстро разлетится по всему классу. А обидчик в свою очередь подумает, стоит ли в следующий раз обзываться.
  • Понимание мотивов обидчика. Родители должны объяснить ребёнку, что каждый из нас имеет свои особенности во внешности или в характере, поэтому можно у каждого найти что-то, за что легко зацепиться и осмеять. Поэтому школьник должен уметь определять мотивы ребёнка, который обзывается, чтобы знать, как правильно реагировать на это.

Дети и их общение в коллективе

  • Недостаток воспитания. Некоторые дети из-за недостатка воспитания так выражают свою симпатию, думая, что в этом нет ничего страшного. Ребёнку будет достаточно попросить перестать его так называть, и проблема будет улажена.

Общение с учителем

Не всегда проблемы школьника касаются только коллектива. Иногда разногласия возникают и с учителем. Множество не очень приятных ситуаций обуславливается тем, что учитель неправильно соизмеряет требования с возможностями ученика, или же ребёнок не так воспринимает их, обуславливая тем самым отрицательную реакцию учителя.

Чем в данном случае могут помочь родители?

  • Посмотрите на конфликт со стороны учителя. Преподаватель требует от класса дисциплины, именно поэтому он может при всём коллективе отчитать одного из учеников. Давая оценку конфликту, не смешивайте личную неприязнь с неумением преподавателя выполнять свои обязанности. Обязательно расспросите ребёнка о том, что именно «кричала» учительница. Возможно, эти слова не допустимы.
  • Посетите учителя. Если вы уверены, что малыш не хотел проявить неуважение, попробуйте поговорить с учителем, попросив разъяснить, как лучше поступить в данной ситуации.
  • Попросите школьника быть лояльным. Ребёнок должен понимать, что в школе он должен получать знания, а не устраивать споры с учителем  и пытаться ему что-то доказать, даже если он не прав.

Как адаптироваться школьнику в коллективе (видео)

Заключение

Безусловно, все родители переживают, как их дети вольются в новый школьный коллектив, как они будут ладить со своими сверстниками и с преподавателями. Однако мамы и папы  не могут вместо детей общаться с их одноклассниками, но они могут научить, как адаптироваться в новом окружении.

Школьный коллектив и отношения в нём, новые друзья – весьма важная часть жизни малыша и зачастую занимает главное место. Именно поэтому родители должны всячески помогать своим детям в решении той или иной ситуации.

Конфликты, недопонимания, обзывания, разногласия с преподавателями – с этим может столкнуться любой ребёнок, а мамы и папы должны помочь, объяснить, поговорить. Только так возможно помочь школьнику в социализации.

  • Полина
  • Распечатать

Как помочь ребятам стать дружнее в коллективе — Блог IQКлуба

С самого раннего возраста дети проявляют интерес к общению со своими сверстниками. Начиная с ясельного возраста они постоянно находятся вместе. 

В младшей группе детского сада уже можно заметить, что малыш играет уже не со всеми детишками. При этом пока ещё не может выбрать себе самого лучшего друга или подружку. А вот в старшем дошкольном возрасте малыш уже отчётливо выражает свои симпатии или антипатии среди детей в группе.

Читайте также:  Мифы и суеверия, связанные с родами

Дети и их общение в коллективе

О важности атмосферы среди детей

Несомненно, самое главное для детского коллектива – дружеская атмосфера. Если не будет нервозности в обстановке, ребёнок будет чувствовать себя комфортно.

Умеют ли педагоги в вашем садике выделять из всех детей «заводил» и «тихонь»? От учета разных темпераментов зависит, удастся ли педагогам проследить, чтобы дети развивались в группе гармонично.

Не решенные вовремя психологические проблемы взаимоотношений перетекают в младшие классы и там усугубляются.

Часто можно наблюдать, как необузданные ранее зачатки эгоизма, агрессии, высокомерия к сверстникам суммируются в коллективе.

Такой микроклимат прорастает в то, на что в школе на педагогических советах навешивают ярлык «трудный класс». После чего конвейерным способом штампуются «трудные подростки», завсегдатаи инспекций по делам несовершеннолетних.

А затем сбиваются в трудноконтролируемые уличные стаи, откуда недалеко уже до деструктивных АУЕ.

Убеждаем личным примером

В старшем дошкольном возрасте и начальных классах ребёнок уже субъективно видит грань между плохим и хорошим детским коллективом. Не стесняйтесь расспрашивать своего отпрыска о событиях в классе, спорах, ссорах, кто из ребят больше с кем предпочитает дружить.

Таким образом, у вас сложится психологический эскиз группы, класса. В этом случае намного легче будет увидеть корень возникающих проблем в отношениях между детьми.

Бывает, что обстановка в классе при попустительстве педагогов накаляется и лучшим решением окажется смена учебного заведения.

Подчас именно взрослые дают крайне неприглядные поводы. Например, дома разбирают свои мелкие дрязги в рабочем коллективе. Особенно в этом преуспели некоторые чрезвычайно общительные дамы. Они могут часами «полоскать» своих коллег по работе, перемывая все до мельчайшей косточки. Как мы, взрослые, смотримся в таких ситуациях в глазах детей? Часто ли мы об этом задумываемся?

А потом мы удивляемся, как у нас на глазах растут юные сплетницы, интриганы, завистники.

Ребята слушают и, как говорится, мотают на ус. А усвоенный пример применяют в школе или кружке. Поэтому мы, взрослые, просторечно выражаясь, должны «следить за базаром». Наши дети должны видеть, как мы относимся к коллегам по работе, соседям, дальним родственникам.

Исключительно важно, чтобы дети видели, что родители уважительно относятся к окружающим. Даже тогда, когда не согласны и с кем-то серьезно спорят. Худшее, что можно здесь сотворить — это бесцеремонно оборвать ребенка, если он задает вопрос по теме взрослых споров. Не успеете оглянуться.

Пройдет совсем немного времени и услышите: «Отстань, не твое дело!» уже вы.

А все потому, что вот тот хрупкий мостик доверия вы сами же тогда и разрушили. Нужно доступными словами, не унижая оппонента, рассказать ребенку о проблеме и дать свой короткий комментарий. Если речь идет о чужом взрослом человеке, критикуйте действие, а не личность человека. Этот ценный опыт взрослеющий человек обязательно запомнит, даже на подсознательном уровне.

Дети и их общение в коллективе

Станьте старшим товарищем

Искренне интересуясь жизнью ребёнка, вы становитесь его другом и компаньоном. И тогда будет гораздо больше вероятность, что у малыша сложатся отношения и со сверстниками.

Невзирая на занятость, почаще берите на себя организацию и участие в детских мероприятиях. Тогда вы и сами будете пользоваться уважением среди ребят.

Кроме того, подружитесь с их родителями и уже сможете уже общими усилиями создавать позитивный микроклимат.

Немного про детские вечеринки

Не скатывайтесь к мелочной опеке. Но, тем не менее, «держите руку на пульсе», с кем дружит ваш ребенок. Да и вообще, есть ли у него друзья? Если нет, то следите за нашими публикациями. Здесь надо глубоко копать и искать причину!

Например, приближается день рождения вашего ребёнка.

С какого возраста праздник перестает быть посиделками-междусобойчиком родственных дядь и теть? В какой момент это уже будет «смешанная тусовка»? С каких пор мы уже обязательно советуемся с ребенком, кого видеть на празднике, как и где его проводить? А когда наступит этап, когда это будет уже исключительно его прерогатива и взрослые окажутся уже «за кадром»? У всех детей это происходит по-разному. Многое зависит от традиций семьи, степени самостоятельности, типа населенного пункта и многих других факторов.

Вот тут-то может и выясниться, что у ребенка, оказывается, нет друзей. Тогда именно праздник – это отличный повод для сближения.

Ребенок в коллективе. Адаптация ребенка к детскому саду и проблемы общения со сверстниками

Представьте, что вы вдруг попали в совершенно неизвестное вам племя, где люди, хоть и говорят на понятном вам языке, но живут совершенно по другим законам и соблюдают традиции, которые кажутся вам, мягко говоря, ужасными.

Что вы испытаете, поняв, что теперь вынуждены большую часть времени проводить в этом племени и жить по его законам? Шок? Растерянность? Ужас? Панику? То же самое испытывает ребенок, попадая в детский сад. Ведь детский коллектив — это самостоятельное государство, в котором существуют свои неписаные законы и правила.

И чтобы существовать в этом государстве, ребенку необходимо понимать и соблюдать эти законы.

В некоторых коммерческих садах есть штатные психологи, которые помогают детям гармонично вписаться в коллектив, наблюдают за малышами и подсказывают родителям какой тактики поведения и воспитания им следует придерживаться в тот или иной момент. К сожалению, такие детские сады пока еще редкость, да и многим молодым родителям они не по карману.

А в обычных садах не то что психолога, там воспитателей не хватает, и основная задача персонала — проследить, чтобы все дети были накормлены, одеты, обуты и не покалечили друг друга. Рядовым воспитателям и нянечкам физически некогда вдаваться в психологические тонкости взаимоотношения ребенка с коллективом.

И в результате, отдавая ребенка в обычный садик, родители и кроха сталкиваются с целым рядом психологических трудностей.

Дети и их общение в коллективе

Наиболее типичные возрастные проблемы общения и способы их решения

В каждом возрасте существуют свои трудности общения. У одних детей сильнее выделены одни проблемы, а у других — другие. Все зависит от характера и темперамента ребенка. И если первый год в ясельной группе вы миновали без особых сложностей, это совершенно не означает, что теперь ребенок будет с удовольствием ходить в садик и у него не возникнет никаких проблем.

Перечисленные ниже трудности не проходят по мере взросления. Если в 5-6 лет ребенок впервые приходит в детский сад, он сталкивается с целым рядом трудностей, которые его сверстники переживали в предыдущих группах. Чтобы миновать возрастные трудности общения, их надо пережить.

Условно возрастные проблемы дошкольника можно подразделить на четыре группы, что соответствует возрастным группам детского сада.

Ясельная группа: от 1,5 до 3 лет

Возрастные трудности общения. Основная проблема ясельного возраста — эмоциональный и физический разрыв с мамой. До 3-х лет ребенку бывает сложно понять, почему мама, которая всегда была рядом, вдруг отдает его чужой тете, а сама, быстро поцеловав и помахав ручкой, исчезает на целый день.

Ребенок воспринимает других детей как абсолютно неравноценную замену маме. И если малыш сильно переживает разлуку, то детишки, которые уже успели адаптироваться, его только раздражают. Малыш не понимает, почему все бегают, смеются или спокойно играют, когда уходит мама.

Именно с этим непониманием связанна агрессивность, когда, заливаясь слезами, малыш пытается ударить сверстников.

Но даже после того, как ребенок привыкнет к утренним расставаниям, окружающие дети интересуют его гораздо меньше, чем новые игрушки. До 3-х лет ребенок воспринимает других детей как неодушевленные предметы. Все его общение со сверстниками основано на принципе «действие-результат».

Именно поэтому, дергая других детей за волосы, они не понимают, что поступают плохо. Ребенку интересно увидеть результат своего действия (в данном случае — визг, плач). В этом возрасте детского коллектива как такового еще не существует.

Каждый ребенок живет собственной жизнью и прислушивается только к мнению взрослых. Часто можно наблюдать, как малыши в ясельной группе играют каждый со своей игрушкой. Они еще не умеют играть со сверстниками.

И задача родителей и воспитателей — помочь ребенку сформировать правильную систему взаимоотношений с другими детьми.

После 2-2,5 лет ребенок понимает, что вокруг такие же дети, а не большие кричащие куклы. Он начинает сравнивать себя со сверстниками и делать собственные выводы.

Ребенку важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу воспитателя, если что он что-то умеет делать лучше других. Если у крохи не получается соответствовать сверстникам, он может либо замкнуться в себе, либо проявлять излишнюю агрессивность.

Замкнутость и агрессивность в этом возрасте — следствие того, что ребенок, чувствует, что он в чем-либо несоответствует сверстникам.

Как их преодолеть. Основная задача родителей — подготовить ребенка к детскому саду, чтобы он не чувствовал себя отстающим. Чем раньше вы начнете готовить ребенка к яслям, тем лучше. Неплохо, если ребенок освоит такие навыки, как использование столовых приборов, «высадку» на горшок и одевание.

Чем лучше ваш малыш будет проделывать все эти манипуляции, тем увереннее он будет себя чувствовать. Ребенку важно чувствовать, что он не хуже сверстников, а во многом даже лучше.

Кроме того, детишек, которые умеют самостоятельно кушать и одеваться, воспитатели часто ставят в пример другим детям, что также положительно влияет на формирование самоуверенности.

Конечно, избежать кризиса разлуки с мамой практически невозможно, но в ваших силах сделать так, чтобы эта разлука прошла менее болезненно для крохи. Для этого почаще оставляйте малыша на попечение бабушек или няни. Конечно, когда вокруг близкие люди ребенок переживает разлуку с родителями более спокойно.

Основная цель таких тренировочных расставаний — сформировать у ребенка уверенность, что мама, даже если уходит, обязательно возвращается. За несколько месяцев до детского сада рассказывайте малышу о предстоящих переменах. Самое главное — говорить правду, какой бы горькой она вам ни казалась. Не обманывайте ребенка отговорками, что «ты чуть-чуть поиграешь, и я приду».

Лучше честно сказать «я приду, когда ты пообедаешь» или «я приду за тобой, когда ты поспишь». Если ребенок будет точно знать, когда за ним придут, он быстрее расслабится и успокоится, а не будет каждую минуту ждать маминого прихода. Объясните ребенку, что другие детишки тоже скучают без своих мам.

Поняв, что вокруг такие же «товарищи по несчастью», а не враги которые радуются его горю, ребенку будет проще наладить контакт со сверстниками.

Не наказывайте ребенка, если он отличается излишней драчливость. Малыш не понимает, за что вы его ругаете: почему куклу можно таскать за волосы, а Аню нет. Для него Аня — тоже своего рода кукла, только большая, и ему интересно, как она будет реагировать на его действия.

Пройдет время и ребенок научится понимать разницу между одушевленными и неодушевленными предметами. Задача родителей — объяснить ребенку, что другие люди, независимо от возраста, тоже могут испытывать боль, страх, обиду, и т.д.

Для этого, играя с ребенком, не терпите, если он делает вам больно, объясняйте ребенку свои чувства и чувства окружающих.

Младшая группа: от 3 до 4 лет

Возрастные трудности общения. В 3-4 года ребенок приобретает первый опыт общения со сверстниками. Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом.

В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время.

Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего карапуза существует только собственное «я», а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его «я» (поиграть, подраться, побегать, и т.д.).

Читайте также:  Насморк у детей. Советы врача

При этом ребенок искренне непонимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих.

В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия. Часто можно услышать заявления такого рода «вчера я дружил с Петей, сегодня дружу с Валей, а завтра буду дружить с Сережей».

Причем вчерашние «друзья» могут обижаться друг на друга из-за того, что сегодня симпатии одного из двух «друзей» переменились. Экс-друг может сильно переживать перемену симпатий товарища по играм.

И в отместку устраивать всякие пакости вчерашнему другу.

Как их преодолеть. Ваша задача — объяснить ребенку элементарные нормы и правила, которым необходимо следовать при взаимодействии с окружающими. Не поощряйте проявление детского эгоизма.

Ребенок должен понимать, что он не единственный на свете, и что у окружающих людей могут быть собственные желания и потребности, отличные от его. Почаще играйте с ребенком в ролевые игры — в игровой форме можно рассмотреть самые разные модели общения и объяснить их ребенку.

Научившись в игровой форме согласовывать свои действие с кем-то еще, ребенок переносит эту модель поведения на отношения со сверстниками. Учите ребенка не только брать, но и давать.

Вас не должна пугать дружеобильность и любвеобильность 3-4-х летнего карапуза. Совершенно бесполезно объяснять ребенку, что настоящих друзей не меняют, и что друг может быть только один. Дело в том, что в этом возрасте для ребенка друг — это, прежде всего партнер по игре.

Ребенок руководствуется принципом «с кем играю, с тем и дружу», не вдаваясь в психологические тонкости дружбы, — это вполне естественно.

Если ребенок сильно переживает, когда вчерашний друг не обращает на него внимание, объясните крохе, что даже самые закадычные друзья не обязаны играть только друг с другом.

Средняя группа: от 4 до 5 лет

Возрастные трудности общения. В 4-5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение «мы» вместо «я». Ребенок осознает, что действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания.

Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста «Куда все, туда и я». Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует.

Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем.

В детском коллективе выделяются явные лидеры — заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал.

Для 4-5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам.

В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу «дружим против Васи (Пети Маши)».

Как их преодолеть. Можно сколько угодно повторять тираду о том, что надо думать своей головой. Но если ребенок не умеет адекватно оценить действия окружающих и боится высказать собственную точку зрения, он так и будет жить по принципу «куда все, туда и я». Научите ребенка анализировать свои и чужие поступки.

Только научившись оценивать поведение других людей, ребенок сможет определить хорошо или плохо они поступают, и стоит ли следовать этому примеру. Ребенок должен понимать, что по любому поводу следует иметь собственное мнение, а не слушать Васю или Дашу.

Если вы будете открыто возражать против его подражания кому-либо из сверстников, ребенок вряд ли послушается, скорее наоборот — он лишь отдалится от вас, ведь вы не разделяете его восхищения драчуном Петей или врунишкой Настей. Задача родителей и воспитателя — сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Подчеркивайте индивидуальность ребенка. Только смелый и самоуверенный человек не побоится открыто высказывать мнение, отличное от мнения большинства.

И не выпытывайте у ребенка информацию о том, кто же именно является организатором и устроителем всех проделок — детский коллектив не прощает предателей. И если вы вынудите ребенка «заложить» сверстников, велика вероятность, что в следующий раз изгоем станет именно он.

Старшая группа: от 5 до 7 лет

Возрастные трудности общения. Ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если в 4-5 лет он беспрекословно шел за лидером, то сейчас он пытается взять лидерство в свои руки. В этом возрасте он уже имеет собственное представление о том, какое место в коллективе он хочет занимать (лидер, ведущий, ведомый, и т.д.

) и действует в соответствии со своими представлениями. Причем коллектив не всегда готов безоговорочно принять его позицию. Часто бывает, что ребенок хочет быть лидером, ведущим, а коллектив отводит ему в лучшем случае роль ведомого, а в худшем — тени.

Ребенку необходимо постоянно доказывать и подтверждать свое право занимать ту или иную нишу. Причем если переместиться из ведущего в ведомого не составляет труда, то обратное перевоплощение довольно проблематично. Если самооценка ребенка не совпадает с оценкой сверстников, ребенку приходится очень трудно.

Он либо пытается доказать ровесникам свое право занимать выбранную нишу, либо уходит в тень.

В 6-7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые «настоящие» друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.

Как их преодолеть. Помогите ребенку определить собственное место в коллективе. К 5-6 годам у ребенка уже есть собственные представления, какими качествами надо обладать, чтобы завоевать симпатии коллектива.

И ваша задача — не навязывать ребенку собственные представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а помочь ему выработать недостающие качества. Для этого регулярно обсуждайте ситуации, которые возникают в коллективе. Не отмахивайтесь от детских вопросов.

Если ребенок пришел именно к вам со своими проблемами, это говорит о том, что он вам доверяет и ценит ваше мнение.

Не навязывайте ребенку собственное мнение — с кем стоит дружить, а с кем — нет. Уважайте выбор ребенка, даже если его друзья вам, мягко говоря, не нравятся.

Вместо того чтобы запрещать ребенку дружить с «плохими», на ваш взгляд мальчиками и девочками, поинтересуйтесь, почему ребенок дружит именно с этими ребятами.

Так вы, во-первых, узнаете какие качества, ваш ребенок больше других ценит в человеке, а во-вторых, сохраните доверительные отношения с ребенком. Если ребенок поймет, что вы уважаете его право выбора, он, принимая важные решения, не побоится спросить у вас совета.

К семи годам ребенок перестает бороться с коллективом и кому-то что-то доказывать. Если он прошел все предыдущие ступени развития, он наконец научился гармонично существовать в коллективе, усвоил его законы и правила. В 7 лет ребенок в состоянии адекватно оценить свое место в коллективе и морально готов к переходу в новый школьный коллектив, но это уже совсем другой разговор.

Наталья Алешина

Родительское собрание "Место ребёнка в коллективе"

Тема: Место ребёнка в детском коллективе

Цель: обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.

Задачи: 1.Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

2.Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми.

3. Способствовать формированию дружного классного коллектива.

  • Ход собрания:
  • Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.
  • Марк Аврелий

1.Вступительное слово. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит.

Почему? Почему, встречаясь с друзьями, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей.

Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся.

Когда мы говорим «трудный ребенок», то чаще всего представляем подростка.

Того, который «не умеет себя вести», у которого сформировано негативное отношение к школе, который груб, недисциплинирован, вызывает возмущение и огорчение учителей и родителей.

Но младший-то школьник! Почему теперь заговорили о нем, как о «трудном»? Да, наши дети трудными становятся теперь в возрасте начальной школы. Плохо ведет себя в обществе, переговаривается с родителями, не выполняет каких-то поручений.

2. Обсуждение родителей — Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка? Как вы ответите на этот вопрос. (Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом).

  1. 3. Проблемы у родителей
  2. Проблема 1: Родители понимают, что у ребёнка есть проблемы в общении с детьми, но не знают, как ему помочь.
  3. Проблема 2: Родители считают, что у ребёнка всё в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Проблема 3: Никому из родителей не хочется, чтобы ребёнок стал жертвой, подвергался нападкам и травле окружающих. И вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребёнок стал инициатором травли другого.

Решение: Чтобы избежать подобных проблем, либо устранить их, необходимо управлять формированием детского коллектива не только в школе, но и в семье. Именно в семье необходимо уделять особое внимание воспитанию следующих качеств и умений:

  • Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым её принимать.

3. Семья – место воспитания ребенка.

Поведение младшего школьника на 9/10 зависит от атмосферы, которая складывается в семье и в школе. Но особенно в семье. В.А. Сухомлинский утверждал, что «дети – зеркало нравственной жизни отцов и матерей».

Психологи доказывают, что поведение младшего школьника в большинстве случаев соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, — результат отрицательной системы отношений в семье, образа жизни.

Это отсутствие уважительных, добрых, заботливых отношений родителей друг к другу, к детям, к окружающим вне семьи: одноклассникам, сверстникам, их родителям.

4. «Узелки на память».

Я хочу познакомить вас с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым:

1. Борьба за внимание: непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

2. Борьба за самоутверждение: ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

3. Желание мщения: ребёнок может мстить: за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; за унижение друг друга членами семьи; за разводы и появление в доме нового члена семьи; несправедливость и невыполнение обещаний; за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Читайте также:  Отдых для детей: каникулы без родителей

4. Неверие в собственный успех: оно обусловлено учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе, низкой самооценкой.

5. Свод законов.

Я попыталась составить свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка. Они перед вами. Я думаю, они помогут вам.

Закон № 1. Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно.

Закон №2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон №3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Закон №4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон №5. Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.

Закон №6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

6. Подведение итогов.

В конце нашего родительского собрания я предлагаю вам послушать одну притчу: один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии.

Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, со всем миром перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится покой и душевный комфорт.

Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем».

Спасибо всем за разговор!

Использованная литература:

  1. Дик Н.Ф. «Весёлые классные часы и родительские собрания», — Феникс, «Сердце отдаю детям», 2008, 352с.

  2. Урбанская О.Н. «Работа с родителями младших школьников», — М.: Просвещение, 1986г.

  3. А.Сухомлинский – М.: Политиздат 1985г.

Понятие «общение» в детском коллективе и его виды

   Понятие «общение» и его виды. Функции и средства общения.

  • Особенности общения детей, подростков, молодежи в группе сверстников.
  •  Факторы эффективного педагогического общения (внешние и внутренние).
  • Педагогический такт и культура речи педагога.
  • Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его
  • изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки
  • рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности,
  • обеспечивающий все другие виды деятельности. Общение – это и
  • социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную)
  • деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение
  • сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией

посредством языка или других знаковых средств. В этом узком понимании  общение выступает в качестве средства воспитания и обучения или их  важной составляющей.

В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных

субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами

деятельности в виде материальных вещей и  культурных ценностей. Когда утверждают, что общение является сущностью педагогического процесса, то имеют в виду именно общение в широком смысле. Благодаря общению процесс воспитания и обучения начинается с

рождением ребенка и продолжается всю жизнь. В процессе общения

  1. индивида с людьми происходит социализация, становление его
  2. индивидуальности, формируются познавательная и эмоционально-волевая
  3. сферы, усваиваются конкретные виды социальной деятельности. В
  4. структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных
  5. компонента: коммуникативная сторона общения (обмен информацией между
  6. субъектами общения); интерактивная сторона общения (обмен действиями,
  7. построение общей стратегии взаимодействия);  перцептивная сторона
  8. общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка
  9. партнерами по общению друг друга. Соответственно, говорят о коммуникативной, интерактивной,
  10. перцептивной функциях общения. Охарактеризованные выше стороны и

функции общения характерны и для общения педагога с учащимися. Для обозначения процесса общения педагога  с воспитанниками существует специальный термин — «педагогическое общение». Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, необходимо, чтобы она строилась «по законам общения» (И. В. Кузьмина).

  • Общение включает: словесный (вербальный) (от лат. verbalis — устный,
  • словесный) и бессловесный (невербальный) компоненты. Бессловесный
  • компонент составляют: зрительный образ учителя (имидж), телесные
  • средства (мимика, пантомимика, жесты), пространственные средства
  • (мизансцена класса, организация межличностного микропространства
  • общения, дистанция общения). Речь как средство общения одновременно
  • выступает в качестве источника информации и способа взаимодействия собеседников.
  • Установлены закономерности педагогического общения, или социально-
  • психологические эффекты: эффект имиджа — первоначально основное
  • впечатление на класс оказывает внешний вид учителя; эффект первых фраз
  • — вызывает необходимость обновлять типовые приемы (словесные
  • заготовки), позволяющие привлечь внимание, вызвать интерес, настроить на

работу, то есть продуктивно начать урок (интересный факт, эпиграф урока, короткий видеофрагмент, загадка и т. п.

); эффект релаксации — участникам педагогического общения приходится прилагать усилия по самоорганизации своего внимания, поэтому учителю необходимо периодически применять приемы, направленные на разрядку, умственное переключение и эмоциональное расслабление (шутка, перерыв, игровые моменты; эффект рассеяния — учащиеся воспринимают изложенную педагогом информацию не совсем четко, противоречиво, некоторые вообще остаются при своем мнении; установлено, что только 70 % озвученной педагогом информации будет услышано учениками, 60 % — будет понято, 45 % — будет принято к размышлению, 25 % — через некоторое время останется в памяти.

  1.  Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми в коллективе,
  2. основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует
  3. выделить педагогический такт. 
  4. Педагогический такт — это соблюдение педагогического принципа меры

в общении с детьми в самых разнообразных  сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим.

Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его

  • кругозора, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
  • Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в
  • контрольнооценочной деятельности педагога, где крайне важна особая
  • внимательность и справедливость. Проявления  педагогического такта изо
  • дня в день поднимают авторитет учителя. 
  • Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним

строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе».

Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «свободе».

Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.

  1. Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на воспитанника,
  2. необходимо отметить, что установление педагогически целесообразных
  3. отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в
  4. детском коллективе.

Понятие «общения». Его виды. Развитие педагогического общения.

Коммуникации и общение.

Коммуникации — контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом. Одной из главных составляющих коммуникации является общение.

Общение — категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф. Ломов в работе «Проблема общения в психологии», как известно, назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное А.В. Петровским).

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей (определение, данное Л.Д. Столяренко).

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: перцептивная сторона общения — включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; коммуникативная сторона общения — состоит в обмене информацией между людьми (общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника.

К средствам общения относятся:

1. Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Для ребенка является основным не язык, а жесты. В наши дни речь, более чем когда-либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. При передаче информации частично искажается ее смысл, частично происходит ее потеря.

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога — умение задавать вопрос себе и другим.

Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет.

Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

Передача информации может иметь различную форму — это может быть и разговор, и беседа, и сопор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.

Хотелось бы сказать несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как разговор, беседа, собеседование и подробно остановиться на таких видах, как спор, и менее распространенных — дискуссии, полемике, дебатах.

Разговор — это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу.

Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме, и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения.

Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. Дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector