Что нужно знать о трудностях с общением у детей

Казалось бы, естественный процесс коммуникации с собственным чадом, но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Что происходит между родителями и ребенком? Почему все меняется?

Что нужно знать о трудностях с общением у детейДружеское общение – основа родительской любви

Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают элементарных приемов общения с детьми. Для повышения своей грамотности необходимо читать специальную литературу.

Тип общения по возрастным периодам

С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.

Что нужно знать о трудностях с общением у детейОбщение надо начинать с грудного возраста

Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Что нужно знать о трудностях с общением у детейЕсли ребенок не хочет слушать – надо выяснить причину

Как правильно общаться с ребенком – советы психолога

  • Уделяйте ребенку как можно больше времени для общения. Об этом говорит книга Гиппенрейтер – известного психолога и педагога. С взрослением малыш понимает, что мама принадлежит не только ему, но и папе, у мамы есть работа. Ребенок испытывает ревность, чтобы избежать негатива, нужно говорить с ребенком, если ему интересно.
  • После посещения садика интересуйтесь, как ребенок провел день. Обязательно расспрашивайте малыша о занятиях, что давали кушать в садике, с кем он общался. Наслаждайтесь этими временами, ведь в подростковом возрасте ребенок вам всего не расскажет.
  • Не унижайте достоинство ребенка, ведите разговор на равных. Если малыш говорит откровенную неправду, то постарайтесь тактично поправить ребенка.Что нужно знать о трудностях с общением у детейС ребенком надо говорить с уважением его личности
  • Не теряйте взрослого человека в глазах ребенка. Иногда родители, находясь в растерянности, начинают говорить с ребенком на его языке. Это приводит к снижению авторитета в глазах ребенка. В сложной и стрессовой ситуации малыш попросту не будет вас слушать.
  • Самый важный урок, который взрослый моет преподать ребенку – свой положительный пример. Иногда слова остаются незамеченными, а поступки навсегда остаются в памяти, в критической или похожей ситуации ребенком будет сделан выбор в пользу родительского примера. Малыш с детских лет копирует движения, поведение, речь родителей. Будьте внимательны к мыслям чувствам, словам, движениям, которые вы делаете. Книга Гиппенрейтер затрагивает эту тему, в ней собраны практические советы в этом направлении. Не ленитесь читать методическую литературу.
  • Перед началом общения с ребенком у вас в голове должна быть четкая цель, которая должна красной нитью пронизывать разговор. Общение без цели не приводит ни к каким результатам.
  • Общение должно строиться на диалоге, обязательно ждите ответа ребенка.Что нужно знать о трудностях с общением у детейПрочитайте книгу “Не кричите на ребенка”

Не повышайте голос на ребенка, он может не понять смысл вашего высказывания, но отлично распознает ваш негатив в интонации, в помощь вам книга «Общаться с ребенком. Как?»

Что нужно знать о трудностях с общением у детейКниги Юлии Гиппенрейтер о общении

Любовь, забота и неравнодушие

Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве.

Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: «Ты у меня сейчас получишь?».

Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.

Что нужно знать о трудностях с общением у детейЧто такое безусловное принятие

Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.

Методы личного общения со своим ребенком

Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.

Что нужно знать о трудностях с общением у детейРебенок берет пример с родителей

  • К серьезному разговору нужно заранее готовиться и фокусироваться. Для этого необходимо закончить все домашние дела, поставить телефон на беззвучный режим, выключить компьютер и телевизор. Беседа на серьезные темы не должна быть мимолетным делом, создайте атмосферу в доме. Читайте литературу о ваших детях, книга должна стать вашим добрым другом.
  • Забудьте во время разговора о приказном тоне, только конструктивный диалог. Сам тип такого общения предполагает неравенство собеседников, приказы предполагают беспрекословное подчинение. Ваша задача, чтобы ребенок подчинился вашим напутствиям по доброй воле. Только тогда будет положительный результат от вашего взаимодействия. Книга Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» несколько раз фокусирует на этом внимание.Что нужно знать о трудностях с общением у детейКак правильно общаться с ребенком

Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.

  • Постарайтесь говорить с ребенком живым образным языком, тогда ребенок будет воспринимать речь не только в качестве занудного нравоучения, а поверит в возможность развития событий. Здесь помогут оживить речь притчи, народные сказки и пословицы, примеры из вашего детства, читать вместе с ребенком – отличная идея. Народная речь – емкая и образная навсегда остается в детской памяти, ребенок быстро поймет и прочувствует ваш посыл.
  • Из предыдущего пункта вытекает совет говорить все же на понятном ребенку языке. Ваша речь может быть красивой и образной, но если ребенок не понимает ее смысла, то вряд ли общение будет эффективным. С раннего детства старайтесь работать над словарным запасом ребенка, объясняйте значение непонятных слов. Это сделает малыша образованным.Что нужно знать о трудностях с общением у детейДля каждого возрастного периода свой тип общения
  • Сопровождайте речь не абстрактными картинами, которые трудно укладываются в голове ребенка. Лучше описывайте простые и яркие образы то, что ближе к детскому восприятию.
  • Старайтесь не давать однозначных советов. Учите ребенка. Что в мире нет однозначно черного или белого. Пытайтесь разбираться в конкретной ситуации. Эти умения понадобятся ребенку в жизни очень часто. Умение принимать правильные решения – очень нужное качество.
  • Всегда с пониманием относитесь к детским вопросам. Даже если они кажутся вам наивными и нелепыми. Старайтесь искать ответы и говорить с ребенком честно. Детская память очень цепкая, если вы соврали ребенку даже один раз, ложь может вскрыться в любой момент. В этом случае вы потеряете авторитет в глазах ребенка навсегда. Если вы чего-то не знаете, то не бойтесь в этом признаться. Когда изучите данный вопрос хорошо, можете дать верный совет. Таким образом, вы выработаете у ребенка веру в поиск истины.Хвалите ребенка за реальные успехи

Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.

  • Не связывайте наказания с личностью ребенка. Принимайте к рассмотрению каждый поступок ребенка. Высказывайте свои мысли без негатива, сдержанным и спокойным тоном. Ребенок должен понимать, что ваше недовольство не относится к нему, как к личности, если он изменит ситуацию, то ваша позиция переменится.Наказания должны быть гуманными и дать ребенку возможность обдумать свое поведение
  • Наказания не должны быть связаны с негативом, скорее вам нужно организовать отсутствие позитива. Это не позволит развиться злобе и агрессии со стороны ребенка. Так ребенок будет стремиться к выполнению обещаний, он будет знать, что за все усилия его ждет приз, а не наказание в случае провала. Так вы создаете у чада положительную мотивацию.Рекомендуемая литература

И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи – дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример – это большая честь и большая ответственность.

Оставить комментарий

Трудности в общении с ребенком как преодолеть

Что нужно знать о трудностях с общением у детей

Во время повседневного общения с детьми взрослые часто испытывают сложности и недопонимания. Зачастую, даже самые послушные дети взрослея становятся непослушными и неуправляемыми. Трудности в общении с ребенком  как преодолеть?

Родители начинают замечать дефицит общения с ребенком. В такие моменты очень важно осознать наличие проблемы. И понять каким образом ее можно решить.

Чаще всего это происходит из-за неумения родителей общаться со своим ребенком. А также отсутствием желания у последнего.

Основа эффективной связи с ребенком любого возраста находится в эмоциональных отношениях.  Согласно психологии, они должны строиться на доверии, любви и взаимопонимании.

Основные проблемы и трудности в общении с ребенком

Многие родители не замечают очевидных причин в отсутствии контакта со своими детьми. И продолжают общаться на том же уровне, видя проблему в ребенке. Однако проблемы кроются в них самих. Вот наиболее часто встречающиеся причины возникновения трудностей в общении:

Крик

  • Вследствие постоянного крика на ребёнка, его эмоциональное состояние становится подавленным. Дети, будучи чувствительными созданиями, испытывают огромный стресс и получают психологическую травму.
  • Для нормального развития психики, ребёнок должен чувствовать себя в безопасности. Однако крик — это угроза безопасности. Возникает страх. И частой реакцией на него становится ступор, замкнутость, непослушание.

Что нужно знать о трудностях с общением у детейфото из картинок yandex.ru

Наказание

  • Используя этот способ воспитания, родители рискуют отдалиться от своего ребёнка. Возможно он начнет слушаться и подчиняться, однако это повлияет на его сознание.
  • Воспринимать такие ситуации ребёнок начнет как должное: будет врать, чтобы избежать наказания за свои поступки. Будет бояться, того кто наказывает, т.к. это вызывает страх. Станет безответственным, ведь если получил наказание, значит совесть чиста.

Неумение сдерживать слово

  • Пытаясь выполнить любой каприз ребёнка многие дают обещания, которые потом не в состоянии выполнить. Этого делать не стоит, т.к. дети все понимают. И в дальнейшем просто перестают уважать родителей. Не воспринимают их как авторитет.
Читайте также:  Питание после удаления аппендицита у ребенка

Сравнение

  • Сравнивая детей с другими, родители вызывают у них чувства стеснительности, сомнения в себе, заниженную самооценку, либо завышенную, если сравнение в его пользу.
  • Происходит разрушение духовной связи между родителями и детьми, ведь последние начинают думать что они «должны» что-то. И в последствии стараются достичь высот, только ради похвалы со стороны взрослых.

Правила общения с ребенком

В наше время очень важно найти общий язык с ребенком. Научиться выстраивать доверительные отношения. Вот несколько правил, которые помогут не переступить эту тонкую грань:

  • Воспринимайте его таким, какой он есть, ведь он отдельная личность.
  • Разговаривайте с ребенком как со взрослым человеком.
  • Позволяйте совершать ему ошибки и нести ответственность за свои поступки. Это послужит для него опытом.
  • Уделите должное внимание проблемам ребёнка, даже если это кажется для вас пустяком.
  • Советуйтесь с ним. Не зря же существует поговорка «устами младенца глаголит истина». Возможно именно его мысли помогут найти верное решение.

Что нужно знать о трудностях с общением у детейфото из картинок yandex.ru

В повседневных хлопотах взрослые забывают оставаться лояльными к своим детям. А как только появляются трудности в общении, они спешат найти проблему в ребенке. Напрочь забывая о себе.

Хотя изначально необходимо провести параллель с собой и изменить свой собственный мир. Ведь дети являются отражением родителей и будут копировать их поведение. Взрослым нужно быть примером для подражания. Научить своих детей эффективному общению и тогда не возникнет трудностей.

Обмен положительными эмоциями на статью: Трудности в общении с ребенком  как преодолеть.  Я вам Благо Дарю, а вы пройдитесь по звездочкам!

Загрузка…

Коммуникативные проблемы у детей: какие могут быть трудности

Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка? Об этом поговорим в данной статье.

Содержание статьи:

  • Причины коммуникативных проблем у ребенка
  • Возрастные трудности общения

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.

По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?

  • Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
  • Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
  • Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.

Что нужно знать о трудностях с общением у детей

Возрастные трудности общения

Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности и проблемы коммуникативных навыков. Трудности в общении зависят также и от индивидуальных черт характера и темперамента детей. Каковы коммуникативные проблемы у детей на разных этапах взросления:

От полутора до трех лет

  • В ясельном возрасте самым сложным моментом считается разрыв эмоциональной связи с мамой.

Малыш не может воспринять реальность, когда мама на весь день отлучается от него, оставляя у чужих людей.

Новое окружение в лице воспитателя и сверстников никак не может заменить материнскую эмоциональную связь, и малыша всё вокруг начинает раздражать. Так порождаются проблемы с адаптацией в новом коллективе.

  •  Следующей трудностью в коммуникативных отношениях малыша является установление отношений с другими детьми.

В данном возрасте ребенок воспринимает сверстников как неодушевленные предметы, относится так, как к игрушкам. Поэтому могут возникнуть ситуации, когда малыш дергает кого-то за волосы или толкает.

Привыкший к принципу общения в данном возрасте «действие — результат», ребенок должен в ответ услышать плач или крик. В ясельном возрасте говорить о коллективе и коммуникативных связях рано, поскольку дети играют отдельно от сверстников и слушаются взрослых.

Поэтому задача воспитателя и родителей вовлечь малыша в совместные игры с другими детьми и развивать коммуникацию. Ближе к трем годам ребенок начинает сравнивать себя с другими и делает свои умозаключения.

Ему хочется выделиться и получить похвалу окружающих, иначе у малыша складывается впечатление, что он не такой как все, становится замкнутым или агрессивным.

Советы: Обязанность родителей в данном периоде — подготовка к посещению детсада. Ранняя подготовка к новым условиям — самостоятельное одевание, умение пользоваться столовыми приборами и т.п. поможет эффективно преодолеть трудности.

Если, придя в группу, малыш почувствует, что обладает многими навыками не хуже других, это во много раз облегчит задачу адаптации. Кроме того, воспитатели таких детей часто ставят в пример другим, а это воспитывает уверенность в собственных силах и укрепляет самостоятельность.

Чтобы разлука с мамой прошла безболезненно, необходимо малыша чаще оставлять с бабушкой или няней. Основным моментом должна быть уверенность крохи в том, что мама непременно вернется. Важно за несколько месяцев до посещения садика рассказать ребенку о режиме и занятиях. Не следует обманывать малыша, обещая ему, что вы вернетесь очень скоро и т.п.

Ребенок должен точно знать, что мама придет за ним, например, после дневного сна. Иными словами, для ребенка необходима правдивая психологическая подготовка к ситуациям, в которых он в действительности окажется.

От трех до четырех лет

Это период накопления важного опыта общения со сверстниками. Считается, что этот этап наиболее сложный для малыша. В отношениях с другими детьми на первый план выходит детский эгоизм. В этом возрасте появляются первые дружеские отношения, хотя они бывают неустойчивыми: сегодня — один друг, завтра — уже другой.

Советы: Родители должны объяснить малышу элементарные правила общения, дать понять малышу, что у сверстников тоже есть определенные потребности и желания.

Можно придумать с ребенком ролевые игры, рассматривая разные модели поведения в коллективе.

В процессе игры вы можете научить ребенка, что в общении нужно не только брать, но и отдавать, тем самым корректируя проявление детского эгоизма.

От четырех до пяти лет

Общение переходит на новый уровень, когда ребенок становится неотделим от коллектива. Чаще звучит слово «мы». В детском коллективе появляются лидеры, которые становятся для окружающих детей важнее, чем взрослые. Для малыша в этом периоде актуально не выделяться, а быть в общем коллективе, поступать как все.

Советы: Все указания родителей относительно того, что «нужно иметь свою голову на плечах» бесполезны. Малыш должен научиться анализировать свои и чужие действия и поступки.

Научите его делать выводы, иметь собственное мнение, таким образом формируя адекватную самооценку. Не следует выяснять у малыша, кто организатор тех или иных неприятностей в детском коллективе, дети не прощают предательства.

Лучше поработайте со своим ребенком, научив высказывать свое мнение смело и независимо.

От пяти до семи лет

Происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу.

Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе.

Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.

Советы: Малыш уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.

От семи до одиннадцати лет

Ребенок приходит в новый коллектив с определенными навыками коммуникации. Значимой личностью на данном этапе является первый учитель, поэтому на первых порах все внимание детей приковано к его личности. В коммуникативных связях с одноклассниками ребенок много анализирует свои качества и способности, стремится к самовыражению. Основную оценку своей индивидуальности ждет от взрослых.

Советы: Необходимо помогать ребенку познавать окружающих людей, их взгляды на жизнь и события, учить понимать, о чем думают другие, какие у них потребности.

От родителей требуется больше доверительного отношения к детям, продолжительного общения, совместного проведения досуга.

Если до этого возраста общение между детьми складывалось, в основном, спонтанно, то теперь родители и учителя должны учить правильно общаться и дружить.

От одиннадцати до шестнадцати лет

Возраст расцвета общения. В многочисленных коммуникациях подросток ищет и формирует жизненные принципы. Трудности могут возникнуть в процессе самосознания и определения места собственного «Я». Возникает необходимость позаботиться о выборе будущей профессии. Появляется интерес к противоположному полу, первая влюбленность. Часто эти проблемы трудноразрешимы для подростка.

Советы: Важно понять, что перед вами уже не маленький ребенок, а взрослый человек, имеющий собственные взгляды. Так как возраст предполагает множество связей в разных социальных группах, родители должны с большим вниманием относиться к выбору своего ребенка.

Не запрещать общаться с теми или иными детьми, а деликатно объяснять положительные и негативные стороны такого общения. Если контакт родителей с ребенком до этого возраста не был утерян, родители могут доверительно относиться к выбору ребенка.

Только внимание, любовь, забота, диалог на равных смогут разрешить возникающие проблемы подросткового возраста.

Расширение круга общения детей, развитие способности выражать свои чувства, создание ситуаций, когда общение необходимо — с помощью этих методов можно успешно преодолеть трудности и помочь ребенку перейти на новый этап коммуникативного развития.

Важная роль в этой нелегкой работе принадлежит родителям и педагогам. Внимательное, заботливое, чуткое отношение родителей, профессиональное участие специалистов способствуют тому, что детский коллектив живет и развивается как единое здоровое целое.

Читайте также:  Питание ребенка – осторожно, особые продукты!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как Вы можете помочь ребенку преодолеть проблемы с социализацией?

Находить друзей и вливаться в компанию — неотъемлемая часть жизни ребенка. Временами это может быть трудно, но если Ваш ребенок постоянно испытывает трудности в общении, это может являться признаком расстройства обучения и внимания.

Существуют разные нарушения, которые мешают ребенку социализироваться, однако, есть одно, которое известно своим влиянием на навыки общения — невербальное расстройство обучения (англ. Nonverbal Learning Disabilities — NVLD/NLD). Чтобы решить проблему, необходимо найти ее причину. Выясните, что мешает Вашему ребенку социализироваться и как Вы можете ему помочь.

Возможные симптомы

Проблемы с социализацией могут быть не так очевидны в раннем детстве, это зависит от причины возникновения проблем. У некоторых детей с невербальным расстройством обучения, например, симптомы не проявляются до начальной или средней школы. Это тот период, когда социализация становится сложнее.

Возможно, Вы замечали, что Ваш ребенок отвечает невпопад, когда оказывается втянутым в разговор или не видит, когда кто-то очевидно раздражен. 

Что может быть причиной проблем с общением?

1. Невербальное Расстройство Обучения (НРО) — это расстройство обучения, которое оказывает серьезное влияние на навыки общения.

Другие расстройства также могут усложнить общение для детей, но по другим причинам. Ниже будут представлены некоторые расстройства, которые могут быть причиной проблем с общением.

Невербальное расстройство обучения — это расстройство, из-за которого детям сложно понимать невербальные коммуникации. Как правило, дети с НРО упускают язык жестов, выражение лица и интонацию голоса, поэтому могут не понять намерений собеседника. К примеру, такой ребенок не поймет, что скрестивший на груди руки и отвернувшийся одноклассник не хочет с ним разговаривать.

Многие дети с НРО не понимают абстрактные понятия, они не могут читать между строк и буквально понимают фигуральные выражения. НРО часто влияет на навыки самоконтроля, из-за чего ребенок перебивает собеседника и не держит под контролем свои эмоции. Отклонение также влияет на координацию и математические способности.

Давайте рассмотрим некоторые из симптомов НРО, связанные с навыками общения:

  • Очень много говорит
  • Использует неуместные выражения
  • Полагается на взрослых, чтобы получить информацию
  • Не понимает выражение лица, язык жестов
  • Предельно буквален и не понимает фигуры речи и сарказм
  • Избегает общения со сверстниками
  • Предпочитает общение со взрослыми общению с другими детьми

У детей разного возраста симптомы НРО могут проявляться по-разному. Ребенок, который сейчас учится в первом классе, в девятом будет вести себя совсем иначе.

2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): симптомы СДВГ могут быть причиной того, что ребенку трудно социализироваться. Детям с СДВГ тяжело концентрироваться и контролировать импульсы.

Ниже представлены симптомы детей с СДВГ, связанные с навыками общения:

  • Не дожидается своей очереди
  • Встревает в разговор, перебивает собеседника
  • Требует, чтобы его прихоти выполняли немедленно
  • Не дает собеседнику вставить слово
  • Плохо слушает других и теряется в собственной речи
  • Быстро сдается, сваливает работу в группе на других
  • Не сидит на месте, все время ёрзает

Симптомы СДВГ проявляются по-разному у детей разного возраста. Как и в случае с НРО, ребенок, который учится в младших классах, в старших будет вести себя совсем по-другому.

3. Социальное коммуникативное расстройство (СКР): дети с СКР испытывают проблемы с вербальной коммуникацией. В отличии от детей с НРО и СДВГ, они часто просто не хотят разговаривать с другими людьми.

Вот некоторые симптомы детей с СКР, которые мешают им взаимодействовать с другими:

  • Почти не интересуется общением с другими
  • Меняет тему или завладевает разговором
  • Недоразвитие речи из-за нарушения фонематического восприятия
  • Не подстраивает свою речь под разных людей или ситуации
  • Разговаривая с незнакомыми людьми, упускает важные детали
  • Не знает, как правильно приветствовать людей, получать информацию и привлекать внимание
  • Предельно буквален и не понимает фигуры речи и сарказм
  • Не понимает невербальные коммуникации
  • Ничего не поймет, если ему прямо не сказать об этом
  • Симптомы СКР могут проявляться по-разному у детей разного возраста.
  • Эти три нарушения не связаны, но они могут сочетаться у ребенка.
  • Зная, что стоит за проблемами с общением у Вашего ребенка, Вы найдете лучшее их решение.

Как найти ответы

Если у Вашего ребенка проблемы с навыками общения, ключ к получению лучшей поддержки – найти причину проблемы. Хорошим началом будет наблюдение за поведением ребенка. Обращайте внимание на мелочи. Любая информация будет полезна специалисту, который будет его анализировать. Определение источника проблем Вашего ребенка может быть длинным и сложным процессом. Вот как стоит начать:

  • Поговорите с учителем Вашего ребенка. Вы знаете о трудностях, с которыми сталкивается ребенок дома. Но учитель может обратить Ваше внимание на что-то новое, рассказав о его поведении в классе. Разговор о Ваших наблюдениях и беспокойствах может привести к неформальной поддержке в школе. Например, учитель может пересадить Вашего ребенка к детям со схожими интересами или стараться давать более четкие инструкции, чтобы ребенок его понял.
  • Подумайте о тестировании в школе. Если Вы думаете, что на навыки общения Вашего ребенка влияют расстройства обучения или внимания, Вы можете попросить у учителя ребенка провести с ним тесты. В зависимости от результата, у ребенка будет возможность получить необходимую помощь и поддержку.
  • Обратитесь к врачу. Вы можете начать с того, чтобы обсудить свои опасения с доктором Вашего ребенка. Вместе Вы можете определить, как найти причину проблем с общением у Вашего ребенка. Доктор может выявить проблемы медицинского характера, а также помочь Вам найти неврологи или другого специалиста для тестирования.
  • Поговорите со специалистом. Некоторые педиатры могут проверить Вашего ребенка на наличие у него СДВГ. Но психологи, которые специализируются на расстройствах обучения и внимания могут проверить ребенка и на СДВГ и на НРО. Логопед может определить у ребенка СКР. Для НРО, СДВГ и СКР существуют разные типы тестов.

 

 

Что Вы можете сделать сейчас

Вне зависимости от причины проблем с общением у Вашего ребенка, всегда есть способы оказать ему поддержку, повысить самооценку и научить базовым навыкам общения. Одно только осознание того, что Вы всегда рядом и готовы поддержать его, внесет большие изменения.

Ниже представлены некоторые варианты того, как Вы можете помочь:

  • Узнайте как можно больше. Чем больше Вы знаете о препятствиях на пути Вашего ребенка, тем лучше Вы сможете помочь ему их преодолеть.
  • Наблюдайте и подмечайте. Очень поможет, если Вы будете знать, в каких именно ситуациях ребенок испытывает трудности. Посмотрите, как он обычно себя ведет и что делает не так, предложите ему другой подход. Ваши заметки также будут полезны, если Вы решите обратиться к доктору, учителю или специалисту.
  • Отрепетируйте ситуацию. Отрепетируйте вместе с ребенком ситуацию, в которой он обычно теряется. На примере научите его начинать и поддерживать разговор, не перебивать собеседника и вести себя вежливо.
  • Познакомьте ребенка с другими детьми. Ребенку будет проще общаться с детьми с одинаковыми интересами. Поищите классы или клубы, где изучают вещи, которые ему нравятся.
  • Поищите классы, обучающие навыкам общения. Возможно, в Вашей школе их предоставляют бесплатно. Некоторые специалисты могут предлагать специальные программы для детей, которым не дается общение.
  • Попробуйте разные подходы. Поищите в группах в соцсетях идеи о том, как помочь ребенку завести друзей и улучшить навыки общения.
  • Свяжитесь с другими родителями. Возможно, Вам кажется, что вы единственная семья, где ребенок испытывает проблемы с социальными навыками, но на самом деле это не так. Поговорите с родителями, которые оказались в похожей ситуации, обменяйтесь опытом, наблюдениями и идеями.

—————————

Попробуйте занятия по неврологической онлайн методике Fast ForWord.

Данная методика быстро развивает навыки концентрации внимания, фонематическое восприятие и основные когнитивные навыки ребенка — память, восприятие, обработку и анализ информации, логическое мышление и т.д.

Занятия в Fast ForWord, помогают детям с СКР, СДВГ и детям с расстройствами обучения стать успешными учениками, обрести уверенность в себе и в результате — социализироваться!

—————————

Как правило, дети с проблемами с социальными навыками не перерастают это. Но с Вашей помощью ребенок сможет научиться общаться лучше. Каждый новый успех поможет ему поднять самооценку и будет мотивировать на дальнейшие успехи.

Выводы

Источник

Как помочь ребенку развивать навыки общения – Развитие ребенка

Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?

Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект.

Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом.

Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

Навыки общения, которые необходимо знать всем детям

Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения.

Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников.

Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.

Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям.

К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках, травле или просто во время отдыха с друзьями.

Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности.

Читайте также:  Патологический лимфоцитоз в анализе крови детей

Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста

Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:

  • слушать других;
  • следовать инструкциям;
  • следовать правилам;
  • не обращать внимания на отвлекающие факторы;
  • обращаться за помощью;
  • говорить по очереди;
  • ладить с окружающими;
  • сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
  • быть ответственным за свое поведение;
  • делать приятное другим людям.

Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков

Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом.

Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.

Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:

  • устанавливать собственные цели;
  • определять и изменять свое саботажное поведение;
  • ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
  • сочувствовать другим людям;
  • конструктивно управлять гневом;
  • разрешать конфликты мирным путем.

Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.

Моделируйте навыки общения

В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.

Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей.

Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку.

Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми.

Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.

Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.

Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день».

Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой».

Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».

Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.

Не называйте детей застенчивыми

Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.

Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».

Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе.

Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.

Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения.

Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента.

Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.

Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе

Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.

Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.

Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.

Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее.

Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками.

Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.

Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.

Расслабьтесь

Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, – просто продвигаясь методом проб и ошибок.

Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной).

Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.

Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):

  • У ребенка нет одного-двух близких друзей.
  • Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
  • Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
  • Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
  • Не может инициировать или поддерживать разговор.
  • Говорит громче, чем большинство детей.
  • Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 2 оценок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector