Чем занять ребенка в свободное от школы время

Виктория Шиян

Чем занять ребенка в свободное от школы время

Для современного человека очень важно найти «свое» занятие. Это что-то, чем будешь заниматься всю жизнь. Что-то, что заставляет просыпаться по утрам. От этого зависит и будущая профессия, и благосостояние, и даже здоровье.

Часто родители жалуются: «Мой ребенок ничем не занимается. Сидит постоянно в интернете, с дивана не встаёт!». А как это исправить? Наша статья как раз об этом.

Чтобы начать планирование свободного времени подростков, нужно для начала понять, что Вы подразумеваете под словосочетанием «заняться делом».

То есть, если Вы хотите, чтобы подросток убирался в комнате в свободное время – это совершенно другой разговор. Для всего должно быть отдельный часик. То есть, если ребенок отдыхает – это его законное право.

Если он убирается в своей комнате в тот часик, который Вы отвели ему для уборки – это одна из его обязанностей. Важно разграничить эти два понятия.

Общение играет ведущую роль в жизни подростка, его значение невозможно переоценить. НО, несмотря на это, многие их них испытывают недостаток общения, друзей, и людей, которые их понимают.

Есть просто решение этого вопроса — психологи тренинг центра КОТ разработали ОНЛАЙН ИГРУ КТО ТЫ — она поможет познакомится с интересными людьми, найти друзей и улучшить навыки коммуникации! Играть легко и интересно — попробовать точно стоит каждому!

Чем занять ребенка в свободное от школы время

Почему помогать создавать личное расписание нужно?

Нужно ли учить планированию? Вспомните себя в подростковом возрасте.

Умение правильного планирования времени – это, во-первых, больше половины успешно проделанной работы, а во-вторых, то, что может понадобиться и во взрослой жизни. Если составлять список того, чему нужно научить ребенка, этот пункт был бы на первом месте.

Самостоятельно составлять режим дня и придерживаться его – вещь, требующая силы воли, терпения и сознательности. Одна из обязанностей родителя – научить этому своего ребенка.

Подростковый возраст – это время, когда ребенок учится пониманию того, чем он хочет заниматься в жизни, кем хочет стать и как этого достигнуть.

Каждый успешный человек тщательно планирует свое свободное время.

Итак, как помочь ребенку с составлением личного расписания дня? Что нужно учесть?

  • Не заставляйте, а подталкивайте Обнаружили, что у ребенка склонность к фотографии? Подарите фотоаппарат, если есть возможность. Если нет – найдите хорошие курсы по фотографии или книгу.
  • Помните об учебе и домашних заданиях Ребенок должен сделать домашнее задание, выучить стихотворение или подучить правила. Потом что школа – это главная обязанность ребенка.
  • Позволяйте ребенку отдохнуть Никто не может заниматься чем-то без отдыха. Даже самые вдохновленные люди нуждаются в перерывах. А уж подросток тем более!
  • Самостоятельно составьте список секций (кружков/клубов) Очень полезно, когда такой список прямо перед глазами. Вы легко выберете из различных вариантов и отметете неудачные.
  • Интересуйтесь мнением ребенка после каждой новой вещи, которую он попробовал Занимать свободное время делами, которыми заниматься не хочется – худшая идея на свете. Просто один раз спросите.
  • Не забывайте про общение со сверстниками Потому что свободное время – это, прежде всего, изучение нового. Обзавестись новыми друзьями и поддерживать отношения со старыми – одинаково нужные вещи.
  • Семейные мероприятия Частенько для подростков этот пункт – самый нежелательный. Но общаться с семьёй – то, чему нужно учиться. Если у Вас есть семейные традиции, то ребенок, как член семьи, должен им следовать или, хотя бы, поддерживать. От этого зависит то, как в будущем будет выглядеть его семья.
  • Проводите выходные на свежем воздухе Кстати говоря, помогает лучше думать.

Чем занимаются мои дети-подростки?

Чем занять ребенка в свободное от школы время

Этот вопрос нередко задает себе заботливый родитель. Это волнение появляется от разных новостей по телевизору или в интернете, о детях, попавших в «плохие компании».

Самое главное, не переживать.

То, чем занимается подросток в свободное время – не менее важно для него, как то, чем занимается взрослый – для взрослого. Учитесь уважать личное время ребенка, и он ответит Вам тем же.

В большинстве случаев, подростки:

  1. Сидят в интернете

    Потому что это неотъемлемая часть жизни современных детей. Здесь социальная часть развития, здесь полезная информация. В большинстве случаев, интернет просто заменяет телевизор и библиотеки и помогает с экономией времени.

  2. Гуляют

    Такое времяпрепровождение имеет большое значение для социализации подростка. Походы в кино, в кафе, поиски временной работы с друзьями или самостоятельно – все это важная часть взросления.

  3. Занимаются спортом

    Потому что в подростковом возрасте уже появляется желание укрепить здоровье, поправить фигуру и все остальное. Самое главное, не переборщить, потому что именно в этом возрасте тело только начинает развиваться. Можно выбрать теннис, волейбол, футбол или бег трусцой, вместо ежедневных изматывающих тренировок в залах для взрослых.

  4. Занимаются самообразованием

    Это по поводу интернета. Потому что есть много сайтов по любой теме, которую нужно изучить. Например: ALISON (тут Вы можете пройти любой курс и получить бесплатный виртуальный сертификат) или TED (здесь своими мыслями делятся ведущие предприниматели, художники и т.д.

  5. Учатся строить отношения

    Нет смысла запрещать подростку дружить с кем-либо (только если это не люди, которые могут угрожать ментальному или физическому здоровью ребенка), потому что пока он сам не наступит на грабли, Ваш запрет будет означать только то, что Вы постоянно что-то запрещаете.

Важная заметка: не обязательно, чтобы подросток занимался всем этим всем и сразу. Этот список работает по правилу «или …, или…».

На все про все у подростка всего 24 часа

Чем занять ребенка в свободное от школы время

И ни минутой больше. Каждому человеку в сутки выделено 24 часа. Если отнять из этого сон и учебу, то подростку на свои собственные дела остаётся не так много свободного времени. Предприимчивые мамочки обычно «напихивают» в него кучу всяких кружков и секций. Но это не совсем правильно. Сейчас объясним, почему.

«Начни с главного!», Гари Келлер и Джей Папазан

Начать с главного призывает нас название книги об успехе, рекомендованной многими предпринимателями. Пересказывать содержание мы, конечно, не будем, но суть обрисуем. Вся книга занимается вопросом о том, почему у нас у всех есть одинаковое количество времени, но некоторые успевают больше, чем другие?

Ошибочно было бы предположить, что это потому, что те, кто успевают больше, и работают, соответственно, больше.

Наоборот. Авторы советуют нам сфокусироваться на чем-то одном. Потому что, действительно, все успешные бренды мы любим за какую-то одну вещь. Просто задумайтесь, почему Макдональдс, помимо самого прямого предназначения, не выпускает коллекции туфель, Диор не готовит кофе, а Старбакс не организовывает летние лагеря?

Так что, если до 12 лет ребенок ещё пробует себя в разных вещах, то подросток, в принципе, уже знает, что его не интересует спорт, а вот журналистикой, например, он бы хотел заняться. Идея уже есть. Осталось только начать в этом развиваться.

Потому что журналистика – это не только интервью у каких-нибудь звёзд. Это и новостные колонки, это и стихи, это и обозрения, и письма. Нужно попробовать каждую из этих вещей, чтобы понять, чем одним человек хочет заниматься.

Вести колонку про животных или давать советы в рубрике типа: «Спроси у…».

Потому что в одном направлении уже есть много разных занятий.

Как научить подростка таким богатством, как время?

Чем занять ребенка в свободное от школы время

Всегда приходить вовремя, быстро справляться с важными делами и становиться более ответственным – всего этого мы ожидаем от наших маленьких «взрослых».

К тому же, как нам кажется, подросток уже достаточно понимает, что нужно делать. На деле же, это главная проблема в подростковом возрасте.

Но, кажется, что учить детей быть пунктуальными мы закончили тогда, когда показали, как пользоваться часами «со стрелками». На самом же деле, для этого нужно сделать кое-что ещё.

  1. Объясните ребенку, что опаздывать – неприлично
  2. Покажите на собственном примере, что Вы всегда приходите вовремя
  3. Поясните также, что приходить слишком рано – тоже признак дурного тона

Такие уроки бережного отношения к каждой минутке – отличный билет во взрослую жизнь.

Если Вы хотите научить ребенка ценить и беречь время – подарите ему часы. Это кажется мелочью, но так он всегда будет знать, когда у него заканчиваются уроки, сколько он тратит времени на то, чтобы собрать портфель, когда ему будет пора спать и многое другое. Не зря, люди пользуются часами уже много-много лет.

Как начать таким образом меняться?

Чем занять ребенка в свободное от школы время

Саморазвитие – штука модная, но, самое главное, полезная. Можно качественно показать ребенку, что учить новые языки, посещать интересные мастер-классы и читать полезную литературу – это классно. Главное в воспитании – собственный пример. Интересная информация очень легко запоминается в подростковом возрасте.

Кто же не пытался измениться в лучшую сторону? Не хватает терпения, интереса и вдохновения. Как помочь ребенку поставить цель и идти к ней?

  • Составляем план действий То есть: «Я хочу стать художницей. Что именно я хочу рисовать? Пейзажи. Где я смогу их рисовать? На даче/на пикнике/сидя у окна и т.д. Что мне для этого нужно? Акварельные краски/кисти/палитра/чай и т.п. Но что, если я не умею рисовать? Практика.Какая практика? Рисую по одному пейзажу в день/неделю/месяц.»
  • Ведём дневник Записывать изменения, вести статистику и сравнивать – это все 50% процентов успеха, серьезно.
  • Обустраиваем рабочее место Это означает не только вовремя вытереть пыль со стола или убрать весь мусор. Нужно оставлять на своем рабочем месте только самое необходимое. Это поможет не отвлекаться и очень вдохновляет.
  • Делаем домашние задания И речь тут не о школе. Используя вышеперечисленный пример, чтобы научиться рисовать действительно достойные пейзажи, нужно очень много читать о том, как сделать правильно; смотреть на чужие работы, набираясь опыта. Может быть, что-то можно сделать по-другому и получится лучше?
  • Учимся на ошибках Залог хорошей работы.
Читайте также:  Профилактика кишечных заболеваний у детей

Как помочь подростку распланировать выходной день?

Чем занять ребенка в свободное от школы время

Целых 48 свободных часов, если не вычитать сон, у нас всегда есть по выходным. Казалось бы, распланировать выходной день проще некуда. Но что можно придумать с таким огромным количеством свободного времени? Как заставить себя быть продуктивнее?

Выходной день, по мнению многих людей, это день, когда можно отоспаться за всю неделю, целые сутки есть, валяться перед телевизором и просто не отказывать себе в «ничегонеделании».

Но, во-первых, отсыпаться за всю неделю – вредно для здоровья. Полезнее, конечно, просто ложиться спать вовремя.

  • А во-вторых, отдых – это не обязательно вести попросту нездоровый образ жизни раз в неделю.
  • О том, что существует активный отдых и том, что можно проводить время с пользой, все почему-то забывают.
  • Но подростки, естественно, перенимают мнение относительно «ленивого» выходного у родителей.

Что нужно учитывать в планировании времени на выходных?

Чем занять ребенка в свободное от школы время

  • Первое: желание подростка общаться с друзьями. Если на один из выходных запланированы семейные посиделки или мероприятия, то второй ребенку, конечно же, хочется провести со сверстниками. В таком случае лучше уступить.
  • Второе: домашние задания. Во многих школах до сих пор осталось старомодное правило: задавать домашние задания на выходные. Никому не хочется приходить домой в пятницу и сразу делать домашку. Но и растягивать до вечера воскресенья не очень правильно. Хорошо найти оптимальный вариант, где-то посередине.
  • Третье: возможность остаться в одиночестве. Пока подросток развивается, ему не всегда приятно, когда вокруг много людей. Как и любой взрослый, он нуждается во времени только для себя.
  • Четвертое: предпочтения ребенка. То есть, опять же, идти с подростком на мероприятие, которое ему не интересно – все-равно, что пытаться поговорить с кошкой об искусстве. Все-равно толку не будет.
  • Пятое: наслаждение. И конечно же, выходные дни нужно проводить с наслаждением, потому что это самое главное.

Ну вот и все. Главное помнить:

Свободное время предназначено для личного развития, для того, чтобы разобраться в себе, понять, чего ты хочешь, научиться не сидеть на месте. Каждый человек сам выбирает, чем он хочет заняться это время, поэтому учитывать мнение подростка по поводу его собственного времени – это просто обязательно.

Автор статьи: Виктория Шиян

Чем занять первоклашку после школы: 5 идей

Чем занять ребенка в свободное от школы времяЧем занять ребенка в свободное от школы время

По нынешним временам у маленького школьника может оставаться много свободного времени — детские кружки и продленка пока не работают. И часть этого времени необходимо занять прогулками и спортивными занятиями. Но что делать в оставшиеся часы досуга? Неужели смотреть телевизор и играть на планшете? Давайте найдем альтернативу этим, пусть и интересным, но не всегда полезным занятиям. Увлечь малыша не сложно, нужно лишь приложить чуть-чуть усилий…

1. Пальчиковые игры

Мы привыкли думать, что развивать мелкую моторику полезно только крошечным карапузам. Но это не так. Для маленьких школьников умение ловко управляться с ручкой и карандашом выходит едва ли не на первый план.

Ах, как нелегко даются ребенку эти первые буквы в школьных прописях! Чтобы облегчить жизнь своему первокласснику, занимайте его в свободное время играми и упражнениями для укрепления кисти, мелких мышц и суставов пальцев. Для этого не обязательно писать в прописях дополнительно.

Есть вещи куда приятнее: лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, раскрашивание, распутывание лабиринтов, игры с мозаикой, конструктором.

Подарите дочке наборы бумажных кукол с одежками, а сыну — машинки-самоделки из бумаги. Только не те, что «без ножниц и клея», а именно с необходимостью вырезать по контуру. Работа с ножницами лучше всего укрепляет пальцы и кисть!

Если вам удастся увлечь маленького школьника экспериментированием, считайте, что на какое-то время проблема его досуга решена. Опыты и эксперименты — вещь захватывающая. Сейчас можно найти хорошие книжки с простыми физическими и химическими опытами, рассчитанными на младших школьников.

Там все описано легко и понятно, а яркие картинки улучшают восприятие информации. Подберите ребенку такую книжку — и пусть делает свои первые опыты. Большинство реактивов для них отыщется на вашей кухне. Если ребенок всерьез увлечется экспериментами, купите ему «набор юного химика».

А может, маленького исследователя заинтересовать микроскопом? Он уже как раз достиг того возраста, когда вполне справится с этим прибором. Конечно, с некоторой помощью взрослого. Детский микроскоп можно отыскать практически в любом магазине развивающих игрушек.

Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие — пушистые, отчего помидор красный, а огурец — зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские «почему».

И когда среди школьных предметов появятся химия и биология, у вашего ребенка уже не возникнет с ними сложностей.

Можно обзавестись цифровым микроскопом. Эта современная игрушка имеет свои достоинства. Главное достоинство — возможность вывода изображения на экран монитора. Это превращает микроскоп в подобие увлекательной компьютерной игры.

Ребенок может сохранить полученное изображение, отредактировать, раскрасить, подписать при помощи простого графического редактора. А еще можно записывать видеоизображение и даже сделать свой собственный видеофильм о микромире.

В каком-то смысле такой микроскоп превращается из исследовательского прибора в творческий инструмент.

Для многих из нас чтение было лучшим отдыхом после школы. Чего не скажешь о современных ребятишках. «Веяние времени» — скажете вы. Так-то оно так, но не стоит забывать, что привить малышу любовь к книжке вполне в наших силах. Главное — не заставлять, не превращать чтение в обязанность. Почаще заходите с ребенком в книжные магазины.

Давайте ему возможность самому выбирать себе книги. Запишите его в детскую библиотеку и заглядывайте туда время от времени. Только насильно за книжку не усаживайте.

Если ребенок часто видит читающих маму и папу, если в вашем доме много книг, а чтение перед сном — давняя и любимая традиция, рано или поздно наступит момент, когда ребенку захочется читать самому.

Покупайте ребенку регулярно какой-нибудь детский журнал. А еще лучше, оформите на него подписку.

Покупка покупкой, а когда журнал приходит тебе лично по почте — это нечто совсем иное. Его хочется самостоятельно прочитать. Только подбирайте журналы тщательно. Учитывайте интересы ребенка, но пусть это будут все-таки не комиксы, а какая-нибудь полезная и интересная информация. Пусть даже и по мотивам любимых мультфильмов…

4. Путешествие по карте

У вас в детской висит на стене географическая карта мира? Если нет, было бы неплохо ее повесить. Карта на стене — не только географический тренажер. Она поможет развивать внимание, наблюдательность, сосредоточенность.

И будет поддерживать детскую любознательность.

Рассматривайте карту вместе, читайте названия стран, городов, морей и островов, мечтайте о дальних странствиях, непременно находите на карте те места, о которых читали в книгах, и те, где удалось побывать…

Каждый день давайте ребенку небольшое задание: найти на карте ту или иную страну, город или остров, определить столицу государства и т.п. Можно составить список географических названий, а вечером пусть ребенок все это покажет вам на карте. Это может стать для малыша увлекательной игрой, которая запомнится на всю жизнь. А вместе с ней запомнится и множество географических названий.

Ну, здесь интересных занятий хоть отбавляй: вышивка, мягкая игрушка, всевозможные техники рисования и аппликации, выпиливание, витраж, бисероплетение, батик, оригами… Сейчас нет недостатка ни в материалах, ни в литературе. Наверняка найдется именно то, что по-настоящему заинтересует ребенка.

Пусть в вашем доме появится хороший альбом по оригами с понятными схемами или какая-нибудь «Большая книга поделок». Не скупитесь на качественные материалы для творчества.

И если раньше малыш не мог обойтись без вашей помощи, то теперь его достаточно всего лишь «направить», заинтересовать, снабдить необходимыми материалами, чуть-чуть помочь и научить, а дальше он вполне сможет справиться сам.

Здорово, когда детское творчество имеет прикладной характер. Вышивкой можно украсить собственную одежду, из пластика получаются оригинальные и неповторимые украшения, фигурки из фанеры можно подарить дедушке, мягкие игрушки собственного производства станут милым подарком бабушке или младшей сестричке.

А еще не стоит забрасывать развитие малыша только потому, что он теперь школьник и его развитием занимается школа. Не забывайте о всевозможных настольных играх, конструкторах, головоломках, пазлах. Все это по-прежнему актуально.

Больше полезных и интересных материалов о детском воспитании и развитии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Как организовать досуг ребенка: в свободное время на каникулах и после уроков

После школы или во время каникул все, чего хочется ребенку – активно проводить свой досуг в играх и баловстве. Чем же его занять так, чтобы было интересно, безопасно и не обременяло родителей?

Как ни странно, с самыми маленькими карапузами в плане досуга куда проще, чем с детьми старше семи лет. Малышам не бывает скучно в обществе самих себя. Достаточно обустроить игровой уголок с игрушками дома, и ваш ребенок с легкостью проведет в нем более двух часов. Это связано с большой детской фантазией, которая во время игры так активно работает, что увлекает кроху на долгое время.

Чем занять ребенка в свободное от школы время

Со школьником же нужно быть готовым, что ваш личный отдых откладывается «на послезавтра» в угоду его досугу. В младшей школе дети особенно нуждаются в общении с другими людьми. Альтернатива одна – сделать досуг приятным не только для своего чада, но и для себя.

  • Отправьтесь на природу. Обычная прогулка в окрестностях двора – это скучно и быстро приедается. Попробуйте активный досуг в посадке или у реки. Возьмите плед, немного фруктов, сок и отправляйтесь просто отдыхать на природе. Это шанс для родителей расслабиться в тишине, а для младшекласника – вдоволь побегать вдали от дорог и пыльного города.
  • Возьмите велосипеды напрокат. Живя в квартире обычно единственный, у кого есть велосипед – это кроха. Сделайте же катание более увлекательным. Прокатитесь с ним, взяв велосипеды напрокат. Катайтесь только в закрытых дворах или местах, отдаленных от проезжей части.
  • Займитесь спортом. Кроха бегает, а вы тренируетесь. Выйдете на совместную пробежку, делайте во время ее перерывы, чтобы поговорить, съесть фрукты или просто покататься на детской площадке.
  • Отправьте его в лагерь. Старшему ребенку не обязательна постоянно ваша компания. С другими детьми ему тоже интересно и нет лучшего места досуга для школьника, чем лагерь. Если бюджет не позволяет отправить малыша в лагерь на море или вы беспокоитесь отпускать его так далеко, обратитесь в лагерь при школе. Близко, надежно и увлекательно для ребят.
  • Вечерами читайте. Развивайте фантазию и понимание ребенка насчет «хорошо-плохо», «добро-зло» при помощи сказок. С учеником читайте совместно. Если это кажется неинтересным чаду, попробуйте разнообразие. Меняйте голос, читая за какого-нибудь персонажа. Читайте по репликам. Не дочитывайте до конца сказку, дав возможность ребенку самому придумать финал. Сравните его с оригиналом и обязательно похвалите за фантазию.
Читайте также:  Диагностика и лечение, профилактика токсоплазмоза при беременности

Как занять ребенка полезными делами?

Для того чтобы ребенок не был зациклен на играх, а делал еще и что-то полезное для себя и окружения, нужно подобрать занятие, соответствующее его увлечениям.

  1. Волонтер. Если у вас нет домашних животных, то, наверняка, ваш ребенок не раз просил завести кошку или собаку. Чтобы он понял всю ответственность, отправьте его волонтерить в приют для животных. Там он и поиграет, и побегает, и научится следить за четвероногими друзьями.
  2. Спортсмен. Даже если спортивные секции ребенок обошел стороной, поучаствовать в веломарафоне или забеге ему не помешает. Во-первых, это полезно для физического развития. Во-вторых, азарт – лучший двигатель к победе. В-третьих, дух соперничества поможет ребенку начать тренироваться, занимая свое свободное время.
  3. Мастер на все руки. Кружки по выжиганию, выпиливанию, шитью еще никто не отменял. Для ребят, любящих творить своими руками, такое занятие будет не только полезным, но и принесет массу радостей одновременно с творческим развитием.

При организации досуга самое главное – это найти увлечение малыша. То, что ему действительно нравится. То, чему он готов посвятить время и днем, и вечером, и в выходные, и на каникулах. Как только вы найдете его истинную страсть – тогда и вопрос досуга никогда больше не станет для вас большой проблемой.

31 идея, чем заняться школьнику вместо многочасовой домашки

Я преподаю уже больше десяти лет, и мне есть чем гордиться в моей профессиональной жизни. Но чего я избегаю — так это репутации учителя, который загружает детей огромным количеством домашних заданий.

Большую часть моей учительской жизни я преподавала в пятом и шестом классе. Иногда я давала домашнее задание, которое нужно было выполнять больше двух часов. Дети жаловались, а родители не очень, по крайней мере, не мне.

Я думаю, что родители, как и я, полагали, что выполнение домашних заданий — лучший способ потренировать новые навыки, она учит ответственности и помогает привить понятие о рабочей этике, и это возможность освоить только что пройденный материал.

Но самое главное — и я, и родители моих учеников в глубине души побаивались, что наши дети будут отставать — отставать от сверстников в параллельном классе, от детей в другой школе, от других детей в стране. И домашняя работа считалась одним из способов предотвратить отставание.

И я по-прежнему считаю, что все перечисленное верно. Но это верно только для учеников старших классов и студентов (конечно, если их домашнее задание не забирает все часы свободного времени). Но это в корне неверно, если мы говорим о младших школьниках и дошколятах.

Когда я начала изучать в докторантуре образовательную политику, я узнала о существовании исследований, утверждающих, что домашние задания вредят самым маленьким ученикам.

«Домашка» не только не улучшает школьные достижения младших школьников, она может испортить отношение детей к школе и даже нанести вред психическому здоровью детей.

Харрис Купер, ученый, потративший не одно десятилетие на исследования эффективности домашних заданий, сделал обзор существующих научных работ по этой теме и пришел к выводу, что «нет никаких доказательств тому, что любая домашняя работа улучшает школьные достижения учеников начальных классов».

Когда я сама стала мамой, я почувствовала, насколько уставшими и перевозбужденными бывают дети после целого дня в садике, подготовительной группе или начальной школе, за которыми следуют дополнительные занятия. После того как ребенок провел несколько часов сидя и делая то, что от него требует взрослый, уму и телу малыша нужны совсем другие занятия, а не дополнительная учеба.

И дело даже не столько в том, что от домашних заданий нет большого прока для маленьких детей, а может быть, даже вред. Дело в том, что домашние задания забирают время у других занятий, веселых, стимулирующих развитие, ценных тем, что именно благодаря им дети, вырастая, становятся здоровыми и счастливыми взрослыми.

Итак, чем же могут заниматься дети, вернувшись из школы, до того как придет время ложиться спать?

Очень важное место в развитии мозга ребенка занимает свободная самостоятельная игра. Дэвид Элкинд, автор книги «Сила игры: как спонтанные игры, развивающие воображение, делают ребенка здоровым и счастливым», считает, что свободная игра сейчас становится важна, как никогда, потому что уединения в жизни ребенка становится все меньше, а то его и вовсе нет, при этом день расписан по минутам.

«Играя, – пишет Элкинд, – дети получают новый опыт, и этот опыт, который они созидают сами, позволяет им получать новые социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки. По-другому такие навыки получить невозможно».

  1. Разговаривать с родителями

Я слышала бесчисленное количество историй о том, как взрослые ежедневно воюют со своими школьниками, пытаясь заставить их сделать домашнюю работу, и как портятся из-за этого их отношения.

Вместо того чтобы ворчать на ребенка из-за его неспособности сделать самостоятельно работу, до которой он еще не дорос, в семье нужно просто говорить о том, как прошел день. Разговор – это лучший способ для всех нас, особенно маленьких детей – узнать о мире и развить эмпатию.

По данным Национального фонда по проблемам сна, от 25 до 30% детей регулярно недосыпают.

Недостаток сна ведет к ряду проблем, в том числе к снижению внимания, поведенческим проблемам, трудностям с учебой, раздражительности и лишнему весу.

Но даже небольшое количество дополнительного сна может сильно изменить ситуацию. Одно исследование показало, что даже 20 минут дополнительного сна значительно улучшают школьные успехи ребенка.

Мы все знаем, что развитие хороших привычек (в том числе желательно – любовь к чтению) – важнейший шаг на пути к школьным успехам. Тем не менее, домашняя работа зачастую отнимает то время, которое ребенок мог провести, читая книгу.

Исследования показывают, что дети, которым читают вслух, лучше учатся и обладают большим словарным запасом.

Умение играть самостоятельно без взрослых («игра в одиночку») создает у ребенка чувство уверенности, а также делает его спокойнее.

«Рисковые» забавы, такие, как лазание по деревьям, очень полезны для детей. Детям нужно понимать свои возможности, оценивать риски, учиться взаимодействовать с окружающей средой. Исследователи предполагают, что рисковые игры, которые наблюдаются в разных культурах и даже у других млекопитающих, несут важную функцию: готовят молодняк к взрослой жизни без постоянной опеки и заботы.

Еще один тип игры – сенсорная игра – очень важен для развития ребенка. Когда дети месят глину или играют пальчиковыми красками, они стимулируют органы чувств.

«Сенсорный опыт, – объясняет один из специалистов по детскому развитию, – дает возможность почувствовать, что процесс бывает важнее, чем результат.

То, как дети используют материалы, становится важнее, того, что у них получается в итоге».

  1. Играть с друзьями в песочнице

«Параллельная игра», когда дети играют бок о бок, начинается еще у малышей двух-трех лет. Но и для более старших детей игра бок о бок очень важна для развития очень нужных социальных навыков.

Дети, которые узнают о новых блюдах и помогают их готовить, приобретают необходимые кулинарные навыки и, скорее всего, будут правильно питаться в будущем.

Дети, помогающие заботиться о домашних животных, менее возбудимые, у них реже встречается аллергия и астма, они более активные.

  1. Помогать в приюте для животных

Даже если у ребенка нет своего питомца, он все равно может побыть с животными. В приюте для животных можно позаботиться о больных собаках или кошках, можно присмотреть за соседскими животными. Это очень важно для эмоционального развития детей.

Дети, работающие на земле, могут достигать бóльших успехов в науках по сравнению с теми, у кого такого опыта нет. Это происходит потому, что они активно изучают научные понятия и упражняются в математике, ухаживая за растениями.

  1. Играть на музыкальных инструментах

Дети, занимающиеся музыкой, те, кто регулярно играет на чем-нибудь и участвует в выступлениях музыкальных коллективов, развивают участки мозга, отвечающие за грамотность и речь.

Организуя общение детей с бабушками и дедушками, мы даем им возможность получить ценный опыт. Они могут увидеть, как другие любящие их взрослые справляются с конфликтами, создают правила и обсуждают их, решают повседневные задач, и впитать таким образом семейные традиции.

  1. Участвовать в волонтерских проектах
Читайте также:  Осторожно, гадюки! Берегите детей!

Участвуя в волонтерских проектах, дети учатся быть благодарными, сочувствовать другим и ощущать себя частью общества.

Если ребенку тяжело выразить себя словами, рисование может стать возможностью расслабиться и выразить себя другим способом.

Дети обычно очень любознательны, им интересно, как и что происходит в мире. Научные опыты за пределами школы могут стать особенно эффективными в плане привития ребенку основ научного мышления.

Важность игры «а давай как будто» или «давай представим» для развития творческого начала ребенка и способности в будущем решать проблемы трудно переоценить.

Когда дети представляют себя супергероями или болтают с плюшевыми игрушками, они усваивают социальные роли, готовят почву для будущей учебы, обдумывают все, что видят вокруг.

Некоторые исследователи считают, что дети, которые не участвуют в таких играх, столкнутся в школе со значительными трудностями.

  1. Бороться с братом или сестрой

Борьба и кувыркание не имеет ничего общего с агрессией. Это свободная, освобождающая тело, энергичная, радостная игра. Дети учатся принимать решения, высвобождать стресс, улучшают свои навыки социального взаимодействия, а еще – борьба полезна для сердца и сосудов!

Когда дети весь день сидят за домашней работой, им не хватает времени на то, чтобы помочь родителям с уборкой. Исследователь Университета Миннесоты Марти Россман считает, что одним из показателей будущего успеха детей является их участие в домашних делах в детском возрасте.

Как утверждает Россман, «участвуя в домашних хлопотах, дети учатся у родителей ответственности, вносят свой вклад в жизнь всей семьи, чувствуют эмоции близких и привыкают заботиться о себе сами».

Придумывая истории, дети выражают свои эмоции, дают простор воображению и развивают моторику.

Возможность побездельничать не менее важна, чем игра. Авторы книги «Перегруженные и неготовые: как сделать образование лучше, а детей – успешнее и счастливее» считают, что каждому ребенку нужны 3 вещи: игра, уединение и время с семьей.

Уединяясь, ребенок в буквальном смысле может ничего не делать – он может сидеть и слушать музыку или глазеть в потолок. Это позволяет ему подумать, отдохнуть,  «перезагрузить» и голову, и тело.

Детям полезно молиться или размышлять о важных вопросах (конечно, без принуждения со стороны). Благодаря этому они более осознанно относятся к своим поступкам, постепенно формируют свою систему ценностей и ощущают себя цельными и живыми, в живой связи с Богом.

«Созидательные игры» – строительство крепости или снеговика – ориентированы на цель и требуют использования разных инструментов и материалов. Созидательные игры также помогают развивать математические способности и социальные навыки.

  1. Слушать классическую музыку
  • Исследователи утверждают, что дети, слушающие классическую музыку, умеют лучше концентрироваться и слушать других, а также лучше организуют свое время.
  • Вязание, вышивка, игра в крокет – эти занятия развивают мелкую моторику, улучшают координацию и помогают сосредотачиваться на чем-то в течение длительного времени.
  • Фотография развивает личность ребенка, его взгляд на мир и понимание себя, друзей, семьи и мира.

У физически активных детей, как и у взрослых, более здоровые сердце, легкие и кости. У них меньше риска набрать лишний вес, и они лучше себя чувствуют.

  1. Послушать перед сном длинную историю

Малыши, дети постарше и даже взрослые спят лучше, если сну предшествует привычный ритуал. Дети, у которых такого ритуала нет, чаще демонстрируют проблемное поведение, гиперактивность и эмоциональные трудности.

  1. Играть в «да и нет не говорить»

Играя в коллективные игры, дети учатся идти к общей цели. Они учатся быть лидерами, понимать, что такое социальные контакты и правила.

Когда маленьким детям дают много домашних заданий, их успехи в школе не становятся выдающимися. Да и в любом случае, учеба в школе – это только один из видов учебы. Домашняя работа съедает время, которое можно потратить на самые разные виды учения, социального, физического и эмоционального, а можно просто отдохнуть.

  1. Наши дети заслуживают того, чтобы за пределами школы заниматься самым своим важным делом – быть детьми.
  2. Источник: Parent.co
  3. Перевод с английского Александры Матрусовой

Как современные дети проводят свободное время? И как хотят его проводить?

Как вы относитесь к свободному времени? Конечно, положительно, ответит каждый. А что вы делаете в свободное время? Вы проводите его активно? Как много этого времени вы уделяете семье? Чем заняты дети? Играете ли вы вместе с ними? Так много вопросов, чтобы попытаться разобраться, что такое свободное время и для чего оно необходимо современному человеку.

В связи со всеми этими размышлениями у меня возникла идея провести опрос в классе, где учится мой ребенок (4-й класс), в одной из витебских школ. И узнать чем и как живут современные дети.

Что для ребенка значит понятие «свободное время»?

Свободное время — это то время, когда человек отдыхает от основного занятия. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники — от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором. Другой занимается самообразованием. Третий путешествует. Свободное время для человека — это неотъемлемая часть его жизни.

Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегда тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились.

Свободное время для наших детей — это прежде всего отдых, а не смена деятельности. В этом возрасте детям хочется иметь не менее 3 часов на отдых и разгрузку от учебы. Но что же происходит сейчас? Не успел ребенок прийти из школы, как родители почти сразу же отправляют его на всяческие дополнительные занятия: танцы, вокал, спортивные секции, модельные агентства, робототехника.

Часто ребенок даже не успевает нормально поесть, не говоря уже о том, чтобы успеть немного отдохнуть. Да, дополнительное образование – это замечательно. Наши дети развиваются и физически, и эстетически, и технически. Но это не должно перегружать ребенка и обязательно соответствовать его интересам и желаниям.

  • На первый вопрос «Что современные дети 10-11 лет понимают под «свободным временем» были получены следующие ответы:
  • • Отдых
  • • Веселье
  • • Время, которым я распоряжаюсь сам
  • • Время, которое я могу посвятить своим играм
  • • Это ничего не делать
  • • Это когда я могу расслабиться
  • • Время, когда я могу отдохнуть и заняться чем хочу
  • • Когда я гуляю с друзьями
  • • Отдых от учебы – самый популярный ответ

Что такое классики и резиночки? 

  1. Следующий вопрос касался того, как дети проводят свободное время.

    Ответы детей показали, что достаточно активно:

  2. — играют на улицы в подвижные игры,
  3. — общаются с родителями, 
  4. — играют в настольные игры,
  5. то есть, не только разговаривают по телефону или сидят в социальных сетях, как многие думают.

Конечно, способы проведения свободного времени современных школьников 10-11 лет и их родителей в таком же возрасте отличаются. Ведь проведение досуга зависит не только от выбора человека или его семьи, но и от исторических условий, в которых он существуют. 

Поэтому вопросы были заданы и родителям, чтобы сравнить, что и как поменялось за эти годы. Например, сейчас у каждого в семье есть компьютер. Поэтому вопрос, сколько времени ребенок проводит за компьютером, для взрослых мы заменили на время, проводимое в детстве у телевизора.

Да, компьютеры и другие современные гаджеты, а также социальные сети и интернет уже вошли в жизнь каждого ребенка. Но мы спросили, в какие подвижные игры любят играть дети и играли их родители.

И каждый ребенок назвал как минимум одну игру. Так что не только компьютерные в приоритете у наших детей.

Хотя игры у них другие: некоторые дети даже не знают, что такое резиночки и классики, которые были очень популярны в конце ХХ века. ????

Дети хотят больше времени проводить с родителями…

Последний вопрос был о том, что чаще всего дети делают в свободное время, что для них привычнее. Играть с друзьями. Это актуально для всех поколений. ????  Современные школьники любят слушать музыку, играть в настольные игры, рисовать.

Возможно, этому способствует то, что появились новые возможности: у всех есть телефон, любую настольную игру можно купить в магазине. Дети, конечно, любят общаться в социальных сетях, но они также любят общаться с родителями.

Раньше дети больше времени проводили во дворе, больше общались со своими сверстниками.

Делаем вывод: за последние 25-30 лет в обществе произошли изменения, которые повлияли на проведение свободного времени детей. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, интернет, социальные сети и сотовые телефоны. Неудивительно, что современные школьники не представляют свою жизнь без всего этого. 

Но главное, я поняла, что в семьях существуют определенные традиции, которые передаются от родителей к детям, общие семейные дела.

Дети любят своих родителей, любят проводить с ними время и играть, любят активный отдых. К сожалению, родители современных детей сами принадлежат уже к «неиграющему» поколению. И времени на игры с детьми у взрослых регулярно не хватает. 

Но откупиться от детей не получится. Исключив свое непосредственное участие в жизни детей, мы лишаем их жизнь душевности, которую ни за какие деньги не купишь, без которой их мир обеднеет. Помните, как точно подметил Король из сказки «Золушка»: «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — благородным». 

Наталья Абазовская. 

Фото из открытых источников.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector