Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст, включающий в себя диапазон от 3 до 7 лет.

Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков.

Поэтому родителям предстоит приложить немало усилий, чтобы вырастить гармоничную личность, готовую к получению среднего образования и к выходу в «большую жизнь».

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Общее описание периода

Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущий вид деятельности;
  • психические новообразования.

С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.

С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Сколько лет дошкольникам?

В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (5-7 лет).

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Физическое развитие

В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.

Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:

  • вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
  • окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
  • окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.

Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Основные возрастные кризисы

Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.

Название Возможные причины Основные симптомы Рекомендации родителям
Кризис трех лет Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков. Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять). Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть).
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет) Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить. Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей. Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки.

Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Коротко о детских страхах

Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период.

Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни.

Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.

5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.

Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Виды деятельности

Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям.

Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми.

А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).

Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.

Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Коммуникации

Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.

Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками.

Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких.

Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.

Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.

Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом.

Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность.

Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.

Специфика развития мышления

Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.

Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.

Воспитание чувства прекрасного у ребенка — статья из серии «Раннее развитие»

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Прочитав название статьи, не спешите переворачивать эту страницу со словами: «Кому это нужно в наши дни?», «Воспитывать тургеневскую барышню?», «Лучше выучить английский! Настоящему мужчине прекрасное понимать необязательно!»

Давайте попробуем разобраться, что может любому ребенку умение видеть и замечать что-то красивое, возвышенное и необычное, знакомство с шедеврами мирового искусства, ощущение гармонии и восхищение миром.

Читайте также:  Как помочь ребенку похудеть: советы родителям

Самый очевидный, лежащий на поверхности вывод: развитие творческих задатков, ведь именно обостренные с детства восприятие и умение замечать красивое, необычное, позволяют людям творческим создавать что-то, Творить. Стихи писать совсем необязательно: творческий подход помогает и в повседневной жизни.

Восхищение прекрасным, кроме того, дает нам энергетическое насыщение, подпитку: возможность в трудную минуту обратиться к чему-то прекрасному, почувствовать его гармонию, что помогает более стойко принять трудности.

Люди, которые умеют восхищаться чем-то красивым, оптимисты и немного романтики, а эти качества нравятся людям, как женщинам, так и мужчинам, ведь они совершенно необходимы, чтобы выбраться из-под вороха бытовых проблем (или не попасть туда?).

Как ни странно эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом, расширяет кругозор.

Педагогами-экспериментаторами было проведено исследование: детям дошкольного возраста обычного и эстетического (расположенного в Петергофе) детских садов предлагали назвать что-то хорошее и что-то нехорошее. В обычном садике дети называли: «колбаса, мультики, мама, мороженое и пр.

», а дети с эстетическим воспитанием: «прекрасный, оригинальный, скульптура, изгиб, закат». Очень разный словарный запас у детей одного возраста и разные ассоциации.

Надеюсь, аргументов достаточно, приступаем.

Когда?

Конечно, желательно, начать еще до рождения. Не случайно многие древние традиции предписывали смотреть беременным только на что-то прекрасное, слушать красивую музыку, рисовать и сажать цветы.

Но если вы начнете после рождения, это неплохо. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, ? это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% соединений. Именно в этом возрасте легче всего заложить базу.

Даже после трех у вас все еще остается возможность научить ребенка замечать прекрасное и удивляться.

С чего начать?

Начните с себя. Попробуйте отметить красоту мира.

Мы нервно ждем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день или на выходные, или на жизнь… И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве или когда были влюблены или когда никуда не спешили… Листва уже пожелтела (или только что появилась), а облака плывут так быстро, можно подумать, стадо неведомых животных, которые несутся на водопой. А трещина на стене соседнего дома очень красива – она похожа на ветку дерева…Если с нами ребенок, только от нас зависит, увидит ли он это, будет ли вообще обращать внимание на что-то красивое или скажет в один прекрасный день: «Жизнь уныла, мир отвратителен, нет в нем ничего хорошего!»

Не упускайте случая показывать ребенку, как прекрасен и удивителен этот мир, сколько в нем красок, звуков, цветов. Как изменчива природа. Не отмахивайтесь, если он принес для вас одуванчик: понюхайте и рассмотрите его вместе.

Любуйтесь миром вместе с ребенком так, словно вы увидели его впервые. Ребенку не трудно восхищаться, у него нет шаблонов и рамок. Распустившийся цветок для него – это открытие, поэтому поддержите его, ни в коем случае не говорите: «Да ничего особенного».

Гуляя с ребенком в парке, посмотрите, как много вокруг деревьев и какие они разные. Пусть малыш пошуршит листьями, попересыпает желуди, ощупает ветки разной фактуры, убедится: двух одинаковых не бывает. Одно дерево веселое. Другое – грустное.

Третье – задумчивое, четвертое старое, пятое – одинокое. Какое дерево самое грустное? Почему?

Окружите ребенка прекрасным

Никогда не надевайте на малыша некрасивую, негармонирующую одежду со словами «Он еще маленький, ему все равно, что штанишки зеленые, а курточка красная и т. д.» Он маленький, но ему не все равно.

Старайтесь давать ему рассматривать и играть красивые вещи, покажите туесок, который уже давно пылится у вас на кухонном шкафу и вышивку на платье, и красивый дом по пути в магазин.

Всегда привлекайте внимание к чему-то красивому.

Красиво сервируйте стол, за которым едите, хотя бы иногда нарежьте овощи и фрукты красиво, в виде цветов или каких-то фигур.

Посадите в горшках цветы, наблюдайте вместе, как раскрываются бутоны. Ведь это на самом деле чудо.

Слушайте только хорошую музыку, даже если ребенок маленький и спит у вас на руках.

Устройте дома мастерскую художника

Для рисования руками существуют специальные краски (их нужно доставать из широкой баночки прямо рукой, что очень нравится малышам), можно использовать краски «Гаммы», они легко смываются. Ими можно начать пользоваться, как только ребенок начнет уверенно сидит.

Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета.

Расскажите про волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: возьмите три основных цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с желтым превращается в оранжевый. Красный с желтым и синим дают коричневый. Из синего с желтым получается зеленый, из синего с красным – фиолетовый.

Можно взять для смешивания несколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных), наполнить их водой. На кончике кисточки возьмите немого краски и добавляйте в стаканчик с водой. Наблюдайте за красивыми разводами (“цветочками”), которые появляются на воде. Переливайте цветную водичку из стаканчика в стаканчик, смешивая цвета.

Нанесите на влажную, но хорошо отжатую губку полоски цветной краски, затем переверните губку краской вниз, «лицом» к влажному листу, проведите непрерывную линию. Получится радуга – очень впечатляющее зрелище.

Порисуйте не только на бумаге, но еще и на стекле, кафеле в ванной, холодильнике, тарелке, на себе и т. д. Натяните большой лист бумаги (ватман или бумагу из рулона) на стене на уровне ребенка – каждый ребенок мечтает порисовать на стенке.

Самые смелые родители готовы выделить стенку в детской, когда захочется перемен, можно будет ее перекрасить или сменить обои. Предложите ребенку бумагу разного формата и качества, можно вырезать из бумаги какие-нибудь фигуры (круг, облачко, уточку, елку и т. д.

) Раскрасьте что-нибудь, например какую-нибудь вещицу, вылепленную предварительно из теста, деревянную ложку или яйцо, куколку и т. д.

Научите ребенка делать отпечатки, штампы или печати. Сначала, пальчиком, ладошкой или ступней, а затем и любыми предметами (кубиком, стаканчиком, катушкой от ниток, листочком и т. д.). Можно купить и специальный набор или вырезать что-то на ластике (это уже, можно сказать гравюра).

Отлично подойдет губка. Разнообразные движения руки с губкой оставляют следы, которые легко превратить в бабочку, улитку или цветок, дополнив их какими-нибудь штрихами. Нарисуйте «крылышко бабочки», затем перегните лист пополам, краска отпечатается, а рисунок получится симметричным.

  • Рассмотрите шедевры
  • Знакомьте ребенка с шедеврами мировой живописи (комментировать и призывать полюбоваться необязательно), общее настроение картины ребенок может почувствовать верно и тонко, он не расскажет об этом словами, но благодаря таким произведениям его душа будет обогащаться.

Начать показывать репродукции можно очень рано, с первых месяцев жизни, достаточно назвать картину и художника, показать репродукцию (она должна быть не меньше формата А 4), затем переходить к следующей.

Моя маленькая дочь уже в год на выставке импрессионистов в музее узнавала некоторые картины, ведь они были ей хорошо знакомы по репродукциям. Радовалась и восхищалась, словно видела близких ей родственников. Думаю, она чувствовала, что они нравятся мне.

Контакт с ребенком и ваше собственное отношение к прекрасному очень важно, именно поэтому нужно начинать с себя.

Отправляйтесь в музей

Отнесите кроху в хороший музей, лучше всего в такой, где сохранились старинные интерьеры, росписи на потолке, резная мебель, где много скульптур.

Большинство маленьких детей любят и замечают «объемную» красоту: понять и почувствовать живопись намного труднее (это не всем взрослым по плечу). Просто носите его туда в кенгурушке или на руках, если утомится может немного вздремнуть.

Но главное, вам это должно нравиться, иначе ребенок почувствует фальшь и ни за что не будет восхищаться, раскапризничается.

Ходите с ребенком смотреть что-то конкретное, подготовьте его сначала дома, расскажите о художнике и его картине что-то интересное, как он ее рисовал, например. Исходите из интересов ребенка. Моя дочь неравнодушна к морю и всякой воде. Поэтому мы ходили специально смотреть море И.К. Айвазовского.

Можно задержаться, если ребенка заинтересует что-то еще в музее, но не расстраивайтесь, если сначала придется ограничиться одной картиной или грифончиками (ножками стола), или мраморной скульптурой дельфина или чем-то еще.

Главное, пробудить интерес малыша и оставить в его душе след, если понадобится можно и сказку рассказать.

Читайте также:  Двойня – счастье «в квадрате» или двойные проблемы?

Читайте «хорошие» книги

Есть книги, которые стоит покупать только потому, что они воспитывают эстетический вкус, иллюстрации в них настолько хороши, что хочется любоваться и любоваться. Если книга пока не по возрасту ребенку, а он просит «сказку почитать», расскажите в нескольких словах, о чем речь, не говорите только, что ему еще это рано. Так можно загубить интерес.

Держите дома несколько альбомов с репродукциями и интерьерами, можно при случае вместе рассмотреть, что же там так красиво «переливается, светится, виднеется …».

Читайте детям хорошие тексты известных авторов переводчиков и, конечно, настоящие стихи. Новорожденного может убаюкать «Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкина не хуже, чем любая песенка. Именно в это время детям важно слышать интонацию, ритм речи и т.д.

Развивайте музыкальность

Японцы провели немало экспериментов, исследуя, какая же музыка нравится маленьким детям. Оказалось, что Моцарт им «дороже», чем какая-нибудь популярная песенка.

Только не ставьте крохе очень сложные произведения со взрослыми страстями или что-то мрачное, тяжелое. Дети хорошо понимают те эмоции, которые несет музыка. Не очень хорош для младенцев Бах, Вагнер.

Зато Вивальди, Моцарт, Шопен, особенно их популярные мелодии должны звучать в вашем доме постоянно.

Следуя всем советам, вы с удивлением обнаружите, что ваш кроха прекрасно понимает и чувствует прекрасное, не против сходить на балет или научиться играть на скрипке (после 3-4 лет), но главное, он творческий и духовно богатый человек.

Кулакова Наталья Игоревна, кандидат филологических наук, победитель Санкт-петербургского конкурса грантов для молодых ученых и специалистов, психолог, Монтессори-педагог, мама двоих детей

Цыплакова Светлана Специально для https://inteltoys.ru

Чем прекрасен дошкольный возраст детей?

Как развиваются дети в дошкольном возрасте – Развитие ребенка

Дошкольный возраст (от 2,5 до 5 лет) – прекрасный период в жизни ребенка. В младенческом возрасте он научился доверять своим родителям. Когда он научился ходить, он стал немного самостоятельнее. В дошкольном возрасте ребенок использует доверие и независимость, чтобы исследовать новые форматы игры (например, игру на воображение) или новую обстановку (например, детский сад).

Дошкольникам нужно научиться делать собственный выбор и чувствовать удовлетворение от этого. Как сказал известный американский психолог Эрик Эриксон, «главная задача дошкольного возраста – научиться проявлять инициативу социально приемлемыми способами».

Стиль мышления и обучения детей дошкольного возраста можно описать такой фразой: «У тебя есть то, что ты видишь». Дошкольники понимают окружающий мир буквально.

Например, если разрезать ребенку кусок торта на четыре части, а его брату такой же кусок – на две части, ребенок будет думать, что у него в два раза больше угощения. Он будет объяснять это тем, что четыре кусочка – это больше, чем два.

Дошкольник может начать дружить с другим ребенком из-за того, что у него есть что-то привлекательное (например, красивое платье или новая игрушка).

Взрослые играют важную роль в жизни дошкольника, позволяя ему проявлять инициативу и исследовать окружающий мир. Поведение взрослых, их жизненная позиция и стиль мышления влияют на развитие дошкольников.

То, как они разговаривают между собой и с детьми, помогает дошкольникам развить языковые навыки. Важно, чтобы взрослые давали детям возможность придумывать себе игры.

Это помогает им лучше понимать себя и окружающих, а также развивать воображение.

В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития детей в дошкольном возрасте, а также советы о том, как родители могут способствовать их развитию. Особое внимание мы уделим таким вопросам, как игры на воображение, подготовка к школе и раннее развитие грамотности.

Развитие ребенка в возрасте 2,5-5 лет

Каждый ребенок растет и развивается в своем темпе. В разное время у него проявляются различные показатели развития. Рассмотрим показатели, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 5 лет в разных сферах (физическое развитие, общение и т. д.). Показатели в списках размещены по мере их появления у ребенка – от ранних к более поздним.

Показатели физического развития

  • Ребенок развивает силу и координацию движений.
  • Ребенок лучше контролирует движения рук и пальцев.
  • Ребенок умеет завязывать шнурки.
  • Ребенок умеет застегивать пуговицы и молнии.
  • Ребенок умеет бить и ловить мяч.
  • Ребенок умеет забивать гвозди.
  • Ребенок самостоятельно одевается и обувается.
  • Ребенок самостоятельно ходит в туалет.
  • Ребенок рисует карандашами и красками.
  • Ребенок умеет вырезать ножницами.
  • Ребенок умеет нанизывать бусины на нитку.
  • Ребенок умеет прыгать на месте и запрыгивать на ступеньку или невысокую скамейку.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него мелкую моторику. Это могут быть мелки, фломастеры, ножницы, паззлы, кубики, бусы, пластилин и т. д.
  • Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него крупные мышцы. это могут быть мячи, трехколесный велосипед, скакалка и т. д.
  • Ограничьте ребенку время просмотра телевизора. Ребенок должен научиться получать удовольствие от физической активности.
  • Создайте дома обстанновку, которая будет мотивировать его к физической активности.
  • Планируйте прогулки всей семьей в местном парке.

Мышление и обучение

  • У ребенка развивается любопытство.
  • Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи.
  • Ребенок распознает буквы и цифры.
  • Ребенок понимает сходства и различия.
  • У ребенка появляется понятие времени.
  • Ребенок распознает цвета, формы и текстуры.
  • У ребенка проявляется ведущая рука: правая или левая.
  • У ребенка развивается память.
  • Ребенок начинает развивать практические навыки.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Задавайте ребенку открытые вопросы («Как ты понял, что нужно соединить эти детали паззла?»).
  • Дайте ребенку возможность экспериментировать. Например, смешивайте с ним краски разных цветов. Опускайте в банку с водой различные предметы (камешек, перо, пробку и т. д.) и предложите угадать, что из предметов утонет, а что останется на поверхности.
  • Повесьте в спальне ребенка часы. Составьте распорядок дня ребенка и повесьте его в видном месте (например, на холодильник).
  • Используя обрезки ткани разной текстуры и цветов, сшейте для ребенка одеяло.
  • Сделайте для ребенка карточки для запоминания слов. На карточках должны быть изображения животных, предметов и т. д.
  • Поощряйте ребенка рассказывать о событиях из прошлого. Например, говорите ему: «Расскажи мне о сегодняшнем дне. Чем ты занимался? С кем ты играл?»

Выражение чувств

  • Ребенок становится ласковым.
  • У ребенка развивается чувство юмора.
  • Ребенок легко вдохновляется и разочаровывается.
  • Ребенок может демонстрировать сильные чувства страха, радости, гнева, любви.
  • Ребенок может требовать к себе внимания с помощью своего поведения.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Помогите ребенку определять и выражать свои эмоции в устной форме, например: «Ты выглядишь так, как будто тебе грустно. У тебя что-то случилось в школе?»
  • Поощряйте ребенка рассказывать о своих чувствах, признайте, что это поможет вам сблизиться с ним.
  • Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его и реагируйте на его эмоции.
  • Купите ребенку мягкие игрушки или куклы, чтобы он мог выражать эмоции в играх на воображение (например, утешить плачущую куклу, помирить поссорившихся плюшевых медведей и т. д.).

Осознание себя и других людей

  • Ребенок проявляет самостоятельность и играет в игры на воображение.
  • Ребенок может контролировать себя.
  • Ребенок делится игрушками со сверстниками и соблюдает очередь в играх.
  • Ребенок заводит друзей.
  • Ребенок проявляет уважение к чужим вещам.
  • Ребенок запоминает свое имя, фамилию, адрес, номер телефона, возраст и пол.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Предоставьте ребенку возможность работать самостоятельно или в небольших группах (например, поощряйте детей вместе собрать паззл или установите ребенку время, когда он должен оставаться один и читать книгу).
  • Создавайте ребенку среду для игры на воображение.
  • Давайте ребенку простую работу. Например, поручайте ему поливать цветы, вытирать пыль с мебели или убирать игрушки.

Общение

  • Ребенок начинает задавать много вопросов.
  • Словарный запас ребенка стремительно увелиивается.
  • Ребенок поддерживает более сложные беседы, чем раньше.
  • Ребенок любит придумывать и рассказывать истории.
  • Ребенок узнает в словах буквы, которые есть в его имени.
  • Ребенок пытается писать свое имя.
  • Ребенок узнает знакомые песни и мелодии.
  • Ребенок правильно формирует предложения.
  • Ребенок может улаживать конфликты со сверстниками с помощью слов.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Поощряйте ребенка задавать вопросы.
  • Общайтесь с ребенком, например, за ужином или перед сном.
  • Научите ребенка писать свое имя. Дайте ему возможность попрактиковаться в этом.
  • Купите ребенку игрушечные музыкальные инструменты (например, барабаны, шейкеры и т. д.) и позвольте играть на них.
Читайте также:  Основные причины задержки кроме беременности

Игры на воображение

Дошкольники любят играть, особенно, если игра включает их фантазию. Эта особенная разновидность игры называется игрой на воображение, она очень важна для развития дошкольников.

По мере того, как навыки мышления развиваются в дошкольном возрасте, дети могут придумывать и рассказывать истории о том, как развивались те или иные события.

Игра на воображение – это отличный способ для ребенка развивать такие навыки, как:

  • планирование. Ребенок может продумывать, где происходят воображаемые события (например, на пляже), роли (например, спасатель) и какие предметы для этого необходимы (например, свисток, ласты, спасательный жилет, пляжное полотенце и т. д.);
  • решение проблем и способность идти на компромисс, например, «Сейчас я буду спасателем и спасу вас, а в следующий раз вы сможете спасти меня»;
  • общение с помощью слов и действий;
  • выражение эмоций (например, если ребенок играет роль страшного зверя, вы можете изобразить испуг);
  • творческие способности и фантазия. Игра на воображение становится сложнее по мере того, как ребенок становится старше. Например, если раньше он играл роль рыбака, то теперь может стать исследователем подводного мира или искать сокровища на затонувшем корабле;
  • память. Ребенок имеет любимые сюжеты и разыгрывает их снова и снова.

Вы можете помочь ребенку в развитии, создавая среду, которая способствует игре на воображение. Например:

  • создайте место для игры на воображение и предоставьте для этого различные предметы: головные уборы, одежду, кухонные и канцелярские принадлежности и т. д. Выделите место, где ребенок сможет хранить реквизит для игр. Например, для одежды он может использовать старую вешалку, а для других предметов – корзину для белья;
  • поощряйте ребенка рассказывать о своих играх на воображение. Попросите его описать свою игру: кем он был? Почему он выбрал именно эту роль? Что он делал во время игры? Но не стоит задавать вопросы, когда ребенок играет. Вы можете нарушить поток его фантазии, если ему придется переключиться на объяснения;
  • играйте в игры на воображение с ребенком. Вы можете развить фантазию ребенка еще больше, если будете придумывать новые сюжеты для игр, с помощью которых будете учить ребенка новым словам;
  • играя с ребенком, следуйте его указаниям. Психологи утверждают, что дети становятся более самостоятельными, когда родители следуют их плану игры. Например, вы можете сыграть с ребенком в чаепитие, купание кукол, в ресторан, салон красоты, библиотеку и т. д.;
  • обращайте внимание на то, какие сюжеты для игр выбирает ребенок. Исследования показывают, что ребенок, который выбирает жестокие сюжеты для игр на воображение, чаще испытывает злость и менее склонен к сотрудничеству со сверстниками. Примерами жестоких сюжетов могут быть игры в монстров, в полицейских, которые преследуют грабителей и т. д.

Подготовка к школе

Когда дошкольный возраст заканчивается, родители обеспокоены тем, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе. Если ребенок готов, начало школьной жизни проходит комфортно и для него самого, и для всей семьи.

Переход от дошкольного к школьному возрасту подразумевает изменения в отношениях ребенка с родителями и сверстниками. Одни отношения заканчиваются, а на смену им приходят другие. По этому поводу дети часто испытывают смешанные чувства.

Например, ребенок может чувствовать грусть от того, что заканчивается его обучение в детском саду, и тревогу от того, что ему предстоит пойти в школу.

Если ребенок сможет адаптироваться к таким изменениям, он позитивно воспримет предстоящую учебу в школе.

Рассмотрим несколько советов, которые помогут подготовить ребенка к школе.

  • Сходите с ребенком в школу до начала учебного года. По возможности встретьтесь с учителем ребенка. Дайте ребенку возможность осмотреть класс, в котором он будет учиться.
  • Расспросите учителя о том, что ждет ребенка в первый год обучения. Есть ли в школе группа продленного дня? Предусмотрен ли в ней дневной сон? Едят ли дети в столовой? Обслуживают ли они себя сами во время приема пищи или им накрывают на стол?
  • Постепенно включайте новые занятия в повседневную жизнь ребенка. Например, если в школе дети обедают в столовой и сами приносят еду к своему столу, потренируйтесь дома. Пусть ребенок потренируется ставить тарелку с едой на поднос и нести его до стола. Если в школе не предусмотрен дневной сон, постепенно сокращайте его время за несколько месяцев до начала учебы. Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, чтобы он не заставлял ребенка спать днем.
  • Поговорите с ребенком о том, что изменится и что останется прежним. Например, некоторые детсадовские друзья ребенка могут стать его одноклассниками, но он также сможет завести новых друзей. Психологи утверждают, что ребенку легче приспособиться к школе, если в одном классе с ним учатся его друзья. Узнайте, будет ли кто-то из друзей ребенка учиться с ним в одном классе. Если нет, познакомьтесь с семьей, чей ребенок будет учиться с вашим в одном классе и живет поблизости. Учитель даст вам необходимую информацию.
  • Поощряйте ребенка делиться своими чувствами по поводу предстоящей учебы в школе.

Обучение ребенка грамотности

Чтобы развить у ребенка необходимые языковые навыки (говорение, слушание, чтение и письмо), взрослые должны придумать для него интересные занятия.

Дети, которые в начальных классах плохо читают, испытывают трудности в обучении письму. Они хуже знают буквы, хуже понимают, что произношение слова отличается от его написания. В целом их языковые навыки развиты хуже.

Дети, которые читают с раннего возраста, знают алфавит, понимают смысл письменного текста, распознают знакомые слова и уже в начальных классах могут читать довольно бегло.

Чтобы научить ребенка читать, вы можете использовать такие действия:

  • научить его считать;
  • научить его буквам и звукам;
  • объяснить, что произношение слов может отличаться от его написания;
  • на собственном примере пробудить его интерес к чтению;
  • читать вместе с ним, а затем мотивировать его читать самостоятельно.

Ключевые понятия в развитии грамотности у дошкольников

  • Фонетичекая компетентность

Это понятие означает распознавание звуков и понимание значений слов, произнесенных устно.

Например, ребенок, у которого хорошо развит данный навык, понимает, когда слова рифмуются, может делить слова на слоги и наоборот – объединять слоги в слова.

Ребенок понимает, когда несколько слов начинатся с одного и того же звука (например, мама, мяч, море) или заканчиваются одним и тем же звуком (например, кот, кит, рот).

  • Фонематическое восприятие

Это продвинутая форма фонетической компетентности – понимание того, как звуки в устной речи соотносятся с буквами на письме. Фонематическое восприятие позволяет детям произносить написанные слова.

Как родители могут развить грамотность ребенка

  • Показывайте ребенку хороший пример: пишите заметки, списки покупок и домашних дел. Используйте в речи новые для ребенка слова во время обычных разговоров и чтения книг. Читайте вместе журналы.
  • Придумывайте для ребенка интересные занятия, которые будут развивать у него языковые навыки. Пойте песни, придумывайте рифмы к словам, читайте вместе с ним книги, играйте со словами и звуками каждый день. Говорите о словах и звуках как об объектах, которые можно исследовать и с которыми можно экспериментировать. Помогите детям увеличивать словарный запас.
  • Обеспечьте детей всем, что ему необходимо для чтения и письма – ручками, карандашами, бумагой, словарями, журналами и т. д. Придумывайте ребенку занятия: предложите ему подписать открытку, составить список покупок, найти в журнале определенную статью и т. д. Наконец, запишите его в библиотеку. Чтение книг ребенку – один из лучших способов провести время вместе с дошкольником. Чтение помогает ребенку распознавать звуки, понять соотношение звуков и букв и развивать грамотность.

Вывод

Дошкольный возраст – время активного развития ребенка. Самостоятельность и инициативность ребенка позволяют ему по-новому исследовать окружающий мир.

Перед родителями и воспитателями стоит важная задача – дать ему возможности для развития физической, эмоциональной и познавательной сфер, а также навыков общения.

Предложенные рекомендации помогут создать позитивную творческую среду, в которой ребенок будет процветать.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.38 из 5 на основе 8 оценок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector