Часто болеющие дети: как снизить риски повторных заболеваний

Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок постоянно болеет: не успел поправиться после очередного ОРЗ, как снова кашляет жалуется на боль в горле. Чтобы снизить частоту рецидивов, взрослые стараются оградить ребенка от возможных опасностей: запрещают гулять в холодное время года, чрезмерно тепло одевают, не проветривают комнаты, следят, чтобы не было сквозняка. 

Но такое поведение не только не защищает ребенкаот болезней, а, наоборот, делает его более уязвимыми к вирусам и бактериям. Почему так происходит и как укрепить детский иммунитет?

Какого ребенка называют часто болеющим?

Часто болеющими считаются дети, которым диагноз ОРЗ ставится более 4 раз в год. В эту категорию также попадают малыши с длительно протекающими простудами, если симптомы сохраняются 10-14 дней.

В последние годы понятие «часто болеющих» меняется: например, по статистике ВОЗ, ребенок до 5 лет простужается 6-8 раз в год, и это считается нормой. При этом наблюдаются характерные признаки респираторной инфекции:

  • выделения из носа;
  • повышенная температура;
  • боль в горле;
  • слабость и вялость;
  • потеря аппетита;
  • кашель.

Но в некоторых случаях малыш испытывает только один-два симптома: к примеру, постоянные выделения из носа или регулярные покашливания без лихорадки или общего недомогания. В таком случае требуется обратиться за помощью к педиатру – любые признаки болезни указывают на ослабление иммунитета и требуют лечения.

Почему одни дети болеют чаще других?

С рождения человек постоянно соприкасается с инфекциями, вирусами и бактериями, присутствующими в почве, воде, воздухе. Но в большинстве случаев контакт даже с опасным патогеном не приводит к развитию заболевания.

Это работают защитные силы организма. При попадании инфекционного агента в тело, его быстро обнаруживают и устраняют специальные имунные клетки – лимфоциты. Они реагируют на специфические белки, вырабатываемые вирусом или бактерией.

Но у детей иммунная система несовершенна.

Иммунитет формируется во время внутриутробного развития. Если на плод влияют негативные факторы (мать перенесла инфекционные болезни, употребляла алкоголь или наркотики, была вынуждена принимать сильнодействующие медикаменты), то иммунная система новорождённого будет серьезно ослаблена. И даже если малыш рождается совершенно здоровым, его иммунитет гораздо слабее, чем у взрослого человека.

В полной мере иммунная система формируется только к 5-6 годам. В первые месяцы жизни новорожденного защищают антитела, содержащиеся в материнском молоке. Ранний перевод на искусственное вскармливание повышает риск инфекционных заболеваний.

Защитные силы организма ослабляют:

  • болезненные состояния, такие, как рахит, дисбактериоз или авитаминоз. Нехватка питательных веществ нарушает метаболические процессы, что сказывается на работе иммунной системы;
  • недавно перенесенные заболевания. К примеру, ребенок, переболевший

    Часто болеющие дети: как снизить риски повторных заболеваний

    Грипп у ребенка: что делать?

    гриппом, легче может «подхватить» другой вирус. Нормальная работа иммунитета восстанавливается в течение 2-4 недель после болезни;

  • хирургические вмешательства и травмы (переломы, порезы). Организм тратит все ресурсы на регенерацию тканей, что также снижает защитную функцию;
  • прием некоторых медикаментов. Некоторые лекарственные препараты работают как иммуносупрессоры, т.е. подавляют выработку антител. Это делает организм уязвимым к атаке патогенов – ребёнок начинает чаще болеть.

Существенно подрывают иммунитет неблагоприятные факторы окружающей среды: проживание в промышленном районе, табачный дым в квартире (пассивное курение). Несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, повышенные интеллектуальные и физические нагрузки также нарушают работу иммунной системы.

Даже если иммунитет ослаблен, заболевание не развивается, пока ребенок не соприкасается с возбудителем. Поэтому дети начинают чаще болеть при поступлении в детский сад.

Многие родители удивляются, почему малыш, практически не подверженный простудам дома, становится «часто болеющим», когда начинает ходить в садик.

Иммунная система ребенка адаптировалась ко всем патогенам, с которыми сталкивалась в домашней обстановке. Лимфоциты научились распознавать привычные вирусы и быстро подавлять их.

Но как только среда изменилась (ребенок идет в детский сад, играет в песочнице), его организм подвергается атаке новых микробов. В результате малыш заболевает.

Стараясь снизить количество простуд, родители излишне опекают детей: используют антибактериальные средства гигиены, ограничивают контакт с другими детьми. Создание стерильных условий не способствует развитию иммунитета. Наоборот, защитные механизмы ослабевают. И, как только ребенок выходит из контролируемой среды (к примеру, уезжает к бабушке, идет в гости), тут же рискует заболеть.

Для укрепления иммунитета и снижения частоты рецидивов педиатры рекомендуют не пропускать вакцинацию и укреплять иммунитет детей с первых дней жизни.

Вакцинация часто болеющих детей

Вакцинация – эффективный профилактический метод, уменьшающий риск развития заболеваний среди детей. Иммунизация проводится согласно Национальному

Часто болеющие дети: как снизить риски повторных заболеваний

Когда нужно делать прививки ребенку: календарь на 2021 год

календарю прививок, который можно запросить у вашего педиатра. Но если иммунитет ребенка ослаблен, он простывает чаще, чем сверстники, врачи рекомендуют дополнительно вакцинировать малыша от:

  • гриппа;
  • ветряной оспы;
  • пневмококковой инфекции;
  • гемофильной инфекции;
  • менингококковой инфекции.

Как работает вакцина? Препарат создается на основе белков, содержащихся в вирусах и бактериях.

При введении в организм, он вызывает ответную реакцию со стороны иммунитета: лимфоциты «распознают» угрозу и начинают вырабатывать антитела. Так формируется правильный иммунный ответ.

В будущем, если ребенок столкнется с «живым» возбудителем, его иммунитет распознает угрозу и быстро подавит патоген – ребенок не заразится.

В вакцинах не содержатся возбудители в активной форме, это безопасные препараты, не приводящие к развитию заболевания. Однако, перед вакцинацией необходимо пройти осмотр у педиатра. Поскольку прививка создает дополнительную нагрузку на иммунитет, у нее есть ряд противопоказаний. Так, вакцинацию необходимо отложить, если у ребенка наблюдается:

  • острая инфекция или хроническое заболевание в стадии обострения;
  • индивидуальная непереносимость компонентов вакцины;
  • иммунодефицитное состояние.

Инфекция является относительным противопоказанием: прививку можно делать, как только нормализуется температура тела и пройдут выраженные симптомы болезни. Аллергия и иммунодефицит – абсолютные противопоказания: врач подбирает другие методы иммунизации.

Как проводится вакцинация часто болеющих детей? Чтобы сделать прививку, следует записаться на прием в отделение педиатрии.

В назначенное время вас примет врач, который проведет визуальный осмотр юного пациента, измерит температуру, соберет анамнез.

Если нет никаких противопоказаний к вакцинации, педиатр подберет подходящий препарат с учетом возраста ребенка, наличия хронических заболеваний, других индивидуальных особенностей.

Для формирования устойчивого иммунного ответа к некоторым инфекциям требуется периодическая ревакцинация. Об этом также рассказывает лечащий врач на осмотре. После прививки может развиться временная реакция на вакцину, включающая:

  • незначительное повышение температуры тела;
  • отек и покраснение в месте укола;
  • снижение аппетита;
  • вялость и апатия.

Также могут появиться выделения из носа (в небольших количествах), першение в горле. Все симптомы выражены слабо и проходят в течение 1-3 дней с момента иммунизации. К опасным признакам относят:

  • сильный жар (38,5);
  • отек в месте укола более 8 сантиметров;
  • затрудненное дыхание.

В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к врачу: вызвать педиатра на дом или позвонить в скорую помощь. Возможно, у малыша развилась аллергическая реакция на препарат.

Вакцинируя детей следует помнить, что некоторые заболевания мутируют: например, появляются новые штаммы гриппа, от которых не защищают ранее сделанные прививки. Поэтому проходить вакцинацию стоит регулярно (предварительно проконсультировавшись с вашим лечащим врачом).

Как укрепить иммунитет ребенку?

Кроме вакцинации, есть и другие способы укрепить защитные силы организма. К наиболее эффективным профилактическим мерам педиатры относят:

  • сбалансированное питание. Ребенок должен полноценно питаться, количество фастфуда в его рационе желательно свести к минимуму. Свежие овощи и фрукты, злаки, орехи, нежирная кисломолочная продукция – незаменимый источник микро- и макроэлементов. Полезны отварное мясо, птица, нежирная рыба. Не стоит злоупотреблять соленой, копченой пищей, газированными напитками, сладостями и выпечкой;
  • соблюдение режима дня. Особенно режим дня важен для малышей. Сон, кормление, купание, прогулки и активные игры должны проводиться в определенное время. Организм привыкает к определенным ритмам, лучше справляется со стрессами. Чем младше ребенок, тем раньше он должен ложиться. Оптимальное время для отхода ко сну – 9 часов. Не стоит пренебрегать дневным отдыхом;
  • регулярные прогулки на природе. Невозможно сформировать крепкий иммунитет дома: малыш должен проводить достаточное количество времени на свежем воздухе. Если ребенок часто простужается, убедитесь, что он одет по погоде: например, вышел на прогулку в резиновых сапогах, непромокаемой куртке, шапке, перчатках. Старайтесь не ограничивать физическую активность детей на улице: это укрепляет мышечный корсет, улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
  • активный образ жизни. Для формирования крепкого иммунитета важны регулярные посильные физические нагрузки. Если у ребенка есть ограничения по здоровью (хронические заболевания), комплекс упражнений должен быть одобрен лечащим врачом. Гимнастика, спортивные секции, разминка между занятиями позволяют укреплять мышцы, положительно влияют на обменные процессы, насыщение тканей кислородом. Приучите малышей делать перерывы в занятиях, старайтесь отвлечь их от сидячего образа жизни (перед телевизором или компьютером). Но спорт не должен быть чрезмерным – интенсивные нагрузки могут привести к травмам и ослабить организм;
  • прием витаминных комплексов. Даже при сбалансированном питании детей нельзя гарантировать, что они получают полный спектр веществ, необходимых для развития. Периодический прием витаминов и минералов позволяет предупредить авитаминоз. Препараты должны подбираться педиатром.

Особое внимание укреплению иммунной системы стоит уделять в холодное время года, при смене климатического пояса (например, во время поездок за рубеж), в периоды интенсивных нагрузок (соревнования, экзамены). Важно приучать детей к соблюдению правил личной гигиены, регулярной уборке в своей комнате. Проконсультироваться о профилактических мероприятиях можно с вашим лечащим врачом.

Когда обращаться к врачу?

Если ребенок часто болеет, не нужно пытаться лечить его самостоятельно. Записаться на прием к педиатру следует при появлении первых симптомов болезни:

Любой из этих признаков может указывать на инфекцию или иные патологические процессы, протекающие в теле. Даже если родители уверены, что это очередная

Часто болеющие дети: как снизить риски повторных заболеваний

Простуда у ребенка: лечим болезнь, а не устраняем симптомы

простуда, нельзя лечить ребенка самостоятельно. Неконтролируемый прием медикаментов опасен, приводит к хронизации заболеваний, затрудняет постановку диагноза и выздоровление в дальнейшем.

Если ребенок часто болеет, детский врач не только лечит текущее заболевание, но и может назначить дополнительные обследования для выявления причин ослабленного иммунитета. Педиатр может направить на осмотр к детскому аллергологу, иммунологу, гастроэнтерологу или другим узкоспециализированным врачам. Среди основных диагностических исследований:

  • общий анализ мочи и крови;
  • биохимия крови;
  • аллергопробы;
  • анализ кала на дисбактериоз.

По результатам диагностики будет разработан комплекс мер, направленных на укрепление иммунитета и снижение рецидивов болезней.

Если ребенок относится к категории часто болеющих, это не значит, что ситуацию нельзя изменить. Просто следуйте врачебным рекомендациям – это позволит значительно укрепить защитные силы детского организма.

Часто болеющие дети

Часто болеющие дети: как снизить риски повторных заболеваний

Часто болеющие дети – это категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах. Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки. Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.

Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит, назофарингит, синусит, ларинготрахеит, бронхит и др.).

В амбулаторной педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости.

Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ».

Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.

Часто болеющие дети: как снизить риски повторных заболеваний

Часто болеющие дети

Считается, что основной причиной повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета.

Хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов.

По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=2hXjv-Yi0zI

Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа, респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки, марокселлы, пневмококки и др.).

Факторы риска

В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов:

У грудных детей может отмечаться:

  • гипотрофия,
  • рахит,
  • анемия,
  • гиповитаминоз,
  • дисбактериоз.

В раннем возрасте присоединяются:

Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение, нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность.

Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.

Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.

В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.

Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:

  • первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.

Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.

В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ. При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов, пневмонии).

У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит, бронхиальная астма, пневмония, пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм.

Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии, ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.

Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра, детского отоларинголога, детского аллерголога-иммунолога, пульмонолога.

  1. ЛОР-диагностика. Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии, фарингоскопии, отоскопии, УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок.
  2. Аллергодиагностика. С целью выявления атопии выполняются аллерготесты, определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.
  3. Лабораторное обследование. Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР. Часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз.
  4. Дополнительные исследования. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД.

Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения.

Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.

Лекарственная терапия

В периоды заболеваемости респираторной инфекцией часто болеющим детям назначается этиопатогенетическое лечение: противовоспалительная (фенспирид), противовирусная (альфа интерферон, умифеновир, ремантадин), местная или системная антибактериальная терапия (амоксициллин, амоксициллин-клавуланат, цефиксим и др.).

Для стимуляции неспецифических факторов защиты часто болеющим детям показан прием бактериальных лизатов. Необходимо проведение коррекции микрофлоры кишечника с помощью пробиотиков и пребиотиков. Не исключается возможность наблюдения часто болеющих детей гомеопатом.

Лечебные манипуляции

При хронической ЛОР-патологии проводится местное лечение — промывание полости носа солевыми растворами, полоскание зева, промывание лакун небных миндалин, физиотерапия (УФО миндалин, ингаляции, СВЧ, УВЧ, лазер на регионарные лимфоузлы); по показаниям — прижигание слизистой носоглотки, аденотомия, тонзиллэктомия и др.

Общеукрепляющие мероприятия

Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание. В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и ЛФК.

Вакцинопрофилактика

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации.

Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа.

Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия; в этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.

Полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний.

С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка — осуществлять грудное вскармливание.

В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.

Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.

Как снизить риск орз в детском садике и школе?

В преддверии учебного года напоминаю Вам о простых правилах для снижения риска острых респираторных заболеваний у ребенка (фото отсюда).

Главное помнить о том, что:

  • В большинстве случаев (до 95%), причина ОРЗ – это вирусы, а не бактерии.
  • Вирусы очень легко распростаняются, как правило – по воздуху, с частичками мокроты при дыхании, разговоре, кашле или чихании.
  • При попадании к ребенку вирус проникает через слизистую носа или слизистую рта.

Таким образом, способов защиты от вирусов несколько:

  • следить чтобы дети гуляли каждый день в саду независимо от погоды – на улице снижается риск встречи с вирусом
  • требовать и контролировать проветривается ли помещение всю перемену и во время прогулки- уже попавшие в воздух вирусы должны улетать и быть заменены на чистый свежий воздух
  • в группе и классе должна проводится ежедневная влажная уборка – это убирает капельки осевшей на различные поверхности мокроты
  • одноразовые полотенца могут помочь снизить риск распространения вируса – так вирусы не распространятся через капли в полотенце
  • ограничивайте контакт с больными детьми вне учебного учреждения и в местах массового скопления людей (в осенне-зимний период эпидемий ОРВИ желательно вообще избегать посещения мест массового скопления людей, если Вы боитесь заболеть)
  • в группе не должно быть пылесборников и мест для оседания мокроты или распространения клеща домашней пыли
  • Если в садике, школе или дома есть кондиционер, необходимо соблюдать правила работы с кондиционером, о которых я писала ранее.
  1. Убрать вирус из носа и рта
    1. приучите своего ребенка мыть руки допосле еды, игр, туалета и прогулок
    2. проконтролируйте есть ли регуляторы температуры на батареях в группах и в классах: по нормам САНПИН температура в помещении должна быть не выше 20С, а влажность не менее 40%.
    3. можно купить в комнату садика или класса увлажнитель воздуха: на сухой слизистой в жарком помещении влажность слизистых снижается, местный иммунитет падает, и вирус проникает в организм; самый безопасный и эффективный увлажнитесь-ультразвуковой.
    4. для того, чтобы слизистая носа и рта была достаточно увлажнена, а легкие ребенка могли бы изгнать из легких мокроту с вирусами, необходимо чтобы ребенок пил жидкость: для этого в садике или классе должна быть питьевая вода в ЛЕГКОЙ ДОСТУПНОСТИ ребенка (например, куллер, стаканчики, подставка перед столиком с графином, чистые стаканы, бутылочка воды в рюкзаке и т.д.)
    5. если все вышеперечисленное невозможно, то можно увлажнить слизистую, промыв нос физраствором
  2. Снизить риск развития заболевания в случае, если предыдущие два пункта не удалось выполнить:
    1. доверять его собственному чувству холода и научить его опередлять жарко ему или холодно, сообщать об этом взрослым и самого оценивать необходимое количестве одежды на нем
    2. не одевать ребенка в садик слишком жарко
    3. научить одеваться самого
    4. попросить чтобы воспитательница не надевала на ребенка что-то отчего ему жарко
    5. одежда должна легко сниматься
    6. одежда не должна мешать ребенку двигаться
    7. если ребенок подвижный, то лучше использовать термобелье чтобы он не потел
  3. Повысить общую собственную имунную защиту организма в случае, если предыдущие три пункта не удалось выполнить.
    1. Вести здоровый образ жизни, много и активно двигаться, закаливать ребенка
    2. Не быть помешанным на дезинфекции, а найти золотую середину в вопросе «бытовой иммунизации»
    3. Летом дать ребенку возможность максимально много ходить голышом и босиком
    4. Когда ребенок здоров — не бросаться сразу же закрывать открытое в помещении окно, не натягивать на ребенка шапочку или носки вопреки его желанию
    5. В период начала учебы обеспечить ребенку постоянные прогулки и двигательную активность, а не нагружать его теоретическими занятиями так, что у ребенка не останется времени на спортивную и свободную игру.
    6. часто болеющим детям рекомендованы прививки, в первую очередь от пневмококка и от гемофильной инфекции
    7. попросите чтобы ребенка в садике не заставляли есть, следите за здоровым питанием ребенка, а если активное употребление фруктов и овощей не возможно, проводите витаминопрофилактику
  4. Если ребенок несмотря на все вышеперечисленое заболел, нужно:
    1. постоянно предлагать ребенку питье чтобы разжижить мокроту и увлажнить слизистые, тем самым защитив слизистые носа и ротоглотки
    2. заболевший ребенок не должен лежать в кровати, а при условии отсутствия температуры должен совершать упражнения для работы мышц грудной клетки, делать дыхательную гимнастику, купаться в ванной и активно помогать выведению мокроты из легких. Айпад в руках болеющего ребенка, включенный телевизор, отсутствие купания (как процедуры естественного увлажнения слизистых) и активных движений ухудшает выведение мокроты из легких и предрасполагает к длительному течению болезни, превращаясь со временем в ЧБД часто болеющего ребенка

Помните также, что:

  • оксолиновая мазь не работает
  • не верьте противовирусным препаратам
  • не верьте «усилителям иммунитета»
  • единственный действенный способ снизить риск заболевания – это все вышеперечисленные способы

Кроме того:

  • Вопрос с посещением учебного заведения в период явления ОРЗ остается открытым. Американская академия педиатрии не рекомендует посещение садика или школы в случае лишь повышенной температуры; кашель или сопли для них не являются поводом не ходить в школусадик. В России принять не водить ребенка в сад в течение одной-двух недель от начала заболевания. Лучше на родительском собрании обсудить  вопрос о посещении кашляющими и сопливящами детьми учебного заведения.
  • Дети, посещающие детский коллектив, могут болеть до 10-11 раз за год. Дети, посещающие садик болеют чаще в силу двух причин:
    • они больше контактируют с другими детьми (источниками новых вирусов),
    • они находятся с этими источниками длительное время в сухом непроветриваемом помещении, а также долго и неправильно одеваются.
  • Поэтому, как правило, дети, которые в садик не ходят, меньше болеют. Однако, если мама водит ребенка на развивающие занятия, частный садик, магазин, ресторан или детский центр,-то там ребенок также встречается с новыми вирусами, однако, время контакта с этими вирусами меньше и маме легче проконтролировать условия, в которых ребенок находится.
  • После болезни у ребенка формируется иммунитет к тому вирусу, с которым столкнулся организм. Защитные клетки после болезни циркулируют в крови много лет, а некоторые — всю жизнь (кстати, в первые полгода жизни дети защищены клетками памяти, которые им достались от мамы во время беременности; некоторые защитные антитела проникают к ребенку также и через грудное молоко). Поэтому утверждение, что дети, которые болеют в садике, болеют в школе реже, отчасти верно.
  • Однако, вирусы умеют изменяться со временем и новые штаммы вируса могут вызвать болезнь снова, хотя и менее тяжелую, как правило.
  • Часто болеющие дети болеют на только вирусной инфекцией, но и легко «присоединяют» к вирусной бактериальную инфекцию. Чтобы снизить вероятность присоединения бактериальной инфекции к вирусной, необходимо соблюдать все меры, о которых я написала.

И последнее. Дети болеют и ЭТО НОРМАЛЬНО. Не переживайте, а доверяйте своему педиатру в вопросах лечения ОРВИ.

Проблема часто болеющих детей

КДЦ МНИИЭМ им.Г.Н.Габричевского » Аллергология » Проблема часто болеющих детей

Одним из наиболее важных вопросов педиатрии, от решения которого во многом зависит снижение детской заболеваемости, является профилактика заболеваний у часто болеющих детей (ЧБД), так как ЧБД имеют высокий удельный вес среди дет¬ского населения, отличаются частой хронизацией процесса, отклонениями от нор¬мы показателей функционального состояния организма, отставанием в физическом развитии.

Авторами приводятся различные значения доли ЧБД среди всех детей. Указываются значения, что ЧБД составляют в от 6 до 34 %. Такое разнообразие оценок в распространенности ЧБД связано с различием в ме¬тодических подходах к определению этой группы детей.

В структуре частой заболеваемости определяющую роль играют болезни орга¬нов дыхания, устойчиво составляя во всех возрастных группах ЧБД 60-90 %. С этой патологией ряд авторов связывает особый риск для здоровья и жизни детей.

Так, большинство летальных исходов в раннем возрасте обусловлено острыми респираторными заболеваниями и пневмонией. Определяющими при харак¬теристике часто болеющих детей являются частота и длительность респиратор¬ных заболеваний.

Ряд исследователей относят к группе часто болеющих респираторными заболе¬ваниями детей (ЧБРЗД), которые перенесли 4 и более острых респираторных забо¬леваний в год. По данным других авторов — от 6 и более и даже 8-12 заболеваний в год. Однако эти критерии для выделения группы ЧБРЗД не учитывают возраст ребенка, так как этот показатель не может быть единым для всех возрастных групп.

Нижегородским НИИ педиатрии разработаны критерии, которые учитывают повозрастные особенности заболеваемости детского населения.

Согласно рекоменда¬циям, к группе часто болеющих относят детей первого года жизни, которые перенесли за год 4 и более острых или обострения хронических заболеваний, с 1 до 3-х лет — 6 и более острых и обострений хронических заболеваний; на 4-ом году — 5 и более; на 5-ом и 6-ом годах — 4 и более, старше 6 лет — 3 и более заболеваний в год.

Среди ЧБРЗД достоверно выше уровень хронической патологии. По данным ряда авторов, доля детей с хроническими заболеваниями среди ЧБД составляет от 33% до 60% и выявляются они в 2 раза чаще, чем среди эпизодически болеющих детей (ЭПД).

Наличие хронической патологии связано с измене¬ниями резистентности организма и, в свою очередь, оказывает на нее существен¬ное негативное влияние. Следовательно, для характеристики состояния резистен¬тности организма правильнее всего учитывать число перенесенных острых забо-леваний и обострений хронической патологии.

Исходя из этого положения, ЭБД характеризуются довольно высокой резистентностью, а ЧБД — сниженной.

Кафедрой физиологии развития и воспитания детей РМАПО МЗ РФ рекомен¬довано выделение двух принципиально различных категорий часто бо леющих де¬тей: «условно» часто болеющие дети, не имеющие хронической патологии и врож¬денных пороков развития, и «истинно» часто болеющие дети со сформированными хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии субкомпенсации, т.е.

дети, имеющие стойкие нарушения резистентности организма. Временное на¬рушение резистентности организма является проявлением транзиторной дезадап¬тации организма, которая чаще всего имеет место в период поступления в детские дошкольные учреждения и компенсируется после завершения адаптационного пе¬риода и, следовательно, заболеваемость снижается до возрастного уровня.

Частые респираторные заболевания многие исследователи объяс¬няют их полиэтиологичностью и видоспецифичностью иммунитета, незрелостью защитных сил детского организма, неоднородностью индивидуальной иммунорезистентности детей к возбудителям болезни на фоне многочисленных факторов риска, способствующих возникновению частых заболеваний. При рассмотрении причин возникновения острых респираторных заболеваний (ОРЗ) широко рас¬пространено мнение о почти исключительной роли острых респираторных вирус¬ных инфекций. Вместе с тем, все большее признание находит современное пред-ставление о смешанной вирусно-бактериальной природе острых респираторных заболеваний. Отмечается высокий удельный вес гриппа, парагриппа, респиратор- но-синцитиальной инфекции, аденовирусной инфекции. Немалая роль в возникновении острых респираторных заболеваний отводится гемофилюсу инф¬люэнцы, пиогенному стрептококку, клебсиелле, золотистому стафилококку, грамотрицательиым бактериям.

После каждого перенесенного заболевания формируется типоспецифический иммунитет. Повторные случаи ОРЗ обусловлены новым серовариантом возбуди¬теля и степенью зрелости иммунокомпептентных систем организма ребенка. В частности, склонность детей первых лет жизни к повторным вирусно-микробным заболеваниям, в значи тельной степени, обусловлена незрелостью их иммунной системы.

Большинство исследователей при рассмотрении причин и условий развития частых ОРЗ выделяют комплекс факторов, достоверно способствующих развитию частых заболеваний. Так, И.И.

Пуртовым при анализе группы ЧБРЗД выде¬лено 15 экзо- и эндогенных факторов риска частых заболеваний, которые объеди¬нены в 3 основные группы: перинатальные, социально-гигиенические и факторы, характеризующие условия жизни ребенка. Н. Никитина с соавт. выявили 19 наиболее информативных факторов риска, влияющих на формирование груп¬пы ЧБРЗД. В.Ю. Альбицкий и А.А.

Баранов выделили 27 факторов, объединив их в следующие группы: медико-биологические, факторы, характеризующие образ жизни ребенка, и факторы, характеризующие условия жизни ребенка и его семьи.

По данным литературы, у ЧБД чаще, чем у ЭБД выявляются различные откло¬нения в аните-, интра- и неонатальном периодах. Это преимущественно патология беременности, родов, в частности, токсикозы, гестозы, угроза прерывания бере¬менности, слабость родовой деятельности, преждевременное отхождение около¬плодных вод, акушерские пособия, преждевременная отслойка плаценты.

Фактором риска развития у детей частых заболеваний является возраст мате¬ри — до 18 и старше 35 лет. У юных матерей, как правило, выявляется социальная неподготовленность к рождению ребенка.

Дети, рожденные юными матерями, в большинстве случаев относятся ко II группе здоровья, и, как следствие, заболевае¬мость среди них высокая.

У женщин старше 35 лет достовер¬но чаше встречается соматическая патология, с возрастом увеличивается количе¬ство абортов и хронических заболеваний, что отрицательно сказывается на здоро¬вье ребенка.

Важное значение имеет проблема здоровья женщин репродуктивного возрас¬та. В. А., Глумова с соавт. отмечают, что 56% женщин имеют соматическое забо¬левание, 13,6% семей имеют наследственно-обусловленную патологию.

Ряд авторов выделяют такой фактор риска, как заболевания матери во время беременности острыми заболеваниями (ОРЗ, ангиной, бронхитом, пневмонией), особенно в последнем триместре беременности, В последнее время важное место в формировании частой заболеваемости детей отводится трансплацентарной пере¬даче вируса от матери с персистгентной формой вирусной инфекции. При этом, с антенатальным или интранатальным заражением плода связано острое вирусное заболевание или развитие хронической формы врожденной вирусной инфекции в неонатальном периоде.

Так, при проведении пролонгированного наблюдения за детьми в течение 4-х лет, установлена зависимость частых заболеваний ребенка от перенесенных ост¬рых заболеваний матери во время беременности, наличия эндокринной патоло¬гии, хронических очагов инфекции, повторных острых респираторных заболева¬ний у обоих родителей.

Железодефицитная анемия (ЖДА), формирующаяся обычно во второй поло¬вине беременности вследствие больших дополнительных затрат железа, усугубля¬ет ее течение.

При дефиците железа у беременной в 1,5-2 раза чаще развиваются гестозы, до 40% возрастает частота невынашивания беременности, несвоевремен¬ное излитие околоплодных вод (раннее и преждевременное) составляет 40,3%, слабость родовой деятельности отмечается в 13,9% родов.

Существенно возраста¬ет количество оперативных вмешательств в родах — кесарево сечение, акушерские пособия.

Весьма неблагоприятно сказывается на течении беременности и родов не только клинически сформированная ЖДА, но и латентный дефицит железа. ЖД А наблю¬дается у 40% беременных, в то время как латентный дефицит железа выявляется у 40-100% беременных.

С.Н. Вахрамеева с соавт, на основании плазменных показателей железа диагностировали латентную форму ЖДА у беременных и определили ее влияние на состояние здоровья детей.

В 59% случаев авторами отмечено неблагоприятное течение беременности в виде угрозы ее прерывания и позднего гестоза.

У 60,5% детей при рождении отмечалось состояние средней степени тяжести; 35,8% детей родились в асфиксии; 45,7% — с явлениями внутриутробного инфицирования.

Дефицит железа вызывает нарушение фагоцитоза, снижает бактерицидную способность нейтрофилов. При возникновении железодефицитной анемии у де¬тей чаще возникают острые респираторные заболевания с бактериальными осложнениями.

В формировании ЧБРЗД важная роль отводится патологии периода новорож- денпности. Отмечено, что внутриутробное инфицирование на фоне недоношеннос¬ти и незрелости иммунологических механизмов защиты приводит к развитию им¬мунопатологических реакций, которые, в свою очередь, повышают вероятность частых заболеваний в более старшем возрасте.

У детей с остаточными явлениями перенесенной перинатальной гипоксии су¬щественно нарушена адаптация к различным факторам внешней среды, изменяет¬ся функциональное состояние вегетативной нервной системы, отмечается повы¬шенная метеолабильность. Это определяет большую подверженность острым рес¬пираторным заболеваниям с раннего возраста.

Характер питания в раннем возрасте имеет прямое отношение к формирова¬нию контингента часто болеющих детей. Отмечается, что число часто болеющих детей может быть снижено более, чем в 2 раза при уменьшении числа детей, нахо¬дящихся на искусственном вскармливании.

В ряде работ изучена роль семьи в фор¬мировании частых заболеваний у детей. Термином «социопатическая семья» пред¬лагается называть семьи, в которых один или оба родителя страдают алкоголиз¬мом, находятся в заключении или отличаются иными чертами антисоциального образа жизни.

Дети в таких семьях находятся в социальной депривации, то есть у них отмечается лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для нормального развития ре¬бенка.

Отмечено, что почти 1/3 социопатических семей живет в неудовлетворительных условиях, каждая шестая — в плохих, каждая пятая — в коммунальных квартирах. Каждая вторая такая семья имеет доходы ниже принятого прожиточ¬ного минимума.

Влияние употребления алкоголя родителями на состояние здоровья детей изу¬чается в течение многих лет. Было отмечено, что пристрастие родителей к алко¬гольным наплиткам может привести к возникновению алкогольной эмбриофетопатии.

Данное состояние оказывает неблагоприятное воздействие на физическое и нервно-психическое развитие детей.

Особенно выраженное негативное влияние алкоголя отмечается в случае приобщения родителей к спиртным напиткам в пу¬бертатном периоде.

В литературе приводятся веские доказательства пагубного влияния на орга¬низм человека табачного дыма, особенно это касается пассивного курения. Удель¬ный вес пассивных курильщиков среди ЧБРЗД составляет до 75%.

Пассивное ку¬рение может приводить не только к угнетению различных звеньев иммунитета (снижению числа Т-лимфоцитов и дисбалансу субпопуляций Т-клеток), увеличе¬нию риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, онкопатологии, но и к возникновению бронхолегочной патологии, вследствие сенсибилизации детско¬го организма к белковым компонентам табака. Было показано, что глубина имму-нологических нарушений зависит от длительности курения.

Наличие фоновых пограничных состояний ребенка определяет развитие по¬вторных заболеваний. Так, у часто болеющих детей в 5 раз чаще отмечаются остаточные явления рахита, в 1,5 раза — проявления пищевой аллергии.

У детей с отягощенным иммунологическим анамнезом отмечается склонность к хронизации инфекции в носоглотке, регистрируется повышенная час¬тота встречаемости увеличения вилочковой железы.

При сочетании аллергического фона и тимомегалии дети начинают болеть с первых месяцев жизни.

Одним из факторов риска развития частых заболеваний является нарушение естественной микрофлоры кишечника у детей. Частое, длительное и нередко не¬оправданное применение антибиотиков широкого спектра действия у детей с по¬вторными респираторными заболеваниями способствует развитию дисбактериоза.

Нарушение биоценоза кишечника происходит из-за снижения бактерицидных свойств его слизистой оболочки, недостаточной ферментообразовательной функ¬ции поджелудочной железы и нарушения процессов пищеварения, что приводит к вторичному нарушению всасывания и потере белка через кишечник.

В результате белковой недостаточности возникает вторичная иммунологическая недостаточ¬ность, замыкающая «порочный круг» частой заболеваемости.

Повторная заболеваемость на первом i-году жизни считается неблагоприятным фактором для формирования ЧБРЗД в последующих возрастных периодах. В ис¬следованиях З.С. Макаровой с соавт. отмечено, что почти все дети, реализо¬вавшие частую заболеваемость на первом году жизни, сохраняли ее в последую¬щем в течение раннего и дошкольного возраста.

Игнорирование рационального вскармливании, пренебрежение закаливанием и физической культурой, дефекты ухода за детьми могут привести к снижению резистентности организма и формированию частой заболеваемости.

В ряде работ изучалось влияние заг¬рязнения биосферы на здоровье детей. Отмечено, что многие вещества, загрязняю¬щие атмосферный воздух (оксид серы, азота, сероводород и другие), раздражают слизистые оболочки, попадая в дыхательные пути, вызывают десквамацию эпите¬лия слизистых с последующей дегенерацией и метаплазией, явления бронхоспазма, и, как следствие, повышенную заболеваемость.

Повышенное содержание раз¬личных ксенобиотиков в окружающей среде приводит к накоплению их в организ¬ме, что вызывает изменения клеточного метаболизма, нарушения гемостаза. Это является одной из существенных причин формирования частой заболеваемости у детей. Следует подчеркнуть значимость не только каждого фактора в отдель¬ности, но и суммарное накопление их у ребенка на протяжении его жизни.

В свою очередь, частые заболевания влияют на состояние иммунных реакций растущего организма.

Так, при остром респираторном заболевании, активность нейтрофилов меняется, что выражается в снижении активности пероксидазы, причем степень этого снижения коррелирует с тяжестью общего состояния.

Активность щелочной фосфатазы при острых респираторных вирусных инфекциях у эпизодически боле¬ющих детей соответствует возрасту, а при наслоении бактериальной флоры повышается.

У ЧБРЗД выявлено повышение активности щелочной фосфатазы и снижение активности миелопероксидазы. При частых острых респираторных заболе¬ваниях наблюдается нарушение системы нейтрофильного фагоцитоза.

Кроме того, у часто болеющих детей отмечено снижение уровня лизоцима, в то время как у здоровых детей в раннем возрасте активность его даже выше, чем в последующие возрастные периоды.

При возникновении повторных острых респираторных заболеваний у ЧБРЗД, по мнению ряда авторов, опреде¬ляется достоверное снижение содержания Т-лимфоцитов и повышение процент¬ного содержания В-лимфоцитов. При осложненном течении острых респиратор¬ных вирусных инфекций происходит угнетение В-лимфоцитарного звена имму¬нитета. У ЧБРЗД регистрируется дисиммуноглобулинемия.

У детей и взрослых установлена корреляционная связь между уровнем slgA, lgE и концентрацией бактериальных антигенов в содержимом бронхов. По содержанию бак-териальных антигенов в секрете можно прогнозировать уровень указанных иммуно¬глобулинов.

Определение концентрации IgE в бронхиальном секрете не может быть диагностическим признаком аллергических заболеваний дыхательных путей.

В реак¬циях местного и системного иммунитета имеется параллелизм, характеризующийся одновременным снижением активности лизоцима, IgA, IgG как в крови, так и в бронхи¬альном смыве при хронических воспалительных заболеваниях лёгких.

Для оценки особенностей активности секрета ротовой полости у ЧБРЗД (61 ребенок) проведено сравнительное исследование этого показателя у детей в срав¬нении с противовирусной активностью их периферической крови, а также с про¬тивовирусной активностью секрета ротовой полости условно здоровых детей.

Противовирусная активность секрета ротовой полости у ЧБРЗД была дос¬товерно ниже (19,3+2,3 МЕ/мл), чем у условно здоровых детей (69,4×8,6 МЕ/мл; 32 ребенка).

Противовирусная активность периферической крови у ЧБРЗД имела положительную корреляционную связь с противовирусной активностью секрета ротовой полости (коэффициент корреляции — г = 0,54, Р

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector