Болезни подростков: что нужно знать родителям

Психические расстройств у детей  всегда вызывают множество вопросов.

Например, как понять, что «особенное» поведение ребенка не вариант нормы, а отклонение? Может ли регулярный отказ от еды у подростка говорить о нарушении психики? Почему ребенок умышленно наносит себе повреждения? К кому обращаться за помощью в первую очередь: к психологу, психотерапевту или психиатру? В чем разница между психологом и психиатром? Какие социальные последствия влечет диспансерный учет у психиатра? Если у ребенка есть психическое расстройство, то это обязательно «от родителей» и навсегда?

На самые частые вопросы, связанные с психическими расстройствами у детей, ответила врач-психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.

Психическое расстройство и социальные последствия

Болезни подростков: что нужно знать родителям

Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?

Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.

Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.

Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.

При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?

На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров.

То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение.

Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.

Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?

Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать).

С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой — примерно 3% от общего числа.

Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью.

Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.

Ребенок с расстройством психики и школа

Болезни подростков: что нужно знать родителям

Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?

Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу.

Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида. В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей.

Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.

Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?

Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.

А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение.

Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе… Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит… СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.

Проблемы с психическим здоровьем и семья

Болезни подростков: что нужно знать родителям

Передаются ли психические расстройства по наследству?

Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни.

А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют.

В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.

Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?

С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители — мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке.

Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка.

Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.

Признаки психического расстройства у подростков

Болезни подростков: что нужно знать родителям

Подросток отказывается от еды. Как понять родителям, что это признак психического расстройства?

Расстройства пищевого поведения у подростков (отказ от еды или, наоборот, переедание) достаточно распространены в современном обществе. Связано это в основном с трендом на худобу, навязыванием соцсетями «худых» идеалов красоты. Поэтому уже с 12-13 лет некоторые девочки начинают ограничивать себя в еде.

Если ваш подросток изо дня в день отказывается есть в кругу семьи, чего раньше не было – это повод насторожиться. В будни отследить это сложно: родители, как правило, работают с утра до вечера.

Еда на день оставляется в холодильнике в расчете, что дети сами поедят. Но подростки идут на всякие уловки. Например, чтобы не вызвать подозрения у родителей, подросток может просто выбросить свою порцию, а сказать, что съел.

Поэтому особое внимание на выходные дни и время семейного ужина.

Избегание совместного приема пищи, регулярный, частый отказ без объективных причин, поход в туалет сразу после еды – все это может указывать на расстройства пищевого поведения.

Обращайте внимание также на внешний вид и самочувствие подростка.

Симптомы расстройства пищевого поведения характеризуются снижением веса, частыми перепадами настроение (в основном оно плохое), раздражительностью, быстрой утомляемостью и т.д.

Самоповреждения у подростков. Зачем они это делают и как избежать подобного поведения?

Подростки (да и дети младшего возраста) могут наносить самоповреждения для снятия внутреннего эмоционального напряжения. Иногда ими движет желание совершить суицид, но банально не хватает физической силы сделать глубокий порез.

Почему это должно настораживать? Такой способ снятия напряжения не является физиологичным.

Если подросток нарушает целостность кожных покровов (режет, царапает, кусает до крови), доставляет себе боль, то в целом риск совершения в будущем суицида у него выше.

Болезни подростков: что нужно знать родителям

Самоповреждения, как правило, видны. Самое популярное место – тыльная часть предплечья. Иногда дети режут себя в области голени, бедер.

В настоящее время в программу диспансеризации входит визит к психиатру для мальчиков – в 14 лет, для девочек – в 15. Во время приема врач в том числе просит их показать предплечья. Но если ребенок режет себя в области бедер, врач этого не увидит. Поэтому многое зависит от настороженности родителей.

Какие признаки указывают на самоповреждающее поведение у подростка?

Он ходит постоянно закутанный, прячет руки, даже в жару у него рубашка с длинным рукавом, под любым предлогом избегает ситуаций, в которых родитель мог бы увидеть его руки или ноги.

Иногда подростки демонстрируют самоповреждения, как бы говоря родителю: посмотри, что я с собой делаю, ты в этом виноват. Такая демонстрация – сама по себе крик о помощи, который игнорировать нельзя.

Необходима работа с психиатром, психотерапевтом или психологом (иногда с несколькими специалистами сразу). Но это поможет вернуть подростку душевное равновесие и, возможно, спасти жизнь.

Читайте также:  Диагностика брюшного тифа у детей

И хотелось бы обратиться к родителям: уделяйте внимание своему ребенку. Хотя бы 15 минут в день, но стабильно, регулярно и не отвлекаясь на другие вещи. Тогда он сам будет испытывать потребность не резать руки, а прийти к вам и поделиться наболевшим. Это лучшая профилактика самоповреждений.

Подписывайтесь на наши группы в 

Врачебная тайна: стоит ли родителям знать о подростках все

857Человек среди людейПодростки

Среди множества событий этого лета почти незамеченным прошло одно, немаловажное и способное оказать влияние на судьбы многих людей. С 11 августа 2020 года всю информацию об оказанной несовершеннолетнему медицинской помощи могут получить его законные представители. И не просто могут — больницы и клиники обязаны уведомлять их и предоставлять все сведения.

Законные представители — это родители, попечители и усыновители. Те самые взрослые, которые имеют право подписи документов за ребенка или подростка до 18 лет (например, заключая договор в частной клинике).

Подобная практика есть во многих странах, и тут мы не уникальны. В ряде государств несовершеннолетний лишь при соблюдении некоторых условий может получить медицинскую помощь без информирования родителей.

Именно потому, что он несовершеннолетний. Суда по наличию разных вариантов законов на этот счет, даже в «цивилизованном мире» нет единого мнения, как лучше, да и, собственно, непонятно — для кого лучше.

В чем нюансы?

Чтобы представить плюсы и минусы, рассмотрим реальные истории из жизни и попробуем «примерить» новый закон.

1. «В 15 лет после конфликта с отцом у меня была первая паническая атака — тогда подумал, что это сердечный приступ и я умираю. Потом они стали повторяться все чаще и чаще.

Я постоянно волновался и к 16 годам практически не мог отвечать у доски в школе: в глазах темнело, сердце билось, мысли улетали, даже если я отлично знал тему. В итоге оценки скатились вниз, я стал прогуливать.

А при возвращении домой, когда я выходил из лифта, у меня начиналась очередная паническая атака. Казалось, что в мире просто нет безопасного места для меня», — пишет Георгий, 18 лет.

Дойдя до отчаяния, он обратился к врачу. Подписывая информированное согласие, Георгий специально оговорил, что сведения о его болезни не должен получить его отец. И поскольку все происходило до принятия нового постановления, лечащий врач выдержал атаки родителя и ничего ему не сообщил.

Мальчик лежал в стационаре, где в ходе психотерапии выяснилось, что психологическое и физическое насилие со стороны отца и способствовало его болезни. После окончания лечения подросток уехал жить к родственникам, чтобы вдали от агрессора начать нормальную жизнь. Вопрос: нужно ли было выдавать информацию такому «родителю»?

2. «Мне было 16, и я влюбилась как сумасшедшая, — делится 20-летняя Ирина. — Первая любовь, романтика и бабочки в животе. Все случилось довольно неловко, у нас обоих это было впервые и о предохранении не заботились.

Когда началась задержка, я испугалась и сказала своему парню. И тут он заявил, что это не от него, мы поссорились, он перестал отвечать на сообщения и звонки. Я пошла к гинекологу, и оказалось, что беременна. Мои родители очень религиозные люди и, если бы узнали, или выгнали бы меня из дома, или заставили бы рожать, но я не была готова к такому».

Далеко не все взрослые готовы понять и поддержать дочь в такой ситуации, дать ей решать самой. Очевидно, что реакции могут быть разные — от поддержки и принятия внука до рукоприкладства и угроз в адрес девушки, «опозорившей семью»».

Действительно ли информирование родителей гарантированно пойдет на пользу жизни и здоровью подростка? Похоже, многое упирается в то, здоровые ли отношения в семье, каковы убеждения родителей, их ценности, степень просвещенности в некоторых вопросах и так далее.

Но есть и другие нюансы.

Что бы ни стояло за этим решением, оно привело к тому, что Сергей не сообщил о раке отцу и матери

3. В 17 лет у Сергея обнаружили злокачественную опухоль. Он поделился этим только с лучшим другом — отношения с родителями были не плохими, но и не близкими, и юноша хотел доказать свою самостоятельность.

Что бы ни стояло за этим решением, оно привело к тому, что Сергей не сообщил о раке отцу и матери.

То есть скрыл серьезную проблему от тех, кто мог бы возить его по больницам, договариваться с врачами, при необходимости платить за лечение или лекарства, в общем, использовать все шансы на то, чтобы подросток справился с болезнью.

Стоило бы им знать об этом вопреки его желанию? Скорее всего, любые родители ответили бы утвердительно и приложили все силы, чтобы помочь сыну.

4. «Это было еще в 90-е, в 15 лет я простудился и долго кашлял, — рассказывает Дмитрий, 40 лет. — В итоге решил пойти в поликлинику, чтобы мне дали справку для школы. Врач мельком посмотрела, что-то презрительно сказала о моем внешнем виде (ну да, я ходил в майке с «Алисой» и носил перстень с черепом) и назначила пенициллин.

Я даже честно купил его и собирался принимать, кашель достал. Но дома мама увидела упаковку и остановила меня. В общем, оказалось, у меня сильная аллергия на этот антибиотик, а врач не посмотрела, в карте было записано. А я и не знал. Мог бы умереть от отека Квинке, наверное». А если бы родители не увидели?

Вопросы без ответа

Похоже, что на одной чаше весов — родительский контроль, а на другой — святость врачебной тайны. Подростковый возраст имеет свои особенности, которые влияют на принятие решений.

К примеру, категоричность, перепады настроения, чувство сопротивления, нередко склонность видеть ситуации в наиболее мрачном свете. Человеку еще не хватает жизненного опыта и способности смотреть на жизнь в иной перспективе.

И, как в последней истории, может просто не быть знаний о своих или наследственных особенностях.

Именно поэтому серьезные решения за несовершеннолетних принимают взрослые. Считается, что они исходят из его интересов. Но мир не идеален, и сами родители нередко становятся источником угрозы для ребенка. Ну или у них не хватает сил, желания или знаний на то, чтобы принять мудрое решение, влияющее на его судьбу, здоровье, благополучие.

Но даже в идеальном варианте, когда мать и отец — прекрасные родители, их собственные представления о наилучшем пути и представления сына или дочери могут сильно различаться.

Мария Лейбович, психиатр, психотерапевт

Это сложный и этический, и практический вопрос. С одной стороны, любой родитель любого подростка хочет знать о сложностях, проблемах со здоровьем, о рисках и опасных ситуациях. Это желание вполне справедливо, и новый закон встает на сторону родителей.

Но… Это «но» относится как раз к тем подросткам, которые чаще всего и прибегали к защите прежнего закона, и он оберегал тайну их обращения к врачу.

В каких случаях происходило подобное? Когда дети были не уверены, что родители поймут, встанут на их сторону, поддержат их решение.

И чаще всего просьба к врачу о сохранении тайны относилась к венерическим заболеваниям, беременности, психическим расстройствам — то есть критическим ситуациям.

Мы понимаем, что сложности возникают именно у тех подростков, у которых нет контакта с родителями, — к сожалению, это бывает достаточно часто. Мне как специалисту, который работает в сфере психического здоровья, известно, насколько часто родители не хотят принимать факты о заболеваниях их детей.

Многие готовы до последнего объяснять все плохим характером, ленью, переходным возрастом. Таким образом они препятствуют тому, чтобы подростки получали необходимую квалифицированную помощь. И все-таки получить ее очень многим нуждающимся помогла именно конфиденциальность.

Когда конфликты с родителями становятся одной из основных причин нестабильного состояния подростка, возможность прийти и поговорить со взрослым человеком, который на их стороне, — психиатром, психотерапевтом — может помочь наладить отношения в семье.

С другой стороны, в случае риска суицидального поведения я и мои коллеги всегда делали выбор в пользу того, чтобы информировать родителей о его наличии, о чем сразу предупреждали пациентов-подростков. Как правило, это не становилось препятствием для продолжения их общения со специалистом.

По современному законодательству врач обязан сообщить пациенту и его родственникам, какой диагноз установлен и какими препаратами его лечат — в отличие от практики советского времени. Но здесь есть оговорка — кроме тех случаев, когда оглашение диагноза повлечет за собой ухудшение состояния пациента. И в психиатрии эта ситуация довольно частая.

Читайте также:  Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Раньше было больше шансов, что в трудной ситуации подросток обратится к компетентному взрослому

Хорошо, когда ребенок находится в стационаре — врач видит его каждый день, общается с родными и может по ситуации оценить, насколько сообщение о диагнозе или о методах лечения способно повлечь за собой ухудшение состояния пациента.

Но если мы говорим о новом законе применительно к амбулаторной практике, то получается, что специалист видит пациента один раз и у него нет возможности оценить, насколько безопасным для ребенка будет информирование родителей, как это повлияет на его состояние и на процесс лечения, не навредит ли их вмешательство и как это отразится на отношениях в семье. И в этом плане всегда есть риски.

Принятие этого закона вызывает как профессиональное, так и человеческое беспокойство о подростках, которые раньше были защищены законом и могли обратиться за помощью. Ко мне их часто направляли психологи для диагностики психического расстройства. И подростки были защищены — визит к врачу ничем им не грозил.

Когда это становится невозможным без привлечения родителей, многие из них, я опасаюсь, просто не пойдут. Я говорю о своей сфере, но полагаю, что мое мнение разделят и гинекологи, к которым обращаются несовершеннолетние с подозрением на беременность или венерические заболевания.

А если подростки не будут обращаться к специалистам, это может привести к росту невыявленных заболеваний — венерических и психических, к немедицинским абортам, развитию затяжного течения заболеваний. Это та сторона вопроса, которая вызывает настороженность.

Люди, поддерживающие принятие этого закона, говорят о том, что подросток не может самостоятельно принимать решения. Это так, на этот процесс влияют особенности возраста — протестное поведение, стремление к независимости и так далее.

Но здесь важный момент — раньше подросток не оставался один на один с принятием трудного решения. У него есть специалист, для которого в приоритете — здоровье пациента.

С новым законом, мне кажется, ребенок как раз и остается в одиночестве — ему необходимо принять решение, обратиться ли к доктору в принципе.

Боясь, что родители узнают, например, о его венерическом заболевании, он с высокой вероятностью не пойдет к врачу. Получается, раньше было больше шансов, что в трудной ситуации подросток обратится к компетентному взрослому, который — да, без участия родителей — окажет квалифицированную медицинскую помощь.

Источник фотографий:Getty Images

Родителям о здоровье подростка

Много волнений и тревог приносит трудный «переходный» возраст. У каждого подростка он протекает по-своему. Один удивляет родителей и окружающих грубостью, вспыльчивостью, частой плаксивостью. Другой, казалось бы, как всегда спокоен. Но и те, и другие подростки равно требуют к себе внимания.

Нельзя, глядя на вспыльчивость и неуравновешенность ребенка, думать: «Вот кончится переходный возраст, все пройдет…». Даже внешне спокойного ребенка не стоит предоставлять самому себе.

Исследования показали, сто «переходный» возраст легче переносят те подростки, родители которых активно помогают им в этот ответственный и трудный период жизни.

Как правило, подростковый период завершается благополучно, пропадает «ершистость» подростка, стабилизируется настроение, да и здоровье юноши или девушки не вызывает беспокойства. Но, к сожалению, так бывает не всегда.

Многие заболевания начинают развиваться и проявляются именно в подростковом возрасте. Вот показательный пример: у 40% подростков, родители которых своевременно не обратили внимания на повышение артериального давления, в зрелом возрасте развивается гипертоническая болезнь.

Подобное касается и других заболеваний – нервной системы, органов пищеварения и т.д.

Что же происходит  в организме подростка, что делает его таким уязвимым и восприимчивым к взаимодействию различных факторов внешней среды, которые еще недавно были для него совсем безобидными?

Начиная с 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков, начинается значительная перестройка различных систем организма.

Активизируется деятельность желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны, необходимые для нормального роста и развития организма.

Начинают функционировать половые железы, на деятельность которых могут повлиять индивидуальные особенности развития ребенка – состояние здоровья, перенесенные заболевания, питание, режим труда и отдыха, обстановка в семье и т.д.

Подростковый период – время бурного и неравномерного физического развития организма, что сказывается на внешнем виде подростка – он угловат, нескладен и на состоянии всех систем организма.

В результате этого у подростка могут наблюдаться так называемые функциональные нарушения – учащения ритма сердечной деятельности, колебания показателей артериального давления, временные отклонения в деятельности органов пищеварения и т.д.

Если вовремя не обратить внимания на частые жалобы ребенка на утомляемость, слабость, головокружения, не выяснить, в чем причина недомогания, не обратиться вместе с подростком к врачу, функциональные нарушения могут закрепиться и перерасти в то или иное заболевание.

Изучение причин заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем показывает, что существенную роль в возникновении и развитии многих болезней у подростков играют такие неблагоприятные факторы, как нервно-психическое напряжение, стрессовые ситуации (конфликты в семье, школе), нерациональный режим учебы и отдыха, ведущий к переутомлению, неправильное питание, а так же наличие в организме хронических инфекций, создающих так называемый  инфекционно-аллергический фон.

Особенно не благоприятно для подростка нервно- эмоциональное напряжение. Возбудимость его центральной нервной системы повышена, что отражается на его поведении, но и на состояние всего организма. Подросток становится «нервным», психика его неуравновешенной, часто меняется настроение.

Ко взрослым, особенно к родителям, он часто относится критически, в то же время, услышав замечание в свой адрес, подросток легко может обидеться. Большинство конфликтов происходит в результате неумения взрослых правильно оценить и саму конфликтную ситуацию, и состояние нервной системы подростка.

А ведь нервно-психическая травма, полученная им, может и вызвать нервоз, и привести к повышению артериального давления вплоть до развития гипертонической болезни уже в подростковом возрасте.

Недосыпание, занятие без достаточного отдыха, редкое пребывание на свежем воздухе, нерегулярное питание (отсутствие фиксированного времени завтрака, обеда, ужина, еде «на ходу»), однообразие рациона, переедание так же может отрицательное казаться на здоровье подростка.

Чем же могут помочь в этот период родители? Прежде всего – это благоприятный психологический климат в семье. Ваши отношения с ребенком должны сложиться так, чтобы он всегда был уверен: дома поймут, посоветуют, как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся нравоучениями.

Стать не только родителями, но и друзьями своих детей – задача трудная, но выполнимая. Не фиксируйте внимание на тех качествах подростка, которые Вам не нравятся, особенно в присутствии посторонних.

Если негативизм, бравада не получают поддержки, они теряют свою значимость для самого подростка и исчезают без активного вмешательства взрослых.

В подростковом возрасте особое значение для сохранения здоровья приобретает режим. Сам подросток не всегда способен правильно организовать свой день. Он может увлечься каким-либо делом в ущерб занятиям, отдыху, сну, еде.

И здесь должны прийти на помощь старшие. Постарайтесь убедить его, лучше личным примером, в необходимости зарядки, прогулок на свежем воздухе и т.д.

Следите за тем, чтобы ребенок ложился спать не позже 22 часов, приучите его проветривать комнату перед сном и спать при открытой форточке.

Одно из действенных средств нормализации всех функций организма – занятие физической культурой и спортом (если нет противопоказаний для этого).

И здесь необходим Ваш личный пример: ради сохранения здоровья ребенка переборите себя – оторвитесь интересной телепередачи, отложите книгу.

Доставьте подростку радость общения во время лыжной прогулки, поездки за город на велосипеде, в туристическом походе. Постарайтесь при планировании  отпуска учитывать и интересы детей.

Родители, чьи дети серьезно занимаются спортом, следует знать, что в подростковом возрасте чрезмерные физические нагрузки могут оказать нежелательное воздействие на организм. Поэтому состояние здоровья подростка-спортсмена должно постоянно контролироваться не только врачом и тренером, но и Вами. И, конечно, ни в коем случае не следует форсировать успехи сына или дочери в спорте.

Не секрет, что знакомство с первой рюмкой вина и сигаретой часто происходит именно в подростковом возрасте.

Как избежать этого? Наиболее эффективен, будет не прямолинейный запрет, а личный пример – резко отрицательное отношение к вину и табаку, доверительная, дружеская беседа с подростком, разъяснения пагубного влияния никотина и алкоголя на развивающийся организм. Отрицательное отношение детей к вредным привычкам воспитывается, прежде всего, в семье.

  • Продуманный, здоровый режим, спокойная обстановка, интересные для подростка и посильные для него занятия, доброжелательность и понимание со стороны окружающих его людей, контроль за состоянием его здоровья – основные условия того, что подростковый период пройдет для ребенка благополучно.
  •   ЖИЗНЬ  ВАШИХ  ДЕТЕЙ – В ВАШИХ  РУКАХ!
  •                           БУДЬТЕ  ЗДОРОВЫ!
Читайте также:  Откровенно про «это»: разговор, от которого не уйти

Врач  терапевт  отделен.дневн.пребыван. Клебанова  Н.П.

Характеристика заболеваний подросткового периода

Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка, подростка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка.

Вместо полной свободы движения (а потребность в движении, как известно, в высокой степени свойственна всякому здоровому ребенку) его ждет сидение целыми часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется еще умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу.

До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой.

Теперь ребенка заставляют выполнять определенные задачи, сосредоточивать внимание на определенных предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать свое внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелегких задач, требующих умственного напряжения.

Школьники по взрослее, тоже должны думать об учёбе, но в возрасте 12-17 лет это не так просто. В эти годы жизни ребятам открываются новые знания, интересы и поэтому они часто отвлекаются от школы. Но не только эти факторы могут мешать подростку развиваться.

Подростковый возраст — состояние динамическое. Многие физиологические и психические процессы у подростков неустойчивы.

Раздражительность, напускная грубость, негативизм (отрицание всего, не желание отвечать на вопросы), а иногда застенчивость, растерянность и плаксивость — вот характерные черты подростков. Неустойчивость вегетативной нервной системы проявляется повышенной потливостью, неадекватными (не соответствующими обстановке) покраснениями кожи и обмороками, нередко повторяющимися.

Вегетативная неустойчивость и некоторое отставание развития сердечно-сосудистой системы от усиленного роста тела подростка могут вызывать боли в области сердца, периодические учащения сердцебиения и перебои сердечных сокращений, повышенное артериальное давление (юношеская гипертония).

Повышенная деятельность сальных желез кожи подростка способствует образованию угрей на лице и других частях тела. Это явление временное и особого лечения не требует, кроме гигиенического ухода за кожей лица и тела.

Окружающая среда, обычаи, нравы, общественные законы и порядки оказывают большое влияние на формирование подростка, особое значение надо придавать влиянию семьи. В семье подросток растет, развивается, учится контролировать свои эмоции и действия. Семья определяет широту

взгляда подростка. В этот период особое значение имеют правильно сложившиеся отношения в семье.

Родители должны знать, что настроение, состояние и поведение подростка зависят от условий, в которых он развивается.

Эти условия создают совершенно определённую атмосферу, в которой школьнику дышится легко или, напротив, с трудом… Ведь именно в семье ребёнку должны правильно построить воспитание и развитие.

Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желёз внутренней секреции. Это период полового созревания.

Само собой разумеется, что половое развитие школьника неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно. Однако в определённые годы оно резко ускоряется, в течение сравнительно короткого периода наступает половая зрелость. По времени наступления период полового созревания совпадает с подростковым периодом.

Это ещё раз показывает, что ребёнок – это не просто «сумма» каких-то «свойств», он единое целое.

Научить школьника беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье — понятие комплексное.

Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания.

Среди многообразия всех болезней, выделяются самые распространенные: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства.

Заболевания щитовидной железы у современных школьников очень распространено. Увеличение ткани щитовидной железы и образование узлов может происходить не только при дефиците поступления йода, но и при достаточном (физиологическом, 50-100-150 мкг/сут) уровне йода.

Щитовидная железа может увеличивать свой объём: при крайне низком (значительном) поступлении йода в организм (это эндемический зоб; его предупреждение и лечение связано с назначением препаратов йода); при незначительном уменьшении поступления физиологической нормы йода и дополнительных отрицательных факторах (дефиците компенсаторных возможностей организма); при нормальном (достаточном) поступлении йода в организм, но крайне высоком функциональном напряжении щитовидной железы в ответ на изменения в организме.

Нарушение осанки у детей проявляются в виде сутулости, округлой и плоской спины. При сутулости у детей грудь запавшая, плечи свисают, лопатки выступают, живот выпячен. При круглой спине увеличен выступ верхней части грудного отдела. При плоской спине все нормальные кривизны позвоночника сглажены, туловище отклонено назад, живот втянут.

Нарушения осанки сопровождаются повышенной усталостью и нарушением общего самочувствия ребенка.

В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника, чаще в грудном отделе. Тяжелые искривления приводят к ограничению его подвижности, нарушению роста и отражаются на ритме работы многих органов и систем.

Болезнью века считается близорукость школьников. Она возникает вследствие чрезмерного напряжения глазных мышц при длительных занятиях ребенка за компьютером, неправильно сидящего за столом, при плохом освещении. Близорукость быстро прогрессирует и требует своевременного лечения.

Если родители заметили, что ребенок плохо видит вдаль, нужно срочно обратиться к врачу-офтальмологу, который при подтверждении диагноза близорукости подберет необходимые очки, даст нужный совет по режиму, освещению рабочего места. Ребенок, страдающий близорукостью, должен носить очки, причем правильно подобранные. Очки избавляют ребенка от постоянных затруднений в учебе и быту.

Обучение в школе вызывает немало затруднений и в питании детей. Вследствие этого возникают желудочно-кишечные заболевания. Нередко приходится наблюдать, что учащиеся утром, перёд уроками, вяло и неохотно едят; иногда с трудом удается заставить ребенка выпить утром стакан молока, тогда как в остальное время дня у детей этого возраста хороший аппетит.

Часто приходится прилагать усиленные старания, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. После обеда школьники должны отдыхать. Отдых рекомендуется и до обеда, в тех случаях, когда ребенок возвращается из школы усталый и у него нет желания есть. Необходимо знать, что ел ребенок во время школьного завтрака, с тем, чтобы избегать повторения блюд в течение дня.

Во время еды школьники должны тщательно разжевывать пищу и не запивать не дожеванный кусок водой, пища должна разжевываться и пропитываться слюною настолько, чтобы она сама, без помощи воды или других жидкостей, проскальзывала в желудок. Поэтому жидкости должны всегда подаваться на стол только после второго блюда. Ужин должен быть за 11/2—2 ч до сна. На ужин готовят легкие блюда, не рекомендуется за ужином наедаться до полного насыщения.

При нарушении режима у школьника снижается аппетит, появляются головные боли, запоры. Эти дети обычно бледны, менее жизнерадостны, часто болеют.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников.

Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания.

Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления нервно-психических состояний.

Хорошие зубы – залог здоровья. Эту старую истину хочется повторить, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику, поведение школьника.

Существуют не значительные проблемы зубов, но они всё таки есть. Самая распространенная болезнь зубов – это кариес.

Приятно видеть, как преображает человека с обычной внешностью ослепительный ряд красивых зубов. И наоборот неприятное впечатление оставляет человек с некрасивыми зубами.

Болезней зубов немного, но они требуют большого внимания школьника, который должен своевременно показываться зубному врачу.

Из описания наиболее распространенных заболеваний школьников, становится очевидной необходимость правильного соблюдения режима дня, а также постоянной связи родителей с преподавателями школы и со школьными врачами, с которыми надо детально обсуждать условия жизни, учебы и воспитания школьника.

Воспитывать школьника на свой страх и риск или прибегать к советам малосведущих и неопытных людей нельзя. Это наносит только вред здоровью ребенка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector