Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях

Дети с аутизмом отличаются от «обычных». Они не любят общаться со сверстниками и родителями, зачастую почти не говорят и ведут себя не так, как все. Автор Дэйли Бэби поговорила с родителями «аутят» и узнала их истории — местами грустные, а в чём-то — положительные и дарящие надежду.

Юлия Колоскова, сыну Арсению 5 лет (город Москва)

Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях

— У моего сынишки аутический спектр. Родился он довольно крупным: 4 230 г, хотя по сроку был недоношенным почти на месяц.

Роды прошли хорошо, на свет появился здоровый мальчуган. Отлично развивался до года, а после мы начали замечать, что он нас совсем не слышит.

Сначала грешили на то, что малыш заинтересован игрой, потом подумали, что ребёнок глухой. Я обратилась к врачам, они сообщили, что слух у нашего мальчика отличный.

Затем мы обратились к неврологу, и он нам поставил диагноз — задержка психического развития. Но на словах было сказано, что у ребёнка аутистический спектр. Нам объяснили, что малышу до трёх лет не имеют право по закону официально ставить аутизм.

Невролог начала нас наблюдать и выписывать лекарства — ноотропы. Чего мы только не пробовали: разные таблетки, методики, занятия. Ребёнок становился просто неуправляемым.

Иногда он бывал тихим и спокойным, например, когда играл с понравившимся ему игрушками. Его всегда интересовали яркие фигуры, цифры, буквы.

Все игрушки он ставил в ряд, очень любил собирать пирамиды, поэтому таких игрушек у нас полно.

Услышав диагноз, я сначала растерялась: даже не поняла, что это значит. Я не знала, кто такие аутисты и что ждёт меня дальше.

Как и многие, кинулась в интернет, где начиталась жутчайших вещей и расплакалась. Неужели мой сын будет таким?

Я долго не могла прийти в себя, не принимала болезнь сына. Позже, успокоившись, начала действовать: делала и делаю всё, что в моих силах. Правда, не всегда есть такая возможность, так как одна воспитываю двоих детей и работаю. К счастью, помогают мои родители.

Мой мальчик рос, и нас перевели к психиатру, так как невролог был уже бессилен. Нам попалась волшебная врач, я очень благодарна ей за всё, что она дня нас сделала. Мы подбирали психотропные лекарства, усиленно занимались, пошли в детский логопедический сад. Сначала было очень сложно, так как аутисты нелюдимы, с сыном было непросто найти общий язык. Но педагоги очень старались.

Мы прошли разные комиссии, оформили инвалидность. Это далось мне очень сложно в эмоциональном плане.

Было невероятно тяжело и больно смириться с тем, что мой ребёнок — инвалид. Я плакала, боялась, меня совершенно не интересовали выплаты по инвалидности. Я просто не верила в его диагноз.

Меня переубедила психиатр, сказав, что до 18 лет клейма на ребёнке не будет. Да и помощь какая-никакая: таблетки безумно дорогие, а с инвалидностью их выдают бесплатно.

Мы начали лечение: психотропные и ноотропы плюс занятия в детском саду, логопед, дефектолог, воспитатели. Группа в саду была комбинированной, то есть и аутисты, и малыши с ДЦП, и дети, которые плохо говорят.

После я решила отправить ребёнка на томатис-терапию — это наушники со специальной музыкой, которая индивидуально подбирается для каждого ребёнка.

Ещё одна особенность аутят — избирательность в еде. До томатис-лечения мы ели только протёртую пищу. О, как я мучилась: куда не поеду, везде со мной блендер. Мой ребёнок по сей день обожает молочные продукты: кефир, йогурт, ряженку, творожки, сырки глазированные. Всё, кроме обычного молока.

Наше утро начинается с каши, обязателен в рационе суп. Примерно в три года мы ели предпочтительно красный суп, красную кашу: было лето, поэтому подмешивала в неё ягоды. Мой ребёнок почти не ест овощи и фрукты. Недавно мы начали есть котлеты.

Как-то принесли из Макдональдса наггетсы, он съел половину коробки. Тогда я решила делать сама котлетки из разных видов мяса, но был нюанс: он ел их только из коробки от наггетсов из Макдака. Макароны ест только длинные, картошку — предпочтительно фри.

Такие вот пожелания, которых приходится придерживаться, иначе ребёнок просто будет сидеть голодный.

С детства я включаю сыну развивающие мультфильмы, использовала методику Домана для раннего развития. Сегодня он считает, читает, различает и называет всё, что покажешь ему: цвета, овощи, фрукты, транспорт, животные. Знает все буквы и цифры до ста.

Единственная проблема — речь. Увы, но понятна она только мне. Сын отвечает на заданные мною вопросы, причём осознано.

Я планирую отдать своего ребёнка в обычную школу, так как аутисты — очень способные детки, они знают порой больше, чем их сверстники. Главное — развивать их, помогать обучаться всему.

В коррекционную школу отдавать сына не хотелось бы: важно, чтобы ребёнок развивался, а не деградировал.

В детском саду его хвалят: он всем помогает, на занятия ходит с удовольствием. Но на улице ведёт себя ужасно: убегает и смеётся, как будто издевается и смотрит на реакцию взрослых. Также ведёт себя и со мной: до садика бежит и не слушается. Он не понимает, что такое опасность. К сожалению, аутисты зачастую не знают чувства страха. Арсений уже трижды напарывался на стёкла и острые предметы.

Сынишка убирает за собой игрушки и знает, что значит «навести порядок». С такими детьми нужно много терпения, им важно уделять время и заботиться о них. Мой сын очень ласковый: постоянно целует, обнимает и гладит.

Может часами лежать со мной утром. Спит Арсений хорошо, быстро и безо всяких проблем засыпает. Что касается туалета: до трёх с половиной лет ходили в памперсе, потом приучились к горшку.

Одеваться и раздеваться умеет самостоятельно.

Я к нему отношусь, как к обычному ребёнку — могу поругаться и наказать, если провинится. Правда, когда ругаю его, он подходит, закрывает мне рот и целует.

Аутята — хитрые, вредные, но очень милые и ласковые. Они редко обижаются и не таят зла ни на кого.

Мамам таких детей мне хочется посоветовать: ни в коем случае не отчаивайтесь. Поведение таких детей корректируется. Главное — вовремя заметить недуг и не запускать его.

Постарайтесь обеспечить их всеми необходимыми условиями. И мой личный совет: будьте построже, не жалейте малыша-аутиста. Это не больной ребёнок, он нормальный, просто со своими особенностями.

У аутистов чистая душа и особое восприятие мира, об этом важно помнить.

Ольга Агасиева, сыну Денису 9 лет (город Москва)

Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях

— До двух лет Денис развивался абсолютно нормально. Как все. Потом пошёл в детский сад, и тогда-то всё началось. Мы стали замечать неладное, когда сыну было 2 года и 4 месяца. В то время мы обратили внимание на то, что наш мальчик — одиночка. Он играл один, любил, чтобы его никто не трогал. Тогда-то и началась наша борьба длиною в жизнь.

С двух с половиной лет с нами занимался логопед-дефектолог. Сначала врачи в поликлинике говорили: «Подождите, это же мальчик, позже заговорит», диагноза «аутизм» у нас никто из них не видел. Лишь позднее наш дефектолог сообщила: «У вас присутствуют аутичные черты».

Откровенно говоря, мы тогда и не знали, что это такое. Стали читать разную литературу, смотреть передачи про аутизм. Шока не было. Были слёзы. Как так? Почему? За что?

Но потом мы приняли эту информацию и стали искать методы лечения — пробовали многое. Сейчас ходим в специальную школу, которых, к слову, очень мало в Москве. А как с ними обстоят дела в регионах — остаётся только догадываться.

С 5 лет мы ходили в садик, тоже специальный, коррекционный. У нас были чудесные воспитатели, которые открыли нашему сыну окно в новый мир и многому его научили.

Безусловно, проблемы в поведении есть и сейчас. В силу упёртого характера Дениса ему нужно, чтобы всё было, как хочет он. Бывают истерики. Но и из этого положения можно выйти.

Мы обучаемся в отличной школе (ГКОУ 2124 Центр Развития и Коррекции СП 30). Нам повезло с классным руководителем: она нашла подход ко всем детям в классе, за каждого переживает как за своего.

Мой сын почти не разговаривает. Нужно признать, что с такими детками сложно объясняться. Денис — довольно-таки самостоятельный парень. Если что-то хочет, возьмёт это сам или за руку приведёт меня к месту, где это лежит и покажет, что ему нужно.

Сложности возникают, когда Дениса что-то беспокоит, например, что-то болит. Он не может показать, не понимает, что мы от него хотим. И тогда нервничаем и мы, и он. Увы, из этого положения никаких выходов нет.

С Денисом каждый день — это определённая работа. Понять, объяснить, рассказать, показать. Безусловно, мы радуемся чему-то новому, когда раз — и Денис самостоятельно вымыл ноги, раз — и научился чистить зубы. Таких примеров уйма.

То, что для нас обыденно и просто — дуть, целовать, мыть, чистить — для них очень сложно.

Хотелось бы, чтобы люди на улицах города с пониманием относились к аутятам, а не грешили на невоспитанность. К сожалению, аутизм — это болезнь, и с этим нужно считаться. Так бывает, и, увы, это может случиться с каждым. Мы, родители, хотим понимания. Не сочувствия и сожаления, а именно понимания и уважения к нам и нашим детям.

А родителям детей-аутят я хочу посоветовать одно — не плачьте, не жалейте себя и своего ребёнка, не думайте о том, что скажут окружающие. Возьмите себя в руки и помните: ваш ребёнок — это ваша гордость и опора, каким бы он ни был. И в ваших силах улучшить его состояние и сделать счастливым.

Маргарита Воронова, сыну Кириллу 2 года и 9 месяцев (город Курск)

— Мой малыш родился здоровым и крепким мальчиком. До года развивался как все детки: в 6 месяцев начал сидеть, в 11 — пошёл, махал ручкой на прощание, в год сказал первое слово — «мама».

Когда ему был 1 год и 2 месяца, мы поехали с ним на море в Крым. Там жили в гостинице, в которой на тот момент остановилось несколько семей с детьми примерно такого же возраста.

Там я и стала замечать, что мой ребёнок очень истеричный, плаксивый, абсолютно непослушный. Он очень отличался от других. Всё время куда-то бежал, при этом не замечая препятствия, людей.

Мог столкнутся с кем и чем угодно, как будто он просто их не видит.

Он перестал улыбаться, всё время был грустный. Но, самое главное, когда я смотрела на других детей, ловила себя на мысли, что они отличаются от моего малыша, но я не сразу поняла, чем.

Потом осознала, что все дети смотрят в глаза, обращают внимание на новых взрослых и рассматривают их, а мой ребёнок избегает взгляда в глаза даже мне.

Тогда же появилось ощущение, что он словно глухой: сын перестал отзываться на своё имя.

Сначала я решила, что ничего страшного не происходит: мы же посещали неврологов и никто ничего плохого не говорил. Но, приехав домой, полезла в интернет с вопросом: почему ребёнок не отзывается на имя? Тогда-то я впервые наткнулась на тему про аутизм и пришла в ужас. До этого я ничего об этом не знала.

Мы с мужем быстрее побежали к неврологу. Ребёнку был 1 год и 4 месяца. На приёме врач подтвердил опасения по поводу аутизма и посоветовал обратится к психологу. С этого момента начался просто ад.

Муж и близкие родственники не восприняли всё это всерьёз. Они считали, что я «наговариваю на ребёнка»: он ещё маленький, он мальчик, а пацаны развиваются медленнее и так далее.

Я стала впадать в депрессию от ужасных перспектив жизни, которые сама себе рисовала. Мужа раздражало, что я в плохом настроении, мне всё время ничего не хочется, нет сил ни на что.

Супруг был уверен, что всё нормально, просто я слишком сильно беспокоюсь на пустом месте.

Тем временем, я стала таскать ребёнка по всевозможным больницам, искать специалистов, которые подсказали бы, как с ним заниматься и как развивать.

Аутисты — далеко не обычные дети. Очень неприятно иногда слушать от мам нормотипичных детей комментарии вроде «надо было больше заниматься с ребёнком, развивать его». Дело в том, что, например, мой малыш просто не подпускал к себе.

Даёшь ему игрушку, она ему интересна, он пытается начать играть, но не понимает, что делать. Например, держит молоток неправильно и не понимает, что им надо забивать шарики. Когда начинаешь ему показывать, объяснять, как нужно делать, он просто злится, истерит и уходит.

Не хочет больше ни брать игрушку, ни взаимодействовать со мной.

Я стала много читать про таких детей. В первую очередь хотела понять, как он смотрит на этот мир, как мне стать ему другом. Он был как волчок, хотел всё время быть один.

Я стала повторять за ним: так советовали в одной из книг, которую я читала. Если он что-то рассматривает, я подхожу и смотрю тоже, трогаю металлические предметы, надеваю пелёнку на голову, кружусь вместе с ним. И сын действительно оттаял. Он стал улыбаться!

Мы купили ему игрушечную черепашку, которая светилась разными цветами. Он подносил её близко-близко к глазам и смотрел. Помню, я подошла и стала так делать точно также. Он отвёл взгляд, чётко посмотрел мне прямо в глаза и заулыбался. Казалось, что он смеётся надо мной и думает: «Ну, ты там увидела что-нибудь?»

Со временем всё меняется, в чём-то он становится лучше, а в чём-то — всё больше и больше проявляются аутичные черты. Но мы держимся: сыну нужна моя поддержка, а мне нужен он — мой необычный, но такой любимый малыш.

Читайте также:  Беременность и роды после 45 лет

Марина Русс, мама 17-летнего Саввы (город Тверь)

– Мой младший сын Савва болен аутизмом. Саввёнок родился 27 декабря, поэтому я называю его своим новогодним подарком. Был замечательным малышом: гукал, ползал, тянулся к игрушкам, начал ходить в 9 месяцев. Он рос среднестатистическим ребёнком, но однажды зимой все мои дети заболели – обычная простуда. Савве тогда было 3 года.

Как это нередко бывает в многодетной семье: старший принёс простуду со школы и заразил всех. Все переболели обычно, легко, но у Саввёнка после выздоровления вдруг снова подскочила температура.

Я позвонила фельдшеру, она сказала, что, скорее всего, просто не долечили ребёнка и назначила лекарства. Савва не чихал, не кашлял, только держалась высокая температура. Однажды утром он разбудил меня тем, что весело бегал и смеялся.

Температура спала, но пришла другая беда: мой сын окосел. Его голубые глазки сошлись на переносице.

В шоке мы помчались в больницу, где нам сказали что, вероятно, от температуры произошёл спазм. Мы стали лечить глаза. Но я начала замечать, что ребёнок изменился: он больше не играл с братьями, стал меньше общаться, его перестало интересовать всё новое. Нам начали ставить задержку речевого развития, а потом и психического.

Диагноз «аутизм» нам поставили в Москве в детской психиатрической больнице, где Савва пролежал на обследовании 4 месяца. Выписавшись из этой больницы, оформили сыну инвалидность.

Савва мог открыть калитку и просто пойти по дороге, куда глаза глядят. Дважды мы искали его. Это самые жуткие моменты: как найти маленького мальчика, который не говорит?

Компьютер стал его лучшим другом. Он легко осваивал обучающие игры. Савва научился читать в 7 лет, но писал плохо. Зато очень быстро и без ошибок печатал на компьютере. В школу мы пошли в 9.

Это была коррекционная школа VII вида. Он сидел за партой, а я рядом. Но мы смогли так проучиться только год, потом нас вывели на индивидуальное обучение.

Савва не играет с детьми, не общается с ними, но при этом они нужны ему рядом: одиночество сын не любит.

Сейчас Савве 17. Он разговаривает мало и неправильно строит фразы. У него великолепная память. Но он делает только то, что ему интересно, говорит лишь о том, что вызывает его любопытство. Может пересказать сам себе фильм. На память может напечатать на компьютере телепрограмму за неделю.

Саввёнок помогает мне по дому: моет посуду, чистит картошку, пылесосит и убирает снег. Может сам себе разогреть еду в микроволновке. Мы уже второй год посещаем реабилитационный центр для детей и подростков-инвалидов. Там с детьми проводят занятия и адаптируют их к жизни. Савве там очень нравится.

Спецпроект «Расстройства аутистического спектра»

Все материалы спецпроекта

Как не пропустить аутизм у ребенка? Все симптомы в понятных картинках

Детям с аутизмом важно как можно раньше поставить диагноз, чтобы вовремя начать коррекционную работу. Издание Pravmir.ru показало в картинках, на какие моменты в поведении ребенка стоит обратить внимание. Получилась очень понятная и доступная для родителей инструкция.   

Но для начала разберемся: что такое аутизм

  • Аутизм, или расстройства  аутистического спектра проявляются нарушениями в трех сферах:
  • — в том, как человек общается с детьми и взрослыми(нарушения социального взаимодействия);
  • — в том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации);
  • — в том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.

Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них наблюдаются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна.

Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у них есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир.

Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми. У них просто нет достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Некоторые (около 20-25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно.

У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу,  поступать в высшие учебные заведения и работать.

В каком возрасте у ребенка можно заподозрить аутизм

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС), но ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам.   

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас стало очевидно, что это не так.

Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек.

В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз  стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей.

Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Как проявляется аутизм в поведении ребенка

Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма.  

Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.  

Нарушения коммуникации — также ведущий  симптом аутизма

Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.  

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь.

Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Стереотипность поведения

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов — своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов.

Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.  

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

Обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов.

По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке.

Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.  

Нарушение чувства опасности

В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.

Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа.

Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Читайте также:  Один малыш – два языка

Установление диагноза

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения.

Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма.

Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм».

Как правило, этот диагноз ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра.

Важно понимать, что аутизм — не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.  

Почему же тогда возникает аутизм?

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.

Аутизм — это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов.

Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм.

Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.

Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии).

Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Источник: pravmir.ru

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Как распознать в ребенке аутиста. И что с этим делать дальше?

Вокруг этого страшного слова ходит множество легенд. Многие люди не знают, в чем разница между аутистом и дауном. А эти понятия могут быть диаметрально противоположными. В России 300 тысячам детей от двух до 16 лет поставлен диагноз «аутизм». Мы поговорили с олигофренопедагогом Марией Старовойтовой, чтобы разобраться в сложных механизмах недуга и социального феномена.

Иллюстрация: jot_line, специально для журнала «Оказия»

Они не различают цвета, некоторые из них —гении, как Стив Джобс. Любые звуки, даже самые тихие звучат для них как скрип по стеклу… Мифов вокруг людей с расстройствами аутического спектра ходит не мало. Некоторые из них не так далеки от истины.

Чем больше и глубже изучается аутизм, тем больше возникает вопросов. Но одно правило действует точно также, как и во всей медицине: чем раньше поставлен диагноз, тем выше успех у лечения.

Для того чтобы у ребенка развился аутизм одновременно должно сложиться множество факторов, которые по отдельности к аутизму не приводят

МИФ 1: В аутизме всегда виноваты гены одного из родителей

Правильный ответ: Нет

Ученые полагают, что данное расстройство вызывается изменениями в мозге на ранних стадиях его развития. Но что конкретно приводит к таким изменениям пока не известно, ведь на развитие аутизма у ребенка влияют сотни небольших мутаций, а не только гены высокого риска (плохая наследственность).

Многие из мутаций спонтанные, то есть они есть в коде детей, но их нет в коде родителей. Иными словами, для того чтобы у ребенка развился аутизм одновременно должно сложиться множество факторов, по отдельности, которые к аутизму не приводят. Какой-то отдельной и явной причины попросту нет.

Но, согласно последним данным, можно выделить группы риска.

Так синдром получат с большей вероятностью следующие группы детей:

  • матери, переболевшие во время беременности краснухой
  • отцы старше 40 лет
  • матери страдающие ожирением
  • проживающие в неблагополучной экологической обстановке

МИФ 2: Аутизмом можно заразиться

Правильный ответ: Нет

Заразиться аутизмом нельзя, но вот приобрести его в зрелом возрасте вполне возможно. Расстройства аутического спектра (РАС) могут появиться после перенесения тяжелого заболевания ил получения сильной психологической травмы.

Иллюстрация: jot_line, специально для журнала «Оказия»

МИФ 3: Аутизм выявляется в два-три года

Правильный ответ: Обычно да

Несмотря на то, что некоторые симптомы, по которым можно поставить диагноз, проявляются в первые три года жизни малыша, некоторые формы заболевания могут проявить себя уже на первых месяцах жизни ребенка. Речь идет о синдроме Ретта. Это расстройство относится к группе расстройств аутистического спектра.

Оно проявляется на седьмом-восьмом месяце жизни. Симптомы — забывчивость и пассивность, а также слабо развитая речь или же ее отсутствие, проблемы с мышечной и костной системами. Такие детки могут научиться говорить лишь к пяти-шести годам, при этом проблемы с движениями и умственным развитием остаются. Синдром Ретта трудно поддается корректировке.

Заболевание встречается только у девочек.

МИФ 4: Аутизм можно диагностировать, пройдя тест

Правильный ответ: Нет

Точно также, как ни один тест полностью не покажет знания ученика, также и диагноз «аутизм» невозможно поставить, пройдя пару тестов в интернете. Специализированные тесты существуют и ими можно пользоваться, но последнее слово и диагноз всегда остаются за врачом.

Аутизм характеризуют огромное количество сопровождающих его признаков, но лишь малая толика из них является универсальными. В 1979 году английские доктора Лорна Винг и Джудит Гульд предложили «триаду нарушений».

Три ключевые фактора присутствуют у всех групп пациентов с РАС:

  • нарушения общения (сниженный уровень или отсутствие социальных контактов с другими людьми)
  • тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению, вместо занятий, требующих воображения
  • отсутствие или задержка речи, либо характерные отличительные черты в речи.

Окончательный диагноз ставит врач-невролог.

О том, что родителям пора беспокоиться о здоровье ребенка в раннем возрасте может говорить отсутствие зрительного контакта, то есть если вы взяли ребенка на руки и смотрите в милую мордашку, ребенок может быть вами совершенно не заинтересован, а смотреть куда-то вдаль. Записаться на прием стоит и если малыш не реагирует на свое имя и не стремится подражать взрослым и окружающему миру (это путь обучения, свойственный всему живому).

Показать ребенка специалисту следует и мамочкам двух-трехлетних детей, которые проявляют крайнюю социальную негибкость, то есть стремятся к постоянству, к тому порядку, который организовывают сами.

Например, ребенок постоянно раскладывает кубики в определенном положении, а вмешательства в эту «систему» взрослых, вызывают вспышки гнева и истерику.

Все эти признаки помогают определить аутизм, но они не раскрывают того, как переносит это состояние ребенок.

Иллюстрация: jot_line, специально для журнала «Оказия»

МИФ 5: Аутисты пугаются громких звуков

Правильный ответ: Почти всегда да

Человеку с аутизмом сложно «разобраться» в сенсорных сигналах, будь то зрительные образы, музыкальные произведения, вкусовые маркеры или осязание мира вокруг. Любые раздражители могут восприниматься болезненно.

Также многие люди с аутизмом не могут одновременно получать информацию с разных каналов, т.е. если слушают музыку, то уже не способны воспринимать и анализировать то, что видят, ведь зрение требует сильной концентрации.

Но это особенность далеко не всех аутистов.

МИФ 6: Эти люди не понимают анекдоты

Правильный ответ: Да

Не только анекдоты, но даже несложные метафоры могут вызвать настоящий коллапс мысли. Аутисты часто мыслят очень конкретно, а все сказанное воспринимают буквально. Из-за этого возникают речевые барьеры и трудности в общении. Куда проще им дается визуальная информация.

МИФ 7: Аутист и даун это одно и то же

Правильный ответ: Нет

Уровень интеллекта не зависит от степени выраженности симптомов аутизма. Но даже развитый интеллект не помогает им избежать социальной изоляции. Банальные походы в магазин или аптеку для людей с аутизмом превращаются в мучения.

В семье и на занятиях детей с РАС приходится обучать быту и общению с нуля. И это обучение дается им крайне тяжело. Но при этом среди людей с таким заболеванием есть не мало гениев. Как известно, когда человек теряет один из каналов восприятия, другие чувства обостряются. Также и здесь.

Среди людей с РАС есть гениальные музыканты, художники, программисты… Успешность ребенка с аутизмом во взрослом возрасте во многом зависит от тяжести симптомов, но базовые бытовые навыки в значительной степени определяют качество жизни взрослого.

Не всегда можно изменить уровень интеллекта или тяжесть симптомов, но мы точно можем обучать бытовым навыкам.

МИФ 8: Аутисты несамостоятельны, им нужен постоянный уход

Правильный ответ: Почти всегда это так

Все эти обследования, анализы, диагностики занимают не мало времени. Друзья сначала интересуются, как обстоят дела с малышом, а потом звонят все реже. Какое-то время семья буквально находится в изоляции. Нередко помощь специалистов нужна не только ребенку, но и взрослым.

Нередко один из родителей «приносит себя в жертву», — бросает работу, чтобы ухаживать за ребенком с РАС. Родители таких детей очень нуждаются в возможности «передышки», хотя бы кратковременного отдыха от своих тяжелейших обязанностей. К счастью, некоторые благотворительные организации оказывают такие услуги.

Но их не много и открыты они не во всех регионах.

МИФ 9: Альберт Эйнштейн как и Билл Гейтс аутист

Правильный ответ: Возможно. Никто не знает наверняка

Касаемо уникальных способностей аутистов, можно сказать, что это все тоже очень индивидуально, и как правило их «уникальная способность» имеет очень узкую направленность.Такие знаменитости, как Билл Гейтс, Мария Кюри, Альберт Эйнштейн скорее имели аутистические черты, аутизмом в чистом виде это назвать нельзя.

Мария Старовойтова, олигофренопедагог

Аутизм у ребенка: как распознать и что делать

Диагноз «аутизм» на медицинском языке звучит как «расстройство аутического спектра».

Его стали ставить относительно недавно, поэтому врачи пока не определились с терапией синдрома аутизма, а говорят лишь о методах поддержки таких пациентов.

Читайте также:  Лечение диареи у малышей

Аутизм может проявляться легкой степенью и незначительными чертами, а в некоторых случаях — доходить до тяжелых симптомов, когда за человеком необходим постоянный присмотр и особый уход.

Первые признаки аутизма у ребенка: когда они проявляются?

Первые признаки аутизма родитель заметит у ребенка примерно в 2-3 года. Однако, если быть внимательным, можно распознать их даже у грудничка.

Как проявляется аутизм у грудных детей:

  • малыш не проявляет оживления и интереса, когда в поле его зрения появляются родители;
  • не поддерживает глазной контакт с человеком, который пытается с ним общаться;
  • ребенок не улыбается;
  • малыш либо совсем не реагирует на внешние раздражители (прикосновения, свет, шум), либо проявляет слишком бурную реакцию.
  • Эти ранние признаки не являются однозначными показателями синдрома аутизма: они могут, к примеру, демонстрировать проблемы у ребенка со слухом или зрением. Поэтому заподозрить симптомы аутизма у детей можно лишь при ярко выраженных проявлениях.

    Раньше всего их могут обнаружить родители, которые уже наблюдали подобные расстройства у своих старших детей или у кого-то из родственников.

    А вот молодые мамы и папы, которые никогда не сталкивались с проявлениями аутизма у детей, как правило не обращают внимания на отклонения в развитии ребенка, считая их «особенностями характера». Поэтому диагностика синдрома в таких семьях часто бывает запоздалой.

    Обычно диагностика аутизма у детей проводится в возрасте 3-х лет. Именно в это время симптомы нарушения нарастают, их проще заметить, когда ребенок начинает посещать различные кружки, секции или детский сад.

    Ведь на фоне развития других детей признаки аутизма становятся очевидны.

    Но даже если малыш не посещается никаких групп развития, сами родители трехлетнего ребенка обращают внимание на отсутствие у малыша многих навыков.

    В целом аутизм у детей проявляется как нарушения в развитии. Однако, если начать коррекцию этих нарушений в раннем возрасте, то многие умения и навыки у ребенка удастся развить.

    А это значит, что малыш будет лучше адаптирован к социуму, сможет вести нормальный образ жизни и общаться со сверстниками.

    Чтобы распознать проблемы в развитии у ребенка как можно раньше, специалисты предлагают всем родителям годовалых малышей объективно ответить на некоторые вопросы теста на аутизм у детей.

    Как определить аутизм у ребенка самостоятельно

    Вы можете предположить, что у вашего ребенка есть признаки аутизма, если на все вопросы теста вы ответили отрицательно:

    • Хочет ли ваш малыш, чтобы родители погладили или приласкали его, когда он расстроен, плачет или собирается спать?
    • Просится ли ваш ребенок на руки, хочет ли он посидеть на коленях во время чтения книги, просмотра мультфильма или просто так?
    • Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
    • Играет ли ребенок в ролевые или предметные игры: дочки-матери (кормит куклу, укладывает ее спать, готовит еду), гонки машинок, битвы солдатиков и т. д.?
    • Любит ли ребенок играть со взрослыми?
    • Показывает ли ребенок на предметы и людей, стараясь сформулировать фразу?
    • Поддерживает ли ребенок зрительный контакт при общении?
    • Если вы называете предмет или домашнее животное и указываете на него пальцем, ребенок ищет его глазами?

    Если на многие из этих вопросов родители ответили отрицательно, это может стать поводом для обращения к врачу-психотерапевту или психиатру.

    Ученые российской лаборатории исследования аутизма Московского государственного психолого-педагогического университета разработали тест на аутизм у детей. Методика, по их мнению, позволяет обнаружить проявления аутизма у детей в возрасте 3-4 месяцев.

    Особое оборудование для проведения теста не требуется: нужен лишь обычный компьютер, на экране которого изображены особенным образом размещенные линии.

    Ребенок смотрит на линии, а компьютерная программа фиксирует его ориентационную чувствительность – особое свойство человеческого восприятия, которое проявляется уже в младенческом возрасте.

    Среди форм аутизма у детей специалисты выделяют раннюю (когда принаки синдрома проявляются до двух лет), а также расстройства детского возраста (от 2 до 11 лет) и подросткового периода (от 11 до 18).

    Причины возникновения аутизма у детей

    Поскольку диагноз еще очень «молод», врачи пока не называют определенных причин развития аутизма у детей, но на зависимость с некоторыми факторами специалисты обращают внимание.

    Предполагаемые причины возникновения аутизма:

    • возраст отца (или обоих родителей) при зачатии — 40+;
    • наличие родственников с аутизмом в семье;
    • 7-й и далее ребенок в многодетной семье;
    • туберозный склероз, ожирение, краснуха у матери во время беременности;
    • детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения слуха или речи у ребенка, синдром дефицита внимания, синдром Ретта (хромосомные нарушения).

    Признаки аутизма у детей

    В зависимости от возраста и выраженности заболевания, у детей могут быть различные признаки аутизма. Но обычно врачи говорят о четырех главных симптомах аутизма у детей, которые проявляются не по-отдельности, а все вместе:

    • ребенок не стремится в кем-то общаться, не входит во взаимодействие ни с родителями, ни с ровесниками, ни с животными; либо это взаимодействие сведено к минимуму или искажено;
    • если ребенок вступает с кем-то в общение, он делает это с помощью жестов, не прибегая к словам и не пытаясь выстроить диалог;
    • ребенок ведет себя, следуя строго определенному шаблону;
    • все эти симптомы в поведении детей с аутизмом появляются уже в раннем возрасте.

    Поэтому стоит обратить внимание на очень ранние признаки (от 3-х месяцев до 2-х лет) аутизма у детей:

    • ребенок не проявляет интерес к родителям: не гулит, не улыбается, не двигает ручками и ножками, стараясь показать радость в их присутствии;
    • не старается найти мать или отца глазами, не поддерживает зрительный контакт;
    • не проявляет желания контактировать с близким человеком: не протягивает ручки, не ищет грудь (может даже отказываться от грудного вскармливания);
    • не желает играть вместе с кем-то — взрослыми или детьми, агрессивно реагирует на предложение поиграть вместе;
    • повышенная чувствительность к свету, звукам, телесному контакту, которая проявляется как испуг, крик, истерика;
    • ребенок тредует повторять только определенные действия: все время качаться на качелях, надевать только эти брюки, ходить только по кромке тротуара и т.д.;
    • до 2-х лет происходит нормальное речевое развитие, а затем речевые навыки регрессируют и превращаются в неосмысленное повторение фраз за взрослыми;
    • нарушенный сон, плохой аппетит, стремление есть одни и те же продукты или блюда;
    • не реагирует на просьбу что-то показать или принести, а также на собственное имя;
    • ребенок не способен выразить просьбу о помощи;
    • в попытках играть ребенок обычно действует в одиночку и просто располагает предметы по каким-то характеристикам (росту, цвету и т. д.), не создает ролевые игры, не придумывает сюжеты;
    • сильная привязанность к режимам и распорядкам: категорически не желает менять распорядок дня или маршрут, не позволяет менять местами предметы и т.д.

    Более поздние (от 2-х до 11 лет) симптомы аутизма у детей:

    • местоимение «я» в речи ребенка отсутствует; речь строится на повторении «взрослых» фраз, услышанных на улице, по телевизору, от взрослых, применение фраз вне контекста, отсутствие желания выстроить с кем-то диалог;
    • дети с синдромом аутизма практически не воспринимают опасность: не боятся высоты, движущегося транспорта, животных; однако могут пугаться и агрессивно воспринимать предметы обихода — вилку, щетку, чайник и т. д.;
    • повторение одних и тех же жестов и движений: качание из стороны в сторону, кружение и т. д.;
    • безосновательные приступы смеха, страха, агрессии;
    • у детей с синдромом аутизма когнитивное развитие может быть местами нарушено, а местами проявляться как повышенная наблюдательность: к примеру, ребенок, который не может научиться читать, способен замечать неприметные для других детали, воспроизводить сложные мелодии, совершать операции с цифрами;

    Но даже когда эти признаки проявляются очень ярко, родитель не может быть окончательно уверен в диагнозе аутизма у своего ребенка. Окончательный диагноз может поставить только врач-психиатр после того, как изучит всю клиническую картину происходящего.

    Ведь некоторые дети с синдромом аутизма могут вовсе не соответствовать вышеописанному поведению. К примеру, часть аутичных малышей способна поддерживать телесный контакт и даже общаться.

    Но при этом они не могут распознавать невербальные сигналы и эмоции людей, определять признаки агрессии, исходящие от человека или животного.

    Атипичный аутизм у детей

    Когда расстройства проявляются частично или возникают после трехлетнего возраста, врачи говорят об атипичном аутизме.

    Особенности атипичного аутизма у детей:

    • Ребенок не отзывается на собственное имя, проявляет безразличие по отношению к близким и посторонним людям, не смотрит на того, кто с ним говорит или общается;
    • В речи ребенка постоянно присутствуют штампы — он разговаривает только с их помощью; часто повторяет последние слова, которые услышал; произносит фразы, вырванные из контекста;
    • Не проявляет воображения, не может построить ролевую игру;
    • Испытывает сложности в бытовых ситуациях и при самообслуживании;
    • В дискомфортной ситуации или вместо игры использует некий «ритуал» — постоянно повторяющееся действие;
    • Не желает вносить коррективы в устоявшийся режим, любое изменение вызывает в нем агрессию или неприязнь.

    Поддержка и реабилитация детей с аутизмом

    Современные ученые пока не создали препараты, способные излечить от аутизма или избавить от его ярко выраженной симптоматики.

    Некоторые специалисты рекомендуют применять определенные БАДы, диеты, мануальные методики, которые могут быть эффективными при определенных условиях. Однако доказанных средств для лечения аутизма пока не существует.

    Врачи лишь могут назначать некоторые успокаивающие средства при агресии и повышенной возбудимости.

    Что может помочь развитию ребенка:

    • Развитие речевых навыков под контролем и с помощью логопеда-дефектолога.
    • Специальные игры для детей с аутизмом: совместная деятельность в одном пространстве с ребенком (к примеру, выстраивание солдатиков на полу или построение домика на столе); когда речевые нарушения ярко выражены, можно использовать для общения комиксы, карточки с картинками, письменную речь, если ребенок ею владеет.
    • ABA-терапия, созданная специально для аутистов, которая позволяет улучшить навыки коммуникации и способности к обучению.
    • Программа «Флортайм»: в этой программе взаимодействие с ребенком выстраивается на основе его интересов и на поощрении; это попытка вовлечь ребенка в «наш» мир без насильственных методов.
    • Методики ТЕАССН, где для аутиста создается комфортная среда, в которой ребенок найдет привычные для него ритуалы и последовательные действия без раздражающих и опасных предметов.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector