Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Добрый день, дорогие мамы и папы. Как привыкнуть к детскому саду ребенку и родителям? Адаптация в детском саду – стресс для малыша, а особенно, если этот период совпадет с кризисом трех лет у ребенка.

Когда приходит пора отдавать малыша в детский сад, родители, как правило, сталкиваются с неожиданным для них поведением ребенка. Будучи жизнерадостным, активным и общительным, он превращается в замкнутого, несговорчивого и, порой, даже в агрессивного человечка.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Такое поведение начинает всерьез беспокоить родителей, и, логичная на первый взгляд, мысль, что эта проблема только их малыша, является ошибочной.

Не забываем следовать календарю прививок, а то в садик могут и не допустить!

Адаптация в детском саду

Но бывает и обратная ситуация, где взрослые считают, что ребенок просто капризничает и со временем это пройдет. Однако такое суждение поверхностно и к проблеме следует отнестись более серьезно.

Период адаптации к детскому саду весьма непростой, поскольку у малыша меняется привычный образ жизни. Причем меняется кардинально:

  • Смена обстановки;
  • Другая пища;
  • Другой режим сна и отдыха;
  • Наличие множества сверстников рядом.

Как вы сами видите из приведенного выше списка, адаптация в детском саду сложна тем, что кроха попадает в принципиально иную среду, которая первое время дико непонятна ему и именно из-за этого и происходят резкие перепады настроения.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

  • Если отнестись к этому со всей ответственностью и чуткостью, то в скором времени малыш будет спокойно и даже с радостью воспринимать походы в садик.
  • Даже предварительная консультация у психологов иногда не останавливает маму и папу от того, чтобы отдать ребенка в детский сад сразу, ничего толком не объяснив ему.
  • Такой поступок лишь усиливает стресс у малыша, соответственно привыкание к другой атмосфере происходит гораздо дольше.

Что нужно знать

Чередовать походы в садик категорически не рекомендуется: «сегодня пойдем, а завтра побудешь дома». Так чадо будет считать, что любая, пусть незначительная деталь, может избавить его от похода в садик.

Прощание лучше всего сделать неким ритуальным событием, а вот внезапное исчезновение для того, чтобы избежать негативных эмоций у малыша, приведет к болезненной реакции с его стороны. Появится страх, что любимая мама может исчезнуть в любой момент, стоит только отвернуться.

Питание также различается от привычного, поэтому можете готовить время от времени своему ребенку похожую еду из садика, чтобы не было резкого переключения с одной пищи на совершенно другую. Но с питанием мы еще не закончили.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Разумеется, не все детишки в раннем возрасте отличаются самостоятельность и возможностью ухаживать за собой, но вам стоит научить чадо просить о помощи, если она ему необходима.

Готовим ребенка к садику

Также не следует забывать подготавливать ребенка к тому, что у него изменится круг общения, и этот момент не застанет врасплох малыша. Наилучшим вариантом будет, если вы примерно за два-три месяца будете подходить к детскому садику и рассказывать ребенку, что его тоже это ждет.

Только не пугать малыша этим фактом, но и не приукрашать его пребывание там. Просто спокойно ему объясните, что эта необходимость касается всех детишек и это совсем не страшно.

Очень важный момент заключается в том, чтобы сами родители не выказывали и тени сомнения о надобности посещения, иначе чадо начнет это использовать для уклона от похода в сад.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

И самое важное, чтобы вы не пугались резкой и неожиданной реакцией у маленького человечка, так как проявление разных эмоций (порой даже гнев), это все из-за непривычной и новой обстановки для дитя. Тода адаптация в детском саду пройдет более гладко.

Первоначальное поведение ребенка

Естественным образом, первое время ваш малыш будет испытывать самый разный и непредсказуемый спектр эмоций. Может постоянно плакать или сердиться также может стать менее активным и не испытывать любознательность, как раньше.

Но самая, часто встречаемая эмоция – это страх. Страх перед сверстниками, воспитателями, незнакомыми людьми и обстановкой в целом.

К сожалению, в этот период ваше чадо наименее всего испытывает радостные и веселые чувства, но вам стоит отнестись к этому с пониманием и постепенно негативные чувства у ребенка сменятся на противоположные.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Мы уже упомянули выше, что любознательность у малыша на первое время резко спадает, как и желание общаться с другими малышами или воспитателями. Связано это с тем, что социальная активность у ребенка пока еще не сформирована, но постепенно и это придет в норму.

Ребенок начнет активно контактировать с другими детками и научится участвовать в группе.

На что влияет адаптация в детском саду

Навыки малыш тоже может подзабыть, но это из-за стрессовой ситуации и в скором будущем вы увидите, что малыш не только вспомнил ранние, но и освоил новые умения.

Движения и речь вашего чада тоже могут несколько «затормозиться» или, наоборот, энергия будет бить через край, но такое поведение, опять-таки, лишь на время. Скоро вы заметите, как и речь стала прежней (даже обогатилась), и телодвижения нормализовались.

Сон и аппетит тоже дадут небольшой сбой. Чадо тяжело будет засыпать на тихом часу (дома или в садике), а еда ему просто непривычна, но и это придет в нормальный режим.

Ну и, самый основной момент в том, что здоровье любимого чада ослабевает на фоне стресса. Поэтому не думайте, что сынок или дочка просто хандрит, поскольку на первых порах он действительно может болеть, и болеть часто. Зависит это от крепости здоровья в целом.

Кому легче справляться с адаптацией?

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Но помните, что это далеко не факт и даже эти детишки могут испытывать дискомфорт по первой. С разницей лишь в том, что период адаптации может длиться 1-3 недели от силы. У остальных же может значительно дольше.

Помощь родителей

Конечно, немаловажными в период адаптации к детскому саду является поддержка и всяческая помощь со стороны родителей. Поэтому мы приведем ниже список, на который вы сможете опираться:

Негативные отзывы. Ни в коем случае не говорите в присутствии малыша о том, что вас что-то не устраивает в воспитателе или в самом садике. Иначе ребенок только сильнее начнет опасаться всей обстановки в пределах ДОУ. Лучше наоборот, акцентируйте внимание дитя на очевидных плюсах или о том, что вам нравится в самом педагоге.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Режим дня. Его не следует менять даже в выходные, если ребенок хочет поспать подольше, то может поспать, но не давайте ему отсыпаться, иначе сдвига в распорядке дня не избежать. Если же малышу просто необходимо хорошенько выспаться, значит, распорядок построен неправильно.

Но не перегружайте ребенка в момент адаптации, его нервная система и так пошатнулась и лишнее нагрузки противопоказаны.

Атмосфера в доме. Малышу будет намного легче переносить адаптацию, если в семье благоприятная обстановка, где нет ни скандалов, ни криков, ни негативного молчания (хотя бы при сыне или дочке).

Капризы перед детским садом

Адаптация в детском саду сопровождается плачем. капризами, а иногда и истерикой. Капризы. Их не избежать и вам следует отнестись к этому спокойно с пониманием вещей.

Любимчики. Очень часто у малыша имеется горячо любимая игрушка, с которой он нигде не желает расставаться. Для этого обговорите возможные варианты с воспитателем на предмет того, чтобы позволить ребенку брать с собой игрушку.

Игра-сказка. Возьмите ту же любимую игрушку чада и обыграйте спектакль, где «Мишка» в первый раз идет в детский садик. Повествуйте, как в самом начале медвежонку было неуютно, но зато потом он подружился с другими сверстниками.

Обыграйте сюжет, но в конце, обязательным образом, за медведем должна прийти мама, чтобы ребенок видел, что за своим солнышком родители всегда придут.

Родителям

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Ведь от одной мысли, что чадо заплачет от необходимости пойти в садик, заставляет сердца мамы и папы съеживаться от боли и бессилия.

Ваши переживания вы можете разделить с другими родителями или же обратиться за помощью к психологу.

Поймите, что ваш, пусть еще пока маленький человечек, благодаря детскому саду освоит жизнь в социуме. И впоследствии вырастет уверенным в себе человеком, не опасающимся находиться среди других людей.

Важна правильная подготовка ребенка к детскому саду. Проблемная адаптация в детском саду бывает у 90% детишек, не беспокойтесь, все скоро наладится!

Адаптация ребенка в детском саду видео советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду: проблемы и пути решения

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей admin

Дети растут невероятно быстро. И вот уже нужно возвращаться на службу из декретного отпуска, а малышу привыкать к другой обстановке в детском саду. Образ жизни ребенка с момента вступления на порог сада кардинально изменится: строгий распорядок дня, отсутствие членов семьи рядом, постоянное общение с ровесниками, другие требования к поведению и много всего нового. Непривычные условия обрушиваются на малыша, как «снег на голову», создавая для него стрессовую ситуацию.

Успешная адаптация – проблема не только персонала сада, но и семьи. Мама и папа дошкольника переживают и это вполне понятно. Родителей мучает множество вопросов: Как скоро их малыш привыкнет к чужой среде? Как помочь ребенку в этот непростой период? Какие могут возникнуть проблемы и каким способом их решить? Какие ошибки допускаются и как их избежать?

Проблема адаптации и ее виды

Адаптация – это приспособление или привыкание малыша к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и внутреннему конфликту.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителейПервые визиты в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть. Психологи выделяют три стадии адаптации, которые характеризуются тяжестью привыкания к непривычной среде:

Читайте также:  5 приемных семей, которые внушают уважение

Легкий уровень адаптации. Малыш привыкает к новым условиям и требованиям в течение двух недель. При этом он активно ведет себя в группе сверстников, болеет с привычной частотой и прибавляет в весе.

Средний уровень адаптации. Процесс длится около месяца. Малыш немного теряет в весе, его поведение имеет признаки эмоционального стресса. Возможно легкое заболевание длительностью не больше недели.

Тяжелый уровень адаптации. Срок привыкания к новой среде иногда затягивается до полугода. Малыш заболевает чаще обычного, не осваивает новые навыки или теряет уже имеющиеся. У ребенка иногда наблюдается физиологическое и эмоциональное истощение.

Перед родителями возникает множество проблем. Первая касается возраста для начала посещения малышом сада. Исследователи придерживаются мнения, что начало визитов в детсад должно приходиться на 3 года.

Однако в этом возрасте, несмотря на то, что навыков у ребенка больше и с ним можно поговорить, особенности и привычки уже практически сформированы. Это означает, что привыкнуть к чуждым требованиям и условиям крохе сложнее.

Кроме того, не все родители позволяют себе не возвращаться на службу до этого времени. Поэтому дети начинают посещать сад раньше на год.

Вторая проблема – выбор учреждения. Насколько гладко пройдет адаптационный период зависит и от воспитателя.

Прежде чем становиться на очередь в дошкольное учреждение, почитайте отзывы и поговорите с семьями, чьи дети посещают этот детский сад.

Посетите учреждение и пообщайтесь с педагогами-воспитателями и заведующей, посмотрите, как общаются и гуляют дети. То, к какому педагогу попадет ваш ребенок, невероятно важно.

Подготовка к детскому саду

Начинать готовиться к визиту в детсад стоит заблаговременно до предполагаемого первого посещения незнакомых условий. Не всем детям общение с посторонними доставляет радость и вызывает интерес. Если ваш ребенок стеснительный и сторонится чужих людей и незнакомых детей, даже самая профессиональная воспитательница не спасет малыша от стресса.

Что же делать?

Постепенно увеличивайте круг общения малыша. Ходите с ним к друзьям и близким, поощряйте разговоры с ровесниками на детской площадке, рассказывайте с кем нужно общаться, а с кем нет, обсуждайте с ним действия окружающих.

Научите маленького человека общению с людьми! Покажите, как стоит просить у ровесников игрушки, как попросить разрешения у детей поиграть с ними или пригласить другого малыша в свою игру.Научите малыша, как нужно знакомиться с ровесниками. Если ваш малыш стесняется, начините спрашивать имена детей сами.

Со временем малыш возьмет с вам пример и станет заводить знакомства самостоятельно.Организовывайте коллективные игры. Предположим, в мяч. Тем самым вы покажете ребенку, что играть в коллективе весело и занимательно.

Уточните в детском саду, есть ли у них возможность посещения ребенка вместе с мамой на несколько часов в неделю. Если есть – это замечательная возможность постепенно адаптироваться к новым условиям.Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Узнайте ежедневный распорядок детей в детсаде и постепенно приучайте ребенка жить по такому распорядку. Особое внимание обратите на послеобеденный сон. Многие дети отказываются подчиняться «тихому часу» в детском саду, потому что дома днем они не спят. Если спать малыш категорически отказывается, приучайте его спокойно лежать это время.

Учите ребенка самостоятельным играм! Малыш, который может играть сам, быстрее адаптируется в детском саду и начнет общаться с окружающими. Придумывайте для ребенка в сюжетно-ролевые игры. Они научат ребенка общаться, познакомят с окружающим миром и разовьют эмоциональный диапазон.

Рассказывайте ребенку о детсаде в игровой форме.

Объясните, что, когда мама и папа уходят на работу, детки ходят в детский сад. Расскажите, как там нравится деткам и как им там весело. Уточните, что деткам в саду нужно кушать и спать, а у каждого малыша там есть своя кроватка и шкафчик. Придумайте игру в «детский сад». Пусть игрушки ребенка станут «детками», а малыш заботливой «воспитательницей».

Если вы будете обсуждать детский сад постоянно, ребенок захочет туда пойти и адаптируется быстрее.

Спросите у заведующей о возможности посетить детский сад с ребенком во время прогулки группы. Пусть чадо увидит, как гуляют ребятки и, как с ними общается воспитатель.Развивайте у ребенка усидчивость и концентрацию внимания. Для этого читайте ему сказки и стихи.

Пусть по началу на долго ребенка не хватит, но постепенно увеличивая время, вы добьетесь сконцентрированности малыша.Приучайте ребенка к самостоятельной гигиене.

Он почувствует себя уверенно в чужой обстановке, если будет знать, как пользоваться горшком, мыть руки и надевать обувь.

Научите ребенка кушать без помощи взрослых, не отвлекаясь на телевизор и другие развлечения. Если он придет в сад без навыков использования ложки, вы рискуете оставить ребенка голодным. Воспитатели кормят деток, но ребят много, а время приема пищи ограничено распорядком дня.

Укрепляйте иммунитет малыша. Одевайте его по погоде и начните процедуры закаливания.

Как облегчить период адаптации?

Ваше эмоциональное настроение и отношение к детскому саду играет важную роль. Если вы чувствуете вину из-за того, что отдаете ребенка на попечение чужим людям, ваш малыш будет ощущать тот же негатив. Относитесь к детскому саду положительно, это первый самостоятельный этап в жизни малыша.

Обсудите с воспитателем привычки вашего ребенка, особенности характера малыша, как он предпочитает проводить свободное время, какие воспитательские меры приняты в вашей семье. Уточните все, что считаете нужным. Воспитателю будет проще работать с вашим ребенком и найти к нему исключительный подход.

Поговорите с воспитателем о распорядке посещения детского сада в период привыкания. Он подбирается индивидуально. Каких-то детей оставляют в саду на сон уже через несколько дней, а кто-то месяцами посещает сад до обеда с непрерывными капризами и слезами. Привыкание к чужой обстановке происходит постепенно.

Не продлевайте время прощания с ребенком перед всей группой по утрам. Твердо сообщите ребенку, что сейчас он останется здесь, а вы заберете его после прогулки (или тогда, когда планируете). Можете придумать «традицию» ухода. Предположим, договоритесь с малышом, что махнете ему в окно рукой.

Если прощание с мамой переносится ребенком тяжело, ехать с ребенком в детский сад можно кому-нибудь другому (любому члену семьи). Снабдите малыша предметом, напоминающем о маме. Замечательный вариант – выдайте ему «ключ от дома», без которого никто не сможет зайти в квартиру, а значит обязательно заберете его вечером.

Не рассуждайте при ребенке о детском саде и сотрудниках учреждения с негативной точки зрения. Наоборот, хвалите его в компании родственников и друзей за то, что он такой взрослый и самостоятельно без мамы находится целый день в детском саду.

Чего делать нельзя, или главные ошибки мамы и папы при адаптации малыша

Семье хочется, чтобы ребенок скорее привык к детскому саду и как можно спокойнее принял изменения своей жизни. Но случается так, что родители ошибаются в своих действиях и сами оттягивают момент, когда период адаптации к детсаду останется в прошлом. Важно знать основные ошибки, чтобы не нанести вред ребенку.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Исчезновение мамы без предупреждения. В первый визит в группу детского сада ребенку интересно все вокруг. Без мамы находится долго ему скорее всего не приходилось, поэтому первый день в саду происходит спокойно, а последующие со слезами и капризами. Малыш смело отходит от матери, увлеченно изучая что-то неизведанное, но в его понимании мама ожидает его поблизости.

Что происходит дальше? Мама радуется, что ребенок отвлекся, и исчезает, не сказав, что ей нужно идти. Не сложно предположить, что ощущает ребенок, когда обнаруживает, что мама его «бросила». Даже если вы предупреждали ребенка тысячу раз, что в саду он будет без родителей, никогда не уходите «втихаря».

Ребенок после этого живет с убежденностью, что мама бросит его везде и становится буквально ее «хвостиком». После такого «исчезновения» малыш может впадать в истерику от каждого упоминания детского сада и поход в учреждение придется откладывать на неопределенное время.Неверный ежедневный распорядок.

Задумайтесь, насколько ежедневный режим малыша соответствует установленному требованиями дошкольного учреждения. Если малыш привык засыпать в 23.00, подъем в 7.00 станет для него пыткой. Что делают дети, когда хотят спать? Малышей, которых дома не приучили к режиму сада, видно в учреждении сразу. Они плачут, раздражаются, капризничают. Первые дни важны.

Именно от того, как ощущает себя малыш при первых посещениях зависит процесс адаптации. Не поленитесь выработать у ребенка привычку к правильному распорядку, и тогда он придет в сад в приподнятом настроении, готовый к интересным открытиям и знакомствам.

Быстрые сборы по утрам. Просыпайтесь заблаговременно, чтобы не торопить чадо и не паниковать самим. Неспешные сборы, внимание и нежное пробуждение – залог продуктивного дня и приподнятого настроения для всей семьи. Выходите из дома с тем расчетом времени, чтобы не бежать второпях и успеть создать для ребенка положительный настрой.

Если ваши действия были верны, а спустя полгода период адаптации все еще не остался позади, скорее всего проблема в воспитателе или группе. Смените учреждение или попросите заведующую о переводе ребенка в другую группу и, возможно, проблема будет решена.

25 февраля 2014, 18:11

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8») Действует только при онлайн-заказе до 31.03.2021. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты, золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.
Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей

Ребенок идет в детский сад. Ошибки родителей, признаки успешной адаптации и чек-лист

Психология

Читайте также:  Можно ли маме и малышу спать в одной постели?

Ребенок идет в детский сад. Ошибки родителей, признаки успешной адаптации и чек-лист

24 августа 2020 44 327 просмотров

Нина Ливенцова, детский психолог

В первой части статьи про адаптацию детей к детскому саду психолог Нина Ливенцова объяснила, как минимизировать стресс для ребенка и правильно подготовиться к новому укладу жизни. Сегодня Нина расскажет о самых распространенных ошибках родителей и даст маркеры, по которым легко понять, насколько успешно проходит адаптация.

Самые распространенные ошибки

Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.

1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.

2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).

3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.

4. Неподготовленность ребенка к режиму.

5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.

6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).

7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.

8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.

9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.

10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.

11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.

  1. Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей
    Можно дать с собой в садик игрушку. Источник

12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).

13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).

14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.

15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.

16. Какие-то негативные родительские установки о садике.

Как понять, что адаптация закончилась благополучно

Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.

Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.

Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.

Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.

Как понять, что ребенок не может адаптироваться

  • Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
  • Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
  • Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
  • Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).

Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах.

Вам помогут следующие шаги.

  1. Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
  2. Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
  3. Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).

Также обратите внимание на свои тревоги.

К чему нужно быть готовым

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

  • Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.

Адаптация к детскому саду: проблемы малышей и родителей
В период адаптации проводите с ребенком больше времени. Источник

  • Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
  • Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.

Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!

На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→

Обложка поста: unsplash.com

Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»

Консультация для родителей:

«Проблема адаптации ребенка кусловиям детского сада»

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе.В подобной ситуации оказываются дети, впервые переступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды.

Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае подождите винить воспитателей и детский сад.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемой период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.А теперь поговорим о малыше.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка период. Все охают и ахают, причитают и волнуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребенка.

В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду – самое тяжелое.

Ребенку надо привыкать одновременно и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: «Что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети – воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу?».

Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна вздрагивает.

Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.Страдает малыш, а вместе с ним страдают и все домашние, нелегко видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых.

Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трёхгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни, дается легко. В то же время каждый воспитатель может рассказать массу случаев из жизни, когда даже пятилетние дети после нескольких дней пребывания в саду плачут и цепляются в мамину юбку. Надо иметь в виду, что плач и начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха» некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается, и родители, заглянув, через пять минут в окно детского сада видят, как их малыш мирно играет в уголке с игрушками.Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.

Работа с родителямиКак подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают обычно слишком поздно, когда они непосредственно сталкиваются с трудностями привыкания или когда до первого посещения ребенком детского сада остается совсем мало времени.

Поступление в детский сад – серьезный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому новому этапу в жизни малыша тоже всей семьей.В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению их наблюдения и пожелания.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов

Советы и рекомендации на подготовительном этапе1) Дома родители по рекомендации педагогов в период подготовки ребенка к детскому саду должны создать щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций.

Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком – особенно ласковым.2) Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети ходят туда, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад.

Целесообразно провести с ребенком примерно такие беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми.

Читайте также:  Кормящая мать заболела: продолжать или завершать кормление грудью?

В детском саду все приспособлено для детей: там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе очень интересно и весело».3) Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – осенью он сможет туда ходить.

В присутствии малыша расскажите родным и знакомым о большой удаче – его приняли в детский сад!4) Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки и свои услуги другим детям.5) Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас.

6) Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.7) Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.

Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.8) Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми.

Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Илюше… Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.9) В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

10) В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.

11) Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.Родители должны ознакомиться с режимом дня дошкольного учреждения и постепенно скорректировать домашний режим ребенка (Приложение 1), а также с рекомендациями по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение (Приложение 2).Педагогами нашего учреждения разработана памятка для родителей, которую мы вручаем им на родительском собрании за 2 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение (Приложение 3).

 Анкетирование родителей и рекомендации на основном этапеКак правило, родители охотно откликаются на предложение встретиться и обсудить предстоящее событие в жизни ребенка и его готовность к этому. В ходе первой встречи родители ребенка и дошкольное учреждение оформляют юридические документы.

Начинается знакомство с особенностями психофизического и личностного развития малыша. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты о ребенке на основе своих наблюдений.Цель анкетирования – выявить представление родителей об индивидуальных особенностях своего ребенка (Приложение 4).

Проанализировав ответы родителей, педагоги могут увидеть достижения детей в самообслуживании, в игре и в отношении со сверстниками и взрослыми, обнаружить затруднения ребенка и выявить наиболее значимые проблемы его воспитания, которые волнуют родителей.

Каждую встречу с родителями целесообразно сопровождать знакомством с помещениями детского сада и группы, предметно-игровой средой: мебелью и спальными принадлежностями, сенсорными и строительными материалами, игрушками, книгами и т.д.

При этом педагоги демонстрируют условия, которые отвечают гигиеническим, эстетическим, педагогическим требованиям к организации жизни маленького ребенка.

Родители начинают понимать, что детское учреждение способно обеспечить развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обогащение сенсорного опыта, развитие игровых и познавательных интересов. Родители убеждаются, что бытовая и игровая среда соответствует возрастным возможностям ребенка, разнообразна и привлекательна для него. Это помогает родителям преодолеть чувство тревоги за своего ребенка.

Памятка для родителейОчень важно оздоровить малыша. За 1 – 2 месяца до начала посещения детского сада надо пройти осмотр у врачей-специалистов (невропатолог, хирург, отоларинголог), сдать необходимые анализы.

Если выявится, что Ваш ребенок страдает тем или иным заболеванием, в сад его можно отправить только после прохождения курса лечения под контролем участкового врача. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе (не менее 4-х часов зимой и весь световой день летом), постоянно проводите массаж и гимнастику, закаливающие процедуры.

Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

Как управляться с одеждой самостоятельно? Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом – и в шею не надует, и надевать намного проще.

Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды.

Целесообразно указать не только имя и фамилию ребенка, но и условный символ (цветок, бабочка, шарик, мяч и т.д.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу, и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи.

Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания убирает свои вещи на место.Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребенка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую Вы приготовили.

Стремитесь, чтобы ребенок знал названия одежды, правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается или раздевается, постарайтесь находиться рядом с ним. Поощряйте, используйте игровые приемы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться). При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне.

Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками.

 Наблюдайте за тем, как у него складываются необходимые умения и навыки!Культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем; вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенце, носовой платок, горшок); вытирать ноги у входа; опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.Культура поведения: здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом, умывальником; не выходить из-за стола, не окончив еды, после нее говорить «спасибо»; не кричать, не мешать другим детям во время игр, за столом, в спальне, при одевании и раздевании.Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему; называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, знать свое имя; бережно относиться к вещам и игрушкам.Игра: спокойно и самостоятельно играть; доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам по игре; играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.Собираясь в детский сад: с воспитателем группы, куда поступит малыш, нужно познакомиться заранее, сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют ребенка дома, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.Следует приучать ребенка к новой обстановке постепенно: в первый день оставить его всего на 2 – 3 часа, потом до обеда, несколько дней забирать после обеда так, чтобы он освоился и привык без большого напряжения и срывов.Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.Если у ребенка к моменту поступления в дошкольное учреждение сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки во время игры и т.д., то отучать от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в саду, договорившись с персоналом.Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать детский сад, ждать встречи с новыми друзьями, игрушками.Кроме этого, необходимо подготовить для детского сада следующее: сменную обувь (туфельки на каблучке, с удобной застежкой), обувь для музыкальных занятий, два носовых платка, расческу, два комплекта нижнего белья (трусики, колготки, майку, если ребенок потливый), запасную рубашку или платье, если ребенок во время еды нечаянно испачкает одежду, пустой мешок для испачканной одежды, запасная одежда находится в мешочке на вешалке в шкафчике ребенка.Мы желаем Вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду в жизни малыша – это означает, что он взрослеет.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector