5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути.

Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты.

Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
  • Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С.

Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

5 шагов профессионального самоопределения для подростка
Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

  • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
  • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться.

В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности.

После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности.

Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее.

Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны.

С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью.

Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Вывод

Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

Читайте также:  Особенности развития речи детей дошкольного возраста

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Профессиональное самоопределение — непростой шаг в любом возрасте. При выборе будущей профессии, казалось бы, надо учитывать в первую очередь личные предпочтения. Однако в нашем мире, где существует более 50 тысяч базовых профессий на любой вкус, почти 90% людей страдают от отсутствия самореализации, в основном в профессиональной сфере.

Как же такое возможно при существующем институте профориентации для школьников и взрослых, при наличии множества психологических тестов, учебных заведений всех уровней, возможности получать образование очно, заочно, уезжать за знаниями за границу? Разбираемся в сути профессионального самоопределения в подростковом возрасте, его целях и классических ошибках, совершаемых как детьми, так и их родителями.

Методы профориентации

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Как и при любой диагностике — медицинской ли, технической, профессиональное ориентирование использует несколько базовых методов. Наиболее распространено тестирование, причем для подростков обычно предлагаются групповые методы: раздали в классе опросник, в лучшем случае провели полдня в центре профориентации молодежи, занимаясь «деловыми играми» и отвечая на вопросы «Кем ты хочешь стать?». Надо ли говорить, что к подобным методикам не стоит относиться, как к определяющим действительное направление личности? Заполнение наиболее популярного теста ДДО (дифференциально-диагностический опросник) Е. А. Климова, например, занимает 5-7 минут. На его основании подростку выдаются рекомендации типа профессии, наиболее подходящего личностным характеристикам: человек-природа, человек-человек, человек-художественный образ, человек-техника, человек-знак. В течение нескольких минут фактически предлагается решить вопрос о будущем школьника, даже гадание у цыганок занимает больше времени.

Более того, основная направленность в этом возрастном периоде — социальная, практически все тинейджеры тем или иным способом стремятся к общению, а значит, тип «человек-человек» будет превалировать у большинства тестируемых.

Второй метод — консультация у специалиста по профориентации, очная или заочная, на основе пакета тестов. Это уже более углубленное изучение личностных предпочтений, склонностей, возможностей развития.

Однако в «сухом остатке» подросток получает набор профессий, несколько более суженный, по сравнению с одним-двумя тестами, но не более.

Набор будет достаточно сильно зависеть от настроения, с которым человек заполняет тесты, недавних значимых событий в жизни («я поссорился с друзьями и теперь вообще с людьми в будущем иметь дела не хочу, хочу стать ветеринаром»).

Не стоит также забывать, что у специалистов в «потоковых» центрах профориентации могут существовать и личные предубеждения на некоторый вид профессий, и мнение о наиболее выгодных вариантах карьеры, да и, в конце концов, есть и «госзаказ» на некоторые типы образования и рабочих мест. Последнее, впрочем, чаще относится к профориентации во взрослом возрасте.

Индивидуальное консультирование, особенно длительное, как лонгитюдное исследование, со сбором семейного анамнеза, успехов в школе, обсуждения хобби и того, как здорово было учить малышню в летнем лагере делать воздушных змеев, конечно, лучший вариант.

Тут можно выяснить, является ли любовь к математике склонностью к предмету или же влиянием личности преподавателя, нет ли давления со стороны родителей, явного или скрытого (как в семьях, где профессия врача, к примеру, передается из поколения в поколение), погони за модой, следования за друзьями или ориентации на кумира.

Такой тип профориентации оптимален. Он позволяет разобраться в том, что человек знает о себе, а не узнать то, какое мнение, транслируемое ему окружающими, он сформировал и закрепил.

Но это, во-первых, платная услуга, во-вторых, доступная далеко не во всех городах, не говоря уже о сельской местности.

И, в-третьих, люди растут и меняются, поэтому и такой результат тестирования в будущем может оказаться ошибочным.

Что делать?

Выбор профессии — он на всю жизнь?

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Для начала стоит вспомнить, что за свою жизнь человек в среднем сменяет до трех профессий. Они могут быть как в смежном секторе, например, специалист в инженерии, консультант, преподаватель все в той же сфере, а могут быть и резкие изменения профессиональной среды — был бухгалтером, стал музыкантом.

Первая ситуация в основном характерна для людей, «нашедших себя» в данной области или же опасающихся внезапных поворотов судьбы. Вторая — следствие недостатка самореализации, неверного выбора на первом этапе. Поэтому стоит принять, как данность: выбор профессии в начале пути не определяет все его изгибы.

В этом отношении удачно построена система высшего образования в США, где первые три года, поступая в университет, студент получает базовые знания, имея возможность накапливать опыт и понимать, что стоит выбрать для специализации.

Ну а если выпускные экзамены уже «на носу», надо решать финансовые вопросы, впереди вероятность службы в армии и тяготит необходимость самоопределения, что делать? Как и в каком возрасте надо задумываться о будущей профессии?

Самостоятельная профориентация: от ребенка до выпускника школы

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Найди себе дело по душе, и тебе никогда больше никогда не придется работать.

Конфуций

Почти все дети с раннего детства пытаются самоопределиться: хотят стать воспитателем, канатоходцем, пастухом, ветеринаром для насекомых — ведь их никто не лечит, принцессой, космонавтом, врачом, как папа… В абсолютном большинстве случаев ребенок проходит сквозь череду предпочтений, изменяя их по мере взросления, смены приоритетов, да и просто узнавая побольше о профессии. Так, принцессам нужен замок и все равно придется мыть ноги по вечерам, а воспитателям надо помимо игр заполнять сотни бумажек и отчетов. Нет, не тот выбор.

Как понять, что нужно именно этому подростку? В таком вопросе даже самая профессиональная помощь со стороны не возможна без понимания своих особенностей.

Итак, представляем пять шагов, помогающих в определении будущей профессии.

  • Подумать о том, что вы любите

Какие предметы в школе особенно вдохновляют? Какие действия поглощают настолько, что время летит незаметно? Список из 10 наиболее любимых занятий, даже если это компьютерные игры или уход за фиалками, может помочь выявить возможные пути развития.

Дальше пытаемся установить связь между элементами вашего списка: есть ли в нем группа занятий, связанных с искусством, социальной деятельностью или технологией?

  • Определение существующего опыта

Надо вспомнить как минимум о трех событиях, которые научили чему-то, подарили новое знание о себе, и выбрать то, которое давало наибольшее чувство удовлетворения. Постараться понять, почему это так. Если получается точно определить, что приносит удовольствие в деятельности, можно начать определяться с карьерой, обеспечивающей эти виды переживания.

«Я дружелюбен, креативен, нетерпелив, смешлив, организован 2ный»… Надо записать список из 10 качеств, которые, по личному мнению, описывают индивидуальность. Можно попросить друзей и семью назвать некоторые из качеств — иногда другие люди видят нас более четко, чем мы видим себя.

И теперь стоит подумать о том, какой вид карьеры подходит человеку, которого описывает этот список.

  • Рассмотреть свои сильные и слабые стороны

Составляем список пяти самых сильных и слабых сторон. Какие работодатели были бы заинтересованы в таких сильных сторонах? Например, если человек хороший оратор, надо изучить, какие профессии требуют этого навыка.

Слабости могут также рассказать много о выборе. Человек может либо уклоняться от карьеры, требующей навыков, в которых он не уверен, либо работать над улучшением слабых мест, которые могут удерживать его от поставленных целей.

Что делают актуарии или археологи? Какие будут возможности в будущем для архитекторов или арт-директоров? Изучение возможных вариантов значительно расширит ограниченный круг профессий из типа «человек-знак» или любого иного.

Как понятно, без самопознания, самоизучения тут не обойтись. Зато подобный подход можно начинать практиковать уже со средним школьником, а уж тинейджерам подобная рефлексия обязательна к действию в любом случае, даже если в планах уже есть пункт «стать пианистом» с пятилетнего возраста. Информация не повредит.

Те же тесты на профориентацию, при всем их несовершенстве, являются значительным подспорьем в сборе информации о себе. Только проходить их нужно не раз и не два, оценивая результаты с точки зрения изменения своей личности, роста возможностей, формирования четких целей.

Большинство молодых людей не знают, что они хотят делать или что им делать сейчас. Да и многие взрослые на самом деле успевают поработать на нескольких разных должностях, прежде чем выбрать карьерный путь. У подростка, несмотря на давление, еще есть время, чтобы узнать себя, найти карьеру, которая ему подходит, и реализоваться в ней. Но и сам поиск и выбор — тоже непростая работа.

Читайте также:  Пневмония у новорожденного – причины и признаки заболевания

5 шагов профессионального самоопределения для подросткаЕкатерина Сафонова, психолог портала «Я — Родитель»

Профориентация в психологической деятельности — это проведение комплекса мер содействия в профессиональном самоопределении и поиске наиболее подходящего вида занятости, принимая во внимание потребности и способности, а также социально-экономическую ситуацию на рынке труда. Специалисты имеют большой арсенал необходимых технологий, которые включают в себя диагностические методики, беседу, групповую тренинговую работу и многие другие.

Опросники, безусловно, являются универсальным способом продиагностировать испытуемого с целью выявления определенной предрасположенности к какой-либо деятельности. Большинство профориентационных методик ориентируются на классификации профессий разных ученых.

Например, «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) опирается на классификацию профессий Е.А.Климова по предмету труда.

С помощью этой методики можно выяснить область, в которой человек будет наиболее успешен: область техники, коммуникации с людьми, творческая направленность, работа с природой или со знаковыми системами.

Этот опросник имеет ряд преимуществ: он достаточно короткий, не требует большого количества времени для интерпретации результатов, подходит для работы со школьниками. Но также ДДО Климова имеет и недостатки: он определяет лишь примерную область деятельности.

Еще одна хорошая методика «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) опирается на классификацию Дж. Холланда.

Методика позволяет оценить принадлежность человека к одному из 6-ти типов личности, оценить его психологические особенности, подобрать наиболее предпочтительные виды профессиональной деятельности, оценить удовлетворенность человека своей профессией.

Преимущества этого опросника в том, что он достаточно обширный и опирается на тип личности испытуемого, что позволяет выявить индивидуальные особенности и предпочтения.

Недостатки же состоят в том, что эта методика рассчитана на людей старше 17 лет и имеющих среднее образование, т.е. для работы со школьниками она не подходит. Тем не менее эти два ведущих опросника (ДДО и ОПП) можно использовать вместе, чтобы сопоставить результаты.

Грамотные психологи-профориентологи работают с использованием личного профессионального плана (ЛПП).

Респонденты заполняют определенную анкету для определения личного профессионального плана, далее психологи проводят диагностическую работу с использованием наиболее распространенных профориентационных методик (ДДО, ОПП).

После этого специалистами сравниваются результаты, полученные в ходе диагностической работы, с итогами анкетирования. На основании этого сопоставления психологи проводят беседу с испытуемыми, сообщают им о полученных результатах и работают с теми, чьи результаты вызывают вопросы и являются противоречивыми.

Профессиональное самоопределение подростков

Трудности профессионального самоопределения подростков. Костюнина Е. А., Агеева Л. Г., Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, г. Арзамас, Россия

Аннотация: в статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка. Поэтому перед родителями, учащимися и педагогами лежит большая ответственность за будущее подростков и за то чтобы подросток правильно выбрал свой профессиональный жизненный путь.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие. Достаточно сложной задачей является выбор профессии.

Можно сказать, что любая профессия — является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям.

Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать.

Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков.

Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии [1, c.158].

Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

  • —          зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;
  • —          целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;
  • —          вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;

—          реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.

  1. Рассмотрим возможные ошибки, совершаемые человеком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.
  2. 1 этап.
  3. —          Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении.

—          Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию.

—          Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.

2 этап. Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап. Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.

4 этап. На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.

  • Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:
  • —          личные профессиональные предпочтения — то, что является потребностью подростка;
  • —          позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;
  • —          позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;
  • —          позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;
  • —          способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

—          уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней…

—          информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;

—          склонности — это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью.

Профориентация — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [2, c.85]. В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения.

Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются: Дифференциально-диагностический опросник Е. А.

 Климова (ДДО). Методика разработана в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Опросник предлагает выбрать среди 20 пар ответов по одному в каждой паре.

Результаты показывают, к какой из сфер у человека проявляется наибольший интерес.

«Карта интересов» Голомштока. Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда). Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.

Матрица выбора профессии.

Подростку предлагается ответить на 2 вопроса: С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает? Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает? А затем анализируется таблица, где на пересечении предпочитаемых, объекта труда и вида деятельности, будут показаны наиболее соответствующие интересам подростка сферы профессиональной деятельности.

Психодиагностическая методика «Профассоциации». Основана на ассоциативном методе. Подростку предлагаются слова-стимулы, в ответ он называет профессию, с которой они у него ассоциируются. После обработки результатов выделяются профессии, интерес к которым наиболее выражен.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ). Включает 50 вопросов, по результатам ответов на которые можно диагностировать желание и способность человека заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей. Все они подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным.

В идеале два основных фактора определяют выбор профессии — это самосовершенствование и благо другим людям.

Читайте также:  Скандалы с подростком? Нет, не слышали!

Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников [3, c.123].

Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

  1. Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:
  2. 1. Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений;
  3. 2.Наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия;

3.Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии.

Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.

Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:

  1. Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации;
  2. Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
  3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
  4. Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
  5. Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
  6. Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей;
  7. Наличие стереотипов;
  8. Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
  9. Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
  10. Различные проблемы поведения и формирования подростков.
  11. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом.
  12. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.

Ссылки на источники

  1.   Бондарей В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. — М.: Просвещение, 2001. — 506с.
  2. Бендюков М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е. И. Горбатого. И. Л. Соломин. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 203с.
  3. Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.,1999. — 320с.

Профессиональное самоопределение подростков

Профессиональное самоопределение

Сегодня я предлагаю поговорить о профессиональном самоопределении старшеклассников. Эта тема всегда волновала умы людей разных возрастов, ведь найти дело, именно дело, а не просто работу, мечты оказывается сложным даже взрослым людям. В чём же кроется проблема? А всё дело в том, что, будучи детьми мы так и не смогли найти то самое, что заставляло бы наше сердце биться быстрее, увлекало настолько, что мы бы с головой уходили в работу, и она доставляла бы нам удовольствие. Именно поэтому так важно уже в школе начать искать то, что нам нравится, чем мы ходим заниматься и чему готовы посвятить своё время.

В серии следующих постов я расскажу о том, что может помочь детям найти себя и свою работу мечты. Вопросов, техник и упражнений существует огромное множество, главное пробовать, экспериментировать и у вас всё получится. Ниже вы увидите несколько пунктов, которые помогут вам ответить на вопрос «Какую профессию выбрать?». Обычно я показывала их подросткам на семинарах.

Какую профессию выбрать?

1. Она должна быть интересна и привлекательна для вас; 2. Есть ли у вас способности, соответствующие профессии (соответствует вашим возможностям)? 3. Совпадает ли тип профессии твоему личностному типу,

пользуется спросом на рынке труда?

Помните, мечты и планы на будущее могут так и остаться неосуществленными, если не начать действовать!

Позже мы разберём с вами эти пункты, а пока подумайте, что вам интересно, соответствует ли выбранное вами направление вашим возможностям, вашему типу личности (например, характеру и т.д.), востребована ли выбранная вами профессия в наше время?

Далее предлагаю подробней рассмотреть первый пункт!

1. Выбранная вами профессия должна быть интересна и привлекательна для вас.

Чтобы понять, что вам нравится, существует множество способов. Мы же с вами разберём несколько из них. Например, вы можете подумать о том, чем бы вам хотелось заниматься в будущем. Просто представьте.

Сядьте поудобнее или ложитесь на кровать, закрывайте глаза (главное в этот момент не уснуть!) и начинайте подробно представлять, кем вы могли бы работать. Представьте своё рабочее место, в чём вы одеты и что делаете.

Если пока глухо, то подумайте о том, какое занятие вызывает у вас положительный эмоциональный отклик. Это может быть то, чем вы занимаетесь каждый день, ваше хобби и т.д. Но при этом всё-таки важно не путать хобби и работу.

Но порой они могут объединиться, что позволит вам работать в своё удовольствие. И всё же бывает так, что, занимаясь спортом, вы совсем не планируете и не представляете своё будущее спортом.

Некоторые хобби так и остаются увлечением на всю жизнь, не более.

В этом случае нужно просто понять, кем вы готовы работать через 5-10 лет. В качестве кого вы себя видите?

Ещё один способ понять себя, это вспомнить свои сильный и слабые стороны. За что вас хвалят (хвалили) в школе? Вспомните свои успехи и неудачи. Будьте честны с собой, не преувеличивайте! Какие предметы давались в школе легче? Какие способности отмечали у вас ваши друзья, учителя, родители?

Вполне возможно, что вас хвалили за умения ясно и четко излагать свои мысли, кто-то мог говорить, что вы – прирожденный коммерсант. Знакомые указывали на ваши организаторские способности. То же самое можно отнести к слабым сторонам, чтобы отмести те профессии и виды деятельности, которые вам точно не подойдут.

В одном из номеров журнала Psychologies мне на глаза попались несколько статей, первая – «ОПРЕДЕЛИТЬ РАБОТУ МЕЧТЫ». Там было задано множество интересных и полезных вопросов. Предлагаю вам ознакомится с ними и задуматься.

Как быть, если размышления пока не привели нас к конкретной идее? Если мы не знаем, какая работа отвечает нашим потребностям? Тогда стоит выяснить, что вообще эмоционально затрагивает нас. Какие увлечения были в детстве или юности? Какие хобби есть сейчас? Как мы любим отдыхать? «Именно здесь можно найти важные для себя подсказки, – говорит Мария Макарушкина (коуч). – Тогда, кто увлекается спортом, возможно, привлекает деятельность, в которой задействовано тело или требуется динамика. Всё, что нас заряжает, можно спроецировать на работу». В этом поиске может помочь диалог со специалистом, будь то психолог, коуч или кто-то из коллег.

Вторая статья – «ИЗУЧИ ВСЕ СТОРОНЫ ВАШЕГО ПРОЕКТА»

Рассмотрите ваш проект как игральный кубик, одна из сторон которого невидима. Ведь между тем, что мы представляем себе, и тем, что получилось, всегда есть зазор. Чтобы быстрее избавиться от идеализации, расспросите профессионалов в намеченной отрасли, с какими ограничениями и трудностями они столкнулись и как их преодолели.

Примечание: выбирая ту или иную профессию, узнайте о ней побольше (плюсы/минусы); по возможности, окунитесь в неё (если вы, например, хотите стать поваром – сходите на семинары/конференции, попробуйте себя в роли повара, взгляните на профессию изнутри) – это можно сделать как дома, так и в любом другом месте (об этом стоит узнать дополнительно!).

Третья статья – «ПРОВЕРЬТЕ ВАШЕ ЖЕЛАНИЕ»

Уже сейчас примерьте ту жизнь, о которой вы мечтаете: запишитесь на курсы для любителей, участвуйте в дискуссиях на форумах. Посетите профессиональные салоны, чтобы оценить ваш энтузиазм, интерес и способности. Представьте, как могут выглядеть ваша визитная карточка, ваш сайт.

Подводя итоги, хочется вновь повториться. Если вам всё ещё сложно понять и определить свои желания, то вам на помощь придут тесты или консультации психологов. Психологи в сво­ей работе обычно используют тесты для определения способностей. Их можно разделить на три типа: тесты ин­теллекта, тесты достижений и тесты специальных спо­собностей.

В любом случае важно понимать, что будущую профессию стоит выбирать осознанно, с умом. Ведь в среднем в неделю человек проводит 1/4 часть своего времени на работе. Поэтому крайне важно, чтобы работа нравилась, приносила удовольствие.

В следующих статьях мы разберём другие пункты, которые помогут вам понять себя и то, чего вы хотите от будущей профессии.

Александра Раздьяконова

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector