4 причины плохого поведения ребенка

Многие мамы считают, что их дети ведут себя плохо им назло. Но не так просто. Дети используют свое поведение, чтобы показать, что они чувствуют и о чем они думают. Прежде чем предпринимать меры воздействия на плохое поведение, давайте разберемся с возможными пего причинами.

Ребенок нуждается во внимании

4 причины плохого поведения ребенка Когда дети хотят получить внимание взрослого, плохое поведение – отличный инструмент. Например, когда один из родителей говорит по телефону, общается с другими взрослыми или просто заняты, дети начинают чувствовать себя обделенными. Они будут скулить, “включать” истерику, или драться – и все ради того, чтобы переключить внимание взрослого на себя. Даже если это негативное внимание, дети все равно жаждут его. Они хотят, чтобы взрослый смотрел на них, поговорил с ними, подарил им определенную дозу внимания. Один из лучших способов борьбы с такими ищущими внимания детьми — не обращать внимания на негативное поведение и хвалить за положительное поведение.

Ребенок копирует чужое поведение

4 причины плохого поведения ребенка

Дети учатся, как вести себя, наблюдая за другими. Они видят шалящих детей в саду или по телевизору и пытаются повторить его. Важно ограничить негативное влияние на ребенка. Телевизор, интернет – все это источник демонстрации ненормативного поведения. Хотя можно использовать их и во благо, показывая примеры хорошего поведения. 

Ребенок испытывает границы

4 причины плохого поведения ребенка

Когда вы установили правила и сказали детям, что им разрешено и запрещено, они обязательно захотят проверить, а вы вообще серьезно или нет. Они всегда проверяют границы, чтобы выяснить, какие последствия их ждут после нарушения правил.

Именно поэтому важно установить четкие границы и последовательно рассказывать о последствиях. Если у детей есть сомнения в вашей непреклонности, они будут продавливать и испытывать вас.

Если вы будете последовательны, и раз за разом демонстрировать одни и те же последствия нарушения правил, то, скорее всего, скоро поведение нормализуется. 

У ребенка нет необходимых навыков 

4 причины плохого поведения ребенка Иногда проблемы поведения проистекают из-за отсутствия определенных навыков. Например, если у ребенка не сформированы социальные навыки, он  может ударить другого ребенка. Так, ребенок, который испытывает недостаток навыков по разрешению сложных ситуаций, не может убрать свою комнату, потому что он не уверен, что нужно делать, когда его игрушки не помещаются в коробку. Используйте дисциплину, чтобы научить ребенка новым навыкам, которые помогут ему управлять своим поведением лучше в следующий раз. Когда ваш ребенок ведет себя плохо, вместо того, чтобы просто выдать результат, покажите ему альтернативы неправильному поведению, чтобы он мог учиться на своих ошибках.

Ребенок хочет независимости

4 причины плохого поведения ребенка Дети часто нарушают правила и ведут себя вызывающе в попытке отстоять свою независимость. На всех этапах развития ребенка идет борьба за автономию. Зачастую они нуждаются в дисциплине и руководстве, потому что они не готовы к такой независимости, которую требуют. Подростки могут вести себя безобразно в попытке показать взрослым, что они могут думать и решать самостоятельно. Они могут нарушать правила с определенной целью и могут попытаться показать взрослым, что их нельзя заставить делать что-либо против воли.

Ребенок не может контролировать свои эмоции

4 причины плохого поведения ребенка

Иногда дети не имеют ни малейшего представления, что делать с возникающими чувствами. Их психика может испытать сильную нагрузку, когда они чувствуют гнев, и, как следствие, они могут стать агрессивными. Также они могут выдавать агрессию, если возбуждены или просто чувствуют скуку.

Дети должны учиться здоровым способам управления чувствами, такими как печаль, разочарование, беспокойство. Рассказывайте детям о чувствах и показывайте им способы управлять своими эмоциями, чтобы предотвратить их плохое поведение.

Вместо плохого поведения для выражения своих эмоций, ребенок может научиться брать тайм — аут, чтобы успокоиться.

У ребенка есть неудовлетворенные потребности

4 причины плохого поведения ребенка Когда ребенок чувствует голод, усталость, он демонстрирует плохое поведение. Большинство детей младшего возраста и детей дошкольного возраста еще не способны адекватно говорить о своих потребностях. В результате, они часто используют их поведение, чтобы показать, что они имеют неудовлетворенные потребности. Родители могут помочь предотвратить проблемы поведения путем поиска неудовлетворенных потребностей. Например, возьмите малыша за покупками только после того, как он выспался, и не забудьте захватить с собой закуски. Спросите своего ребенка, как он себя чувствует, и ищите сигналы, которые подает вам ребенок и которые могут свидетельствовать о неудовлетворенных потребностях. Дети нуждаются во внимании взрослых, и если эти потребности остаются неудовлетворенными, они могут привести к проблемам с поведением.

Ребенок борется за власть

4 причины плохого поведения ребенка Власть и контроль часто способствуют плохому поведению. Иногда вызывающее поведение наступает, когда ребенок пытается восстановить некоторый контроль. Когда проблемы поведением являются результатом попытки борьбы за власть, один из способов предложить ребенку два варианта. Предлагая выбор, вы можете дать создать у детей иллюзию контроля над ситуацией. Это может увеличить вероятность того, что ребенок будет выполнять инструкции.

Ребенок уверен в эффективности поведения 

4 причины плохого поведения ребенка

Одна из самых простых причин дети плохо себя ведут, потому что это эффективно. Если за нарушением правил следует наказание, они быстро узнают, к чему приводит плохое поведение. Например, ребенок, который скулит, пока не получит желаемое, решает, что ныть – это эффективная стратегия. Или ребенок, закатывающий истерику в магазине и получающий в итоге игрушку, будет думать, что истерики являются эффективными. 

 

У ребенка скрытые психические проблемы

4 причины плохого поведения ребенка

Иногда дети имеют проблемы психического здоровья, которые в результате приводят к проблемам с поведением. СДВГ приводит к гиперактивности и невнимательности. В других случаях, тревоги или депрессии могут способствовать проблемам поведения. Тревожный ребенок может отказываться от занятий, которые заставляют его нервничать. Ребенок в депрессии может быть раздражительным. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть расстройство развития, поговорите с педиатром. Оценка опытным профессионалом в области психического здоровья может быть необходима, чтобы определить, есть ли какие-либо базовые эмоциональные проблемы, способствующие проблемам с поведением.  Источник

Расстройства поведения у детей

4 причины плохого поведения ребенка

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии.

Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет.

У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

4 причины плохого поведения ребенка

Расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения.

Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются.

Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности.

Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития.

О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят.

Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых.

Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения.

Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях.

Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых.

Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно.

У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе.

Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями.

Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного.

В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения.

Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости.

Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

Плохое поведение: как распознать причину и все исправить

Говоря «плохое поведение», мы имеем в виду оценку взрослыми детских поступков. Поведение — это действия, поступки, проявление личностных качеств, чувств, внутреннего содержания и особенностей ребенка.

Когда говорят, что ребенок плохо себя ведет, вроде всем сразу ясно, о чем идет речь. Но когда я, как психолог, начинаю прояснять, на что конкретно жалуются взрослые, то получаю очень разные ответы.

И далеко не всегда «плохое поведение» по их мнению – это на самом деле плохое поведение.

Нормальным поведение считается тогда, когда ребенок успешно адаптируется к окружающей его действительности.

При этом должно соблюдаться равновесие между личными ценностями и стремлениями ребенка и требованиями социальной среды. Для этого, как минимум, необходимы две вещи.

Первая — уважение родителями желаний, потребностей и инициатив ребенка, чтобы он мог воплощать их в жизнь. Вторая — очень понятно сформулированные требования взрослых.

Сформулированных так, чтобы ребенок мог их понять и реализовывать. Таким образом, для успешной адаптации, ребенок должен иметь: положительное отношение к себе, то есть адекватную (не заниженную и не слишком завышенную) самооценку, положительное отношение к другим людям и положительное отношение к процессу труда, роста и развития.

Проявлением же дезадаптации – как раз то, что родители называют «плохим поведением» — будет сниженная способность или нежелание соблюдать социально приемлемые формы поведения (так проявляется негативное отношение к окружению и своим обязанностям перед другими), игнорирование ребенком своих личных потребностей и чувств (так проявляется негативное отношение к себе и своему развитию) — безынициативность, пассивность, полное подчинение личных интересов другим.

Давайте примем во внимание главное: поведение, отличное от нормы — это выражение неблагополучного внутреннего мира ребенка. Самые основные проявления неблагополучного внутреннего мира ребенка – это агрессивное, саморазрушительное, зависимое поведение и поведение, нарушающее основные социальные нормы.

Агрессивное поведение порождается чувством злости. Оно появляется, когда ребенку плохо, у него что-то не получается или его обидели, ему навредили.

Агрессия может быть направлена на других — это оскорбление или причинение вреда другим. Может проявляться напрямую — драки, угрозы, ругань, физический вред.

Может проявляться косвенно — хлопанье дверью, разбрасыванием или порчей вещей, слишком громким пением или криками с целью привлечь внимание, разозлить, ввести в смятение окружающих.

Агрессия может быть смещенной. Ребенок, разозлившись на родителей, и не имея возможности выразить это чувство к ним, может обидеть кошку, младшую сестру, или подраться в школе.

Злость может быть направлена на самого ребенка — так называемая аутоагрессия, самонаказание. То есть это саморазрушительное поведение, нацелено на то, чтобы причинить вред себе, а в дополнение, возможно, досадить взрослым или привлечь внимание взрослых.

То, что называется «отморожу уши назло бабушке» или «вот заболею, пусть поймут, как мне плохо». Поступки, которые ребенок совершает осознанно: курение, экстремальные занятия. К этой категории относятся и бессознательные проявления самонаказания — психосоматические заболевания, повышенная склонность к травматизации.

Бывает, что поведение ребенка нарушает основные социальные нормы, и вполне благополучные родители удивляются, почему их дети врут, или без спросу берут чужие вещи. Обычно такое поведение является защитным, и указывает на отсутствие у ребенка чувства безопасности или выявляет внутреннюю опустошенность и желание с помощью действий или фантазий скрасить свой внутренний мир.

Зависимое поведение — это как разрушительные вредные привычки, так и чрезмерная поглощенность компьютерными играми или опасными видами спорта, или даже поглощенность другим человеком.

Зависимое поведение – это так же способ уйти от своих переживаний как бы в другую реальность, с помощью которой можно изменить неудовлетворительное эмоциональное состояние и обрести хоть временное облегчение.

Что делать?

Понять, что именно его травмирует или травмировало в прошлом, чтобы убрать негативное влияние этого фактора.

Возможно, только поняв, что происходит с ребенком, и почему он так себя ведет, вы перестанете злиться на него.

Вам необходимо перестать бороться с ребенком, становясь его врагом, а начать вместе бороться с «симптомами», как проявлением неблагополучия, став его союзником.

Подумать, нет ли в данный момент времени ситуации, которая является стрессовой для ребенка. Потому что любое отклоняющееся поведение — это реакция на стресс. То есть такое поведение носит защитный характер.

Присмотреться, что именно он выражает своим поведением. Чего на самом деле он хочет добиться? Задавайте прямые вопросы. Что ты хочешь? Почему ты не хочешь это делать? Попросите его выразить свои мысли словами. Или озвучьте происходящее сами. Например: «Ты кричишь, похоже, ты злишься? На что?»

Отражать, как зеркало, поступки ребенка. Говорите, что видите, но без осуждения. Зеркало же не осуждает нас, если мы плохо выглядим. Так вы поможете ребенку увидеть его поведение, как это видно окружающим, потому что дети не всегда осознают, что делают, и отрицают, стараются не замечать тревожную правду.

Разбирать происходящее, когда улягутся эмоции. Не вступайте в скандалы и споры, если вы видите, что ребенок находится под влиянием эмоций. Дайте ему время и возможность их выплеснуть. Остыньте сами.

Пусть у вас будет подушка, которую можно бить, а лучше боксерская груша.

А когда накал останется позади, и ребенок сможет рассуждать, скажите, что вы видели, и спросите, что его так расстроило, и мог бы он в следующий раз это выразить другим способом?

Вести дневник. Записывайте свои реакции на ребенка. Постарайтесь наблюдать за собой, как вы общаетесь с ним, что делаете и говорите. Поставьте себя на его место. Что бы вы чувствовали, если бы с вами так общались. Если поймете, что ваше обращение может его огорчать, постарайтесь измениться.

Не ругать. Говорите о своих чувствах в форме так называемых «Я-высказываний». То есть вы говорите о себе, о том, что с вами происходит, когда ребенок делает то, что вам не нравится.

«Я очень расстраиваюсь, когда ты не учишь уроки», «Я волнуюсь, если ты не приходишь домой вовремя», «Я боюсь за тебя, когда ты так быстро гоняешь на велосипеде».

Это поможет вам выразить свои чувства, а ребенку понять, что с вами происходит, а главное он, несмотря на ваше недовольство, будет чувствовать, что дорог вам.

Ставить понятные и логичные границы. Старайтесь уходить от наказаний (которые как раз снижают самооценку и подрывают доверие к взрослым). Ставьте такие условия, чтобы ребенок сталкивался с последствиями своих поступков. Ваши ограничения должны защищать ребенка.

«Если ты не сделаешь уроки сегодня, то мы не сможем завтра пойти в парк, т.к. тебе надо будет заниматься». Обговорите правила поведения, приемлемые в вашем доме. Но не делайте их слишком жесткими и трудными. Дети чувствуют себя в безопасности, если им понятно, чего от них ждут.

Измениться вместе с ребенком. Спросите, чего бы ребенок хотел, чтобы изменилось в вашем поведении относительно его. Может, вы слишком опекаете, или наоборот не уделяете ему внимания. Может, кричите, а может, молчите, когда злы. И если уж спрашиваете, то примите критику спокойно. Ведь если вы за его честность его еще и отругаете, то потеряете доверие надолго.

Любить. Все, что бы вы ни делали, делайте любя. Не бойтесь перелюбить ребенка. (Любить и всему потакать – не одно и то же. Если вы что-то запрещаете, или ограничиваете, находите в себе силы сочувствовать огорчению ребенка.)

Любовь исцеляет, ее не может стать слишком много. Потребность в любви – важнейшая потребность. Дети, у которых эта потребность удовлетворяется, впоследствии умеют и принимать, и давать любовь. Ведь давать можно только то, что имеешь.

| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

  • В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.
  • А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.
  • Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

  1. – «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;
  2. –  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,
  3. – жестокость к другим людям или животным,
  4. – преднамеренная порча имущества,
  5. – поджоги,
  6. –  воровство,
  7. – обман,
  8. – уходы из дома,
  9. – частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;
  10. – вызывающие провокационные поступки;
  11. – систематическое непослушание.
  12. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

  • Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
  • Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
  • Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
  • Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Причины плохого поведения ребенка

Причины плохого поведения детей

Воспитание детей в семье

Цель этой статьи: помочь родителям понять причины поведения детей. Часто можно услышать от родителей жалобы на поведение своих детей.

И все чаще родители заходят в тупик от капризов и истерик своего ребенка. Дорогие родителя, виноват не ребенок, он еще не умеет контролировать свои эмоции и управлять собой достаточно «правильно».

Я бы выделила следующие несколько причин «неправильного» поведения ребенка: 

1.

Желание получить внимание; 2. Выражение своего «Я»; 3. Усталость;

4. Скука

Давайте теперь более подробно поговорим об этих причинах.

Итак, первая причина – недостаток внимание. Часто взрослые заняты своими делами и не всегда есть время и желание на общение с ребенком.

Ребенок понимает это, он видит, что, когда он ведет себя тихо и спокойно, на него не реагируют, но стоит ему пошалить, как тут же все внимание переключается на него. И пусть даже  в такой форме, но он получает столь необходимое ему внимание.

Со временем это может стать нормой поведения ребенка. И вот вам, пожалуйста, хулиган, непоседа и непослушный ребенок.

Что можно и нужно предпринять родителям в такой ситуации? Стоит уделять своему ребенку хотя бы 30 минут в день. Но это должны быть только его полчаса. Только вы и ребенок. Можно поиграть вместе   или посмотреть мультфильм, сходить на прогулку, почитать книгу, сделать вместе какую-нибудь поделку.

Стоит чаще хвалить ребенка за помощь по дому, за правильно выполненное задание, за правильное поведение. А на плохое поведение стараться меньше обращать внимание, тогда постепенно ребенок перестанет вести себя так. Уже доказанный факт. что дети растут счастливее, если их любят, обнимают и целуют.

Обнимайте своего ребенка и целуйте хотя бы несколько раз в день.

Рассмотрим вторую причину – выражение своего «Я» или борьба за самостоятельность. Кто из родителей не сталкивался с этим гордым «Я САМ». Эта новая ступень в развитии ребенка. Не надо ему мешать в его самостоятельности.

Если ребенок может что-то сделать сам, пусть делает сам, не лишайте его такой возможности самосовершенствоваться. Если вы видите, что ребенок не справится, но он настаивает, дайте ему возможность попробовать самому. А уж потом, когда он сам попросит вас, можете и помочь.

Бывает, что дети чересчур упорствуют и проявляют свою самостоятельность там, где еще рано.

Например: мама идет по улице с малышом, на светофоре малыш одергивает свою руку, он хочет сам перейти, но мама переживает, что машин много и малыша надо вести за руку. В такой ситуации маме стоит настоять и вести ребенка за руку. А перейдя светофор поговорить с ребенком и объяснить, что пока он еще маленький. а когда он подрастет, то сможет сам переходить улицу, но сначала нужно выучить правила дорожного движения. Таким образом, мама может еще и привлечь ребенка к изучению правил дорожного движения и дома поиграть в такую игру, что будет полезно и познавательно, а как увлекательно. Сделаем вывод: самостоятельность ребенка нужно поощрять там, где он уже должен ее проявлять: например, ребенок в 3-4 года может сам одеваться и раздеваться, кушать, умываться, убирать свои игрушки, помогать по дому (помочь убрать со стола) и много чего другого. В остальных случаях родители должны иметь твердую позицию, но при этом объяснять, почему они что-то запрещают.

Третья причина – усталость. Детям до 6 лет положено спать днем. Потому что психика детей за день перегружена. В процессе сна ребенок отдыхает и перерабатывает полученную информацию. Если ребенок не спит днем, он может быть капризным, т.к. он устает, но от этой усталости он не засыпает сидя, а наоборот начинает перевозбуждаться и вести себя активно, агрессивно.

Дети устают от шумных мест, парков отдыха и развлечений, магазинов, мероприятий. Обязательно нужно ребенку дать отдохнуть после таких походов. 

Четвертая причина – скука. Если ребенку скучно, он начнет либо маяться от безделья, либо надоедать взрослым. Его надо занять. Сядьте с ребенком и начните играть: конструктор, пластилин, рисование, пазлы. Через какое-то время ребенок увлечется, а вы сможете заняться своими делами.

Научите ребенка играть, покажите, во что можно и как поиграть и проблема скуки решится раз и навсегда.

Я бы выделила еще одну причину – это обида ребенка.

Мы не замечаем, какие слова мы говорим, ругая ребенка. А дети все замечают и помнят. Если ребенок обижен на вас за то, что вы сказали, что он всегда делает все назло, ребенок будет делать все назло. Это некая месть за ваши слова. Поэтому нужно быть осторожными в выражениях. А если уж вы заметили, что ребенок на вас обижен, спросите за что и попросите прощения за ваши слова. Многие родители считают, что просить прощение у ребенка не стоит, зря! Хотите научить ребенка признавать свои ошибки и просить прощения, покажите это собственным примером.

Воспитание детей – это ежедневный труд. Удачи вам в вашем труде! И помните, главное искренне любить своих детей!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector