10 способов развить экосознание у детей

365 дней вместе

Как развивать в детях осознанность

11 марта 2020 10 768 просмотров

Екатерина Ушахина

Осознанность, то есть пребывание в настоящем, присутствие «здесь и сейчас», и есть самый прямой путь к счастью.

Подобная практика идет на пользу и детям. Обученные техникам медитации и осознанности дети лучше справляются с эмоциями и трудными жизненными ситуациями. Они ведут более благополучную жизнь, меньше подвержены тревожности и депрессии, обладают более высокими способностями к концентрации и удерживанию внимания.

Быть осознанным значит принимать осмысленные решения, а не жить на автопилоте, позволяя людям и обстоятельствам направлять течение своей жизни. Когда мы сами становимся рулевыми, это вселяет уверенность и чувство контроля за происходящим даже в негативных обстоятельствах. Если мы живем в настоящем, мы перестаем наблюдать за своей жизнью со стороны и становимся ее активным участником.

Сегодня расскажем, как самим начать жить осознанно и научить этому наших детей. Следуйте этим советам.

Проведите ревизию своей жизни

Поразмышляйте о том, как вы проводите свое время, и вместе решите, что можно изменить, чтобы сделать жизнь более осмысленной.

Многие родители проводят очень много времени перед экранами, подавая не очень здоровый пример детям. После долгого дня, занятого работой и домашними делами, это кажется многим родителям желанной отдушиной.

Но ведь это время можно посвятить другим занятиям и увлечениям, которые приносят гораздо больше радости.

10 способов развить экосознание у детей
Источник

Прекратите анализировать

Обычные мысли проносятся в уме, как бушующий водопад. Рефлексировать и размышлять необходимо.

Но если мы тратим слишком много времени и сил на анализ всего, что случается с нами, как мы будем наслаждаться настоящим? Отведите для размышлений и анализа особое время, приучите детей вести дневник или обсуждать свои мысли в отдельном разговоре, и вы научите их осознанному наблюдению за мыслями, которое не будет продолжаться постоянно.

Выполняйте упражнения, развивающие осознанность

Научите свою семью упражнениям и практикам развития осознанности. Они тренируют внимание, регулируют эмоции и учат проживать жизнь более сознательно.

Дышите. Осознанное дыхание несет огромную пользу вам и вашей семье. С его помощью вы можете предотвратить импульсивную покупку или создать атмосферу покоя посреди хаоса.

Используйте дыхание, чтобы прислушаться к мимолетным мгновениям в течение дня, которые мы обычно не замечаем.

С маленькими детьми можно использовать мягкую игрушку — это поможет повысить эффективность дыхательных упражнений.

10 способов развить экосознание у детей
Источник

Отправьтесь на прогулку. Регулярно отправляйтесь всей семьей на прогулку с «находилками», то есть прогулку, во время которой вы находите и отмечаете что-то, чего не видели раньше. Такие прогулки в буквальном смысле приучают детей останавливать прекрасные мгновения.

Подобные находилки есть и у нас.

10 способов развить экосознание у детей

Совместные медитации. Медитация — мощная практика успокоения ума и создания пространства, в котором можно находиться здесь и сейчас. Этот инструмент помогает регулировать эмоции и налаживать связь со своим внутренним «я». Учиться медитации можно с трех лет, только у детей это будет немного непохоже на медитацию взрослых.

Техника эмоциональной осознанности для детей

Эта техника называется «банка для мыслей». Она учит регулировать эмоции. Идеально подходит для детей 3–10 лет, но ее можно использовать и подросткам, и взрослым.

  • Вам понадобится: пол-литровая стеклянная банка с крышкой, теплая вода, глицерин (четверть стакана), прозрачное жидкое мыло или жидкость для мытья посуды (4 капли), цветные блестки.
  • Приготовление:
  • — Наполните банку теплой водой на три четверти, долейте глицерин, добавьте жидкое мыло.

— Плотно закройте банку и встряхните, чтобы мыло и глицерин растворились в воде. Добавьте блестки (около 1 столовой ложки) до достижения желаемой концентрации. Закройте крышкой и встряхните.

Когда вы или ваши дети будете испытывать гнев, грусть и другие эмоции, встряхните банку и понаблюдайте, как блестки оседают на дно. Представьте, что ваши негативные эмоции успокаиваются, подобно оседающим блесткам.

10 способов развить экосознание у детей
Источник

Наблюдайте за эмоциями. Эмоциям, как и мыслям, свойственно захватывать наш ум и мешать жить в настоящем. Дети учатся контролировать эмоции, наблюдая, как это делают их родители. Практики осознанности помогут родителям овладеть новыми инструментами контроля за эмоциями, которые в конечном счете пойдут на пользу и детям.

Техника «прогноз погоды»

Настоящий прогноз погоды пытается предсказать, будет ли завтра солнечно или пойдет дождь; делая эмоциональный прогноз погоды, дети учатся наблюдать за эмоциями и выявлять их, не привязываясь к ним. Регулярно спрашивайте у своих близких, какая погода у них сегодня в голове. День солнечный, идет дождь или начинается настоящий ураган?

10 способов развить экосознание у детей
Источник

Устанавливайте цели. Активная постановка жизненных целей мотивирует всю семью жить сознательно, понимая, что каждый человек сам несет ответственность за жизнь, которую создает.

Читайте книги, которые учат осознанности. Истории — отличный инструмент обучения для людей всех возрастов.

Поскольку детям трудно объяснить такие абстрактные понятия, как осознанность, книга — самый подходящий метод для этого.

Вспомните, какие истории учат детей различным видам осознанного поведения: сначала думать, потом делать; радоваться красоте жизни; принимать сознательные решения; искать тишину внутри; выявлять и распознавать свои эмоции.

10 способов развить экосознание у детей
Блокноты серии «Дыши» научат детей осознанности.

Используйте вдохновляющие визуальные образы. Фонтанчики с водой, сады камней, статуэтки сидящего Будды — все эти образы наполняют спокойствием и напоминают нам о необходимости быть в настоящем.

Простая мудрая цитата в рамке, иллюстрация, украшение с гравировкой «Здесь и сейчас» или «Живи настоящим» — все это поможет остановиться на минутку, сфокусироваться в настоящем и «обнулиться».

Пусть у каждого члена семьи будет свой предмет, напоминающий об осознанности.

По материалам книги «Одна привычка в неделю для всей семьи»

Обложка статьи: pixabay.com.

Как привить ребёнку интерес и любовь к природе — Телеканал «О!»

10 способов развить экосознание у детей

Первые знания об устройстве мира возникают у ребенка в дошкольном периоде. Именно в это время важно заложить в малыша понимание законов природы. Нужно не объяснять их ментально, а ежедневно проживать вместе с ним природные явления и через небольшие, но реальные действия показывать нашу встроенность во все природные циклы и взаимосвязи. Только через вдумчивую работу с постоянно меняющимися живыми системами можно развить такие качества, как концентрация и наблюдательность, спонтанность и креативность. Как формировать экологическое сознание у дошкольника? Об этом рассказывает Валерия Букина, руководитель проекта «Пермакультурный детский сад».

10 способов развить экосознание у детейВалерия Букина, руководитель проекта «Пермакультурный детский сад»

Что такое экологическое сознание

Это понимание ребенком, причем не только разумом, но и на уровне чувств, того, что все, что ходит, плавает, летает, растет на Земле — живое. Вода и камни — тоже живые. Все нерукотворное вокруг обладает качеством жизни, которую уничтожить нельзя.

Окружающий ребенка мир устойчив, жизнь вокруг самовозобновляема и представляет собой превращение разных форм. Ребенок со сформированным экологическим сознанием не боится жить и открыт для изучения природы.

Кроме того, он знает, что к ней нужно относиться бережно.

Когда у ребенка не сформировано до конца или нарушено экологическое сознание, он боится окружающей его жизни: микробов, насекомых, земли, луж. Он опасается того, что едой можно отравиться, а после прогулки на свежем воздухе — простудиться. Мир воспринимается им как враждебный.

10 способов развить экосознание у детей

Как формировать экологическое сознание

Знакомить ребенка с природой, учить его не бояться этой жизни в разных ее проявлениях родители могут и дома, и в открытом пространстве, например во дворе.

Начните с раздельного сбора мусора.

Расскажите ребенку, почему это важно: отсортированный по видам мусор поступает на переработку, и бумага, батарейки, пластиковые бутылки получают вторую жизнь либо уничтожаются с соблюдением мер безопасности.

Из нескольких переработанных пластиковых бутылок можно изготовить одежду, из алюминиевых банок — велосипед, а переработанная бумага идет на производство книг, тетрадей, ваты, строительных материалов.

Обычный мусор, не разделенный по категориям, отправляется на свалки, где может не разлагаться сотни лет. Сегодня как минимум в Москве уже действуют несколько десятков стационарных пунктов раздельного сбора мусора. Объединитесь с соседями по дому и обратитесь к администрации вашего района: по просьбам жильцов власти установят и у вас специальные контейнеры для сбора отходов.

Бывает и так, что именно любознательные дети прививают родителям основы экологического сознания. Они говорят взрослым: опавшую листву не нужно убирать с земли и уж тем более сжигать.

Они сами поясняют родителям: для почвы листья — это питательная среда, в которой живут полезные микроорганизмы, и земля — это не грязь! Чтобы дерево жило, оно должно получать питательные вещества из земли, а осенью, сбрасывая листву, оно их «возвращает»: таков биологический цикл.

Без листьев, которые ее унавоживают, почва беднеет, нарушается экологический баланс.

Уделяйте внимание пространству вокруг вашего дома. Наши газоны, которые нередко находятся в тени, засевают травкой, и она не растет: ей мало света. Зато теневыносливая лесная трава там будет расти.

Сходите с ребенком в ближайший лес, возьмите там несколько дернинок и высадите в газоне у своего дома вместе.

Как и в случае с раздельным сбором мусора, вы можете обратиться в администрацию своего района с просьбой высаживать у вас те растения, которые вы хотите, и не сжигать листву.

Когда дети вовлекаются в эту деятельность хотя бы на уровне двора, они понимают: нет в природе этой преувеличенной опасности, о которой они думали.

Когда у детей и у взрослых есть общие дела во дворе, тогда слово «экология» приобретает свой изначальный смысл: оно происходит от древнегреческого «ойкос» — «дом».

Помните кредо Маленького Принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год

10 способов развить экосознание у детей

Позаботьтесь о птицах и животных. Всегда делайте то, что доступно изучению и наблюдению здесь и сейчас, а не умозрительно. Сейчас актуально сделать вместе с ребенком кормушку для птиц, которые прилетают в ваш двор: в интернете очень много мастер-классов, как смастерить ее быстро из подручных средств.

Не рассказывайте ребенку, что едят птицы, а подсказывайте, где об этом узнать. Сходите в ближайшую современную красивую библиотеку, покажите, как нужно искать информацию: это универсальный навык на всю жизнь.

Найдите вместе яркие и интересные картинки из жизни птиц, напишите на листах бумаги печатными буквами что они едят: семечки, зерно, некоторые виды могут поклевать ягоды.

Все это поможет вам понять, как использовать многослойность природных процессов в одном занятии, как подражать эргономичной природе и создавать минимум «три пользы в одном».

Сделайте вместе с ребенком «птичьи леденцы»: залейте водой в песочных формочках ягоды боярышника, рябины, клюквы, смородины, шиповника вместе с шерстяной ниткой — это будет крючок, заморозьте и потом развесьте на ветках. Вот вам живое исследование о том, как можно использовать разные агрегатные состояния воды.

А еще — красивые украшения во дворе на радость всем соседям, размышления о зимнем месяце феврале, догадки и открытия ребенка о том, что птицам нужны ягодные деревья и кустарники и семена высоких трав. Ребенок задумается, почему птицы стремятся держаться ближе к городским паркам в конце зимы и во время снегопадов.

Поспрашивайте малыша, как он думает, чем таким важным птицы заняты весной и летом.

Ели вы живете рядом с парком или лесом, можно сделать кормушки и для белок или грызунов, в том числе зайцев: расчистите участок земли под деревом и вкопайте туда несколько палочек так, чтобы они образовывали прямоугольник. Это будут бортики вашей кормушки, куда можно насыпать зерно в кожуре. Особенно важно делать это рядом с молодыми деревьями: грызун не станет сдирать их нежную кору, если у него будет еда.

10 способов развить экосознание у детей

Что можно сделать в домашних условиях

Самое простое, что можно сделать дома для воспитания экологического сознания, — это устроить собственный огородик на подоконнике. Посейте вместе с ребенком зелень: петрушку, различные виды салата, укроп.

Пусть ваш дошкольник своими глазами увидит весь этот путь растения от брошенной в землю семечки до формирования листьев шпината, которые окажутся на вашем столе. Этот опыт бесценен: ребенок не только узнает что-то новое, но и получит реальные результаты своего труда.

Такие инициативы — прекрасный способ удовлетворить естественный познавательный интерес, который есть у всех детей. Они убедятся, что природа — это не что-то абстрактное и масштабное, это в том числе и салат в тарелке, который вырос из нескольких семечек.

О том, из чего вообще формируется та самая плодородная почва, будет интересно узнать не только детям, но и взрослым. Попробуйте сами ее создать: устройте дома мини-ферму, населенную червями-старателями.

Все, что им нужно, — это коробка, где они будут жить, грунт и органические отходы — к примеру, овощные очистки, спитая заварка, которыми они будут питаться.

В течение нескольких месяцев грунт с органикой, в котором живут черви-старатели, станет настоящей почвой, биогумусом — ценным и экологически чистым удобрением, которое способно повышать плодородность почвы в несколько раз. Инструкций по организации таких мини-ферм в интернете немало.

Приготовьте вместе фруктовые энзимы, которые также способны служить удобрением и даже заменить бытовую химию. Это будет увлекательный процесс наблюдения за стадиями брожения — работой грибков и бактерий.

Возьмите очистки от фруктов и овощей, мелко нарежьте, пересыпьте в пластиковую бутылку, добавьте воды и сахара. Настаивайте три месяца при комнатной температуре, ежедневно открывая бутылку, чтобы выпустить газ. Обратите внимание ребенка на то, что в природе нет ничего лишнего и ненужного.

Все отходы — это чья-то еда и домик для жизни, отходы — это ресурсы, которые способны сослужить человеку службу.

  • Есть много интересных, а главное, наглядных способов познакомить ребенка с природой, научить его не бояться ее, понимать цикличность жизни и беречь все живое.
  • 11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
  • 5 мест Москвы, где можно познакомить ребенка с живой природой
  • Что важнее: играть или учиться?

Экологическое воспитание дошкольников и школьников, видео

Забота об экологии Земли является приоритетным направлением политики многих государств. Именно поэтому экологическое воспитание детей предусмотрено школьными программами. Оно направлено на развитие понимания подрастающим поколением воздействия своей жизнедеятельности на природные ресурсы и на то, как сделать свое существование на планете максимально полезным.

Цели и задачи экологического воспитания

Для предотвращения дальнейшего уничтожения природы необходимо экологическое воспитание дошкольников, школьников, студентов и даже взрослых людей, которым не были ранее привиты основы экологической культуры.

Важно как можно раньше учить ребенка уважать природу, ценить ее, при этом объясняя, для чего это нужно.

Большую часть такой работы проводят работники дошкольных учреждений, в которых дети проводят основную часть своего времени.

Немаловажным фактом является и привлечение родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер к этому процессу. Так к проблеме сохранения экологии будет привлечено большое количество людей разных возрастов.

Основной целью экологического воспитания является формирование у дошкольников и школьников гуманного отношения к природе и ее ресурсам, создание личности, которая способна понимать и осознавать факт, почему важно любить и беречь природу во всем ее многообразии. Воспринимать себя как часть окружающего мира, способной создавать материальные и духовные ценности на основе природных богатств.

Ребенок должен понять, что он может активно взаимодействовать с природой таким образом, чтобы созидать новые блага, не разрушая красоты окружающего мира.

За много лет накоплено достаточно теоретического и практического материала по экологическому воспитанию детишек дошкольного и школьного возраста.

Для этого поставлены следующие задачи:

  • воспитание бережного отношения к миру;
  • формирование экологического сознания;
  • развитие интереса к природе;
  • направление активной деятельности детей на сохранение природных ресурсов.

Для решения этих задач в работе используют экологические минутки, экскурсии на природу, различные эксперименты, развивающие игры, живые уголки, зимние сады.

Особенности процесса для разных возрастных групп

Экологическое воспитание школьников и дошкольников является неотъемлемой частью образования. На каждом этапе педагоги используют различные формы подачи материала и формы обучения, которые соответствуют психо-эмоциональному и физическому развитию ребят.

Дошкольники

Начинать экологическое воспитание необходимо именно с дошкольного возраста, когда маленький человек:

  • формирует основы экологического мышления;
  • накапливает свои знания о различных формах жизни;
  • у него закладываются начальные элементы экокультуры.

В этот период жизни малыши очень чувствительны и восприимчивы, их физическое и умственное развитие идет быстрыми темпами, закладываются основные моральные качества и черты характера. В возрасте 3-7 лет происходят значительные изменения в сфере познания маленького человека. Преобладает образное мышление и ребенок устанавливает отношения с окружающим миром через непосредственные впечатления.

Игра и любовь к природе

Поэтому экологическое воспитание в детских садах проводится при помощи игр с природными элементами (камешки, ракушки, листья), настольные игры с карточками (например, собрать из нескольких карточек картину природы). Необходимы и активные игры. Хорошо развивает воображение и систематизирует знания о природе игра в «Съедобное-несъедобное».

Теоретические знания обязательно подкрепляются практикой (общение с природой, посещение зимнего сада, работа на приусадебном участке). Все это способствует длительному сохранению интереса и внимания детей к изучению окружающего мира.

Важной деталью экологического воспитания детей является ответ педагога на интересующие их вопросы. Дети любознательны, они помимо детского садика узнают много нового о природе от родителей, из интернета и телевизора. Естественно, у них возникают вопросы. И педагог должен не только передавать знания, но и развивать логическое и творческое мышление малышей.

Для этого используются занятия:

  • в зимнем саду;
  • живом уголке;
  • на природе в виде путешествия, сказки, викторины.

Так дети не только закрепляют пройденный материал, но и узнают для себя что-то новое.

Дети и природа

Для полноценного экологического воспитания вовлекают в работу семью. Педагогами разработаны рекомендации для родителей. Важно, чтобы они объясняли сущность природных явлений детям простым языком, чаще позволяли малышам общаться с природой дома (с цветами, животными, рыбками) и на открытом воздухе (в парке, лесу, на берегу водоема).

Позитивным результатом экологического воспитания дошколят является постепенная вовлеченность их в процесс познавательных занятий:

  • они становятся внимательней;
  • задают множество вопросов;
  • больше рассуждают, обобщают, сравнивают;
  • выделяют отличия и сходства природных объектов или явлений;
  • учатся на своих ошибках, которые сделали в результате игр – экспериментов (игра «лаборатория», «геологи»).
Читайте также:  Потливость тела у детей: в чем причины?

Дети с удовольствием делятся своими достижениями с родителями и товарищами во дворе, что позволяет вовлечь в процесс активной защиты природы множество людей.

Главным условием в экологическом воспитании является умение воспитателя увлечь, заинтересовать детей, пробудить у них желание бережно относится к природе. А это возможно только если сам педагог верит в то, о чем он рассказывает.

В экологическом воспитании детей нужно использовать различные методики, правильно сочетая их между собой. Систематизированные знания о природе, животных, микроорганизмах формирует у малышей основы экологического мышления, максимально подготавливает к усвоению новых знаний об экологии в школе.

Младшие школьники

Экологическое воспитание продолжается и в школе. Даже если специального предмета нет в программе, то дети все равно изучают природу на таких предметах как:

  • ОБЖ;
  • природоведение;
  • краеведение.

Хорошо помогает развить у ребенка интерес к природе чтение на уроках литературы произведений таких писателей как Пришвин, Бианки, Паустовский. Они в доступной и легкой форме описывают красоту русской природы, жизнь обитателей животного мира в разные сезоны года. Немалую роль играют уроки рисования и музыки.

Помимо обязательных уроков в школах проводится внеклассная деятельность, во время которой организовываются:

  • экскурсии;
  • экологические акции;
  • викторины;
  • конкурсы в естественной среде.

Экологическое воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте играет важную роль в дальнейшем формировании сознания человека.

Дети очень тонко воспринимают беседы на экологическую тему. Они очень сопереживают, если им рассказывают о том, как трудно жить рыбкам в воде, которую люди загрязняют мусором или как голодают дикие звери зимой. Именно в это время можно привить им правильные ориентиры.

В младшем школьном возрасте процесс экологического воспитания переходит с игровой формы на учебную, так как мышление становится абстрактным.

Но занятия строятся:

  • на экспериментах;
  • наблюдениях за живой природой в игровой форме и с помощью бесед.

Школьники средних классов

Экологическое воспитание в средних классах отличается от этого процесса у малышей. Подростки более прагматичны, не так сентиментальны. Они рассматривают природу как источник ценных ресурсов и как объект охраны. Ученики 5-9 классов хорошо понимают свою степень ответственности перед окружающей средой. Подростков привлекают к проектной деятельности. Класс разделяют на группы, каждая из которых создает свой проект по улучшению экологической ситуации в своем родном крае. Глобальные проекты требуют иногда работы нескольких классов одновременно.

Старшеклассники

Экологическое воспитание школьников 10-11 классов носит свободный научный характер. В этом возрасте молодые люди имеют уже сформированное представление о природе и своей роли в окружающем мире.

Важно направить их знания на решение вопросов социальной экологии. Привлекать к исследованию природных ресурсов своего края.

Проводить акции по сохранению уникальных природных памятников, редких растений, животных.

Экологическое воспитание помогает правильно сформировать бережное и рациональное отношение к природе.

Заложенные в раннем возрасте экологические основы помогают ребенку:

  • в дальнейшем определить свое отношение к окружающему миру;
  • беречь его;
  • принимать активное участие в спасении природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф.

Видео об экологическом воспитании детей

7 способов научить детей осознанности

Мы знаем, что осознанность полезна для нас. Это помогает нам при воспитании детей —  поступать разумно, а не поддаваться инстинктивной реакции.

Осознанность также полезна и для наших детей. Исследования показывают, что осознанность может помочь детям улучшить свои способности концентрации внимания, успокаиваться, когда они расстроены, и принимать более правильные решения.

  • Если коротко, это помогает регулировать эмоции и концентрироваться на развитии когнитивных навыков.
  • Не думаю, что нужно спрашивать, хотите ли Вы этого для своих детей?

Итак, с чего же начать? Как мы можем научить этим важным навыкам наших детей?

Потренируйтесь самостоятельно. Вам было бы трудно преподавать детям балет, если Вы сами никогда не танцевали. Чтобы по-настоящему научить своих детей осознанности, Вам нужно попрактиковаться самим.

Вы можете потихоньку начать с практики медитации, всего по 5-10 минут в день.

Найдите способы включить осознанность в свои ежедневные занятия. Не позволяйте этому шагу запугать Вас — у Вас, вероятно, уже выработано много осознанных привычек!

Будьте проще

Осознанность — довольно большое слово, чтобы маленькие дети так легко его поняли. Проще говоря, осознанность — это осознание. Это способность замечать наши мысли, чувства, телесные ощущения и все, что происходит вокруг нас и происходит прямо сейчас.

Проверьте свои ожидания

Ожидаете ли Вы, что осознанность устранит истерики? Успокоит Вашего непоседливого ребенка? Принесет в дом тишину? Если это так, Вы, скорее всего, будете разочарованы. Хотя ощущение тишины или спокойствия — это приятные побочные эффекты осознанности, они не являются конечной целью.

Цель обучения наших детей осознанности — дать им навыки, чтобы развить их осознание собственного внутреннего и внешнего опыта, научить определять, являются ли их мысли «справедливыми мыслями», понимать, как появляются эмоции, замечать, когда они теряют внимание и научить контролировать импульсы.

Это не панацея и это не поможет полностью избавиться от того, что является, честно говоря, нормальным детским поведением, вроде истерик и шума, нытья и споров…

Не делайте это через силу

Если Вашим детям не интересны Ваши уроки или занятия, не заставляйте их принимать в них участие. Привыкайте к тому, что Вы не всегда можете получить, что хотите.

Теперь, когда мы закончили с введением, вот несколько советов о том, как Вы можете начать прививать осознанность своим детям:

1. Слушайте звуки

Легкий способ для детей практиковать осознанность — это сосредоточиться и прислушаться к посторонним звукам. Вы можете использовать поющую чашу, колокольчик или приложение телефона, в котором есть звуки. Скажите своим детям, что сейчас раздастся какой-то звук, и они должны внимательно слушать, пока звук не стихнет (издавайте звук от 30 секунд до минуты).

2. Тренировка дыхания с другом

Маленьким детям может быть сложно «следить за своим дыханием». В этом видео, Даниэл Голман описывает второй класс, который выполняет упражнение «дыхание с другом»: ученик берет мягкую игрушку, а затем ложится на спину и кладет игрушку себе на живот. Он наблюдает за тем, как игрушка медленно поднимается и опускается, пока он дышит.

3. Сделайте свои прогулки осознанными

Одна из любимых вещей моих детей летом — это «внимательная прогулка». Мы прогуливаемся по нашему району и замечаем вещи, которые мы раньше не видели. Мы засекаем одну минуту прогулки, во время которой мы молчим и просто обращаем внимание на звуки вокруг — лягушек, дятлов, газонокосилок. Мы даже не называем это «осознанностью», но это именно она и есть.

4. Пусть благодарность войдет в привычку

Я считаю, что благодарность является фундаментальной составляющей осознанности, она учит наших детей ценить изобилие в их жизни, вместо того, чтобы сосредотачиваться на всех игрушках и сладостях, которых они жаждут. Моя семья делает это за ужином, когда мы все делимся чем-то, за что мы благодарны. Это одна из моих любимых частей дня.

Помогите ребенку быстро и навсегда развить основные когнитивные (познавательные) навыки, применяя программы Fast ForWord

5. Проверьте свой личный прогноз погоды

В книге «Я спокоен и внимателен, как лягушонок», Элин Снель призывает детей «составлять метеорологический отчет, который лучше всего описывает их чувства в данный момент».

Солнечный, дождливый, буйный, спокойный, ветреный, цунами? Эта деятельность позволяет детям наблюдать за их нынешним состоянием без излишней идентификации с их эмоциями. Они не могут изменить погоду на улице и мы также не можем изменить наши эмоции или чувства. Все, что мы можем изменить, это то, как мы относимся к ним.

Читайте также:  Гастрит у детей: симптомы и лечение

«Я не ливень, но я заметил, что идет дождь. Я не трусишка, но я знаю, что иногда у меня появляется такое большое чувство страха где-то около горла».

6. Сделайте Банку Спокойствия

Банка Спокойствия похожа на сувенирный снежный шар — встряхните её и наблюдайте за бурей! Вскоре, если мы сядем, подышим и просто понаблюдаем за волнением частиц в банке, мы увидим, как они успокаиваются. Так же работает и наше сознание.

7. Выработайте осознанное питание

Упражнение, во время которого Вы сознательно едите изюм или шоколад, является одним из основных элементов обучения осознанности и это отличное задание для детей. Вы можете найти сценарий для семиминутного осознанного приема пищи здесь.

Прежде всего, помните, что главное — получать удовольствие и ничего не усложнять. Вы можете предоставить своим детям множество возможностей, предложить полезные методики — некоторые из них для них сработают, а некоторые — нет.

  1. Но экспериментировать интересно в любом случае!
  2. Источник

«Формирование экологического сознания (мышления) в дошкольном детстве»

  • Смирнова Наталья Николаевна
  • Normal
  • 0
  • false
  • false
  • false
  • RU
  • X-NONE
  • X-NONE
  • MicrosoftInternetExplorer4
  • /* Style Definitions */
  • table.MsoNormalTable
  • {mso-style-name:»Обычная таблица»;
  • mso-tstyle-rowband-size:0;
  • mso-tstyle-colband-size:0;
  • mso-style-noshow:yes;
  • mso-style-priority:99;
  • mso-style-qformat:yes;
  • mso-style-parent:»»;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

  1. mso-para-margin:0cm;
  2. mso-para-margin-bottom:.0001pt;
  3. mso-pagination:widow-orphan;
  4. font-size:11.0pt;
  5. font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
  6. mso-ascii-font-family:Calibri;
  7. mso-ascii-theme-font:minor-latin;
  8. mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
  9. mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
  10. mso-hansi-font-family:Calibri;
  11. mso-hansi-theme-font:minor-latin;
  12. mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
  13. mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
  14. Статья «Формирование экологического сознания (мышления) в дошкольном детстве»

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас   «..

в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им «производство» губительных эффектов на выходе биосферного сверхорганизма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека».

    Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения.

Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть.

«Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только и не просто как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно  развивающееся взаимодействие с нею».

Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основой, фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Только в этом случае может быть обеспечено правильное решение хозяйственных и иных проблем в настоящем и будущем.

      Многочисленные публикации  в восьмидесятых и девяностых годах обнаружили «острые углы» экологической ситуации сложившейся в нашей стране.

Авторы публикаций – крупные ученые, журналисты и писатели, хозяйственные и общественные деятели, — обсуждая вопросы природоохранной работы, высказываются о необходимости усиления экологической пропаганды, постановки воспитательно-образовательной работы с детьми.

    Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как нужно их понимать применительно к области дошкольного воспитания?

    Вопрос экологического сознания с методологических позиций обсуждается в монографии «Экологическое знание и сознание».

    Авторы показывают, что природу Земли, все ресурсы которой вовлечены в экономическую систему производства, причем в глобальных, общепланетарных масштабах, нельзя рассматривать в отрыве от человеческого общества. Человек и природа – это единая интенсивно функционирующая система «природа – общество», знания о системе «природа – общество» — основная форма экологического сознания.

   Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Авторы указывают, что экологическое сознание может складываться двумя путями: стихийным или сознательным, которое формируется посредством целенаправленного воспитания и образования.

   Формирование экологического сознания, мышления – это длительный процесс. Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные  впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

    Традиционно в дошкольном  воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды.

Мне близка позиция доктора биологических наук Т.В.

Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько о формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим или сберегающим образом».

    Критерием, показателем зрелости экологического мышления человека любого возраста (от дошкольника до взрослого) можно считать различные осознанные действия и поступки человека, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения.

Причем это время в равной степени распространяется  как на конкретные  поступки ребенка от отношения к растениям, животным, находящимся в сфере его досягаемости, так и на индивидуальное поведение взрослого (например, отдыхающего на природе) и т.д.

    Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания. Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду.

Она строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу.

Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

    Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания.

Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к постановке правильной работы и получению нужного результата. Большим воспитательным потенциалом обладает метод проекта.

Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды. Технология проектирования помогает сориентировать ребенка на стремление решать возникающие проблемы самостоятельно.

Его значимость заключается в том, что формируется собственный опыт ребенка в педагогическом процессе. Экологический проект выводит ребенка из стен детского учреждения в окружающий мир, в природную и социальную действительность.

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою “самость”, особенно когда необходимо: заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми); открыто и четко сказать, о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также эксперт.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector