Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Большинство детей обладают большой подвижностью и неугомонной активностью, они непоседливы и не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном. В большинстве случаев это нормальное явление. Но бывают ситуации, когда надо разобраться, только ли детство как таковое наделяет вашего малыша подобными характеристиками или же у него есть проблема, называемая синдромом рассеянного внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

В данной статье мы не будем говорить о подростках. Эта тема касается детей дошкольного и младшего школьного (начальные классы) возрастов.

Рассеянность у ребенка – это нарушение умственной деятельности, при которой невозможно долго сосредотачиваться на каком-то одном занятии. При этом ребенок может быть слишком активен или же, напротив, отстраненным и замкнутым.

Данное расстройство выявляется у каждого пятого ребенка. Это считается довольно частым явлением.

Первые признаки данного синдрома можно обнаружить уже в четырехлетнем возрасте. Но нередки случаи, когда это расстройство возникает и раньше.

Например, у младенцев в первые месяцы жизни может наблюдаться чрезмерная двигательная активность или невозможность сосредоточить внимание на погремушке или другой игрушке, хотя они уже должны уметь это делать в данном возрасте.

В 3–4 года этот синдром, как правило, отражается на речевых навыках детей.

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Выделяют несколько разновидностей синдрома рассеянного внимания.

  • Нарушается только внимание без сопутствующих проявлений и симптомов.
  • Нарушается внимание и эмоциональный фон (появляются частые перепады настроения, раздражительность, агрессивность).
  • Нарушается внимание, сочетаясь с гиперактивностью (неусидчивость, отвлечение на посторонние предметы и занятия, ухудшение успеваемости в учебе).
  • Самый сложный тип рассеянности внимания – смешанный тип. При нем серьезно нарушаются интеллектуальные возможности, а поведение ребенка часто бывает непредсказуемым.

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Точных причин возникновения рассеянного внимания не установлено. Но гипотетически выделяют физиологические и психологические факторы развития этого синдрома.

К физиологическим факторам относят:

  • генетическую предрасположенность или наследственность;
  • воздействие на организм неблагоприятных экологических изменений окружающей среды;
  • тяжелый процесс родов, повлекший за собой асфиксию, гипоксию новорождённого или какие-либо травмы (например, черепно-мозговые);
  • перенесенные женщиной заболевания во время беременности (например, те, что могут привести к внутриутробному инфицированию плода, что, в свою очередь, негативно сказывается на его развитии);
  • курение, употребление алкоголя и наркотиков будущими матерями приводит к развитию различных патологий плода, среди них и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
  • перенесенные в раннем детстве травмы черепа и головного мозга;
  • перенесенные в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся очень высокой температурой (гипертермией);
  • серьезные нарушения в работе внутренних органов (хронические заболевания головного мозга, сердца, почек и т. д.);
  • резус-конфликт между мамой и вынашиваемым плодом – такое бывает, когда у женщины отрицательный резус-фактор, а у будущего малыша – положительный.

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Психологических факторов меньше, чем физиологических, но их наличие может оказать серьезное воздействие на развитие личности ребенка. Чаще всего это неблагоприятная и неблагополучная обстановка в семье:

  • неправомерные действия взрослых по отношению к ребенку (физическое насилие, угнетение и унижение личности, агрессия со стороны взрослых, недостаток общения, внимания, любви и ласки, отсутствие разумных способов и методов воспитания);
  • вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркотики);
  • напряженные отношения между родителями (частые ссоры, скандалы, ругань, драки);
  • врожденные характерные особенности ребенка, отсутствие своевременной корректировки которых может привести к развитию данного синдрома на их почве;
  • проблемы с коммуникабельностью и социальной активностью, то есть ситуации, когда ребенку трудно влиться в коллектив, найти свое место в обществе (детский сад, школа, детская площадка).

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Мы перечислим все известные симптомы, характеризующие синдром рассеянного внимания, но надо учитывать, что у каждого ребенка они проявляются далеко не все, их набор зависит от многих факторов: от возраста и характера ребенка, от условий проживания и воспитания, от степени тяжести самого недуга.

Можно предположить, что ваш малыш страдает синдромом дефицита внимания, если у него наблюдаются следующие признаки:

  • ребенок неусидчив и непоседлив;
  • не владеет самоконтролем и самоорганизацией;
  • не слушает собеседника и не понимает того, что ему говорят;
  • забывчив, но не от нарушения памяти, а от нарушения внимания;
  • склонен к тревогам и страхам;
  • навязчив, что часто воспринимается окружающими как невоспитанность;
  • не способен уделять внимание деталям, крайне небрежен;
  • практически всегда возникают трудности (часто конфликты) в общении с родителями, воспитателями, учителями, другими детьми;
  • ребенок не способен завершить начатое дело до конца;
  • он не может соблюдать инструкции и правила;
  • ему трудно концентрироваться на каком-либо занятии, на выполнении одного задания (это касается школьных уроков и выполнения домашних обязанностей);
  • выполняя какую-либо задачу, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
  • невнимательность и крайняя рассеянность становятся постоянными спутниками ребенка, из-за чего он часто что-то теряет;
  • чрезмерно активен и подвижен, крутится и постоянно двигает руками и ногами, сидя на одном месте;
  • проблемы в поведении, непослушность, шумность, стремление все сделать всем наперекор;
  • нежелание убирать свои игрушки и приводить в порядок свой письменный стол;
  • в возрасте 7, 8 лет возникают сложности в учебе, новая информация не воспринимается в полном объеме, возникают ошибки в школе и на уроках, проблемы в освоении письма и счета, это усиливается в случае, если плюс ко всему информация не вызывает интереса;
  • ребенок крайне нетерпелив и практически не может спокойно ожидать чего-либо, например приближения своей очереди или происхождения какого-то события;
  • повышенная разговорчивость, но невозможность долго беседовать на одну тему (ребенок постоянно перебивает и часто отвечает на вопросы, не дослушивая их до конца).

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Преодолеть синдром рассеянного внимания на 100% удается не всем детям, страдающим этим расстройством.

По статистике выздоровления, примерно у половины детей симптомы этого синдрома пропадают к подростковому возрасту полностью, остальным же удается убрать большую часть неприятных проявлений и исправить качество жизни в лучшую сторону.

Для борьбы с этим серьезным недугом необходим комплексный подход. Он включает в себя консультации врачей-специалистов и медикаментозную терапию, строгое соблюдение четкого распорядка дня (как школьников, так и дошкольников), обязательные занятия с психологом, правильные методы воспитания, применяемые родителями, и разумное распределение эмоциональных и физических нагрузок.

  • Медикаментозное лечение назначается специалистами далеко не всегда. Только в случае очень серьезных нарушений, когда качество жизни ребенка крайне ухудшается и приводит к невозможности обучения и адаптации в обществе. Необходимо помнить, что назначать лекарства может только врач. Самостоятельно этим заниматься противопоказано. Как правило, доктора назначают успокоительные средства для снижения нервной возбудимости. Применение сильнодействующих медикаментов в раннем возрасте запрещено.
  • Ребенку с синдромом рассеянного внимания просто необходим режим дня и его систематическое соблюдение. Это поможет сформировать дисциплину, которая отсутствует у таких детей. Распорядок дня должен быть прописан и размещен на видном для всех членов семьи. В этом расписании ребенку обязательно надо оставлять два часа личного свободного времени, которое он сможет потратить на свои интересы и увлечения.
  • Детям с подобным нарушением часто бывает крайне трудно обучаться в общеобразовательных учреждениях, этот недуг способствует сильному снижению успеваемости. Поэтому можно рассмотреть возможность посещения учреждений со специальной для таких случаев программой или же перевести ребенка на домашнее обучение.
  • Обязательным пунктом борьбы с расстройством внимания являются занятия у психолога. Специалист владеет методиками, приемами и программами, направленными на устранение повышенной эмоциональности и импульсивности. Подобные занятия помогают детям снять напряжение, стать спокойнее и уравновешеннее. Моделируя различные ситуации, психолог тестирует поведение ребенка и, исходя из полученной информации, дает ему советы, как правильно себя вести.

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.

Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.

Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.

Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.

Поэтому очень важно родителям обращать внимание на поведение своих детей, и если вы замечаете вышеперечисленные симптомы, то лучше обратиться к специалистам за консультацией.

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.

Ребенок с синдромом рассеянного внимания обязательно должен иметь свои домашние обязанности (они должны соответствовать его возрасту и возможностям).

Ему надо давать возможность проявлять настойчивость и самостоятельность в выполнении какого-либо задания, но в то же время нельзя бросать его наедине с проблемой – надо быть рядом и при необходимости помочь. Кроме того:

  • необходимо хвалить его за успехи, но не хвалить беспричинно;
  • обязательно занять ребенка каким-нибудь спортивным занятием;
  • также необходимо заниматься развивающими занятиями и играми;
  • желательно помогать ребенку с труднодающимися школьными предметами, например объяснить тему, которую он не понял на уроке.
Читайте также:  Менингит, первые симптомы минингитовой инфекции у детей, лечение

Важно завершать день ребенка спокойными, расслабляющими занятиями, например рисованием или чтением, чтобы снизить его активность и возбудимость.

Оценить статью можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

Что такое синдром дефицита внимания у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает серьезные проблемы у ребенка. Ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми, нелегко учиться. Его поведение сильно отличается от нормы. СДВГ требует своевременной диагностики и адекватной терапии.

По сути это неврологическое нарушение, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях.

СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания у детей проявляется в неусидчивости и импульсивности

Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.

СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Каковы причины СДВГ

Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.

Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли.

Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Симптомы синдрома гиперактивности

Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах.

Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться.

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Детям с СДВГ обычно трудно дается учеба

В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.

Ребенок с дефицитом внимания:

  • не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
  • не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
  • не слушает взрослых;
  • не может организовать деятельность;
  • избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
  • не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
  • легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.

Признаки гиперактивности:

  • беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
  • ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
  • в неуместных ситуациях начинает бегать;
  • ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
  • проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
  • игнорирует требования старших.

Симптомы импульсивности:

  • перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
  • не может спокойно ожидать своей очереди;
  • часто перебивает собеседника.

Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.

Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.

При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.

У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.

Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.

Коррекция поведения

Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.

Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.

Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.

Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей

В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни.

Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.

Лечение с помощью психологической терапии

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Для коррекции поведения ребенка с СДВГ нужно посещать психотерапевта

Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Витаминотерапия

Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.

Социальная поддержка

Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение.

Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.

Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.

Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.

 синдром Туретта у детей

Что такое СДВГ и почему его нельзя вылечить, но можно скорректировать

Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD).

Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом.

Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.

«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А.

Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания.

А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».

Читайте также:  Гипофиз головного мозга: что это, за что отвечает, функции, симптомы нарушения в работы

Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево.

Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные.

Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.

Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно.

Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово.

Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше — читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет.

Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».

Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными.

«К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина.

«Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение.

Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».

Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом.

Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин.

Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».

Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.

Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание.

В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом.

Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».

Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина.

«Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет.

Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально.

В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».

СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны.

Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему.

Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром.

Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».

У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью.

Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках.

Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».

Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто.

«Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ.

Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И.

Герцена Юлия Гусева.

Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию.

Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни.

Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».

Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми.

«В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать.

Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя.

Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».

Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения.

«Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина.

«А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».

Читайте также:  Ганглионит - что это, причины, классификация, симптомы, лечение

 Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок»

Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.

 Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»

Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.

 Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»

Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.

 Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Синдром дефицита внимания у взрослых: клинические, психофизиологические проявления и терапия

Лечение больных с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одной из актуальных проблем детской неврологии и психиатрии. Он встречается у 5-9% детей в общей популяции [1, 2, 7, 23].

Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, чрезмерной подвижностью, импульсивностью, низкой успеваемостью и утомляемостью. Несмотря на то что в 30-50% случаев симптомы СДВГ, развившиеся в детском возрасте, в той или иной степени переходят и во взрослый возраст [6].

Клиническим проявлениям данного расстройства у взрослых уделяется гораздо меньше внимания. СДВГ встречается у 3-6% в популяции взрослых [15, 17, 20].

В настоящее время СДВГ рассматривается как проявление нарушения развития нервной системы. Поэтому предполагается, что в зрелом возрасте первичное развитие СДВГ невозможно.

Для оценки СДВГ у взрослых были разработаны специальные критерии [6].

Согласно этим данным, поведение взрослого пациента в детском возрасте (ретроспективно) должно соответствовать критериям DSM-IV для СДВГ детского возраста, а у взрослых оно должно соответствовать следующим ниже признакам 1 и 2, а также не менее чем двум из признаков 3-7: 1.

Постоянная двигательная активность. 2. Нарушения внимания. 3. Эмоциональная лабильность. 4. Неспособность до конца выполнить задание. 5. Вспыльчивость. 6. Непереносимость стресса. 7. Импульсивность.

Перечисленные признаки обусловливают особенности поведения взрослых пациентов с СДВГ в социальной и личной жизни. Несмотря на то что у таких больных не обнаруживаются когнитивные нарушения, у них страдают и академические достижения и образование. Пациенты с СДВГ реже получают высшее образование и занимают более низкие профессиональные должности.

Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда, очень частыми переменами мест работы и увольнениями. Однако уровень безработицы среди них значимо не отличается от уровня контрольной группы. Они значительно чаще становятся виновниками автомобильных катастроф [10], страдают от несчастных случаев.

При выполнении психофизиологических проб на стоп-сигнал они дают худшие результаты, что свидетельствует о повышенной импульсивности [21]. Определенные трудности возникают у взрослых с СДВГ и в личной жизни: большое количество партнеров при меньшей продолжительности сексуальных отношений, частые разводы, отсутствие последовательности в применении контрацептивных средств.

Они также часто страдают аддиктивными расстройствами.

При лечении СДВГ за рубежом чаще всего используются психостимуляторы и атомоксетин. Исследований, посвященных диагностике и лечению СДВГ у взрослых в России, мы не нашли.

Цель настоящего исследования — уточнение клинических проявлений СДВГ у взрослых и оценка эффективности и безопасности применения препарата адаптол в его лечении.

Обследовали 34 пациента в возрасте от 18 до 30 лет (средний — 23,4±4,09 года), предъявлявших жалобы на повышенную двигательную активность и невнимательность.

Обязательным условием для включения больных в исследование являлось указание пациентов и/или их родителей на наличие этих расстройств в детском возрасте. Критериями исключения являлось наличие церебровас­кулярных заболеваний, выраженных проявлений депрессии, тяжелых черепно-мозговых травм в анамнезе.

Диагноз СВДГ ставился на основании приведенных выше критериев [6], которые соответствуют рубрике F90.0 по МКБ-10.

Неврологическое обследование проводилось по общепринятой схеме. Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении — MFI-20 c 5 подшкалами.

Состояние больных оценивалось и по визуальной аналоговой шкале (ВАШ). Применялся 10-балльный вариант.

С помощью ВАШ проводилась субъективная оценка самими пациентами астении и ведущих симптомов СДВГ — невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Диагностика имевшихся у больных сопутствующих цефалгий осуществлялась в соответствии с классификацией Международного общества по изучению головной боли. Оценка интенсивности цефалгий производилась с помощью ВАШ.

Психологическое исследование включало использование шкалы тревоги Спилбергера-Ханина. Степень нарушения внимания оценивалась при помощи теста непрерывной деятельности TOVA (Test of Variables of Attention), позволяющего определить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным.

Контрольную группу составили 35 практически здоровых человек в возрасте от 18 до 35 лет (средний — 22,6±3,7 года).

Для лечения пациентов с СДВГ был проведен курс терапии небензодиазепиновым анксиолитиком — адаптолом.

Известно, что адаптол оказывает выраженный вегетостабилизирующий и умеренный анксиолитический эффект без снижения скорости реакций, а также умеренный ноотропный на фоне физического и психического пере­утомления и антигипоксический.

Это приводит к увеличению адаптогенной активности, антистрессовому и стресс­протективному действию, улучшению умственной и физической работоспособности.

При этом адаптол, в отличие от препаратов бензодиазепинового ряда, не оказывает миорелаксирующего эффекта, не угнетает сократительную функцию миокарда, не вызывает нежелательных центральных явлений: подавленности, вялости, сонливости, эмоционального безразличия.

Пациентам был назначен адаптол в течение 8 нед в суточной дозе 1500 мг, разделенной на 3 приема. Другой терапии в течение этого времени и за месяц до обследования пациенты не получали.

Основными проявлениями СДВГ у наблюдавшихся больных являлись невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Результаты самооценки больными этих явлений приведены в табл. 1.

В соответствии с DSM-IV из наблюдаемой группы были выделены пациенты со следующими типами СДВГ: с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) — у 17 (50,0%) человек; с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ-ГИ) — у 4 (11,7%); комбинированный тип (СДВГ-К) — у 13 (38,3%).

Очаговая неврологическая симптоматика при обследовании больных не была выявлена. По данным анализа результатов анкетирования с помощью шкалы MFI-20, астенический синдром был диагностирован у 26 (76,5%) пациентов. Количественная оценка выраженности астенического синдрома показала достоверное повышение показателей по шкалам общей и, особенно, психической астении (см. табл. 1).

У пациентов из исследуемой группы часто отмечались головные боли — у 30 (88,3%) человек. При этом головные боли напряжения (ГБН) отмечались у 22 (64,7%), из них у 18 пациентов наблюдались частые ГБН. Частота их приступов составляла 3-10 раз в месяц.

Диагноз «хронические ГБН» был поставлен в 4 случаях. Мигренозные боли были у 13 (38,2%). Из них мигрень без ауры отмечалась в 11 случаях, мигрень с типичной аурой — в 2 случаях; у 5 пациентов отмечались как мигренозные боли, так и ГБН.

Средняя интенсивность головной боли по ВАШ в исследуемой группе составила 6,4±3,1 балла.

Проявления вегетативной дисфункции (по критериям А.М. Вейна) отмечались у 33 (97,1%) пациентов. Комплексный балл оценки тяжести вегетативных нарушений составил 39,1±10,7 (норма — 20-25 баллов).

При психологическом исследовании у 29 (85,3%) пациентов с СДВГ было отмечено повышение (иногда значительное) уровня как реактивной, так и личностной тревожности.

Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов с СДВГ выявлялось достоверное повышение показателей невнимательности, импульсивности и времени реакции по сравнению с контрольной группой (табл. 2).

После лечения адаптолом улучшение состояния отмечено у 22 (64,7%) пациентов. У больных существенно в лучшую сторону изменились показатели самооценки внимания, гиперактивности и импульсивности (см. табл. 1).

Пациенты сообщали о том, что стали усидчивее во время занятий, быстрее справлялись с производственными заданиями.

Кроме этого, улучшились взаимоотношения с близкими и коллегами в ситуациях, где раньше часто возникали конфликты.

Количественная оценка выраженности астенического синдрома после лечения достоверно снизилась по шкалам общей и, особенно, психической астении (см. табл. 1). При оценке болевого синдрома по ВАШ средняя интенсивность головной боли после лечения составила 3,2±1,4 балла. Наибольшее снижение интенсивности цефалгии отмечалось у пациентов с ГБН.

После лечения адаптолом отмечалось также существенное уменьшение проявлений вегетативной дисфункции. Комплексный балл оценки тяжести вегетативных нарушений после лечения составил 27,8±9,1 (p

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector